Тайны русской души. Загадочная русская душа Что значит русская душа

Сайт с некоторого момента «наполнился» словом «русский» или словосочетаниями разных значений, в которых главная роль все же отведена выше, указанному термину. Не скажу, что это происходило без моего участия, но все, же значимость моего участия «несколько преувеличена» ибо большую степень «появления» данного термина и на сайте и в инете, и в целом во всем мире все, же играли и грают события, происходящие вокруг или с непосредственным участием России.

По этой причине появилось желание внимательно приглядеться к бытующему словосочетанию «Русская душа» и попытаться понять, что такого «скрывается» за данным определением.

Русским народом «можно очаровываться и разочаровываться,
от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть»
Н.Бердяев.

Вместо предисловия

Сначала я думал, что способность создавать коллективный разум есть особенность только русского народа, переданная ему его далёкими предками. Но постепенно, изучая, наблюдая и осмысливая жизнь человеческого сообщества, пришёл к выводу, что коллективный разум способны создавать и другие народы, у которых все его образующие субъекты соединены между собой духовной, а точнее, энергетической связью, имеющей свои отличительные свойства для каждого народа в отдельности в едином духовном (энергетическом) поле Земли.

Народы, субъекты которых живут на одной территории по единым законам, но не объединены единой духовной (энергетической) связью, по сути своей не являются единым народом (тем более нацией) и к созданию коллективного разума не способны. В критические моменты такие народы разваливаются на отдельные части. Россия в этом отношении, как многонациональное государство, является исключением из правил, и это особый разговор.

Что интересного и «нового» можно сказать о «загадочной русской душе» и является ли она таковой по определению ведь даже в сочинении Фридриха Ницше (1844-1900) «По ту сторону добра и зла» есть описание немецкого национального характера: «В немецкой душе есть ходы и переходы, в ней есть пещеры, тайники и подземелья; в её беспорядке много прелестного и таинственного [...]. Иностранцев изумляют и привлекают те загадки, которые задаёт им противоречивая в своей основе природа немецкой души». При желании можно замените термин «немецкая» на «русская» – и вот мы можем утверждать, что Ницше писал о русских.

Надо отметить, что, одним из первых подробный анализ психологии русского народа и европейских народов проделал Н.А. Бердяев. Он отмечал несколько различий между представителями российской и западных культур.

1. Западные люди рассматривают каждую проблему, непосредственно в проявлениях культуры и истории прошлого, то есть опосредованно временными параметрами. Замечу попутно, что такой способ восприятия русских или русскими самих себя же, как определенную «проблему» (я бы поправил - вопрос) нынче навязан и нам. Отчего все решения мы ищем не в себе сегодняшних, а в своём прошлом. Иностранцы, рассматривая проблему не делают её личностной, то есть не относят к своей личности, а включают в «решения» весь народ в целом. Русские же рассматривают проблемы по существу, а не в культурном отражении.

2. Западные люди превозносят свою культуру, и достижения
собственной цивилизации, чем они и находятся под сильным их давлением. Их мышление разбитое историческими периодами сформировало определенный хронологический, и психологический строй, отчего потеряло гибкость и обременено и, в сущности, ослаблено традицией мысли. Они не верят в возможность решения вопросов по существу, считая, что это возможно лишь через изучение истории мысли.

Данное недоверие к своим собственным мыслительным возможностям сформировал национальные взгляды и на историю и на развитие человечества и на отношение к другим культурам. Проявляющийся в этом ирония, создает определенную иерархию в сознании, отчего свою культуру они ставят выше, чем культуры прочих народов. В России же душа пока еще не окончательно скована человеческой цивилизацией, отчего русская мысль еще способна не только приводить к консенсусу, но и решать противоречия без применения давления и силы, т.е. допуская наличия другого мнения и другого решения проблем. "Поэтому в русской природе, в русских домах, в русских людях я часто чувствовал жуткость, таинственность, чего я не чувствовал в Западной Европе" (Бердяев, с. 333).

3.Русская душевная жизнь более явна, т.е. находится на поверхности Бытия, чем душевная жизнь западного человека, которая является закрытой и придавленной нормами, так называемой цивилизации. «Западная душа гораздо более упорядочена, рациональна, организована разумом, чем русская душа, в которой всегда имеется существенный иррациональный, неорганизованный и неупорядоченный элемент».

4. Русские гораздо более ориентированы на мнение своего сообщества, более склонны и способны к общению, чем люди западной цивилизации. У них нет условностей в общении. Так как потребность общаться не только с друзьями, но и хорошими знакомыми, делиться с ними мыслями и переживаниями, спорить, выявляет оставшуюся способность и возможность душевной консолидации и сопричастия. Отсюда они имеют, склонны (я бы добавил потребность) соединяться в сообщества, содружества и группы, обсуждать в них мировые проблемы, и философские мировоззренческие аспекты.

Русские - народ не столько возносит «малую ячейку общества» и родственную составляющую жизни, сколько общественную, коллективную формацию. Отчего произнося термин «Род» чаще всего под этим понимает не свою семью и собственных родичей, а весь народ в целом. Французы, при этом, например, менее общительны. Французам, по мнению Н.А. Бердяева, присуща замкнутость, "закупоренность" в своем типе культуры, отсутствие интереса к чужим культурам и способности их понять. Французы убеждены в том, что они являются носителями универсальных начал Греко-римской цивилизации, гуманизма, разума, свободы, равенства и братства. Французы верят в универсальность своей культуры, они не признают множественности культурных типов. Большая часть русских с трудом проникает во французскую культуру. Германия есть мир промежуточный. Ее культура основана на реальности, которая глубже фактов. Немцы верят в иррациональность судьбы (Бердяев, с. 334).

5. Русскому народу присущ своеобразный коллективизм, который нужно (можно) понять не социологически, а психологически. В русской культуре совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма. А.С. Хомяков, И.В. Кириевский, Ю.Ф. Самарин, П.Я. Данилевский, В. Соловьев, Ф. Достоевский, Н.Федоров, В. Розанов, П. Флоренский - выступали против индивидуалистической культуры, проповедовали культуру коллективную, "соборную", хотя и по-разному понимаемую (именно данными авторами пущен в оборот психологический резонанс- славянофильство).

Еще в 1970-е годы ученые разных стран обнаружили феномен, который обозначается как этнический парадокс: «особенности этнической культуры стираются, а этническое самосознание людей растет".
При этом, как отмечал исследователь русской культуры Ю.В.Арутюнян: «этническое самосознание понимается не только как отнесение себя к той или иной национальности, но и его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, природе, историческом прошлом. Эти представления, создающие образ "мы", эмоционально окрашены и формируют чувство гордости, сопереживания и пр. Исследование показало, что русские - одна из самых урбанизированных и образованных этнокультурных общностей в России - устойчиво идентифицируют себя независимо от этнической среды проживания ("Русские, с. 369-440).

В зарубежной антропологии «славянскую душу» изучали Дж. Горер, М. Мид, Э. Эриксон, К. Клакхон. А выделяя из ее состава «русскую», К. Клакхона, считал, что именно русским людям присущи такие качества, как сердечность, человечность, зависимость от социальных контактов, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, недисциплинированность, потребность подчиняться власти. В то же время «Западному рационализму противостоят русская духовность, нравственность, российское стремление к идеалу; западному индивидуализму - соборность, общинность, коллективизм» (Клакхон, с. 226)

По мнению американского ученого В. Мендела («Новый взгляд на Россию»), русским свойственны такие черты: 1) «необычайная способность выживания: физическая, умственная и моральная выносливость очень высоки; 2) высокая потребность в знаниях; 3) высокая дистанция по отношению к власти. Русские рассматривают власть как силу, существующую против, а не для народа. Этим объясняется отношение русских к закону как к чему-то навязанному. Сочувствие другому человеку превосходят закон по важности; 4) снисходительность к человеческой слабости, доброта и терпимость к себе и другим. Русские делают добро из любви, симпатии, инстинкт благотворительности в них развит больше, чем чувство долга; 5) у русских есть врожденное чувство духовности - поиск чего-то за пределами себя».

Национальный характер и это общеизвестно складывается под влиянием множества различных условий, в них входят и исторический путь и расположение территории и климат, и традиции, в состав которых я включаю и мировоззрение и формы и методы обустраивания бытия и гастрономическая составляющая. По мне так важнейшими являются всего три составляющих: территория (отсюда и климат), мировоззрение (отсюда и традиции) и питание (отсюда и формы бытия).

Все это объясняет, почему мы такие, а не иначе. И даже если все объяснимо типа русский патриотизм возник из постоянной военной опасности, в чем я очень и очень сомневаюсь. Русь как государство мало с кем серьезно воевало. «Мыши вряд ли отважились бы воевать с медведем», а тем более земли Руси (основная ее часть) находились в не зоны внимания мировой воинственности. Леса и болота, до обнаружения в них полезных ископаемых (17-18 век) мало кого привлекали. Далее: коллективизм- это производное от климатических условий. Вполне логично. Ну и так далее, не в этом суть…

Многие иностранцы «восхищаясь» нашим коллективизмом, объясняют это тем, что мы долгое время жили в общинах и решали вопросы сообща. Но мало кто из них задается мыслью, почему было именно так, т.е. почему жили общинно и почему у них самих так «развит» индивидуализм. Ведь при всем их восхищении они никак не могут взять в толк, почему еще сегодня русские без стеснения (спросу) вмешиваются в чужие (родных, близких, друзей) и даже, что совсем недопустимо дают советы и вмешиваются в общения посторонних им людей прямо на улице.

Они «замечают», что у русских, по меньшей мере «странное» отношения к законодательству и более к самим законам. Считая, что законы для того и создаются людьми (мы же думаем кем-то, но не нами), что бы им следовать иначе жизнь превращается в анархию. Думается, здесь большую роль играет форма мышления. Русский в независимости от регламентации законами жизни все же больше надеется на собственное понимание ситуации, даже если при этом, в конечном счете, окажется в «проигрыше». Иностранцы, уповая на закон, свое мышление «отключают» отдаваясь в его власть полностью и безраздельно.
Данная ментальность проистекает, по-моему, из разных условий формирования правовых отношений. На «заре развития» права в Европе результатом нарушения закона была смерть. Ибо законы в Европе не «писались» самими жителями, а писались теми, кто это право узурпировал силой. На Руси дело обстояло иначе, законы не писались вообще, так как существовал порядок доверия, предусматривающий понятие «свой не выклюет глаз у своего», т.е. даже если дело доходило до «разборок» все отдавалось на суд тому, кому доверяли обе стороны. И в этом случае «доверив» решение кому-то, на решение третьей стороны уже не роптали, ибо человек сам в данном случае «выбирает свою судьбу».

Когда же законы стали по «европейски» писаться и представляться, отношение к ним не изменилось, ибо русские считаю, что если закон написан человеком, то и человек волен его отменять, менять, следовать ему или не следовать. Лишь высший закон Прави в силу его неизменности и неотвратимости не мог преступить русский человек. И даже если преступал, то никогда не стремился избежать наказания, считая это бессмысленным и невозможным. В дальнейшем понятие «Правь» было заменено понятием «Бог». Но отношение к высшим силам остались. Вот почему многие иностранцы, не понимая сути, отмечали большую, так сказать, религиозность русского человека.

В настоящем стремлении многих «родноверов» вернуть трепетное (я бы заметил вдумчивое) отношение к высшим силам (богам) не имеет под собой почвы, так как стремление это вызвано желанием иметь определенный антураж. А по своему глубинному содержанию дело-то обстоит не просто иначе, а диаметрально противоположно. Главное состоит не в наличие богов (высших сил), а в понимании их значимости для рода русского и соответственного отношения, которое и должно ложиться в основу форм бытия русского человека.

И для этого не надо «удирать» ни в пустошь, ни в экопоселение, ни даже в Простоквашино. Вот в этом я вижу не просто противление существующему порядку, а и восстановление изначального паритета между исконно русским бытием и бытием, которое внедряется среди нас насильно, лишь для того, чтобы мы стали «Иванами, не помнящими родства». А от многократного повторения слова «сахар» во рту слаще не станет.

Надеюсь, это будет темой следующей статьи.

Как-то уже высказывал мысль, что мы на самом деле не те какими считаем себя сами, а те какими нас видят другие. Сейчас несколько поправив себя, отмечу, что мы и такие, какими считаем себя сами и такие, какими нас видят другие.

«Ну, ты прям, Борисыч, раздал «всем сестрам по серьгам» и думаешь, что этого достаточно, чтоб с тобой согласились и те, кто находится слева и те, кто находится справа?

В данном случае я не хочу «примирить» стороны обозначив серединой себя самого. Я лишь углубляю свою изначальную мысль. Главное в которой я имею… Чтобы Вы думали? Правильно, понятия доверия и недоверия. Удивление вызывает то, что при всей нашей доверчивости мы самый недоверчивый народ. Мы мгновенно находим общий язык с попутчиком в поезде и годами не можем наладить отношения с соседями по подъезду. Мы доверяем бедности, считая, что тому, кому терять нечего и обманывать незачем, и не доверяем богатству, считая, что если у него в голове лишь способы нажиться, то почему объектом этих вожделений не можем быть и мы. Мы не верим своим знакомым, принесшим плохую весть, но с радостью муссируем те «гадости», которые «сыплются» на нас с экрана телека. И наконец, мы предаем обструкции слова «очевидца», слова человека мыслящего иначе и говорящего это нам в «лицо» лично, но самозабвенно «вываливаемся» в том «добре» которое многими уже съедено, переварено и выс-но, извините, то, что попалось нам «под ноги» на загаженном поле общественного интернета.

Вот такую злую шутку с нами «играет» наше врожденное чувство жажды справедливости, отчего мы порою даже гордимся тем, что мы бедны и постоянны в своих мыслях, считая, что не может бог дать все одному. И деньги одному и одному «ума палату», а другим нет. Ведь внутренне понимая, что в Пространстве всего «разлито много», но всем должно быть поровну и если кто-то не имеет чего-то, то значит другой, получил это не по справедливости, так как прочие в силу разных причин этого лишены. К сожалению это лишь проявление элементарной зависти. Зависти и жадности проистекающей из лени и мелочности души, души у которой в приоритетах желание иметь, а не поиск способов осуществить это.

По этим самым причинам многие русские (себя не исключаю) не удосуживаются приложить толику труда чтобы «окоротить свой язык» в высказываниях, или же «почикать» свои желания. Короче говоря, привести свои потребности с собственными возможностями. А не стремиться свои комплексы делать «достоянием общественности».

К счастью любое явление не имеет однозначного не только в проявлениях, а отсюда и толкование, но и решения приводящего к определенному условному развитию. Вот почему имея высказывания относительно некоторых отрицательных черт русского человека нельзя не отметить и так называемые положительные его черты.

Широта души. Русский человек настолько широк душой, что это иной раз становится опасным. Подарки, которые может Вам подарить русский человек могут Вас не просто шокировать, но и нанести урон. Но иной раз бывает преподнесена такое, чего вы никак не ожидали и рациональное мышление иностранца до которого бы, просто не додумалось бы. Русский человек не по этическим соображениям, а по искреннему порыву может отдать Вам то, отсутствие чего, в конечном счете, приведет его к проблемам. Но в этот момент он не думает о последствиях, он думает о том, чтобы Вам было лучше. Он может броситься Вам на помощь, не сообразуя свои действия с мерой опасности для себя самого.

Исследователи, изучающие отношения в русской среде и иностранной обратили внимание на то, что люди в Европе или Америке строя свои взаимоотношения в профессиональной сфере ориентируются, прежде всего, на профессиональную компетентность, при этом очень предвзято и нетерпимо относятся к проявлению импульсивности в общении.
У нас данная тема также «набирает обороты» и многие из наших сограждан больше реагирует на форму подачи материала, экспрессию, с которой этот материал подается, чем на содержательную её составляющую.

На Западе важность во взаимоотношениях придается способностям, специальным социальным нормам и санкциям, следующим за их нарушение. Русские же люди стараются заслужить одобрение и уважение окружающих, не путем изображения благо порядочности и терпимости (толерантности), а тем, что показывает их индивидуальность, самобытность и открытость в проявлениях чувств, т.е. они в большой степени ориентированы на установление доверительных, дружелюбных, чем партнерских взаимоотношений.

Это заметно и по существующему порядку. На Западе человек оценивается с точки зрения лояльности к обществу к законам через профессиональный рост внешнее устроение своего бытия (палисадники, газоны, клумбы у домов), через его отношения к соседям и совсем посторонним людям.

В общественных отношениях при этом значение имеют не результаты деятельности, а лояльность личности в отношении сообщества: руководства фирмы, предприятия, коллектива. Большое значение имеет проявление профессиональной и территориальной солидарности. Для людей Запада не важны моральные принципы взаимоотношений. Большое значение в обществе придается взаимным ожиданиям конформизма и согласия. Это особая, отличная от русских, форма реализации общественного (тут бы не стал применять термин коллективного) самосознания. Где в обобщенном восприятии окружающего мира человек всеми силами стремится вырваться из этого окружения, тем и культивирует вещизм параллельно с не привязкой к материальному благополучию. Это противоречие в составе психики иностранца делает его не просто «глухим» (отсутствие сострадания) к чужим проблемам, а и способствует выработке неприятия этих проблем (отсутствие потребности в соучастии) в круг своих собственных интересов.

Доктор психологических наук из Питера Л. Почебут обратила в своих исследованиях на «обратный парадокс» существующий в нашем обществе. Во взаимоотношениях в профессиональной сфере от личности люди требуют компетентности, но оценивают её (личность) по степени лояльности к сообществу. Так «проникшая» в нашу среду западная форма восприятия личности по профессиональным качествам заставляет и оппонента считать, что его будут оценивать по профессиональной компетентности, и соответственно будут порицать за отсутствие такового. Но «требуя» от человека компетентности оценка, тем не менее, производится по уровню его лояльности к окружающим. И наказывают его за проявление нелояльности.

Подтверждением тому служит «серия комментариев» к некоторым темам результатом, которого стал небольшой демарш Яраны.
А ведь ничего в этом «удивительного» нет. Мы перенимая западническое поведение в профессиональной деятельности, все же остаемся по сути в «своем поле», мы русские. И нам плевать на знания того или иного человека нам он интересен лишь как тот, кто будет «писать с нами в одну лунку».

Вот отчего когда мне начинают говорить, что, мол, волхвы, де волхвы то, да волхвы сё. Я в это не верю. Не мог русский человек слепо и безоговорочно идти под пусть и компетентное, но личное мнение другого человека. И не убеждайте меня, что они «очень уважали знания, которыми обладали эти волхвы». Во-первых, волхвы этими знаниями со всеми не делились, отчего многие и не знали, что знают волхвы, а во-вторых, для того, чтобы что-то понимать необходимо, знать. Вот тут я с полной уверенностью скажу, что русский человек (русы) если он сказал, что он знает, то он всегда об этом знает. Прочие народы свое, так называемое знание, иной раз путают с информированностью или с ощущениями. А это как Вы понимаете две большие разницы.

Как видим, противоречивость, происходящая из «винегрета» внешней формы и внутреннего содержания, не свойственная западной культуре опять делает нас «непохожими» на западных людей, вынуждая последних прибегать к определению «загадочная русская душа».

А ничего в ней не было бы загадочного, если бы русские не пытались всякий раз, сообразуясь со своим «распирающим» желанием «всё попробовать», напяливать на себя «ту шляпу», которую по меткому выражению В.И.Ленина «Европа давно выкинула в мусорную корзину».

Выводом, кстати группы возглавляемой Людмилой Почебут стало определение заключающееся в том, что « открытый нами психологический парадокс системы взаимоотношений в российском обществе является существенным препятствием на пути эффективного развития российского общества».

Мне так кажется если русское социальное общество не найдет в себе силы и не «порвет» со «всем цивилизованным миром» в плане «перетаскивания» на свою почву чужих психических проявлений, оно может стать перед гамлетовской делемой – «быть или не быть».

«Во, опять пугает. Пугал один такой унитаз, теперь отсыпается!»
Это не я пугаю, это западники, так исподволь пытаются нас привести к «европейскому знаменателю».

Я конечно с большим удовольствием бы говорил о положительных качествах русского народа, чем «поднимал» бы гордость людей за своё. Но, во-первых, о хорошем может сказать каждый из Вас. А во-вторых, я не собирался ничего, ни у кого поднимать. Если уж «стоит то стоит», если нет, то, как не старайся все будет «висеть».
-«Зато как «висит!», вскрикните Вы в порыве «проснувшейся» гордости.
Висит хорошо, не спорю. И все же, хочу повторить, то, что муссировал (или массировал? Все таки хотел, что бы «стояло») выше.

Так загадочность русской души многими объясняется тем, что:
-русские хотят помочь всем и всегда, даже когда их об этом не просят, этакое мессианство, о котором недвусмысленно писали русские классики;
-русские обладают патологической жаждой познания и как следствие освоений новых территорий;
– русские люди, являясь типичными теневыми лидерами, свой характер проявляют только в случаях экстремальной ситуации;
-для русского труд, в отличие от западных (внутренняя потребность) людей, лишь «осознанная необходимость», при этом русские трудолюбивый и упорный народ;
– русская ментальность обусловлена огромными территориями Российского государства, что и влияет на особенность национального менталитета и на поведенческую форму и соответственно на мировоззрение. А это в определенный период времени стало не только основой, но и потребностью в существовании русских. Русский не может полно жить в условиях ограниченно пространства Европы. А Европа как бы она не «зарилась» на наши просторы, не в состоянии жить, не имея «под боком» ощущения своей границы. Их психика «идет в разнос», притом, как наша от простора «блаженствует»;
– и последнее русский всегда готов воевать и если поначалу делает это неуклюже и неохотно, то в последствие входит в «раж» и тогда любая оглобля становится грозным оружием. Русские могут воевать всем чем угодно, все, что попадет под руку, Вот отчего когда мне говорят, что многое вооружение пришло к нам с Запада я лишь уточняю, что с Запада к нам пришел лишь меч, и всевозможные (кроме кольчуги) доспехи. Все остальное и родилось и применено нами и затем «пошло гулять по свету».

Я понимаю, что в наличие на нашей Земле имеется и немецкая и китайская и французская и даже американская и славянская душа. Но мне по большому счету нет до них никого дела. Отчего моя собственная душа не является для меня «загадкой» и я не считаю, что она вообще чем-то загадочна. Вероятнее всего получается как в том анекдоте с ковбоев, Джоном – не уловимым. Неуловимым потому, что его никто не ловит. Отчего я не собираюсь напускать большого туману и, утрируя приписывать «русской душе» несуществующие (непознанные) качества. И, тем не менее, в независимости от нашего или кого другого к этому отношения, феномен «русской души» все так существует, вопрос: в чем он выражается. Но об этом в следующей части.

Есть в России такие люди, коих народ, не задумываясь, с восхищением называет кристально честными, не по времени благородными, характеризует, как бескорыстных, готовых во имя Родины и светлых целей к безусловному самопожертвованию, причём порой тогда, когда все остальные уже смирились и опустили руки. Каждый из нас нет-нет, да и слышал об этих личностях - от своих родственников, из уст знакомых, сводок телевизионных новостей..., но, положа руку на сердце, большинство, пожалуй, и не сможет вспомнить ни одного примера из собственной жизни.

Редкий ныне зверь - человек истинно русской души, сложно его поймать, пообщаться с ним, перенять в скоротечном разговоре у него всё то большое и светлое, что олицетворяет собой самую суть истинного характера нашего народа. И с горечью сейчас слышится отовсюду - "один из тысячи", "вымирающий вид". Стальным катком прошёлся по русской цивилизации XX-й век, самых лучших людей из народной кладовой, из генофонда, повыбрал. И правда, войны, объявленные и необъявленные, забирают, как правило, лучших, но особняком в этом правиле стоит Великороссия, за целую пропасть веков в бесконечных оборонительных войнах сумевшая бережно сохранить и до наших времён донести суть и цвет восточных славян, самую соль русского человека.

Вдалеке от больших городов, порою в окружённых лесами дальних селениях, рождаются и сейчас светлые русские души, производит ещё неиспорченная русская деревня светлых детишек, уже сызмальства наделённых самыми прекрасными чертами, присущими только истинному, равному великим предкам по своей внутренней силе, современному великороссу. Рождают ещё русские женщины, воспитывают русские отцы, по заветам предков воспитывают будущих чудо-богатырей. С детства закладывают они в своих чад самые светлые качества - искренность, внутреннюю силу, веру в справедливость, нравственную чистоту, непреклонность в бою с неправдой и сам могучий русский дух. То тут, то там, в разных уголках нашего обширного Отечества, появляются на свет сии сыны и дочери, и уже с первых минут внимательно, огромными светлыми глазами, всматриваются в окружающий мир, вбирают в себя лучшие качества своих отцов и матерей. Где-то в Сибири вдумчиво ковыряют ноготками мёрзлую почву русского Севера, под Сталинградом мнут пальцами сырую землю Великой русской равнины, на берегу Чёрного моря растирают ладошками песок горячего русского Юга. Все они исподволь напитываются, насыщаются в первые годы внутренней силой и мудростью самой этой родной земли, вбирают в себя её вековечную память, в постоянной борьбе с неприветливым внешним миром набираются сурового жизненного опыта и непреклонной воли, вырастают и, покинув отчий дом, растворяются на громадных просторах необъятной Родины...

Исчезают из родных селений окрепшие русские души для того, чтобы уже вскоре появиться там, где безраздельно царит человеческое горе и повсеместная несправедливость.

Гонит их, направляет единое, незримо раскинувшееся над страной, русское сознание - кого к платёжному терминалу, кого на городскую площадь, кого к билетной кассе... Придаёт твёрдости решениям, вселяет веру в правильность поступков, пробуждает светлые мысли, рождает правильные смыслы. Сотни и тысячи русских женщин наполняют сердца русских мужчин-созидателей праведным пламенем, побуждают к свершениям. Тысячи русских воинов, словно огоньки, наполняют самые тёмные уголки планеты, принося свой свет туда, где он так необходим.

Всегда выручало нашу Родину то единственное в своём роде уникальное качество русского человека, сутью которого было и остаётся ничем не просчитываемое необоримое желание, наплевав на логику, несмотря ни на что, поступить так, как подсказывает душа, поступить, как надлежит, по совести...

Да, многажды уходил и ныне уходит ногами в землю соборный русский богатырь, олицетворяющий нашу землю, но вскоре, уж в который раз приноровившись к очередной ноше, с лихвой сдобренной непосильными, казалось бы, невзгодами, выправляется, привстаёт, расправляет могучие плечи и скидывает очередной груз со своих плеч... Благодаря подпитывающим его своими большими и малыми праведными делами светлым нашим воинам скидывает.

Свой весомый вклад в общее благое дело которой уже победы, как и встарь, вносят и необоримая русская совесть, и всепоглощающее русское великодушие, и неумолимая русская непреклонность, и, сметающая всё на своём пути, завораживающая русская вера в справедливость.

Не ждут, нет, не ждут, русского воина гурии в раю, не манят его аплодисменты Одина, да и само попадание в царствие небесное ему тоже душу не греет, ему лишь бы совестно не было за то, что не все силы, не всю свою кровь Родине в нужный момент отдал... Гибнет русский воин, как следует, до конца за Отечество гибнет, и одним этим уже в последний миг жизни счастлив...

И несть числа победам этих исконно природно русских качеств, испокон веков составлявших главную ударную силу многие разы овеянного славой русского воинства.

Огромные города, запруженные людскими потоками улицы, забитые машинами дороги, ежедневные и еженощные шум, сутолока и гам. Рёв моторов, лязг колёс, жужжание толпы и гул работающей строительной техники. Всё это ежесекундно незримо опустошает нас, высасывает последние жизненные соки.

Дрязги, ссоры и споры на улице, дома, на работе, сиюминутная мелочность и продажность окружающих, собственная слабость и неуёмное, немного смехотворное стремление постоянно потакать своим желаниям, беспрестанная трата денег на красивую жизнь, долги и обязательства давят на нас, уменьшая нашу зону комфорта до размеров собственного тела, которое с годами бестолковой порочной жизни и само становится сомнительным прибежищем.

И вот в эти моменты внутри обнаруживается какая-то стремительно разрастающая пустота, начинает чего-то не хватать, появляется дикое желание всё бросить и уехать. Незаметно начинает душить, овладевает мыслями нашего горожанина великорусская тоска. Заставляет оставить город и уехать прочь... И едем мы, разбредаемся по бескрайним русским просторам. Кто забирается высоко в горы, кто углубляется в глухие леса, а кто и просто колесит от места к месту. Опустошённый русский человек, сам того не осознавая, подсознательно начинает судорожно искать источник подпитки своих истощённых жизненных сил...

Бесконечна стена шумного, светлого, наполненного жизнью, а порой и дремучего, векового, русского леса. Могучи дубравы, пестры берёзовые рощи, загадочны ельники и благородны сосновые боры. По-прежнему бескрайни русские леса, по-прежнему наполнены жизнью, бьющей ключом на каждом дереве, под каждым кустом.

Трещит, кукует, трелями заливается русский лес, наполняет истончившуюся душу горожанина самым что ни на есть природным, светлым содержанием, даёт добрые смыслы, муть и сор из головы изгоняет, ответы на вопросы подсказывает, напутствует.

Будоражит русского путника белизна вершин родных гор, грозность их отрогов, крутизна перевалов и бездонность заполненных туманом пропастей. Притягивают бесконечные гряды, пугает их вековечная тишина, манит незыблемость этих разбросанных по всей стране свидетелей нашего великого прошлого.

По всей стране, в самых глухих, труднодоступных местах иль на открытом месте шумят, грохочут благородные горные водопады, о чём-то шепчут закованные в камень реки, искрятся, играют солнечными лучами, переливаются мелкие ручейки, величаво текут, поражая красотой изгибов, тысячекилометровые русские реки, в лесной тиши, меж высоких гор притаились неисчислимые тысячи кристально чистых, бодряще холодных малых озёр, на громадных равнинах, без остатка заполняя собой разломы материковых плит, на многие сотни километров простираются бездонные и широкие большие русские озёра. Омывает, очищает и бодрости придаёт вездесущая живая русская вода. Каждому из нас ведомо, как в созерцании водной глади мы очищаемся, становимся светлее, чище изнутри.

Что такое русская душа?! У Земли у русской спросите, к ручейку лесному обратитесь, к одинокой скале, к бесконечным грядам холмов, к необъятным русским степям и высоким горным долинам... Окружает всё это нашего человека, незримо сил ему придаёт, через ноги подпитывает..., и, с самого его рождения, уже находится внутри него самого. Природа наша по сути своей есть наше отражение, потому порой и как родничок лесной журчит русская душа, когда и искорками на солнце переливается, порою одинока, дюже неприступна, а где-то необъятно широка, в один момент пестрит и переливается бессчётными гранями, поражает своей красотой, через мгновенье уж - грозна и удивляет благородной высотой. Когда на западе страны солнце заходит, на востоке оно уже восходит..., поэтому то и лучится постоянно взгляд русского человека, никогда незаходящим русским солнцем лучится...

Одна такая, неповторима и в диковинку в других краях загадочная русская душа. Силён ею наш человек, необорим, и знают это наши недруги. Потому-то, и режут по живому, тихо и методично многие годы отрезают от русского человека все нити его связи с душой,... и уже перестали нам нашёптывать свою вековечую мудрость, молчат под толщей земли мощные своды древнего Аркаима, руины Триполья, мостовые древнего Великого Новгорода и артефакты Костёнок, безмолвно смотрит на нас древняя Великая стена, разделявшая некогда Древний Китай и нашу Великую Родину(чему никак не могут нарадоваться нынешние монголы, до сих пор искренне не понимающие, за какие заслуги им ещё только сотню лет назад подарили земли между Китаем и Россией), лишь для избранных ныне гуляет по лабиринтам Ординской, Ботовской и ещё доброго десятка поистине громадных древних русских пещер эхо давно минувших славных тысячелетий, по-тихому преданы забвению Сварожьи Круги древнего русского календаря, не слышны уж затрагивающие самые глубокие струны души русские гусли и цимбалы, в самими библиотекарями забытых уголках хранилищ старых книг задвинуты на самые дальние полки и пылятся знания об уникальной русской азбуке, прародительнице всесторонне и тщательно обрезанного современного русского алфавита, в стеклянном плену достаивает свой век многотысячелетний Большой Шигирский идол...

И всё же, несмотря ни на чьи потуги и устремления, по-прежнему незыблемо стоит на Мамаевом кургане, вселяющая в заезжего интуриста благоговейный восторг, Родина-Мать, охраняют северо-западные границы недремлющие Сейды, бдит, неустанно и внимательно всматривается в норвежскую сторону, возвышающийся над Кольским заливом Безымянный Солдат, и поныне охраняют Уральские горы семь тридцатиметровых каменных истуканов, оберегают, стерегут покой русской Якутии древние Ленские столбы, охраняют восточную границу Евразии величественные вулканы Камчатки, неприветлива для чужеземца сибирская тайга, совсем не верит он в её гостеприимство, пугают бастионы Севастополя, и пылают ярким пламенем по всей стране, и днём, и ночью горящие, Вечные огни.

Уважаемые Товарищи. Позвольте представить научные толкования Темы Тайны Догмата - "Святой Троицы" ...... или в толкованиях Этно-Русского народа это культура работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь....... или в более древней культуре это три триединых совокупности процессов - это Ясунь, Мирдгард, Дасунь......... в толкованиях на основе технологии Русской Философской культуры - Триединства от идеалистического начала? Наиболее употребительно летоисчисление от «Сотворения Мира в Звёздном Храме» - мирного договора между Асуром, князем славяно-ариев, и Аримом, князем Империи Великого Дракона (Китай) в 5527 г. до н. э. (на 2019 г. по современному летоисчислению) после победы над Китаем. Одним из памятников той эпохи считают Великую Китайскую стену и символическое изображение всадника, поражающего дракона. Материалы направляю с одной целью - ознакомления и Узнать когда и как в России возродится эта технология и какие действия с моей стороны нужно по вашему мнения предпринять??? Теория организации, работы и СМЕНЫ поколений духовности Этно-Русского Народа. (на основе технологии Триединства от идеалистического начала) Почему Вы называете технологию материалистической диалектики, которую привнесла в Святую Русь Еврейско-Христианско-Коммунистической религией, ФИЛОСОФИЕЙ Духовности Православия? Преамбула. Ваше Христианство противоречит технологии работы культуры жизни Этно-Русского Народа. Потому что современная Цивилизация это господство технологии материалистической диалектики. А Технология работы Культуры жизни людей в целом это работа Гармонии многообразия или это технология триединства от идеалистического начала. Название "Православие", происходить от технологии работы Прави или опыта жизни Предков. А Духовность Этно-Русского Народа это работа трех триединых совокупности процессов - Прави, Яви, Нави. НУ или технология работы трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. Позвольте представить НАУКУ от простого Русского Ученого - это технология триединства от идеалистического начала, это технология которая сложилась испокон веков как культура жизни Этно-Русского народа и толкуется как технология работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь........ НУ или технология работы культуры жизни трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки....... 1. Технология триединства от идеалистического начала. Философия это три триединых совокупности ТЕХНОЛОГИЙ - это три монистических (или метафизики); три диалектических это материалистическая диалектика, экзистенциальная. идеалистическая; три триединых технологии это триединство от материалистического начала (это технология Буддизма), это триединство от экзистенциального начала (это технология Ислама), это триединство от идеалистического начала (или это технология Христианства). Вы меня великодушно извините, НО ознакомившись с вашими материалами, это просто ДЕТСКОЕ баловство, потому, что вы и живете, и понимаете, и отражаете через ЗНАНИЯ только материальный мир. Причем ТОЛЬКО в толкованиях с использованием материалистической диалектики. Если желаете иметь НАУКУ от Этно-Русского НАРОДА? 2 . Научные толкования Духовности древней Руси. (на основе технологии Русской философской культуры – триединства от идеалистического начала). Духовность Этно-Русского народа или в толкованиях Еврейско-Христиаско-Коммунистической религии это Язычество. Поповско-церковная братва перекроила одежду Этно-Русского Православия на свои еврейские плечи, и получилось Христианское Православие. Эту религиозную ОДЕЖДУ привнесенную Христианством на Русь и просто одели, на ТЕЛО культуры работы духовности Этно-Русского народа. В наши дни, как и многие лета назад, возрождается историческая память Народа, традиции, обычаи, нравы, придания и т.д., возвращается и в духовности простого народа, и в эмпирике или это опыт предков, который передается в исторической памяти, и в науку. Просыпается Духовность Этно-Русского Народа как историческая Память трех триединых совокупности процессов - и материальное НАСЛЕДИЯ и социальное (это экономика, политика, право), И духовное (или это обыденное сознание и ЗНАНИЯ, эмпирические, научные). На святых местах возрождают символы духовности. На капищах ставятся, вырезанные из дерева образы богов, и перед ними горит священный огонь. Снова звучат слова древних приданий, принимают посвящение новые поколения Жрецов и Волхвов. Обновленное языческое движение постепенно набирает силу. Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, как духовность униженных и их господ, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Потому что, технология работы Христианства это материалистическая диалектика. А вот технология работы Этно-Русской духовности это триединство от идеалистического начала ну или от духовного, интеллектуального, НАУЧНОГО. Но объективная необходимость вступления Этно-Русского народа в мировой хозяйственный процесс привнесло в русскую ДУХОВНОСТЬ свои божественные, религиозные, догматические, Христианские технологии, терминологию обряды и чинопочитания. Ну, или христианство это просто ОДЕЖДА одетая на ТЕЛО Этно-Русской духовности. Причем в своем историческом пути развития Христианство прошло так же три триединых совокупности этапов усложнения самой – это протестантство, католицизм, православие. Суть этапов развития в том, что происходила смена трех триединых совокупности процессов – это смена предмета религии, технологии его работы, тенденции количественно-качественных взимосвязей (взаимосвязи это три триединых совокупности процессов - взаимодействия, взаимоотношения, взаимоотражения). Но процесс развития духовности любого народа работает в технологии ТРЕХ триединых процессов - это эволюция, революция, скачек. Так вот смена НАЗВАНИЯ русской ВЕРЫ и стало православие в христианских толкованиях, названиях. А вот в толкованиях Русской философской культуры остались технологические начала триединства, всеединства, гармонии многообразия совокупности поколений. В силу объективности духовности всякого народа христианство просто сменило названия в русской ВЕРЕ. Причем всякая из трех триединых совокупности Мировых религий работает в технологии триединства. 3. Что такое триединство? Это одновременная совместная работа ТРЕХ триединых совокупности процессов - материальные, социальные, духовные. А суть триединства в том, что в каждом конкретном процессе жизни, какой либо персоны собственности все три работают одновременно, НО один из процессов господствует, второй составляет ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом. А духовность людей это просто толкования людьми ПРАВИЛ, работа этих процессов через способности, доступные каждому народу в работе трех триединых совокупности начал - материи, пространстве, времени. Но основа духовности каждого народа просто усложняется, но НЕ меняется о изначальной, которая закладывается в этих триединых совокупности процессов. Православие на Руси насаждалось в противоречии с исконно русскими толкованиями, потому что на смену триединству ВЕРЫ насаждалась диалектика или противоречие народа и власти. И потому русская духовность жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.), в конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав. Русское Православие, как духовность кстати и название языческое, от трех триединых духовных процесса это Правь, Явь, Навь, ну или три триединых процессов жизни поколений - это предки, современники, потомки. Потому и название происходит от названия Опыта Предков – от Прави. А в более древнем толковании этого триединства совокупности персон собственности дается в таких названиях – это Ясунь, Мирдгард, Дасунь. Само понятие культуры сложилось исторически в русском языке как процессы, построенные на основе ТРУДА людей, хотя и имеет исторически различные толковании, которые усложняются в зависимости от сложности правил самой практики жизни людей. Одно из толкований культуры происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков, созданное ТРУДОМ людей в ходе общественно-исторического развития. При этом сам труд это три триединых вида - физический, управленческий, умственный. А потому и товарных процессов три триединых - это материальное производство, это социальное производство (или это конституции, законы, тарифы, ДЕНЬГИ и т.д.), это духовное производство. И в след, за усложнением практики жизни людей меняются способности людей к окультуриванию процесса жизни и меняются и толкования этих правил жизни. Таким образом, меняется и духовность, как товарное производство духовной сферы хозяйственных процессов. Здесь прекрасно подходит такое понятие как Дух-хозя́ин(и аналогичные ему:владыка; или дух локуса, дух места,гений места) - общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии. Таким образом, Дух-Хозяин это работа идеалистических процессов (духовные, интеллектуальные, научные и т.д.). И работают они в трех триединых совокупности процессов - это в материальных, социальных (экономика, политика, право), интеллектуальных. 4. Дух-Хозяин. Дух-Хозяин, как совокупность ПРАВИЛ работы какого либо конкретного процесса, работает в трех триединых совокупности процессов:- первая совокупность это три триединых совокупности предметностей- это материя, пространство, время. Материя это три триединых совокупности предметностей - это физические, химические, биологические процессы. Пространство это среда распространения этих предметностей, причем которые работают в трех триединых совокупности участия в организации процесса - это господствующие, противоречивые, гармонизирующие (это касается всех трех триединых совокупности процессов). Время это просто процесс работы периодичностей в каждом из компонентов.- вторая совокупность процессов это ПРАВИЛА работы технологии - это монистические, диалектические, триединые. Монистические технологии это процесс, в работе которого основным принципом является господство одного из компонентов над прочими и организация процессов на основе его правил работы. Диалектические технологии это организация работы процесса в качестве основы, где работает принцип противоречия двух и более противоположностей. Триединство работы процесса это когда все три компонента работают в каждом компоненте, НО один из них занимает господствующее положение, второй формирует ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом.- третья совокупность процессов это ПРАВИЛА работы тенденции количественно-качественных взаимосвязей в ходе работы процессов – это эволюционные процессы, революционные, СКАЧЕК или переход в новое качество бытия. 5. Предметность работы информации. Какие символы, образы, обычаи и т.д. НУ или визуальные, вербальные, виртуальные отражения ПРАВИЛ работы Этно-Русской культуры работают в практике жизни людей. Здесь следует упомянуть работу триединства от идеалистического начала. Согласно этой технологии работает три триединых уровня сложности ПЕРСОН СОБСТВЕННОСТИ в процессе жизни людей - это единичные процессы бытия персон собственности, это отдельные, это общие. Ну или так, в практике жизни людей одновременно работает три триединых поколения - это семья, нация, МЕЖ-национальная персона собственности. Причем, триединство семейной духовности это три триединых совокупности персон собственности - это мужская духовность, женская, детская. Так же и национальные персоны имеют три триединых совокупности составляющих – прошлое, настоящее, будущее или преемственность поколений или это три триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. А МЕЖ-национальная персона формирует три триединых мировых религии – это Буддизм или господство материальной духовности; Ислам или противоречие материальной и духовной, Христианство это гармония многообразия трех триединых совокупности процессов – это материальные, социальные, духовные. Причем Христианство это три триединых ЭТАПА усложнения технологий религии или это Протестантство, Католицизм, Православие. Таким образом, в практике жизни людей работает, согласно бытия духовности Этно-Русского народа три триединых уровня сложности процессов духовности: – это общая предметность процесса или это Вселенская Духовность. - это Посредник между вселенской и земной духовностью или отдельная- это Дух-Симаргл. - И уже затем работа духовности Земной это Дух-Род, это уже работа духовности в Душах людей или единичная или три триединых совокупности процессов или духовность в общении людей - это Духи-Матушки-Земли, которую понимают люди; это Духи-Деточек-Людей; это Духи-Батюшки-Разума. С уважением Простой Русский Ученый Чефонов В.М.

душа, русская душа, мужество, любовь, вера, свобода, закономерность

Аннотация:

В статье рассматриваются феномен «русской души». Даётся определение термина «душа» с различных точек зрения. Выявляются основные факторы возникновения понятия «русская душа», перечисляются его составляющие.

Текст статьи:

«Русская душа. Это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону».

Эжен Мелькиор де Вог

Исследование русской традиционной культуры продолжается долгие века. На первый поверхностный взгляд может показаться что понятие это давно исследовано и если не полностью, то по крайней мере, в большем своём объёме. Культура нашего государства изучалась многими учёными с различных, порой совершенно противоположных точек зрения. Многообразие её поражает и восхищает. До сих пор никто не может чётко и доступно охарактеризовать русского человека как носителя такого богатого и необычного культурного наследия. Наш менталитет стал своего рода головоломкой для других народов. Широта русской души – это то понятие, которым характеризуют не одно и даже не два поколения, оно насчитывает множество веков. И всё же до сих пор не удалось дать объемного определения такого феномена русской культуры как «русская душа».

Сам термин «душа» имеет множество определений.

В «Философском энциклопедическом словаре «душа» в обычном словоупотреблении — совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека, антитеза понятий тела и материи. Научное понятие души: душа — в отличие от индивидуального духа — совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений (витальная душа)».

Философское понимание души как субстанции привело к тому, что ей сначала приписываются свойства «тончайшего вещества… По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало) жизнеспособного тела, только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной».

В «Словаре русского языка» (в 4-х томах) душа определяется как «1. Внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.п. 2. Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека».

В словаре В. Даля «Душа — бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, в общем значении человек, с духом и телом. Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство, напр. Душа есть бесплотное тело духа, в этом значении дух выше души».

В словаре С.И.Ожегова Душа — это: «Внутренний, психический мир человека, его сознание». Это также: «в религиозных представлениях сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти»…

Таким образом, душа является очень многогранным понятием. Это и совокупность побуждений, и особая субстанция, и ипостась личности, и внутренний мир человека.

Если обратиться к древнему слоговому письму, то душа – это прежде всего, добро воспевающее жизнь.

Но почему же возникло именно такое понятие как «русская душа»? Почему не американская или, например, немецкая? Что включает в себя этот феномен русской культуры?

Существует точка зрения, что «русская душа» один из сложившихся стереотипов присущих только России, такой же как матрёшка, берёзка или балалайка. У немцев – поразительная аккуратность, у французов – романтическая любовь, у американцев – мечта, а у нас – душа.

Важность этого понятия в отечественной культуре подтверждается уже хотя бы многогранностью его толкования: это и специфика российской духовности («тайна русской души»); и внутренний мир человека («вложить всю душу»); и сам человек как главная персона («душа общества»); и свойства его характера («добрая душа»; это и просто человек («в доме ни души»); и его бессмертное начало («подумать о душе»»); и мера открытости индивида («со всей душой»); и социально-духовная смерть человека («мертвые души») и т.д. .

Понятие » душа всему мера» чуждо западному человеку, представление о совести и доброте для него, как правило, — абстракции.

Таинственная «русская душа» поражает как ее поклонников, так и ненавистников своей чрезмерностью по отношению ко всем установленным канонам, своим постоянным выходом за «пределы».

В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости.

Русская душа более чутка к мистическим веяниям, она встречается с духами, и русская душа легко поддается соблазну, легко впадает в смешение и подмену.

«Чувство всеобщей связи и сопричастности всему имеет своим следствием то, что спор, который обычно разворачивается на Западе между разными людьми, в России часто происходит в душе одного человека», – пишет Биллингтон (6).

Россия огромная страна населённая множеством народностей, поэтому возникает вопрос: имеет ли «русская душа» какие либо географические особенности?

Здесь, прежде всего, следует обратиться к истории возникновения и становления российского государства. Константин Крылов пишет в одной из своих статей об ужасном климате: «Русские очень долгое время были народом, живущим в географической и культурной изоляции. Огромные расстояния в сочетании с ужасным климатом и крайне неудобными для преодоления пространствами препятствовали какой бы то ни было мобильности. Путешествие – любое – было затратным и небезопасным мероприятием». Из этого следует простой вывод: русские – чрезвычайно однородный этнос, и разброс характерных признаков русских на всем огромном пространстве от Калининграда до Владивостока в два раза меньше, чем, скажем, для населения Западной Европы.

Если проследить развитие и становление русской культуры от зарождения до современности, то становится очевидно, что она представляет собой определённую систему событий в некоторой степени случайных, но всё же закономерных.

Русский человек издревле был готов к любым трудностям и лишениям, так как именно они составляли его повседневный быт, его культуру повседневности. Этот факт описывается многими исследователями, вот что пишет об этом Александр Власьевич Терещенко в «Истории культуры русского народа»: «Славяне, первоначально проживали рассеянно по всей Европе и в приморских областях Анатолии, презирали зной и холод, были привычны ко всякой нужде и ко многим лишениям. Грубая пища казалась им вкусной, сырая земля обыкновенно служила их ложем. Они гордились своей физической силой и нимало не заботились о наружности. Часто, будучи грязными, покрытыми пылью, они сходились на сборных местах и рассуждали не об украшениях и богатых одеждах, а о том, что достоинства человека состоит в силе, мужестве и ловкости, ведь именно благодаря этим качествам взбирались они на крутые скалы, преодолевали рвы и переплывали глубокие реки. Их светлая кожа становилась смуглой под лучами солнца, волосы были по большей части русые».

Все вышеперечисленные качества, которыми обладали славяне, явились закономерным результатом их жизнедеятельности. Трудности закалили дух, воспитали стойкость и твердость характера, развили интуицию, помогающую ориентироваться в сложных повседневных ситуациях.

Но нельзя сказать, что все преграды, пережитые нашими предками, сделали из них жестоких и озлобленных людей, с очерствевшей душой. Напротив, именно они выковали в русичах умение сострадать, быть терпимыми, помогать, понимать, принимать и др. и других людей и другие народы. Поэтому русская душа предрасположена к чувству, сочувствию и доброте. И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории.

Эти позиции достаточно глубоко отражены в русской фольклоре. Например, русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех видоизменениях. Доминирующими чувствами в русской душе всегда были вера и любовь. Ум и воля русского человека приводятся в духовно творческое движение именно этими добродетелями.

Ещё одним важным свойством русского человека являлось стремление и безграничная любовь к свободе, его сердце и сознание должны дышать свободно. Русскому человеку свобода была присуща самой природой. Она чувствуется во всем: в медлительной плавности и певучести нашей речи, в русской одежде и пляске, в русской пище и быту. Огромные просторы и отстраненность одного поселения от другого требовала высокой степени универсализма во всем и оказание всякой помощи путешествующим, в особенности, попавшим в беду. Это было долгом русского человека. Но более всего, как пишет Ромах О.В. (7) русский человек ощущал отцовскую ответственность за все пространство, которое его окружало. Вся флора и фауна была в этом случае не его природной средой, но его жизненным пространством — домом, который он обязан был содержать в порядке.

Следует отметить и особое отношение русского человека к препятствиям. Трудности можно преодолевать системно, целенаправленно, заранее планируя, тщательно вникая в каждую мелочь. Такой подход для русского человека не характерен. Он долго может «лежать на печи», «запрягать», отлынивать и отнекиваться. Но если его раззадорить — горы свернет. В данном случае, речь идет не о лености. А о терпимости и понимании масштабности задачи. Рефлексировать на каждую мелочь – недостойно самодостаточного человека. Если препятствие становится на самом деле таковым, то с ним нужно «разбираться», в транскрипции – устранять.

Такое уникальное сочетание разных компонентов, черт, характеристик создало уникальный феномен, трудно поддающийся изучению и потому приобретший ореол «таинственности».

Возможно, именно благодаря этой таинственной русской душе Россия вынесла все выпавшие на её долю испытания: и многочисленные внутренние расколы, и длительный гнёт Золотой орды, и бесчисленные войны, сопровождающиеся огромными разрушения и невосполнимыми жертвами и мн. др. Русский человек с течением времени приобрёл и сохранил множество положительных душевных качеств. Скорость жизни современного общества создает впечатление, что сейчас это мало востребовано, но это не так, все вышеуказанные черты, проливающиеся из широты русской души, также заметны и актуальны, так же транслируются в мир и на мир, просто скорость жизни не позволяет в должной мере в них окунуться.

Множественные разговоры, тревога специалистов самых разных направлений говорит о том, что снижение скорости жизни – чрезвычайно актуальная проблема, второй является умение в свободное время отпускать от себя мысли и тревожащие проблемы и научиться жить «здесь и сейчас», тогда порывы души и ее широкая теплая атмосфера будут чувствоваться как самим человек, так и его окружением.

Генные качества: мужество, правдолюбие, доброта, милосердие, умение видеть полезное в самых обыденных событиях всегда составляло душевный уклад русского человека. «В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах; так рождались и дети страха – дремучие суеверия, и плод рационального, прикладного осмысления окружающего мира – проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет: прогнозов погоды и сроков проведения хозяйственных работ; первые попытки, пока ещё на бытовом уровне, в пределах причины и следствия, постичь закономерности хода вещей»

Следует помнить, что нельзя терять своего, заменять его иностранным. В силу особенностей менталитета, чужое для русского человека никогда не станет родным, «русская душа» никогда не станет «американской мечтой» или чем – то другим. У нас отношения между людьми регулируются не законами, даже не разумом, а более высокой субстанцией.

Список литературы:

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
  2. Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1981, Т. 1.
  3. Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997, с.
  5. Терещенко А. В. «История культуры русского народа». М., 2007.
  6. Газета «Наше Время» — «Мифы о России. Воспрянет русская душа» Авторы: Владимир Аристархов, Владимир Мединский, Николай Петров. http://www.raso.ru/?action=show&id=5513 , 2007.
  7. Ромах О.В. Ментальность русской культуры. // Генезис и морфология культуры. Т., 2007, с. 58

Что делает русский национальный характер таким особенным? Правда ли, что русские отличаются от других народов? Ответ — да, несомненно.

Рожденные в СССР

Россия, которая занимает 155-е место по глобальному индексу миролюбия, является одной из самых опасных стран в мире. Россия снискала печальную известность, как страна беззакония, где при численности населения в 143 миллиона человек убийства совершаются каждые 18 минут — это в среднем 84 убийства в день.

Другая сторона монеты — это высокий уровень самоубийств. По данным государственного научно-исследовательского центра имени Сербского в Москве, Россия занимает второе место в мире по уровню самоубийств, уступая только Литве. С 1993 по 2013 годы самоубийства совершили приблизительно миллион россиян. Более того, примерно миллион граждан России ежегодно гибнут по причинам, связанным с курением и злоупотреблением алкоголем.

Средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет всего 60 лет — это один из самых низких показателей в Европе. Четверть мужчин в России гибнут, не достигнув возраста 55 лет.

Может показаться, что вся нация, подобно гигантской стае леммингов, движется по направлению к саморазрушению, однако это не мешает им гордиться собой и своей страной. Они искренне убеждены, что когда-то они жили в одной из величайших империй мира.

Результаты нового опроса, проведенного московским независимым Левада-центром, показали, что около 60% россиян «глубоко сожалеют» о развале Советского Союза. Для жителей Запада, которым на протяжении всей их жизни внушали, что СССР — это угроза для цивилизации, это оказалось сродни печально известной тайне «русской души» — мифу, который до сих пор жив благодаря русской литературе.

Сегодня существует целый ряд подобных мифов. К примеру, широко распространенная легенда о древнеславянской культуре. Такого понятия никогда не было и не могло быть, потому что термин «славяне» в западноевропейских языках всегда означал просто «рабы» - то есть языческий народ, которому удавалось выживать при репрессивных режимах сменявших друг друга завоевателей.

Легкая добыча

Кто такие русские и откуда они пришли? Примерно два тысячелетия назад их предки, которых часто называли «восточнославянскими племенами», пришли с территорий, которые теперь занимают Польша и Украина. Считается, что эти племена заняли северо-восточные области евразийского континента. Тогда ценность этих обширных диких территорий заключалась только в их лесах, и эти леса были совершенно непроходимыми, за исключением отдельных участков у берегов рек.

«В России нет дорог, — однажды с горечью заметил Наполеон. — Только направления».

В южных районах страны растительность была менее обильной, тогда как ее север представлял собой одну сплошную чащу. В то время как первые европейские фермеры вырубали деревья, чтобы освободить площади для посевов, русские племена предпочитали охотиться и ловить рыбу. Это было общество с более простой структурой, поскольку людям не нужно было объединяться, чтобы вместе обрабатывать землю. В результате у них не было общественного строя, а без общественного строя у них не было ни общности взглядов, ни религии, ни интеллектуального развития. Кроме того, без торговли у них не было промыслов — истинного источника национального благосостояния и силы.

Очень скоро воинственные соседи воспользовались удобным случаем и захватили земли этих слабых племен.

Сначала пришли викинги. Они перемещались вверх и вниз по течению местных рек, как будто были хозяевами на этих территориях. И, в конце концов, они действительно стали там хозяевами. Одним из городов, основанных викингами, стал Киев. Великий киевский князь Олег на самом деле был предводителем викингов, носившим чисто скандинавское имя Хельг — так же, как Владимир — это Вальдмар, а Игорь — Ингвар.

Считается, что Русь была частью Швеции, поскольку ее правящий класс полностью состоял из викингов, то есть варангианцев, как они называются в самом раннем украинском историческом источнике, «Повести временных лет».

Кстати, религия, искусство, архитектура и язык Руси, таким образом, были украинскими. Более северные проторусские племена сыграли второстепенную и откровенно негативную роль в истории. Именно они поддержали так называемое татаро-монгольское нашествие.

Эстафета варваров

Для русских людей, живших в 13 веке, термины «татарин» и «монгол» были эквивалентными. Все народы, жившие к востоку от русских границ, в течение многих столетий назывались татарами.

Монголы также пришли с востока. По пути в Европу они завоевали десятки русских племен, пополнив за счет них свои войска. Основная масса Золотой орды состояла из татар, которых ранее завоевали монголы. Русские князья превращались в коллаборационистов, довольно часто приносивших в жертву благосостояние и безопасность своих людей ради своего собственного влияния и власти.

В действительности такие любимые герои русской нации, как Александр Невский и Дмитрий Донской, притесняли своих соотечественников, относясь к ним как к рабам другой расы. Князь киевский Ярослав Мудрый стал одним из тех правителей, которого позже нарекли царем — это слово является искаженной версией латинского слова «цезарь», употреблявшегося в отношении римских императоров. До Ярослава это слово употреблялось исключительно в отношении монгольских правителей, встававших во главе русских княжеств.

Самым известным русским царем стал Иван IV, получивший прозвище Грозный, который объединил русский народ вокруг Москвы. При нем москвичи завоевали татарские ханства Казань и Астрахань и установили власть Москвы на обширных территориях бассейна реки Волга и Северного Кавказа.

Именно тогда Московское царство получило название «третьего Рима», хотя его правильнее было бы назвать «второй Золотой ордой».

Иван Грозный с удовольствием наблюдал за тем, как людей сжигали заживо и топили в прорубях. Петр I сам убивал своих слуг голыми руками и обучал палачей тому, как правильно нужно рвать ноздри щипцами. Царь Павел I, которого считали умалишенным, так сильно переживал из-за своей заурядной внешности, что карал смертью тех, кто произносил слово «курносый». Царь Николай I заставлял своих солдат ходить гусиным шагом со стаканом, полным воды, на голове. Если солдат проливал хотя бы немного воды, он был обязан отслужить один дополнительный год в армии за каждую пролитую каплю.

Абсолютная власть русских царей всегда была жестокой, деспотичной и антигуманной. Эта власть была основана на принципе, который сродни печально известной «вертикали власти», созданной президентом России Владимиром Путиным в 21 веке. Этот принцип чрезвычайно прост. Он называется тирания одного человека и заключается в том, что жизни миллионов людей не значат ровным счетом ничего.

Сталин был не первым и далеко не единственным российским тираном, готовым превратить целую нацию в «лагерную пыль». Возможно, вам будет интересно узнать, что после Крымской войны 1854-1856 годов правительство Николая I продало с аукциона на удобрения отбеленные кости 38 тысяч русских солдат, погибших в битве при Севастополе.

Сегодня мир опасается начала второй Крымской войны. Войска под предводительством нового русского царя уже приведены в боевую готовность.

Украденная душа

История современной России — это бесконечный цикл правления царей.

Царь Хрущев сменил на троне царя Сталина. Брежнев сместил Хрущева и сам стал царем. Слабый царь Горбачев уступил трон могучему царю Ельцину, который назначил своим преемником Путина, который назначил своим преемником Медведева, позже предложившего переизбрать президента Путина.

Русский народ не верит, что он может жить иначе, может жить лучше, чем сейчас. На протяжении многих веков его так притесняли, что у него просто не осталось этой веры. Именно поэтому сегодня в России мы наблюдаем искалеченное общество, несчастных людей с огромным потенциалом, которого, возможно, нет ни у одной другой нации в мире. Русские — это чрезвычайно умный, творчески одаренный народ, который при этом остается совершенно униженным, ограбленным, обманутым и испытывающим страх перед властями.

Эти люди не знают, что такое свобода. Эти люди жили в атмосфере непрекращающегося насилия над человеком. «Для человека, чей родной язык — русский, разговоры о политическом зле столь же естественны, как пищеварение», — сказал однажды поэт Иосиф Бродский. Они обречены жить и умереть в исторической России — стране имперского самодовольства, жестоких деспотов и заискивания перед Властью.

Так что мы знаем о русской душе? Нет никакой необходимости искать ее в толпе людей, лежащих ниц перед троном. У толпы нет души. Только дыра. Одна гигантская черная дыра.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.