Таблица моцарт и сальери сравнение. «Моцарт и Сальери»: характеристика героев. Божественный дар и традиции

Гении и злодейство —

Две вещи несовместные.

А. Пушкин. Моцарт и Сальери

В основу «маленькой трагедии» Пушкина о Моцарте и Сальери положена известная легенда о смерти знаменито-го композитора от руки друга-музыканта, завидующего его славе и таланту.

Перед нами предстают два человека, чья жизнь тесно связана с музыкой, но цели и мотивы творчества — раз-личны. Сальери с детства увлекся музыкой и поставил себе целью постичь тайну чудесных звуков, заставляющих людей плакать и смеяться. Но, упорно обучаясь, стремясь придать пальцам «послушную, сухую беглость и верность уху», он выбрал дорогу ремесла:

Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию.

Лишь достигнув намеченных результатов, музыкант «дер-знул... предаться неге творческой мечты». Претерпевший за время обучения множество невзгод и лишений, Сальери относится к написанию произведений как к тяжелому кро-потливому труду, заслуженной наградой за который явля-ются успех и слава.

Усильным, напряженным постоянством Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась...

Именно поэтому он не приемлет «легкомысленного» от-ношения Моцарта к своему великому таланту. Но для Моцарта музыка — это всегда радость творчества, внут-ренняя свобода. Он независим от мнения окружающих. Легко, без принуждения дается ему волшебное искусство, вызывая зависть и раздражение Сальери:

Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений — не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан — А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?..

Для самолюбивого и гордого Сальери непостижимо то, что наделенный божественным даром композитор может остановиться, чтобы послушать безыскусную игру слепого уличного музыканта и еще находить в этом удовольствие. Сальери обескуражен и раздражен предложением Моцар-та разделить его радость:

Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля, Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери.

Непосредственному и веселому восприятию жизни Мо-царта Пушкин противопоставляет нравственную ограни-ченность Сальери, которая и приводит его к мысли отра-вить великого композитора. Свои зависть и ревность Са-льери оправдывает ложным беспокойством о судьбе ис-кусства, которое, будучи поднято Моцартом на недосягае-мую высоту, будет обречено вновь пасть вниз после его смерти: Материал с сайта

...я избран, чтоб его Остановить — не то мы все погибли, Мы все, жрецы, служители музыки, Не я один с моей глухою славой...

Позиции Сальери противопоставлена убежденность Моцарта в том, что «гений и злодейство — две вещи несов-местные». Моцарту чуждо самолюбование и гордыня, он не возвышает, а приравнивает себя ко всем, умеющим чув-ствовать «силу гармонии»:

Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов.

Я думаю, что именно истинный талант и внутренняя свобода ставят Моцарта выше Сальери, который навсегда останется в проигрыше после смерти своего замечательно-го друга, потому что с нечистой совестью никогда не при-коснуться к тайнам надчеловеческого...


Написать ценное, интересное сочинение, удерживаясь в рамках определенной темы, – так же трудно, как и выкопать глубокую, но узкую яму. Предложенные темы сочинений были довольно узки для меня: они сковывали мысль, не давали ей свободно развиваться, и поэтому я выбрал свободную. Я бы назвал её так: "Тема свободы в "Моцарте и Сальери" Пушкина".

Тема свободы в "Моцарте и Сальери" Пушкина

Эта тема интересна мне тем, что затрагивает вопросы, ответы на которые - неоднозначны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Для Пушкина, человека, которого можно назвать в высшей степени свободным, эта тема очень важна и поднимается во многих его произведениях.

"Моцарт и Сальери" - произведение, в котором сталкиваются две личности, два мировосприятия, и, соответственно, два разных отношения к свободе. Рассмотрим, что значит быть свободным для Сальери. Не случайно этот герой первым появляется в произведении, и первое, что мы слышим - это разговор о себе:

Для меня это так ясно, как простая гамма

Родился я с любовию к искусству

Я слушал и заслушивался - слезы

Невольные и сладкие текли

преодолел

Я ранние невзгоды, ремесло

Поставил я подножием искусству,

Я сделался ремесленник

Можно возразить, что это характерно для драматургии, где герой должен сам себя представить, сам рассказать о себе. Моцарт тоже часто произносит "я". Но у Сальери это личное местоимение звучит, как заклинание, прёт из всех щелей, особенно в строчке:

Я знаю, я!

Так же важно, что в первых строках пьесы Сальери не только сконцентрирован на своем я, но и сразу же противопоставляет его "всем", мнению толпы:

Все говорят: нет правды на земле,

Но Для меня

Важно и то, что личное мнение Сальери противостоит не только людскому мнению, но и высшим силам: "но правды нет и выше".

Выходит, Сальери ставит себя судьей над всем миром: и человеческим, и божественным. В своих репликах, он бессознательно подчеркивает то, что его убеждения – не просто мнение, а знание, не допускающее сомнения. В качестве примеров подойдут такие строки, как:

Но правды нет и выше

Труден первый шаг

И скучен первый путь

Сальери понимает свободу, как полную независимость от всех и от всего. Причем, как независимость, не допускающую другой точки зрения. Сальери уже все решил, и с уверенностью судит всех, замахиваясь даже на высшие силы:

Где ж правота

Встает вопрос: на чем же он строит свое мировоззрение? Сальери сам рассказывает об этом в пьесе:

Поставил я подножием искусству

Придал послушную, сухую беглость

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию….

Из этих строк видно, что Сальери по отношению к музыке выступает, как обладатель. Как мастер владеет инструментом, так Сальери хочет владеть стихией музыки. Он разобрался в ее устройстве, овладел техникой. У него возникло ощущение, что он владеет стихией музыки полностью, он может брать, передавать, развивать музыку, как вещь, сделанную мастером. Он полагает, что нет в стихии музыки ничего, что ему неподвластно. И в этом Сальери видит и утверждает свою свободу.

Интересно, что считая себя овладевшим музыкой, Сальери стремится подчинить себе и саму жизнь, судьбы людей, направить развитие искусства. Пушкин видит здесь связь, переходы от одной идеи к другой. Поставив себя над миром, над стихией музыки, Сальери ставит себя и над человеческой жизнью. Сделав правду относительной (нет правды на земле…), он начинает активно утверждать свою правду. Свобода Сальери отказывает в свободе Моцарту.

У Моцарта мы можем наблюдать совсем иную свободу. Мы встречаем Моцарта в самых разнообразных связях с миром, по отношению к которому он ощущает себя его частью, хотя это и не мешает ему чувствовать себя одиноким.

Речь Моцарта очень отличается от речи Сальери. Сразу возникает ощущение, что не Моцарт владеет музыкой, а музыка владеет им. Не случайно Пушкин выбирает такие выражения для Моцарта:

Намедни ночью

Бессонница меня томила…

в голову пришли мне две – три мысли

хотелось

Твое мне слышать мненье…

Итак, мы слышим в речи Моцарта сплошные пассивные конструкции. И даже:

Мой реквием меня тревожит.

Музыка владеет Моцартом, и она решает его судьбу, ведь даже Реквием пришел за ним…

Можно сказать на это: где же тут свобода?

Моцарту А. С. Пушкин вложил свои любимые слова и темы:

Нас мало Счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов…

Слово "праздный" в определенном смысле – синоним "свободный". “Праздный” - это пустой, освобожденный от чего-то. От чего же свободен Моцарт, в отличие от Сальери? От всего того, что управляет Сальери: от узости одинокого, ограниченного Я, от власти рассудка, логики, "алгебры", которая управляет Сальери. От желания быть лучшим (“как ты да я”). Моцарт связан со всем миром, не случайно в короткой пьесе прозвучали и жена, и мальчишка, и слепой старик. Моцарт постоянно обращается к точке зрения Сальери, он в диалоге с ним, и со всем миром. Такие связи сами по себе могут удержать человека от любого "злодейства".

Подводя итоги, скажу следующее: свобода может быть направлена на себя и от себя – к миру. Первая – порабощает человека себе самому, причем не делает человека целостным. И легко оборачивается преступлением. Вторая свобода не так заметна со стороны. Диалог с миром, открытость другому человеку, сознанию, точке зрения - наполняет человека жизненной силой, любовью, вызывает желание творить добро.

Искусство творится не одним человеком. Замкнувшийся на себе человек никогда не создаст великое произведение. Это как “стружка, заверченная вокруг собственной пустоты”. Не случайно Сальери достиг славы, но нигде у Пушкина не сказано о том, какое воздействие оказывало его искусство на людей. Музыка же Моцарта вызывает слезы. Она создана свободным от самого себя человеком и поэтому сама эта музыка может изменять человека, освобождать, увлекать его. Намек на это есть в конце пьесы, где Сальери, слушая Реквием, не просто плачет. У него впервые, под влиянием этой музыки, зашевелилось сомнение в самом себе, своей правоте. Он впервые обращается к себе с вопросом о собственной правоте.

Моцарт :

Постой же: вот тебе,

Пей за моё здоровье.

Но божество моё проголодалось.

Он же гений,Как ты да я.

А гений и злодейство -Две вещи несовместные.

Здоровье, друг.

За искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери ,

Двух сыновей гармонии.

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать;

Никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни;

Все предались бы вольному искусству.

Нас мало избранных, счастливцев праздных,

Пренебрегающих презренной пользой,

Единого прекрасного жрецов.

Сальери:

Все говорят: нет правды на земле.Но правды нет - и выше.

Поставил я подножием искусству;

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял как труп. А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник .

Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. - О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля;

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

Пошёл, старик. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь.Я знаю, я.

Я избран, чтоб его

Остановить - не то, мы все погибли,

Мы все, жрецы, служители музыки...

Но ужель он прав,

И я не гений?

Гений и злодействоДве вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы - и не был

Убийцею создатель Ватикана?

«Моцарт и Сальери»

«пользу» Моцарта для искусства. Он воспринимает музыку по преимуществу как сумму технических приемов, с помощью которых выражается гармония. Восторгаясь Глюком, Пиччини, Гайдном, он извлекал из их искусства прямую пользу: усваивал новые, открытые ими «тайны». В музыке Моцарта его привлекает «глубина», «стройность», то есть сама гармония. Но, если можно научиться «приемам», то гармонии нельзя -она неповторима. Следовательно,

Что пользы, если Моцарт будет жив

В этом суждении Сальери заключен и другой смысл: поскольку «приемы», «тайны» доступны только посвященным, жрецам, «служителям музыки», то искусство предназначе но для них. Посторонних Сальери не впускает в храм искусства. Такому кастовому - и по существу своему антидемократическому - пониманию искусства совершенно чужд Моцарт, который сожалеет о том, что не все чувствуют «силу гармонии», но объясняет это не извечной и будто бы необходимой отгороженностью искусства от жизни, а вполне реальными условиями:

Непосредственное чувство восхищения гением Моцарта смешивается у Сальери с ненавистью, которую завистник тщится оправдать рассудочным представлением о «долге». Торжество «долга» обычно означало победу разума над страстями. Рассудочный Сальери стремится убедить себя в том, что он овладел своими страстями и подчинил их разуму. На самом же деле страсти владеют им, а разум стал их послушным слугой. Так в рационализме Сальери Пушкин обнаруживает черту, более свойственную индивидуалистическому сознанию, роднящую Сальери с мрачными и своевольными героями «жестокого века». Как бы ни был рассудочен Сальери, какими бы доказательствами ни обставлял свое злодеяние, он бессилен перед сложностью, диалектичностью мира, перед единством и цельностью животворящей природы. Пушкин последовательно снял все логические умозаключения Сальери, заставил его самораскрыться и обнаружить мелкую, низменную страсть, которая движет Сальери и которой он не может противиться. Моцарт становится живым воплощением «безумства» природы и главной преградой на пути самоутверждения Сальери. Само существование Моцарта Сальери воспринимает как дерзкий вызов своим жизненным принципам. Гениальность Моцарта отрицает «гениальность» Сальери, который любит Моцарта, мучается этой любовью, искренне наслаждается, слушая его музыку, плачет над ней, но при этом всегда помнит о той сокровенно-темной уязвленности самолюбия, которая поднимается из глубин его души. Теперь Сальери знает, что творчеством он не сможет доказать свое превосходство; теперь он пускает в ход яд, который хранил много лет, чтобы с помощью преступления войти в число избранных и обрести славу. Композитор, тонко чувствующий гармонию, отравляет гения гармонии!

«Он же гений, как ты да я», «За твое здоровье, друг, за искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», «Нас мало избранных...»), убежден в союзе двух сыновей гармонии и в несовместимости гения и злодейства. Сальери же, напротив, отъединяет Моцарта от себя - «Постой, постой, постой!.. Ты выпил?., без меня?»

В его сознании смешиваются два чувства: «и больно, и приятно». Жизнь Моцарта принесла Сальери страдание. Отравив Моцарта, он уничтожил причину страдания, и теперь ему «и больно, и приятно». Однако исполнение «тяжкого долга» вновь возвращает Сальери к исходному моменту. Казалось, ничто не мешает ему считать себя гением, но Сальери - перед новой загадкой. Слова Моцарта и он сам оживают в его уме:

Но ужель он прав,

Две вещи несовместные. Неправда...

Опять Сальери сталкивается с «ошибкой» природы. Ссылка на Буонарроти лишь оттеняет тот бесспорный факт, что в основе зависти Сальери лежат не высшие соображения о музыке, а мелочное и суетное тщеславие. «Тяжкий долг» Сальери получает точное и прямое обозначение - злодейство.

Так Пушкин восстанавливает объективный смысл совершенных Сальери действий: начав со всеобщего отрицания, завистник пришел к отрицанию конкретной личности. Устранение Моцарта вновь ставит перед Сальери общую проблему, но повернутую уже иной - нравственной - стороной. И Сальери опять ищет конкретный пример. Воспаленный низменной страстью, он готов вновь выковать бесконечную рассудочную цепь холодных софизмов, как всякий человек, тщетно пытающийся на свой лад переделать лицо мира и не доверяющий разумным и прекрасным закономерностям жизни.

Нельзя сказать, что сюжет основывается на вымысле Пушкина. Но и реальным историческим фактом отравление одного композитора другим тоже не является. Этот сюжет основан на журнальных сплетнях. Зная, как эти сплетни формируются, можно предположить, что некое журнальное издание в Австрии, желая приобрести популярность, написало о том, что Сальери отравил Моцарта. Другие журналисты подхватили и раздули эту «сенсацию» до невероятных размеров. Известно только, что несчастный Сальери на протяжении долгих лет не мог отмыться от ярлыка завистника и отравителя. Первоисточник этой сплетни не известен. Но она пустила корни, и после смерти Сальери появилось сообщение о том, что Сальери на смертном одре признался в убийстве.

Некоторые литераторы обвиняют Пушкина в возведенном на известного итальянского композитора поклепе. Мы же не будем обвинять в этом нашего поэта, создавшего столь замечательную в своем психологизме трагедию. Тем более, что эта легенда не была вымыслом с его стороны. Это не его вина, что он опирался на журнальные слухи, благодаря которым, надо заметить, из-под пера великого поэта родились два прекрасных литературных героя – образы Сальери и Моцарта.

В трагедии «Моцарт и Сальери» главные герои противопоставляются друг другу. О сравнительной характеристике Моцарта с Сальери – одноименных прототипах великих композиторов и пойдет разговор. В этом обзоре немного сложно будет отделить литературных героев от их реальных прототипов, поскольку Пушкин стремился воссоздать образы живых людей.

Один из них – Сальери олицетворяет собой гений зла, которого душит зависть. Он осознает, что ему приходится много работать, чтобы добиться успеха. Итальянец излишне самокритичен к себе и другим, напряжен. И это напряжение прорывается сквозь его музыку.

Противопоставление, различное отношение к жизни и к своим творениям у главных героев обнаруживается по отношению к старику-скрипачу. Моцарт смеется над его исполнением. Он счастлив от того, что его музыка пошла в народ. И его совершенно не заботит, что скрипач играет плохо, часто фальшивит.

Сальери же видит только то, что скрипач безбожно искажает гениальное произведение. И можно не сомневаться в том, что если бы скрипач играл бы арию из какой-нибудь оперы Сальери, тот придушил бы музыканта за подобное исполнение. Но музыка Сальери, написанная по канонам гармонии и музыкальной грамоты, не покидала театральных подмостков, и уличные скрипачи ее не исполняли.
Моцарту 35 лет, он полон сил, находится в расцвете своих возможностей и таланта. Он радуется жизни, относится ко всему с юмором.

Сальери 18 лет носит с собой яд. В монологе признается, что в какой-то момент он также завидовал легкости и музыкальности Гайдена (Франц Йозеф Гайдн, (1732-1809) — австрийский композитор, современник героев трагедии). Но тогда ему удалось заглушить искушение мечтой, что может появиться Мастер, более сильный, чем Гайден. Были минуты, когда Сальери хотел убить себя, что тоже является грехом перед Богом. Но от этого шага его остановила надежда, пережить еще свои минуты восторга и вдохновения. В лице Моцарта Сальери нашел своего злейшего врага. Во время обеда в трактире, он высыпал в бокал Моцарта яд.

Убийца всегда находит оправдание своему злодейству. Оправданием для Сальери служит мнимое спасение.

я избран, чтоб его
Остановить - не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой….
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:

Образ Моцарта олицетворяет собой гения. Сказать, что это гений добра, было бы слишком упрощенно. Моцарт – Божественный Гений, которому талант и легкость в музыке дается от Бога. Он по жизни очень легкий и жизнерадостный человек. Он любит жизнь и стремится получать от нее удовольствия. И эта черта молодого композитора тоже раздражает Сальери. Он не может понять, как можно, имея такой талант, такие способности, растрачиваться по пустякам. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя», — говорит Сальери.

Но последние дни Моцарта омрачены. Ему кажется, что его преследует «человек в черном», заказавший Реквием. Известно, что начав работу над Реквиемом, настоящий (не литературный) Моцарт заболел. Работа шла напряженно и отнимала его силы. У Моцарта было чувство, что Реквием убивает его. Очевидно, информация, поданная под мистическим соусом, просочилась в прессу, и Пушкин знал об этом. Черный человек в трагедии – это образ смерти, витавшей над гениальным композитором.

Сальери немного не дожил до 75 лет. Он известен как величайший наставник, воспитавший великолепных композиторов. В их числе Л. Бетховен, Ф. Лист, Ф. Шуберт. Он написал более 40 опер, мелкие произведения. Но произведения Сальери слишком серьезные для «средних умов», в большей степени известны специалистам. Оперы Моцарта ставятся в театрах. Его музыка звучит на концертах. Люди с удовольствием слушают Моцарта в записях, а иногда, не задумываясь об авторстве, ставят красивые мелодии из Моцарта в качестве рингтонов на телефоны.