Танец дервишей история. Турецкий танец дервишей. Танец дервишей – молитва или представление

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.

Поскольку эту церемонию, упрощенно называемую «танец крутящихся дервишей» или, еще проще, «танец дервишей» в оригинальном исполнении можно посмотреть только в Стамбуле, то не воспользоваться таким случаем было бы просто непозволительной роскошью. И я … не воспользовался! График моей работы был слишком плотным, и я или не успевал на представление, или был настолько уставшим, что мне уже было не до шедевров мирового культурного наследия. Но в один из последних вечеров, проходя мимо ресторанчика недалеко от отеля, я увидел знакомую рекламу и на секунду задержал на ней свой взгляд. Этого оказалось достаточно чтобы турок-зазывала нежно подхватил меня за рукав повыше локтя и потащил ко входу одновременно объясняя мне на хорошем русском языке какое счастье и удача ожидает меня всего за 42 лиры.

Далее я, конечно, мог бы расставить в нужном порядке фотографии и описать как все происходило. Но, к сожалению, впечатление от увиденного у меня осталось не самое лучшее - жующие и пьющие, в том числе и вино, зрители лишили мистическую церемонию всякого смысла, изначально в нее заложенного.

Поэтому я решил вместо описания танца дервишей в стамбульском ресторане рассказать о настоящем ритуале сема суфиев братства мевлеви . Но прежде нам нужно познакомиться с некоторыми понятиями, которые необходимы для понимания того культурного пласта, небольшой частью которого является танец вертящихся дервишей. Это очень важно хотя бы только для того, чтобы не выглядеть безграмотными невежами, не уважающими чужую культуру.
И начинать нам придется из далека:

Суфизм – мистика Ислама.

Всего три слова в заголовке – суфизм, мистика и Ислам. Какие-то ощущения рождаются, но точный смысл, если честно, как-то не доходит. Если вы также как и я пребываете в подобной растерянности, не огорчайтесь, мы не одни. Немного найдется на свете людей способных вразумительно объяснить это сочетание, потому, что:

Несомненно одно - суфизм так или иначе связан с Исламом (как минимум отрицанием), и он не ограничивается общепринятой религиозной практикой, дополняя или частично замещая ее мистикой, то есть непосредственным общением с Создателем. Последнее достигается в состоянии транса (экстаза), в которое вводит себя суфий во время радений (коллективных служб) или индивидуально. Важнейшим элементом мистических практик суфиев является пост, уединение и медитация. Образ жизни приветствуется аскетический, но строгого отрицания мира нет.

Суфии, дервиши, факиры.

Я родился и получил образование при советской власти, за что, кстати, ей большое спасибо. Естественно, что о суфиях нам ни в школе, ни в институте в курсе марксистско-ленинской философии ничего не говорили. Но были замечательные советские фильмы про злых и жестоких басмачей, рядом с которыми вертелись и визжали, выпучив глаза грязные и плохо пахнущие (!) оборванцы, которых называли дервишами. Вот так я познакомился с суфиями. И этот путь прошел не только я - думаю, что и ваши первоначальные сведения о дервишах, которые и есть суфии, недалеко ушли от моих!

Почему суфиев называют «дервиш» ? На персидском языке слово «дервиш» означает «стоящий за дверью». Просто и понятно – слышишь стук в дверь, открываешь и видишь потрепанного человека, просящего милостыню, то есть, дервиша.

Есть еще арабское слово «факир» , что означает «бедняк». И оно тоже может означать суфия, если не означает индийского фокусника.
Таким образом, дервиши и факиры тоже, что и суфии.

Ну, и наконец, о самом слове «суфий» . Оно наиболее распространено вне исламского мира и на востоке исламского ареала. В арабском мире используется слово «тасаввуф» .

Происхождение слова суфий имеет несколько версий:

  • Наиболее распространена версия происхождения его от арабского слова «суф» - шерсть, поскольку обычным одеянием суфия была шерстяная накидка.
  • Сами суфии чаще производят свое название от слов «сафа» (чистота), «сифат» (свойство, качество), или от арабского выражения «ахль ас-суффа» - люди, сидящие на скамье (вспомним известную нам мебель «софа») – так назвали группу бедных сподвижников Пророка (с.г.с.), у которых не было жилья и они все время сидели на скамейке под навесом перед мечетью и жили за счет подаяний.

Суфийские братства.

Суфии разделены на братства . Некоторые называют их «орденами» по аналогии с христианскими монашескими орденами, однако такое сравнение более похоже на первое впечатление от непонятого еще явления, чем на определение познанного. Каждое братство имеет свой «путь постижения» (тарика) и свою цепочку наставников (сильсиля) . Первым звеном в цепи наставников во всех братствах считается посланник Аллаха Мухаммад (с.г.с.) . Суфий может получить звание суфия только от наставника, то есть, путем некоторой инициации.

Суфии могут быть бродячими, или оседлыми, проживать в обители, называемой ханака (текке), или даже в собственном доме – ограничений на этот счет нет.

Поэзия суфиев.

Пытаясь хоть как-то передать свой мистический опыт суфии создали великую поэзию, преимущественно на персидском и арабском языках. На самом деле суфийская поэзия достойна звания «величайшая», но инъекция европоцентризма, получаемая большинством из нас с раннего детства, не позволяет мне так рисковать психическим здоровьем читателей. Скажу за себя – вынеся из советской школы, скажем мягко, нелюбовь к стихам я только годам к тридцати добровольно прочитал целую книжку стихов. И это были стихи поэтов суфиев.

В поэзии суфиев среди прочего выделяется любовная и винная темы. Но! Поэзия суфиев использует свой символический язык и для ее восприятия необходимо если не посвящение, то хотя бы некоторое просвещение. Вот один пример из винной поэзии:

Лишь утром голубым блеснет просвет окна
Хрустальный мой фиал налейте дополна.
Ведь люди говорят, что истина горька
Не скрыта ль истина и в горечи вина?

Омар Хайям (Гиясатдин Абу-ль-Фахт ибн Ибрагим Омар Хайям Нишапури), ок.1048-1131, перевод В. Солоухина.

На взгляд большинства из нас речь в этом рубаи идет об утонченной просьбе опохмелиться после ночной попойки. На самом деле здесь звучит призыв к утренней молитве - в символике суфиев молитвенный экстаз описывается как опьянение вином…

Музыка суфиев. Сама (Сема).

Суфийские братства имеют свои техники вхождения в молитвенный транс. Большинство из них основано на медитации путем повторения имен Аллаха. Но есть некоторые братства, которые используют в своих радениях музыку и пение. Это называется «сама» от арабского слова «слушание» . Мусульмане-тюрки произносят слова «сама» как «сема» . Именно оно было написано на рекламном щите в Стамбуле.

Самое известное братство, практикующее сама это братство чиштия из Афганистана. Музыка этого братства получила мировую известность.

О запрете музыки в Исламе.

Тут необходимо сделать одно серьезное замечание – принято считать, что Ислам запрещает музыку . Но ни в Коране, ни в Сунне нет прямого запрета на музыку. Однако авторитетные мусульманские ученые пришли к мнению, что Ислам запрещает музыку, вернее, музыкальные инструменты. Дозволена лишь игра на одностороннем маленьком барабане (бубен без погремушек) и пение женщин в его сопровождении, но! Только на праздниках Разговения (Ураза байрам), Жертвоприношения (Курбан байрам) и на свадьбе!

Отсутствие прямого запрета в источниках Ислама послужило основанием для имама Абу Мухаммад Ибн Хазм аль-Андалуси (имам мазхаба захиритов , скончался в 456 г.х. (1064 год)), настаивавшего на буквальном принятии текстов Корана и Сунны, не принимать запрет музыки.

Отношение суфиев к музыке.

Большинство братств суфиев поддерживает запрет музыки, но некоторые братства разработали для себя свод правил, в соответствии с которым они считают для себя музыку, пение и даже танцы дозволенными. Вот несколько пунктов из этих правил:

  1. Сама (сема) запретна для простого люда, дабы им не потерять своей души, но она позволительна для аскетов, дабы те могли достичь цели всех своих усилий и она желательна для суфиев.
  2. Перед слушанием сама (сема) необходимо иметь намерение достигнуть молитвенного экстаза, совершить омовение и переодеться во все чистое.
  3. В процессе сама (сема) необходимо сосредотачиваться на духовном содержании, а не на красоте голоса или исполнителя.
  4. Сама (сема) есть проявление любви к Богу, а не эстетическое наслаждение. Египетский суфий Зу-н-Нун сказал: «Сама есть восхищение Богом, которое побуждает сердца стремиться к Богу».
  5. И, наконец, запоминаем три арабских слова – макан, заман, ихван, что значит место, время и с кем.

Таковы вкратце некоторые условия дозволенности музыки, принимаемые суфиями. Если вы научитесь воспринимать музыку подобно суфиям, то и для вас она станет дозволенной. Только учтите, что и музыка тоже должна соответствовать – музыку следует оценивать по ее нравственному содержанию!

Кружащиеся дервиши. Amedeo Preziosi, 19 век.

Участвуя в сама (сема) и входя в экстаз (ваджд) суфии иногда совершали непроизвольные движения. Но братство суфиев мевлеви намеренно используют в ритуале сама (сема) вращательное движение для более полного и простого вхождения в транс. За это их прозвали «вертящиеся (кружащиеся) дервиши». На английском – whirling dervishes.


Говорят, суфий и поэт Мевлана Джелаледдин-и Руми (1207-1273) однажды на базаре услышал мелодичный перестук молоточков ремесленников, ковавших изделия из золота. В этих звуках ему послышались слова шахады – «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХ», повторяя их он впал в экстаз, поднял руки и закружился. Сын Руми, Султан-Велед Челеби , в городе Конья (современная Турция) основал братство суфиев мевлеви, в обрядах которого использовались произведения Руми и его вращающийся танец. Так возник известный на весь мир танец вертящихся дервишей. Этот танец (?) свойственен только братству мевлеви и никаким другим братствам. По тюркской традиции они называют его "сема", а не "сама".

Сема начинается с входа музыкантов. Музыканты могут быть как дервиши, так и простые наемные исполнители. Музыка, которую они начинают исполнять, завораживает и ее звучание постепенно переходит из ушей в грудную клетку и сердце становится центром чувств. Во всяком случае, я именно так прочувствовал этот момент. Под музыку может исполняться декламация священных текстов.


Церемония сема состоит из 7 частей, каждая из которых имеет свой собственный смысл.

Часть 1. Свидетельство единства Аллаха. В зал по одному входят дервиши. Они кланяются и медленно обходят зал по кругу. На голове у них войлочные колпаки, символизирующие надгробную плиту над собственным эго. Одеты они в черные накидки, которые символизируют могилу их эго. Последним в зал входит шейх.

Дервиши сбрасывают с себя черные накидки и остаются в белых длинных одеждах. Белый цвет символизирует духовное перерождение и готовность к постижению истины. Дервиши скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи. Это положение символизирует число 1 (один) и означает свидетельство единства Аллаха.

Затем дервиши приветствуют шейха. Участие в сема шейха является обязательным.

  • Часть 2. Звуки барабана, символизирующие сотворение мира Аллахом и Его приказ «Будь!».
  • Часть 3. Является инструментальной импровизацией таксим, которая символизирует Божественное Дыхание - первый вдох, давший жизнь всему.
  • Часть 4. Дервиши приветствуют друг друга и шейха. Это приветствие символизирует приветствие душ, скрытых в телесной оболочке.
  • Часть 5. Кружение. Кружение состоит из четырех приветствий (салямов). В конце каждого саляма дервиш встает в позу свидетельствования единства Аллаха.
    Само кружение дервиша символизирует вечное движение Мира и подобно движению планет вокруг Солнца – вращение идет справа налево. Ось вращения проходит через сердце дервиша. Для того чтобы усвоить это движение дервиши учатся вращаться вокруг деревянного колышка, который обхватывают большим и соседним пальцем левой ноги. Руки дервиша поднимаются к верху. Ладонь правой руки обращена вверх, символизируя связь с Небом, а ладонь левой руки обращена вниз, к Земле. Голова дервиша во время вращения обращена к левой руке и наклонена. Некоторые считают, что это соответствует наклону оси земного шара к плоскости вращения.
    • Салям 1. Рождение человека для постижения истины через чувства и познание. Осознание Аллаха как создателя и понимание своего положения создания.
    • Салям 2. Выражает восторг перед величием и могуществом Аллаха и Его созданием.
    • Салям 3. Символизирует перерастание восторга в любовь и принесение разума в жертву любви. Это полное подчинение, уничтожение своего эго в любви и единение с Аллахом. Это состояние высшего экстаза, называемое в Буддизме – нирвана, а в Исламе – фенафиллах. Однако целью сема является не экстаз и потеря сознания, поэтому это состояние прекращается осознанным и прочувствованным свидетельством единства Аллаха.
    • Салям 4. Подобно тому, как Пророк (с.г.с.) восходил к Трону Аллаха и возвращался назад к своей земной миссии, кружащийся дервиш возвращается из состояния фенафиллах к своей задаче в этом сотворенном мире и прекращает свое духовное путешествие и восхождение. Он - слуга Бога, Его Книг, Его Пророков и всего созданного Им мира.
  • Часть 6. Чтение Корана. Обычно сура 2 Бакара, аят 115.
  • Часть 7. Сема завершается молитвой за души всех пророков и их последователей.

Такова общая схема проведения церемонии сема суфийского братства мевлеви. В Интернете довольно много записей танцев дервишей и вы легко найдете их на youtube. Вот один из примеров видео танца дервишей .

Танец дервишей – молитва или представление?

До начала двадцатого века Турция была исламским государством, причем, отличалась от других исламских государств беспрецедентной терпимостью к суфиям. Нет, пожалуй не терпимостью, а даже любовью. Сами турецкие султаны позволяли себе вставать в ряды дервишей. В одном Стамбуле было около 300 суфийских обителей, четыре из которых принадлежали братству мевлеви. Суфии были чрезвычайно популярны среди народа и имели большой авторитет.

После революции младотюрков под предводительством Мустафы Кемаля Ататюрка авторитет суфиев представлял собой реального конкурента новой светской власти. Поэтому Ататюрк в 1923 году издает закон запрещающий суфийские братства и их публичные ритуалы. Только в 1953 году с согласия администрации города Конья было разрешено проводить сема дервишей братства мевлеви, но! исключительно как эстрадное представление. И таковым оно является до сих пор.

Вот почему я смотрел его в ресторане. Но вам советую посмотреть его в более достойном месте!

В Стамбул с ГлобЭкс!

Требуйте туры в Стамбул в турагентстве ГлобЭкс-тур! Пусть порабатают на вас!

Наверняка вы слышали о мистических танцах дервишей. А может быть, и присутствовали на этом уникальном представлении, которое завораживает и раскрывает в глубинах души доселе незнакомые переживания. В наше время, танцы дервишей настолько популярны, что это действо стало одним из главных символов турецкой культуры. А все дело в том, что это не просто загадочный танец, здесь речь идет о древнем искусстве, таинственном ритуале, суфийской философии.

У слова «дервиш» есть несколько значений, в частности его можно перевести как «бедный», «неимущий», или «тот, кто стоит за дверью». В давние времена дервиши были странствующими монахами, жили на подаяние, оттого часто стучали в дверь незнакомых домов.

Автором мистического танца является суфийский философ и знаменитый персоязычный стихотворец Мевлана Джелаледдин Руми, живший в период с 1207 до 1273 года, в сокращенном варианте его называют Руми, или Мевляна. Как-то Руми, бродя по местному базару, обратил внимание на кузнецов, которые ковали гравированные украшения. Уж очень благозвучно перестукивались молоточки мастеров, и умиленный суфий стал им в такт напевать шахаду «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду расулю-Ллах». Руми, которого еще при жизни называли «учитель, у которого сияющее сердце», «проводником каравана любви», долго произносил заветные слова - символы веры, затем стал кружиться с поднятыми вверх руками и постепенно вошел в транс. Лицо суфия просто излучало доброту, а от всей фигуры исходило мягкое свечение.

Позже, сыном Мевляны - Султаном Велед Челеби был создан суфийский орден мевлеви (на территории современного турецкого города Конья), в котором исповедовали философию Руми, изучали его творческие сочинения и конечно практиковали ритуальный танец дервишей (называется - «сема»).

В братство мевлеви мог вступить практически любой желающий, у которого отсутствуют движимое и недвижимое имущество, а также, если ему чужды все мирские соблазны, злоречие, чревоугодничество. Это были главные условия. У дервиша не могло быть собственных вещей, во всяком случае, он не мог называть их своими - «мой дом, моя одежда», и т.д.

Дервиши могли объединяться в общины, где жили под руководством шейха или пира, либо странствовать и вести затворническую жизнь вне обители. Вечные странники, аскеты, долгое время скитающиеся по чужим городам и тягостным дорогам, имея в качестве собственного богатства - только открытую душу, дервиши, среди местного населения стали считаться приближенными ко Всевышнему и мудрыми философами. Встретить на своем пути дервиша стало хорошей приметой, люди верили, что странники приносят счастье и благополучие.

В годы правления Кемаля Ататюрка был введен запрет на деятельность всех суфийских братств, в том числе и ритуальные выступления дервишей. Лишь с 1953 года, вращающиеся танцы дервишей были разрешены городскими властями Коньи, но уже только в качестве эстрадного представления, которое остается популярным и в наши дни.

И все же танец дервишей - это целый обряд и принять в нем участие может только дервиш, хорошо показавший себя в учении и труде. Сема состоит из музыки, танца и молитвы. Участники - семазены одеты в просторные белоснежные юбки, на головах у них - высокие шапки конусной формы красного цвета.

Перед кружением дервишей обязательно читают гимн, написанный Мевляной, прославляющий Всевышнего.

Начинается головокружительное представление!

Дервиши появляются в зале под музыкальное сопровождение. Их руки сложены на груди, они медленно вращаются, их взоры пространные и умиротворенные. Обязательный поклон шейху - как выражение своей благодарности всему суфийскому ордену всех времен. Также, этим они демонстрируют свою готовность сблизиться со Всевышним, ибо ритуал вращения вокруг своей оси - это знак единения с Божественным началом, со Вселенской любовью. Дервиши искусно склоняют голову так, чтобы слегка прижималась сонная артерия, так они могут легко войти в состояние транса.

Дервиши кружатся медленно, синхронно передвигаются в круговом хороводе. Ритм усиливается, семазены двигаются в ускоренном темпе и распахивают руки. Правая рука вздымается вверх - таким образом, в нее поступает божественная энергия. Левая рука направлена вниз - это значит, что божественную любовь дарят всем присутствующим в зале. В процессе танца, дервиши делают несколько пауз, каждая из который имеет свой смысл. Первая пауза - символ познания творца. Второй интервал символизирует восхищение миром. С третьим перерывом ассоциируется любовь, рожденная этим ликованием, которое переходит в чувство благоговения и душевной гармонии.

Наступает кульминация танца, когда семазены в замедленном темпе преклоняют колени перед зрителями, таким образом, передавая им Божественную любовь.

В наше время танцы дервишей исполняются в различных местах, в том числе ресторанах, туристических комплексах, на всевозможных мероприятиях.

Но, конечно же, большинство почитателей танца дервишей желают прикоснуться к мистическому ритуалу именно в месте его создания, т.е. в городе Конья. Для этого, устраиваются ежегодные фестивали дервишей, которые проходят с 10 по 17 декабря. Кроме того, представителями братства устраиваются выступления семы по субботам, не зависимо от времени года.

Сейчас танец дервишей можно увидеть в Турции на многих представлениях. Но что же это такое «танец дервишей»? Кто такие дервиши ? И как зародилось это искусство? А еще меня очень интересовал вопрос, у них не кружится голова? Они ведь точку не держат, вращаются без остановки по 20-40 минут. Как???

Начну с того, что расскажу, что я знаю о дервишах. Дервиш с персидского — «бедняк», «нищий». Это люди, привеженцы суфизма (мистическое направление в Исламе).

Нечто похожее на монашество в нашем понимании, но сами дервиши себя монахами не считали.

Также у них не было понятия «мое». То есть, дервиш никогда не скажет: «моя шапка». Нет ничего в этом мире, что бы принадлежало дервишу, все принадлежит Богу.

Были как странствующими, так и жившими в обителях. Они могли свободно жениться, иметь семью, жить со своей семьей. Но раз или два в неделю были обязаны собираться в обителях для совместных ритуалов.

Существовало несколько суфийских орденов. Самые известные из них Мевлеви (крутящиеся дервиши) и Бекташи.

Орден Мевлеви образовался в городе Конья в центральной Турции. Ежегодно там проводится фестиваль, посвященный памяти основателя этому ордену.

Танец дервишей

Музыка и танцы играют огромную роль. Дервиши считали, что только благодаря музыкальным обрядам человек может воссоединяться с Господом и найти просветление. Все движения танцев имеют определенный смысл.

Главным ритуальным обрядом называется семой. Семой проходит в определенное время, на нем могут присутствовать зрители.

Начинается он с долгой, примерно получасовой молитвы в полном молчании, затем начинается следующая часть, которая включает долгие вращения по залу всех членов ордена. Эти вращения могут продолжаться до двух часов с четырьмя небольшими остановками. Они означают воссоединение Вселенной с Богом. При вращениях дервиш направляет правую руку вверх, как бы принимая божественную энергию, а левую вниз, отдавая эту энергию людям. Голову наклоняет к правому плечу. (Кстати, вращаться с наклоненной головой проще, чем если держать ее прямо! Попробуйте!). Дервиши вращаются вокруг себя и одновременно по кругу. В конце ритуала они падают на колени, показывая этим, что их сознание прояснилось и они более чистыми и просветленными вернулись к людям.

Одежда дервишей отличалась в каждом ордене расцветкой, материалами. Но, в основном, все они носили так называемые хирки - верхняя одежда, на голове они носили тюрбаны различной формы, сделанные из сукна или свалянные из шерсти. Под хиркой носили нижнее платье. Каждая деталь костюма имела мистическое значение.

Чтобы стать дервишем, нужно было пройти ряд испытаний. Эти испытания длились 1001 день, и ежедневно будущему дервишу нужно было рассказывать шейху (главе ордена) об искушениях, которые он смог преодолеть.

Ордена дервишей существовали во многих исламских странах. В Турции вплоть до 1925 года, когда были запрещены Ататюрком. Но в 50-е годы эта культура вновь стала возрождаться.

Если Вы знаете что-то еще о дервишах, об Орденах дервишей, их обычаях и ритуалах, обязательно поделитесь в комментариях!

was last modified: Июнь 19th, 2016

Даже если вы никогда не были в Турции, уверены, что хоть раз в жизни вы видели фото или видео мужчин в белых одеяниях и высоких шапках, словно в экстазе кружащихся в танце. Это дервиши - мусульманские монахи с чрезвычайно интересной историей жизни и ритуалов, о которых мы и хотим вам рассказать.

Танец дервишей

То, что мы, как обыватели, называем танцем «кружащихся дервишей» имеет свое ритуальное название - «сема» или «мевлевийские радения». Участники - семазены - являются членами суфийского ордена мевлеви, который был основан в 13 веке поэтом - мистиком Джалаладдином Руми, больше известным как «Мевляна» (араб. «наш господин»). Этот духовный орден существует по сей день и не только в Турции, но и в Европе, например. Конечно, сейчас понятие «дервиш» лишь символическое и члены этого ордена не являются странствующими бедняками. Они живут обычной жизнью, часто имеют семью, работу и даже некоторое состояние. Ежегодно с 10 по 17 декабря эти люди приезжают на фестиваль Шеб-и-Аруз в Турцию, в город Конья, чтобы посетить Мавзолей, где похоронен Мевляна, и принять участие в семе.


Мавзолей Мевляна в Конье, Турция

Джелаладдин (Джелал ад-Дин) Руми родился в 1207 году в афганском городе Балх. Его отец был придворным ученым и проповедником — суфием. В жизни Руми было много скитаний по Малой Азии, которые в результате привели его в турецкий город Конья. Здесь и произошли все те события, которые увековечили его имя. Главное из них - встреча с дервишем Шемсом Тебризи. Руми в это время было уже 45 лет, он уже получил по наследству от своего отца звание шейха (руководитель ордена, духовный учитель), его почитали не только ученики, но и весь город, но….


Джелаладдин Руми и Шемс Тебризи

Встреча Руми с Шемсом в 1244 году стала основополагающей для них обоих - каждый стал для другого учеником и учителем. Они были неразлучны. Мюриды (послушники ордена) ненавидели Шемса за то, что их любимый учитель Руми все время проводил только с ним. Их зависть усугубило то, что Мевляна женил Шемса на одной из своих приемных дочерей, чтобы быть с ним еще ближе. Все это привело к тому, что в 1247 году мюриды, среди которых был сын Руми, убили Шемса Тебризи и бросили его тело в колодец рядом с домом Мевляны. А вот дальше начинается прямо-таки детективная история. Известно, что послушники рассказали Руми об убийстве Шемса и даже показали тот самый колодец, но он отказался поверить в это и, вместо того, чтобы извлечь тело любимого друга, отправился в Дамаск на его поиски. Руми провел там много месяцев, обходя дом за домом, мечеть за мечетью в поисках Шемса. Все эти физические поиски способствовали его духовным исканиям на пути к просветлению настолько, что исследователи заговорили о том, что Мевляна сам велел совершить убийство Шемса Тебризи. Впоследствии Руми вернулся в Конью, продолжил свой путь суфиста и скончался там же в 1273 году.


В Мавзолее покоится тело Мевляны и других членов ордена мевлеви

Это место является также музеем, где можно увидеть книги (в том числе самую известную книгу Мевляны «Месневи») и вещи дервишей. В кельях можно увидеть, как жили дервиши, как проводили свои ритуалы, главный из которых - сема. Считается, что создателем этого ритуала стал сам Мевляна. Однажды он шел по рынку и услышал стук молоточков. Этот ритм вверг его в экстаз и он начал кружиться, подняв руки к небу.


Кружение дервишей

Чтобы принимать участие в этом ритуале, послушник должен проделать долгий путь - показать свое трудолюбие, пройти обучение, узнать себя в странствиях. Если человек хочет ступить на этот путь, он может прийти в одну из школ ордена мевлеви. Сема включает в себя музыку, танец и молитву. Участники ритуала - семазены и шейх. Они носят символическую одежду, состоящую из белой широкой юбки, черного плаща и высокой войлочной шапки.


Существует мнение, что белая одежда символизирует саван, плащ - гроб, а шапка - надгробие

Сначала семазены рассаживаются по кругу на овечьи шкуры для молитвы. После чего они встают и следуют за шейхом по кругу, это происходит три раза. Возвращаясь на свое место в зале, семазен сбрасывает накидку и со скрещенными на груди руками вновь подходит к шейху, уже для благословения. Получив его, семазен начинает свое кружение, сначала опуская руки до пояса, а затем поднимая их и разводя в стороны — одна ладонь вверх, другая — вниз. Кружение трижды прерывается. Эти паузы-приветствия посвящены Создателю, Вселенной и душе.


Кружась, семазены наклоняют голову, придавливая сонную артерию. Это влияет на циркуляцию крови и помогает входить в транс.

Сема — это не танец, это процесс. Процесс превращения неких высших абстрактных понятий во вполне осязаемую энергию при помощи проводника — семазена. Можно сказать, чго его высокая войлочная шапка - «антенна», широкий низ его одежды - «локатор». Чем быстрее кружится дервиш, тем выше приподнимается колокол его юбки, тем шире ареал распространения.