В чем заключается счастье некрасова. Сочинения

Cлайд 1

Cлайд 2

Составители: ученицы 10 «а» класса МОУ «Большекатрасьской СОШ» Михайлова Лариса и Сорокина Светлана.

Cлайд 3

Основополагающий вопрос: Что такое счастье? По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Cлайд 4

Цель нашего исследования: Проанализировать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и выяснить: в чем,по мнению Некрасова, заключается счастье? как понимают счастье наши сверстники?

Cлайд 5

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… И.Бунин. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. И.Бунин. Для того чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это всегда не легкая жертва. Ричард Бах. Секрет счастья – свобода… Фукидид. Предметом заботы правительства как в мирное, так и в военное время должна быть не слава правителей или народов, но счастье простого человека. Уильям Беверидж. Великие люди о счастье.

Cлайд 6

Cлайд 7

А как понимают счастье герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ? Семеро крестьян – искателей счастливого человека на вопрос: «кому живется весело, вольготно на Руси?» отвечают:помещику, чиновнику, попу, купчине, боярину, министру государеву, царю. Несложно догадаться, крестьяне – мужики счастье видят в достатке, богатстве и поэтому не называют простого крестьянина счастливым человеком.

Cлайд 8

В главе «Счастливые» мы видим других счастливых героев. Старушка счастлива тем, что собрала с небольшого участка огромный урожай репы: Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде. Но крестьяне не приняли ее счастья: Ты дома выпей, старая, Той репой закуси!

Cлайд 9

Солдат поделился своим счастьем: А в том, во – первых, счастие, Что в двадцати сражениях Я был, а не убит! А во – вторых, важней того. Я и во время мирное Ходил не сыт не голоден, А смерти не дался! А в – третьих - за провинности, Великие и малые, Нещадно бит я палками, А хоть пощупай – жив! Крестьяне пожалели солдата, но не посчитали его счастливым человеком, продолжили поиск дальше.

Cлайд 10

Счастливой назвали Матрену Тимофеевну за ее смелость, мужество – она осмелилась дойти до самого губернатора, чтобы спасти своего мужа. Но крестьянка даже обиделась, что ее назвали счастливой: Не дело вы затеяли – Между бабами счастливую искать!.. Ключи от счастья женского От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!

Cлайд 11

И вот поэт знакомит нас с Гришей Добросклоновым и пишет: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если бы знать могли они, что творилось с Гришею. То есть Некрасов считает, что счастливым в поэме является Григорий Добросклонов. В чем счастье Гриши Добросклонова? В борьбе “за обойденных за угнетенных”. Григорий решил, что будет жить для счастия убогого родного уголка.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Сочинение


Не так ли, други милые?
Они сказали: «Так»…

Н.А. Некрасов

Так что же такое счастье? Счастье - это душевное состояние человека. Как же Некрасов осознает счастье и описывает его в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писатель сочетает понятие своего счастья, «вложенного» в конкретный персонаж, и счастья людей из разных слоев общества. Герои-мужики из «сметных деревень» сходятся и затевают спор:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Не придя к общему решению, думают, что надо пройти по свету и выяснить, кто же счастлив на Руси. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности.

Встреча с попом выясняет, что собственного понимания о счастье у героев нет, сам поп дает им формулу счастья, а мужики с ней пассивно соглашаются:

В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь -
Не так ли други милые?
Они сказали: «Так»…

За наивным, доверчивым высказыванием попа скрывается жизнь простого народа и жизнь самой России в ее прошлом, настоящем и будущем. Не может быть счастливого духовенства, когда несчастен народ.

В направлении поисков счастья намечается поворот. Мужики решили посмотреть, узнать о счастье народа, так как без народного благополучия нет и счастья «верхов».

По своей инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Конечно, «счастливцы» таковы, что мужики, увидев их, с иронией восклицают:

Эй, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатками,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Но все-таки каждый из них, «счастливых», пытается представить свое понимание о счастье.

Даже старая, рябая, одноглазая старуха считает, что она тоже счастлива:

У ней по осени
Родилось реп о тысячи
На небольшой гряде…

Тут пришел и солдат с медалями, он уверен, что его счастье в том, что:

В двадцати сражениях
Я был, а не убит.

Желания каждого русского человека, думал худой, расслабленный мужик с одышкою: «попасть на родину и дома умереть». Даже оборванные нищие смогли объяснить, что они счастливо живут на Руси:

Нас у порога лавочник
Встречает подаянием…

Итак в ответ а эту позицию народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за благополучие:

Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней кажется
Несокрушимая!

Некрасов соглашается с позицией Григория, что народ должен сам бороться за свое благополучие и счастье, но она должна подпитываться физической и духовной поддержкой верхов.

Добросклонов выступает в поэме, как всенародный заступник:

Ему судьба готовила
Путь счастливый, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь…

В моем понимании счастье - это духовное, материальное, физическое благополучие, которого всегда должно доставать (то есть хватать). Но иногда люди думают, что не счастливы, так как не замечают его, но Ломоносов сказал: «Счастье есть только тогда, когда ты его не замечаешь!».

Но думать, внушать себе, что ты не счастлив - нельзя потому, что все люди, каждый, воспринимает благополучие по-своему и счастлив по-своему.

1. Понятие счастья.
2. Основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».
3. Типы счастья.
4. Авторское понимание счастья — Гриша Добросклонов как народный заступник.

Счастье — понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым — значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то — быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего — приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека — воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье — радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы — написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права — представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши — «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое — убого и жалко, второе — по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку — путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам. Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшнным, каким могло быть. Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами — Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин — вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы — слуги богатых помещиков — тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, в разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов — семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

...А у Григория
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино — в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

... в сердце мальчика
С любовью к бедной матери,
Любовь ко всей вахлачине
Слилась...

Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

...и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Народный герой — человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным.

Иди к обиженным
— Будь первый там!

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши — народного поэта и певца — автор вкладывает жемчужину свой поэмы — песню «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,

Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается...
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье — прежде всего для общества, а только потом — для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека — единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь - Не так ли, други милые? Они сказали: «Так»… Н.А. Некрасов Так что же такое счастье? Счастье - это душевное состояние человека. Как же Некрасов осознает счастье и описывает его в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Писатель сочетает понятие своего счастья, «вложенного» в конкретный персонаж, и счастья людей из разных слоев общества. Герои-мужики из «сметных деревень» сходятся и затевают спор: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Не придя к общему решению, думают, что надо пройти по свету и выяснить, кто же счастлив на Руси. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - доказывает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Встреча с попом выясняет, что собственного понимания о счастье у героев нет, сам поп дает им формулу счастья, а мужики с ней пассивно соглашаются: В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь - Не так ли други милые? Они сказали: «Так»… За наивным, доверчивым высказыванием попа скрывается жизнь простого народа и жизнь самой России в ее прошлом, настоящем и будущем. Не может быть счастливого духовенства, когда несчастен народ. В направлении поисков счастья намечается поворот. Мужики решили посмотреть, узнать о счастье народа, так как без народного благополучия нет и счастья «верхов». По своей инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Конечно, «счастливцы» таковы, что мужики, увидев их, с иронией восклицают: Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатками, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Но все-таки каждый из них, «счастливых», пытается представить свое понимание о счастье. Даже старая, рябая, одноглазая старуха считает, что она тоже счастлива: У ней по осени Родилось реп о тысячи На небольшой гряде… Тут пришел и солдат с медалями, он уверен, что его счастье в том, что: В двадцати сражениях Я был, а не убит. Желания каждого русского человека, думал худой, расслабленный мужик с одышкою: «попасть на родину и дома умереть». Даже оборванные нищие смогли объяснить, что они счастливо живут на Руси: Нас у порога лавочник Встречает подаянием… Итак в ответ а эту позицию народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за благополучие: Рать подымается - Неисчислимая, Сила в ней кажется Несокрушимая! Некрасов соглашается с позицией Григория, что народ должен сам бороться за свое благополучие и счастье, но она должна подпитываться физической и духовной поддержкой верхов. Добросклонов выступает в поэме, как всенародный заступник: Ему судьба готовила Путь счастливый, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь… В моем понимании счастье - это духовное, материальное, физическое благополучие, которого всегда должно доставать (то есть хватать). Но иногда люди думают, что не счастливы, так как не замечают его, но Ломоносов сказал: «Счастье есть только тогда, когда ты его не замечаешь!». Но думать, внушать себе, что ты не счастлив - нельзя потому, что все люди, каждый, воспринимает благополучие по-своему и счастлив по-своему.