Театрализованное представление «Наш край — Ямал» (Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»). Фестиваль «Сказки народов России Танец девушек в сари

Панкова Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы

Артюшкина Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Место работы: ГБС(К) ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV видов» г. Абакан

Фестиваль «Сказки народов России»

Цели:

    познакомить учащихся со сказками из сборника М. Ватагина «Сказки народов России»;

    повышать уровень читательской и творческой активности школьников через участие во внеурочных мероприятиях;

    развивать умение и навыки выразительного чтения наизусть;

    развивать кругозор учащихся, знакомя их с культурой, обычаями и традициями малых народов, проживающих на территории России;

    формировать гражданскую позицию школьников, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов России через изучение культуры, традиций, сказок народов России;

    воспитывать толерантное отношение ко всем народам, проживающим в России;

    коррекция и развитие связной устной речи (выразительная сторона; орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь; эмоциональная окраска речи; плавность, последовательность речи) через выполнение творческих заданий фестиваля.

Данная цель реализуется через задачи:

    Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.

    Через расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.

    Через сплочение классного и общешкольного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности.

1. Мероприятие рекомендуется проводить для учащихся начальной школы и среднего звена с привлечением учащихся VIII вида. Путем объединения классов формируются 4 команды, каждая из которых представляет народ и готовит инсценировку сказки на закрытие фестиваля. Сказку команды выбирают из сборника «Сказки народов России» (сост. Ватагин М.)

1 и 9 кл. – русские.

2 и 8 кл. – буряты.

3 и 6 кл. – якуты.

4 и 7 кл. – тувинцы.

2. Сроки проведения мероприятия – 5 дней: 1 день – открытие фестиваля; 2 день - знакомство с культурой, обычаями и традициями представляемых народов России; 3, 4 дни – подготовка команд к итоговому концерту; 5 день - подведение итогов и закрытие фестиваля (театральный сказочный вечер).

3.Каждая команда заранее изготавливает модель герба, флага представляемого народа, делает эмблемы. Представление народа проходит в форме презентации.

4.Работа фестиваля отражается на страницах дневника в виде стенда, где команды каждый день будут делиться своими мыслями, впечатлениями о прожитом дне. Это могут быть рисунки, отзывы, поделки, заметки и репортажи. Рядом со стендом – дневником фестиваля большая карта – контуры России, на которую дети будут прикреплять эмблемы народов, представленных на фестивале.

5. В каждой команде назначается режиссер (ответственный за постановку сказки), художник (ответственный за оформление стенда), костюмер (ответственный за костюмы), видеохудожник (ответственный за презентацию).

6. На этапе подготовки мероприятия необходимо учитывать контингент учащихся с точки зрения принадлежности к той или иной национальности; активно привлекать детей и родителей разных национальностей к участию в мероприятии, используя их знания, опыт, традиции и обычаи.

Методы и формы работы:

Формы:

    Малые группы

    Массовая

Методы:

    Деятельностный метод

    Игровые ситуации

    Инсценирование

    Метод сбора информации и мозговой штурм

    Метод «проживания» определенной роли

    Метод оценки

    Метод создания моделей и проектов

Сценарий закрытия фестиваля «Театральный сказочный вечер».

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня последний день работы фестиваля. Мы многое узнали о культуре и традициях народов, населяющих Россию.

Ведущий 2: Сегодня мы подведем итоги по следующим номинациям:

- «Листая дневник фестиваля…»

- «Мы – на карте России»

- «Лучшая постановка сказки»

Ведущий 1: Итак, дорогие друзья, в номинации «Листая дневник фестиваля», обратимся к календарю.

Ведущий 2: Мы рады, что каждый день фестиваля был насыщенным и оставил незабываемое впечатление в душе каждого из вас. Это доказывают ваши многочисленные творческие работы на страничках дневника.

(Ведущий делает обзор дневника фестиваля)

Ведущий 1 : Дорогие ребята. В течение пяти дней вы думали над главным вопросом фестиваля «Что объединяет все народы России?» Давайте посмотрим, какие же ответы мы получили на этот вопрос.

(Ведущий зачитывает ответы учащихся из конверта)

Ведущий 2: Да, вы верно подметили сходства в традициях, обычаях, играх и даже кухне народов России. Все это помогает нам тысячелетиями жить в согласии и мире на территории нашей великой и могучей страны – России.

Ведущий 1: Перед вами – карта России.

(Контур России обозначен мелом на полу)

Сейчас мы проведем игру «Кто где живет». Представителям каждой национальности по сигналу нужно найти и занять своё место на карте.

(Ведущий проверяет правильность выбора места детьми. Дети стоят в контуре карты России)

Ведущий 2: Ребята, мы подошли к самой интересной части нашего фестиваля. Все четыре дня вы выбирали сказку своего народа и готовились к театрализованному представлению. Итак, мы приглашаем на сцену первый народ со своей постановкой сказки.

4 команды показывают инсценировки сказок, взятые из сборника М. Ватагина «Сказки народов России».

Русские – «Василиса Премудрая и морской царь».

Буряты – «Старик ловкач».

Якуты – «Чирок и беркут».

Тувинцы – «Богатырь Кулюк».

По окончании концерта участники фестиваля награждаются по номинациям:

    Лучшая постановка

    Лучшее представление народа (презентация)

    Лучшая роль

    Лучший костюм

    Лучший дневник фестиваля

Ведущий 2: Ребята, давайте возьмемся за руки - это и будет символом

единства и дружбы народов, а значит – могущества России.

(Звучит Гимн России)

Ведущий 1: С этого момента наш фестиваль считаем закрытым.

Между инсценировками со зрителями проводятся викторины и конкурсы.

«Полушуточные вопросы»

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    Назовите героиню сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом?

    Подсказка: Всем помогла мышка. (Репка)

    Кто из русских сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а три – лучше». Подсказка: в одном из мультфильмов с этим героем дружил Добрыня Никитич . (Змей Горыныч)

    Герой какой зарубежной сказки очень любил обувь, особенно сапоги? (Кот в сапогах).

    Назовите героиню сказки, которая занималась по дому неквалифицированным трудом: чистила печки и убиралась в доме? (Золушка)

    Назовите героя тувинской народной сказки, в совершенстве знающего три науки? (Оскюс-оол)

    Какой вид энергии использовала Баба-Яга в русских сказках, летая в ступе? (нечистую силу)

    В какой зарубежной сказке говорится о деятельности оригинального музыкального коллектива, состоящего, главным образом, из представителей фауны, концерт которого до смерти напугал целую шайку разбойников? (бременские музыканты)

    В какой сказке зарубежного писателя героиня была размером с ячменное зёрнышко? (Дюймовочка)

    Этот герой тувинской народной сказки очень мешался главному герою и хотел заполучить себе Золотую Дангыну? (Караты-хан)

    Героиня какой сказки мечтала стать человеком, но обратилась в пену морскую? (Русалочка)

    В какой русской сказке брат не послушал сестрицу и нарушил санитарно-гигиенические правила, за что серьёзно поплатился? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

    Главный герой этой зарубежной сказки очень любил сладкое, любил шалить и приговаривать: «Не беда – дело житейское». Подсказка: Жил на крыше. (Карлсон)

    Назовите героя русской народной сказки, который нетрадиционным способом ловил рыбу в проруби? (Волк)

    Какая птица в тувинских народных сказках самая умная? (Филин)

    В какой русской народной сказке от брошенной шапки главного героя избушка зашаталась? (Иван-крестьянский сын и чудо-юдо)

    Назовите злого духа в тувинских народных сказках, который всегда был одноглазым и воровал скот? (Шулбус)

    Назовите джина из повести-сказки русского советского писателя, которого освободил из бутылки пионер Волька? (Хоттабыч)

    Назовите единственную героиню русской народной сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)

    Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

    Как зовут божественных существ нижнего мира в тувинских народных сказках, которые, по преданиям, осуществляли суд над умершими? (эрлики)

    Эта героиня зарубежной сказки освободила от злого заклятия своих братьев, связав из стеблей жгучего растения им верхнюю одежду? (Элиза «Дикие лебеди»)

«Угадай-ка!»

    Героиня одной известной сказочной повести послала главного героя за удивительным «цветком»: «Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный цветок. … я видела, как люди в горшок суют ветку, и на её конце расцветает Красный цветок».

Какой же «цветок» растёт перед хижинами людей в сумерках? Кто говорит эти слова главному герою?

(Красным цветком Багира называла огонь. Маугли его добыл и при его помощи победил своего врага Шер-Хана)

    Героине этой сказки, чтобы попасть обратно домой, нужно было выполнить задания великого и ужасного Гудвина, победить злую волшебницу Гингему и освободить летучих обезьян. Как зовут эту девочку? Из какой она сказки?

(Элли. «Волшебник изумрудного города» А.Волков)

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

(дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

    Где живёт Кот-учёный?

(у Лукоморья)

    Эта русская сказка о том, что просьба исполнении я песни «на бис» бывает смертельно опасна для автора.

(Колобок)

    Отгадайте героиню: «… Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она плыла к листу. Но это была не змея... Это была пожилая, мудрая… Кто?

(Черепаха Тортилла, «Золотой ключик»)

    Угадайте, из какого произведения этот отрывок…

(показываются отрывки из мультфильмов и худ. фильмов – учащиеся должны отгадать, кто герои. Из какой сказки? Каков финал этой сказки?)

«Волшебный предмет»

Вы знаете, что в любой сказке могут присутствовать волшебные

предметы. Ваша задача – угадать волшебный предмет, героя и сказку.

    Героиня этой сказки имела волшебное зеркальце, весьма затейливой работы.

«…Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела…»

(Царица из сказки А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»)

    Этот герой каждую ночь прокрадывается в комнату, где спят дети. И над их головой он раскрывает либо чёрный зонтик, либо цветной, и от этого зависит, какой сон будет видеть ребёнок: пустой или яркий цветной. Как зовут этого героя? Из какой он сказки?

(Оле-Лукойе из сказки Г.Андерсена «Оле-Лукойе)

    Героине этой сказки подарили колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие при помощи слов:

«…Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени, в теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!»

Кто и кому подарил это колечко? Назовите сказку.

(Месяц Апрель подарил Падчерице в сказке «12 месяцев»)

    Герой этой зарубежной сказки имел небольшой рост, кроме того, у него был горб, но при помощи этих волшебных предметов он хорошо бегал, в последствие стал лучшим скороходом королевства. Назовите волшебные предметы, героя и сказку.

(туфли-скороходы, Карлик Нос, автор Гауф)

    Этот волшебный предмет присутствует во многих русских сказках. Функцию этого предмета в наши дни выполняет вертолёт и…

(ковёр-самолёт)

    Этим волшебным предметом убирали из памяти любые воспоминания. Этот предмет помогал задерживать погоню, так как перед преследователями мгновенно вырастал лес. Этим предметом ещё гордится петушок.

(гребешок)

Инсценированная испанская сказка Хуана Антонио Лонглесия

«Полкилограмма сахара»

В глухом лесу, под раскидистыми елями, в своем маленьком деревянном домике, жил сварливыи и жадныи гном. Он целыми днями сидел в своем вращающемся кресле с книгои в руках и очень не любил, когда его беспокоили. Но вот однажды…

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок.

(Гном открывает большим ключом дверь. Мышонок входит)

Добрыи день, дядюшка сосед! Я пришел к Вам с просьбои…

Гном в сторону, криво улыбаясь.

Вечно все меня о чем-то просят, хотя прекрасно знают, что я этого не люблю. То даи им яичко, то немного соли, то чашечку меда. Брррр. Что тебе нужно малыш? – ворчливо спросил Гном.

Наша мама печет торт и очень просит Вас дать нам взаимы килограмм муки. Все столько говорят о вашеи доброте.

Гном Джером схватился за зеленую с колпачком шапочку, скрывавшую его лысину.

Килограмм муки! Да это же настоящии грабеж! Килограмм муки! А когда вернете?

Как только мама сходит на рынок, а это будет в пятницу, мы сразу же вернем долг.

Недовольныи гном ушел на кухню и вернулся с пакетом, которыи был больше его самого. Мышонок с трудом взвалил ношу на плечи и, слегка пошатываясь, ушел.

Карлик – скряга закрыл дверь, повернул ключ в замке, и сел читать книгу. Но немного погодя в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок. Откроите мне!

Гном (А это он пришел вернуть муку. Как быстро! Вот молодец!). Открывает дверь.

Гном Джером, даите, пожалуиста, яичко. Пусть будет хотя бы голубиное. Мама печет торт, и….

С чем торт? Брррр…(В сторонку) Вместо яичка дать бы этому паршивцу пинка! Но тогда они никогда не вернут мне килограмм муки. (Уходит, берет яичко). На тебе – воробьиное.

Спасибо, Джером. (довольныи уходит)

Гном закрыл дверь, повернул ключ в замке 2 раза, и принялся читать. Спустя некоторое время в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Это я, Мышонок. Даите, пожалуиста, блюдечко сладкои малины.

Гном открывает.

Тоже для торта, да? Брррр…(В сторонку)Ах, как жаль, что нельзя вышвырнуть вон этого маленького попрошаику. Но тогда ни когда не вернут мне ни муку, ни яичко. Что же делать? (почесал затылок) Ага придумал! Я им покажу сладкии тортик. Я им дам кислои – прекислои, горькои – пригорькои калины. (подает калину)

Мышонок благодарит, уходит радостныи.

Гном закрылся, повернул ключ в замке 3 раза, вновь сел читать. Через несколько минут в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там? – спросил Гном раздраженно.

Это я, Мышонок. Наша мама печет торт…

Гном аж подскочил в кресле, потеряв всякое терпение открыл дверь.

Мама попросила дать в заимы полкилограмма сахара.

Злои и недовольныи гном побежал на кухню и, вернувшись с большим пакетом, отдал его мышонку.

После ухода мышонка

Им и в голову не придет, что это соль, и торт будет испорчен. Будут знать в следующии раз, попрошаики несчастные.

Гном со злом захлопнул дверь за мышонком, долго крутил ключ в замке, что – то ворча себе под нос. (Пауза)

Гном Джером читал, когда в дверь снова постучали.

Тук – тук – тук.

Кто там?

Звучит песня Барбарики «С днем рождения», входит вся мышинная семья с тортом. По окончании песни

Дорогои соседушка! Мы пришли поздравить Вас с Днем Рождения! И хотим подарить подарок – торт!!!

Гном подает в обморок. А у нас к залу вопрос – почему.

Не рои яму другому, а то сам в нее попадешь.


Сценарий

конкурса фестиваля инсценировок

«Сказки народов мира» для 2-4 классов

2015-2016 уч.год

    Дать детям представление о многонациональности Мира.

    Знакомить детей с культурным наследием народов

    Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.

СЛАЙД: 1 – РОЛИК

1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс

2.Отбивка для скомарохов .

СЛАЙД:2 – фото

Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!

2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!

1 скоморох - Мы развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!

1 скоморох Есть земля крымская

Приветливая да искренняя

2 скоморох Сто народов на ней живут,

Сказки сказывают, да песни поют.

1 скоморох Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Крымские сказки, были да небылицы.

Одну я бросил в воз,

Да сказку вам привез!

СЛАЙД:3 - Теремок

2 скоморох - Сказка первая. Русская.

1 скоморох - «Теремок»

Показ сказки 4 «А»класс

2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,

1 скоморох - Сказка вторая,

2 скоморох «Про двух ленивых мышат»

Показ сказки 3 «б» - класс

2 скоморох - Варится в печи кашка,

Начинается новая сказка,

Кашка упреет и сказка поспеет.

2 скоморох - Сказка третья,

1 скоморох - «Кому горшок мыть»!

Показ сказки 4 «Б» класс

1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –

Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

2 скоморох - А такую как раз,

Как от меня - до вас!

1 скоморох - Сказка четвертая, русская

2 скоморох - «Лиса и журавль»!

Показ сказки 3 «г» класс

СЛАЙД 6

1 скоморох - Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет-

Тот и сказку начнет

2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!

Показ сказки 2 в класс

1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,

Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!

2 скоморох - Сказки еще не все.

Вот вам

Показ сказки 3-«в»

1 скоморох - Жили - были старик да старушка.

Под окном у них текла речушка.

2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.

Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

1 скоморох - Только вы не расходитесь,

Вы жюри наше дождитесь.

2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!

1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет

Максютова Юлия – 2 б класс

СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка

Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :

«Дипломант I степени»

«Дипломант II степени»

«Дипломант III степени»

«Лучшая мужская роль» - личное

«Лучшая женская роль» - личное

«Лучшая роль второго плана»

«Лучшая режиссура»

«Лучшее художественное оформление»

«Лучшее музыкальное оформление»

Программа:

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!.

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Л. Б. Дерягина

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира


Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


ББК 74.200.58 85.338 Д36

Дерягина Л. Б.

Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-

рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬС­ТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.

ISBN 978-5-89814-758-7

В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звуко­вого и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.

Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководи­телей детских театров.

©Дерягина Л. Б., 2013

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013

ISBN 978-5-89814-758-7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые педагоги!

Театр был и остается действенным помощником в нравст­венном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера ин­теллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сце­не - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действо­вать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.

В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» пред­ставлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых про­изведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сце­нариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в куколь­ном и в домашнем театре.

В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а неболь­шие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом ва­рианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-


твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подбо­ре реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносит­ся на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям поста­новщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепе­тированные вокальные номера украсят действо.

В гимназиях с углубленным изучением иностранных язы­ков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригина­ла - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой прак­тикой.

Книга пригодится вам для проведения театрального фести­валя в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся собы­тием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рас­сказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поде­лок на темы сказок народов мира, природы, достопримечатель­ностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздни­ка можно порадовать гостей и участников оригинальным уго­щением - блюдами национальной кухни.



Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомыс­ленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсужде­ния. Вы можете использовать сценарии для проведения увле­кательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)


прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с по­мощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А мож­но подготовить и показать на занятии отдельные сценки.

«Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включа­ет в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.

Желаем творческих успехов!


ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)

Действующие лица:

Сказочник.

Хальвор. ^

Бьёрн. V три брата-лентяя

Эспен-лежебока. *

Старик - отец братьев-лентяев.

Старуха-волшебница.

Королева.

Принцесса.

Фрейлина.

Глашатай.

Крестьяне.

Зайцы (не менее 6 исполнителей).

Два стражника.

Светлана Крысанова

Театрализованное представление

«Наш край- Ямал »

Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка »

Крысанова С. Ю. МДОУ Детский сад «Сказка » г. Надым

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством народов Ямала .

Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки , свободно общаться и двигаться.

Развивать связную речь детей, память, фантазию, навыки подражания.

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать бескорыстное чувство любви и благодарности к своей матери.

Оборудование :

Карта ЯНАО, стенд с рисунками о Севере, импровизированный чум, река, костюмы, игра «Рыбалка» , атрибут-маска «Кукушка » , ягоды брусники, орудия труда и спортивные снаряжения ненцев.

Конспект театрализации ненецкой сказки «Кукушка »

Воспитатель

Человек! Оставь на мгновения дела, оглянись на воду, лес, небо и полюбуйся первозданной красотой северной природы.

А можно ли жить в гармонии с природой, не зная своих истоков, национальной культуры, народных традиций и ремёсел, без сохранения опыта предков , когда природа и человек составляли единое целое.

1 ребёнок

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите ,

Потому что, здесь наш дом

Мы на Севере живём.

2 ребёнок

Ты ещё не видел чуда. -

В нашей тундре не был?

Видишь, сопки, словно чумы,

Подпирают небо.

3 ребёнок

Тундра спит…на сопках дальних

Совы-сторожа

В их глазах больших, овальных

Огоньки дрожат.

4 ребёнок

Тьма смягчает лай собачий

И песцовый крик.

Долго на земле озябшей

Ждать ещё зари.

Воспитатель

Много разных загадок у народов Ямала . Они связаны с явлениями природы, окружающим миром и бытом коренных жителей тундры- ненцев.

1. целый день у порога, согнувшись, лежит.

позовёшь на охоту - вперёд побежит (собака)

2. гусиный пух тундру заметает (снег)

3. олень от них убегает, а они не отстают (нарты)

4. в ночь беззвёздную до чума

кто добраться вам поможет?

кто разыщет путь по ветру,

если в тундре бездорожье? (олень)

5. Под водой зубастая собака (щука)

6. под водой много дыр (сеть, невод)

Воспитатель

Много разных сказок у народов Ямала . В них нас поражает точность и красота языка, мы видим в них торжество правды и справедливости. И сейчас вы послушаете одну из них. Называется она «Кукушка » .

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала : одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Вернутся к себе в чум дети, целые сугробы снега натащат, а мать – убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот однажды ловила мать рыбу в реке, тяжело ей было, а дети не помогали. От жизни такой, от работы, тяжело заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит :

Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Я без бурок

Я без шапки.

У меня нет варежек.

Моя малица промокла.

Близко от нас река, и без одежды сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец, захотели дети есть, заглянули они в чум. Смотрят, а мать посреди чума стоит и ягушку надевает. И вдруг ягушка покрылась перьями, берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. В место рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Смотрите, братья, улетает наша мать птицей!

Мама, мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Мама, мама! Вернись домой!

Ку-ку, ку-ку. Поздно сынок, не вернусь я.

(мать убегает за сцену, дети бегают по кругу)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по болотам и кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробежали дети, там до сих пор растёт красная ягода брусника.

Навсегда бросила детей мать-кукушка . С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда , не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.