Туземцы долины омо

В юго-восточной части в долину втекала река, водопадом низвергаясь со скалы. Мутно-белый поток, ширина которого кое-где превышала сто футов, змеился по долине. В некоторых местах течение было очень быстрым. В северо-западной части долины река скрывалась в огромной естественной пещере, свод которой находился в трехстах футах над уровнем земли. Большую часть долины покрывала высокая и жесткая трава кунаи. Местами она доходила летчикам до пояса. Кое-где росли отдельные деревья. НО САМЫМ УДИВИТЕЛЬНЫМ В ДОЛИНЕ БЫЛА НЕ ЕЕ ПОТРЯСАЮЩАЯ КРАСОТА, А ЕЕ ОБИТАТЕЛИ: ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЕ ВСЕ ЕЩЕ ОСТАВАЛИСЬ В КАМЕННОМ ВЕКЕ. Через окна кабины самолета Элсмор и Граймс увидели несколько сотен небольших, четко обозначенных туземных деревень. Жилища туземцев окружали ухоженные огороды. Летчики разглядели примитивную, но вполне эффективную оросительную систему - дамбы и дренажные канавы. «Урожай уже созрел. В отличие от других тропических регионов, поля буквально кишели мужчинами, женщинами и детьми. Все трудились в поте лица», - вспоминал Элсмор.

Мужчины и мальчики работали обнаженными, в набедренных повязках. На женщинах и девочках были короткие юбочки из травы. Зачарованный этим зрелищем, Элсмор наблюдал за тем, как туземцы в ужасе разбегались, заслышав и увидев летящий самолет. «Некоторые прятались за кустами картофеля, другие ныряли в дренажные канавы».

По деревням бродили свиньи. Элсмор заметил несколько коричневых собак.

На границах больших, ухоженных полей стояли высокие башни, построенные из связанных вместе шестов. Некоторые из этих башен достигали высоты тридцати футов. На каждой башне имелась смотровая платформа. Над некоторыми были устроены небольшие навесы из сухой травы - под ними часовые могли прятаться от солнца. Элсмор надавил на штурвал, чтобы снизиться и рассмотреть все получше. Он резонно предположил, что эти сторожевые башни должны были защищать обитателей деревни от вражеских набегов. Самолет летел над долиной, оглушительный рев двигателей отражался от дна долины и скальных стен. Напуганные часовые побросали свои посты, кубарем скатились с башен и попрятались в ближайших хижинах. Элсмор увидел, как хижины ощетинились деревянными копьями длиной более пятнадцати футов.

Туземная деревня, сфотографированная полковником Рэем Т. Элсмором с воздуха (фотография любезно предоставлена С. Эрлом Уолтером-младшим).


Элсмор сделал несколько фотографий - он снял туземцев и их жилища. Некоторые хижины напоминали мухоморы или иглу, покрытые соломенной крышей. Другие были длинными и узкими, как товарные вагоны. «Вид сотен деревень с воздуха был самой поразительной картиной, какую мне только доводилось встречать», - позднее писал Элсмор.

Миссия Элсмора и Граймса завершилась, поэтому полковник вновь взялся за штурвал. Самолет взмыл вверх и покинул долину. Элсмор направил машину на юго-восток. Они летели в Ифитамин, за 200 миль от Тайной долины. Там находилось еще одно удобное для взлетной полосы место.


ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО дней Элсмор написал служебную записку своему командиру, генералу Джорджу С. Кенни. Кенни возглавлял американскую авиацию в Тихоокеанском регионе в годы Второй мировой войны. В записке Элсмор описал разведывательные полеты и уделил особое внимание затерянной среди гор долине и ее обитателям. Майор Граймс окрестил свою находку Тайной долиной, но язык служебной записки был не столь поэтичным. Элсмор назвал ее долиной Балием по названию протекавшей через нее реки.

В служебной записке Элсмор указывал на то, что строительство взлетно-посадочной полосы может вызвать неоднозначную реакцию у туземцев. «Попасть в эту долину можно только по воздуху, поэтому настроение туземцев очень сложно оценить. Известно, что поблизости обитают племена охотников за головами, так что туземцы долины Балием также могут быть настроены враждебно», - писал он. Элсмор предостерегал всех пилотов от опасностей, которые ожидают их на пути в долину - «особенно пилотов, не знакомых с этим каньоном».

Впрочем, выяснилось, что долина - Тайная или Балием - для военных самолетов не подходит. Она находилась на высоте мили над уровнем моря, ее окружали горы высотой тринадцать тысяч футов и выше. В общем, долина оказалась слишком опасной и недоступной. Кроме того, нашлась лучшая альтернатива. Элсмор узнал, что австралийский миссионер сумел обратить в христианство туземцев Ифитамина. Они вели себя вполне дружелюбно и были готовы работать. Именно это и требовалось Элсмору. «Мы не только сможем избежать неприятных инцидентов и кровопролития, но еще и дадим туземцам работу на строительстве». В Тайной долине рассчитывать на такое не приходилось.

Хотя Тайная долина для военных целей не подошла, слухи о ее открытии быстро распространились по Голландии и всем окрестностям. Интерес еще более усилился, когда Элсмор поделился впечатлением, что обитатели долины гораздо выше и крупнее представителей других новогвинейских племен. В сравнении с ними обитатели Ифитамина казались пигмеями.

Рассказы Элсмора дали пищу слухам о том, что Тайная долина заселена ранее неизвестной расой первобытных гигантов. Некоторые называли их черными суперлюдьми - красивым, могучим народом ростом в семь футов. Вскоре распространились слухи, что эти туземцы - охотники за головами и каннибалы, дикари, которые практикуют человеческие жертвоприношения на каменных алтарях. Говорили, что свиньи, которых выращивают в Тайной долине, размерами напоминают пони, а туземки с обнаженной грудью отличаются исключительно соблазнительными формами и похожи на девушек с плакатов, украшавших солдатские казармы, особенно на Дороти Ламур в фильме «Принцесса джунглей». Единственное различие - цвет кожи, то есть Дороти Ламур в черном варианте.

Со временем эти легенды только множились - ведь их, даже самые нелепые, никто не мог опровергнуть. Они так и остались бы неопровергнутыми и неподтвержденными. Никто в Голландии не отправился бы за сто пятьдесят миль по джунглям, где всегда можно столкнуться с японскими солдатами, через горы и болота. Приземлиться в долине самолеты тоже не смогли бы - почва была слишком рыхлой и неровной, а трава - слишком жесткой и высокой для естественной посадки. Вертолеты же в разреженной атмосфере высокогорья не сумели бы подняться достаточно высоко, чтобы перелететь горы. К тому же солдаты прибыли на базу Джи воевать, а не совершать антропологические открытия.

И все же долина не отпускала Элсмора. Он обращался с вопросами к голландцам и австралийцам, которых считал специалистами по Новой Гвинее. Ни одного свидетельства, что кто-нибудь из европейцев побывал в Тайной долине, он не нашел. Для американской армии полковник Рэй Т. Элсмор стал Христофором Колумбом Тайной долины. Роль же Граймса снизилась до напарника.

Слухи ширились, и людям хотелось увидеть Тайную долину собственными глазами. Офицеры, женщины-военнослужащие и солдаты мечтали о такой экскурсии. И она состоялась и не раз. ВЕРНУВШИЕСЯ РАССКАЗЫВАЛИ О ТОМ, КАК ТУЗЕМЦЫ СТРЕЛЯЛИ В ИХ САМОЛЕТЫ ИЗ ЛУКОВ И МЕТАЛИ В НИХ КОПЬЯ. САМЫЕ ОТЧАЯННЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ МЕЧТАЛИ ПРИЗЕМЛИТЬСЯ В ДОЛИНЕ, И ИХ НЕ ПУГАЛА ДАЖЕ ОПАСНОСТЬ. «Думаю, что впоследствии я об этом пожалел бы, - писал родственникам в Арканзас лейтенант Уильям Джей Гатлинг-младший, - но мне страшно хотелось совершить вынужденную посадку, чтобы по-настоящему познакомиться с этой долиной. Летать над ней - это все равно, что ребенку видеть конфетку и не иметь возможности дотянуться до нее».

«Многие из нас были настроены скептически, - продолжает лейтенант. - Уж больно много слухов мы узнали перед полетом. Но к моменту возвращения от нашего скептицизма и следа не осталось. Кто-то нам поверит, а кто-то нет… Можно сказать, что об этих первобытных людях, их привычках и обычаях никто ничего не знает. Запертые в своей Тайной долине, они целиком и полностью полагаются только на самих себя. Они абсолютно самодостаточны. Не исключено, что им известны какие-то потаенные тропы, ведущие во внешний мир, но с самолета мы их не заметили. Даже если бы они могли покинуть свою долину, им пришлось бы сто пятьдесят миль брести по почти непроходимым дождевым лесам и джунглям, чтобы выбраться на северное побережье Тихого океана. А от моря Арафура на юге их отделяют те же сто пятьдесят миль абсолютно не исследованных болот».

Рассказав обо всем, что он увидел во время полета, Гатлинг завершает письмо домой философским рассуждением: «Вероятно, после войны голландское правительство отправит в долину экспедицию ученых, или туда смогут проникнуть миссионеры. А до этого туземцы не будут знать о белом человеке ничего, кроме того, что он летает на большой птице, которая производит страшный шум. И, наверное, им лучше остаться в неведении… Я уверен: узнай они о том хаосе, в который мы все погрузились, то поняли бы, что от „цивилизованного“ мира лучше держаться подальше».


ПОЛКОВНИК ЭЛСМОР часто летал над долиной, фотографировал ее с разных точек, наблюдал за ее обитателями и строил предположения. Во время одного полета он увидел на поле более трех сотен туземцев. Они явно разделились на две группы. Все были вооружены копьями, луками и стрелами. Их тела были покрыты церемониальной боевой раскраской. Элсмор нажал на штурвал, самолет опустился и пролетел над самым полем. Воины разбежались, забыв о своей вражде - пусть даже на время.

В долину активно стремились журналисты. Элсмор согласился взять с собой двух военных репортеров, настоящих ветеранов - Джорджа Лайта и Гарри И. Паттерсона. Особый интерес к долине проявлял Лайт. Его отцом был Джек Лайт, весьма острый на язык журналист «Нью-Йорк Миррор». Именно он в 1934 году опубликовал эксклюзивный репортаж о том, как агенты ФБР застрелили грабителя банков Джона Диллинджера. Джорджу Лайту было тридцать восемь лет, и ему отчаянно хотелось превзойти своего старика. Он работал в «Интернэшнл Ньюс Эдженси» вместе с легендарным репортером Эрни Пайлом и скандальным журналистом Уолтером Винчеллом. Во время блица Лайт, который находился в Лондоне, чуть не лишился головы - его каску серьезно повредило шрапнелью. Потом его машина едва не угодила под немецкую бомбу - Лайта буквально вышвырнуло через лобовое стекло. Он стрелял фазанов с королем Англии Георгом VI и полтора года провел при британской Восьмой армии. В 11-м десантном полку армии США Лайт стал квалифицированным парашютистом. О нем говорили: «Джордж - настоящий военный корреспондент. Он талантливый писатель, солдат и коллекционер сувениров. Там, где другие корреспонденты вооружаются пистолетами и надевают каски, Джордж берется за автомат, базуку, забирается в танк. Его очень сложно убедить не стрелять по „мессершмиттам“. Он говорит, что это большая война, и ему нужно совершить нечто большое».

Джорджу Лайту все нужно было увидеть собственными глазами. И он побывал в Тайной долине. После этого он признавался, что никогда не видел ничего подобного. Элсмор взял журналиста с собой. Вернувшись, Лайт красочно описал все увиденное:

«Мы опустились на высоту менее 100 футов. Среди зарослей бананов, водяных растений (болотное таро), больших полей, засаженных сладким картофелем или ямсом, росли крупные растения, сильно напоминавшие табак.

Из домашних животных мы видели лишь несколько собак и свиней. Свиньи - основной источник мяса на Новой Гвинее. Большинство туземцев относится к этим животным с почти религиозным почтением. В долине свиньи были очень крупными и весьма ухоженными. Мы видели свиней двух разновидностей - черных или темно-коричневых и черно-белых, причем черно-белые достигали весьма впечатляющих размеров.

Когда самолет возник над долиной, толпы туземцев выбежали из своих жилищ и спрятались в зарослях и среди деревьев. Но когда мы облетели долину несколько раз, детское любопытство взяло верх над страхом: туземцы стали осторожно выглядывать из своих укрытий, чтобы рассмотреть наш самолет».


ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРАМАТИЧНОЙ и увлекательной выглядит история Гарри Паттерсона: «Даже сегодня, спустя несколько недель после открытия, которое взбудоражило весь Тихоокеанский регион, нога белого человека, да и коренного жителя Новой Гвинеи, еще не ступала на территорию затерянной долины… Хорошо известно, что в этой части света живут каннибалы или охотники за головами, к числу которых относится большинство туземцев Новой Гвинеи». Паттерсон приводит слова полковника Элсмора, который писал, что туземцы Тайной долины «отличаются от других обитателей Новой Гвинеи более высоким ростом, хорошим телосложением и светлым оттенком кожи».

Полковник всегда интересовался геологией и антропологией. Он предположил, что предки туземцев пришли в долину «сотни или тысячи лет назад», ПАТТЕРСОН ПИСАЛ: «ПОЛКОВНИК СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЮДИ ПОСЕЛИЛИСЬ В ЭТОМ ГОРНОМ РАЮ, А ПОТОМ ИЗ-ЗА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ИЛИ ИНОГО КАТАКЛИЗМА ОКАЗАЛИСЬ ЗАПЕРТЫМИ В НЕМ». Увиденное произвело на Лайта и Паттерсона глубокое впечатление, но название Тайная долина им явно не нравилось. Решив найти новое название, они вспомнили о вышедшем несколько лет назад фильме Фрэнка Капры «Потерянный горизонт». Фильм был создан на основе одноименного романа Джеймса Хилтона, в котором рассказывалось о таинственном, спокойном уголке, полностью изолированном от раздираемого войной мира.

Сюжет романа заключается в следующем. Небольшой самолет терпит крушение в горах Тибета. Монахи спасают выживших, среди которых есть одна женщина, и приводят их в буколическую долину. Обитатели этой долины живут долго и счастливо. В долине царят умеренность и терпимость. Со временем выжившим предстоит решить, хотят ли они навсегда остаться в этой долине или вернуться в привычный мир, зная, что долины они никогда больше не увидят.

Книга Хилтона во многом напоминает приключенческий роман. Но на самом деле это мечта о мире и покое, о пути разума, а не саморазрушения. Хилтон понимал, что современная «цивилизация» попала в губительный и деструктивный цикл, переходя от одной войны к другой, причем каждая следующая оказывается более жестокой и разрушительной, чем предыдущая. Главные герои «Потерянного горизонта» ведут долгие беседы о том, что мир ждет глобальная война, масштабы которой трудно даже представить. Более чем за десять лет до создания первой атомной бомбы Хилтон предсказывал будущее, в котором «человек, имеющий оружие, сможет победить целую армию».

О самом мудром герое своей книги Хилтон писал так: «Он предвидел наступление таких времен, когда люди, достигшие совершенства в приемах убийства, начнут сражаться за мир так ожесточенно, что опасность будет угрожать всему драгоценному, каждой книге и каждой картине, каждому сокровищу, созданному за два тысячелетия. Угроза нависнет над самой гармонией. Все малое, нежное, беззащитное - все будет потеряно навеки».

Страшное пророчество Хилтона не осталось незамеченным. Президент Рузвельт процитировал его книгу в своей речи 1937 года в Чикаго. За четыре года до Перл-Харбора Рузвельт словами Хилтона сказал о том, что, защищая цивилизацию, Америка будет вынуждена сдерживать агрессоров, чтобы не разразилась глобальная буря. Предсказание Рузвельта сбылось.

Неудивительно, что двое опытных военных корреспондентов сразу же увидели в плодородной долине, изолированной от внешнего мира, не знающей о нацистах и камикадзе, идиллический рай, описанный Хилтоном. Забудем об охотниках за головами и каннибалах, о копьях и стрелах, о сторожевых башнях, часовых и войне между соседями. Забудем о том, что туземцы, которых увидели полковник Элсмор и майор Граймс, могли оказаться вовсе не гармоничными, миролюбивыми людьми, а очередным доказательством того, что стремление к войне заложено в природе человека.

Все эти вопросы еще ждали своих ответов. Получить их могли лишь те, кто проник бы в долину и встретился с туземцами. А пока Джордж Лайт и Гарри Паттерсон дали новогвинейской Тайной долине новое имя - они назвали ее Шангри-Ла.

4. «ГРЕМЛИН СПЕШИЭЛ»

НОВОЕ НАЗВАНИЕ долины закрепилось.

В полку Элсмора образовалось «Общество Шангри-Ла», куда входили пилоты и те пассажиры, кому посчастливилось увидеть Тайную долину. Каждый член общества получил комично раскрашенный сертификат на пергаменте, который своим видом напоминал честно заслуженный диплом. Сертификат украшали желтые ленты, закрепленные печатью из золоченой фольги. Сертификаты подписывали Элсмор и один из его подчиненных. В документе указывалось имя члена общества и дата совершенного им полета. Кроме того, в сертификатах обозначались точные координаты долины - долгота и широта. Благодаря этому члены общества могли вернуться в долину, в отличие от тех, кто покинул Шангри-Ла Хилтона.

Репортеры не оставляли Элсмора в покое. Его прозвали «главным специалистом по долине и ее обитателям». Полковник журналистов не разочаровывал. Следом за Лайтом и Паттерсоном посетить долину захотели и другие. Элсмор никому не отказывал. Некоторые из тех, кто не видел долину воочию, но брал интервью у Элсмора или Граймса, решили полететь туда из любопытства. Один из репортеров, очарованный красотой долины, назвал ее «настоящим Эдемским садом». Затем он побеседовал с Элсмором и спросил его об охотниках за головами. Полковник мгновенно подтвердил его опасения. Элсмор сказал репортеру, что он мог бы стать миссионером и спуститься в долину на парашюте, чтобы показать, «что мы пришли как друзья и никому не хотим вреда. Но, боюсь, сообщать об этом будет уже „говорящая голова“». РАЗГОВОРЧИВЫЙ ПОЛКОВНИК СООБЩИЛ КОРРЕСПОНДЕНТУ «АССОШИЭЙТЕД ПРЕСС», ЧТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ ХОЧЕТ СТАТЬ ПЕРВЫМ БЕЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, НОГА КОТОРОГО СТУПИТ В ДОЛИНУ. Ему хотелось первым встретиться с «длинноволосыми гигантами». Элсмор говорил, что планирует высадиться в долине с планера, «с запасами товаров для мены или оружия, если туземцы не захотят меняться, а также с продуктами и строительными материалами для сооружения взлетной полосы для транспортных самолетов».

Статья журналиста «АП» появилась в американских газетах в воскресенье 13 мая 1945 года - в тот самый день, когда командир капрала Маргарет Хастингс, полковник Питер Проссен, составлял список пассажиров для предстоящей экскурсии в Шангри-Ла.


В ОФИЦИАЛЬНЫХ документах Проссен обозначил полет как «навигационно-тренировочный». На самом деле это была чисто увеселительная прогулка в честь Дня матери, и назвать ее военным полетом было нельзя. Ранее Проссен уже организовывал для своих подчиненных подобные экскурсии над побережьем Новой Гвинеи. Но в Шангри-Ла предстояло вылететь впервые.

Маргарет получила приглашение за рабочим столом. После работы она собиралась на свидание со своим приятелем, симпатичным сержантом из Пенсильвании Уолтером «Уолли» Флемингом. Он сумел раздобыть ключи от джипа, и влюбленные собирались прокатиться на уединенный пляж и искупаться в океане. Но Маргарет страстно мечтала побывать в Шангри-Ла. Эта мечта появилась у нее еще пять месяцев назад, когда она только оказалась на базе. Уверенная в том, что успеет вернуться к назначенному времени, Маргарет приняла предложение Проссена.

Утром Проссен отправил письмо домой, и теперь ему явно хотелось поговорить о доме. Он остановился у стола Маргарет, рассказал ей о том, что написала ему жена: семья завела новую собаку. Дворняга, которую Питер-младший назвал Лэсси, сумела получить приз на местной собачьей выставке.

Фотограф Маркос Лира сделал эти фотографии, в 2010 году во время своей поездки в долину реки Омо, которая находится в трех днях езды от эфиопской столицы Аддис Абебы и остается одним из самых неосвоенных уголков на планете Это удивительное место можно определить как своего рода огромный музей под открытым небом - здесь проживают четыре основные Африканские языковые группы. Племён более двадцати, некоторые их них насчитывают десятки тысяч человек, а другие - менее 500, зато культура каждой из них подлинна и уникальна. Женщина из племени сурма, которое живет на берегах одноименной реки, в юго-западной части Эфиопии. Полукочевые племена сурма отгорожены от мира труднодоступными горами.

Молодая мать из племени сурма с ребенком. Как и многие другие племена долины Ома племя сурма напрямую не соприкасается с цивилизацией.

Из-за густых джунглей и сурового сухого климата этот регион остается одним из самых неосвоенных в мире.

Пожилая женщина из племени сурма курит трубку.

Мальчик из племени сурма. Хотя в племени есть огнестрельное оружие, и даже автоматы Калашникова, племя ведёт первобытный уклад жизни. Племя не охотится, а живёт за счёт рогатого скота, это у сурма главное богатство.

Как у взрослых, так и у детей головы выбриты это показатель красоты у обоих полов. Выражение близкой дружбы у ребятишек одинаковые рисунки на теле или грим на лице, которыми они старательно украшают друг друга.

О себе сурма говорят: «Мы лучше других, ибо мы наслаждаемся свободой в лесу, у нас нет хозяев, эта земля наша, и мы можем вволю пить молоко. Мы не хотим отказываться от рисунков на теле, палочных боев, губных пластинок. Это наша жизнь. Мы верны своим традициям».

Когда женщине исполняется 20 лет, ей протыкают нижнюю губу (болезненная и опасная из-за возможного заражения операция) и вставляют в отверстие маленький прокаленный диск. В течение года постепенно вставляются все более широкие пластинки.

Чем больше деревянная (или глиняная) тарелка, вставленная в нижнюю губу, тем у девушки больше крупного рогатого скота, которое родители могут предоставить в качестве приданного

Женщины из племени хамер по пути на рынок.

Многие путешественники отмечают красоту девушек племени хамер.

Каждое племя долины говорит на своем языке, у каждого свои собственные обычаи и вероисповедание.

Девушка племени хамер с ребенком.

Люди племени защищают от солнца волосы и кожу намазываясь смесью красной глины, воды и сырого яйца.

Население Эфиопии составляет более 60 млн.человек, но при этом делится более чем на 80 этнических групп. Большая часть из них относится к эфиопской расе, являющейся промежуточной, между европеоидной и негроидной.

Один из старейшин племени хамер.

Ни фамилий, ни паспортов у хамеров, живущих первобытно-общинным строем,- естественно нет. Не фиксируется и возраст. Девушку берут замуж тогда, когда у неё появляются вторичные половые признаки (примерно в 12 лет).

До замужества, она обязательно, под страхом смерти, должна сохранить девственность.

Работают в племени хамеров только подростки, мужчины, не способные уже держать оружие, и женщины, не способные рожать.

Молодые же женщины, также ничего не делают, кроме ухода за малышами и совершенствования собственного тела. В последнем искусстве они могут дать фору любому спа-салону.

Обычно у мужчины племени хамер - две-три жены и множество детей.

Деревня племени состоит из нескольких десятков круглых, стоящих на сваях хижин с коническими крышами. Остов их вяжется из жердей, а сверху накрывается толстым слоем высушенной травы и соломы.

Внутри хижина делится на жилую часть (с очагом и ложем для сна), зернохранилище-гота и загон для коз. Хозяйское ложе - необычайно широкое. Оно сооружено из камней, покрытых слоем глины с соломой, а сверху накрыто множеством козьих шкур.

Женщины из племени хамар за укладкой прически. Представители этих африканских племен используют для этих целей глину.

Девушка племени хамер

Женщина племени хамер за питьем воды

Западные и юго-западные районы страны, где и располагается долина реки Омо, заселены племенами этно-групп негроидной расы: афары, агау, оромо, сидамо, сомали, кафа, беджа и др. А если учесть, что в каждую этно-группу входит до десятка различных племён, говорящих на собственных диалектах, то различных языков в Эфиопии получится более 200.

Туземцы - это мир, полный удивительный приключений. Эта игра сродни путешествию на машине времени, так как предлагает отправиться в далекое прошлое, чтобы исследовать его тайны. Каждый новый уровень в игре - это отлично прорисованный мир, прохождение игры не оставляет никого равнодушным.

Для начала погрузимся в батискафе в фантастические глубины и недры земли. Там, в глубине мы найдем племена, которые существовали еще на заре этого мира. Там еще живы динозавры и прочие милые зверушки. Там аборигенам приходится ежедневно бороться за право жить с окружающими их опасностями. Нам, пришельцам из будущего, несложно будет стать здесь главнокомандующим. Но за это от нас потребуется мастерски управлять своим племенем и привести его к процветанию и счастью.

Основой всех основ в игре является строительство. Для того чтобы обеспечивать своих туземцев всем необходимым, необходимо возводить все возможные постройки: хозяйственные и производственные. Также вам потребуется отправить часть своих подопечных на сбор ресурсов. По ходу развития вам будут попадаться все более сложные и увлекательные задания, за выполнение которых вас ожидают полезное вознаграждение. Собирать еду, золото и древесину можно на самом начальном уровне. Чем выше ваш уровень, тем больше других ресурсов вы можете собирать. От количества ресурсов зависит главный показатель успешности вашего правления - счастье туземцев. Каждое новое построенное здание - плюс к вашей популярности и воодушевлению первобытных человечков.

Игра тренирует не только смекалку, но и терпение. Многие действия здесь требуют ожидания. Чтобы построить здание, расчистить территорию, вырастить урожай вам потребуется подождать энное количество времени. Если ждать совсем невмоготу, можно использовать премиум валюту. Она продается за реальные деньги, либо же достается как награда за выполнение того или иного квеста. Вообще премиум валюта - это универсальный способ оплаты в игре. На нее можно купить больше золота, которое требуется для постройки или ремонта зданий. Получить золото можно и обычным путем - собирательством или торговлей.

Загружайте игру и начинайте прохождение. Отныне вы - царь и бог молодого племени. Вы можете вмешиваться во все туземные процессы или наблюдать со стороны за тем, что происходит у ваших подопечных. Будьте достаточно щедры и достаточно экономны, чтобы ваши человечки не страдали от неудовлетворенных нужд, а ваша казна не была пуста. Копите ресурсы, чтобы переходить на новые уровни и открывать новый контент. Не забывайте украшать свою деревню с помощью декоративных элементов, чтобы жить в ней было не просто комфортно, но по-настоящему приятно. А теперь несколько советов от бывалых по прохождению Туземцев HD.

Совет 1. Если необходимо собрать все виды фруктов, но из-за вырубки деревьев это стало невозможным, используйте квесты и покупку искомых деревьев за кристаллы. Ждать, когда в локации вырастут новые, не стоит. Новые деревья в игре не растут.

Совет 2. Берегите кристаллы. Не стоит лишний раз расходовать эти редчайшие ресурсы. Где можно, используйте их аналоги. Без кристаллов вам не на что будет купить полезные артефакты в квестах, а на высоких уровнях вы не сможете приобрести жизненно важные бонусы.

Совет 3. Как мы уже писали, Туземцы - это игра, тренирующая терпение. Поэтому в ней не следует куда-то спешить. Если на ваше голову свалилась целая куча квестов и задача, сначала пройдите квесты, так как они обычно очень длинные. Перед тем, как запускать строительство какого-нибудь нового здания, вспомните, если у вас все подходящие для этого ресурса. Сама распространенная ошибка в игре - начало строительства отделки мрамором без организованной добычи песка или строительства добычи кораллов без предварительно запасенного обработанного мрамора.

Совет 4. полюбите дирижабли. Этот вид транспорта поможет вам быстро осваивать новые территории и своевременно снабжать их необходимыми ресурсами.

Совет 5. Используйте бонусы. Бонусы, которые выглядят как большие цветы (на панели управления в правом нижнем углу), следует включать непосредственно перед сбором денег или ресурсов. Если вам посчастливилось собрать множество кристаллов, приобретите бонус ускорения строительства. Его можно включить при массовой застройке нескольких островов.

Совет 6. Заставляйте туземцев работать. Не стоит расхолаживать коллектив. Как только вы окажитесь на новом острове, отправьте своих подопечных на сбор ресурсов, строительство зданий или улучшение построек. Следите, чтобы никто из них не сидел без дела.

Совет 7. Откажитесь от идеи строительства множества складов. Как известно, разрушить их невозможно, а большинство островов не могут похвастаться большой площадью. Используйте доставшиеся вам квадратные метры с большей пользой.

Совет 8. Используйте хранилище. Его хоть и можно снести при большом желании, на практике часто оказывается, что именно оно требуется для прохождения высоких уровней.

Совет 9. Общая рекомендация по прохождения игры. Одним из самых сложны моментов в игре является освоение четвертого острова. Для того чтобы начать здесь добычу кораллов, потребуется найти довольно редкие предметы - гарпуны со зданий Обработки мрамора. Если до этого вы не строили эти зданий в нужном количестве (всего нужно 5 гарпунов), вам придется израсходовать не менее дюжины кристаллов, чтобы пройти этот уровень.

Совет 10 и последний. Касается общего развития Для того чтобы беспрепятственно проходить высокие уровни, на первых островах нужно построить не менее 10 мраморных копален, 11 зданий по обработке мрамора и 8 песчаных карьеров.

Самое труднодоступное место на африканском континенте - долина реки Омо на границе Судана, Эфиопии и Кении. Поэтому сюда не добрались ни колонизаторы, ни местное правительство, ни прогресс. Несколько десятков племен, населяющих долину, живут своей первобытной жизнью, не признавая над собой никакой власти, они не платят налоги и не знают ни одного закона, но подчиняются своим правилам, которые установили тысячи лет назад давние предки и которые будут соблюдать будущие потомки.

Одна среди общих особенностей племен долины реки Омо - неутолимое желание украшать свои тела. Например, жители племени Сурма достигли высшего мастерства в культуре нательного рисунка, а в племени Хамер делают интересные многоуровневые прически. Нательная "живопись" играет важную роль в жизни этих племен, ведь с помощью таких рисунков можно произвести впечатление и на девушку, и на врага, показать свою индивидуальность и уникальность.

В племени Сурма лучшими художниками считаются мужчины, они наносят рисунки на тела женщин. Юношам наносятся определенные узоры для привлечения молодых девушек, устрашающие рисунки используются для запугивания соперников во время драк на палках - донга. Часто узор имитирует окраску шкуры диких животных или каких-либо пейзажей. Интересно, что среди всех племен долины, только Сурма и Мурси устраивают сражение на палках донга. Это действие несет ритуальный характер, с помощью которого юноши посвящаются в мужчины.

Самыми большими модниками по праву считаются члены общины Хамера. Они много времени уделяют украшениям, деталям, раскраске тела, но главный элемент, конечно, - прическа. Целый час тратится на создание шедевра. В ход идет много мелочи - страусиные перья, глина, охра, палочки, металлические предметы, кусочки ткани, фрагменты костей и прочее. В итоге получается большая трехуровневая скульптура, к которой относятся как к чему-то дорогому и ценному. Что бы не помять прическу во время сна, голову кладут на специальную подставочку, если не хамер не попадет под дождь, то прическа продержится до 4 месяцев.

Еще одна особенность этих племен - шраммирование тела и лица. Шрамы наносятся и мужчинам и женщинам, но значения у них совсем разные. Мужские шрамы символизируют мужество и игнорирование боли, так же означают количество проведенных боев и поверженных врагов. Женские шрамы имеют значение только как украшения. Процесс шрамирования - зрелище не для слабонервных. Мастер острой палочкой наносит на тело желаемый рисунок. Затем шипом ежевики или акации следуя узору подцепляется кожа и надрезается острой бритвой. Что бы рубец имел выпуклую форму в кровоточащий надрез втирают смесь пепла и едкого сока растения, иногда под кожу помещают личинку насекомого или зерно. Спустя определенный промежуток времени, надрезы смазываются специальным маслом, которое дезинфецирует рану и способствует образованию рубцов. Глядя на все это, удивляешься мужеству и терпению людей, которые решились на столь болезненную процедуру, когда шип вонзается в кожу, они только слегка морщатся.

Следует отметить мужество женщин племени племен Мурси и Сурма. Перед замужеством в 15-18 летнем возрасте девушкам наконечником стрелы или ножа прокалывают нижнюю губу и вставляют в нее палочку. Постепенно дырка в губе расширяется и в нее вставляется глиняный или деревянный диск. Некоторые девушки, чтобы украшение лучше держалось, выдирают четыре нижних зуба.

Считается, что традиция вставлять диски появилась сотни лет назад, когда массово вывозили африканцев в качестве рабов. Тогда туземцы обезображивали свой внешний облик дабы стать некондиционным "живым товаром". Сегодня эта традиция имеет и социальное значение. Чем больше диаметр диска, тем большим авторитетом она обладает и пользуется спросом среди представителей противоположного пола. От размера диска прямо зависит размер выкупа за невесту. Самые большие диски - 16 сантиметров, за это причетается целое стадо в размере 50-60 коров. Диски не носятся все время. Их снимают во время сна и приема пищи, но дома или на людях их носят постоянно.

Почти все обряды племен долины Омо связаны с болью и кровью. Скорее всего таким образом в подрастающем поколении воспитываются терпение и мужество, а так же идет подготовка к суровым и жестоким современным будням.

  • 20427 просмотров

Долина реки Омо в Эфиопии – мекка для антропологов и обеспеченных туристов, мечтающих увидеть настоящих «африканских дикарей» из приключенческих книг – с костью в носу и блюдцами в ушах. Добраться туда непросто: от Аддис Абебы до посёлка Джинка, из которого возят экскурсии, бежит асфальтовая полоса, сперва прямая и ровная, ближе к югу она начинает криветь и покрываться дырами, а после городка Арба Минч и вовсе превращается в грунтовку, покрытую камнями и песком – серьёзное испытание для чресел неподготовленного пассажира.
Но вот, наконец, и посёлок Джинка – ворота в национальный парк Маго, огромную территорию с рекой Омо, горами и тропическим лесом, уходящим границами в соседние страны. В этом лесу заблудился бы даже Чингачгук, попади он туда самостоятельно, но для организованных туристов предусмотрены услуги гидов (бывших аборигенов, получивших школьное образование). Помимо гидов в посёлке нужно нанять скаута – деда с берданкой, который теоретически будет защищать вас от «дикарей», непредсказуемых и вооружённых автоматами Калашникова.
В долине Омо проживает около 16-ти племён, причём не все дружат между собой. Этнические конфликты случаются довольно часто и связаны, как правило, с кражей коров, выполняющих в здешних местах роль валюты. Обменный курс таков: за АКМ с полным рожком патронов дают 4 коровы. Это в два раза больше, чем возле суданской границы, где вооружиться можно всего за 2 коровы. Невесту в среднем можно купить за цену от 10 до 20 коров, в зависимости от красоты и здоровья девушки.
Племена живут в лесу фактически независимо от эфиопского правительства и внешнего мира. Самые необычные из аборигенов – мурси, чьи женщины режут себе губы и вставляют в них глиняные диски – уже вкусили плодов цивилизации. Посмотреть на мурси в национальный парк Маго приезжают туристы со всего мира. Иностранцы платят деньги за фотографии, а мурси – позируют, только успевай раскошеливаться. На полученные быры (эфиопские деньги) племя покупает алкоголь и оружие (в этом смысле деньги удобнее коров). Свободное время аборигены проводят в ожидании джипов с богатыми белыми иностранцами. В пик туристического сезона джипы идут караванами, и мурси богатеют. Такса следующая: 100 быров вождю (около 10 долларов) за каждое транспортное средство и 5 быров за снимок каждому мурси попавшему в кадр камеры. Это тот случай, когда фотография из удовольствия превращается в пытку. Мурси визжат, дергают за руки, трясут автоматами: фотографируй и плати, плати и фотографируй.
По случаю приезда иностранцев женщины вставляют в губы глиняные диски – в обычное время страшные рваные губы просто висят на чёрных подбородках. Мужчины мурси губы себе не режут – это удел заботящихся о своей красоте женщин. Украшать себя подобным образом – дело добровольное, но женщины мурси редко отказываются от этого обычая, разве что в юном возрасте уезжают учиться в город и уже не возвращаются в племя. Чтобы быть похожими на взрослых маленькие девочки вставляют себе поперёк рта палку, таким образом растягивая губы.
Надеть чисто женский атрибут для мужчины немыслимо. Но ради «бизнеса» туземцы готовы изобразить что угодно: нацепить все имеющиеся в соломенном доме украшения, приставить к небритому подбородку глиняный диск, и даже позировать с автоматом Калашникова в одной руке и орущим ребенком в другой (за ребенка можно выпросить еще несколько быров).
Старейшины племени в фотографической вакханалии не участвуют – спокойно сидят в тени деревьев и ждут, когда визитёры уедут, чтобы забрать себе деньги заработанные «мурси-моделями».
Настоящие антропологи стараются держаться подальше от деревень, испорченных пакетным туризмом. Если нанять гида и отправиться пешком в глубины парка Маго, то через 2-3 дня можно попасть в племя боди. Раз в год боди выбирают себе короля. Взвешивают всех мужчин племени – самый тяжёлый становится королём. Мужчины этого племени готовятся к выборам за год – пьют в большом количестве коровью кровь, смешанную с молоком. Кстати, подобная диета характерна для многих племён долины Омо. Говядину здесь практически не едят – коровы слишком ценны. Из коров делают доноров – аккуратно разрезают им жилку на шее, сцеживают кровь и замазывают ранку навозом. Через неделю-другую животное снова здорово и готово дать кровь.
Чтобы познакомиться с жизнью других племён, необязательно углубляться в парк. В посёлке Дер Афер, неподалёку от Джинки, можно встретить представителей племени бенна. Это племя сравнительно миролюбиво, хотя иногда схлестывается с мурси из-за коров. Мужчины ходят в коротких юбочках и, часто, в серых фотографических жилетах со множеством карманов (откуда они их только берут?). Волосы у них вымазаны глиной – знак того, что это мужчина – охотник, самостоятельно убил хищное животное, например леопарда. Из-за распространения в долине Омо автоматического оружия в последнее время крупных хищников становится всё меньше. Поэтому современные бенна делают себе поблажки: засчитывают за добычу дикую свинью или даже антилопу. На шее у мужчин ожерелья (сделанные из бисера, монет или колпачков от шариковых ручек), в ушах серьги, в руках копьё или автомат Калашникова. Дополняет образ мужчины деревянная боркотто – табуретка особой формы. Бенна всегда берут её с собой, когда отправляются пасти скот или торговать. Боркотто удобна тем, что мало весит, на неё можно сесть или подложить под голову в качестве подушки .
Женщины бенна носят козьи шкуры, цветные платки или китайские футболки. На голове половина пустой тыквы – шапка и миска для еды одновременно. Молодые женщины украшают себя поясами и накидками с нашитыми на них речными ракушками. Замужние носят на шеях металлические кольца. Количество колец показывает, какая она по счету жена. Одно кольцо на шее – старшая жена, всё хозяйство на ней.
В племени бенна мужчина может иметь до пяти жен. За каждую нужно платить выкуп: 20 коров, 20 коз и 20 тыкв с диким медом. Если у молодого мужчины не хватает коров для женитьбы, ему помогут богатые родственники или друзья. Но для этого ему придется доказать, что он достоин звания мужа, и перепрыгнуть через всех «выкупных» коров и быков, выставленных перед ним. Количество прыжков зависит от возраста прыгуна: чем старше, тем больше придётся прыгать.
Помолвки совершаются во время праздников. За неимением обручальных колец юноша мажет руку или плечо понравившейся ему девушки навозом. Если девушка принимает это действие с благосклонностью – жених может начинать тренироваться в прыжках через коров. Если девушка не рада ухажеру, то убегает прочь. Проявлять настойчивость, кидая ей вслед комьями навоза, у бенна не принято.
На свадьбу собираются гости со всех окрестных деревень, принося обязательные подарки для родителей жениха: бутыль самогона и мешок кофейных очисток (из них тоже варят кофе, но дешёвый).
Молодая жена становится собственностью мужа, и ей не позволено много разговаривать. Она должна молча прислуживать супругу: варить кофе, снимать с него сандалии, когда он приходит домой. Считается, что хорошая жена держит котёл на огне, даже если муж ушёл куда-то на несколько дней – ведь он может вернуться голодный в любой момент. За каждую провинность муж обязан бить жену хлыстом. Наличие шрамов на спине у женщины почитается за достоинство, в то время как жена, не позволяющая себя бить, считается трусливой и слабой.
Лишь после рождения первого ребёнка отношения между супругами налаживаются, и жене позволено заговаривать с мужем первой. Если женщина не может родить, то должна настоять, чтобы муж привёл в дом ещё одну жену. В этом случае первая жена становится главной, а дети второй жены становятся её детьми. У каждой жены, как правило, есть отдельная хижина, но стоят они рядом, чтобы женщины могли помогать друг другу.
Если у женщины наступает климакс, и она больше не может иметь детей, то её считают старой. С этого момента к ней больше не обращаются по имени, а только – gecho, «старая женщина». Теперь ей не надо работать в поле или пасти скот, она занимается только воспитанием детей и распоряжается раздачей еды и молока.
Обитатели долины Омо живут в плетеных избушках, укреплённых навозом. Срок жизни таких избушек не превышает 10 лет. Когда старая изба разваливается, строят новую.
В рыночные дни туземцы выбираются в ближайшие посёлки, где продают или покупают овощи, табак, мёд, металлические наконечники для копий, китайские резиновые тапки. Для перевозки товара торговцы используют самодельные деревянные тачки, которые по эфиопским законам должны иметь регистрационные номера. Торгуют, сидя на земле и разложив свой товар на тряпках.
В такие дни можно встретиться и пообщаться с представителями разных племён. Если, конечно, знаете местные языки: в долине Омо их не меньше дюжины. В крайнем случае можно объясниться при помощи рук, широкой улыбки и какого-нибудь подарка – это любят все эфиопы. И тогда на короткое время контакт между двумя цивилизациями будет установлен.