Тест по литературе лев николаевич толстой. Конспект литературной викторины по произведениям Л.Толстого для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Романы Л.Н. Толстого"




Л.Н.Толстой родился 28 августа 1828 года, то есть число месяца и число года в столетии совпадают; кроме того август по счёту восьмой месяц, дату рождения можно обозначить так


















ВОПРОС «Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли…» ОТВЕТ




















ВОПРОС «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать пред Богом, Николай, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели это были мои собственные дети…» ОТВЕТ




























ВОПРОС Он « был очень красивый, статный, высокий. Свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками… ласковая, радостная улыбка была в его блестящих глазах и губах». ОТВЕТ
























ВОПРОС Он «не ограничивается изображением результатов психологического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно за другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются… Толстым.» ОТВЕТ
ВОПРОС ФИНАЛА Кто из героев романа это сказал? «Всё хозяйство, главное – положение всего народа, совершенно должны измениться. Вместо бедности – общее богатство. Довольство; вместо вражды – согласие и связь интересов. Одним словом, революция бескровная, но величайшая революция…» КОНСТАНТИН ЛЕВИН


ВОПРОС ФИНАЛА Чей это портрет? «… глаза его, всегда тусклые, смотрели тусклее обыкновенного, старые губы из- пол загнутых кверху усов и подпёртые высоким воротником ожиревшие свежевыбритые щёки с оставленными правильными колбасками бакенбард и прижимаемый к воротнику подбородок придавали его лицу выражение недовольства и даже гнева» НИКОЛАЙ I




ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ заставка портрет Толстого Л.Н. имение Ясная Поляна jpg обложка книги «Утро помещика» jpg портрет Ж.Ж.Руссо Толстой Л.Н., Чехов А.П., Горький А.М. кабинет писателя jpg кадр из кинофильма «Война и мир» jpg обложка книги «Детство» обложка книги «Кавказский пленник» jpg обложка книги «Хаджи – Мурат» jpg иллюстрация к рассказу «После бала» Андрей Болконский jpg повесть «Детство» jpg «После бала» JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpghttp://1.bp.blogspot.com/_1oeI_YTvkMU/SYlmJ5D- JDI/AAAAAAAAPO4/eLuUhdOEpTs/s400/Vrubel_Anna-Karenina_with-son.jpg «Анна Каренина» Наташа Ростова jpg «Кавказский пленник» jpg Пьер Безухов


ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ кадр из фильма «Анна Каренина» _zvuki_val_sa.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/25/9/ _ _Vladimir_Pervuninskiy__Pod _zvuki_val_sa.jpg «После бала» Обложка книги «Анна Каренина» jpg И.С. Тургенев jpg Н.А.Некрасов jpg А. С. Суворин - главный редактор газеты «Новое Время» Н.Г.Чернышевский А.М.Горький gif ромашки



На нашем сайте вы можете пройти тест по биографии Толстого с ответами. Предлагаемое задание поможет вам лучше подготовиться к уроку литературы, проверить знания о писателе. Тест включает вопросы разного уровня сложности, поэтому будет полезен не только школьникам, но и выпускникам, которые планируют сдавать единый государственный экзамен.

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, представитель «золотого века» русской литературы. Его творчество оказало огромное влияние на современную мировую и русскую культуру, многие произведения были переведены на другие языки и экранизированы. В школе творчество Л. Н. Толстого начинают изучать с 3 класса.

Чтобы получить все плюсы от пользования нашим сайтом, рекомендуем выполнить ряд несложных правил:

  • Зарегистрироваться. Результаты зарегистрированных пользователей автоматически сохраняются, поэтому через время вы сможете перепройти тест и сравнить, улучшились ли ваши знания.
  • Прочесть биографию Толстого, по которой был составлен предлагаемый тест в соответствующем разделе нашего сайта.
  • Пройти тест онлайн. После ответа на каждый вопрос вам будет показан правильный ответ. В конце задания система вычислит вашу оценку.
  • Поделиться результатами с друзьями через любую из соцсетей, подтвердить размещение своей оценки на сайте на «доске почета».

Тема: "Л.Н. Толстой - гражданин. Мировозрение писателя. Филосовские взгляды."

1. В какой войне участвовал отец писателя Н.И.Толстой?

2. К какому старинному роду принадлежал Толстой по материнской линии?

3. Когда произошел перелом в мировоззрении Л.Н.Толстого?

4. Когда произошло отлучение писателя от православной церкви?

5. На какой станции умер Л.Н.Толстой?

Тема: "Романы Л.Н. Толстого"

1.Что называет Толстой «дубиной народной войны»?

2.Сколько в романе действующих лиц?

3. У кого было «самое золотое сердце» по словам А.Болконского?

4.Чьими глазами показано Бородинское сражение?

5.Какова основная мысль романа?

6.Какой фразой начиналось писание бессмертного романа Толстого первоначально?

7.Кто был « самым нужным и полезным» человеком в отряде Денисова?

8.Кого из представителей старшего поколения в обществе прозвали «прусским королём»?

9.Прообразом княжны Марьи стала мать Толстого, что общего было между героиней романа и её прототипом?

10. «Что такое «Война и Мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника?» Назвать жанр.

11.Какой реальный эпизод включён в текст романа из жизни Танечки Берс?

12. «Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие совершилось». О чём речь?

13.Что, по словам старого князя Болконского, является источником людских пороков и добродетелью?

14.Какая сила управляет всем?

15.Кому принадлежат слова: «Надо жить, надо любить, надо верить?»

16. «Он ничего не придумает, ничего не предпримет…но он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Кто этот человек?

17.Кто из героев называл себя «круглый солдатик Апшеронского полка»?

18. «Она всегда хорошела, когда плакала. Лучистые глаза её приобретали неотразимую прелесть» Чьи глаза?

19.Какая героиня «в того, на кого она смотрела в ту минуту, в того она и была влюблена»?

20.Каков был итог Бородинского сражения по Толстому?

21. «Сущность её жизни – любовь - ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Какая любовь

вернула Наташу к жизни после смерти князя Андрея?

22. Кто из героев романа «…с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить»?

23. «Люди, как реки» - говорил Толстой, изображая внутреннюю жизнь героев. Как называется этот процесс?

24.Почему вначале роман назывался «Три поры»? О чём идёт речь?

Вставить пропущенные слова в реплики героев романа:

-«Я ничего не люблю, как только … и любовь людскую» - А. Болконский

- «Ничем не может владеть человек, пока он боится…»- Пьер

-«Нет величия там, где нет …»

-«Французы разорили мой дом и идут разорять Москву. Они враги мои, они преступники все. Надо их…»

-«Пока Россия была …, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр»

- «Спасена Россия. Благодарю тебя, господи!» - и он …

- «Он направлял все силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы…»

Пословицы Платона Каратаева.

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»

1. «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль», - утверждал Толстой, какую основную мысль он любил в этом романе?

2.Эпиграф к роману: «Мне отмщение и Аз воздам». Объясните его смысл.

3.Кто такая Мария Александровна Гартунг, внешность которой послужила для создания образа Анны?

4.Назовите раннее название романа и объясните его.

5. Как начинается роман «Анна Каренина?»

6. «Это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится». Кто этот человек?

8. Почему лошади А.Вронского Толстой дал кличку Фру-Фру?

9.О каком романе Толстого критик В.Стасов отозвался так: «Толстой поднялся до такой высоты, какой ещё никогда не брала русская литература»? Этот шедевр «остаётся светлой громадной звездой талантливости на веки веков»?

10.Приведите примеры варваризмов (найдите в отрывке).

11.Найдите в отрывке историзм и объясните его. «Я понимаю, что завтрак с лафитом очень приятен, но неужели тебе не противна именно эта роскошь?»

12.Кто из классиков советской литературы сказал, что «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»?

РОМАН «ВОСКРЕСЕНИЕ»

1. Сколько редакций и рукописей романа оставил Толстой?

2. Как был встречен роман в правящих кругах?

3. В основу романа был положен действительный случай, рассказанный прокурором. Назовите его имя?

4. Какой роман Толстого есть « Срыванье всех и всяческих масок»?

5. В начале какого романа Толстого есть такие строки: «Люди считали, что священно… и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом?»

6. Герой какого романа Толстого приходит к страшному выводу: «Да, единственно приличествующее место честного человека в России в теперешнее время есть тюрьма!»?

Вопросы на тему «Л.Н. Толстой на Кавказе. Севастопольские рассказы».

1. Какие произведения вы бы отнесли к кавказскому циклу творчества Л.Н. Толстого?

2. Как звали главных и второстепенных героев рассказа «Кавказский пленник»?

3. Рассказ «Булька» о ком?

4. Почему даже во время Чеченской войны не пострадали объекты, связанные с именем Л.Н. Толстого?

5. Кто такие Шамиль и Хаджи-Мурат?

6. Какое казачье войско (название) охраняло русские границы по Тереку?

7. Кто осаждал Севастополь в 1854-1855гг?

8. Назовите реальных героев обороны Севастополя.

9. Что более всего запомнилось и поразило Л.Н. Толстого в этой обороне?

10. Что вы знаете еще об этой героической и трагической странице истории?

Вопросы к брейн-рингу по творчеству Л.Н. Толстого по теме: "Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Издание "Азбуки"".

1. В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Какие задачи ставил писатель перед ним?

2. На какие классы делились учащиеся яснополянской школы?

3. Какой принцип обучения занимает Особое место в дидактических взглядах Толстого?

4. Каковы недостатки Яснополянской школы?

1.В каком году состоялось первое заграничное путешествие Л.Толстого?

2.Какие страны он посетил?

3.Как называется рассказ, который явился свидетельством отрицания Толстым европейской цивилизации?

4.Какие культурные центры посетил Толстой в Париже?

5.Чем занимался Толстой в Сорбонне?

6.С кем познакомился Толстой, посетив Лондон?

7.Чью лекцию прослушал Толстой на литературном вечере, находясь в Лондоне?

8.В каком году состоялось второе заграничное путешествие Л.Толстого?

9.С какой целью в 1860-1861 годах Л.Толстой совершает вторую поездку в Европу?

Вопросы к игре по творчеству Л.Н Толстого по теме «Детство, отрочество, юность»

2. Ведущая тема трилогии.

3. Повесть должна была состоять из 4 частей. Но 4 часть осталась ненаписанная. Как называлась 4 часть?

4. Кто послужил прообразом Сонечки Валахиной?

5. Что особенного в этой автобиографической повести?

6. В каком городе происходят все действия?

7. С чего начинается повесть «Отрочество»?

8. Самое памятное место в интерьере классной комнаты?

9. Какой язык маман Николеньки знала в совершенстве?

10. Любимая борзая собака отца?

11. Любимое выражение Карла Ивановича?

12. Сколько лет жил в доме Карл Иванович?

13. Две главные страсти отца?

14. Две пьесы, которые играла маман?

15. День ангела бабушки. Каковы традиции в семье?

16. Что и кто преподнес?

18. Как изменилось отношение к бабушке?

19. Из-за чего произошла ссора между братьями?

20. Кого и за что Николенька ненавидит?

21. Назовите поступки Николеньки, о которых он не может забыть.

22. Как называли друзья Володи Николеньку?

23. Кого можно назвать другом отрочества и юности?

24. Какое слово дали Николай и Дмитрий друг другу?

25. Куда ездил Николенька рано утром после исповеди?

26. Кто и как помог Николеньке на экзамене по математике?

27. Как поздравил Николеньку отец с поступлением в университет?

28. Чем занимались Володя с Дубковым?

29. “Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего”. Кто кому советует?

30. На ком в мечтах собирался жениться Николай?

31. Назовите два любимых занятия Николая в деревне.

32. Закончите фразу: “Отцу было 48 лет, когда он во второй раз…

33. Что за обет лежал в основе дружбы Николая и Нехлюдова?

Узнай героя”.

1. “Самые обыкновенные, грубые и дурные черты: глаза маленькие, серые…”

2. “В пестром ваточном халате, подпоясанном поясом из той же материи, в красном вязаной ермолке с кисточкой и в мягких козловых сапогах”.

3. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”.

4. “Лицо его всегда было спокойно - выражало сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы”.

5. “Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока”.

6. Кто “знал математику превосходно и не хвастался, говоря, что собьет профессора”?

7. “Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого виден был большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня”.

8. “И как он хорош в этом мундире! Как идет голубой воротник к его чуть пробивающимся черным усикам! Какая у него тонкая длинная талия и благородная походка!”

9. “Невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги до сих пор еще гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза; и глаза эти действительно прекрасны - большие, черные, с выражением важности и наивности»

10. “Светло-голубые глаза и улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик со светлой улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках, беленькие ручки, к ней по-прежнему идет название чистенькой девочки”.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты по творчеству Л.Н.Толстого

(8 – 10 классы)

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству Л.Н.Толстого позволяют определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 8-10 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 8 класс

«После бала»

    Произведение написано в: а) 1903 г.; б) 1904 г.; в) 1905 г.

    Жанр произведения: а) повесть; б) очерк; в) рассказ.

    В основу произведения положен а) случай из жизни автора; б) случай из жизни брата автора; в) вымышленный случай.

    Художественный приём, положенный в основу композиции произведения:

а) последовательность излагаемых событий; б) цикличность излагаемых событий; в) антитеза.

    Тип композиции произведения:

а) рассказ в рассказе; б) повествование от первого лица; в) авторское изложение событий.

    Первоначальный вариант названия произведения:

а) «Бал»; б) «Отец и дочь»; в) «Сквозь строй».

    Как можно охарактеризовать смысл заглавия произведения:

а) важность судьбы героя после бала; б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

    Число рассказчиков в произведении: а) один; б) два; в) несколько.

    Роль вступления: а) показать место и время действия; б) познакомить с участниками событий; в) познакомить с рассказчиком.

    Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России.

    Основная идея произведения: а) осуждение деспотизма; б) личная ответственность человека за жизнь общества; в) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость.

    Образ полковника: а) типичен; б) трагичен; в) исключителен.

    Тон повествования произведения:

а) нейтрален; б) эмоционально окрашен; в) протокольно сух.

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 9 класс

Жизнь и творчество

    Е Маймин (исследователь творчества Л.Толстого) писал: «Жизнь Толстого – это путь.

Путь непрерывных и всё новых...». Продолжите цитату:

А. произведений, Б. исканий, В. разочарований.

    Л.Н.Толстой родился в: А. Москве, Б. Туле, В. Ясной поляне.

    Л.Н.Толстой бал в родстве с: А. Пушкиным, Б. Лермонтовым, В. Гоголем.

    Отроческие годы прошли в: А. Казани, Б. Туле, В. Ясной поляне.

    Отчислен из университета:

А. по собственному желанию, Б. за неуспеваемость, В. за участие в политических кружках.

    Л.Н.Толстой как писатель сложился: А. в Казани, Б. в Москве, В.на Кавказе.

    Первое печатное произведение Л.Толстого:

А. «Кавказский пленник», Б. «Севастопольские рассказы», В. «Детство».

    Автобиографическая трилогия – это рассказ: А. о жизни Николая Иртеньева, Б. о

взаимоотношениях людей в обществе, В. о нравственном становлении героя.

    Каждый человек, по мнению Николая Иртеньева, должен: А. разобраться в устройстве

мира, Б. иметь свой собственный взгляд на смысл жизни, В. постоянно нравственно

самосовершенствоваться.

    Продолжите цитату «Главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на

людей....»: А. богатых и бедных, Б. добрых и злых, В. порядочных и непорядочных.

Ключ:

Тест по творчеству Л.Н.Толстого. 10 класс

«Война и мир»

1. Как определил сам Л. Н. Толстой жанр «Войны и мира»:

а) эпопея; б,) роман; в) поэма; г) историческая хроника; д) летопись.

2. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?

а) Александр I; б) Кутузов; в) А. Болконский; г) Пьер Безухов; д) Николай I.

3. Действие романа начинается:

а) январь 1812 года; б) май 1807 года; в) июль 1805 г.; г) апрель 1801 г.; д) август 1804 г.

4. Сколько времени длится действие романа?

а) 10лет; б) около семи лет; в) 25 лет; г) 15 лет; д) приблизительно 8 лет.

5. Роман начинается с:

а) описания Шенграбенского сражения; б) именин в доме Ростовых; в) вечера у А. П. Шерер;

г) описания встречи отца и сына Болконских; д) описания смотра у Браунау.

6. Сколько лет Наташе Ростовой в 1-м томе? а) 16 лет; б) 20 лет; в) 10 лет; г) 13лет; д) 18лет.

7. Сколько было детей в семействе Ростовых? а) шесть; б) пять; в) четыре; г) три.

8. Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:

а) А. Болконский; б) Б. Друбецкой; в) П. Безухов; г) М Болконская; д) Наполеон, е) Берг.

9. Почему князь Андрей идет служить в действующую армию в начале романа?

а) им руководило стремление к славе; б) он руководствовался представлениями об офицерском долге; в) чтобы защищать родину.

10. Что привлекло Пьера в масонстве? а) возможность общаться с власть имущими; 6) идея единения и братства людей; в) возможность отвлечься от несчастливого брака.

11. В ком Л. Н. Толстой видит решающую силу истории?

а) царь; б) военачальники; в) народ; г) высшее чиновничество; д) аристократия.

12. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:

а) великих поступков; б) самолюбия; в) стремления к славе; г) простоты, добра и правды.

13. В ком из героев воплощены лучшие черты русского национального характера?

а) А. Болконский; б) Элен Курагина; в) Николай Ростов; г) Наташа Ростова; д) Борис Друбецкой.

14. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире - Наполеоне?

а) Шенграбенское; б) Прейсиш-Эйлау; в) Фридландское; г)Аустерлицкое; д) Бородинское.

15. Бородинское сражение мы видим глазами:

а) Н. Ростова; б) П. Безухова; в) А. Курагина; г) А. Болконского; д) Долохова.

16. Сколько лет Николеньке Болконскому в конце романа (эпилог)?

а) 12 лет; б) 13 лет; в)14 лет; г) 16 лет; д) 15 лет;

17. Брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:

а) несогласие князя Николая Болконского; б) недоброжелательного отношение графа Ростова к жениху; в) отсутствия приданого у Наташи; г) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким, д) мимолётного увлечения Наташи Анатолем Курагиным.

18. Какое событие является кульминационным центром романа «Война и мир»?

а) первый бал Наташи Ростовой; б) Отечественная война 1812 года; в) Тильзитский мир;

г) совет в Филях; д) военные события 1805 года.

19.Укажите годы Жизни Л.Н.Толстого:

а)1828-1910; б) 1801-1899; в) 1821-1898; г) 1828-1912; д) 1828-1909.

Ключ:

Использованная литература:

    Корщунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.