Усадьба архангельское в подмосковье. Нет, с гением равняться я не смею История архангельское

Усадьба Архангельское – родовое имение двух древнейших родов Голицыных и Юсуповых. Голицыны происходят из рода великого литовского князя Гедимина, внук которого получил место при дворе Московского князя Василия I в начале 15 века. Голицыны владели усадьбой на протяжении 18 и до середины 19 века.

Юсуповы были потомками ногайского хана Юсуфа, один из сыновей которого отличился в военных походах с Иваном Грозным. После вступления на престол первого из Романовых – Алексея Михайловича, внуки ногайского правителя приняли православие и получили право именоваться Юсуповы-Княжи. Именно один из князей этого рода превратил в середине 19 века Архангельское в цветущий дворец.

Последний владелец Архангельского, понимая историческую ценность имения для страны, собирался оставить его в дар государству и указал это в завещании еще 31 мая 1900 г. После прихода к власти большевиков началась повсеместная национализация.

Никого в те годы не интересовало содержание последней воли представителя враждебного класса и 1 мая 1919 г. состоялось торжественное открытие уже музея в усадьбе. В 1937 году на месте прекрасной оранжереи были выстроены корпуса военного санатория.


Первые экскурсоводы в музее Архангельское, показывая сохранившиеся после революционных погромов предметы роскоши, объясняли посетителям, что все это убранство было создано потом рабочих и крестьян, погибавших от тяжкого труда на благо своих угнетателей.


По пути к усадьбе, заезжая по Ильинскому шоссе с севера, не забудьте посетить самый крупный в России музей техники Вадима Задорожного. Здесь представлены ретро автомобили, мотоциклы, военная техника, самолеты и многое другое.

Происхождение названия Архангельское

Как и большинство именитых мест, усадьба Архангельское получила свое название не сразу. Изначально, это место называлось Уполозьем. Однозначно сказать откуда оно взялось сложно: одни утверждают, что имя дали в силу частых оползней в данной местности, другие – в честь московского дворянина-хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого.


В 17 в. русское государство испытывало сложные времена – Смутное время. Со смертью Ивана Грозного и его сыновей Федора и Дмитрия прекратилась царствовавшая династия Рюриковичей. К власти поочередно стали приходить боярские роды Годуновы, Юрьевы, Шуйские и другие. Первым на царский престол был возведен Борис Годунов, но его правление началось с трехлетнего неурожая, массового голода и народных бунтов.


В результате всех этих событий страна погрузилась в хаос. На престол взошел Лжедмитрий I. Его правление не было долгим и после очередного переворота царем был избран Василий Шуйский. Следом пришли времена правления Лжедмитрия II, королевича Владислава и Семибоярщины.

Села и деревни продавались за гроши, лишь бы избавиться от хлопотного хозяйства, не приносившего дохода. В итоге, Уполозье купили по дешевке братья Киреевские, а вскоре перепродали. Около 20 лет вотчина переходила из рук в руки и принадлежала Шереметевым, Одоевским, Черкасским и приобретала разные названия.


В начале 16 века на территории Уполозья стояла деревянная церковь Архангела Михаила. При князе Одоевском, во времена смуты, вместо деревянного храма возвели белокаменный, по данным старых приходных книг строительством руководил крепостной зодчий Павел Потехин. Храм отличается диагональным расположением пределов и сводчатыми, ажурными перекрытиями.

Церковь была одним из немногих каменных строений в округе. В 17 веке храм был не только местом совершения церковных обрядов, но и центром общественной жизни всей деревни. С этого момента вотчину официально переименовали в Архангельское.

Владельцы поместья

Усадьба Архангельское при Голицыных

В 1703 г. усадьба сменила хозяина на князя – Д. М. Голицына. Дмитрий Михайлович был известным политиком и сподвижником молодого Петра I. Начинал службу Голицын в Преображенском полку в чине капитана, был доверенным лицом Петра I и после его смерти вошел в состав Верховного тайного совета при императрице Екатерине I.


Будучи влиятельным государственным мужем и членом тайного совета, Голицын инициировал приглашение на русский престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Новая императрица после коронации распустила тайный совет, а всех его членов, приказала отправить в ссылку в Сибирь.

Памятуя о том, что именно Голицыну она обязана престолом, Анна Иоанновна, приказала Дмитрию Михайловичу отбыть в Москву. Большую часть времени князь пребывал в Архангельском. Усадьба была приданым его молодой супруги княжны Анны Яковлевны Одоевской.

Голицын активно изучал труды английских и французских политических деятелей той эпохи. В Архангельском Дмитрий Михайлович разместил обширную коллекцию европейской литературы, более 5 тыс. томов. Прежний старорусский вид усадьбы его не вдохновлял, и он решил все перестроить.


Начал с возведения двухэтажного главного дома и сада, но закончить переделку не успел. По приказу государыни был арестован по обвинению в подготовке заговора в 1736 г. и помещен в крепость, где в скором времени скончался.

С приходом к власти Елизаветы Петровны имение было возвращено сыну Д. М. Голицына Алексею Дмитриевичу. Заниматься благоустройством имения Алексей Дмитриевич не стал. Внук князя Голицына Николай Алексеевич, задался целью довести начинание деда до конца и сделать из Архангельского эталонную усадьбу.


Архангельское при Николае Алексеевиче Голицыне

Николай Алексеевич получил лучшее образование того времени. Три года он путешествовал по разным странам Европы, ведя при этом личный дневник и записывая все свои впечатления. В 1780 г., будучи в Париже, князь купил за 1200 ливров проект дворца у французского зодчего Шарля Герна.

Началось возведение архитектурно-дворцового ансамбля Архангельское. В 1790 г. была сооружены террасы, и отделенная мрамором балюстрада по проекту архитектора из Италии Д. Тромбаро.

В 2003 г. в Архангельском проводились реставрационные работы, в ходе которых была обнаружена закладная плита, гласившая, что строительство дворца было начато князем Николем Голицыным в 1784 г. Главную балюстраду поместья украшают бюсты и статуи древних богов, мифологических героев и античных философов.

На нижней террасе расположился фонтан, в котором белокрылого лебедя обнимают четыре младенца. Сюжет фонтана созвучен античному мифу о Зевсе, соблазнившем Леду.

В парке уютно расположился малый дворец Каприз, в котором до пожара 1820 г. была прекрасная библиотека и манеж. Каприз был местом уединения и отдыха от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и непринужденные ужины.


На возведение дворца и парка ушло 25 лет. Его еще называют Большим домом. Здание было почти полностью завершено, за исключением отделки в некоторых частях, но Николай Алексеевич ушел в отставку и его финансовое положение не позволило довести дело, начатое его дедом, до конца. После смерти князя его вдова принимает решение продать Архангельское.


Архангельское при Николае Борисовиче Юсупове

Князь Николай Борисович выкупает Архангельское за 245 тыс. рублей в 1810 г. В возрасте 60 лет, имевший огромное состояние и влияние, он приобретает усадьбу в качестве произведения искусства. К слову сказать, у него уже на тот момент была многочисленная коллекция живописи, скульптур, книг и других редких артефактов, которым он давно искал пристанище.


Первыми в коллекцию Юсупова, еще во времена его учебы в Лейдене, попали несколько редких книг и рисунков. В числе которых было издание трактатов Цицерона, отпечатанное в Венеции знаменитой типографией Альд, основанной в 1494 г. Альдо Ману́цием.

Собрание князя Юсупова составили более 600 картин, скульптур, более 20 тыс. книг и фарфора. В Архангельском разместились полотна Рембрандта, Клода Лоррена, Антонио да Корреджо, Франсуа Буше и многих других известных художников.

Юсупов обладал большим числом разных регалий: директор Эрмитажа, главной управляющий Оружейной палаты, министр Департамента Уделов, почетный член Российской Академии Художеств, руководитель многочисленных производств и много другое. Усадьба для князя была исключительно местом для развлечений и веселья, что и написал в письме управляющему сразу после приобретения.


При Николае Борисовиче усадьба Архангельское была доведена до совершенства. Над окончательным образом поместья работали известные архитекторы своего времени: О. И. Бове, который также восстанавливал Тайницкую башню Московского Кремля , Е. Д. Тюрин, М. М. Маслов и другие. Из разных городов сюда стекались караваны с книгами, мебелью, необходимыми материалами.

Во время Отечественной войны с французами строительные работы были приостановлены и возобновлены сразу после ее окончания. Коллекцию ценностей Юсупова спешно эвакуировали в Астрахань, откуда она в целостности и сохранности была возвращена по окончании восстановительных работ. Юсупов за счет собственных средств помогал возвращать прежний облик Москве после пожара 1812 г.


Лето 1818 г. ознаменовалось для Архангельского открытием театра. Свидетелем события стал сам император Александр I, прибывший со светским визитом в поместье. Год спустя переделали малый дворец «Каприз» и построили храм-памятник Екатерине II.

После кончины Николая Борисовича все наследство получил его сын – Борис Николаевич. Несмотря на огромное состояние в 40 тысяч крестьян и почти 230 тысяч га земли, в наследство также был передан громадный долг. Чтобы его покрыть князю пришлось продать немалую часть знаменитого поместья.


Достопримечательности

Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.


Театр

Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль , был спроектирован Миланскими инженерами.

Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.

Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.

Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.


Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.

Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.

Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.


Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.


Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.


Свадьба в Архангельском

Каждый год десятки пар приезжают в усадьбу, чтобы запечатлеть памятную дату в духе 19 века. Администрация с удовольствием принимает брачующихся, но делает это не бескорыстно. Свадебная фотосессия во дворце обойдется в 15 000 руб. Количество гостей – до 25 человек. Если ваша делегация составляет более 25 человек, то за каждого придется заплатить стоимость билета в парк и во дворец.

Кроме этого, вы можете заехать через Императорскую аллею прямо на свадебном лимузине, но идеально для это мероприятия подойдет открытая карета с четверкой белых лошадей. Стоит это удовольствие 3 000 рублей, без учета аренды кареты и лошадей. Церемония проводится со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00. Не забудьте про предоплату – за 7-10 дней до назначенного дня.

Усадьба Архангелькое расположена на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах к северо-западу от Москвы, недалеко от города Красногорска.

Первые упоминания об имении встречаются в документах времен Ивана Грозного. Тогда Усадьба Архангельское называлась Уполозы. Здесь в начале 16 века был построен деревянный храм Архангела Михаила. Селом владели бояре братья Киреевские, позже Ф. Шереметев. При князьях Одоевских на месте деревянной церкви был построен каменный храм Архангела Михаила. Село стало называться по имени храма – усадьбой Архангельское. Значительное переустройство села произошло при князьях Голицыных. При Дмитрии Михайловиче был разбит сад и построен новый двухэтажный дом. Его внук Николай Алексеевич хотел превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу. Строительство велось с 1784 года в течение 25 лет. Был выстроен Большой дом и разбит парк. Однако денежные затруднения Н.А. Голицына не дали довести начатое строительство до конца. После его смерти имение было продано князю Николаю Борисовичу Юсупову. Князь хотел сохранить под Москвой уголок старого времени, как он говорил «свой мусейон» с дорогими его сердцу парком со скульптурами и дворцом с произведениями искусства. Он не только построил роскошный парк и великолепный дворец, но и собрал в нем ценные коллекции произведений искусства. После смерти Николая Юсупова его сын Борис, живший в Петербурге, не часто бывал в имении. Вскоре для раздачи долгов он продал пруды для ловли рыбы и ботанический сад, а некоторые помещения стали сдаваться внаем. Его сын Николай Борисович Юсупов младший очень любил имение и особенно почитал библиотеку деда. Последними владельцами имения стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг - граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон. В конце 19 – начале 20 века имение часто посещают А.Н. Бенуа и В.А.Серов, К.А. Коровин и К.Е. Маковский и другие художники. Еще до революции 1918 года на месте Житного двора была построена усыпальница князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И.Клейна. В 1919 году последние владельцы имения навсегда покинули родину. И никто из представителей юсуповского рода в усыпальнице не был похоронен. В январе 1997 года музей был передан из подчинения Министерства обороны Российской Федерации в ведение Министерства культуры и приобрел статус памятника федерального значения. Была разработана новая Концепция развития музея.

Усадьба Архангельское – архитектура

Проект обустройства имения был разработан французским архитектором де Герном. В сооружении Дворца принимали участие лучшие архитекторы - О.И. Бове и И.Д. Жуков, С.П. Мельников и Е.Д. Тюрин и другие. Большой вклад в строительство внесли крепостной архитектор Василий Стрижаков и его ученики. Высокая арка с ажурной чугунной решеткой и парадный двор вели к Дворцу. Белокаменные колоннады соединяют дворец с флигелями. Над вторым этажом выстроен бельведер. После войны 1812 года и крестьянского бунта пришлось часть построек восстанавливать. Были сооружены и новые здания. Вновь был установлен бельведер. Изменен фасад и надстроен флигель. Оформлен парадный двор. Парк в имении стал выдающимся образцом ландшафтной архитектуры. Он занимает центральную часть имения и спускается к берегу Москвы-реки. Автором проекта является итальянский архитектор Д.Тромбаро. Перед южным фасадом были созданы три искусственные террасы, украшенные статуями и бюстами античных героев и философов. С юга парк замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В теплицах росли диковинные плоды и цветы. В вольерах расхаживали фазаны и павлины, верблюды и ламы. Сейчас на месте оранжерей построены корпуса санатория Минобороны. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". К середине 1820-х годов вряд ли можно было найти под Москвой более красивое и совершенное имение. Его архитектура и парк, а также великолепная коллекция поражали всех гостей. Был перестроен малый дворец «Каприз» и сооружен храм-памятник Екатерине II. Открылся приусадебный театр с декорациями знаменитого итальянского живописца Пьетро Гонзага. Когда Юсуповы были во Дворце, на флагшток поднимался белый флаг с их фамильным гербом. Визиты императоров отмечались сооружением памятных колонн с фигурами орлов. Три колонны в честь Николая I, Александра I и Александра III сохранились. Две колонны, а в честь Николая II и Александра III утеряны. В 1903 г. в парке около дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея - скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском. В восточной части ансамбля расположены действующий Храм Архангела Михаила и Конторский флигель, Святые ворота и Кладовая над оврагом. Самое позднее сооружение - Храм-усыпальница Колоннада, построенное в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых.

Большой дом - дворец в усадьбе Архангельское

Центральное место архитектурно-паркового ансамбля занимает Большой дом. Центральную анфиладу его составляют Вестибюль, Аванзал и Овальный зал. Холодный оттенок стен вестибюля подготавливает гостей к входу в парадный зал. В Аванзале две деревянные лестницы ведут на второй этаж. Овальный зал - композиционный центр дворца. В нем проходили приемы и балы. Стены и плафоны украшены декоративной росписью, а купол Овального зала - полотном Н.де Куртейля «Амур и Психея». По обе стороны от Вестибюля и Овального зала находятся парадные покои. В северной анфиладе - Парадная столовая и зал Тьеполо. В южной - Амуровая комната и Императорский зал, Салон и Парадная спальня. В западной - Антиковый зал и залы Юбера Робера. В столовой роспись занимает всю высоту стен. Ее мотивы взяты из украшений египетских дворцов. Пять комнат верхнего этажа при Н.Б.Юсупове занимала библиотека, собранию которой могли бы позавидовать даже Москва и Петербург. В ее комнатах расположены книжные шкафы из красного дерева и светильники, бюсты философов и писателей. Произведения искусства из коллекций Н.Б.Юсупова и великолепная мебель, часы и бронзовые осветительные приборы превратили Большой дом в настоящий Дворец.

Усадьба Архангельское - музей

В 1919 году в имении был открыт музей, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль и старое село с церковью. В залах Дворца представлялись коллекции живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства и редких книг. В ноябре 1985 года музей был закрыт на реставрацию, закончить которую предполагалось к 1995 году. Из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы прерывались и не завершены до сих пор.

Посетители могут осмотреть парк. Во Дворце для посещений открыты только залы первого этажа. Местом основной экспозиции стал Конторский флигель, где гостям расскажут об истории и коллекции. В Кладовой над оврагом проходят выставки современных художников и научные конференции. В здании храма-усыпальницы представляются полотна знаменитых Дж.Б.Тьеполо и Ю.Робера. В летнее время Парадный двор Большого дома наполняется звуками музыки.

Несмотря на все трудности, усадьба Архангельское неизменно влечет к себе тысячи людей, чтобы увидеть воспетые А.С.Пушкиным места и ознакомиться выдающимися образцами русского и европейского культурного наследия. Усадьба Архангельское в 2009 году отметила 225-летие со дня закладки Большого дома и 90-летие музея.

По фамилии одного из владельцев - Алексея Ивановича Уполоцкого, известно с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нём деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские . С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому . С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных . С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну , который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском - до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу , после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну . Последний во время посещения Парижа в 1780 году за 1200 ливров заказал проект нового дворца местному архитектору Жаку-Жако Герну . Строительство началось в 1784 году , предположительно, автор проекта даже не приезжал в Россию, и работы велись под руководством другого зодчего. На это указывает, в частности, отказ от изображённого в проекте Герна подвала и кольцевого цилиндрического свода вокруг центральной опоры под парадным круглым залом . В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбара (итал. Giacomo Trombara ) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами . На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов. Изюминкой создававшегося парка был небольшой ансамбль зданий, получивший название Каприз . Его строил малоизвестный архитектор итальянец Джованни Петонди. Комплекс имел здания библиотеки и манежа с чрезвычайно интересными интерьерами. Манеж имел железное ограждение с каменными столбами, украшенными вазами. Перед манежем распланировали небольшой садик со скульптурой Амура.

В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов , известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй » Кановы). Но началась война с Наполеоном, и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы И. И. Жуков , О. Бове , Е. Д. Тюрин ; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».

Усадьба постоянно привлекала к себе внимание современников. В разное время её посетили такие выдающиеся деятели русской культуры, как историк и писатель Н. М. Карамзин , поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский , литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв , художники В. А. Серов , А. Н. Бенуа , К. Е. Маковский , К. А. Коровин , музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский .

Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I , Александр II и Александр III , а также Николай II .

После революции усадьба была реквизирована , в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей . Позднее, в 1934-1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки .

С 1945 года по середину 1990-х годов на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА , в частности, футбольной и хоккейной команд.

Архитектурный ансамбль усадьбы

  • Большой дворец (1784-1820-е)
  • Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909-1916, архитектор Р. И. Клейн , при участии А. Д. Чичагова , Г. Б. Бархина ; интерьеры отделаны художником И. И. Нивинским)
  • Святые ворота (1824)
  • Глинобитная ограда (1826)
  • Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена О. И. Бове 1816, в 2006 году конференц-зал кладовой был оснащён презентационным оборудованием [значимость факта? ])
  • Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822-1823 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Малый дворец «Каприз» (конец XVIII века, перестроен в 1817-1818 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)
  • Чайный домик (после пожара 1820 года; до того, с конца XVIII века - библиотека)
  • Театр Гонзаго (1817-1818, архитекторы Е. Д. Тюрин , В. Я. Стрижаков и С. П. Мельников по проекту О. И. Бове)
  • Храм-памятник Екатерине II (по модели М. И. Козловского , Москва, 1819)
  • Розовый фонтан (1850-е гг.)
  • Памятник А. С. Пушкину (мастерская Кутырина, Москва, 1903)
  • Имперская колонна в честь посещения усадьбы российским императором Александром I (1816).

Усадьба в наши дни

В настоящее время усадьба разделена на две части, одна из которых, включающая дворец, огорожена забором, охраняется и проход на её территорию является платным, вторая, где находится театр Гонзаго и Аполлонова роща, не охраняется и открыта для посещения. Между территориями проходит Ильинское шоссе .

Ведутся реставрационные работы в Большом дворце и Театре Гонзаго. Отреставрированные парадные залы дворца (Вестибюль, Аванзал, Овальный зал) были открыты для экскурсионного посещения 30 апреля 2009 года, а Театр Гонзаго с 10 июня 2009 года. Для осмотра также открыты архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, экспозиция живописи западноевропейских художников XVIII в. в «Колоннаде», в «Конторском флигеле» готовится к открытию выставка, посвященная юсуповскому фарфору, на которой будут представлены экспонаты из 11 ведущих музеев России (открытие 30 апреля 2009 г.), выставки современных художников в «Кладовой над оврагом» и Нижнем зале «Колоннады».

В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз».

Неподалёку от усадьбы расположен Музей техники Вадима Задорожного . В 2005 году было объявлено о строительстве вблизи усадьбы первого в России «города для миллионеров» - автономного городского поселения Рублёво-Архангельское , рассчитанного на 30 000 жителей, имеющих высокий и сверхвысокий достаток.

Директор государственного музея-усадьбы «Архангельское» - Вадим Задорожный.

Борьба за территорию

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 г. № 388 «О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы „Архангельское“ в Московской области» территория в пределах охранных зон усадьбы передавалась в совместное использование музея-усадьбы «Архангельское» и Центрального военного клинического санатория «Архангельское».

Однако до выхода постановления правительства Московской области «Об утверждении границ территории и зон охраны усадьбы „Архангельское“ Красногорского района» в 2001 году режимы охранных зон были подкорректированы так, что исторические рощи Архангельская, Захарковская, Воронцовская, где запрещалось строительство, превратились в «зону регулируемой застройки». Причём из общей площади охранной зоны - около 800 га - федеральная собственность была оформлена только на 62 га; остальная территория стала сдаваться в аренду, в частности, Аполлоновая и Горятинская рощи (в 2004 году они были сданы в аренду для «культурно-оздоровительных целей», а через 4 года состоялось переоформление: рекреация с правом застройки) . Росохранкультура и музей-усадьба подали иск о признании договоров недействительными.

16 августа 2011 г. Министерство обороны РФ объявило о проведении аукциона о продаже участка земли, 12 га которой входят в охранную зону усадьбы, а 0,8 га находятся на территории усадьбы. Иск музея-усадьбы об отмене аукциона находится в стадии рассмотрения. 10 февраля Арбитражный суд Москвы признал недействительным приказ министра обороны Анатолия Сердюкова от 21 июня 2011 года о выставлении на торги участка чуть более 20 гектаров в охранных границах музея-усадьбы «Архангельское».

25 марта 2013 года заместитель председателя Московского областного отделения ВООПиК Евгений Соседов на встрече с Путиным пожаловался ему :

Действительно, за неё [Архангельское] уже более 10 лет ведётся борьба различными общественными организациями и дирекцией музея. Но тем не менее наша деятельность начинает всё больше и больше напоминать какой-то бесконечный сериал, когда мы выигрываем суды, но тем не менее продолжается строительство. Буквально в субботу активисты были вынуждены пикетировать против очередной незаконной вырубки, которая уже была признана незаконной. В настоящее время продолжается лоббирование сокращения охранных зон буквально в десять раз. Почему-то этим занимается один из богатейших людей России – Виктор Вексельберг . И это не секрет, что его структуры владеют земельными участками в Архангельском. Мы просто не понимаем, почему мы вынуждены доказывать какие-то очевидные вещи, что нельзя строить посёлок рядом с театром Гонзаго , что нельзя осваивать Лохин остров , эти панорамы знаменитые.

Усадьба в кино и на телевидении

В 1983 году в усадьбе Архангельское проходили съемки музыкального фильма «Весёлая вдова» - оперетты венгерского композитора Франца Легара . В кадрах фильма хорошо видны интерьеры усадьбы. Например, вид газона перед Усыпальницей Юсуповых .

См. также

Примечания

  1. Мачульский Е. Н. Красногорская земля. Издание второе, дополненное и исправленное. - М. : Энциклопедия российских деревень, 2006. - С. 283. - ISBN 5-88367-004-0 .
  2. Усадьба переходила как приданое, сначала дочери Ф. И. Шереметева, Евдокии - к Н. И. Одоевскому ; затем дочери Одоевского (Марфы или Прасковьи?) - Черкасскому.
  3. В литературе на русском языке его часто именуют Жан-Жако Герном, однако в нотариальных ведомостях Парижа в 1782 г. он был записан именно как Жак-Жако.
  4. В 2003 году во время реставрационных работ под фундаментом дворца была найдена закладная доска, гласящая, что князь Николай Алексеевич Голицын начал его строительство в 1784 году
  5. Клименко Ю. Г. Ж.-Ж. Герн и архитектура русского классицизма. К творческому портрету французского архитектора // Вопросы всеобщей истории архитектуры. - М. - СПб. : Нестор-История, 2016. - Вып. 7 (2) . - С. 107-127 . - ISSN 2500-0616 .

Музей-усадьба Архангельское входит в число самых посещаемых усадеб Москвы и Московской области, это и не удивительно. «Архангельское» является старинной усадьбой с более чем трехсотлетней историей и одной из самых больших усадеб Подмосковья. Это место мы выбрали для дневной экскурсии и остались довольны. Здесь есть что узнать и проникнуться историей, а также погулять и подышать свежим воздухом. Кстати здесь протекает река, на берегу которой можно удобно устроиться и перекусить. Так что берите с собой корзинки для пикников.

Как доехать до Архангельского

Если у вас есть автомобиль, то вам нужно будет по МКАД доехать до Новорижской развязки , выехать за МКАД по Новорижскому шоссе, проехать около 3-4 км до развязки с Ильинским шоссе и продолжить уже движение по Ильинскому шоссе в восточном направлении от Москвы. Протяженность этого участка дороги 3 км.

В Архангельское можно доехать и на общественном транспорте. Есть даже не один способ, мы расскажем про самый удобный. Доезжаем до станции метро «Тушинская» и садимся на автобус №540, 541 и 549 . Остановка автобуса находится в месте, где площадь Тушинская пересекает проезд Стратонавтов. 30-40 минут езды, все зависит от загруженности дорог и автобус остановится на остановке «Архангельское». Это центральный вход в музей-усадьбу Архангельское.

Музей-усадьба Архангельское имеет официальный сайт , где можно ознакомиться и со схемой проезда, и с ценами, и со списком проводимых здесь мероприятий.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Музей-усадьба Архангельское

Аллея от центрального входа после нескольких минут любования настоящим лесом, раскинувшимся по обе стороны аллеи, выводит нас к главной достопримечательности Архангельского, к дворцу, а точнее к Въездной арке Парадного двора. Через эту арку во дворец съезжались высокие гости, а аллея, ведущая к ним называется Императорская аллея.







Через массивные ворота мы попадаем во внутренний двор. Мы уже начали свое путешествие, но еще ничего не сказали о хозяевах усадьбы Архангельское. Как и положено месту с более чем 300-летней историей, этим местом владел не один знатный род. Это были князья Одоевские и Голицыны. Последними хозяевами, на которых пришелся расцвет усадьбы Архангельское были князья Юсуповы.

В 1810 году усадьбу приобрел князь Николай Борисович Юсупов. Он был страстным коллекционером и планировал использовать Архангельское для хранения своей коллекции, которая состояла из картин, фарфора и скульптур. Планам помешала война с Наполеоном, пришлось вывозить коллекцию из усадьбы.





Мы же заходим в дворец, чтобы полюбоваться его интерьерами. Многим не очень нравится хождение по бесчисленным комнатам, особо не отличающимся друг от друга, а кто-то сможет оценить по достоинству работу архитекторов и реставраторов.

Эта картина не случайно стоит именно в этом зале, потому что именно здесь она и была написана. Автор картины великий русский художник Валентин Александрович Серов. Написана она в 1903 году. Нам повезло, обычно картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображен последний князь рода Юсуповых — Феликс Юсупов, который причастен к убийству Распутина и который закончил свою жизнь в дали от Родины, во Франции.

Экспозиция музея-усадьбы Архангельское это предметы быта и обстановка усадьбы образца XIX века.















На втором этаже Большого дворца представлены книги из библиотеки Юсуповых.



Здесь же посетителю представлена экспозиция о жизни княжеского рода до революции и после. Можно ознакомиться с историческими документами, правда только с их копиями. Но не трудно проникнуться фатализмом событий, читая завещание Юсуповых или смотря на фотографии дворца.





Дворцовый парк усадьбы Архангельское

Прямо перед центральным входом в Большой дворец раскинулся парковый партер. Симметрия царица этого архитектурного ансамбля. По обе стороны от дорожки установлены мраморные статуи.

С первой террасы гости сходили ко второй террасе, откуда по парадной лестнице, марши которой расходятся в разные стороны, а потом снова сходятся, спускались к Большому партеру.

Изумительная лестница со скульптурами и впереди балюстрада с вазами.



Фонтан «Амур с дельфинами» и мраморные скамейки, для сохранности помещенные в стеклянный саркофаги.

Такой прекрасный вид открывался для хозяев и гостей усадьбы, во время их прогулок. Правда сейчас к виду примешивается еще вид современного санатория прямо напротив усадьбы. Но надо отдать должное строителям, вид корпуса санатория совершенно не портят.

А это фонтан «Амур с гусем», оба фонтана на момент посещения усадьбы не действовали.



Мемориальная колонна в честь императора Николая I, а за ним храм-памятник Екатерине II, построенный в 1819 году.



Еще одна мемориальная колонна в честь другого императора, на этот раз в честь Александа III, воздвигнутая как память о визите государя в усадьбу Архангельское.

На некотором удалении от Большого дворца уже можно целиком рассмотреть и сам дворец и обе его террасы и главную лестницу со стеной.

По обе стороны от Большого партера раскинулись симметричные аллеи с деревцами и кустарниками.



Поэтому с правой стороны партера симметрично мемориальной колонне Александра III расположена ротонда «Розовый Фонтан» со скульптурой «Амур с лебедем» в центре.

За новыми корпусами санатория есть видовая площадка, откуда видны окрестности усадьбы Архангельское, можно представить как Борис Николаевич Юсупов окидывал своим хозяйским взором эти земли.

Здесь протекает старица реки Москвы. Старица это водоем, образованный прежним руслом реки. К реке можно спуститься и устроить пикник не только себе, но и плавающим здесь уточкам.



Приусадебная территория Архангельское

Поднявшись от реки Москвы по лестнице, направляемся направо и мимо беседки направляемся к остальным достопримечательностям усадьбы.

Самая поздняя из построек усадьбы это Храм-усыпальница рода Юсуповых. Его постройка датируется самым началом XX века. Храм был воздвигнут после гибели на дуэли Николая Юсупова, старшего брата Феликса Юсупова, но по назначению никогда не использовался. Сейчас «Колоннада» размещает в себе временные экспозиции.

На территории есть еще несколько построек это Конторский флигель, где тоже располагаются привозные выставки и Кладовая над оврагом, которая в момент нашего визита находилась на реставрации.

Уже за турникетами, то есть за пределами охраняемой музеем территорией находится Храм Архангела Михаила в Архангельском. А это Святые ворота, ведущие к храму, они были построены в 1824 году, когда усадьба принадлежала Николаю Борисовичу Юсупову.

Дорожка к нему выложена булыжником, по которому весьма не комфортно идти.

С северной стороны храм огорожен глинобитной стеной с двумя башнями.

А вот храм является самой старинной постройкой усадьбы и датируется XVII веком.

Южной стороной храм выходит на овраг, за которым раскинулась река Москва и бескрайний простор. Здесь же находится могила княжны Татьяны Николаевны Юсуповой, умершей от тифа.

Вернулись мы в Москву той же дорогой и на том же автобусе. Усадьба-музей Архангельское, прогулки по ней и исторический экскурс заняли часов 5-6, не меньше. Поэтому взятые с собой бутерброды помогут вам лучше воспринимать прогулку, тем более что есть такое чудесное место для пикника. Сама же усадьба и ее экспозиции задают вполне определенную тональность всей прогулки и конечно она будет минорной. Если вы любите историю, но по каким то причинам не знакомы с историей рода Юсуповых, то после посещения Архангельского вам обязательно захочется познакомиться с судьбой этого рода поближе. А знакомые с этой историей взлета и краха просто смогут побывать в летней резиденции Бориса Николаевича Юсупова и всех его потомков.

Усадьба Архангельское, расположенная в ближайшем Подмосковье рядом с Красногорском, великолепно сохранилась с царских времен. Красивейший парк этого имения называют «Подмосковным Версалем» и очень любят посещать москвичи. Здесь устраиваются различные выставки и фестивали, в том числе знаменитый джазовый фестиваль «Усадьба. Джаз». Потрясающие виды окрестностей, беседки, гроты и дворцы этого места выбирают в качестве декораций для свадебных фотосессий многие молодожены. Я была в этой усадьбе в разное время года, и всегда здесь есть чем полюбоваться.

Усадьба Архангельское

История имения Архангельское начинается еще во времена Ивана Грозного, когда на этом месте располагалось ничем не примечательное село Уполозы. Затем оно побывало во владении семей Шереметьевых, Одоевских и Черкасских. Во второй половине XVII века была построена каменная церковь Михаила Архангела, сохранившаяся до наших дней. В честь нее имение переименовали в Архангельское. Расположена эта церковь на крутом обрыве над Москвой-рекой, и раньше, когда не было деревьев на склоне обрыва, с этого места открывался потрясающий вид на окрестности.

Сейчас храм Михаила Архангела стоит в удалении от шумных тропинок усадьбы, вокруг высоченные сосны и небо, и только в церковные праздники тут становится довольно многолюдно.


Храм Михаила Архангела

В начале XVIII века у Архангельского появляется новый владелец — князь Д.М. Голицын. В молодости князь успел побывать за границей, много там повидал и многому научился. Поэтому когда ему досталось Архангельское, он решил построить новый барский дом по образцу дворянских имений Европы. Также Д.М. Голицын разбил в Архангельском парк, высадил множество деревьев, образующих аллеи. В главном доме он собрал обширную библиотеку, самую крупную по тем временам. За свои политические взгляды в довольно престарелом возрасте князь был арестован, а преображение Архангельского продолжили его сын и внук.

Однако финансовое положение последнего пришло в упадок, и вдова князя Н.А. Голицына продала имение одному из самых богатых людей Российской империи — князю Н.Б. Юсупову. Он обладал не только несметными богатствами, но и успел собрать внушительную коллекцию картин, скульптур и других произведений искусства самых известных мастеров. Все это князь перевез в Архангельское. Однако позже, во время войны с Наполеоном, коллекцию снова пришлось вывозить из усадьбы, правда не надолго.

Для строительства в Архангельском князь пригласил самых известных архитекторов. Был существенно перестроен дворец, построены «Святые ворота» недалеко от храма Михаила Архангела. Князь Н.Б. Юсупов был человеком, увлеченным искусством, поэтому в Архангельское всегда тянулись поэты, писатели, художники и архитекторы. Многие известные люди побывали здесь в гостях у князя и были поражены роскошью и красотой усадьбы. Жена Н.Б. Юсупова не разделяла праздной жизни своего мужа и поселилась отдельно от него во дворце «Каприз», построенном в имении еще при князьях Голицыных.

Своего расцвета архитектурно-парковый комплекс Архангельское достиг при последних представителях рода Юсуповых. А после революции здесь наряду с музеем открыли военный санаторий, построив жилые корпуса на месте оранжерей.
В настоящее время часть усадьбы, где находится главный дворец, церковь Михаила Архангела и дворец «Каприз», огорожена оградой.

Вход в парк стоит 150 рублей, а единый билет на осмотр парка и дворца стоит 400 рублей.

При входе в парк налево уходит дорожка к храму Архангела Михаила.

Дорожка к храму

Ворота к храму Михаила Архангела.


Ворота к храму

Если пройти прямо, то с левой стороны появится усыпальница Юсуповых с колоннадой. В 1908 г. на дуэли умер старший сын Юсуповых Николай. После этого и было принято решение о строительстве родового храма-усыпальницы. Однако по своему назначению это здание так и не использовалось.


Усыпальница Юсуповых

Юсуповы после революции эмигрировали за границу, а усадьбу превратили в музей и санаторий. В усыпальнице же сейчас проводятся музыкальные концерты и различные выставки.

Затем мы выходим в парк. Еще при князе Н.А. Голицыне сюда были приглашены итальянские архитекторы, которые предложили организовать на крутом берегу реки парк с террасами.

Нижнюю террасу украшает балюстрада с многочисленными скульптурами. В ряд выстроены бюсты известных исторических личностей и мифических персонажей. Далее перед дворцом лежит верхняя терраса, также украшенная многочисленными скульптурами разных времен.


Балюстрада с многочисленными скульптурами

Вид на парк с террасы.


Вид с лестницы верхней терассы

Дворец, или как его еще называют Большой дом, не так давно был открыт после реставрации. Посетители с экскурсией смогут осмотреть обновленные парадные залы и столовую. Внутри воссозданы интересные росписи на стенах, интерьеры украшены картинами и посудой из коллекции Юсуповых. Однако часть комнат еще находится в процессе реставрации и пока закрыта для посетителей.

Если же вернуться к террасам и спуститься вниз, то мы попадаем в традиционный французский парк, с подстриженными газонами и фигурными деревьями. Ухоженные тропинки, аллеи и беседки так же дополняют парковый ансамбль. Оранжереи, существовавшие здесь с давних времен, заменили корпуса военного санатория. Надо сказать, строили их здесь, не нарушая архитектурного стиля усадьбы, и новые здания отлично вписались в окружающий ландшафт. Вниз к реке ведет широкая лестница.


Вид из парка

В жаркие дни посетители парка загорают на широких полянках, а некоторые даже купаются в реке, хотя, по-моему, она довольно грязная и не пригодна для купания.

Остались здесь и пруды, в которых бывшие владельцы разводили осетров.


Около реки

В парке усадьбы также можно увидеть ротонду, воссозданную из материалов, оставшихся от стоявших здесь в царские времена беседок.

К ней был построен кирпичный арочный мостик, на котором молодожены любят оставлять замочки со своими именами.


Арочный мостик в ротонде

Территория усадьбы Архангельское огромная. На прогулку по чудесному парку и осмотр дворца можно потратить целый день.

Архангельское

Я думаю, у многих москвичей это одна из самых любимых подмосковных усадеб. Так как именно Архангельское бережно сохранилось до наших дней во всем своем великолепии. Сотрудники музея тщательно ухаживают за парком, проводятся реконструкции зданий и монументов. И, несмотря на то, что облик дореволюционной усадьбы, конечно, был несколько изменен в связи с появлением здесь санатория, Архангельское остается красивейшим памятником архитектуры. Очень бы хотелось, чтобы и другие дворянские усадьбы в нашей стране когда-нибудь предстали перед нами в таком отличном состоянии.

Как доехать до усадьбы Архангельское

Доехать до Архангельского можно на автомобиле по Ильинскому шоссе, либо на автобусах от метро «Тушинская». В Архангельское идут № 541 и 549. Также можно воспользоваться электричкой и от Рижского вокзала доехать до станции «Павшино», а затем на маршрутках 31 и 49 добраться до усадьбы.