В чем заключается трагедия жизни обломова. Сочинение «В чем состоит трагедия жизни Обломова. «В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты

Роман И.А.Гончарова «Обломов» и по сей день вызывает споры в плане действий главного героя. Кто-то оценивает Обломова с хорошей стороны из-за его мягкости, добродушия, а другие наоборот, считают Илью Ильича лентяем, человеком полным надежд и мечтаний. Как только дело доходит до действий, Обломов начинает искать внешние причины, по которым он не может воплотить свои планы в реальность.

В начале произведения Обломов представляется нам как человек, не стремящийся изменить свою жизнь. Целыми днями он лежит на своём диване и пускается в мир грёз, где всё находится в покое: никто никуда не спешит, все живут в своё удовольствие, и сама жизнь тянется размеренно. Можно было бы долго размышлять, почему Обломов стал таким, но сам автор даёт нам ответ. Обломову снится сон, в котором он видит своё детство.

Именно этот сон помогает понять истоки лени, бездеятельности Ильи Ильича. С самого раннего возраста за Обломовым следила вся его семья. Ему нельзя было просто так пойти погулять или одеться. За него всё делали прислуги или родители. А что касается учёбы, то родители часто не пускали его учиться, ссылаясь на то, что сегодня праздник или воображали себе, что Илья болен. Даже в четырнадцать лет Обломов не одевается сам. Всю работу делает Захар, с которым он потом живёт всю свою жизнь. На мой взгляд, причиной бездеятельности, лени, бесцельности Обломова является воспитание. Если изучить детство Обломова, то становится ясно, что он ничего не делал, и это вошло у него в привычку.

В противовес можно поставить Штольца, которого воспитывали строго. И именно этот метод воспитания помог Штольцу утвердиться в мире, достичь высот в карьере и восстановить разворованное имение Обломова. Лишь на мгновение Обломов загорается желанием всё изменить. Причиной такого стремления стала Ольга, от которой Илья был без ума. Он набросал замечательный план своей дальнейшее жизни, но опять не выполнил его. И в отношениях он нашёл внешние причины. Так, Обломов не поехал на свидание с Ольгой из-за разлива Невы. Мосты были подняты, и Илья решил остаться дома. После расставания с Ольгой Ильинской Обломов остаётся доживать своё век у Пшенициной. Там Обломов умирает духовно. Он вновь занимает место на диване и лежит на нём круглые сутки. Он уже ни о чём не думает, пытается забыть былое, ещё и по ошибке передает всю выручку с деревни братцу Агафьи Матвеевны. Там его хватает апоплексический удар. Доктор посоветовал вести Илье активный образ жизни и питаться правильно. Обломов подчиняется хозяйке и следует советам доктора. В день он начинает проходить по две версты, но час его кончины становился всё ближе и ближе. Второй удар оказался смертельным, и Илья умер.

По моему мнению, родители сыграли главную роль в становлении Обломова таким лентяем. Именно воспитание превратило Илью в бесцельного и бездеятельного человека. Дети – копия своих родителей. Какие родители, такие и дети. Что мы видим у Обломова? Отец его сидел все дни у окна и лишь изредка спрашивал у прохожих про их дела. Мать же вечно пила чай с подругами. Таким стал и Илья Ильич. Лишь большие потрясения смогли вывести Илью Ильича из спячки.

В каждом из нас есть «частичка Обломова», но не каждый хочет признать это.

И. А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником, умеющим в своих произведениях выразить всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX в., когда в существующем укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его дворянством, несшим в свет науку и просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать. Писатель относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром: ведь он был глубоко взволнован нравственными потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой Россией – позже была заложена Гончаровым в основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».

Роман «Обломов» - центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.

Реальным прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в характере Ильи Ильича писатель мастерски выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма своеобразный человек по своей натуре.
Читая первую часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности». Поражало отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Обломов был ленив, и его нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то,
по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако… любопытно бы знать... отчего я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.

Ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров доносит до нас через «Сон Обломова». Воспитание и атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в далекие детские времена сложилась важная и во многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в то же время здесь в Обломове воспитали такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили живой ум, правдивость, кротость и гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало заложению основы «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей души Гончаров уже склонен осудить размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен, но не хочет и не может
принять новые перемены.

Трудно недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя. Фамилия «Обломов» означает, что герой сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич» самозамкнуто, так как бездеятельный и бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Поэтому образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает черты ярко выраженной ассоциальности, пассивности и эскапизма, то есть стремление уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения. Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья Ильич рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого… сердца».
До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым «голубиным» сердцем. Другие отмечают «лень и апатию» Ильи Ильича, его общественную бесполезность и никчемность. Однако Гончаров хотел показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не скрывая жестокой правды о губительном воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел показать поэзию и правду нравственного противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально обусловленный и вместе с тем общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова нравственная доминанта образа и его философско-психологический смысл.

Одна из главных трагедий этого романа - трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: "Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи". Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. "По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память"; "Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием". Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба.

В этом и есть трагедия Обломова - такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину: "Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца". Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца - это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.

Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку. Я считаю, что истоки трагедий обоих героев - в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы - хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали
время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз "правильное", рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов на станции, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный.


Страница: [ 1 ]

Великолепным, захватывающим и богатым по содержанию можно назвать роман И.А. Гончарова « ». В нем автор в точностях и деталях пытается описать образ жизни русского народа того времени.

Главный герой романа бесконечно ленив. Его не интересуют жизненные блага, общение с товарищами или друзьями, любовные отношения и возможные интриги. Все, о чем он мечтает – это покой. Как же он хочет, чтобы все дела происходили без его участия. Своему слуге он раздает поручения, а сам пролеживает на любимом диване дни и ночи.

Глядя на Илью Ильича Обломова со стороны, можно предположить, что он болен! Чем же? Конечно же, обломовщиной.

К большому сожалению, не он один подвергся ее воздействию. Множество людей, проживающих в России в те года, предпочли лениться и ничего не делать.

В чем же мы видим трагичность жизни Обломова? Конечно же, в ее бесполезном прохождение, в ее бесцельном проживание.

Человек, главный герой романа – просто теряет такие прекрасные моменты в жизни, он огражден от окружающего мира, он не заинтересован ни в чем. А ведь вокруг можно найти хороших друзей, прекрасную спутницу жизни, которая подарит потомков. Можно наслаждаться красотами природы, можно заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие. Но, для всего этого нужна активность, резвость. Нужно постоянно быть в движении, в курсе всех событий. А главный герой – Обломов не мог себе и представить такой суеты и метушни. Они не помещались в его голову, которая совершенно протряхла от постоянного лежания и ничего не деланья.

Человек не имеет смысл жизни – вот в чем основная трагедия. Еще с детства ему навязали мысль о том, что возможно прожить вот в таком, бесхребетном состоянии. И он пошел по тропе окружающих его людей, он напрочь отбил в себе желание на яркую и счастливую жизнь.

В душе достаточно добрый, и даже ранимый. Он не делает окружающим зла, он не вступает в конфликты. Но, такое пустое существование не может по-настоящему приносить удовольствие. Вот, в чем скрывается трагедия жизни Обломова.

«Обломов» - это единственное произведение в мировой литературе, герой которого на протяжении почти всего действия не встает с дивана. Но уникальность персонажа, созданного Гончаровым, заключается не в его патологической лени и бездействии. Далеко не каждый современный школьник способен прочитать это сложное и глубокое произведение. А потому, в чем состоит трагедия Обломова, известно немногим. Характеристике и анализу этого литературного образа посвящена данная статья.

В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Сочинение по произведению Гончарова предполагает предварительную подготовку. Прежде чем приступить к его написанию, следует понять особенности времени, в которое писатель создавал роман.

Писал он его почти десять лет. А спустя два года после издания произошло ключевое событие в истории России - было отменено крепостное право. Боязнь перемен и страх перед будущим владел многими представителями поместного дворянства. Сочинение на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова» следует начинать с описания этого исторического события и влияния его на представителей определенных социальных слоев.

Новое время

Представления об для персонажа Гончарова заключаются в возможности вести размеренную, спокойную жизнь в поместье. В чем состоит трагедия Обломова? Отнюдь не в том, что возможности этой он теперь лишен. Его беда в том, что он не способен подстроиться под реалии Обломов не только не может найти свое место в социальной обстановке, которая сложилась в России. Он даже не стремится к этому.

Во все времена были люди, которые действуют, несмотря ни на что. Но есть и те, кто в силу неудовлетворенности окружающей обстановкой предпочитают лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье.

Мечты и нереальный мир

Примечательно, что событий в произведении чрезвычайно мало. Сюжет романа - это история немолодого полнеющего представителя помещичьего сословия, который рискует быть обманутым своими якобы друзьями. Но человек, который с ним поддерживает настоящие приятельские отношение, вовремя спасает его, лишив, впрочем, любимой женщины. Но в чем состоит трагедия жизни Обломова и как удается автору удержать внимание читателя на протяжении четырех частей? Беда главного героя в том, что он беспрерывно пребывает в мире, который отчасти придуман им самим. А грандиозный объем произведения передает глубинный смысл трагедии человека, который, оказавшись на стыке времен, отказывается от существования в реальном мире и находит спасение в собственных фантазиях и грезах.

Обломовка

Родное поместье предстает в сознании героя неким безмятежным идиллическим миром. Здесь как будто не существует времени. Даже часы в доме бьют очень странно. Их звук напоминает ворчание собак, готовых наброситься друг на друга.

В поместье ничего не меняется. Его обитатели испытывают страх перед всем незнакомым. Даже процесс чтения здесь имеет механический характер. Отец Илюши Обломова держит перед собой газету, как будто совершая некий ритуал. Читает он, как правило, периодические издания трехлетней давности.

Обо всем этом герой вспоминает на протяжении романа. И, читая главы произведения, посвященные ностальгии, читатель отчасти получает ответ на вопрос, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Заключается она прежде всего в том, что герой романа впитал уклад Обломовки и полагает, что подобный образ жизни является единственно верным.

Патологическая безынициативность, лень, абсолютное равнодушие ко всему происходящему вокруг - все это результат воспитания. Обломов лелеет в душе образ поместья. И иногда даже видит его во сне.

Детство

Однажды, засыпая, герой задается вопросом: «Отчего я такой?» А во сне видит дивные картины из детства. В этих грезах есть ответы и на вопросы персонажа, и на тот, который ставит перед собой читатель, а именно в чем состоит трагедия жизни Обломова. Описание снов Ильи Ильича помогает прояснить происхождение его социальной отрешенности.

Сон условно разделен на три части. И с помощью этого приема автор рассказывает читателю предысторию героя. В первой речь идет о нравах, царивших в поместье. Как об Обломовке, так и о детстве персонажа известно из глав, в которых описываются красочные сновидения.

Рос он, окруженный беспредельной заботой. Везде и всегда его сопровождала няня, что не позволяло мальчику особенно резвиться. В поместье царил и сна. Главным занятием его обитателей было «ничегонеделанье».

Сказки

В чем состоит трагедия Обломова? Уже было сказано, что лень и бездействие, характерные для этого персонажа, стали следствием воспитания. А составляющей в нем были сказки, рассказанные няней. Илюша рос ребенком впечатлительным. Истории о молочных реках, волшебницах и прочих чудесах он впитал в себя. И, уже повзрослев, осознал, что явь у него смешалась со сказкой.

В третьей части сна речь идет об отрочестве героя. Трагедия жизни Обломова берет начало в первобытной лени, от которой страдают, сами того не замечая, все жители поместья. Здесь царит простота нравов, тишина и бездействие. И все это способствует развитию своего рода болезни, которую автор именует обломовщиной. Жизнь героя была с детства разделена на две половины. Первая - это тоска и скука. Вторая представляла собой мирное веселье.

Штольц

Однообразное существование Обломова было все же на некоторое время нарушено. В романе присутствует герой, создающий противопоставление главному. Таким персонажем является друг детства Штольц. Приятель выводит Обломова в свет и знакомит с Ольгой Сергеевной Ильинской. Новые встречи благоприятно действуют на него.

Штольц активен, постоянно пребывает в действии, словом, являет собой противоположность главного героя. Его влияние на судьбу Обломова неоспоримо. Однако, несмотря на кардинальные изменения в жизни, герой все же погибает. Его убивает инсульт, вызванный малоподвижным образом жизни.

Обломов представляет собой распространенный тип русского человека. У него богатый душевный мир, он добр, бескорыстен, и он о многом мечтает. Однако ничего не хочет сделать для достижения своих целей.

В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И. А. Гончарова? Ответ на этот вопрос автор дает в конце произведения. Писатель изобразил его человеком, духовно превосходящим всех прочих персонажей, в том числе и деятельного Штольца. Приятель Обломова совершает действия ради действий. Он не имеет высоких целей. Пропагандируя труд, он не может объяснить его предназначения. Обломов же, напротив, обладает доброй и благородной душой, но ему не хватает решительности и способности действовать. Это его и губит.

Изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».

Истоки «обломовщины»

Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.

В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.

Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.

Обломов и общество

Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.

Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.

Обломов и любовь

Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.

Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.

В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.


Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».

В чем состоит трагедия жизни Обломова, описание трагизма романа для сочинения по теме |