Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа. Конспект урока "устное народное творчество" Старшая - подготовительная группа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г.Лермонтова Ставропольского края

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

«Устное народное творчество»

подготовила

учитель начальных классов

Васильева Елена Васильевна

г. Лермонтов 2011

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

1. Предмет: литературное чтение.

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

3. Планируемое количество часов: 1 час

Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8

4. Класс – 4 «Б» класс МОУ СОШ №1 г.Лермонтова

5. Учитель: Васильева Елена Васильевна, МОУ СОШ №1, г.Лермонтов

6. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество». Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено , на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится. Это позволило перераспределить время по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д.

Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах.

Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства.

7. Практическая реализация: данный урок проводился в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме.

Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;

2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.

2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.

3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

4. Развитие устной речи и мышления.

5. Формирование элементов литературоведческих представлений.

План урока

1. Организационный момент.1мин .

2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний. «Живая картинка». 5 мин.

3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.1 мин.

4. Организация восприятия и осознания нового материала. 3 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин .

6. Повторение и анализ основных понятий. 13-14 мин.

7. Тестирование 5-6 мин .

8. Итоги урока 2 мин.

9. Домашнее задание. 2 мин.

10.Рефлексия 3 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент, речевая разминка:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

II. Проверка домашнего задания. «Живая картинка».

Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

- Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От­куда мы это узнали? (Из летописей)

Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар­тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас­нецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муро­мец - герои русских былин)

- Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Какой раздел мы изучали на наших уроках? Интересно ли вам было на этих уроках? Почему мы ежегодно начинаем изучение литературы именно с раздела «Устное народное творчество»? (Ответы детей)-Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси. Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика)

Какие виды работы включает в себя эта наука? (собирание, публикация и изучение произведений народного творчества

III. Организация восприятия и осознания нового материала.

Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд № 5.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового).

- Какие малые фольклорные жанры мы изучали? Запишите на листах.

  • Пословицы

  • Поговорки

    Приговорки

    Считалки

    Небылицы

    Скороговорки

VI. Повторение и анализ основных понятий:

Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «былина»? (Былины- эпические песни о русских богатырях.) Какие былины вы знаете? (Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми)

Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм).

Конкурс: «Собери пословицы» : - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде - ряду.) Труд человека кормит, а... (лень портит.) Раз соврал - навек... (лгуном стал.)

- Кто других не любит, ... (сам себя губит.) Кончил дело - ... (гуляй смело.)

- Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет.) Худо тому, кто... (добра не делает никому.)

Сам потерпи, а... (другого не выдай.) Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.)

А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»? Поговорка – незаконченное образное выражение.Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.(на листах)

Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это? (загадка)

Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах:

1. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы чёрные, педаль.

Как зовут меня? (Рояль)

2. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет. (Гармошка)

3. Русским людям нравится,

Собою хороша –

Нарядная душа,

А как играть начнёт –

Народ в пляс идёт. (Балалайка)

4. По целому ты часть найди,

Две ноты вспомни, назови. (До - ля)

5. А эта нота хоть одна,

В кулинарии нам нужна. (Соль)

На какую тему были эти загадки? (Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси? (Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете? Запишите.

    Колыбельные

    Хороводные

    Патриотические

    Шуточные

    Исторические

    Частушки

    Былинные Лирические Обрядовые Плясовы
- С незапамятных времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения? (Сказки)Какие бывают сказки? (Волшебные,бытовые,о животных)
Конкурс «Что такое сказка?» 1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: произведение; чудесное, необычное, из уст в уста.Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?2. – Чем отличается сказка от других произведений? (В сказке есть зачин, присказка и концовка. Она обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль).3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? (Иван Яковлевич Билибин).Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой? (Ответы детей)
Задания для проверочного теста 1 вариант 1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народно­му творчеству: поэма; песня; загадка;повесть; поговорка; басня.2. Найди пословицы о труде: Горька работа, да сладок хлеб. Близок локоть, да не укусишь. Всяк паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.3. Найди среди четверостиший скороговорку: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова.4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона­ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль­чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж­ский, Пересвет, князь Олег) 5. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.)

VII. Тестирование

Объясняются правила выполнения теста.

2 вариант

1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:

загадка; пословица; рассказ;

повесть; песня; юмореска.

2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде - настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. .

3. Найди среди четверостиший считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна.

Богат Ермошка -

У него собака да кошка.

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

4.Одним из первых русских летописцев был... . (Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.)

5. Ими покрывались стены храма. Так называют изобра­жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрес­ки, картины)

Взаимопроверка учащихся.

VIII.Итоги урока

Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа?

Чем отличаются былины и сказки?

Чем интересны русские народные песни?

Почему мы используем в своей речи скороговорки, считалки, загадки и небылицы?

Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и приговорками.

Подсчёт жетонов, выставление оценок.

I Х. Домашнее задание: Творческое задание (по желанию)

1) придумать и оформить кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок;

2) сочинить и инсценировать сказку с друзьями.

Х. Рефлексия : Что понравилось вам на уроке? Что хотели бы узнать по этой теме?

Нарисуйте на листе опроса «своё настроение» на уроке: Слайд № 15.

Не очень - отлично - скучно - удивительно

Список использованной литературы

1. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса;

2. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»;

3. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным;

4. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс»


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).

Обобщающий урок-игра по теме «Устное народное творчество»

Цель: Обобщить знания по теме.

Задачи:

    развивать речь учащихся, их воображение;

    совершенствовать навык выразительного чтения;

    формировать интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству.

Оборудование.

ПК с мультимедийным проектором, презентация к уроку, карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки.

Ход урока.

(1 слайд)Ребята, мы изучили тему «Устное народное творчество». Сегодня на уроке мы должны вспомнить изученное.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

    Считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, заклички (2 слайд)

Как вы думаете, что мы будем делать? (3 слайд)-работа за экраном.

Я думаю, что интересней будет играть в командах. Какая команда лучше?

Вас 7 человек. 7 пополам не делится. Значит, кто-то должен быть членом жюри вместе с …… Как нам выбрать члена жюри?

    С помощью считалки.

Правильно. Кто знает считалку? Встанем в круг.

    Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы

Поводи поди-ка ты!

Теперь разделимся на 2 команды (ребята тянут жребий. На листках указан номер команды: 1 или 2).

Начинаем игру.

    Конкурс «Жанр УНТ»

Первое задание командам: Соедините стрелками определение жанра с его названием. За каждую верную стрелку - 1 балл.

Проверка задания (слайд 4).

Какого жанра не было в этом конкурсе?

    Загадка.

Следующий конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».

    У каждой команды на листках загадки. Прочитайте их и нарисуйте рядом отгадку.

Проверка. Члены команд читают загадку соперникам. Те отгадывают. Отгадки сравнивают. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

Третий конкурс «Театральный»

    Вы знаете, что в потешках показаны плохие черты характера человека.

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

    Да на печи лежит.

Четвёртый конкурс «Доскажи пословицу».

Нужно закончить пословицы, выбрав подходящее продолжение. Объясните смысл каждой пословицы.

Жизнь дана на …………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела). Проверка (5 слайд)

Заключительный конкурс. «Кто больше?»

Какая команда за 2 минуты составит больше слов из слова творчество?

    Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Итог урока. Оценки за урок.

Приложение

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

творчество

творчество

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

    Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

Да на печи лежит.

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела).

Жанры устного народного творчества», 7 класс

Тип урока: Обобщающий.
Цели: Вспомнить жанры устного народного творчества.
Задачи: Учится различать жанры устного народного творчества, развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения, умение сравнивать и анализировать;развитие грамотной устной речи; формирование навыков выразительного чтения,способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;

Ход урока:

1. Организационый момент.

Звучит грамзапись русской народной песни «Как пошли наши подружки».
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
2. Актуализация знаний.
Учитель.
Сегодня о жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что знаем, повторим.
Обратите внимание на доску, давайте прочитаем вопросы.
Постановка проблемных вопросов.
Учитель. Как Вы понимаете, что такое «Устное народное творчество?»
Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
«Творчество» - от слова «творить», создавать.
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество? (ответы детей).
Учитель. Правильно «Фольклор». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Учитель . Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы?
Учитель. Давайте мы с вами на ИД напишем все виды которые знаем.
3. Основная часть.
Учитель . На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово» (слайд 5).

Дети выходят к интерактивной доске и записывают ответы.
1. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,

По куда он идет. (Дождь)

3. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг)

4. Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду. (Велосипед)

5. Всегда шагаем мы вдвоем.
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)

6.Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? (Очки)

7. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита. (Книга)
Учитель. Какое слово получилось в выделенном столбике? (ответы детей).
Ребята, а что такое потешки? (ответы детей).
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Учитель. Потешка – маленькое веселое стихотворение.

4.Физминутка.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычная физминутка. Мы будем ее проводить под музыкальную запись потешки.
А еще про какие жанры унт мы не говорили?
О пословицах.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны.Вам надо их стрелочками соединить.
Соедините начало и окончание пословицы.

Терпенье и труд а не ученье – тьма.
Ученье – свет, там и счастье.
Не спеши языком, всё перетрут.
Труд кормит, торопись делом.
Где труд, а лень портит.
Правильно,хорошо справились с заданием.
А теперь задание труднее!
Составьте пословицы из предложенных попарно соединенных слов.
1.труда - пруда

2.Время - потехи

3.В гостях- дома

4.100 рублей -100 друзей

5.кататься – саночки
Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо сформулировать пословицу.
Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать.
- Поспешишь, людей насмешишь.
Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали.
- По секрету всему свету.
Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.

А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Сейчас мы с вами посмотрим как вы их знаете РНС.
О какой сказке идет речь?
1. Влез Иванушка коню в правое ухо,в левое вылез.Стал молодец молодцом и поскакал к царскому дворцу.
2. Чего тебе, мужичок? – спрашивает царь?
-Вот принес я тебе,государь – батюшка,гуся на поклон,- говорит мужик.Да уж коли умел ты меня уважить,умей и гуся разделить, чтоб никому в моем семействе обиды не было.
3.Выдь за меня замуж.
-Нет,Журавль,не пойду за тебя замуж,у тебя ноги долги,платье коротко,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем!Ступай прочь, долговязый!
Молодцы!
Итог урока.
Учитель . Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Учитель. Спасибо за урок!

Урок 3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОЛНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ

Цели деятельности учителя: дать понятие о фольклоре; развивать речь учащихся; помочь овладеть умениями складывать частушку и использовать приобретенные знания для создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста - губы, рот .)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II. Чтение статьи в учебнике об устном народном творчестве .

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество - это жанр (genre (фр.) - вид ) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, часшушка, сказка.)

Задания учебника 2 (размышляем о прочитанном), 1, 2 (обогащаем свою речь) на с. 8.

III. Беседа о малом жанре устного творчества - загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю. Г. Круглов ).

Что же такое «загадки»? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» - «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом - «Без имени» - согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну он убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.

Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Сходство всех четырех видов загадок - в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая - вопрос, вторая - ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

I V . Обучение составлению своей загадки.

1. Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок гриба мухомора, крупного, нагнувшегося под тяжестью своей шляпки. Сообщает, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб - старожил леса, или «старичок». Его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь загадка уже почти сложилась:

Стоит в лесу старичок,

Надел красный колпачок.

2. Загадка-описание

Учитель предлагает учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, катится, шумит, несется. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:

Бежит - бежит, шумит - шумит, а все никак не вытечет. (Река.)

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал. В старших классах учитель обращает внимание учащихся на то, что в загадках, частушках и других малых жанрах устного народного творчества наблюдаются такие художественные средства выразительности, как метафора, оксюморон, сравнения, антитеза, отрицание, эпитет, гипербола; иначе - широко используются средства языка.

V . Запись учащимися загадок, составленных дома, обсуждение в классе.

Домашнее задание: прочитать из учебника статью «Русские народные сказки» (с. 8-10).