Tommy cash эстония. Интервью с Tommy Cash — «Дистопия. Тебе важно сохранять независимость

27 ноября в Казани состоялся концерт эстонца Томми Кэша - дикого мужчины, имитирующего образ короля русского гетто при помощи спортивных костюмов, поездок в «Макдоналдс» на лошадях и несуществующего акцента. Мы попробовали допытаться музыканта, заодно запечатлев казанский концерт.

ТОММИ КЭШ

Что значит этот кентавр, татуировка?

Ну у меня же на альбоме было «кентаур», и я уже катаюсь на лошадях больше года. У нас две лошади, я на одной катаюсь, подруга - на другой, у нас такая смешанная порода, одну зовут Сайз, другую - Респект.

Ты рассказывал, что вырос в русском гетто в Таллине - что это за место? Почему гетто? Чем оно отличается от любого провинциального российского города?

Эстонское гетто не сравнить с другими гетто, раньше было опасно выходить из подъезда, а сейчас там всё спокойней и спокойней. У нас там всё в панельных домах, есть сталинские двухэтажки деревянные. Это место отличается от любого провинциального российского города тем, что я там вырос.

Ты считаешь себя порождением русской культуры, эстонской или больше американской?

У меня дома много русского было, в школе я получал порции эстонской культуры, и остальное всё шло из Америки - старые альбомы Эминема, например. Родители постоянно покупали что-то новенькое, и за это я им благодарен. Мне было лет 11–12, и я слушал «The Slim Shady EP», там, знаешь, на обложке мумия, обколотая шприцами, вокруг таблетки, ну, в общем, жесть полная.

Как, кстати, тебя вообще принимают в Европе - в каких странах уже выступал?

Да вот Ист Европеа, не был ещё в Лондоне, Барселоне и Париже, есть в планах тур, уже там наработано всё.

С кем бы ты хотел записать совместки?

С M.I.A., Massive Attack, c Gorillaz. Хотел бы с Yung Lean, он ******** [очень впечатляющий]. У него, кстати, недавно трек вышел граймовый - «Hoover», вообще не похоже на него, другие звуки, не клауд-рэп, в общем.

Как бы ты вообще описал свою музыку? Что это - тамблер-рэп, пародия?

Это не пародия, просто не во всех песнях я серьёзный, ирония - эта тема по мне, я всегда смогу быть серьёзным, может, через год, через два, через пять, но не сейчас, это точно.





Ты ещё не задумывался над тем, чтобы записать серьёзный трек?

У меня новая работа, много что изменится, будет такой левел-ап и по музыке, и по видео. Было бы интересно в будущем сделать разные альбомы по габберу, техно, я это всё люблю.

Тебе часто пеняли на очевидное сходство с Die Antwoord? Спорткостюмы, усы, говор - ведь всё это сперва проделали они?

Меня вдохновляла их свобода, крутые чуваки. По идее, они самые известные исполнители, которые используют акцент как один из своих главных козырей. И таких других артистов нет. Это типа, знаешь, как если у тебя есть косички, то ты косишь под Эйсэпа Роки.

Ты конструируешь свой образ из такого синтетического представления о России - знойные дамы на фоне ковров, спорткостюмы adidas Originals, такой цыганский шик. А ты действительно ассоциируешь страну именно с этим?

Не, ну у меня в стране же тоже ** *** [много] этого, многие ходят в спортивках, особенно когда маленький был, всё это отпечаталось на мне. Ну а Россию я, конечно, не только с этим ассоциирую, Россия - вообще другой мир, здесь много чего есть, за что её можно любить и за что ненавидеть.

Вообще, на твой взгляд, почему на Западе так популярен этот образ России и Восточной Европы вообще - костры на улице, трейлеры, полный хаос, парни, все как один похожие на полубандитов с окраин?

Ист - это новый Вест, просто в один момент всех ****** [утомит] американский стиль, американский трэш, американский бит и то, как они видят вещи, и поэтому люди будут искать (и уже ищут) экзотику отсюда, из России и её окраин, Азии. Европа в культурном плане становится всё больше и больше похожа на Америку, даже если брать, например, Эстонию - «Макдоналдсы» и прочее. Люди начинают забывать, откуда они.

Представляешь себе момент, когда всё это перестанет работать? Что будешь делать тогда - обратишься к другому образу?

А *** [чёрт] знает. Да много всяких вещей разнообразных, куда можно двигаться - природа там. В общем, я не ставлю перед собой рамок.


Кто-то называет этого парня идейным последователем Die Antwoord и талантливым шутником, высмеивающим шаблоны культуры хип-хопа, а кто-то — фриком, который решил въехать в мир шоу-бизнеса на эпатаже. Мы решили разобраться с этим и лично поговорили с Томми Кэшем, эстонским репером, который с одинаковым успехом может кривляться перед камерой в костюме Adidas и вполне серьезно рассуждать о современной музыке.

Ты нравишься русской аудитории — в чем секрет: люди приходят просто «поугарать» на твои концерты или они чувствуют в тебе родную душу, понимают твою музыкальную иронию?

Я думаю, что имеет значение и то, и другое. Здесь меня действительно чувствуют своим. Сейчас люди во всем мире избегают русской эстетики, а я ее сделал одним из центральных элементов в моем творчестве. При этом я все-таки иностранец — и люди здесь это оценили.

Есть ли в твоем сценическом образе «фрика» элемент продуманности? Делал ли ты ставку на эпатаж, понимая, что это зацепит людей, или все шло само собой?

Не, такие штуки не про меня. Я с детства плохо ладил с точными науками, никогда ничего не планировал. Мой настоящий образ мышления полностью соответствует тому, что я делаю. Знаю множество музыкантов, которые строят свою музыкальную карьеру по четкому бизнес-плану, но у меня так просто не получилось бы. С мамой я такой же, как и на сцене перед 1000 человек.

Есть ли какая-то вещь, которую тебе стыдно было бы сделать в клипе? Или, может, нечто такое, что ты никогда не выложил бы инстаграм?

Хмм (задумался ) . Может, **й? Нет, его не стыдно — запросто выложил бы. Сразу тысяч десять фолловеров подцепил бы (смеется). Ты знаешь, не смогу даже сходу придумать нечто такое. Наверное, в этом вся фишка моего образа — мне по барабану на вещи, которые обычно вызывают стыд.

А тебя когда-нибудь преследовали за твой имидж? Ну, может, сумасшедшие мамочки, которые хотят своих детей оградить от «тлетворного» влияния?

Это очень странно, но пока еще не было. За окном с факелом точно пока никто не стоит (смеется). Хейтеров полно, конечно, но в настоящие конфликты я не попадал. Знаешь, вот есть, например, Little Big — тоже пока целы и здоровы, хотя они жутко политизированые ребята, ходят по краю — их многие даже называют русофобами. Мне до них далеко в плане «шоковости», так что пока нечего опасаться, я думаю.


Фото: Sohvi Viik

Во многих интервью ты говоришь, что для тебя стерта грань между визуальным перфомансом и музыкой. И все же, в какую сторону кренится здесь баланс?

Сейчас мне очень интересно работать над музыкальной составляющей. Знаешь, давит ощущение застоя в индустрии — слишком мало новых идей. Это как каждый день есть пиццу из микроволновки — вкусно, но надоедает. Я сейчас слушаю много музыки из начала 2000-х: и вот знаешь, даже она кажется такой свежей, там прям везде чувствуется взрыв идей, какое-то развитие. А сейчас — движение в одну сторону. Очень трудно найти что-то новое: как в чужом, так и в своем творчестве. Поэтому да, я много думаю о том, как сделать музыку интереснее.

Как думаешь, это может привести тебя к более «серьезному» творчеству?

Думаю, этот процесс идет уже сейчас. Я пишу все больше текстов про real-life-stuff. Конечно, есть желание начать делать что-то иное.

А нет страха, что имидж «фрика» прицепится к тебе и будет мешать людям воспринимать тебя как серьезного артиста?

Я думал об этом, это сложный вопрос. Надеюсь, что у меня получится как у Дэвида Боуи — постоянно меняться и сделать это своей фишкой (смеется). Перемены происходят с каждым, это нормально — просто они могут быть резкими или плавными. В любом случае, на одном месте сидеть было бы просто скучно.

Конечно! Да я вот тут плотно подсел на поп-музыку, недавно переслушивал первые альбомы Тимберлейка — так свежо было для моих ушей. Какие же крутые биты там, какой кач!

А ты петь не думал?

А я кстати в детстве очень много пел в хоре, у меня был очень высокий голос, типа как мужское сопрано. Можно попробовать.

Сейчас конец года, все музыкальные издания подводят итоги, делают списки лучших альбомов — ты бы мог называть свой личный топ-5?

Так, а что там вообще в этом году хорошего выходило?

Ну почти везде в тройку лучших попадает To Pimp A Butterfly Ламара

Да, это очень сильная работа, я проникся прям с первого трека — сделать «совместку» с Клинтоном (Funcadelic) было очень сильной идеей. Еще я очень радовался альбому ASAP Rocky — два года его не слышал до этого. Но потом стал понимать, что за это время он почти не вырос, не изменился: все те же самые bitches, assholes… ну ты понимаешь.

Но музыкально там точно был шаг вперед, много эклектики, как и у Ламара

Да, но и с этим он не до конца пошел. С музыкой получилось как-то «посередине»: типа как «давайте выпендримся, возьмем рок-сэмпл для песни, сделаем претензию на концепт и … не пойдем до конца». Вот такое чувство от альбома было. Нельзя так. Так, какие же еще альбомы… У Мэнсона, героя моей юности альбом вышел еще. Но я его не послушал.

Ну, если ты уверен, что он войдет в пятерку, то можем засчитать и его

Хаха. А, знаешь, давай так: я назову четыре альбома года, которые я умудрился не послушать. Пусть тогда будет Мэрлин Мэнсон (альбом The Pale Emperor), Kid Cudi (альбом Speedin Bullet 2 Heaven) — все рассказывают, что альбом полный треш, но я все равно люблю Кади. Еще пусть будет Lana Del Rey — Honeymoon, отмечу за ее потрясающее умение держаться своего стиля и при этом оставаться в рамках мейнстрима. И закроем четверку альбомом Grimes — Art Angels.

Так, смотри. Я сейчас задаю тебе самый важный и самый сложный вопрос за все интервью. Три. Два. Один. Как у тебя дела?

Хорошо, вообще крутяк. Смотрю, как криптовалюта падает.

- Это хорошая замена сериалу.

Он же в конце 17-го был 15 тысяч, а сейчас уже типа семь. Эта линейка, падающая вниз, вообще кошмарно смотрится.

- Ладно, давай перейдем к основным вопросам. Как прошли съемки Pussy Money Weed?

Хорошо прошли. Я пробовал много новых для себя вещей в кинематографе и рисковал как режиссер. Я снял этот клип в клетке слона. Точнее, это даже не клетка слона, это его дом, который обычно люди не видят. Когда я пошел на свидание со своей девушкой, я ее отвез в зоопарк, и у меня возникла идея сделать это именно там.

- Люди, которые снимались в клипе, просто потрясающие. Долго проходил отбор актеров?

Да, долго. В Эстонии вообще так мало народу. У нас никого не найти, все стесняются, никто не готов.

- Как я понимаю, больше всего идей в клип принес ты?

Идеи - всегда командная работа, но часто они у меня рождаются сами собой, как импровизация. Я обычно придумываю 80–90 %.

У тебя есть свой стиль, который прослеживается с клипа Winaloto. Я имею в виду эту самую тему с массовкой. Планируешь дальше играть на этом в следующих клипах?

Все время хочется чего-то нового, двигаться дальше. Думаю, буду уходить в минимализм. Это типа как Apple. У них хорошо получается убирать все лишнее. Если сравнить MacOs с Windows, сразу станет видно, сколько всего лишнего во второй ОС.

Читал комментарии на ютубе. Кто-то пишет, что твои клипы не имеют смысла, а созданы скорее для того, чтобы шокировать зрителя. Как прокомментируешь такой выпад?

Это смешно. Я вчера вот тоже это прочитал. Это как-то тупо. У клипов настолько сильная эстетика, настолько сильные кадры, идеи, что если бы я хотел кого-то шокировать, то взял бы и просто насрал кому-то в рот. Если бы мне хотелось всего лишь шокировать, я только так и делал бы.

Ты же вдохновляешься Линчем и Ходорковски? Линч, как и ты, поет, снимает и рисует. Давай поговорим о твоем другом искусстве, ты раньше занимался рисунком. Продолжаешь это дело?

Да. Я рисую дизайны, можно сказать. Меньше карандашом. Сейчас вот пришло вдохновение делать свой магазин.

- Чем вдохновляешься?

Был вот в недавно в Москве на Такаси Мураками и в Лондоне в галерее Тейт, только забыл, кто там был выставлен.

- А не хотел бы свою выставку сделать?

Я постепенно двигаюсь в эту сторону. Ищу, в какой момент перейти на искусство.

- Каким рисунком гордишься больше всего?

Наверное, Томми Кэшем, это самый крутой мой рисунок.

- А из тех, что на бумаге?

Я горжусь своими стенсилами, они там остались до сих пор на районе [Томми вырос в таллиннском районе Копли. - Прим. ред ]. Интересно наблюдать за ними, когда я возвращаюсь к себе. Круто видеть, что краска не смывается. Жалко, что сейчас все меньше таких артов. Наверное, это потому, что все больше людей живут в интернете. Раньше вот в джунглях или в пещерах обитали, а теперь уже запутались в мировой паутине. Фейсбук, инстаграм, твиттер - теперь наш новый дом.

- Еще и телеграм.

Еще и он, да.

Продолжая тему визуального искусства: заметил, ты удалил большую часть своих фотографий в инстаграме. С чем это связано? Ребрендинг?

Не, я их не удалял. Просто узнал недавно, что их можно архивировать. Они не стираются. Я так подумал - уберу какие-то фотки и оставлю самые любимые. И намного легче стало даже листать. Никакой другой идеи тут нет. У людей часто повторяются идеи, концепты. Не хотелось бы видеть тонну своих одинаковых фоток.

- А кто в основном придумывал образы для фоток - ты или фотограф?

Ни одну мою фотку никогда не придумывал фотограф. Я просто говорю, как и что я хочу, а они ставят свет и нажимают на кнопку.

В России обычно говорят, что хлеб всему голова, и вообще наделяют этот продукт некой сакральностью. Но на фотографиях ты использовал его по-разному, в том числе и как обувь. Кто-нибудь жаловался тебе на этот фотосет?

Блин, а я вообще не понял, что это такое было. То есть война закончилась сколько лет назад, какие деды воевали? Это же можно про все что угодно так говорить. Весь хлеб, который я использовал, вернее большую его часть, мы съели, а остальное отдали в приют для бездомных. Единственный хлеб, который был испорчен - те два батона, из которых были сделаны тапки. Думаю, из-за этого никто не умер. Там такие комменты пошли - вообще! Какие-то люди из неизвестных мест начали писать, я так удивился. Лет под 40 люди начали писать, даже из Турции. Это у меня самый популярный кадр в инстаграме.

Кстати, ты писал, что скорпион из обложки песни Pussy Money Weed настоящий. Тебе действительно положили его на лицо?

Нет, я бы умер. Они действительно убивают. У нас в студии было три скорпиона. Мы сначала сфоткали скорпиона, а потом уже наложили на мою фотографию .

- Тогда вопрос чисто теоретический: что страшнее, первый выход на сцену или скорпион на лице?

Скорпион на лице, конечно. От сцены не умрешь (смеется ). На сцену всегда похер было. Никогда не боюсь.

- В самый первый раз тоже не боялся?

Не-а. Просто когда ты в первые разы выходишь на сцену, людям настолько на тебя пофиг, что этот страх просто исчезает. Тебя никто не знает, тебе нечего терять.


- Что самое интересное ты получал от фанатов на выступлениях?

Конечно, самая большая вещь, которую они мне дарят, - это свое сердце. Ничто не может быть круче любви и той отдачи - энергии, которую получаешь во время выступлений. Потому что хуже всего выступать для тухлого народа. Дарят все время какие-то рисунки, много винтажного адика из секонд-хенда. Один раз был смешной случай: в Варшаве мне подарили на день рождения мешок с картохой.

- Самый крутой концерт, на котором ты побывал?

Когда мне было 17 или 18, я пошел на концерт Снуп Дога. Он тогда выступал в Таллине. Поехал туда со своими чуваками, стали поближе к сцене. Дождь пошел, но было все равно, мы же на Снуп Доге. И был момент, когда Снуп Дог кинул один из своих косяков в народ. И, прикинь, этот блант приземлился как раз возле меня. Я его сразу зажег и передал друзьям. Это было даже до рэпа. Мне потом начали говорить, что в меня поселился дух Снуп Дога.

- Ты назвал бы Снуп Дога богом живых выступлений?

Нет. Ну, он один из живых богов рэпа, конечно, но не выступлений. Он вообще очень чинный на сцене. Я вот летом выступал на фестивале Sonar в Барселоне, со мной тогда на одной сцене был Arca. Вот он выступал круто.

- Есть разница между Arca на сцене и в клипе?

Вот вообще нет. Он настолько вжился в этого персонажа, что на сцене он точно такой же, как и в клипе. Как будто видео смотришь.

- На кого еще ты хотел бы сходить? На Death Grips, например?

Очень хотел бы. Еще на Эминема. Даже если его последний альбом был херовым, я все равно хочу сходить на шоу Эминема, пока он еще не умер. Я надеюсь, что это наступит не скоро, просто в последнее время у всех музыкантов появилась внезапная тенденция исчезать. Как-то смотрел его старые выступления и откровенно жалел, что не был ни на одном. Надо сходить на него хотя бы ради галочки. У него же статус, как у Майкла Джексона.

- На Linkin Park успел сходить?

К сожалению, нет, но зато сходил летом на Rammstein. Это же они ввели тенденцию запускать пиротехнику на своих шоу и играть с огнем. Что-то на уровне Slipknot.

- Сколько у тебя в среднем занимает написание текста к одной песне?

По-разному, Winaloto я написал за 15 минут, Pussy Money Weed где-то так же. Последнюю сразу записал. На некоторых бывает долго зависаешь, потому что ты знаешь, что это очень хорошая композиция и тебе надо больше в нее вложиться.

- Окей, какой свой трек ты считаешь самым глубокомысленным?

Сразу трудно сказать, потому что у всех полно маленьких деталей. Я свой рэп обычно называю абстрактным. Самый продуманный для меня - Surf, потому что он красивый, какой-то поэтичный. Полный во всех смыслах.

- Не зря же он вошел в сборник «Танцевальная осень 2017 ».

Не зря, не зря.

- Есть ли у тебя треки, которые, по твоему мнению, получили недостаточно внимания?

Мне не понравилось, когда у меня вышел трек с Charlie XCX, и кто-то начал говорить, что это попса, и вообще хейтить. Я как музыкант хочу попробовать себя в разных стилях: Surf, Guez Whoz Bak, Prorapsuperstar. Мне нравится делать разное.

Не сказал бы в депрессии - просто злой.

- Это было что-то личное?

Это не было чем-то сокровенным. Я вообще очень позитивный человек, просто такая энергия была, которую хотелось освободить.

- Кажется, получилось что-то между XXXTentacion и Linkin Park.

Ну, еще и Bones тогда. Он это делал еще три года назад, а сейчас Экс вышел и все говорят о том, как это свежо. Это как Face и Kodak Black. Я к тому, что все уже было сделано. Может быть, видео, похожего на Pussy Money Weed еще не делали, но тем не менее.

Вот у тебя была песня Leave Me Alone, которая получилась довольно депрессивной.Тоже было какое-то влияние или ты решил, что тебе нужна грустная песня в альбоме?

Не, там у меня была идея. В конце у меня звучит там “Stuck in this dump when I should be in Miami” и еще кубки показываются. То, что у тебя все эти награды, это еще не значит, что ты будешь в Майами. Тогда я думал так.

- Есть сейчас кто-то из молодых русскоязычных исполнителей, кто тебе нравится?

Очень нравится Oneohtrix Point Never. Он один из основателей стиля vaporwave, у него родители из Петербурга. Я сказал бы, что этот человек, как Aphex двухтысячных. Он настолько крутой, что ему может позвонить Weekend и записать с ним саундтрек.

- А что тебя вдохновляет в русской культуре?

Люди: как русские себя ведут и какие они свободные. Сама эстетика русская, в которой я тоже вырос. Русский язык - то, насколько он эмоционален. По-эстонски не можешь сказать все так эмоционально, даже по-английски это труднее. Другие языки они, знаешь, будто квадратные. Менее чувственные, что ли.


- Какое твое любимое русское слово?

- А есть какой-нибудь любимый русский персонаж, может, Чебурашка или кто-нибудь еще?

Персонаж? Путин (смеется ). Это самый популярный русский персонаж. Чебурашка - это уже слишком олдскул, знаешь. Он уже давно слетел по статсам.

- Мне кажется, о русской культуре хорошо говорит «Кровосток». Особенно в этой цитате:

Иконка мироточит, радиатор течет, юбка с вырезом,
Молочко парное, ножичек в крови, шлакоблоки самовывозом.

По-твоему, это отражает дух России?

- «Кровосток» вообще крутые ребята, думаю, они это в тему сказали.

Насколько вы похожи с «Кровостоком», если отталкиваться от того, что вы оба рассказываете о постсоветском пространстве? Мне кажется, главная разница между вами - способ вещания: если у тебя это в основном в клипах, то у «Кровостока» в песнях.

Если вот так взять, то мы очень похожи.

- Что ты думаешь про все последние конфликты в русском рэпе: типа D.Masta против Schokk или Kizaru против Pharaoh?

Не знаю, я не слежу за ними, но по-любому я стою за Фарой.

- Как тебе вообще тема с версусами? Ты пошел бы на какой-нибудь в качестве участника?

Максимум посмотреть пошел бы, участвовать нет интереса. Разве что если с Ильичем побаттлиться.

- Это было бы стоящее зрелище.

Давай сейчас будет момент, когда я Илью Прусикина вызываю на баттл. Только на английском.

- Тогда давай ты запишешь к нему обращение на английском.

Не ну вообще-то знаешь, у нас такой дружный баттл будет, я же так его люблю. В общем, я бы только с ним пошел.

- Если он прочитает это и будет не против, то ты пойдешь на баттл?

Тогда мы этим займемся, да.

Я знаю, у тебя скоро будет большой европейский тур. А твой новый альбом на какой стадии находится? Он появится в этом году?

Думаю, да. По-любому.

- Он тоже будет называться Pussy Money Weed?

- (Смеется. ) Я не знаю, у меня название всегда появляется в голове спонтанно.

- У тебя есть интересный магазин с мерчем. Хотел спросить кое-что: если вот у Канье Веста есть фирменные изи бусты , то у тебя, как у Канье Иста, наверное, тоже должны быть свои кроссовки. Не считая тапок из хлеба. Как бы выглядела эта обувь?

Так они скоро выйдут. Я буду продавать резиновые сапоги для дождливой погоды. Это должно быть круто, потому что это настолько русская тема! Я сейчас ищу дистрибьютора и производство. Скорее всего, оно будет в России. Думаю, они выйдут как раз вовремя, весной, когда все таять будет. Сейчас все говорят, что угги круто, кроксы круто, а я буду резиновые сапоги делать.

Сначала люди воспринимали тебя как русифицированную версию Die Antwoord, а теперь все больше людей называют тебя Канье Истом. Как думаешь, это уже устоявшийся образ или потом тебя будут сравнивать с кем-то другим?

Мне Канье Ист уже нравится намного больше. Я думаю, это уже останется моим прозвищем. Я никогда себя не называл ребенком Ди Антвурда, но я сам себя назвал Канье Истом.

- Привязка к Канье сделана ради популярности на Западе?

Нет, я люблю Канье и хочу быть похожим на него.

У вас с Little Big был не только совместный клип, но и сериал American Russians, который лишился второго сезона. Почему? Я как поклонник жду новой эпопеи со Снуп Догом.

Потому что у каждого сейчас свои дела. У Ильича, допустим, ребенок, у меня сейчас тоже времени не хватает. Мы хотим подняться на следующий уровень и тогда уже это сделать.

Клип и первая серия American Russians вышли в один и тот же день (9 сентября 2015 года). Они же связаны? В конце клипа ты женишься и уезжаешь со своей возлюбленной, судя по всему, на Брайтон-Бич. В начале первой серии эта же женщина выкидывает твои вещи. Были еще какие-то отсылки?

Да, там было много отсылок, просто сейчас уже и не вспомню.

- Как так получилось, что ты выбил себе часть зуба?

Я выбил его микрофоном, выступая во Франции перед тремя тысячами человек. Очень крутой концерт был, я пел Boy Butterfly и почувствовал, как кусочек выпал у меня, быстро подобрал его и продолжил. Песня даже не прервалась.

От зубов перейдем к волосам. В интервью до этого ты говорил, что созреешь для переезда в Нью-Йорк, когда у тебя отрастут волосы. Судя по клипу, они скоро уже вернутся в прежнее состояние. Ты готов?

Да, я решил для себя, что когда волосы отрастут, я буду к этому готов. Они немного отросли, но еще недостаточно, так что я еще никуда не еду.

Все мы родом из гетто, имя которому постсовок. Стилистика, менталитет, жизненные стратегии - это можно либо любить, либо ненавидеть, однако неизбежно всем нам придется переосмыслить свои корни. Мы поговорили с великим любителем трэша 90-х и новой звездой эстонской хип-хоп сцены Томми Кэшем про культурные коды русского гетто и про то, почему нужно любить своих хейтеров.

GUEZ WHOZ BAK

Около трех лет назад на просторах сети появился эпатажный видеоклип под названием GUEZ WHOZ BAK - на автосвалке, в окружении полураздетых девушек, как будто попавших на сет прямо с рейва начала 90-х, странноватого вида парень читает англоязычный рэп с жестким русским акцентом. Массовка жарит яичницу с беконом, катается на великах и тверкает, подобно афроамериканкам из Бруклина, на старых тачках. Так могли бы выглядеть фрики из Die Antwoord, если бы они выросли не в гетто Кейптауна, а где-то в заповедниках постсовка. На самом деле герой клипа и автор трека - эстонец по имени Томми Кэш, известный в то время в узких кругах как профессиональный стрит-танцор Томас Таммеметс.

В музыку Томми пришел через танцы: «Танцоры условно разделяются на две группы: первая - это те, кому нравится повторять чьи-то движения и хореографию, а вторая - это те, кому нравится придумывать свои собственные, фристайлить и учавствовать в батлах. Я отношу себя ко второй категории: я проводил много времени с би-боями, потом оставался один в зале, начинал придумывать свои движения и комбинации. Ночью, пока мои родители спали, я продолжал танцевать, снимая на камеру свое отражение в дверях коридора ».

До появления образа «профешнл рэп супер стар фром Эстония» Томми убирал попкорн с пола кинотеатров, обслуживал туристов в местных кафехах и работал на подтанцовке во время выступлений разных местных «звезд». Эти занятия наводили на него смертельную тоску, однако катарсис был не за горами. «Когда я находился на сцене, у меня было ощущение того, что я самостоятельно могу делать свое шоу , - вспоминает Томми. - Как-то у нас с друзьями была тусовка, мы раскурили и начали фристайлить - получилось неплохо ». Вскоре наш герой ушел с работы для того, чтобы работать над созданием собственного проекта.

«Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль»

В сентябре 2012 года вышел тот самый первый клип GUEZ WHOZ BAK. Видео посмотрели и заценили друзья рэпера, которые и начали расшаривать его среди альтернативной эстонской молодежи. А потом эстонское «Радио 2» дало за этот сингл ранее никому не известному boom-bap-исполнителю премию «Дэмо года». Популярность Томми начала набирать обороты. В скором времени он снял еще парочку провокационных клипов и записал альбом под названием EUROZ DOLAZ YENIZ , на презентации которого собралось 800 человек, что для альтернативной сцены Таллина практически невозможно. «В Эстонии все музыканты в основном очень стереотипные: если ты рэпер, у тебя обязательно должен быть гангста-бэкграунд, а попсу в основном делают трэшовые тетки с отсутствием вкуса. Я просто был первым в Эстонии, кто снял себе хороший клип и разработал собственный самобытный стиль », - посмеивается Кэш.

Стиль русского гетто Копли

Стиль Томми - такой russian trash с коврами, спортивными костюмами Adidas, пачками денег и православными иконами. В сущности это нежный стеб над хип-хоп-миром со вкусом постсоветского колорита, а наречение себя рэп-суперстаром - здоровая самоирония. Казалось бы, Томми впитал в свой образ худшее от культурного наследия 90-х, но он эту культуру любит и продвигает в массы. Еще одна особенность артиста - сильный русский акцент. «Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски », - объясняет Томми и подчеркивает, что все культурные коды, присутствующие в его творчестве, - это настоящая ностальгия по детству, проведенному в русском гетто Копли в период лихих 90-х.

Копли - один из самых бедных районов Таллина, где живут в основном русскоязычные. На улицах часто встречаются до боли знакомые нам пацаны в спортивных костюмах и туфлях, при наступлении темноты наводящие страх на эстонцев. Фактически таллинский Копли - это минские Шабаны. «Это как Детройт, мертвый город, где ничего нет и ничего не происходит. Копли - единственное место в Таллине, где можно послушать тишину », - утверждает сам Томми. Его дом - обычная пятиэтажка, одиноко стоящая на окраине города на берегу Балтийского моря. Рядом детский дом, котлован и гаражи с тусовкой местных героинщиков. «Теперь, когда я больше не живу в Копли, а просто приезжаю туда на прогулку, я вижу намного больше, я вижу там свое отражение. Эти впечатления на ряду с воспоминаниями являются для меня сверхважной инспирацией », - говорит наш герой.

«Мой папа - русскоязычный, и в свое время меня очень вдохновило, насколько плохо он говорит по-английски»

Томми, истинное дитя 90-х, с удовольствием вспоминает тот быт, в котором выросла добрая часть теперешней молодежи: «Мы жили в однокомнатной квартире. Эта комната была одновременно и спальней родителей, и моей псевдокомнаткой, которая отделялась от родительской части секцией, обратная сторона которой была оклеена фотообоями с мотоциклистами. У меня был кассетный проигрыватель и кассета Эминема The Eminem Show, та, с красным занавесом на обложке. Я слушал ее и пробовал быстренько набирать текст на печатной машинке, придумывая свои слова на несуществующем английском языке ».

С другой стороны, на вкус Томми сильно повлияли предпочтения родителей: «У нас бесконца транслировали какие-то музыкально-юмористические программы с разными Киркоровыми и Пугачевыми. Я никогда не слушал эстонские песни, я не знаю эстонских исполнителей, потому что сам выбирал, что слушать. Уже тогда у меня сформировался свой музыкальный вкус ».

А сегодня Томми сам формирует вкус любителей музыки, молодых и не очень: «Это так странно - можно увидеть маленькую девочку, слушающую мой трек на мобиле, а рядом идет ее мамка и подпевает ». Однако публика неоднозначно реагирует на фриковатого и дерзкого выходца из русского гетто. «Нет таких артистов, у которых много поклонников и нет ни одного хейтера. Хейтеров нужно любить: если ты вызываешь споры - ты успешен. Я на них не обращаю внимания, у меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста », - проповедует Томми.

«У меня темперамент рок-звезды: главное, чтобы нравилось мне самому, моим близким и тому, кого я уважаю как артиста»

Иногда хейтеры хейтят из-за ссылок на русские реалии. «Расизм - это удел наиболее тупых людей. Я ощущаю себя наполовину эстонцем, наполовину русским, у меня два родных языка, поэтому цепляться ко мне за это - глупость. Но по большому счету моя публика состоит из нормальных людей, они выросли в 90-е и знают, что мы живем вместе по определенным историческим причинам», - выдает Томми.

Одними из наиболее ярых фанатов Томми Кэша являются его собственные родители: «Когда у меня спрашивают, шокируют ли моих родителей раздетые девушки из клипов, я говорю, что девушки не голые, а в трусиках, а женщина в трусиках - это обычное зрелище. Мама моя иногда даже хвастается, что Томми Кэш - это ее сын».

Профешнл рэп суперстар фром Эстония

Сейчас Томми полностью обеспечивает себя кэшем при помощи выступлений в разных странах Европы и в последнее время в России. В его трэвел-списке - Финляндия, Чехия, Литва, Латвия и Россия, с особой гордостью Томми вспоминает свои выступления в Москве на witch house вечеринке, которая собрала около 8000 участников. «Один из моих любимых концертов - презентация моего бесплатного альбома в таллинском арт-пространстве Telliskivi, вход на которую мы также сделали бесплатным », - вспоминает Кэш. В итоге на входе скопились огромные очереди, даже пришлось на некоторое время задержать выступление.

«Многие говорят, что музыкой зарабатывать невозможно. А дело в том, что не нужно быть музыкантом, сейчас музыканты - это те, кто играют в переходах. Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент. Я - не музыкант, я - артист, мое творчество - это не только треки, это весь “комплект” разного рода артефактов », - объясняет Томми причину своего успеха.

Среди фанатов популярностью пользуются артефакты в виде жестких фотошоп-коллажей, которые Томми регулярно публикует на своих страницах в соцсетях. На картинках обычно изображены Томми и медведи, Томми в спортивных штанах и большие женщины в белье, Томми-единорог на фоне ковра и т.д.

«Сейчас совсем другое время, нужно делать всё: музыку, перформанс, медиаконтент»

Сегодня Томми работает и гастролирует с тремя своими друзьями, которые и составляют его банду. Это диджей и звукорежиссер Лаури и две Анны: Анна-менеджер, занимающаяся корреспонденцией и продакшном, и Анна-дизайнер, выстраивающая сеты. Совсем скоро появится продукт сотрудничества с российской рейв-группой Little Big, планируется коллаборация с проектом DJ Oguretz и идет работа над новым альбомом.