Танцевальная импровизация. Основы обучения детей с синдромом дауна

Обаятельной Лейсан Зариповой 22 года, она ведет танцевальные занятия, готовится к соревнованиям по настольному теннису, любит рисовать и вязать. При этом, в первые годы жизни, врачи уверяли мать, что ее ребенок не сможет ни говорить, ни ходить, или вообще не выживет. У Лейсан и она отлично справляется со всеми трудностями и даже делает больше, чем многие люди.

Instagram )

Семья солнечной девочки жила в обычном татарском селе. Родители воспитывали четырех дочерей, самая младшая Лейсан. Было много трудностей, связанных, как с развитием особой девочки, так и с материальным состоянием семьи. Но они справились, не поддались на уловки изречения, что дети с синдромом Дауна обречены. Со школой отношения не сложились, поэтому Лейсан все время находилась с мамой. Тогда она начала вязать крючком, рисовать. С семи лет девочка смотрела танцы в интернете и старалась повторить. Позже она начала выступать на сцене, участвовала в конкурсах, фестивалях.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Увлеченность Лейсан танцами переросла в любимое занятие. Сейчас у девушки с синдромом Дауна есть две группы подопечных в Казани. Она выбрала нелегкий путь — преподает занятия зумбой для особых детей, это первая группа. А вторая — родители этих деток и другие взрослые, им Лейсан помогает добиться фигуры своей мечты, так как сама когда-то избавлялась от лишних килограмм с помощью тренировок.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Удивительная девушка ведет очень активный образ жизни. Ее день расписан по часам. При этом она успевает делать необычные записи в своей тетради-дневнике. Лейсан опровергает существующие мифы о синдроме Дауна, с которыми столкнулась лично. Таким образом она хочет сделать этот мир добрее.

Лейсан Зарипова — девушка с синдромом Дауна учит других танцевать и готовится к соревнованиям по настольному теннису (фото Instagram )

Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)

Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
- развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
- очень приятное времяпрепровождение;
- приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
- обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
- развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
- тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
- развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
- песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
- правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
- пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
1. Колыбельные.
2. Песни-считалочки.
3. Песни для развития памяти.
4. Песни с последовательностью событий.
5. Песни для развития образного мышления.
6. Песни-танцы.
7. Песни, сопровождаемые движениями.
8. Песни-сценки.
9. Песни на иностранном языке.
10. Песни с использованием различных диалектов.
11. Ритмические песни.
12. Песни-сказки.
13. Песни о временах года.
14. Смешные песенки или частушки.
15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
16. Эмоционально окрашенные песни.

Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
П.В. Тюленев считает, что категорически нет - этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан : «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана - Солнечные дети ), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное - надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна - обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
Постепенно усложняйте задания - увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

Играем музыку
Инструменты

Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша - о голосе. Пойте с ним песни!
П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно - для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе - в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора - двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены - сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".

Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику - логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
. ходьбу в разных направлениях;
. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
. упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
. речевые упражнения без музыкального сопровождения;
. упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
. ритмические упражнения;
. пение;
. упражнения на развитие мелкой моторики.

C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

Песенка для детей о нотах
Песенку можно скачать по этой

Оставлен Лизавета Вт., 24/02/2015 - 00:00

Описание:

Автор рассказывает читателям о том, как дети и подростки с синдромом Дауна занимаются хореографией. Она ссылается на слова профессионального хореографа, обсуждая с ним вопросы мотивации, сильных и слабых сторон детей с синдромом Дауна, которые нужно принимать во внимание, их восприятие музыки и важность постоянных репетиций, а также вовлеченности в процесс родителей.

Источник:

Журнал "Синдром Дауна. XXI век", № 1 (4)

Дата публикации:

01/01/10

Она танцевала, закрыв глаза. Медленно двигалась в ритме звучащего вальса. Она напоминала стебелек травы, качающийся на ветру: хрупкий, прекрасный, настоящий. Танцуя, она улыбалась…

Что такое танец? Движение под музыку. Набор фигурных элементов, связанных ритмом, темпом, направлением. Возможно, так оно и есть, но все же танец – это больше, чем движение. Танец – всегда диалог. С другим человеком, с предметом, с музыкой, с самим собой, своим настроением. Для любого человека желание и возможность танцевать – это в первую очередь желание и возможность общаться.

Танцевальный дуэт Сергея Фурсова и Ольги Гусаровой имеет особую биографию. Их совместная работа – доказательство того, что невозможное возможно. Он – молодой педагог специальной коррекционной общеобразовательной школы № 30, хореограф. Она – девушка с синдромом Дауна. Этот дуэт был организован в конце 2005 года и буквально сразу дебютировал на сцене концертного зала «Россия» со своим первым танцем «Ветер Парижа». Этот же танец в октябре 2006 года представлял нашу страну на международном фестивале «Орфей», ребята исполнили его на сцене королевского дворца в Версале (Франция). Позже были новые, более сложные постановки, престижные площадки, гастроли. За эти годы дуэт принимал участие во многих фестивалях и конкурсах городского, всероссийского и международного уровня («Бриз», «Надежда», «От сердца к сердцу», «Театр нашей надежды», «Орфей», «Евразия» и другие). Дуэт активно сотрудничает с фондом «Филантроп», общественными организациями «Даунсайд Ап», «Динаода», «Взгляд ребенка», «Театр Простодушных», Московским экспериментальным театром «Открытое искусство», гуманитарным музеем-центром «Преодоление» им. Н. Островского. В ноябре 2007 года Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» наградил Сергея и Ольгу дипломами признания за значительный вклад в улучшение качества жизни детей с синдромом Дауна в России.

Для Оли репетиция и выступление на большой сцене практически не отличаются. Каждый раз, готовясь к занятию, она тщательно выбирает костюм, настраивается, разминается. Любое удачное выполнение задания для нее – праздник, неудача – повод для огорчения. Может быть, именно такой «взрослый» подход к делу и есть гарантия успеха? Нам кажется, что умение трудиться без устали – одна из особенностей людей с синдромом Дауна. Имея сильную мотивацию для работы, они могут репетировать часами, не жалуясь и не требуя передышки. Вот и Оля может много-много раз повторять упражнения на пресс, наклоны, а когда разминка заканчивается и начинаются непосредственно танцевальные па – упорно повторять одно и то же, пока не получится.

На вопрос о том, почему ей нравится танцевать, Оля отвечает:

Я танцую с пяти лет. Мне очень нравится заниматься, делать гимнастику, разминку. Мне не бывает трудно делать даже сложные поддержки. И я совсем не боюсь. Я знаю, что меня все поддерживают. А еще танец – это очень красиво. Сейчас мы репетируем танец, где я изображаю глину, там много интересных движений.

После репетиции хореограф Сергей Фурсов ответил на вопросы нашего корреспондента.

– Танец и музыка – вещи неразделимые. Как Вы считаете, ребята с синдромом Дауна музыкальны?

Знаете, мне кажется, что в этих детях как-то космически заложено ощущение музыки. У всех без исключения музыка вызывает яркие впечатления, и, едва услышав ее звуки, они даже внешне преображаются. Дети с синдромом Дауна очень чувствительны к музыке: различают темп, ритм, настроение мелодии. Причем они воспринимают разные виды музыки, готовы двигаться под любую: и под медленный вальс, и под жгучее аргентинское танго.

– Какие особенности детей с синдромом Дауна в плане хореографии Вы бы отметили?

Что касается хореографии, то эти ребята обладают природной гибкостью, они очень пластичны. Поэтому многим удается хорошо выполнять медленные, плавные движения, они лучше выглядят в таких танцах. С быстрыми танцами в этом плане сложнее. Еще одна физиологическая особенность людей с синдромом Дауна – гипотонус, т. е. расслабленность мышц. Таких ребят часто сравнивают с марионетками – тряпичными куклами, которые могут принимать любое положение. В плане хореографии это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что у них нет проблем с растяжкой, например, они легко садятся на шпагат. Но есть и сложности: излишняя мягкость мышц ведет к ухудшению осанки, косолапости. Есть здесь и эстетический момент: из-за особенностей полости рта, большого языка у ребят часто открыт рот. Может, в жизни это и не мешает, а вот на сцене смотрится некрасиво. Поэтому нужно учить ребят улыбаться во время танца.

– Это особенности, с которыми сложно что-то сделать?

Упорная работа все может преодолеть, я в этом уверен. Нужно просто обращать внимание ребят на эти моменты. Даже обычному человеку сложно следить одновременно за осанкой, походкой, движениями. Что же говорить о наших детях. Поэтому нужно постоянно заниматься. Делать замечания. Иногда одного слова достаточно: «Спина!», «Рот!» и они исправляются.

– Вы заговорили об эстетике…

Конечно, в танцах все должно быть красиво. Мне кажется, каждым танцем мы должны подчеркивать достоинства наших детей и их красоту и нивелировать недостатки. Поэтому еще одна проблема, если уж об этом заговорили, – проблема излишнего веса. И она не только эстетическая: лишний вес плохо влияет на работу всех органов, на подвижность, на способности и желание ребенка танцевать. У ребят с синдромом Дауна нет чувства меры в еде, поэтому контролировать это задача родителей и педагогов. Лично я в этих вопросах строг и требователен до педантизма.

– Танец – это не только механические движения…

Конечно, нет, танец – это в первую очередь определенный эмоциональный заряд. И в этом отношении люди с синдромом Дауна выигрывают по сравнению с другими. Они очень эмоциональны, доброжелательны, а это всегда помогает в танцах. Конечно, перед началом работы над танцем и во время нее мы все время разговариваем о том, что это за танец, с чем он ассоциируется, как стоит реагировать на музыку посредством движений тела, мимики лица и так далее. При этом педагог должен использовать сильные стороны своих подопечных. Например, у этих ребят очень развито подражание, движение по аналогии. Поэтому они легко повторяют движения за педагогом, друг за другом, любят работу с зеркалом.

– Многие дети в принципе стеснительны, пугливы, скованы. Как преодолеть подобные психологические проблемы?

Да, ребята не сразу открываются педагогу. Если говорить конкретно о моей практике, то это может быть связано, в том числе, с моим высоким ростом, с тем, что я мужчина. Я только однажды встретил ребенка, который раскрепостился сразу: моя ученица Маша Васильева, войдя в зал в первый раз, стала улыбаться, всех обнимать, активно работать. В большинстве же случаев на первых занятиях, в новой обстановке с ребятами сложно установить контакт: они скованы, застенчивы, пытаются спрятаться, закрывают глаза руками. И тогда я ищу «посредника»: беру ленту и начинаю танцевать. Ребенку становится интересно, и скоро он включается в эту игру. То же самое можно сделать, используя игрушку или помощь другого ребенка. Такие вот приемы.

– Есть понятие «необучаемый». Как Вы к этому относитесь?

Для меня нет такого понятия. Любого ребенка можно чему-то обучить. Вопрос чему учить и как. Если ребенок не может выполнить даже элементарных хореографических движений, он просто учится ходить, двигать руками, общаться.

– Дети с синдромом Дауна – особенные. Поэтому, наверное, и критерии таких понятий, как «способность», «талант», «успех» для них несколько другие. Что, по вашему, означает для них достичь успеха?

В этом плане все сугубо индивидуально. Многое зависит от мотивации и настроя педагогов и родителей. Лично для меня ребенок успешен, если есть прогресс по сравнению с тем, что он делал ранее. И тогда моя работа имеет смысл. Выступление на любой сцене – тоже успех. А «престиж» для них нет такого понятия. Пришли на занятие гости – это уже успех, выступили в соседней школе – уже престиж. Им неважно, выступают они на сцене Кремлевского дворца или дома культуры. Они всегда работают на 100 %.

– Родители помогают Вам в работе? В чем должна заключаться их роль?

Это аксиома: родители должны заниматься с ребенком дома, причем каждый день. Хотят они этого или нет, трудно это для них или нет. В любого ребенка нужно вкладывать: средства, силы, время. Родители должны чаще общаться с педагогом, учитывать рекомендации, выполнять задания, тогда и результат появится. Если ребенок занимается дома, это сразу видно.

– Расскажите вкратце, как проходит ваше занятие. Какие обязательные элементы вы с ребятами выполняете?

Конечно, об этом можно долго говорить, но если вкратце… Вот упражнения, которые нужно делать каждый день. Вращения всех частей тела если ребенок не может их выполнить, необходимо брать, например, его руки и сочетанными движениями, вместе, выполнять задание. Затем наклоны, прыжки. Для ребят с синдромом Дауна обязательны упражнения на развитие выносливости, формирование осанки, укрепление позвоночника. И конечно, упражнения на укрепление и растяжение мышц, а также на координацию и ориентацию в пространстве.

– Известно, что танцоров, даже маленьких, тренируют обычно строго, жестко. Какой подход у вас к детям?

Я отношусь ко всем детям без исключения с большой душевной добротой. Но наступают определенные моменты «Х», когда нужно проявлять жесткость. Перед выступлением, во время репетиций мы работаем без устали, тогда я могу и прикрикнуть. Смеяться и шутить в такие моменты нельзя. Для педагога здесь может быть только один принцип: «потратить в 10 раз больше времени и сил, чтобы получить результат». Терпение и повторение, повторение, повторение.

– Как разглядеть в ребенке возможности, способности?

Я считаю, что все дети способные. Если никаких результатов нет, то стоит искать психологическую проблему, которую тоже можно решить. Или обратить внимание на подход к этому конкретному ребенку.

– С Олей Гусаровой вы танцуете пасодобль, и Оля в этом танце великолепна. Откуда у нее такие эмоции? Не проще ли ставить, к примеру, танец с зонтиками?

Да, проще. Еще проще водить детей по кругу, еще проще сидеть в зале, быть зрителем, но совсем просто – не выходить из дома. Стоит ли всегда искать легкие пути? Что касается пасодобля… Это Олины эмоции, она их дает. Она никогда под эту мелодию не улыбалась. Конечно, на репетициях ей объясняли, что это за танец, рассказывали про корриду, Испанию (она там была), про борьбу человека и его агрессию, любовь и страсть. Да, это сложно, но если подходить к этому разумно, искать «золотую середину», то сложное развивает. Детям нужны и положительные, и отрицательные эмоции. Они должны испытывать эмоции и Пьеро, и Буратино – даже в рамках одного занятия.

Принципы работы педагога-хореографа с детьми с синдромом Дауна

Советы профессионала

Красота. Необходимо сделать яркий, запоминающийся номер, показать достоинства наших детей, нивелировать недостатки. В этом помогают музыкально-световое оформление, необычное решение костюма, грим, использование различных предметов (ленты, мячи, игрушки), декорации.

Требовательность. Таких ребят нужно любить, но требовать от них в десятки раз больше, чем от обычных людей. Работа должна вестись систематически. Выходных дней быть не должно.

Сложность. Задания должны быть сложнее того, что могут дети сегодня, иначе теряется смысл работы, прогресса нет.

Нацеленность на успех. Изначально педагог должен быть уверен в успехе своей деятельности, верить в ребят. Нести этот эмоциональный заряд детям. Мне часто приходится повторять: мы не готовимся к очередному отборочному туру конкурса – мы готовимся к финальному выступлению, к гала-концерту в Кремлевском дворце или концертном зале «Россия».

Интерес. Раскрепощайте детей, играйте с ними на занятиях, ищите новые формы работы, импровизируйте, приглашайте гостей и родителей к сотрудничеству.

Благодарность. Не забывайте поощрять детей, говорить об их достоинствах, победах, устраивайте просмотры танцев-лауреатов, показывайте фотографии с конкурсов и фестивалей, награждайте детей грамотами и подарками, отмечайте совместно праздники.

Обучение через движение

Занятия в коррекционной школе, в коррекционном театре с детьми, имеющим отклонения в развитии, красноречиво свидетельствуют об их огромном желании заниматься творчеством как одним из наиболее доступных и интересных для них видов деятельности. Практическая работа с такими детьми доказывает, что творчество способствует развитию речевого общения с окружающими (сверстниками и взрослыми), увеличению пассивного и активного словарного запаса, формированию связной речи, расширению запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитию сенсорных функций, формированию пространственных и временных представлений, коррекции нарушений, развитию внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического), развитию руки и подготовке к овладению письмом, воспитанию навыков самообслуживания и гигиены, подготовке к жизни в социуме.

В коллективной хореографической деятельности заложена уникальная возможность взаимодействия таких средств воспитания, как двигательная активность, музыка и коллектив. С одной стороны, в таких занятиях развиваются двигательные, музыкальные способности и формируется художественный вкус ребят, с другой – создаются условия для выработки у них внимания, усидчивости, дисциплины и воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу и выносливости, определенных норм поведения, общения с товарищами, уважительного отношения к труду.

Эффект от занятия танцами всегда комплексный. Это не просто развитие физических данных: силы мышц, фигуры, осанки, походки, координации движений. Занятия танцами развивают способность слушать и воспринимать музыку, соотносить ее звуки с конкретными движениями. Во время подготовки танца, выполняя конкретные команды педагога, дети учатся дисциплине и поведению в коллективе. Они узнают, как ориентироваться по отношению к другим людям, как выстраивать коммуникацию. Танец развивает чувства и ассоциации ребят, всегда вызывает эмоции, причем это один из главных компонентов, над которым происходит работа. Если танец называется «Солнышко», то ребята должны научиться испытывать адекватные эмоции (радость, восторг, удивление), выражать их. Если танец – «Грустный дождик», то эмоции совершенно другие. Для ребят важно умение расслабиться, снять напряжение, правильно дышать. Занятия танцами укрепляют творческие силы детей, развивают чувство прекрасного.

  • 1241 просмотр

Цель этого проекта – реабилитация детей с особенностями в развитии с помощью занятий музыкальной танцевальной импровизацией. Такие занятия призваны не обучать чёткой технике выполнения танцевальных движений, а через свободную пластическую импровизацию дать выход эмоциям ребёнка, помочь ему научиться контролировать движения своего тела.

Проект «Танцевальная импровизация» стартовал в 2008 году. В рамках проекта проводились еженедельные занятия с группой детей с СД, которые состояли из ряда игровых музыкальных сюжетов. Выполнение различных упражнений под музыку помогает детям лучше почувствовать свое тело, учит их более скоординированным действиям внутри образа, когда происходит мысленное перевоплощение в различных животных. Копирование их повадок и движений усиливает эмоциональное заражение и облегчает двигательные задачи. В результате занятий достигается ориентировка в пространстве, умение двигаться по словесной инструкции, совершение простейших движений легко, в ритме музыки, вырабатывается правильная осанка, происходит расширение кругозора.

Занятия танцевальной импровизацией помогают детям преодолеть отставание в психо-эмоциональном развитии. Упражнения, выполняемые под музыку, улучшают координацию движений, развивают музыкальность, стимулируют мышечную деятельность, способствуют развитию навыков общения. Все это, в конечном итоге, способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Проводить занятия мы начинали в помещении благотворительного фонда «Даунсайд Ап», затем, когда руководители фонда «попросилм» нас из своего помещения, продолжили заниматься на площадках ГУ КЦСО «Хамовники» и «Якиманка». С 2010 г. по 2013 г.занятия проходили в нашем помещении по адресу: ул. Нижняя Сыромятническая, д.5, стр.3.

Родить солнечного ребенка и не отказаться от него. Сегодня во всем мире отмечают День людей с . Дата 21.03 была выбрана неслучайно. У людей, которые страдают этим заболеванием, 21-я хромосома представлена в трех копиях. Но это не мешает им быть творческими и талантливыми. Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Анатолия Воронова.

Музыку погромче, мелодию позажигательней. Для мамы Лейсан Зариповой нет ничего лучше, чем наблюдать за танцующей дочерью. А ведь когда девочки было два года, все в один голос твердили, что долго она не проживет, в том числе и врач казанской больницы.

Не умерла. Выжила вопреки всем прогнозам. Так начинается история любого взрослого, кому в детстве поставили диагноз «синдром Дауна». Сейчас Лейсан 22 года. Почти каждый день девушки начинается с тренировок. Занятие танцами – одно из самых любимых.

Помимо того, что учится сама, она еще и преподает. В группе Лейсан – около 20 детей. Все занятия проходят по специальной программе. Девушка первый в России тренер по фитнесу и танцам с синдромом Дауна.

«У нее очень зажигательные танцы», «танцы крутые, а она сама очень хорошая, у нее все получается», «очень нравится с ней танцевать» – говорят ученики Лейсан.

Когда-то от девушки отказывались воспитатели, не пускали в детский сад. Теперь она отказывается быть как они. Для Лейсан каждое занятие с детьми, как глоток свежего воздуха. Танцует – значит живет.

«Она самоучка, ни в каких танцевальных студиях не занималась, ее туда не брали из-за синдрома. Сейчас у нее все получается. Она получает рассылку по интернету и составляет списки учеников», – рассказывает мама Лейсан Рамзия Зарипова.

Она научилась ходить в четыре года, заговорила в семь. В школе Лейсан была только однажды – на торжественной линейке в первый класс. До сих пор не умеет ни читать, ни писать. Зато разговаривает сразу на двух языках. С тренером по пауэрлифтингу общается на русском и татарском.

«В данный момент у нее результаты очень хорошие: жим лежа – 30 кг, приседания 35 килограммов. Она работает без травм, просто получает удовольствие», – говорит фитнесс-тренер Азат Валиулин.

Лейсан – единственный ребенок с синдромом Дауна в адаптивной группе, где дети играют в настольный теннис. По словам тренера, за полтора года Лейсан сделала невероятное – освоила подачи и научилась правильно передвигаться.

«Подобного характера дети за данный период не осваивают ничего – подачу, удар справа, передвижение у стола. Эта девочка талантливая. Нам останется только в нее вкладывать, вкладывать и вкладывать. У меня, например, сил хватает воспитывать в ней дух. У нее и у ее мамы сил еще больше», – отметила тренер адаптивной группы Фарход Исмаилов.

Силы нужно беречь к Специальной олимпиаде России. В этом году спортивное мероприятие будет проходить в Архангельске. Само участие в играх – для Лейсан уже большая победа.