Творческий и жизненный путь гоголя николая васильевича. План-конспект урока (7 класс) на тему: Н.В.Гоголь. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной

План-конспект урока литературы в 9 классе

Тема: Духовная биография Н.В.Гоголя

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с духовной биографией Н.В.Гоголя;

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности писателя;

Создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей;

Содействовать развитию умения общаться.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, викторина, работа в группах.

Технологии : сотрудничества, ИКТ

Оборудование: компьютеры с доступом в интернет для каждой группы учащихся, книги с произведениями Н.В.Гоголя, презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя», таблицы для групповой работы, оценочная карта урока.

Памятка «Правила успешной работы в группе»

    Все члены группы равны

    Группы не соревнуются

    Наслаждайся общением с другом

    Будь уверен в себе

    Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело

    Ответственность за конечный результат несет каждый

Каждая группа получает «План действий»

    Вам предложено определенное задание

    Ставим цель (Какого результата я хочу достичь?)

    Собираем данные

    Анализируем результаты

    Делаем выводы

    Представляем результат

Ход урока

I. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя

Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

Судьба Гоголя, так же, как и внутренний душевный мир классика, сложна и противоречива. Вот уже на протяжении более двух столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности. Православие играло огромную роль в жизни писателя, являлось неотъемлемой её частью. Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.
На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,- писал после смерти Гоголя С.Т. Аксаков.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

    Творческая работа.

Что такое ассоциации? (Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).

Чтобы проверить, узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведем творческую работу . Запишите в тетради все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе.

    Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах, и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев.

III. Изучение нового материала.

Работа в группах

Учащиеся делятся на несколько групп . Каждая группа выбирает себе оратора. Каждый учащийся получает «Правила успешной работы в группе». Каждая группа получает «План действий». Задание для групп: отобрать нужный материал, заполнить таблицу.

Учащимся предоставляется доступ к материалам сети интернет, учебники и учебные пособия по творчеству Н.В.Гоголя.

Учитель во время работы групп подходит к каждой, следит за ходом рассуждений, помогает при затруднениях, отвечает на возникающие вопросы.

1.Заполнение таблицы «Духовная биография Н.В.Гоголя»

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)

Задания для групп

Группа 1

Тема: «Под защитой угодника Божия» Рождение и детство Н.В.Гоголя.

Группа 2

Тема: «Источник утешения и утоления горести…» Учеба в Нежинской гимназии

Группа 3

Тема: Гоголь в Петербурге. Поездка в Германию. «Боюсь нагрешить против языка…»

Группа 4

Тема: «Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину…». Гоголь за границей.

Группа 5

Тема: «Выбранные места из переписки с друзьями».

«Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно…»

Группа 6

Тема: Путешествие в Иерусалим

Группа 7

Тема: Гоголь в Оптиной Пустыни

Группа 8

Тема:

Группа 9

Тема: Кончина Гоголя. Духовное завещание.

Хроника жизни Гоголя

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

(вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а, следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная явилась отцу Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына.

Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына, его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

Детство в Васильевке

Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует и при описании жизни «старосветских помещиков».

Рано научился читать и писать. Обучение происходило под наблюдением отца Василия Афанасьевича. Он сам задавал сыновьям, старшему Николаю и младшему Ивану, сочинения на разные сельские темы. Мальчиком Гоголь принимал участие в театральных постановках отца и помогал ему.

1821- 1828г.

Тексты большинства произведений не сохранились

В 1825 году из Нежина пятнадцатилетний пишет матери: «Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести»

Гоголя занимает вопрос об его высоких начертаниях: «Исполнятся ли высокие мои начертания? Или неизвестность зароет их в мрачной туче своей. В эти годы эти долговременные думы свои я затаил в себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей...» (1827 год, 3 октября.)

(Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя? (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Вывод : Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив», «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

1829-

1842г.

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Комедия «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ»

Противоречие испытывает во всем, даже в языке.

«Боюсь нагрешить против языка», - это вечный страх его. За границей он так отвык от русской речи, что самые простые выражения затрудняли его. «Слог и язык мой у меня до сих пор в таком неряшестве, как ни у кого даже из дурных писателей, так что надо мною имеет право посмеяться едва начинающий школьник». «Возьмешься за перо - находит столбняк».

1842- 1848г.

«Мертвые души»

В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).

«Когда я увидел во второй раз Рим, мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал я, а в которой жили только мои мысли. Но, нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

1847г.

Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас ». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение.

Он первый заговорил о Боге не отвлеченно, не созерцательно, а жизненно, действенно - так, как еще никто никогда не говорил в русском светском обществе. Правду или неправду он говорит, неотразимо все-таки чувствуется, что вопрос о Боге есть для него самого вопрос жизни и смерти, полный бесконечного ужаса, вопрос его собственного, личного и общего русского всемирного спасения.

По поводу митрополит Филарет сказал: «Хотя во многом заблуждается, но надо радоваться его христианскому направлению».

1848 г.

С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

И почти тотчас по приезде в Иерусалим, в письме к матери: «Не переставайте молиться обо мне… Теперь более, чем когда-либо, чувствую бессилие моей молитвы…»

Жуковскому, вскоре после приобщения у Гроба Господня: «Литургия совершалась на самом Гробовом Камне… Я стоял один… Все это было так чудно! Я не помню, молился ли я. Мне кажется, только радовался тому, что поместился на месте, так удобном для моленья и так располагающем молиться; молиться же, собственно, и не успел… Я не успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из Вертепа…»

«Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость моего сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе, вместо алтаря, - и, при всем том, я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное . Что могут доставить тебе мои сонные впечатления? Видел я, как во сне, эту Землю …» «В Назарете, застигнутый дождем, просидел два дня, позабыв, что сижу в Назарете, точно, как бы это случилось в России, на станции».

1850-1851

Гоголь в Оптиной Пустыни

В Оптиной Пустыни Николай Васильевич бывал трижды: в июне 1850 года, в июне и сентябре 1851 года. Первое документальное свидетельство об интересе Гоголя к Оптиной Пустыни относится к 1846 году. Камер-юнкер Владимир Муханов, лечившийся за границей, писал сестрам из Остенде: «Здесь мы нашли Гоголя, с которым познакомились. Он очень замечателен, в особенности по набожному чувству христианской любви… Недавно читал он нам два прекрасных письма молодого Жерве к своему отцу, писанные из Оптиной Пустыни. Мы слушали с умилением. Сколько веры и любви в молодом подвижнике, оставившем мир и все прелести в тех летах, когда они так обольщают человека, посвятившем себя Богу!»

Посещение монастыря произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу А.П.Толстому из Васильевки: «Я заезжал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать, видимо, там присутствует… Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. За несколько верст, подъезжая к обители, чувствуешь ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше. Вы постарайтесь побывать в этой обители…»

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

«Я еду к Троице с тем, чтобы там помолиться о здоровье моей матушки, которая завтра именинница. Мой дух крайне изнемог; нервы расколеблены сильно. Чувствую, что нужно развлечение, а какое, - не найду сил придумать».
Н.В. Гоголь – С.П. Шевырёву. 30 сентября 1851 г

1 октября 1851 года, в день именин своей матери, Марии Ивановны, Гоголь из Абрамцева ездил к обедне в Лавру. Там он встретился с архимандритом Феодором (Бухаревым), с которым познакомился в 1848 году.

На обратном пути из Троице – Сергиевой лавры Гоголь заезжал за Ольгой Семёновной Аксаковой в Хотьковский Покровский монастырь. Вечером того же дня Гоголь написал письмо матери: «В день ваших именин, матушка, молился я у мощей святого Сергия о вас и о всех нас».

1852 г.

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

В духовном завещании обращается к «друзьям своим», т. е. ко всем русским людям: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». Это последние слова , обращенные к нам: в них весь смысл его жизни, и он имел право их сказать, потому что заплатил за это право жизнью.

В духовном завещании сказано : «Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились поминки по грешной душе… Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в церкви, то в ограде церковной и чтобы панихиды по мне не прекращались».

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)

Дата

Основные события

Произведения

Материалы

«Под защитой угодника Божия»

Рождение Н.В.Гоголя

Детство в Васильевке

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Начало творческого пути.

Гоголь в Петербурге

Гоголь в Германии.

Возвращение в Петербург.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия).

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»

Заграничное путешествие в Иерусалим.

Гоголь в Оптиной Пустыни

Гоголь в Троице-Сергиевой лавре

Кончина Гоголя.

Духовное завещание Гоголя

III .Оглашение результатов работы групп

(один человек из каждой группы оглашает результаты, все остальные заполняют таблицы)

IV .Оценка результатов работы происходит путем заполнения «Оценочной карты урока».

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося ________________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в группе

2. Устная работа на уроке

3. Активность и заинтересованность в течение всего урока

* На уроке, организованном по технологии обучения в сотрудничестве, оценку получает каждый учащийся.

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя, допишите их в тетрадь.

VI . Рефлексия.

Стала ли личность Н.В.Гоголя вам ближе, понятнее или нет?

Сложно ли было находить нужный материал?

V I I. Домашнее задание . Прочитать об истории создания поэмы «Мертвые души»

Заключительное слово учителя.

«Благословляю тебя, священная вера! В тебе только я нахожу источник утешения и утоления своей горести!» - сказал Н.В. Гоголь. Мы понимаем, что человек – это арена постоянной, непрекращающейся борьбы светлых и темных сил за живую человеческую душу:

Мир сотворён, но ещё недосоздан.

Задан маршрут: через тернии к звёздам!

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

И эта борьба – вечна.

Литература:

    Николай Гоголь. Духовная проза. Завещание. М. Медиа групп, 2014

    Дм. С.Мережковский. Гоголь. Творчество, жизнь и религия.

    Собрание сочинений Н.В.Гоголя

    http :// www . biblgorlov . ru / kraevedenie / pisateli / html / gogol /02. html

    http :// www . optina . ru / pub / p 02/

Николай Васильевич Гоголь – величайший русский писатель, драматург, публицист, критик, классик русской литературы — появился на свет 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1809 г. Его родиной была Полтавская губерния, село Большие Сорочинцы Миргородского уезда. Он был сыном помещика средней руки. Образование Николай начал получать в десятилетнем возрасте, поступив в Полтавское уездное училище, затем в ходе частных уроков, а в 1821 г. уехал на Черниговщину, чтобы влиться в ряды учащихся Нежинской гимназии высших наук.

Литературная биография Николая Васильевича Гоголя

В времена своей жизни из под пера Гоголя вышло множество произведений, которые изучаются школьниками до сих пор. Мораль, которую заложил гоголь в строки своих творений в четырнадцатом веке, актуальна и по сей день. Гоголь в юности получил достойное образование. И по окончанию школы переехал из своего села в Петербург. Там он не покладая рук писал, пытаясь пробиться из неизвестных авторов в более узнаваемые.

Творчество Гоголя (Гоголь Н. В.) | Экзаменационные сочинения…

Родился в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811—1844), Анна (1821—1893), Лиза (1823—1864) и Ольга (1825—1907).

Sanmin 20 окт. 2014 г., 6:34:30 (3 года назад) Рейтинг + 0 — Хороший вопрос 0 Жалоба Ответить + 0 — MazZzull 20 окт. 2014 г., 8:37:07 (3 года назад) 1 Детство и юность 2 Санкт-Петербург 3 За границей 4 Смерть5 Похороны и могила Гоголя 6 Творчество 7 Гоголь и русско-украинские связи 8 Гоголь и живописцы 9 Гипотезы о личности Гоголя 10 Влияние на современную культуру 11 Памятники

Гоголь Н.В.: Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя…

Сочинения Краткие содержания Полные содержания Характеристика героев Критические статьи Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.100% гарантии от повторения!

Краткая биография Гоголь | ВСЕ Сочинения.RU

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 года в семье бедного укра­инского помещика. Детство будущий писатель провел в селе Васильевка Миргородского уезда. В 1818 году Го­голь начал учиться в Полтавском уездном училище. Од­новременно будущий писатель брал частные уроки, что позволило ему в 1821 году поступить в Нежинскую гим­назию высших наук. Именно во время обучения в гим­назии Гоголь стал пробовать себя на литературном по­прище.

План урока по литературе "Духовная биография Н.В.Гоголя"

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в городке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У семьи Гоголей было большое владение, около тысячи десятин земли и около четырехсот душ крестьян. Все детство Гоголь провел в имении Яновщина, которое принадлежало родителям Николая Васильевича. Его мама очень старалась воспитать у сына любовь к религии. Гоголю было это интересно, но не столько религия в целом, как пророчества о страшном суде и об идее загробного воздания. Также в детстве Гоголь начал писать стихи.

Биографии русских и зарубежных писателей Biography author

План урока: — Картинка 2992-3

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Тезисный план по биографии Н.В.Гоголя — Литература

Николай Васильевич Гоголь оставил большой след в русской литературе. Родился в 1809 году 20 марта в Полтавской губернии в обычной семье простого помещика. Учился грамоте писатель дома, после обучался два года в училище и в гимназии. В этом периоде у юного Гоголя появляется интерес к литературе. В 1828 году после окончания гимназии был на литературных пробах, которые не увенчались успехом. В 1829 году Гоголь становится мелким чиновником.

Хронологическая таблица Гоголя. Жизнь и творчество русского писателя

Последние годы жизни великого русского прозаика и драматурга Гоголя прошли в мучительной борьбе художника с православным мыслителем. Этот внутренний разлад послужил для него тем смертельным орудием, которое его и убило. Однако значение его многих известных произведений для русской литературы стало чрезвычайно важным и глубоким. Краткая хронологическая таблица Гоголя содержит лишь сухие факты. На самом деле с Гоголем происходила масса невероятных событий, которые и заставят нас считать его великим мистиком, хотя на самом деле он был настоящим христианином.

План конспект по литературе 7 класс Урок 19. Н. В. Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь — прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе романтические и реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века.

Явление последнее. Те же и жандарм.

Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

Немая сцена Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!" За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается. Гоголь проявляет себя не только как писатель, но и как постановщик. Он чётко прописал действия персонажей, а следовательно и актёров на сцене.

Так же ремарки помогают при прочтении пьесы полнее и реальнее понять и ощутить. Читать не голый текст, а действительно сценарий, наполненный чувствами, осознанными действиями, живыми персонажами.

Нельзя недооценивать роль конечной ремарки, показывающей общее состояние и конкретно каждого выводит на первый план. Практически каждый из персонажей данной пьесы несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Здесь есть все слои населения. И военные, и учителя, и мед работники, и торговцы, и простые люди, со своими заботами и проблемами. При постановке делался акцент на основные проблемы, поэтому на сцену выведены лишь яркие, и необходимые персонажи. С первых слов Городничего появляется ещё один герой - Страх. Он, словно живое существо присутствует в каждой сцене. Боятся все: и мелкий чиновник и значимый голова. А страх порождает лесть.

Хлестаков - характеристика литературного героя (сценическая история образа)

ХЛЕСТАКОВ - герой комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Иван Александрович, мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, "елистратишка простой" (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах), направляясь из северной столицы "в Саратовскую губернию, в собственную деревню", был принят в уездном городе за ревизора, "вельможу",

Возможны были три основных варианта должностного недоразумения, qui pro quo: на месте "ревизора" оказывался или обманщик, сознательно, с корыстной целью выдававший себя за другого; или человек, который хотя и не стремился к обману, но вполне вошел в свое новое положение и даже пытался извлечь из него пользу; или, наконец, лицо постороннее, случайно принятое за высокую персону, но не воспользовавшееся этой ошибкой. Но по концепции гоголя Хлестаков - не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели (в черновой редакции Хлестаков говорил себе при появлении Городничего: "…не поддаваться. Ей-богу, не поддаваться"; но затем эта фраза была снята: придерживаться какого-либо обдуманного плана ему не свойственно). Иван Александрович весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Он так и не разобрался в том, что произошло; лишь в IV действии ему смутно мерещится, что его принимают за кого-то другого, но за кого именно - осталось для него тайной. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.

В документах, относящихся к "Ревизору" и интерпретирующих его содержание, Гоголь всемерно подчеркивал именно эту особенность Хлестакова - непреднамеренность и естественность: "Он. вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит" ("Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления "Ревизора""). "В нем все сюрприз и неожиданность <... > Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор" ("Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора""). Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, способных также вывести на чистую воду и какого-нибудь мошенника, но оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью. Можно сказать, что "выведывающие" создают не только "разговор", но и сам облик грозного ревизора - при участии Хлестакова, но без его инициативы.

Хлестаков необычен и по своему положению в комедийной интриге, которая чаще всего управлялась лицом, выступавшим в обличье другого; таковы (если называть ближайшие к "Ревизору" примеры) Семен в "Уроке дочкам" И.А. Крылова, Пустолобов в комедии "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе" Г.Ф. Квитки-Основьяненко, а также многочисленные герои водевилей, эти, как говорил Гоголь, "водевильные шалуны". Роль же Ивана Александровича в интриге, хотя он и выигрывает, пассивная; тем не менее автор настаивал на его статусе главного героя. Такой статус сообщал пьесе особый, фантастический, колорит ("лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый, олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой…" - "Предуведомление…"), пре вращал традиционную комедийную интригу в миражную интригу.

Первые исполнители роли Хлестакова - Н.О. Дюр в Александрийском театре (премьера 19 апреля 1836) и Д.Т. Ленский в московском Малом театре (премьера 25 мая того же года) - не смогли отделить своего героя от традиционного амплуа водевильного лжеца, прощелыги. Лишь постепенно происходило постижение персонажа как исключительно оригинального характера, причем этому процессу содействовал и сам Гоголь; так, 5 ноября 1851 г. он прочел комедию в присутствии писателей и актеров, в том числе и С.В. Шуйского, игравшего Хлестакова, с целью показать, как надо вести эту роль, особенно сцену вранья: "…это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга - это не простая ложь, не простое хвастовство" (из воспоминаний присутствовавшего на чтении И.С. Тургенева). Среди последующих замечательных истолкователей - С.В. Васильев (1858), М.П. Садовский (1877), П.В. Самойлов (1892). "Вот, между прочим, одна придуманная Самойловым подробность. Когда он рассказывает, как играет в вист с сильными мира сего, то с великим апломбом начинает пересчитывать партнеров: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник… Потом внезапно задумывается: "кого бы еще выдумать" и вдруг вспоминает: - И я… Это произносится с извинительной улыбкой и вызывает у окружающих подобострастный смех" (Новое время. 1902. №9330). В более поздних постановках усилилась гротескная окраска образа Хлестакова, особенно это относится к игре М.А. Чехова (Художественный театр, 1921) и Э.П. Гарина (Гос. театр им. Вс. Мейерхольда, 1926).

В исполнении Чехова Хлестаков являлся с бледным лицом, с бровью, изогнутой серпом, - визитная карточка клоуна, шута, безумца; являлся как "существо пустое, порою наглое, порою трусливое, лгущее с упоением, все время что-то разыгрывающее - какую-то сплошную импровизацию…" (Вестник театра. 1921. №91-92. С.11). В трактовке же Мейерхольда, осуществленной Гариным - это "принципиальный мистификатор и авантюрист", "шулер" (В.Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы.М., 1968.4.2 С.145); в его облике было что-то от "оборотня", от "мелкого беса" (Д. Тальников. Новая ревизия "Ревизора". М.; Л., 1927. С.49-51). Обе концепции заметно отклонялись от гоголевской интерпретации, согласно которой в Хлестакове "ничего не должно быть означено резко", "он даже хорошо иногда держится" ("Отрывок из письма…"), не говоря уже о том, что Мейерхольд придавал его поступкам некоторую целенаправленность; однако благодаря всему этому усиливалась фантасмагоричность образа и всей пьесы в целом. Среди последующих выдающихся исполнителей роли Хлестакова - И.В. Ильинский (Малый театр, 1938), О.В. Басилашвили (Большой драматический театр, 1972), А.А. Миронов (Московский театр сатиры, 1972).

Глубокому осмыслению хлестаковщины как явления содействовала и литературная критика и публицистика. А.А. Григорьев писал о том, что степень сатирического эффекта прямо пропорциональна мелкости Хлестакова как личности: "Чем пустее, глаже, бесцветнее он будет на сцене <... >, тем строже явится Немезида над беззакониями города" (А.А. Григорьев. Театральная критика.Л., 1985. С.120).В.Г. Короленко, рассматривая образ Хлестакова, разобрал феномен самозванства: история его "в тысячах живых снимков повторяется ежегодно, ежемесячно, чуть не ежедневно по всему лицу русской земли" (В.Г. Короленко. Поли. собр. соч. СПб. Т.З. С.363). Н.А. Бердяев распространил анализ хлестаковщины на Россию советского периода: "Нет уже самодержавия, но по-прежнему Хлестаков разыгрывает из себя важного чиновника, по-прежнему все трепещут перед ним <... >. Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской революции" (Н. Бердяев. Духи русской революции // Русская мысль. 1918, май-июнь).

ГОРОДНИЧИЙ - центральный персонаж комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

В комедии Гоголя "персонажная" структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н. Турбин, тарахтят звуком "р", как колеса брички: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет Ревизор". Тарахтенье нарастает: "Ревизор… Ревизор… Ревизор из Петербурга…" "Ревизор" - комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком: Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором; Городничий приказывает десятским "взять в руки по улице" и вымести город; затем одевает бумажный футляр вместо шляпы; потом пишет записку жене на трактирном счете: "Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек". Далее Городничий сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и придачу коляску для Хлестакова.

В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Городничий - непонятный и потому страшный: две "необыкновенные крысы… пришли, понюхали - и пошли прочь". Именно он первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится: "Страху-то нет, а так, немножко". Потом восклицает в "страхе": "Что вы, господь с вами! это не он". Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Городничий "в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза". Затем он слушает Хлестакова, "вытянувшись и дрожа всем телом".

Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т.д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в "Ревизоре" - комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Городничий являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: "Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет", - проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе "чертовской концепсии" Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах ("Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов"); дает оценку человеческим деяниям ("Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"); следит за соблюдением иерархии своих "ангелов" (Квартальному: "Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь!"); воспитывает свое воинство ("Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!"). Добавим реплику Городничего: "Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!" Между делом Бог комедии - произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: "Она сама себя высекла" (об унтер-офицерше); "Не нашли другого места упасть!" (растянувшемуся Бобчинскому); "Над собою смеетесь!" Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, "как-то потерялись" (по свидетельству А. Панаевой, дочери актера этого театра Я. Брянского): "Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли".

Комедию "развязывает" (как и "завязывает") именно вопрос и ответ Городничего: "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!." Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчинского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора - потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе "Ревизора". Первыми исполнителями роли были И.И. Сосницкий (Александрийский театр) и М.С. Щепкин (Малый театр). По словам П. Ковалевского, М.С. Щепкин, играя Городничего, "умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова: "Не погубите, жена, дети…", - произносились им "со слезами и самым несчастным выражением в лице… И этот плут на минуту делается жалок"". В XIX в. эту роль играли П.М. Садовский, И.В. Самарин, К.Н. Рыбаков, А.П. Ленский, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов; в XX"в. - И.М. Москвин (1921), Ю.В. Толубеев (1952), И.В. Ильинский (1952), К.Ю. Лавров (1969), А.Д. Лапанов (1972).

Часть Вторая. Режиссёрский замысел спектакля

1. Тематическое решение спектакля. Зерно спектакля

Учитывая исходную проблематику пьесы, “падение нравственного здоровья России", я выделил для себя и спектакля такую основу: “фальшивая природа человека, его существование в этом мире, рвётся занять высший пост". Здесь имеется ввиду не только служебный пост, но и посягательство на дело рук божьих - человека. Это и ненастоящие межличностные отношения (любовь в современном мире сходит на нет, оставляя лишь точный расчёт), это, при кажущейся деловитости совершенное отсутствие реального дела. И культ фальшивого человека отлично существует в мире и в России в частности. Природа человека, часто не по его воле заболевает фальшивостью, под давлением окружающих его людей. ситуаций в которые он попадает. Везде надо изворачиваться, быть гибким и проницательным, чувствовать время, порою без меры врываясь в тайны “живого" человеческого начала, божественного дара, который со временем заменяется бездушными машинами и фальшивыми чувствами.

В спектакле хотелось показать, что за внешней картинкой, за внешним благополучием города существует чёрная, прогнившая душа и не только чиновников, но и города в целом. Прожигание, прожирание души, наполнение его скотской пищей, игра в чувства, игра в значимость и самая главная игра чиновников - отлаженный коррупционный механизм - взятка. Для себя я определил зерно спектакля, как вакханалия святых взяточников.

Как, если не на пиру, на разнузданной оргии, где на первый план выходит всё животное, что есть в человека утолить голод, заполнить потребительское нутро. Тем более таким профессиональным взяточникам, играющим на опережение, сами с собой, с людьми их окружающими.

2. Решение основного конфликта пьесы - сквозное действие

Конечно что, сквозным действием, то есть развитием темы, борьбой, я для себя решил противостоянием элиты взяточников за место на служебном Олимпе.

Оттачивая свой механизм дачи взятки, игроки-взяточники превосходят себя. Нет ничего слаще быть приласканным кем-то, кто находится выше по статусу, чем ты.

Оттого и чиновники и городничий стараются всячески ублажить мнимого ревизора.

3. Идейное решение. Сверхзадача спектакля

В течение спектакля хотелось обнажить фальшивую природу людей, чтоб заговорила совесть. Сорвать крышку, чтобы стало далеко видно. Чтобы слетел покров с чёрной души и все увидели - есть нравственное начало внутри человека или он настолько заболел фальшью, что внутри него не осталось живого. И это должно принести пользу, человек должен обратиться к самому себе, заглянуть внутрь себя. Начать с себя. Нечего говорить плохо о чиновниках и вообще о власти, не имея её. Как сказал - Власть не развращает людей; но дураки, забравшиеся на вершину власти, развращают власть. Но в итоге, забравшись по служебной лестнице, сделав отличную карьеру мы сами забываем кто нам помогал.

4. Жанровое решение

Жанр спектакля - комедия, а это огромные и внутренние затраты при работе с ролью и внешние, то есть физические. Поэтому роль Хлестакова я доверил себе, ибо имея небольшой опыт пребывания на сцене, смогу вести в сценах. Так же на роль городничего был приглашен студент медицинского института, который тоже не раз бывал на сцене и плюс ко всему личный опыт поможет создать интересный образ чиновника.

Комедия - это основное состояние пьесы, но для себя и исполнителей решил обозначить жанр как “сцены из жизни провинциального города”. Мы тоже живём в провинции, на сегодняшний день есть два противостояний Москва - столица которая ведёт себя как совершенно отдельное государство и периферия, которая “подчиняется” этому центру. И такие сцены могут случаться повсеместно, не взирая на географическое расположение происходящего.

Порой акт сладко посмеяться над чужим падением, вдоволь хохотать, видя как плохо другому человеку, но при этом не понимать, что сам ты можешь оказаться в подобны

Комедийные нагнетания достигались путём вплетения в ткань спектакля буффонадных представления, комических выход героев, гиперболизированной игрой актёров.

5. Художественный образ спектакля

Исходя из зерна спектакля мною был определён и художественный образ, образ который из эфемерного представления, из чувственных подступов к нему перешёл в практическое воплощение на сцене.

Итак, образом спектакля “Ревизор” является вселенский ресторан человеческой плоти, где каждый пожирает находящегося рядом. Где можно насытить потребительское нутро современному чиновнику, утолить голод власти, голод денег, животных страстей? Ресторан разврата, животной похоти, где всё кладётся в рот само, где не надо ничего делать, где всё делают за тебя. И этот процесс ублажения страшен в сегодняшнем мире. Сейчас есть всё - хочешь. Заплати деньги и участвуй в мировой оргии, закажи столик во всеразлагающем ресторане, пожирающем в первую очередь душу твою.

Часть Третья. Режиссёрский план постановки

1. Способ актёрской игры

Любой спектакль, как бы он хорошо не был выстроен и сконструирован режиссёром - зависит от актёра. Может ли актёр донести режиссёрскую точку зрения, авторскую и свою личную. Ставя “Ревизора" с учениками школы, предстояло в первую очередь не забить своим видением спектакля, а вытащить наружу из детской души всё то, что он знает о мире, окружающим его сейчас, о политической ситуации, об экономической, о жизни в принципе. А уже далее, направляя и корректируя поведение на сцене, в роли добиваться точности исполнения поставленных режиссёром задач.

При казалось бы большом количестве персонажей, они не являются отдельными кусочками, а более представляют единый, взаимодействующий организм, в едином порыве, с единой мыслю, но с разным исполнением.

При работе над спектаклем мне хотелось насытить его различными эстрадными номерами, присущие ресторанному образу, который я тянул с самого начала. Велись переговоры с танцевальными коллективами (на производственной практике 3 курса, при постановке “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Гоголя у меня был опыт включения танцев в спектакль), но после просмотра нескольких предложений решили делать своими силами. Тем более в труппе было несколько девушек, которые занимались танцами. Так произошли сцена с показом “заведений” и восточные мотивы, которые были продуманы ещё до начала репетиций, но воплощены на сцене в репетициях.

Так же имело место добавление вокальных номеров, которые отражали бы суть спектакля. Выбор остановили на “провинциальном романсе" супругов Вайнаровских, который был пропет акапельно, в джазовой интерпретации.

В ткань спектакле были введены и акробатические номера, как то перевороты, падения, сальто.

Был составлен график репетиций: индивидуальные актёрские, репетиции по сценам и общие репетиции.

На индивидуальных встречах обсуждались персонажи, которых предстояло играть актёрам (надо заметить, что среди занятых в спектакле были ученики 9, 10 и 11 классов, а так же студент Самарского Медицинского Университета и студентка Самарского Государственного Университета, а так же педагог дополнительного образования). Это было тесное взаимное сотрудничество. На начальном этапе возникло разногласие с актёром, игравшем городничего. Столкнулись три точки зрения по поводу того, как играть Антона Антоновича. Актёр шёл от своей природы, личного опыта, прыгая по поверхности роли. Будучи режиссером, я копнул глубже, изучив сам персонаж, а не представления о нём. Началась подробная работа, учитывавшая интересы и актёра и режиссёра. При этом не было давления и деспотичной направленности по отношению ни к одному актёру. Всем было дано право импровизировать, но всё же в заданном квадрате, в заданных рамках, что совершенно не повлияло отрицательно на всю суть спектакля.

В руках моих был актёрский материал разного уровня подготовленности: 11 класс, с которыми уже не раз велась творческая совместная работа, которая приносила неплохие результаты (с 8 класса ставились рассказы (Чехов, Зощенко, Аверченко и др.), композиции (ко дню победы, творческие литературные вечера) и спектакли)

С ними было легко найти общий язык, многое понималось с полуслова. Они были не просто потребители режиссёрских идей, но и творцами, помощниками.

10 класс тоже активно был задействован в спектакле и ранее использовался, но по разным причинам у самих ребят не было цельности. Однако это не помешало быть собранными на репетиции и на показах. Однако с ними приходилось работать с удвоенной силой, часто показывая, повторяя, проходя с ними и за место их роли.

Интересно и приятно было работать со вторым руководителем коллектива. Однако и тут возникли трудности. Случалось так, что она, как человек опытный в актёрской среде, порой терялась. Однако собранность, целеустремлённость и внутренние человеческие данные помогли в работе.

Мне, как исполнителю одной из главных ролей не просто было совмещать одновременно роль актёра и роль режиссёра. Но продумывая заранее, дома все ходы, на репетиции удавалось больше, нежели если бы на сцене, при многочисленных актёрах, которые ждут своего выхода я стал бы думать куда пойти и какую мизансцену занять. Конечно были трудности, нельзя всё решить сразу. Многое рождалось на репетиции, каждый раз добавляя новую краску. Рисовал холст роли, делая рисунок объёмнее, достигая совершенства персонажа.

Оставаясь в зале один, приглушая свет, включая музыку я проживал весь спектакль. Действовал за каждого персонажа. Так родились сцены мечтаний Хлестакова и Городничего, необычные акценты в речи Осипа.

На сцене создавалась атмосфера некого вселенского ресторана, чиновничьего пира, провинциального кабаре с замашками иностранного. Всё крутится, вертится, поёт, прыгает, играет, порой не в такт, гротескно, пошло, но на потребу искушённому зрителю. Сцены от лирических ночных переходили в мистические, а порой даже страшные с чиновниками; весёлые, танцевальные номера сменялись не менее стремительными рассказами Хлестакова дома у Городничего. Всё безумно летит.

Всё это напомнило мне машину без тормозов: ловко сворачивающая на поворотах в итоге улетает в пропасть.

“Зерно” роли.

Антон Антонович Сквозник-Дмухновский, городничий - Верстовой столб (городничий постоянно находится в пограничном состоянии, и нашим и вашим. Нечто большое, величественное, с одной стороны указывающее путь, с другой преграждающее).

Анна Андреевна, жена его - арбуз на деревенской бахче (с виду необычное, напыщенное, красивое, а по сути - рыхлое, провинциальное, неинтересное)

Марья Антоновна, дочь его - булочка с пылу с жару (нечто соблазнительное для изголодавшего человека, пышные формы, предлагающие сами себя, словно говоря: “Съешь меня! ”)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ - престарелая библиотечная серая моль (пугливое существо, появление которого не вызывает в обществе даже какого либо колыхания. Как данность: есть и есть)

Жена Луки Лукича Хлопова - мухобойка (многие имеют власть над Хлоповым, но всё таки он может выпорхнуть из лап того или иного чиновника, но вот кого он поистине боится, так это жена)

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья - борзой, но не щенок (дерзкий, статный, настоящий охотник, который может и Городничему прямо в глаза правду сказать и урвать кусок побольше)

Три дочери Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина - образ трёх обезьян (ничего не слышу, ничего не вижу, ничего никому не скажу, но только всё наоборот)

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений - замызганный платок (нечто неприятное, к которому лишний раз не подойдёшь, но в то же время при болезни очень нужный аксессуар)

Супруга Артемия Филипповича Земляники - железный жердь (холодное, несгибаемое, ничего не значащее, но находящееся на виду)

Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер - почтовый конверт (летящий от одного к другому, частенько пахнущий духами, знающий больше остальных, держащий много секретов, которые с удовольствием распечатывает при случае)

Петр Иванович Добчинский - Бобчинский, городской помещик, сумасшедший - суетливый кузнечик (прыгает, бегает, скачет, суетливо говорит - два в одном)

Две дамы Петра Ивановича - двойной батончик шоколадки (если Пётр Иванович - это два в одном, то дамы его это одна в двух, словно “баунти" в одной упаковки два кусочка, дополняющих целое - сладкие, даже приторные, но ими не насытишься - слишком пустые)

Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга - барабан государственного оркестра (раздувающий свою значимость, шумя, стуча, но на самом деле оставаясь полым внутри. Пустым, не наполненным сутью. Простой столичный барабан)

Осип, слуга его - балалайка (звонкий, громкий, быстрый, суетливый, но старый и порой брюзжащий)

Официантка в трактире - старая деревянная ложка (местами треснувшая, надоевшая, но без неё никуда: любое блюдо только с ней)

Мишка, слуга в доме городничего - веник (то тут, то там убирает за хозяевами, подбирает)

5. Композиция спектакля

1. Начало. Известие о ревизоре

2. Встреча Городничего и Хлестакова

3. Смотр заведений

4. Что у трезвого на уме… (Хлестаков в доме городничего)

5. Правила дачи взяток

6. Любовная интрижка

7. Окончание. Известие о ревизоре

Выделив основные сцены я принялся за компоновку композиции.

Имея некоторый опыт написания сценариев, в своей работе над “Ревизором” я постарался сразу, при составлении текста прописывать режиссёрские ремарки. Компонуя и переставляя сцены, добавляя или удаляя слова героев пьесы я добился чётко выверенной композиции на час сценического времени.

6. Темпо-ритмическая партитура

1. Начало.

1. Бал у городничего

2. Письмо о приезде ревизора

3. Ревизор в городе по словам Бобчинского-Добчинского

4. Указания городничего.

2. Встреча городничего и Хлестакова

1. Монолог Осипа

2. Вход Хлестакова

3. Неприятный обед

4. Разговор городничего

5. Предложение переезда в дом городничего

3. Смотр Заведений

Т 1. Появление девушек

Е 2. Появление чиновников - официантов

М 3. Опьянение Хлестакова

П 4. Встреча городничим и его женой в доме

4. Что у трезвого на уме… (в доме у городничего)

1. Разговор Осипа и Мишки

2. Разговоры Хлестакова

3. Падение Хлестакова

4. Размышления Городничего по поводу Хлестакова

5. Правила дачи взяток

1. Обряд Взяточников

2. Судья Ляпкин - Тяпкин

3. А.Ф. Земляника

4. Л.Л. Хлопов

5. Почтмейстер и Бобчинский - Добчинский

6. Подсчёт денег Хлестаковым

7. Любовная интрижка и отъезд Хлестакова

1. Восточные танцы дочерей судьи

2. Вход Марьи Антоновны

3. Вход Анны Андреевны

4. Вход Марьи Антоновны

5. Вход городничего, благословение “ревизора”

6. Отъезд Хлестакова

7. Окончание

1. Мечты городничего

2. Приход чиновников на бал

3. Письмо о том, что Хлестаков не настоящий ревизор

4. Монолог - раскаяние городничего

5. Приезд настоящего ревизора

6. Ревизор берёт взятку. Продолжение бала

7. Жанр спектакля - комедия, а это огромные и внутренние затраты при работе с ролью и внешние, то есть физические. Поэтому роль Хлестакова я доверил себе, ибо имея небольшой опыт пребывания на сцене, смогу вести в сценах. Так же на роль городничего был приглашен студент медицинского института, который тоже не раз бывал на сцене и плюс ко всему личный опыт поможет создать интересный образ чиновника.

Составляя спектакль, перенося сцены в различные места, переставляя или убирая фразы, компонуя заново куски, я добился более сильной концентрации текстовой, смысловой…

Постоянно происходят нагнетания в сценах, нужное оставлено, что актуально сейчас, что может ударить в точку. Но авторский текст, с комедийными вставками, событиями, которые автор писал для комичности произведения, оставлены или сведены к конкретному, понятному зрителю минимуму.

Комедия - это основное состояние пьесы, но для себя и исполнителей решил обозначить жанр как “сцены из жизни провинциального города".

8. Принцип мизансценирования, постановка массовых сцен.

Имея небольшое помещение для постановки спектакля, в первую очередь думал о массовых сценах, кои часто встречаются на протяжении пьесы. Из этого мизансцены стали более конкретны и более по смыслу уместны именно так, как они поставлены. Многие сцены показаны не как отдельные эпизоды спектакля, а как аллегорический отголосок нашей жизни. Поэтому в сцене флирта, которую я хотел показать не как нежное отражение настоящей любви, а страсть, переходящую в животную похоть, мизансцены более напоминают “цепляние лощёных богатеев к девушкам лёгкого поведения”.

Большинство сцен проходи возле стола, объединяющего зрительный зал и сценическое пространство. Здесь всегда во главе стола - Городничий. Но после того, как в доме его появляется Хлестаков, Антона Антоновича мы практически не видим возле стола - его место занимает Иван Александрович.

Так же основной точкой для массовых сцен является диван, стоящий практически по центру залы в доме городничего.

Нельзя не отметить то, что в работе с исполнителями был применён несколько деспотичный подход к мизансценированию, потому что порой случалось так, что актёры начинали блуждать по сцене, совершенно не понимая что делают. А всё оттого, что не запоминали и не вникали в суть мизансцен.

Были применены мизансцены круговые, полукруговые, а так же точечно-собирательные, когда например у небольших столов собиралось по 7-8 человек одновременно.

9. Свет, музыка

Часть музыки была отобрана до того, как приступили к практической постановке. Музыкальное решение находилось в процессе репетиции. Точно подобранные фрагменты подчёркивают сцены, выделяют из общего главное, на что надо направить внимание. Органично существуют на сцене как современная музыка, испанские мотивы, саундтреки из фильмов, классическая музыка, так и живое исполнение. В начале репетиций исполнители пели под фонограмму и даже первый показ на зрителя был таким. Впоследствии я отказался от такого приёма. В итоге получилась джазовая импровизация лишь под щелчки пальцев. Что усилило сцену, добавило остроты восприятия, новизну решения и отлично было принято в зале.

Разрабатывая не только музыкальное, но и световое решение заранее чётко распланировав где именно будут установлены осветительные приборы, какой свет нужен, как он будет помогать или мешать в сцене, я приступил к монтажу оборудования.

Имея довольно разнообразный свет (от обыкновенного заливочного до цветных ламп) я постарался создать в каждой сцене особую атмосферу. Акцентируя на персонажах или наоборот обобщая светом. Сцена чиновников происходит в полной темноте, лишь со свечами, тема мечтаний представлена центральным небольшим светом, на восточных танцах был применён дискотечный цветной свет, порой горел камин. Но даже в тёмных сценах, ночных зрителю был виден актёр, его глаза и лицо.

10. Образ костюма, реквизит, решение сценического пространства, работа с художником

Первоначально хотелось одеть чиновников в современные костюмы, а дам в вечерние платья, снабдить незаменимыми в современном быту аксессуарами (телефон, ноутбук, блокноты, ручки и т.д.). Но в последствии, при более тщательной разработке образов, сути героев стали возникать другие идеи.

Были выделены три типа костюма для мужчин: первый - рабочий костюм (то есть серый пиджак, с коричневым воротом и манжетами, чёрная рубашка); второй тип - это а-ля официант (белая рубашка, бабочка, перекинутое через руку полотенце); и третий тип - официально деловой (чёрные смокинги с фалдами).

Так же был придуман костюм Добчинского - Бобчинского, в котором мы шли от зерна роли - кузнечик (это был полуфрак с длинными фалдами серого цвета).

Для Городничего был сшит парадный мундир зелёного цвета со знаками отличия (была идея нацепить современных регалий, типа заслуженный работник, трижды герой и т.д.)

Образ Хлестакова решался полностью белым костюмом сначала его появления и впоследствии, переходя из сцен в сцену белое заменялось на чёрное (чёрная рубашка в сцене взяток - как омертвение духовного в Хлестакове и в последствии. Когда я - актёр выходил на поклон, то был полностью в чёрном костюме).

Решение костюмов дам было несколько проще, ибо в театральном коллективе уже имелись костюмы эпохи XIX, конечно возникали трудности с точным подбором платьев для каждой дамы, чтобы он отражал внутреннюю суть персонажа.

Так же были специально сделаны: платье Анны Андреевны, чёрно-белый роскошный наряд, напоминавшей формой и чередованием цветов арбуз; и платье для Марьи Антоновны - в первых сценах лёгкое летнее платье в полоску. А под конец, в сцене бала она выходит в поистине дорогом и качественном платье.

Решение причёсок приходило из индивидуальности актёров и играемого ими персонажа.

В спектакле использовались только натуральные продукты, чтобы не делать вид, что тебе вкусно или противно, когда ты это “ешь", а действительно ощущаешь натуральность твоей деятельности.

Цветовое решение приходило по ходу репетиций. На сцене основными являются два цвета: чёрный и белый. Задник решён как домашняя портьера, серо-коричневого цвета.

Общую композицию дополняли колонны, стоящие на авансцене, но совершенно не мешавшие зрителю смотреть спектакль и в глубине сцены. На заднем плане, дающие ощущение перспективы и большого пространства залы.

Так же специально для спектакля была создана средняя кулиса. Это довольно большое полотно 18 квадратных метров, состоящее из восьми кусков тарной ткани. Шесть кусков по середине были разрисованы чёрной тушью и гуашью. Был запечатлён верстовой столб - городничий по середине, как бы объединяющий два времени: правую сторону полотна, на которой видны кареты, церковь и старые дома; и современную действительность: высотки, машины. Снизу под “городничим" выписаны две фигуры чиновников - XIX века и сегодняшних. Полу люди полу крысы, с длинными носами.

Часть Четвёртая. Дополнительный материал

1. Афоризмы

Анархия всегда приводит к абсолютизму. Наполеон Бонапарт

Поль Валери .

Власть, над которой безнаказанно глумятся, близка к гибели. .

Власть, сколь бы ни была сильна, вовсе не означает всемогущества, чем часто кажется со стороны, поскольку обладающие ею не всеведущи и не всесильны.

Вождь подобен торговцу, вложившему свои средства в дело и ожидающему прибыли. .

Высокое положение оказывает на нас столь разлагающее влияние, что отказываться от него не в нашей власти. .

Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. .

Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии.

Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот - то даже баран будет иметь львиное сердце.

Жалок тот, у кого мало желаний и много страхов, а ведь такова учесть монархов. .

Законодатель должен стремиться не к истине, а к целесообразности.

Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. .

История очень мало знает таких самовластных вождей народов, которые были бы благодетелями. .

Какое правительство лучше? То, которое учит нас управлять собою.

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. Марк Аврелий.

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. Вольтер.

Люди легко верят тому, чего страстно желают. Вольтер.

Чем сильнее падение государства, тем больше у него законов. Тацит

Быть интересным - первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились. Берк.

Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что их у нас несколько. Ларошфуко.

Если бы люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали. Лессинг.

Люди, которым всегда некогда, как правило, ничего не делают. Лихтенберг.

Нравственность крепнет, когда дряхлеет плоть. Мольер.

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев. Франклин.

Равенства трудно достичь потому, что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас. Бек.

Творите о себе мифы. Боги начинали только так. Лец.

Попробуй рассказать что-нибудь, не обращаясь к образам, присловьям, идиомам, не прибегая к штампам - даже литературным. Тут-то ты и узнаешь, как трудно быть простым. Лец.

Коли все думают одинаково, значит, никто особенно и не думает. У. Липпман.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом. Ницше.

Когда благодарность многих к одному отбрасывает всякий стыд, возникает слава. Ницше.

Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании. Натан.

Если человек о чем-то здраво судит - это верный знак того, что он сам в этой области недееспособен. Уайльд.

Человека подкупает не сама лесть, а то, что его считают достойным лести. Шоу.

Мы кипим при различных температурах. Эмерсон.

Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. Эмерсон.

То, что у других мы называем грехом, у себя мы считаем экспериментом. Эмерсон.

Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит. Салтыков-Щедрин.

Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны быть люди, у которых их много. Ильф-Петров.

Финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь. Ильф-Петров.

Говорите правду - и вы будете оригинальны. Вампилов.

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. А. Линкольн.

Использованная литература

1) Н.В. Гоголь “Ревизор” Издательство “Детская литература”, M., 1980

2) Гиппиус В.В. Миссия комического писателя

3) Гиппиус В.В. Гоголь. Л., 1924;

4) Данилов С.С. Гоголь и театр. Л., 1936;


Жизнь и творчество Н. В. Гоголя1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать - Мария Ивановна (урожд. Косяровская).

1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище.

1820-1821 Брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

1821, май Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.

1828, декабрь Оканчивает гимназию. Вместе с А. С. Данилевским, одним из самых близких друзей, едет в Петербург.

1829 В печати появляется стихотворение «Италия». Весной этого же года под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кю-хельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию. Сентябрь Возвращается из Германии.

1829-1831 Определяется на государственную службу.

1830 Появляется первая повесть «Бисав-рнж, или Вечер накануне Ивана Купала» и др. произведения и статьи. Н. В. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.

1831-1832 Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение. «Здесь так занимает всех всё малороссийское...» (Письмо Гоголя матери.) 1832, июнь После выхода второй части «Вечеpoв...» приезжает в Москву знаменитым писателем.

1833 Для Н. В. Гоголя один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути год.

1834 Разрабатывает «План преподавания всеобщей истории» и пишет «Отрывок из истории Малороссии».

Июль Определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. Опубликована «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1835 Выход в свет «Арабесок» и «Миргорода*.

Осень Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А. С. Пушкиным.

Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александрийском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве.

Июнь Сопровождаемый А. С. Данилевским Н. В. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

1837 Тяжело переживает известие о гибели А. С. Пушкина.

1839, сентябрь Гоголь приезжает в Москву и читает главы из «Мертвых душ» в доме Аксаковых, затем в Петербурге у В. А. Жуковского, всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий: «...мы можем назвать себя счастливыми, что родились современниками Гоголя. Такие люди родятся не годами, а столетиями». (Дневник Ю. Ф. Самарина.)

18 мая Отъезд в Италию. Во время остановки в Вене приступ тяжелой нервной болезни, которая вскоре проходит, но оставляет сильный след в сознании Гоголя, способствуя возникновению и развитию религиозно-мистических настроений.

1842, март Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести и капитане Копейкине».

1843 Вышли в свет «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах.

1842-1845 Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ». 1845, начало Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса.

Лето В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах...» он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

1847 Опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», выход этой книги навлек на автора шквал критики. «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив» (письмо к. П. В. Анненкову.) Написана «Авторская исповедь» (напечатана в 1855 г.)

1850, весна Предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную, жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

1852, январь - февраль Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти. Встречается с отцом Матвеем (Константиновским).

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». (Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав.)

Утро 21 февраля Н. В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, в 1831 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Ответ оставил Гость

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя1809, 20 марта Родился Н. В. Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из семьи помещиков среднего достатка. Отец - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, мать - Мария Ивановна (урожд. Косяровская).

1818-1819 Обучался в Полтавском уездном училище.

1820-1821 Брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире.

1821, май Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.

1828, декабрь Оканчивает гимназию. Вместе с А. С. Данилевским, одним из самых близких друзей, едет в Петербург.

1829 В печати появляется стихотворение «Италия». Весной этого же года под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кю-хельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию. Сентябрь Возвращается из Германии.

1829-1831 Определяется на государственную службу.

1830 Появляется первая повесть «Бисав-рнж, или Вечер накануне Ивана Купала» и др. произведения и статьи. Н. В. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.

1831-1832 Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение. «Здесь так занимает всех всё малороссийское...» (Письмо Гоголя матери.) 1832, июнь После выхода второй части «Вечеpoв...» приезжает в Москву знаменитым писателем.

1833 Для Н. В. Гоголя один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути год.

1834 Разрабатывает «План преподавания всеобщей истории» и пишет «Отрывок из истории Малороссии».

Июль Определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при С.-Петербургском университете. Опубликована «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

1835 Выход в свет «Арабесок» и «Миргорода*.

Осень Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А. С. Пушкиным.

Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александрийском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве.

Июнь Сопровождаемый А. С. Данилевским Н. В. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет).

1837 Тяжело переживает известие о гибели А. С. Пушкина.

1839, сентябрь Гоголь приезжает в Москву и читает главы из «Мертвых душ» в доме Аксаковых, затем в Петербурге у В. А. Жуковского, всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий: «...мы можем назвать себя счастливыми, что родились современниками Гоголя. Такие люди родятся не годами, а столетиями». (Дневник Ю. Ф. Самарина.)

18 мая Отъезд в Италию. Во время остановки в Вене приступ тяжелой нервной болезни, которая вскоре проходит, но оставляет сильный след в сознании Гоголя, способствуя возникновению и развитию религиозно-мистических настроений.

1842, март Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести и капитане Копейкине».

1843 Вышли в свет «Сочинения Николая Гоголя» в 4 томах.

1842-1845 Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ». 1845, начало Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса.

Лето В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах...» он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

1847 Опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», выход этой книги навлек на автора шквал критики. «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив» (письмо к. П. В. Анненкову.) Написана «Авторская исповедь» (напечатана в 1855 г.)

1850, весна Предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную, жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

1852, январь - февраль Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти. Встречается с отцом Матвеем (Константиновским).

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». (Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав.)

Утро 21 февраля Н. В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, в 1831 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.