Танцы народов мира. Испания

Испанские танцы, несомненно, самые эмоциональные танцы во всем мире. Это южный темперамент и неудержимая страсть, ритм кастаньет и точные движения статных брюнеток под звуки гитары. Не все знают, что испанские танцы имеют множество разновидностей и стилистических воплощений. Также очень насыщена история их становления и развития.



1 . Пасодобль

(Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду. Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Важной составляющей культурной жизни страны была коррида. Неудивительно, что танец стал ее хореографическим воплощением. Партнер изображает тореро, а партнерша — его плащ или мулету (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом.

Впервые данные вид танца был показан в Париже в двадцатых годах прошлого века. Свою популярность в наивысших парижских кругах он приобрел уже к тридцатым годам. Именно поэтому многие фигуры и обозначения шагов имеют не испанские, а французские названия.
По правилам мужчина в танце изображает тореро, а женщина – его красный плащ. Главная отличительная черта пасодобля - позиция корпуса танцоров. Грудь должна быть высоко поднята, плечи - опущенными, а голова - жестко зафиксирован. Лишь в определенных моментах следует наклоняться вперед или вниз. Такая строгость в соблюдении позы соответствует движениям матадора во время настоящей корриды. Еще одна особенность танца – все шаги делаются с каблука, а не носка, как это принято в классической хореографии.

Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия.

Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу. Мелодия пасодобля разделена та три основных части. Первая часть – это вступление, вторая - своеобразный музыкальный накал страстей. Заключительный эпизод мелодии часто повторяет первый и является как бы развязкой «битвы», финалом. Костюмы партнеров по танцу также должны быть частью корриды: шляпа, черный кафтан с золотой отделкой и мулета.



2. Болеро

Введен приблизительно в 1780 году Себастьяном Серезо. Принято считать, что он использовал народный танец Испании болеро для своего французского балета. В качестве сопровождения используются гитара и голоса балерин. Болеро — один из старейших «школьных танцев». Название танца предположительно происходит от слова «Volar» (летать), так как создавалось ощущение, что танцоры просто парят в воздухе.

С 18 века написано очень много композиций болеро. Этот национальный танец был одним из любимейших у испанцев. Болеро завоевал популярность во всем мире благодаря прекрасным ритмам и танцевальным па. Болеро исполняется женщиной и мужчиной, или несколькими парами. Так же существует одна из разновидностей Болеро в виде кадрили. Одна из самый известных в мире песен, написанных в стиле болеро - "Целуй меня крепче" (Bésame mucho).




3. Фанданго

Испанский народный танец, исполняемый в паре под пение фанданго в сопровождении гитары и кастаньет. Известен с XVII века, название танца фанданго произошло от протяжной португальской народной песни, а так же от латинского слова Fаtus — судьба. В начале XIX века фламенко переняло некоторые черты андалусийского фанданго, таким образом появилось «фанданго в стиле фламенко», сейчас являющееся одним из основных ритмов фламенко



4 . Фламенко

Самый популярный среди всех испанских танцев в мире.

Зародился он на Андалусских землях, его происхождение связывают с прибывшими в Испанию в XV веке цыганами. Эти цыгане образовали особую танцевальную касту. Многие из них очень любили петь и танцевать на различных ежегодных праздниках. Сегодня термин «фламенко» синоним слову «gitano», которое переводится с испанского жаргона как «цыган». Самой популярной теорией считается происхождение слова фламенко от названия фламандских солдат, охранявших Испано-бельгийские территории. Отличительными чертами этих солдат были особый стиль одежды, уверенность себе и показная гордость. Эти качества как нельзя ближе подходили и к характеру цыган. Из-за всего этого нельзя достоверно узнать откуда произошло слово «фламенко». Сами цыгане связывают фламенко с выражением их души. Последние годы фламенко набирает популярность не только в Испании, но и за ее пределами. На самом деле, Фламенко не только цыганский или испанский танец, это уникальное смешение художественных танцевальных форм всех народов, которые жили на территории Испании в течение всей ее истории.


Важный элемент образа танцовщицы — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.

Испанский танец

«Испания танцует всегда, танцует везде»

Когда испанцы не поют, они танцуют. А танцы у них страстные, вроде севильяны. В этом со сложной ритмикой танце страстные любовники из Севильи повествуют о своей любви и ненависти (несколько быстрых поцелуев, бесконечная чечетка и устрашающий вид). Или фламенко. Это – яростная севильяна, в которой мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, имеют целью затанцевать друг друга насмерть; или хота, с ее озорными веселыми прыжками, скачками и подпрыгиваниями; сардана, любимый каталонский хоровод; фанданго, андалузский чуть более живой вариант сарданы, исполняемый с бесконечным притопыванием и перестуком кастаньет.

Искусство испанского танца известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма.

Об испанских танцах невозможно говорить в целом – народное творчество каждой провинции несет в себе обычаи, культуру и менталитет конкретного мини-региона. Хотя, безусловно, стоит отметить взаимопроникновение субкультур, в результате которого один и тот же танец имеет своеобразную видоизмененную «региональную» версию.

Испанские танцы принято подразделять на четыре группы (стиля): народные, фламенко, классические и современные (XX в.).

Самую обширную группу составляют народные танцы различных провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё музыкальное сопровождение.

Испанский танец отличается исключительным ритмическим богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах.

Наиболее известные в мире – болеро и фламенко.

Болеро

Классический тип этого испанского танца был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года.

Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причем, вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте. Впоследствии дробление становится еще более мелким.

Темп классического болеро умеренный, даже сдержанный. Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании.

Парадокс в том, что ни один из этих вариантов не совпадает с ритмической структурой «Болеро» Равеля. Произведение, популярное во всем мире, испанской аудиторией не принимается – исключительно из-за названия. Произведения композиторов-иностранцев часто не отображают подлинности национального колорита – из-за того, что за основу берут внешнюю «эмблему» страны, которая не является тем же для жителей этой страны.

Испанское болеро вдохновило не только Равеля на написание музыкального произведения. Болеро писал Бетховен (обработка болеро входит в его цикл «Песни разных народов»). Этот танец включен в такие оперы и балеты: «Слепые из Толедо» (Мегюль), «Прециоза» (Вебер), «Черное домино» и «Немая из Портичи» (Обер), «Бенвенуто Челлини» (Берлиоз), «Лебединое озеро» (Чайковский) и «Коппелия» (Делиб). Глинка использовал болеро в «Победитель» и «О, дева чудная моя». Шопен написал фортепианную пьесу, которая называется «Болеро». Не смотря на многочисленное использование болеро в европейской музыке, наиболее известен «Болеро» Равеля.

Но сравним ассоциации при прослушивании произведений. Испания, завод, болеро тореро... («Болеро» француза Равеля). Невольно в сознании возникает другой ряд: Испания, табачная фабрика, хабанера, тореро... - "Кармен" француза Бизе.

Фламенко

«Зажигательная музыка и стук каблуков.
Роза в зубах.
Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка.
Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести»

Фламенко – это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалузии и представляющий из себя уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Смешав ритмы и мелодии арабской, цыганской, еврейской и христианской культур и впитав в себя жаркое солнце Андалузии, фламенко превратилось в яркий и самобытный музыкальный жанр, в основе которого – триединство гитары, песни и танца.

Фламенко, или канте (пение) фламенко – практически одно и то же. Этот песенно-танцевальный спектакль стал символом Испании и изучается во многих странах от США до Японии.

Фламенко: музыка, танец, пение, страсть. Корни канте фламенко уходят очень глубоко. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалузии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой.

Заметное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II-Х вв. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами.

С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалузская музыка». Взаимопроникновение арабских и испанских форм и жанров музыки дало в результате новые мелодии – мелодии пустыни и страсти.

В XV-XVI вв. в Андалузию пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и органично сжились с ней. Соприкосновение цыганской и андалузской культур привело к окончательному оформлению жанра фламенко.

У костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о своем сиротстве, о потерянности, о свободе, о жизни, похожей на смерть, и о внезапном свете озарившей ее любви.

Канте фламенко – великолепное представление, окрашенное сильными эмоциями и переживаниями. Оно оказало влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего миратиль жизни.

Фламенко – симбиоз трех начал: еврейского, испанского и цыганского, смесь индийской, цыганской и арабской культуры. Просто так исторически сложилось, что осел танец именно в Испании и теперь является неотъемлемой чертой этой нации. Характерной же чертой самого фламенко является «сапатеадо» - ритмичный барабанный звук, получаемый за счет ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Раньше во фламенко подобными стучаниями занимались только мужчины, так как это требует физической силы, но теперь в этом им не уступают и женщины (байлаоры).

Фламенко – танец-крик, танец-борьба, танец-жизнь. В его сути - сплошной излом. Ритм сбивчив, как пульс больной души, руки - живущие и танцующие отдельно, каблуки - воля которых - закон для музыканта. Гармонию творит танцор. Остальные в тесном кругу, ладонями, кастаньетами, ногами, гитарой – лишь помогают ей выжить.

Красно-черные платья тихим бархатным стоном поют о свободе. О свободе, которая везде и которой нет, о Родине, которая везде и которой нет. Цыгане и евреи были одинаково гонимы. Фламенко - яркий, пронзительный, молчаливый протест народов.

Точного перевода слова «фламенко» нет, но предположительно его название произошло от «флам» (фламма) – пламя, огонь (некоторые источники трактуют «канте фламенко» – пение андалузских цыган, либо «фламенко» – фламинго). Страсть, гордость и грация этого танца зажигательны, как пламя. Нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко.

Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко

Танцуют фламенко в традиционном наряде – женском «bata de cola» (платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами, или юбка «сонце» или «полусолнце»). Праобраз наряда – национальная цыганская одежда. Но самое важное в костюме танцовщицы - туфли на каблуках.

Ошибочным является укоренившееся мнение о кастаньетах как непременном атрибуте фламенко. Ритм отбивается ногами, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Наиболее чистые формы фламенко избегают кастаньет – использование кастаньет ограничивает страстные и выразительные игры рук.

Фламенко бывает разное: классическое, народное, цыганское.

Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей – фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и др.

Широко популярны во всем мире испанские танцы. Названия их известны многим. Вместе с тем мало кто задумывался о том, откуда они берут свое начало. А ведь названия испанских танцев (список приведем ниже) люди знали еще в глубокой древности. Даже танцевальные формы, существовавшие в эпоху эллинизма, сохранились до наших дней.

Общая информация

Многие тысячелетия Испанию знали как Иберию. Ее первые жители характеризовались весьма пестрым этническим составом, что и сделало испанские названия которых очень звучные, такими неповторимыми и разнообразными. На танцевальное искусство во многом повлияли жившие в Иберии в пятисотом году кельты, а также мавры, занимавшие Испанию в течение семисот лет.

Еще большее разнообразие в этнический состав внесли еврейские иммигранты и индийские и пакистанские цыгане, прибывшие на испанские земли после ее завоевания Кастилией. Соединение этнических форм и новых иммигрантских культур в искусстве привело к тому, что появились необыкновенные испанские танцы. Названия их сегодня знакомы танец обладает уникальными чертами в соответствии с регионом, где он зародился. Это неудивительно, ведь каждая область Испании имеет свои культурные корни и специфические особенности.

Испанские танцы: названия

Исторически сложилось так, что наиболее темпераментные и страстные женщины и мужчины проживают в Андалусии и других Они умеют горячо любить, без оглядки, и горько страдать. Такая неудержимая страсть и явила миру всеми любимые испанские танцы. Названия, такие как фламенко, болеро, пасодобль, сегодня у каждого на устах. Несомненно, эти танцы - самые эмоциональные в мире. Они объединяют в себе ритмы кастаньет, южный темперамент, звуки гитары, отточенные движения статных брюнетов и брюнеток.

Не всем известно, что испанские танцы включают множество стилистических воплощений и разновидностей. Рассмотрим отдельные виды.

Фламенко

Если попросить любого человека сказать название знаменитого испанского танца, почти со стопроцентной вероятностью он произнесет слово «фламенко». И это действительно так. Этот популярнейший во всем мире танец зародился на землях Андалусии, когда туда в пятнадцатом веке прибыли цыгане. Именно они сформировали особенную танцевальную касту.

Относительно того, почему фламенко получил такое название, есть много теорий. Одни считают его синонимом слова «gitano», с испанского жаргона переводящегося как «цыган». Другие отождествляют происхождение термина с фламандскими солдатами, которые охраняли испано-бельгийские территории. Они носили особую одежду, подчеркивающую показную гордость и уверенность в себе. Такие же качества были присущи и характеру цыган.

Таким образом, достоверно узнать нельзя, откуда произошло название известного испанского танца - фламенко. Но если изучить все имеющиеся источники, то они приведут нас в Севилью, Кадис и Херес. Вообще же фламенко включает две школы: Кастильскую и Андалусскую. Для первой характерны более бедные и сухие позы и движения. Вторая же отличается некоторой вычурностью.

Цыгане говорят, что фламенко выражает их душу. Сейчас этот танец популярен не только в Испании, но и во всем мире. Наверное, даже ошибочно позиционировать его как исключительно испанский или цыганский - это уникальное соединение танцевальных форм всех народов, живших на территории Испании за всю ее историю.

Фанданго

Этот испанский танец, название которого произошло от португальской народной песенки, зародился в области Уэльва. На развитие фанданго значительное влияние оказал фламенко. В основе лежат типичные для танца ухаживания вращения и фигуры. В провинциях Андалусии сейчас популярны разные вариации фанданго, но только особенные черты старого стиля, зародившегося в Уэльве, делают этот танец непревзойденным. Однако надо сказать, что за пределами Испании фанданго мало известен.

Пасодобль

На самом деле зародился этот танец на юге Франции, но его движения, драматичность и звучание отражают корриду - испанский бой быков. С испанского слово «пасодобль» переводится как «двойной шаг». В основе танца лежит музыка, которая звучит в то время, когда тореадоры выходят на арену, или же непосредственно перед тем, как свершается убийство быка. Пасодобль характеризуется быстротой движений - он состоит из поворотов и шагов. В настоящее время без него не обходится программа латиноамериканских танцев.

Болеро

Это национальный танец Испании, родоначальником которого является придворный танцор по имени Себастьян Серезо. Он придумал его еще в 1780 году для своего французского балета. За основу были взяты танцевальные формы из Марокко. Болеро можно назвать одним из наиболее старых «школьных» танцев. Предположительно его название происходит от испанского глагола «volar», который переводится как «летать». Это связано с тем, что во время исполнения болеро создается ощущение, что танцоры как будто парят в воздухе.

Начиная с восемнадцатого века было создано очень много композиций танца. В качестве сопровождения используется гитара. Этот национальный танец - один из любимейших у испанского народа. Благодаря интересным танцевальным па и прекрасным ритмам он получил известность во всем мире.

Болеро может исполняться одной парой мужчины и женщины или сразу несколькими парами. Есть вариант танца в виде кадрили.

Сарабанда

Этот танец известен в Испании еще с двенадцатого столетия. Когда-то даже настаивала на его запрете, поскольку во время исполнения использовались некоторые откровенные движения, слишком открыто демонстрировались изящество и изгибы женского тела. Песни, под которые исполнялась сарабанда, тоже считались неприличными. Затем началось сознательное переосмысление танца, в результате чего он стал более торжественным и серьезным. Его даже начали исполнять на похоронах, а музыку под заказ писали в минорном ладе.

Все это привело к тому, что в семнадцатом - восемнадцатом веках облагороженный вариант сарабанды распространился по всей в качестве бального танца. Однако к середине восемнадцатого столетия он утратил свою популярность.

Этнические танцы

Вообще первые танцы, появившиеся в Испании, базировались на теме волшебства. В их основе лежали разнообразные религиозные ритуалы, которые были неразрывно связаны с циклами природы. К примеру, в со времен язычества популярен ведьмовский танец. Его название - Sorgin Dantza. Кроме того, у басков есть танец с мечами, символизирующий приход весны, - Galicians. Также этот народ известен своим боевым танцевальным искусством. В таких танцах участвуют два конкурирующих танцора, они используют палки или мечи. Захватывающе и грандиозно смотрятся их прыжки.

В Испании популярны народные танцы в кругу, в которых участвуют как мужчины, так и женщины. Люди становятся в круг, берутся за руки и выполняют синхронно определенные шаги. Есть каталонский танец сардана, когда мужчины и женщины также становятся в круг, берут соседей за руки, поднимают их вверх и начинают двигаться медленными шагами.

Каждый испанский танец являет собой историю своего народа и показывает колоритность и индивидуальность его души.

Испанский танец – это страсть, огонь, гитара, кастаньеты, темперамент южных жителей и грациозное тело испанок.

Испанский танец имеет множество особенностей в оформлении. История испанского танца – это история всей Испании.

Испанский танец известен еще с древних времен далеко за пределами самой Испании. Искусство это развивалось под влиянием всех племен и народов, которые когда-либо населяли полуостров. Племена, жившие в самом начале существования государства, создавали свои устои, праздники и традиции. И во многих областях Испании сегодня сохранились именно те народные танцы. Или, по крайней мере, сохранились основные па народных племенных танцев.

На испанский танец влияли не только порядок жизни, населявших ее народов, но и их музыка. Сегодня в испанском танце можно увидеть отражение жизни Кельтов, мавром, евреев и цыган из Индии и Пакистана.

Танцы Испании можно условно разделить на несколько категорий:

  • Фламенко;
  • “Estilización” – классический испанский танец;
  • Фольклор;
  • Танцы XVIII столетия;
  • Балет.

Самый известный танец Испании – это . Фламенко – это истинный микс всех танцевальных традиций народов, которые населяли когда-то Испанию. Принято считать, что прародителями фламенко стали цыгане. Но есть теория о том, что слово «фламенко» — это название фламандских солдат, которые несли себя всегда уверенно и гордо, были одеты по-особенному. Все эти качества присущи и цыганам, и современному фламенко. Сегодня этот национальный танец считают испанским, цыганским и арабским одновременно.

“Estilización” – классический испанский танец

Классика испанского танца – это профессиональное соединение фламенко, балета и фольклора. Это отточенные движения хореографии под музыку гениальных композиторов Испании.

Танцы XVIII столетия

Танцы 18 века – это короткие танцы с определенным танцевальным оборудованием (танцевальные сапоги и кастаньеты), которые были известные во времена великого Гойи. Эти танцы еще известны, как «Goyescas». Им свойственен балетный шаг современного танца наряду с движениями танцев, которые были типичны для Испании 18 века.

Классический балет

Испанский балет объединяет в себе технику Фламенко, Джаза, современных танцев и вообще всех видов испанского танца. Балет – это элегантность, мастерство и испанская душа.

Фольклор

Особого внимания требует испанский фольклор в танцевальной истории. Каждый районе Испании имеет сегодня свой национальный танец. Многие из них уже приобрели мировую известность и считаются национальными танцами Испании. К таким танцам относятся Болеро, Пасадобль, Сарабанда, Хота, Танго, Севильянас, Сардана, Салтарелла, Малагенья и многие другие. С помощью этих танцев население отдельной области Испании выражает свою индивидуальность и особенность. Региональные танцы – это также истинное отражение культурного наследия каждого региона.

Болеро

Название танца происходит от слова «Volar» — летать. Созерцая этот танец, складывается впечатление, что танцоры летают над сценой. Исполняется этот танец в сопровождении гитары и кастаньет. Танцуют его несколько пар.

Сарабанда

Впервые этот танец появился во французском королевском дворце, но в Испании был известен еще с 12 столетия. Основа этого танца – шум. Раньше этот танец был запретным из-за элементов во время его исполнения, изящества женского тела, которое всячески изгибалось в танце и неприличности песен, под которые танец исполнялся. Но постепенно этот запрет превратил Сарабанду в любимый танец при дворе Испании. Здесь он уже приобрел более серьезный, торжественный и величавый характер. Этот танец стали исполнять даже на погребальных церемониях.

Пасадобль

Танец, основанный на бое быков. Он характеризуется точностью и четкостью шага, расправленными плечами и высоко поднятой грудью. Танец напоминает бой двух разъяренных быков. Шаг, который танцоры, как отчеканивают, — это основа Пасадобля. Пасадобль очень броский и эмоциональны танец, в котором партнер – это тореадор, а партнерша – его плащ.

Хота

Народный танец Арагона. Этот танец сегодня по-своему интерпретирован в разных районах Испании. Некоторые разновидности Хоты – это быстрые, зажигательные и приветственные танцы. А другие – более медленные, которыми провожают в последний путь усопшего. Есть также Хота, которую исполняют после сбора винного урожая.

Сардана

Национальный танец Каталонии. Она исполняется на каждом традиционном праздновании региона. Это коллективный танец, который исполняется в определенном ритме, который удобен и пожилому человеку и молодому поколению. Исполнять этот танец может каждый без особой подготовки.

Мадридский Чотис

Столица Испании Мадрид, как и большинство городов страны, имеет своего покровителя: Святого Исидора. Чествование его памяти сопровождается празднованиями на улицах города 15 мая. В этот день на площадях Мадрида и в парках можно увидеть нарядных мадридцев, танцующих народный танец Мадрида Чотис (chotis).

Чотис – это разновидность мазурки, его иногда даже называют «мадридская мазурка». Исполняется он медленно. Чотис – это танец для пар. Обычно хватает небольшого пяточка, чтобы станцевать его. Схема танца заключается в 3 шагах вправо, 3 шагах влево и повороте. Движениями легко овладеть, понаблюдав за танцующими всего несколько минут.

Сопровождение испанских танцев

Почти все испанские танцы сопровождаются кастаньетами и пальмас. Если о кастаньетах всем известно очень много (это ударные инструменты небольшого размера, которые делают исполнение танца более артистичным и выразительным), то о пальмас говорят редко.

Пальмас – это хлопки, которые сопровождают движения или вокал во время танцев. Хлопок – это самый древний музыкальный инструмент Испании. Хлопки бывают глухие и звонкие. Исполнение Фламенко невозможно без пальмас. Пальмас – это постоянное сопровождение Фламенко, которое придает ему жизненность, настроение и колорит.

Испанский танец – это душа и история испанского народа. Испанский танец, получивший всемирное признание – это индивидуальность и колоритность испанской души.

Простой ударный инструмент, который изобрели в Испании и используют во время исполнения испанских танцев, - это кастаньеты. Они не только задают ритм движениям и добавляют танцу особого колорита. Кастаньеты - это неизменный атрибут национальных танцев, которые сегодня популярны не только в стране, где они родились, но также в Италии и многих государствах Латинской Америки.

История происхождения кастаньет

Кастаньеты - это две деревянные ракушки, соединенные между собой веревкой, которая надевается на большой палец руки. Свое название музыкальный инструмент получил от испанского слова castañetas, что означает «каштан». Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева каштана, затем стали использоваться другие виды деревьев - орех, палисандр, гранадильо. На сегодняшний день кастаньеты зачастую делают из стеклопластика.

Звук из кастаньет извлекается благодаря двум полым половинкам, поэтому они относятся к идиофонным музыкальным инструментам. Кастаньеты - это один из древнейших инструментов, поскольку их изображение встречается на фресках Древней Греции и Египта. По еще одной версии, музыкальный инструмент был привезен из путешествий Христофора Колумба после открытия Нового Света. Поэтому сложно точно назвать истинную родину инструмента, но именно испанский танец с кастаньетами - фламенко - известен во всем мире.

Как играют на кастаньетах

Древняя история кастаньет и многовековое использование мало изменили принцип игры на этом инструменте. Как и много столетий назад, так и сегодня существует два вида игры:

  1. Классический способ игры на кастаньетах предполагает крепление инструмента на большой палец правой руки, захват ракушки остальными четырьмя пальцами. Звук извлекается именно благодаря движению пальцев.
  2. Народный способ помогает извлекать из кастаньет более громкие звуки. Тесемки инструмента также крепятся на один или несколько пальцев, но игра происходит при помощи движения кисти, а не пальцев.

Испанские кастаньеты используют в танцах двумя способами, даже сегодня нет явного предпочтения того или иного метода. С начала 17-го века кастаньеты стали использовать при выступлениях балета и для сопровождения игры оркестров. Современные оркестры используют специальные кастаньет-машины, которые помогают извлекать характерный звук без участия человека.

Особенности национального танца

Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины. Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей. Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.

Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают. Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.

История испанского фламенко

Несмотря на то что Испания богата музыкальными инструментами и разновидностями танцев, именно фламенко считается национальным символом этой страны. Кастаньеты - это неизменный атрибут таких танцев, в дополнение к которому звучали только переборы гитары. Этих двух музыкальных инструментов было достаточно, ведь вся красота и прелесть танца заключалась в яркой девушке, исполняющей простые, но зажигательные и полные страсти движения.

Часть движений и танцевальных традиций остались во фламенко еще от движений иберов - жителей, которые населяли территорию современной Испании до нашей эры. Но лишь в 15-м веке национальные танцы стали унифицированными, обрели узнаваемые черты и похожие движения. Связано это с заселением на эти земли цыган, с их колоритом и яркими традициями. Они устраивали праздники и фестивали, которые скрашивали трудную рабочую жизнь испанцев.

Использование кастаньет во время танца

Игра на кастаньетах во время танца требует внимания и внутреннего Поэтому такое сочетание считается сложным исполнением, которое умели делать далеко не все испанские девушки. Лишь настоящие мастерицы умело сочетали страсть и вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах.

Самые умелые профессиональные танцовщицы для сопровождения музыки и собственных движений используют два вида кастаньет: большие и малые. Как правило, в левой руке лежал больший инструмент, который позволял извлекать более низкий звук. В правой руке лежали кастаньеты меньшего размера, ритм которых был быстрее, а звук - выше. Такое сочетание создает непередаваемое впечатление, а умелое профессиональное исполнение по сегодняшний день завораживает всех, кому удается стать свидетелем испанского фламенко.