Три обезьяны. О принципах и названиях

Лишний комплекс

Комплекс, за небольшими исключениями, УГ. Бестолковый. Если бы три расположенных в радиусе полукиллометра комплекса специализировались каждый на своем, было бы куда лучше. То, что есть сейчас - полная бестолковщина. Дешевые тряпки за непомерные цены, полтора брендовых магазина. Нет так называемых "якорей", которые держали бы центр на плаву. Был тут отзыв о том, что рынок на этом месте был плохим. Правда. Рынок тоже был убогий, но у него хоть фишка была - это был рынок. Он собирал людей с небольим и средним достатком со всего района. Сейчас это самая активная часть покупателей. А на них в новом комплексе практически ничего не ориентировано. Кроме того и в районе тоже. Чайка - выше среднего. Радуга - средний, но в сторону увеличения. По этому, у находящихся вблизи магазинов Магнит, Хлебопродукт-2, Аптека Низкие цены, Дешовый табак всегда масса покупателей. Следовательно, масса машин, которые постоянно перегораживают подъездные пути к "Трем мартышкам". На парковке, у комплекса куча таксистов и не всегда есть место для покупателей, хотя место для расширения парковки есть. Вообще заезжать к комплексу крайне неудобно, осбенно в час пик, а именно в это время едет основная масса покупателей. У той же Чайки хозяева как то пытаются с этим работать. Так же в трех мартышках нет нормального кафе, которое при качественной (цены, комфорт, обслуживание, именно в этой последовательности) работе привлекает к себе массу молодежи. Продуктовый Сельпо - можно поставить 3+ только за более или менее приличный ассортимент. Акции проводятся редко. С ценами явно никто не работает. "Хотите берите, нет - соседдушка и магнит рядом" - основной принцип работы. В отношении ассортимента - рассчитан на вкус администрации. Просрочки мало и это плюс.

Чудо-Юдо - магазин игрушек и немного одежды. Цены средние и выше среднего. В городе есть масса магазинов, пусть и с меньшим ассортимнтом, но с ощутимо меньшими ценами.

Центро - один из якорей. Расчитан как раз на местный "контингент". Но раз там карманники во всю шарят тоже под вопросом. Золото как золото. Одним меньше, одним больше. Наличие офисов ХоуКредит, Совкомбанк, Диван-тв - несомненный плюс в квадрате. Вся страна в кредитах. А вот касса системы город с рабочим временем с 10:00 до 21:00 явно не хватает. Только наличие мксимума платежных систем и банкоматов спсобно вывести комплекс на качественно новый уровень. При том, что сделать это не сложно.

В общем оценка для комплекса - не оправдывается. Есть мнение, что комплекс построили, набрали арендаторов и забыли. Теперь просто собирают бабки.

Я отлично помню то время, когда на месте сегодняшнего ТЦ находился мини-рынок "Радуга" . Потом был период долгого строительства. Почему-то думалось, что будет новый крытый рынок. Ан нет, появился очередной торговый центр с эпатажным названием. Помню ту шумиху в среде местных жителей 23-го мкр-на из-за этого нелепого названия))) даже в местных новостях эту тему обсуждали)) шумок прошел, а центр остался. Была там пару раз и оба раза мимоходом и по большей части из-за любопытства. Хотя делала покупки в "Чудо-Юдо" и в отделе мыловаренной продукции. Что сказать?! Огромное здание с иррационального использованной площадью. Такой бестолковщины я нигде не видела. Впервые в городе именно тут увидела эскалатор - тоже прогресс своего рода, сейчас этим уже никого не удивишь. Отделов много: всяко-разно. Была в нескольких из них. Дороговато, конечно. Аналогичная продукция стоит намного дешевле в других торговых центрах и магазинах. Из персонала общалась только с продавцами "Чудо-Юдо" и сувенирного отдела - к ним претензий нет, нормальные. Судить остальных не берусь, но то, что они не участливы и безразличны к клиенту -факт. Думаю, что и у "З мартышек" есть свои поклонники, даже знаю таких. А в целом, торговый центр как центр только с претензией на оригинальное название.

Название комплекса оригинальное. Магазинов раз два и обчелся. Цены просто запредельные. Обслуживание на 2 с плюсом.А какой там салон красоты - просто ужас. Нет, на вид все красиво. Заикающаяся админ!!! А как-то стала свидетельницей разборок, как оказалось директор - грубиян, общался со своими подчиненными.Я тут же отказалась от процедуры и бежала без оглядки. И ни капельки не жалею. Жесть!!!

Согласна с тем, что дороговат. Отделов одежды не так много и в основном они рассчитаны на категорию людей средних лет, ничего молодежного я здесь не нашла. Единственное, что меня очень порадовало - это отдел "Империя сумок", выбор большой и, по-моему, цены здесь немного ниже. Ну еще "народный" магазин "ЦентрОбувь".

Хороший комплекс с плохой охраной и администрацией

Сам комплекс очень хороший: кроме разных магазинов с бижутерией и сувенирами есть продуктовый супермаркет и цокольный рынок что очень удобно! Но отношение администрации к людям мне дико не понравилось!!!
Вот пример - мне на голову наплевала ребят когда я находился на -1 этаже на что администраторша сказала что в Оренбурге такой менталитет людей и это мы виноваты в воспитании детей проигнорировав все мои замечания!!! И на моих глазах выругала Маму которая посадила в тележку с продуктами ребенка на приспособленное для этого место (Тележки дорогие а вы их ломаете!) Мне такое хамство как гражданину другой страны и гостю Оренбурга это очень не понравилось!!! Поняв что меня здесь никто серьезно воспринимать не будет я ушел с плохим настроением. Надеюсь кто то прочитает этот комментарий и сможет что то с этим сделать потому что люди у вас хорошие и город восхитительный!

Название комплекса - с претензией на оригинальность, но далеко не всем по вкусу. Хотя дело конечно не в названии... Поскольку живу в двух остановках от него, заходить приходится частенько. Сначала о минусах: совершенно бестолковые отделы одежды и обуви, за исключением наверное только Kari. Раньше частенько заглядывала в Centro, но после того, как у меня там вынули кошелек (с деньгами, карточкой и правами), я туда ни ногой. Охрана в комплексе - одно название. В тот день, когда я стала жертвой карманников, продавцы Centro сказали, что в самом магазине охраны нет, а камеры не пишут, и направили меня к охраннику, который сидит при входе в комплекс. Не знаю конечно, может он именно в этот момент отошел справить нужду, но на месте его не оказалось, а когда пришел, сказал, что ничем помочь не может... Данный магазин просто рай для карманников: про отсутствие охраны и пишущих камер я уже говорила, кроме того жертву можно держать под прицелом прямо от банкомата Форштадт, который очень удачно располагается на входе в магазин. Так что народ, будьте осторожны, заходя в магазин с кошельком, Вы рискуете выйти без него. К несомненным плюсам Трех мартышек можно отнести бесплатную парковку, наличие эскалатора, большой ассортимент продуктов в Сельпо, на рынке (нулевой этаж) часто покупаю неплохой фарш, магазин детской одежды Alisa очень порадовал ассортиментом и ценами, режим работы комплекса удобен для тех, кто работает до 18:00.

2 дурацких этаже всякой ерунды. Само название отталкивает, знаю кем оно придумывалось и как, описывать не буду, но смысл соответствует названию и это не очень приятно. Как на подбор какой-то сухой и не очень приветливый персонал, единственно нравиться отдел посвященный кошкам, классный, с декоративными сувенирными образцами, много очень разные, мне нравиться. Еще нравиться, что здесь адекватный киви терминал, хотя это не заслуга комплекса конечно, купюры принимает сразу, меня поймут люди которые уже плачут в пятидесятый раз засовывая купюру в автомат, а здесь все отлично. Площадь на мой взгляд используется нерационально, много свободного места, бестолково все как-то.

так себе

в целом неплохо, но купить здесь нечего. ходим только из-за обувных отделов. я бы вообще с первого этажа убрала бы сувениры по бешеным ценам и духи, и еще бы обувной отдел бы добавила. чтобы был уклон на обувь. еще в магазин распродаж заходим. на втором этаже цены на вещи запредельные. проще купить или на базаре, или даже в соседней радуге. не хватает уютного кафе.

Основной недостаток, отсутствие хорошего освещения

Такая плохая освещенность, на втором этаже вообще в середине ничего не видно, над эскалаторами вообще нет освещения, ужасно. главная красота ТЦ это свет, видимо там об этом никто не знает.

Уютного кафе и вправду не хватает, на месте продуктового если бы был супер-магнит было бы + 3 балла.

Отделы неплохие, мне нравятся)

Неплохой торговый центр. 2 этажа, на каждом, как и полагается, торговые залы: "Чудо-юдо", ювелирный, с сувенирами, продуктовый и много других. На первом этаже стоят банкоматы "Сбербанк" , "Золотая корона" газпром-овский и еще парочка. Также там есть несколько кафешек на любой вкус и цвет. Удобная парковка под землей, солнце не достает, так что уезжаешь оттуда всегда в прохладной машине.
Несмотря на все преимущества, от меня только 9.. дороговат.

живу рядом, несколько раз в неделю бываю там. рынок на 0 этаже не заменим! большой выбор мясной продукции и точка Винни-пуха, табак +, рыба+, овощи+. на 1 этаже система "город"-касса, которая работает до 9 вечера, очень удобно, 2 больших обувных по низким ценам, Карри и Центр-обувь, Сельпо хороший, цены приемлемы, ассортимент большой, неудобство с кассами, очень узкий подход к ним, и мало кассиров в часы-пик. Суши-бар отличный, очень вкусно и недорого, скептически отнеслась к их точке, думала закроются, но они уже долго работают, молодцы ребятки! еще нравится большой выбор автоматов. а вот 2 этаж, кроме, как распродажного ничем не привлекает! из одежды ниже 1500-2000 с учетом скидок ничего не найти, мало магазинов, для молодежи нет вариантов,в основном на молодых и взрослых женщин. я бы хотела точку недорогой молодежной одежды, рив гош или л"этуаль, насчет кафе не уверена, что будет спрос, если только быстрого питания, как в Гулливере

нам очень нравится

а нам очень нравится замечательнай магазин. продукты покупаем только там. игрушки подарки золото все от туда красивые и интересные декорации. большой выбор магазинов. удобно что на нулевом этаже тоже есть крытый рынок. там великолепный магазин цветов. обходительный продавцы и десциплина и я совершенно не согласна с еленой, если для вас это бестолковый магазин тогда съездейте в армаду в магазин кастрома

Дороговатый - это мягко сказано. Конечно, есть пара бюджетных магазинов типа "ЧудоЮдо" или "Сentro"... всё остальное для состоявшихся людей в возрастной категории 25+. мне здесь просто нравится гулять. Так называемый не шоппинг, а "зыринг". А так...здесь много различных магазинов: одежда, обувь, сумки, игрушки, техника, драгоценности. Есть очень хороший магазинчик Дилор: заказывала там очки... зрение проверили, оправу подобрали, сделали быстро и качественно)

Знаете, что я вам скажу! Торговый Центр очень хороший. Кстати рядом ещё один центр, а неподолёку ещё и чайка. Центр называется радуга. Кто не доволен милости просят! Живу через дорогу, каждый день туда хожу. Кто то говорил Отделов с продуктами Всего ОДИН! Да один, а что в армаде или скажем в гуливере больше?Во все торговых точках 1 продуктовый большой отдел. Чего вы ожидали? Площадь маленькая, и построить там такое очень даже похвально, это не огромные масштабы армады и севера. Самая классная парковка в городе, заметим, что по сравнению с Армадой просто шикарна.Что касается магазинов обуви и одежды. Да магазинов одежды там не так много, как хотелось, но выбор там есть, кстати сказать для молодёжи большой магазин- Гараж. Очень классные магазины Симпатия, Pompa. И кстати сказать персонал там неплохой, очень дажи любезный. А своих постоянных покупателей они знают в лицо. Что касается магазинов обуви. Kari? ЦентрОбувь, Baden? если я не ошибаюсь там ещё один магазин есть. И кстати выбора там очень много. Детские товары: Чудо-Юдо Великан- очень большой магазин с любезным персоналом и большим выбором игрушек, детской одежды, и различных товаров. Рядом с Чудо-Юдо находится магазин товаров для детского творчества "Ораньжевый слон". Там конечно дорого, но во всех магазинов товаров для детского творчества сумма платы за товар велика. Магазин Сельпо- достаточно не плох, единственное очередь всегда, но это стерпимо, насколько я знаю- это единствиный магазин продуктов питания где продают Милкис (но это так к слову, ребята нашего района просто обожают этот напиток, кстати ходишь по "Трём мартышкам" и видишь подростков с Милкисом). Теперь, что касается рынка, единственный торговый комплекс с рынком, всегда свежие овощи, фрукты, рыба и мясо. кстати все мясники очень почтительны с клиентами. Недавно там появился третий этаж с какимито Академиками. Насколько я поняла- это какойто центр детского развиция, кстати там можно устраивать детские праздники. Рядом находится арбалетно лучный тир. И диванчик, сидя на котором удобно смотреть за происходящим на первом и втором этаже. Что касается кафе райский сад, сейчас он находится по всему торговому центру. Удобно! Недавно "Три мартышки" отметили день рождения и причём было очень весело, но во всех торговых комплексах дни рождения весёлые, но знаете в прошлом году было веселее. Давали бесплатно различные тортики и чай. Ну да ладно, а теперь, что касается названия- Три мартышки, помоему очень весёлое название, у нас дети говорят "пошли в мартышки" (кстати теперь вместо бани, они посылают друго друга в мартышки). Несогласна с теми кто говорит, что данное название должно и отпугивает посетителей. Значит вы просто тупо человек без чувства юмора. Как по вашему название Гуливер не должно отпугивать? Мне сразу представляется большой дядька с головой эмблемы торгового комплекса гуливера и с большим размером ног. Армада вообще испанского происхождения. ну а про север молчу, название удачное. Вообщем если говрить о том, какую оценку получает торговый комплекс три мартышки. Это 10 из 10. ещё раз повторяю на токой маленькой площадке выросло совсем не маленькое здание. И кстати по трём мартышкам просто не возможно заблудится там всё понятно, а вот каждый раз, когда я приезжаю в армаду, путаюсь с этими их галереями! И кстати как я посмотрела в коментариях многие сказали не очень, а оценку поставили среднюю. Люди в нашей стране не умеют выражать свои мысли!

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Возможно, среди восточных сувениров вам встречались статуэтки обезьянок, закрывающих рот, глаза или уши. Это три обезьяны – не вижу, не слышу, не скажу. Ониимеют любопытную и занимательную историю, уходящую корнями на несколько столетий назад.

Сегодняшняя статья расскажет, что означают милые фигуры обезьянок, откуда они родом, благодаря кому увидели свет, какой имеют неочевидный смысл, а еще – соотносятся ли они как-то с религией.

Как их называют

Само название трех обезьянок указывает на их национальное происхождение. Их так и называют – «сан-дзару», или «самбики-но-сару», что значит в переводе с японского «три обезьяны».

Ничего не вижу, не слышу, не скажу – в данном случае под словом «ничего» нужно понимать именно зло. Философия и жизненная позиция такова: я не вижу зла, не слышу его, не говорю о нем, а значит, полностью от него защищен. Фигурки обезьянок – символ отказа от зла этого мира.

Каждую обезьянку зовут по-своему:

  • Миа-дзару – закрывает глаза;
  • Кика-дзару – прикрывает уши;
  • Ива-дзару – закрывает рот.

Смысл их имен заключается в их действии, а точнее бездействии: «миадзару» переводится как «не видеть», «кикадзару» – «не слышать», «ивадзару» – не говорить.

«Почему именно обезьяны?» – спросите вы. Дело в том, что вторая часть всех вышеперечисленных действий – «дзару» – созвучна с японским словом, обозначающим обезьяну. Вот и получается некая игра слов, оригинальность который сполна оценить может только истинный японец.

В последнее время к обезьяньему трио все чаще добавляется четвертая мартышка. Ее зовут Си-дзару, и она олицетворяет собой мораль всей фразы – «не делаю зла». На изображениях она лапками прикрывает животик или «причинные места».

Однако Си-дзару не прижилась среди сородичей, особенно в Азии. По одному утверждению, причина тому – неестественность этой обезьянки, ведь она была якобы придумана искусственно в качестве выверенного маркетингового хода.

Другое мнение гласит, что проблема в восточной нумерологии, которая называет цифру «четыре» приносящей несчастья. Так и осталась знаменитая статуэтка трио, а не квартетом.


Происхождение символа

Родной город фигурки – Никко, который находится в 150 километрах от столицы Японии – Токио. Японцы обожают это место, и это неудивительно – здесь находится святилище синтоистов Тосё-гу. Оно представляет собой поразительный комплекс резных зданий – настоящий шедевр резьбы по дереву.

Недаром Тосё-гу внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но еще одна его достопримечательность – конюшня. Именно здесь над дверью с 17 столетия красуется резная скульптура «Сан-дзару». Ее автор – Хидари Дзингоро, человек, благодаря которому про трех обезьян стало известно всему миру.

В Японии вообще очень любят обезьян. В этой стране они считаются мудрыми животными, олицетворяющими находчивость и влекущими за собой успех.


Нередко возле домов можно увидеть скульптуру обезьяны – Мигавари-дзару. По-другому ее можно назвать двойником обезьяны. Она отгоняет нечистую силу, злых духов, которые способны привлекать несчастья, болезни, несправедливость.

Религиозный подтекст

Ответвление буддийской мысли Тэндай утверждает, что обезьяний символ достиг японских земель благодаря китайскому монаху-буддисту Сайтё в VIII столетии. Уже тогда три обезьянки означали практический ум и беспредельную мудрость.

Действительно, с радостью принимает и поддерживает мудрое изречение из уст Сан-дзару: не нужно замечать зла, которое имеет место быть вокруг, так же, как не нужно его совершать, подпитывать, и тогда путь к Просветлению будет более чистым и легким.

Более того, фигурки мартышек довольно часто используются в буддистских святынях. Но считать, что они берут начало в философии , будет неправильно.

На самом деле три «дзару» восходят к японскому культу Косин, который, в свою очередь, «перекочевал» из религии Китая Дао. Согласно верованию Косин, в человеке обитают некие сущности, которые наблюдают за хозяином.

Если он не может справиться с внутренним злом, раз в два месяца эти сущности выведывают тайны хозяина о злодеяниях, направляя их к Всевышнему.


Три обезьяны на стенах храма Тосегу, город Никко, Япония

Чтобы избежать кары, человеку нужно не видеть, не слышать зла, не говорить о нем и не совершать, а в опасные дни, когда сущности могут вырваться наружу, не стоит даже спать!

Похожая житейская мудрость, связанная с отречением, отказом от злодеяний есть во многих религиозных направлениях и их священных текстах: в индуистской, христианской, мусульманской, иудаистской, джайнистской религии.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть мудрость и удача никогда не покидают вас.

Происхождение популярной и узнаваемой во всех странах композиции из трех обезьян, прикрывающих глаза, уши и рот связывают со странами Востока. С большей вероятностью родиной символа является Япония. Он связан с главной обителью японцев, мавзолеем правителя Иэясу Токугавы, в городе Никко. Стены храма Священной конюшни украшают резные полуметровые фигуры обезьян, которые своими позами демонстрируют непризнание зла.

Три обезьяны не вижу, не слышу, не скажу - символ чего, что означает в разных странах трактуется не одинаково, так:

  • по одной теории, человек не может достигнуть Нирваны пока не откажется от разного рода желаний, именно это символизируют обезьяны, прикрывающие рот, уши и глаза;
  • согласно легенде, то три обезьяны-лазутчика посланы богами с миссией извещать о грехах людей;
  • в коренной религии Японии Самбики-сару, так еще называют этот символ, занимают почетное место – охраняют коней, принадлежащих богам;
  • можно проследить сходство с тремя принципами Буддизма: чистотой действия, слова и мысли.

Три обезьяны не вижу, не слышу, не скажу - значение, которое толкуется довольно часто неправильно. Буддийская религия рассказывает нам о недеянии зла, но это совсем не означает отторжение действительности и равнодушие ко всему, что происходит вокруг. Поэтому популярная в западных странах интерпретация «не видеть, не слышать, не говорить», когда обезьяны не дают проникнуть злу, закрывая рот, глаза и уши, не отвечает действительному смыслу, возложенному на эту символическую группу обезьян.

Более правильно употреблять символ в качестве сознательного отказа от плохих поступков и проявление мудрой осторожности: «Не вижу зла. Не слышу дурного. Не говорю о зле». Логично упоминание четвертой обезьяны, закрывающей лапой живот или пах, которая демонстрирует принцип «не совершаю зла», к сожалению, она встречается нечасто, у японцев число четыре приносит несчастья, зато Сэдзару, так зовут эту обезьянку, можно встретить в Индии.

Вообще в восточных странах к обезьянам как к таковым относятся с уважением, они обозначают удачу, находчивость, тонкий ум и талант. В популярном восточном календаре им отдана девятая позиция в цикле из 12 периодов. Наступающий 2016 год, как раз является .

В Индии, куда изображение обезьян пришло от китайских миссионеров, священные обезьяны воплощают идею отрешённости от зла и недеяния его же. В индийской религии обезьяна Хануман, бог обезьян, является благородным защитником, воином наделенным острым умом и невероятной силой.

Маленькие фигуры Самбики-сару обозначают моральную и этическую честность и порядочность.

Обезьяны, у которых закрыты рот, глаза и уши по своей природе очень положительный и доброжелательный символ. Фигурки-сувениры этих обезьянок являются оберегом, ставят защиту от злых слов и оговора, а обезьянки-игрушки охраняют малышей.

Такой подарок понравится людям, желающим сохранить некую чистоту и доброту в нашем двойственном и неидеальном мире. Если не видеть, не слышать и не говорить о зле, то я защищен от зла.

Три мудрые обезьяны, представленные в буддийской концепции, множество раз встречаются в кино, мультипликации, книгах, сувенирах. Они заняли прочное место в современном искусстве.

Эти три потешные мордашки знакомы многим. Легче найти того, кому они не знакомы. Одна мартышка зажимает смешливый рот, другая затыкает уши, и третья запирает двери глаз от внешних впечатлений. Они дают понять, что они, эти любопытные кривляки, не видят, не говорят и не слышат. Но мы-то знаем, что мартышки на все это способны. Они и слышат, и видят, и все такое… Более того: они любопытствуют обо всем, всему увиденному подражают. Их уморительные ужимки и прыжки нам описал Крылов и прочие баснописцы.

Так чего же они зажмуриваются и закрываются?

Они греха боятся! Они символизируют собой человека, который лично и деятельно греху сопротивляется. Для этой цели он не реформирует окружающий мир, а, напротив, бережет себя от него.

То, что это мартышки, дело десятое. Это могли бы быть три поросенка или три медвежонка. Но все они делали бы одно и то же: закрывали бы верхними конечностями органы зрения, слуха и речи. Таким образом они бы показывали:

Я на грех не смотрю.

О грехе не рассказываю.

О грехе слышать не желаю.

Зло, царящее в мире, я умножать не хочу, и сам от него желаю сохраниться

Мир мне не изменить. Но зло, царящее в мире, я умножать не хочу, и сам от него желаю сохраниться.

Подобное «неделание» может показаться слишком легкой и слишком пассивной формой сопротивления злу. На самом деле это тяжелая и активная позиция. Улыбайтесь, глядя на эти рожицы, но и вспомните кое о чем.

Например, о том, что держание языка за зубами однозначно тяжелее поднятия любых тяжестей. И что язык, по слову , так же управляет всей сложнейшей человеческой жизнью, как малый руль задает направление большому кораблю. Он - источник бесчисленных благословений, и он же - «неудержимое зло». О языке, о его потенциальной целебности и смертоносности сказано вообще так много, что эту тему можно считать центральной во всей истории человеческой морали. И здесь не только Соломон и Давид, Евангелие и апостолы. Здесь и Конфуций, и античные греки, и вообще все, кто был внимателен, рассудителен и чуток. Так что мартышка, или макака, или горилла, прикрывшая рот, сохраняя потешность, говорит о многом.

То же самое - закрытые глаза. Насколько лучше протекла бы жизнь Давида, не глянь он однажды беспечно на чужую наготу. Царственный певец псалмов хрестоматиен. Не умея петь и не нося корону, мы все (буквально все!) можем о себе сказать то же самое. «Как был бы счастлив я, и семья моя, и Ангел мой хранитель, не глянь я тогда…» (список прилагается). Помимо реальной чужой наготы здесь может быть чужая нагота в мониторе; и чужое богатство, выраженное в домах или автомобилях; и журнальный глянец; и витрины недоступных магазинов; и прочие миражи чужого якобы счастья.

А мир, как назло, виртуозно дразнит глаз, чтобы дощекотаться до сердца

А мир, как назло, виртуозно дразнит глаз, чтобы дощекотаться до сердца. И никто не отворачивается от мира. Напротив, позволяя зенкам вылезать из орбит, вертит головой человек направо и налево, пожирая впечатления, разжигая желания, заражаясь жадностью.

Макака же между тем или, простите, мартышка потешным образом закрывает глаза в назидание человеку. И если я поминутно забываю, что зрелище всемирных красот и богатств было одним из сильнейших орудий дьявола против Христа в пустыне; если я преступно об этом забываю, то японская статуэтка кажет мне хитрую рожицу с глубоким смыслом.

Про уши можете додумать сами.

Можно просто перечислить виды духовных инфекций, передаваемых через слух. Сплетни, слухи, оговоры. Клевета, намеренная ложь… Мировые СМИ, «официальная статистика», доклады «британских ученых»… Умолчание об истине, искажение фактов… Семейке, право, нет конца.

Через услышанное злое слово люди теряют доброе имя, крушатся их идеалы, приходит уныние или агрессия. Целые страны можно развалить сладкой патокой намеренной лжи. И если кто-то потерял веру в Бога, то знайте: это через слух влили в него яд, как и Еве в Раю. Через змеиный шепот. И отец Гамлета тоже был убит вливанием яда в ухо (!) во время сна. Идея та же. Собственно, «нашептывающий» - это и есть «диаволос», специалист по убийствам через слух.

Наша мартышка заткнула уши. Обе ее подруги сидят рядом. Прям как бабульки на лавочке возле дома. Только бабульки открыли глаза и не закрывают рты, а мартышки сидят с назиданием. Каждая занята своей головой, одним из чувств, в голове поместившимся.

Эти статуэтки имеют привычку стоять на рабочих столах. Не знаю, выполняют ли они свою охранительно-назидательную функцию, не знаю. Судя по всему - не очень. Но то не шкодницы-приматы виноваты.

Это просто мы смысл скрытого в них назидания не уловили.

Или в страшную глубину его не посмотрели. Побоялись.

Или поняли однажды, но теперь забыли.

Или же все уяснили, но в тайне сердца решили поступать противоположно, как все.

Символическая группа из трех обезьян , закрывающих лапами глаза, уши и рот появилась на Востоке , с этим согласно большинство источников. Конкретнее «местом рождения» трех обезьян с большой долей уверенности называется Япония . Это подтверждается и историческими артефактами, и лингвистически.

Запреты, выражаемые композицией «не видеть, не слышать, не говорить» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару) состоят из глагола-действия и архаичного суффикса, придающего отрицание «-дзару ». Так вот суффикс этот созвучен слову «обезьяна» , по сути, является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Наиболее древние из известных изображений трех обезьян также находятся в Японии. Вероятнее всего, впервые композиция из трех обезьян появилась в местном японском культе Ко-син . В Китае это учение (по-китайски Гэн-шэнь, 庚申) хорошо известно и проработано в даосском каноне, практики гэн-шень описаны со старых времен и их можно считать частью живой даосской традиции. В Японии же ритуальные практики Ко-син сперва проводились среди образованной знати при императорском дворе и лишь после получили некоторое распространение в более широких слоях населения, обретя поддержку отдельных буддийских школ. В настоящее время культ Ко-син в Японии практически полностью сошел на нет, а если где и сохранился, либо выродился в банальные регулярные вечеринки со спиртным, либо превратился в культурные реконструкции.

Краткая предыстория: на Востоке всегда чтилась магия чисел и обезьяна рассматривается не только как животное: это еще и число или, если хотите, одна из фаз универсального цикла. Если вспомнить особо популярный в настоящее время восточный «звериный» календарь, в котором чередующиеся годы обозначаются одним из 12 животных-символов , в их числе можно увидеть и обезьяну. Обезьяна занимает девятую позицию в цикле из 12 фаз. Когда к 12 животным добавляются 10 т. н. «небесных стволов », связываемых с 5 первоэлементами, образуется еще более крупный цикл из 60 фаз. Цикличны любые события, развитие всех ситуаций можно разложить на 60 фаз до следующего витка. Выделяют большие, шестидесятилетние и малые, шестидесятидневные циклы. Особенно отмечают 57-й день или год, считающийся крайне несчастливым. И эта 57-я фаза называется «ко-син », где «ко-» (庚) - один из первоэлементов, называемый обычно металлом, а «-син» (申) - обезьяна.

От китайских даосов японцам перешло учение о трех сущностях («червях »), обитающих в теле человека. Они искушают своего носителя в совершении различных необдуманных поступков, а после регулярно, в ночь того самого «обезьяньего» дня ко-син, когда носитель заснет, отправляются с доносом на его проступки к высшим силам . Последователи народного культа (в Японии Ко-син, в Китае Гэн-шэнь) через каждые 60 дней устраивают коллективные бдения , чтоб не дать возможности трем червям связаться с верховным божеством.

Японские последователи культа на свитках и каменных резных стелах часто изображают шестирукое синелицее карающее божество Сёмэн-Конго (靑面金剛). Иногда его спутниками-атрибутами становились одна, две или три обезьяны (видимо, повлияла важность обезьяньего дня). Постепенно именно три обезьяны (наверное, из-за трех внутренних червей в человеке) стали преобладать, а позы получили однозначность (вспомним омофонию чтения действий, выражаемых обезьянами). Скорее всего, именно таким путем сложилась устойчивая композиция с тремя обезьянами, но самостоятельности очень долго не получала, оставаясь атрибутом где-то под ногами синелицего божества.

Славу и известность три обезьяны получили в Никко (日光), одном из исторических религиозно-культурных центров Японии. Самая известная достопримечательность Никко - синтоистское святилище Тосёгу (東照宮), знаменитое прихотливой резьбой, украшающей сооружения. Некоторые композиции, составляющие убранство построек, признаны шедеврами, например, спящий кот или три обезьяны. Обезьяны украшают отнюдь не центральное здание комплекса святилища, а всего лишь конюшню. Причем резное панно с композицией «не вижу, не слышу, не говорю» не единственное, но в ряду различных обезьяньих поз японцы выделили именно эти три фигуры. С тех пор это самые знаменитые три обезьяны в мире, эталон композиции, даже любая символическая группа из трех обезьян может называться «Три обезьяны из Никко».

Обезьяны из Никко интересны нам в историческом плане тем, что дают вполне определенную, материально зафиксированную верхнюю границу появления символа. Постройку конюшни с ее украшениями уверенно относят к 1636 г., то есть к этому времени три обезьяны явно существовали как единая композиция.

Намного более ранний пример дает нам буддийская литература. Монах Мудзю в своей наиболее известной книге «Собрание песка и камней» где-то между 1279 и 1283 гг. записал стихотворение, в котором поименно упоминаются три обезьяньих отрицания, а в притче-комментарий к этому стихотворению эти отрицания прямо названы обезьянами. То есть в XIII в. как минимум один буддийский монах знал и оценил игру слов, на которой основана символика трех обезьян.

Легенды называют имя первого японца изобразившего трех обезьян, это основатель ветви буддизма тэндай , великий учитель Дэнгё-дайси (Сайтё, 最澄 ). Он жил в VIII-IX в. и ему приписывается множество «открытий», вошедших в японскую культуру. Дэнгё якобы мог привезти символ трех обезьян из Китая вместе с учением Лотосовой сутры, чаем и т. д. Но, тем не менее, легенды остаются легендами. Нам три обезьяны видятся скорее японским эндемиком, чем символом, пришедшим с материка. Вообще на школе тэндай и ее культовом центре - горе Хиэй рядом с Киото сходится чрезвычайно много совпадений, связанных с тремя обезьянами, так что весьма вероятна культурная и географическая локализация символики именно там.

А вот с биологическим прототипом трёх обезьян проще: если символ появился в Японии, то изображались, скорее всего, единственные, живущие в стране обезьяны - японские макаки (лат. Macaca fuscata ).

О принципах и названиях

Обращаясь к теме истории трех обезьян, нельзя не рассмотреть отдельно вопрос о символизируемых ими принципах, причем независимо о запрете видеть, слышать и говорить и о запрете видеть, слышать и говорить именно зло.

Три «нет»

Аналогии устойчивой связки отрицаний или запретов видеть-слышать-говорить можно встретить во многих религиозно-философских учениях как Востока, так и Запада. В этом смысле принцип, выражаемый тремя обезьянами, много старше самих обезьян.

Чаще всего вспоминают цитату из Конфуция

Кроме конфуцианства показателен и даосизм , в котором центральное понятие - дао - апофатически описывают через три отрицания:

Если с большой долей вероятности можно считать, что визуальная композиция с обезьянами появилась в среде культа Косин , имеющего бесспорные корни в китайском даосизме, было бы весьма соблазнительно предположить, что она иллюстрирует именно даосский принцип. Однако никаких подтверждений тому нет, а материальные свидетельства, скорее, опровергают это предположение.

Против зла

В англоязычной и вообще западной культуре обезьяны часто именуются «See no evil, hear no evil, speak no evil» (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла), что значительно смещает смысл символики (см. раздел Философия трех обезьян). Достаточно вспомнить даосское понимание двуединства противоположностей или стремление не строить границ в определениях и суждениях, чтобы зародить стойкие сомнения в присутствии зла в изначальных пониманиях символики. И действительно, в японском это 三匹の猿 (три обезьяны) или 見猿, 聞か猿, 言わ猿 (не видеть, не слышать, не говорить). Видимо зло приходит с Запада.

Если не со стопроцентной уверенностью, то с очень большой долей вероятности можно утверждать, что запрет видеть, слышать и говорить зло существовал в западной культуре до знакомства с символикой трех обезьян.

В истории США есть выдающаяся фигура, заложившая многие основы американской нации - Томас Пейн (Thomas Paine ) - англичанин, но один из «отцов-основателей» Америки.

В его письме мы видим знакомые отрицания:

В момент написания этих строчек Япония уже давно проводила политику самоизоляции и какие-либо отношения ее с внешним миром были минимальны, поэтому возможность влияния японских обезьян на творчество Пейна можно исключить.

А чтобы не ограничиваться Новым Светом, приведем пример из Европы

В старинном храме св. Павла в Роквардине (Wrockwardine , графство Шропшир (Shropshire ), Англия) в XIX в. была проведена реконструкция, в ходе которой были вставлены новые витражи. В одной из композиций три ангела держат свитки с императивами, которые позже будут писаться на фигурках трех обезьян: «See no evil, hear no evil, speak no evil» (не смотри на зло, не слушай зла, не произноси зла)

Можно сделать вывод, что пришедший из Японии экзотический символ встретился с уже знакомым Западу принципом неприятия зла, что привело к переосмыслению и добавило популярности трем обезьянам.

Альтернативные теории происхождения

Тему происхождения трех обезьян нельзя считать исчерпанной без раскрытия теории внеяпонского возникновения символики. Как уже упоминалось выше, в Японии нередко считают композицию из трех обезьян заимствованной из Китая. Такой точки зрения придерживается, в частности многолетний исследователь темы Митио Иида (飯田 道夫). Судя по статье в китаеязычном разделе Википедии (кит. яз.) , в Китае тоже согласны с данной теорией. Но Китай здесь - только промежуточное звено. Символика трех обезьян, будто бы, пришла по Великому шелковому пути не откуда-нибудь, а прямиком из Древнего Египта. Среди изображений египетских священных павианов и на просторах всей Азии вплоть до Японских островов исследователи пытаются найти неопровержимые доказательства существования композиции из трех обезьян до ее появления в Японии. Пока, насколько нам известно, таких свидетельств не найдено, хотя подобрано значительное число небезынтересных артефактов с неясными или спорными трактовками.

Уважая мнение приверженцев внеяпонской теории, мы, однако, возьмем на себя смелость назвать ее лишь альтернативной до появления действительно решающих аргументов.