В какой главе появляется грушницкий. Цитатная характеристика героя на примере Грушницкого ("Герой нашего времени"). Размышления Григория Александровича Печорина

Герой М. Ю. Лермонтова Грушницкий, в первый раз появляется в эпизоде под названием «Княжна Мэри». В общем-то, этот эпизод является последним, в котором вообще упоминается этот персонаж, так как в этой части он погибает от руки Печорина.

О Грушницком мы знаем не много: юнкер, который не более года состоит в службе. Родители его небогатые дворяне, владеющие деревней в Российской глубинке. Внешность Грушницкого приятна, он хорошо сложен, а также имеет выразительное лицо. Весь его образ дополняет ранение в ногу, которое получил персонаж на Кавказе. Он не отличается остротой ума, наивен, слабохарактерен и совсем не разбирается в людях.

Грушницкий – это сентиментальный человек, романтик. Поэтому, встретив княжну Мэри, он сразу влюбился в неё. Тут нужно понимать, что он не полюбил её, а лишь влюбился. Это очень опасное состояние души, когда мозг человека затуманен, и он не может отвечать за свои действия. Поэтому, когда Печорин, проявляя свою натуру подлеца, решил подшутить над Грушницким и влюбить в себя княжну Мэри, при этом, опозорив перед ней его, тот не смог простить ему такого поступка, и решил отомстить.

Лишь случайное стечение обстоятельств, спасли Печорина от неминуемого позора, который, в свою очередь, обратил его на Грушницкого с удвоенной силой. Из этого момента мы видим, что не только главный герой произведения способен на подлость, месть и изящные способы мести. Грушницкий мог опозорить Печорина перед всеми, уличив его в трусости, но не смог из-за доктора Вернера. И, тем не менее, мы видим у этого персонажа отличительные стороны от главного. Он слышит голос совести, в отличии от Печорина. Это мы можем хорошо увидеть, в отрывке, который повествует о дуэли между героями. Грушницкий, зная, что пистолет его противника не заряжен, чувствуя себя подлецом, не смог выстрелить. Печорин же, раскусив план своего оппонента, имея шанс его пощадить, застрелил беззащитного, подавленного собственным благородством Грушницкого.

На этом повествовании о Грушницком заканчивается, и мы можем сделать выводы об образе Грушницкого. Кем же он был? Героем, который не щадил себя, или трусом и подлецом? Из совершенных дел Грушницкого мы видим, что он благороден, хоть и способен на подлость. Тем не менее, свои злые планы до конца такой человек довести не может, так как он слышит голос совести, а это значит, что Грушницкий имеет более черт благородного человека, нежели чем подлеца.

Сочинение Характеристика и образ Грушницкого

Грушницкий является одним из самых ярких второстепенных героев в романе «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Это молодой человек, юнкер, а также старый приятель Печорина, главного героя произведения, чей образ в течение всего романа контрастирует с образом Грушницкого. В основном, именно с помощью Печорина и его журнала раскрывается образ молодого человека.

Впервые читатель знакомится с Грушницким в главе «Княжна Мери». Молодой военный оказывается на лечении на водах по причине ранения в ногу, где и встречается с Печориным, своим давним знакомым. Помимо Печорина, он встречает княжну Мери, красотой которой был очарован. Так как они были из разных слоев общества, её внимание доставалось ему нелегко. И в какой-то момент его чувства стали неискренними, их взаимоотношения стали для него игрой, которую он должен выиграть.

Не добившись успехов, герой распускает лживую информацию о девушке, которая портит ей репутацию. В этом поступке проявляется его трусость, мстительность, способность на обман и подлые поступки. Возможно, данной ситуации не произошло, если бы Грушницкий не был чересчур самовлюбленным и уверенным. По словам Печорина, «...производить эффект – его наслаждение». К примеру, он не привык слушать собеседника, а предпочитал наслаждаться собственной речью и слогом. И даже тот факт, что он осмелился претендовать на роль жениха к девушке высшего слоя, показывают эти качества. Усиливает его самоуверенность солдатская шинель, которая создает видимость романтического героя и производит впечатление на девушек, даже на княжну.

Помимо отрицательных качеств, как и у любого человека, у Грушницкого присутствуют и положительные черты, которые были раскрыты благодаря Печорину. В то время, когда он не играет свою неприятную роль, он является хорошим собеседником и другом, имеет отличное чувство юмора.

Образы Грушницкого и Печорина очень схожи на первый взгляд. Но если углубиться и проанализировать поступки обоих героев, то можно понять, что Грушницкий более положительный герой. Его подлые поступки совершаются лишь от скуки, но ни в коем случае не с целью испортить людям жизнь. Он не имеет злых побуждений, поэтому читатель не должен осуждать его. В любом случае, смерть Грушницкого на дуэли с Печориным могла бы не произойти, если бы герой вовремя смог осознать свои ошибки и измениться в лучшую сторону.


С Грушницким читатель впервые столкнется в главе под названием «Княжна Мери». Грушницкий второстепенный персонаж романа, позволяющий оттенить многогранный характер главного героя Печорина Григория Александровича. Образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» покажут его как человека подлого, низкого. Мечтая стать героем романа, он добился одного, заставил себя ненавидеть и презирать.

Образ

Имя Грушницкого неизвестно. Выглядел лет на 20 с небольшим. Дворянин. Выходец из провинции. Родители парня простые люди, без чинов и золотых запасов в сундуках.

Черноволос. Легкие завитки волос вносили в его образ романтичную нотку. Кожа смуглая. Носит усы. Черты лица выразительны. Хорошо сложен.
Ходил Грушницкий, слегка прихрамывая на одну ногу. Ранение на службе привело его в Пятигорск на лечение. Хромота не доставляла юноше неудобств. Он не стеснялся ее, наоборот, чувствовал себя героем, вернувшимся с войны. Ему нравилось, как реагируют на его появление женщины, проникаясь к нему искренним восхищением.

Характер

Воспитан. Образован. Получил хорошее образование и достойное воспитание. В совершенстве владеет французским языком. Начитан.

Вечный романтик , витающий в облаках и придумывающий различные любовные истории, где главным героем становился он.

Любит женщин. Женщины его слабость, но в общении с прелестными созданиями юноша терялся. Он не умел проявлять знаки внимания, ухаживать, засыпать комплиментами. Поэтому был им неинтересен и казался скучен. В случае с Мери это проявляется особо ярко.

Подлый. Способен вонзить нож в спину любого, кто встанет на пути в достижении поставленных целей. Пример этому поступку клевета на Печорина и дуэль, где он, зная, что противник безоружен, все равно соглашается принять в ней участие.

Самовлюбленный. Слышит и слушает только себя. В разговоре перебивает, не дает высказаться другим до конца. Любит произносить длинные тирады. Совершенно не знает людей, их психологию. На любой случай у него припасен десяток пышных фраз, которыми при случае можно бравировать.

Позёр. Любит производить впечатление на окружающих. Это его любимое занятие. Не искренен в словах и поступках. Пустомеля.

Грушницкий зеркальное отражение Печорина

Печорин видел в Грушницком свое отражение и это сходство ему определенно не нравилось. Оба любят играть с людьми, устанавливая свои правила и не думая, как игра отразиться на их жизни впоследствии. Это своего рода развлечение, лекарство от скуки, но отличавшееся особой жесткостью и наплевательством к другим людям. Оба эгоистичны и дерзки.

Трагичный финал

Дуэли можно было избежать, изменив трагический ход событий. Достаточно было извиниться и попросить прощения за клевету и распускаемые грязные слухи у своего противника – но это было выше сил для Грушницкого. Он считал, что на земле им с Печориным тесно, и кто-то один должен уйти.

Судьба столкнула их лбами на узкой тропинке. Уступать дорогу не в их правилах. Оба слишком уперты и слишком ненавидели друг друга. Печорин убивает его, но делает это без капли сожаления. Ему бы торжествовать, видя поверженного врага, но чувства радости он не ощущал. Наверное, представив, как на месте убитого мог оказаться сам.

Чего добился Грушницкий за свою жизнь. Ничего. Стать героем романа, как хотел, ему не удалось. Грязный, никчемный человек. Ничего кроме жалости к себе не вызывающий. Слабое звено.

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался . Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.

История создания

Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.


Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

«Герой нашего времени»


Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.

Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.


Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.

Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.


Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.

Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.


Арт к произведению Лермонтова – "Герой нашего времени"

ГРУШНИЦКИЙ

ГРУШНИЦКИЙ - центральный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Г.- молод, ему всего двадцать один год. Он - юнкер, однако уже имеет георгиевский крест. Г. забавен, доверчив, имеет ложные понятия о чести, которыми его легко сбить с толку. И только в смерти он достигает исключительности. И.Анненский справедливо находит его смерть прекрасной. «Так не высмеивают людей»,- замечает он в статье «Юмор Лермонтова». «Нам на земле вдвоем нет места!» - в запальчивости выкрикивает Г., стоя под дулом пистолета своего убийцы, будто Пятигорск - это и есть весь мир. Со временем Г. перебесился бы и поумнел, но время его ограничено пребыванием в отпуске по ранению. Печорин подсказывает читателю, что Г. страдает романтическим фанатизмом. Но кажется, романтизм Г. особенно расцветает в присутствии Печорина. Это понятно: юноша польщен вниманием петербургского льва, он стремится копировать его, фактически подражая лишь маске. Г.- участник печоринского маскарада. Дело тут не в одном романтизме Г. Просто ему представился случай играть какую-то роль в обществе. Первый случай оказывается и последним.

В.В.Макаров


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГРУШНИЦКИЙ" в других словарях:

    Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также стр. 21 … Словарь литературных типов

    - «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

    И Лермонтов. Обращение к творчеству Л. характерно для рус. кинематографа с самого начала его существования. В 1909 пионер моск. кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова П … Лермонтовская энциклопедия

    С именем английского поэта связано известное под именем байронизма литературно общественное настроение, которое явилось результатом впечатления, произведенного на всю образованную Европу как гениальными произведениями Байрона, так и своеобразной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в иск ве прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т.п. А … Лермонтовская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени … Википедия

    Мери, княжна Лиговская ("Герой нашего времени") - Смотри также Московская княжна. Единственная дочь княгини Лиговской. Мать называла ее, на английский манер, Мери. Милая и кокетливая, капризная и прехорошенькая девушка с подвижной физиономией, с дерзкой миной, презрительной улыбкой и… … Словарь литературных типов

    Семя цветковых растений по развитию и строению существенно отличается от семени голосеменных. Это объясняется различиями в строении семязачатка голосеменных и цветковых растений и в не меньшей степени в характере оплодотворения и… … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Большие чувства. Азбучные истины , Акунин Борис, Архангельский Александр Николаевич, Андреянова В. В.. Эта книга о том, как обратить большие чувства в мощную силу, генератор энергии, о том, как гордиться тем, что ты способен их испытывать! - Елена Пастернак объясняет, что такое "Апатия" :"Я…

Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной жизни.

Таков прежде всего Грушницкий, «представитель целого разряда людей,- по выражению Белинского,- имя нарицательное». Он из числа тех, которые, по словам Лермонтова, носят модную маску разочарованных людей. Меткую характеристику Грушниц-кому даёт Печорин. Грушницкий, по его словам, позёр, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа». Говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект - его наслаждение». Но в его душе, нет «ни на грош поэзии». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струи, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Но Грушницкий не только самовлюблённый, самодовольный человек: он способен на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, он даёт согласие на дуэль с безоружным противником. Его поведение на дуэли - не только проявление его «самолюбия и слабости характера», но и настоящей низости души.

На фоне такой молодёжи, представителем которой является ничтожный Грушницкий, ярко вырисовывается страдающая личность Печорина.

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....