Святая Дария (Дарья) Римская. Икона святой дарьи римской

Икона Дарьи великомученицы представлена в нашем магазине.

Мученица Дарья, икона которой изображает святую, была женой Святого Хрисанфа. Хрисанф родился в языческой семье. Образование ему дали хорошее. Изучая книги, ему попадались произведения, в которых язычники рассказывали о христианстве. Христофану захотелось прочесть книгу, написанную именно христианами. Он нашел книгу Нового Завета, после прочтения книги у него просветилась душа.
В дальнейшем нашел пресвитера Карпофора, который находился в гонении и принял Крещение. Юноша после святого Крещения стал проповедником Евангелие. Отец Хрисанфа всячески противостоял увлечению сына и женил его на жрице Афины Паллады Дарии. Хрисанф обратил свою жену к Христу, и они вместе решили вести девственную супружескую жизнь. Когда умер отец Хрисанфа, супруги разъехались по разным домам. Вокруг Хрисанфа собрались юноши верующие во Христа, а вокруг Дарии находились благочестивые девушки.

Жители города обратились к эпарху Келерипу с жалобой, что Дария и Хрисанф проповедуют безбрачие, после чего Хрисанфа отдали на мучения трибуну Клавдию. Тяжкие мучения не поколебали дух Хрисанфа, потому что он веровал в Бога и который ему помогал. Клавдий был поражен этим и решил тоже принять христианскую веру со своей супругой Иларией и сыновьями Мавром и Иасоном. Его домашние воины так же приняли христианство. Император Нумериан узнал об этом и отдал приказ казнить Клавдия и всю его семью. Клавдия утопили, а сыновей и их воинов обезглавили.

Казненных мучеников похоронили в пещере, куда стала приходить святая Илария. Она молилась за души усопших, но ее выследили и привели на тяжкие мучения. Она попросила дать ей немного времени, чтобы помолиться и по окончании молитвы она тихо умерла. Похоронили святую Иларию рядом с сыновьями.
Дарию отправили в блудилище. Там Господь Бог не оставил святую и послал ее охранять льва. Всех покушавшихся на жизнь Дарии лев валил на землю, но не лишал жизни. Святая Дария проводила проповедь об Иисусе Христе и показывала путь спасения.

Мученика Хрисанфа бросили в яму смрадную, куда стекали все нечистоты. Но воссиял Небесный Свет, и смрад превратился в благоухания. Император решил наказать Хрисанфа и Дарию с помощью палачей. После тяжких мучений их зарыли живьем в землю.

Христиане праздновали в пещере день кончины великих мучеников. Они молились и совершали Богослужения, причащаясь Святых Таин. Об этом узнал император и приказал засыпать вход в пещеру, где находилось множество молящихся христиан. Известно осталось два имени погибших мучеников – пресвитер Диодор и Мариан диакон.


Святая мученица Дария Римская почитается Церковью вместе со своим мужем – святым мучеником Хрисанфом. Хрисанф был сыном римского сенатора. Он получил хорошее образование в философской школе, и, имея любознательный ум, вместе с другими науками изучил книги по христианству. Проникнувшись христианским учением, Хрисанф нашел скрывавшегося от гонений пресвитера Карпофора, принял от него святое крещение и начал открыто проповедовать Евангелие.

Отец Хрисанфа, боясь немилости императора Нумериана, посадил своего сына в темницу и морил его голодом, пытаясь отвратить, таким образом, его от христианства. Хрисанф же считал свое заключение не наказанием, а обучением в посте и безмолвии скромности христианской жизни. Узнав об этом, знатные родственники посоветовали отцу Хрисанфа окружить своего сына роскошью и удовольствиями, объяснив, что заключение и голод только еще больше укрепляют христианскую веру его сына.

Последовав совету родственников, отец приказал приготовить роскошные палаты для веселья и удовольствия своего сына. Хрисанф, окруженный изысканными блюдами, наилучшим вином и самыми красивыми рабынями, горячо молился Господу о том, чтобы он помог ему в борьбе с дьявольскими искушениями: «Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я - спасение твое!»» (Пс. 34:2-3).

Видя, что идея с удовольствием и роскошью не помогла, отец Хрисанфа прислушался к следующему совету родственников – женить сына на красивой, умной и образованной язычнице, которая сможет убедить Хрисанфа вернуться к поклонению языческим богам. Выбор пал на Дарию – языческую жрицу храма богини Афины, Дария была «красива лицом, умна, изучила все книги и всю мудрость риторскую».

Хрисанф и Дария – оба молодые, красивые, образованные люди, с живым и хватким умом, вели между собой долгие беседы об истинности своих религий. Хрисанф в этих беседах сумел убедить Дарию в том, что природные стихии не имеют ни души, ни разума, что все они созданы Единым Богом Творцом, и почитать стоит не сотворенные им стихии, а Его самого, все это создавшего, устроившего и подавшего для жизни людям. Дария поверила в Иисуса Христа и приняла крещение. По желанию отца Хрисанфа молодые люди поженились, но между собою уговорились вести святую жизнь, вполне преданную Богу.

После смерти отца Хрисанфа молодые люди поселились в двух отдельных домах, устроенных наподобие монастырей. Дария вела беседы и изучала Закон Божий с молодыми девицами, а Хрисанф с юношами. По прошествии нескольких лет об их просветительской деятельности стало известно правителю города и оба были взяты под стражу и преданы мучениям.

Языческие воины вместо того, чтобы отвратить святых от их веры, сами уверовали во Христа, наблюдая за чудесами, которые происходили во время пыток: крепкие узы от воловьих жил сами распались, дерево на ногах Хрисанфа стало пылью, мрачная темница осветилась светом, тяжелая палка, прикоснувшись к телу, стала мягкой. Хрисанф сказал воинам: «Если вы хотите придти к моему Богу, то не ногами, а сердцем приходите к Нему, ибо Бог бывает близок к тому, кто ищет Его сердцем и верою». Долго беседовал Хрисанф со стражниками, и после беседы Клавдий и его жена Илария, и его два сына Иасон и Мавр, и все воины со своими семьями приняли святое крещение.

Когда до императора дошел слух о том, что его воины обратились в новую веру, он повелел всех их казнить. На месте гибели новообращенных находилась заброшенная пещера, в которой христиане и погребли тела погибших. Мучения же святых Хрисанфа и Дарии продолжались. Но Бог не оставил их без своей помощи. Хрисанфу в его темной и смрадной темнице воссиял свет, и разлилось благоухание. Дарию, которая была отправлена в дом блудниц, защищал лев. Всех, кто пытался осквернить святую, лев валил на землю, но оставлял живыми. Святая Дария проповедовала им христианство и обращала на путь спасения. Язычники, наблюдавшие все эти чудеса, готовы были принять святое крещение.

Разгневанный император повелел засыпать Дарию и Хрисанфа землей и камнями, они с пением и молитвами сошли в ров, и в смерти сохраняя свое духовное супружество. На месте гибели святых мучеников стали совершаться чудеса исцелений, сюда потянулись паломники, облюбовав пещеру неподалеку. Об этих сборах стало известно императору Нумериану, и он повелел завалить пещеру землей вместе со многими христианами, находившимися внутри. Среди погибших в пещере мучеников были Диодор пресвитер и Мариан диакон, которые вспоминаются Церковью вместе со святыми Дарией и Хрисанфом.

Хрисанф был сыном известного александрийца, сенатора Полемия, который во времена императора Нумериана (283-284) переселился вместе с сыном в Рим. Получив начальное образование, Хрисанф принялся изучать философию. Не удовлетворившись тем, что дала ему философия, он с изумлением открыл для себя Евангелие - книгу воплощенной Премудрости. Ведомый Промыслом, он вскоре нашел руководителя, которого искал, в лице пресвитера Карпофора. Священник из-за гонений прятался в пещере. Карпофор посвятил Хрисанфа в тайны веры и дал в святом крещении новое рождение.

Семь дней спустя Хрисанф вернулся в город и начал проповедовать Христа, к великому горю своих родителей. Полемий сначала пытался заставить его изменить взгляды, обещая наслаждения и богатство. Затем, потерпев неудачу, он заключил сына в мрачной камере в надежде сломить его волю голодом.

Когда отец увидел, что пост и заточение лишь придают сыну сил, он, по совету друга, отвел его в великолепно украшенный зал и пригласил юных девушек, дабы одержать победу над ним с помощью их ласк. Но Хрисанф, призвав Бога на помощь и приведя на память пример целомудрия Иосифа (ср.: Быт. 39), остался нечувствителен к их чарам. Каждый раз, когда бесстыдные девушки приближались к нему, их начинала одолевать сильная сонливость.

Тогда Полемию посоветовали пригласить юную прекрасную деву по имени Дария, уроженку Афин, сведущую в философии. Ее, разодетую в пышные наряды, представили Хрисанфу, и она попыталась уловить его рассуждения в сети духовной прелести. Он ответил ей тем, что описал зрелище смерти и последнего Суда. Затем, когда она попыталась напомнить ему о почестях, подобающих богам, истинный философ без труда опроверг ее доводы, показав, что нет ничего более противоречащего здравому смыслу, чем поклоняться стихиям - земле, воде и огню, придавая им человеческие формы. Услышав эти слова, Дария и сама оказалась во власти истинной мудрости. Они решили притворно изобразить брак, дабы получить возможность прожить в девстве до самой смерти и подготовиться к целомудренному браку на Небесах.

Хрисанф и Дария посвятили себя горячей проповеди среди римской молодежи и убедили множество юношей и девушек хранить целомудрие ради Бога. Язычники были обеспокоены этим и донесли на них префекту Келерину, который отдал приказ об аресте и передал Хрисанфа трибуну Клавдию. Приведенный к храму Юпитера, он отказался принести жертвы. Тогда его связали бычьими жилами, размоченными в воде, чтобы, высыхая, они медленно врезались в тело вплоть до костей. Но Бог чудесным образом избавил его от этого и прочих мучений, которые изобрели гонители. Хрисанфа бросили в темницу, и она озарилась божественным светом. Его били розгами - они стали мягкими как перья и лишь овевали его. Тогда и трибун Клавдий признал могущество Божие вместе со всей семьей. Он сам, его жена Илария, сыновья Иасон и Мавр, а также воины, которые состояли под его началом, попросили святого наставить их в вере. Они приготовились к крещению, принеся благодарность Богу, и объявили, что готовы за Его имя претерпеть всевозможные мучения.

Узнав эту новость, Нумериан пришел в ярость и приказал бросить Клавдия с камнем на шее в море и обезглавить его сыновей и солдат. Христиане погребли тела святых мучеников в подземной пещере рядом с Салариевой дорогой. Здесь поселилась Илария, чтобы смотреть за светильниками и молиться у их могил. Когда солдаты пришли ее арестовать, она попросила дать ей последний раз помолиться перед могилами святых мучеников и отошла ко Господу. Служанки погребли ее на этом месте и впоследствии построили здесь маленькую церковь.

Опасаясь, как бы число обращенных не увеличилось, император повелел заключить Хрисанфа в ужасную Мамертинскую тюрьму, смрадную и полную нечистот, а Дарию отправил в дом терпимости. Но Господь еще раз посетил своих святых: Он окружил Хрисанфа светом и несказанным благоуханием и послал льва для защиты Дарии от покушений на ее чистоту. Святая воспретила льву съесть первого из них и, с кротостью воззвав к его разуму, смогла обратить нечестивца ко Христу. Хищный зверь в это время нес стражу перед дверью. Затем лев привел и остальных мужчин, и они в свою очередь обратились к истинной вере, услышав слова Дарии. После этого префект Келерин повелел разжечь огонь при входе. Тогда Дария отослала животное на волю и сочла себя готовой к последней битве.

Святые мученики претерпели новые мучения, но без всякого вреда для себя. В конце концов их бросили в ров, который засыпали камнями и землей. Так они стяжали мученическую кончину и достигли Царства Небесного.

В следующем году христиане пришли на это место, чтобы отпраздновать память небесного рождения мучеников. Пресвитер Диодор и диакон Мариан служили Божественную литургию. Тогда Нумериан приказал завалить вход в пещеру, где совершалось богослужение. Все собравшиеся получили святое Причастие, пока солдаты засыпали пещеру сверху землей, и присоединились к радости Хрисанфа, Дарии и с ними пострадавших.

Отнюдь не русское, но популярное в России женское имя Дарья пришло к нам из Греции, а точнее из Византии, вместе с христианством. Оно, в числе прочего, имеет и свою церковную историю, поскольку принадлежало разным святым. Соответственно, те девушки и женщины, которые носят имя Дарья, именины по церковному календарю могут отмечать в различное время. Когда именно и с какими святыми они могут ассоциироваться, мы и расскажем в этой статье.

Мученица из Рима - 1 апреля

Именины Дарьи чаще всего связывают с одноименной мученицей, происходившей из Рима. Церковное предание сохранило следующую легенду о ее жизни и смерти. В третьем веке в Риме, когда империей правил языческий и не очень благосклонный к христианам император Нумериан, сын одного из язычников, подпав под влияние христианской литературы, принял крещение и стал проповедовать Христа, как его понимал. А понимал он его с точки зрения современной ортодоксальной церковной позиции несколько еретично, потому что отвергал брак. Звали этого юношу Хрисанфом. Отец его, раздосадованный взглядами сына, решил вернуть его в русло привычной жизни и поэтому вознамерился его женить. Воля родителя была в угоду обычаям того времени исполнена, а в невесты была выбрана девушка, преданная языческой вере, по имени Дарья. Не желая изменять своим религиозным принципам, Хрисанф после церемонии бракосочетания не стал исполнять свои супружеские обязанности, а, напротив, постарался обратить в свою веру и супругу. И, согласно церковному преданию, ему это удалось, так как девушка приняла вскоре крещение и согласилась жить со своим мужем в качестве сестры. Так они и жили, имитируя счастливое семейство, доколе не умер отец Хрисанфа, после чего они и вовсе разъехались и стали жить в различных домах. Их пример, однако, воодушевлял многих христиан, и даже, как свидетельствует житие, способствовал активному притоку новообращенных.

Видя это, недовольные жители из язычников донесли правителю провинции на своих христианских соседей, после чего эпарх заточил их в тюрьме и подверг Хрисанфа пыткам, дабы выбить из него отречение от его веры. Но случилось нечто противоположное - видя стойкость молодого человека, впечатленный эпарх сам пожелал стать христианином и крестился вместе со всей семьей.

Согласно житию, узнав об этом поступке чиновника, император Нумериан распорядился казнить и самого эпарха и всех членов его семьи, а Хрисанфа бросили в яму. Дария же по решению властей должна была поступить на работу в публичный дом, чему, однако, помешал дикий лев, который, как гласит житие, направляемый богом, стал преграждать путь к девушке каждому, кто пытался лишить ее чести. В конечном счете император лично распорядился предать эту пару смерти. Когда верующие члены общины, в которой состояли Хрисанф и Дария, справляли траур по их кончине (что на самом деле было праздничным событием, так как мученическая смерть обещала небесное царство и встречу со Христом в раю), пещеру, в которой они находились, засыпали, заживо погребя таким образом всех, кто там собрался. Из их имен, сохраненных для истории, нам известны только двое священнослужителей - пресвитер Диодор и дьякон Мариан. У тех, кто носит в честь этой мученицы имя Дарья, именины православные приходятся на 1 апреля.

Мученица Дария Тимолина - 18 августа

Дарья Тимолина - эта женщина по происхождению русская. Родилась она в 1870 году. С юности отличалась религиозным рвением, что родителями, в Бога не верившими, было встречено негативно. Дарья же отказалась от замужества, которое ей навязывали, и дважды убегала из дома, чтобы жить рядом со своей учительницей, Евдокией Шейковой, исполняя обязанности келейницы. Так она и прожила всю жизнь, пока в 1919 году ее наставницу не приговорили к расстрелу. Вместе с двумя другими послушницами Дарья Тимолина решила сопровождать Евдокию на место казни и разделить с ней ее участь. Их расстреляли и закопали в общей могиле, а в 2000 году собором архиереев РПЦ причислили к лику святых.

Мученица Дария Улыбина - 18 августа

В день их общей память празднуют именины Дарьи, названные и в честь другой послушницы Евдокии, скончавшейся вместе с ней - Дарьи Улыбиной. О ее жизни известно только то, что она родилась в конце 1870-х, а с 1916 поступила келейницей к вышеупомянутой наставнице Евдокии. Общие именины Дарьи, названные в честь этих мучениц, отмечают 18 августа, а также в день памяти новомучеников и исповедников Российских и в день памяти Нижегородских святых. Последние два праздника - переходящие и каждый год приходятся на разные даты.

Мученица Дарья Зайцева - 14 марта

Еще одна верующая женщина, пострадавшая от рук советской власти, - Дарья Зайцева. Родилась она в 1870 году, а достигнув двадцатилетнего возраста, поступила в монастырь. После его закрытия в 1928 году жила в миру, а с 1934 года исполняла обязанности старосты одной из церквей в Московской области. По доносу, обвинявшему ее в продаже святой воды и лампадного масла, Дарью арестовали, а в 1938 году расстреляли. Именины Дарьи, установленные в память об этой женщине, празднуют в день ее растрела - 14 марта, а также в День новомучеников и исповедников Российских.

Другие даты для именин

Есть, конечно же, много других святых по имени Дарья, мало известных или вовсе неизвестных в Русской церкви. Если стоит выбор, кому из них отдать предпочтение перед крещением, то следует выбрать ближайший ко дню рождения день Дарьи. Именины также можно приурочить именно к той святой, к которой хочется, невзирая на близость ее памяти и дня рождения по календарю - такая практика также допускается.

Жития мучеников Хрисанфа и Дарии и с ними мучеников Клавдия, Иларии, Иасона и Мавра, Диодора пресвитера и Мариана диакона

Свя-той Хри-санф про-ис-хо-дил из язы-че-ской се-мьи; по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. Сре-ди книг ему по-па-да-лись та-кие, в ко-то-рых языч-ни-ки рас-суж-да-ли о хри-сти-ан-стве. Но юно-ша за-хо-тел про-чи-тать кни-ги, на-пи-сан-ные са-ми-ми хри-сти-а-на-ми. Юно-ше до-ве-лось най-ти кни-ги Но-во-го За-ве-та. Свя-щен-ное Пи-са-ние про-све-ти-ло ду-шу ра-зум-но-го юно-ши. Он на-шел скры-вав-ше-го-ся от го-не-ний пре-сви-те-ра Кар-по-фо-ра и при-нял от него Свя-тое Кре-ще-ние. По-сле это-го он на-чал от-кры-то про-по-ве-до-вать Еван-ге-лие. Отец юно-ши вся-че-ски ста-рал-ся от-вра-тить сы-на от хри-сти-ан-ства и же-нил его на кра-са-ви-це Да-рии, жри-це Афи-ны Пал-ла-ды. Од-на-ко свя-той Хри-санф су-мел об-ра-тить свою же-ну ко Хри-сту, и мо-ло-дые су-пру-ги по обо-юд-но-му со-гла-сию ре-ши-ли ве-сти дев-ствен-ную жизнь. По-сле смер-ти от-ца они ста-ли жить в от-дель-ных до-мах. Свя-той Хри-санф со-брал во-круг се-бя несколь-ких об-ра-щен-ных ко Хри-сту юно-шей, а во-круг свя-той Да-рии со-бра-лись бла-го-че-сти-вые жен-щи-ны.

Го-ро-жане по-жа-ло-ва-лись епар-ху Ке-ле-ри-пу, что свя-тые Хри-санф и Да-рия про-по-ве-ду-ют без-бра-чие. Свя-той Хри-санф был от-дан на му-че-ния три-бу-ну Клав-дию.

Од-на-ко пыт-ки не смог-ли по-ко-ле-бать му-же-ство мо-ло-до-го му-че-ни-ка, ибо си-ла Бо-жия яв-но по-мо-га-ла ему. По-ра-жен-ный этим, три-бун Клав-дий уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Свя-тое Кре-ще-ние вме-сте с же-ной Ила-ри-ей, с сы-но-вья-ми Иа-со-ном и Мав-ром и со все-ми до-маш-ни-ми и во-и-на-ми. Ко-гда весть об этом до-шла до им-пе-ра-то-ра Ну-ме-ри-а-на (283-284), то он при-ка-зал всех их каз-нить. Му-че-ник три-бун Клав-дий был утоп-лен в мо-ре, а его сы-но-вья и во-и-ны бы-ли обез-глав-ле-ны. Хри-сти-ане по-хо-ро-ни-ли те-ла свя-тых му-че-ни-ков непо-да-ле-ку в пе-ще-ре, и свя-тая Ила-рия ста-ла по-сто-ян-но хо-дить ту-да, чтобы мо-лить-ся. Од-на-жды ее вы-сле-ди-ли и при-ве-ли на му-че-ния. Свя-тая по-про-си-ла дать ей несколь-ко ми-нут для мо-лит-вы, за-кон-чив ко-то-рую, скон-ча-лась. Слу-жан-ка по-хо-ро-ни-ла свя-тую в пе-ще-ре ря-дом с сы-но-вья-ми.

Свя-тую Да-рию му-чи-те-ли от-да-ли в блу-ди-ли-ще. Но там ее охра-нял по-слан-ный Бо-гом лев. Всех, кто пы-тал-ся осквер-нить свя-тую, лев ва-лил на зем-лю, но остав-лял жи-вы-ми. Му-че-ни-ца про-по-ве-до-ва-ла им Хри-ста и об-ра-ща-ла на путь спа-се-ния.

Свя-то-го Хри-сан-фа бро-си-ли в смрад-ную яму, ку-да сте-ка-ли все нечи-сто-ты го-ро-да. Но ему вос-си-ял Небес-ный Свет, а вме-сто смра-да яма на-пол-ни-лась бла-го-уха-ни-ем.

То-гда им-пе-ра-тор Ну-ме-ри-ан ве-лел от-дать свя-тых Хри-сан-фа и Да-рию в ру-ки па-ла-чей. По-сле ис-тя-за-ний му-че-ни-ки бы-ли жи-вы-ми за-ры-ты в зем-лю.

В пе-ще-ре, рас-по-ло-жен-ной непо-да-ле-ку от ме-ста каз-ни, ста-ли со-би-рать-ся хри-сти-ане, празд-нуя день му-че-ни-че-ской кон-чи-ны свя-тых. Они со-вер-ша-ли бо-го-слу-же-ния и при-ча-ща-лись Свя-тых Та-ин. Узнав об этом, язы-че-ские вла-сти при-ка-за-ли за-сы-пать вход в пе-ще-ру, за-пол-нен-ную мо-ля-щи-ми-ся.

Так в му-ках по-гиб-ло мно-же-ство хри-сти-ан, из ко-то-рых двое из-вест-ны по име-нам: му-че-ни-ки пре-сви-тер Ди-о-дор и диа-кон Ма-ри-ан.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Молитва мученикам Хрисанфу и Дарии Римским

О, святи́и и преблаже́ннии страстоте́рпцы, му́ченицы Христо́ви Хриса́нфе и Да́рие! К ва́м у престо́ла Бо́жия предстоя́щим и моли́твенникам на́шим те́плым, ско́рым помо́щникам мы́, недосто́йнии, прибега́ем. Услы́шите ны́не сие́ моле́ние на́ше и умоли́те возлю́бленнаго ва́ми Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Его́ же вы́ испове́дали в тя́жких муче́ниих свои́х пред безу́мными мучи́тели и гони́тели свято́й ве́ры Христо́вой, о на́с недосто́йных гре́шных. Вы́ у́бо ра́ди ве́ры Христо́вой мно́ги муче́ния претерпе́ли и умерщвлены́ бы́ша, Це́рковь Христо́ву украси́сте и венца́ми безсме́ртныя сла́вы увенча́ннии, в неизглаго́ланней ра́дости с ли́ки а́нгельскими в небе́сных селе́ниях водворя́етеся, Боже́ственным све́том облиста́еми. Яви́ти и на́м многомо́щное заступле́ние: ве́ру Христо́ву в чистоте́ сохрани́ти, в злострада́ниях и искуше́ниях му́жество прояви́ти, в жите́йских потре́бах дово́льство, в моли́твах постоя́нство и любо́вь к Бо́гу и бли́жним всегда́ име́ти. Наста́вите на́с, святи́и му́ченицы, моли́твами ва́шими на пу́ть спасе́ния, укрепи́те стопы́ на́ша тве́рдо и непоколе́блемо ходи́ти путе́м за́поведей Госпо́дних, вразумля́я заблу́ждшия, да́руя неду́гующим исцеле́ние, бе́дствующим избавле́ние, в супру́жестве живу́щим покрови́тельство, все́м же на́м вся́ ко спасе́нию поле́зная. Я́ко да ва́шими моли́твами наставля́еми и предста́тельством укрепля́еми, просла́вим Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святым мученикам Хрисанфу и Дарии

Кондак 1

Избраннии Христови мучениколюбцы Хрисанфе и Дарие, венцами славы Божественныя украшеннии и к жизни немятежней чрез веру и страдания ко Христу пришедшия, приимите моления наша недостойныя во славу Божию и похвалы вам приносимыя, избавляя нас от искушений и бед всяческих с любовию и радостию вам поюще:

Икос 1

Ангельскою чистотою облистающии, святии мученицы Христове Хрисанфе и Дарие. Вы бо прелести безбожныя уклонилися есте, наслаждаемии несравненною Божественною добротою, поюще хвалу Владыце всех преблаженнии. Тем же удивляющиеся подвиги вашими, радующиеся взываем вам со умилением сице:
Радуйтесь, дивныя исповедницы, истину божественную возлюбившия; радуйтесь, вражия прелести и сласти разжения от себя отгнавшии.
Радуйтесь, в вере Христовой добре себе укрепившии; радуйтесь, сладости мира сего ни во чтоже вменившия.
Радуйтесь, прелести идольския дерзновенно обличившия; радуйтесь, словесы вашими многи неверныя к Богу обратившия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 2

Видя вражия прелести и сладости разжжения, Хрисанфе достоблаженне, верою вооружися, низложил еси многокозненнаго змия, благоволения разумного исполняяся, и яко невестокраситель всеизряднейший, Дарию, невесту непорочну привел еси ко Христу, воспевая с нею похвальная пения Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разумом истины озаренныя, Божественнаго благовония исполнилися есте, мученицы всехвальнии. Доблестию Христовой сердца ваша украшаше во исповедании веры Бога Истиннаго. За таковое дерзновение прославляя подвиги ваша, примите похвалы сия:
Радуйтесь, истину веры Божественныя возлюбившии; радуйтесь, верныя к православию Бога истиннаго воздвигающии.
Радуйтесь, заповеди Христови в чистоте соблюдшии; радуйтесь, Богу целомудренным житием угодившии.
Радуйтесь, любовию Христовою души свои украсившии; радуйтесь, прелести мира сего и тщету презревшия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 3

Сила божественная осени вас, страдальцы Христови, во мрачнем затворе бывшия. Стоясте бо среди смрада прескверная, сиянием благодати Господней озареннии, страдая за веру Христову, непрестанными гласы поя: Аллилуия.

Икос 3

Имеяше превелие желание украситеся венцами мученичества за Христа, вы святии страстотерпцы Хрисанфе и Дарие, неустанно проповедали веру Божию, обличая безумное шатание вражия идолослужения, укрепляя верныя в вере Бога истиннаго и наставляя на пути спасения. Тем же и мы зряще таковую ревность вашу по Бозе, дерзновенно вопием вам:
Радуйтесь, истиннии исповедницы, не устрашившиеся грядущих мучений; радуйтесь, научающии всех не боятися человеческих прещений.
Радуйтесь, во всем надежды своя и упования на Бога возложившии; радуйтесь, всех верующих в Промысл Божий веровати учившии.
Радуйтесь, коварства сатаны безбоязненно посрамившии; радуйтесь, все время свое в молитвенных подвигах проводившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 4

Буря ярости и лютых напастей гонителей не возможе поколебати веры вашея во Христа, всеблаженнии страдальцы. Вы бо Духа Святаго исполнении мужественно пред всеми Творцу воспевали: Аллилуия.

Икос 4

Слыша слова Священнаго Писания, яко Бог любовь есть, блаженне Хрисанфе, возлюби душа твоя веру в Бога истиннаго. Пресвитером Карпофором наставляем, утвердися в вере и ею же Дарию, жрицу храма Минервы привел еси ко Христу, да прославися добротою несравнительною любовь Царя Небеснаго, в ней же пребывающе и мы, прославим вас воззваниями сими:
Радуйтесь, яко огнь любве к Богу в сердцах ваших до конца жизни вашея в чистоте сохранившии; радуйтесь, яко истинным богословием души своя укрепившии.
Радуйтесь, яко Церкви Христовой защитницы славнии; радуйтесь, верных наставницы и заступницы дивнии.
Радуйтесь, и нас исполняти заповеди Божественныя научающии; радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 5

Богоявленныя звезды небесныя явистеся, Хрисанфе и Дарие, егда в добровольнем согласии восхотесте вы жити в безбрачном супружестве. В замене бо жизни временныя и плотския любови, вы украсили души свою Христовой любовию. Божественною благодатию сия еси Владыце Небу и Земли воспевали песнь: Аллилуия.

Икос 5

Видяще житие ваше богоугодное, украшенное доброхотным согласием Господеви служити, неустанно проповедали веру Христову, призывая вся мужественно от веры Христовой никако отступати, мрак идолослужения обличая, и вся к небесному блаженству направляя. Воспоминая благочестивое ваше житие вопием с любовию сицевая:
Радуйтесь, образ истиннаго супружества христианского показавшии; радуйтесь, Духа Святаго жилища своя наполнившия.
Радуйтесь, правоверия Божия дерзновеннии ревнителя; радуйтесь, светильницы светлии любовию Христовой горящии.
Радуйтесь, Славы божественныя неустрашимии проповедницы; радуйтесь, муки душевныя вкупе с телесными за Христа претерпевшия.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 6

Проповедником велегласным бысть глаголы твоя, мучениче Хрисанфе. Призывая верныя отвергати соблазны мира сего, якоже и подобаше ищущим спасения и горняя мыслите. Исполняше сие, блаженне, привел еси и Дарию ко Христу, с нею же укрепляшеся в вере, дерзновенно воспеваше Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в сердцах ваших яко солнце, свет славы небесныя, истиннии страдальцы Христови. Вси бо зряще благочестие жизни вашея и веру во единаго Бога Отца Вседержителя, прихождаху к вам. Дом бо ваш бысть, яко монастырь святый, в нем же многи верныя обретаху спасение. Удивляшеся таковому житию вашему, вернии воспеваше вам:
Радуйтесь, звезды на тверди небесней духовно сияющии; радуйтесь, молитвами вашими дверь Царства Христова многим открывшии.
Радуйтесь, честных обителей усердныя устроители; радуйтесь, сосуды избраннии благодати божественней.
Радуйтесь, честнаго супружества небеснии покровители; радуйтесь, чистотою душ ваших себе украсившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 7

Хотяше отвратити вас веры Христовой и мерзким идолам жертвы приносити, градоправитель Калерин веле пытати вас, страстотерпцы святии. Вы же многая претерпеша страдания, со дерзновением и верою мужественно воспевали Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новую показа ярость безчеловечный мучитель Калерин, яко не возможе отвратити вас от истины христовой. Дивяся убо величеству терпения вашего и веры, мысляще о некоем волшебстве, повеле вас предати тягчайшим пыткам. Но ничтоже успе и не возможе противостати вам, яко ни кия пытки ни ухищрения поколебати веры не можаше. Вернии же видеша страдания ваша взываху вам сице:



Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 8

Странное чудо бысть, егда Клавдий трибун позна истину Божию, видя страдания ваша, мученицы святии, рече бо, яко и чародей не можаше претерпети таковыя мучения, яже вы претерпесте. Повеле прекратити мучения ваша, и нача сам исповедати веру Христову, поя с вами Богу: Аллилуия.

Икос 8

Всем сердцем и любовию Христовою возрадовались вы, святии мученицы Хрисанфе и Дарие, видя обращение к вере Христовой не токмо Клавдия трибуна, но и вся домашния его: Иларию супружницу и чада Иасона и Мавра, и воины мучащия их, прося Крещение Господне прияти. Тии бо уверовавше во Христа, начаше прославляти Бога и с верными в духовном веселии взывати вам:
Радуйтесь, благодати Христовой души ваши преисполненныя; радуйтесь, светом божественным многия осиявающия.
Радуйтесь, яко беззаконных мучителей мужеством удивляющии; радуйтесь, на подвиги страданий за Христа небоязненно шествовавшии.
Радуйтесь, своими страданиями многия мучители ко Христу призвавшии; радуйтесь, яко с терпением и преданностью крест Христов понесшии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 9

Все естество ангельское возрадовася зело, святии мученицы, видя, яко собор страдальцев привели еси вы ко Христу. Божественными словесы наставляя всех и путь спасения указуя, верным безбоязненно терпети мучения, восхваляя Бога, дивнаго во святых Своих, песнею: Аллилуия.

Икос 9

Витийство человеческое не возможе противостати вам, страдальцы Христови Хрисанфе и Дарие. Кто возможе изрещи страдания ваша, или кто изречет подвиги за Христа Бога нашего? Пренебрегши бо славу земную и величия временныя жизни, положиша вы души ваша за веру Божию. Восхваляя толикия деяния ваша, с любовию взываем вам:
Радуйтесь, веры Христовой усердныя насадители; радуйтесь, идолам поклонения дерзновенныя противники.
Радуйтесь, верныя из тьмы идолопоклонства к свету Христову ведущии; радуйтесь, премногими чудесы мучители удивившии.
Радуйтесь, биения лютыя за Христа претерпевшии; радуйтесь, страдании вашими мучителя Нумериана посрамившии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 10

Спасти хотя души верных, святии мученицы, вы бо премудростию украшены Христовою, обуили немудрых шатания, чистыя сосуды Вседержителя явистеся, призывая вся в безмерной славе Божией пребывати и пети Творцу: Аллилуия

Икос 10

Стены твердее каменныя явися новый мучитель христиан Нумериан, егда в безумии своем веле предати вас иным мучениям. Тя бо, Хрисанфе веле погрузити в клоаку нечистот, и Дарию отдати на поругание в дом публичный. Но сила Божия сохрани вас невредимы, и свет небесный осия вас. Видя токовое, величати похвалы сицевыми:
Радуйтесь, столпи непоколебимии, в вере Христовой твердо стоящии; радуйтесь, зловония нечистот за Христа претерпевшия.
Радуйтесь, поругания и страдания без боязни понесши; радуйтесь, светом Небесным в мучениях своих озаренныя.
Радуйтесь, ярость Нумериана ни во что вменившии; радуйтесь, твердее камене в мучениях ваших явившиися.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 11

Пение благоприятное приносим вам, чуднии мученицы Христови. Вы бо прославили подвиги вашими Подвигоположника Христа, Спасителя нашего, и крепостию веры своея посрамили мучителя ваша. Мы же, благодаря о сем Господа, с благоговением и любовию поем Ему: Аллилуия.

Икос 11

Светозарное Солнце Правды озари сердца верных, егда видеша преславныя чудеса Божии. Чудный свет Божественный осия вас, страстотерпцы святии Хрисанфе и Дарие, егда ведени быша на страдания и смерть за имя Христово. Вы бо вернии супружницы до конца пребывшии в твердей вере противу всяческих искушений вражиих. Благоговейно убо воспоминая подвиги и страдания ваша блажим вас похвалами сими:
Радуйтесь, светильницы Христови, во тьме нечестия сияющии; радуйтесь, зловерие идолопоклонников обличающии.
Радуйтесь, веры христианския небоязненныя защитницы; радуйтесь, ранами своими любовь ко Христу усугубившии.
Радуйтесь, поругания и досождения за Христа терпевшие; радуйтесь, во исповедании Христове добре пребывшии.
Радуйтесь, Хрисанфе и Дарие со всеми мученики, за веру Христову пострадавшими.

Кондак 12

Благодати преисполненнии от Господа, всехвальнии Хрисанфе и Дарие, в радосте память ваша верными прославляется, и теплыми молитвами к вам, величается. Вы бо страдания тяжкая претерпевшии, за веру Христову смерти приявшии души ваша, сподобилися есте в райских селениях со Ангелы воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще славную кончину вашу, мученицы святии, еюже прославили веру Божию истиннии страдальцы вы явистеся посреде зверей, якоже агнцы, воплощение Божественное проповедующе, излиявшегося даже и до плоти, и болезньми неболезненную Божественне наследовасте. Сие убо воспоминая, умиленно восклицаем вам:
Радуйтесь, яко за веру Христову заживо в глубоком рове засыпанныя; радуйтесь, многими знамениями милости Божией прославленныя.
Радуйтесь, яко память ваша богослужениями и молитвами верных соблюдается; радуйтесь, яко во свете неприступном на небесах пред Богом души ваша преставшии.
Радуйтесь, от Триипостаснаго Божества венцами Небеснаго Царствия увенчаннии; радуйтесь, Хрисанфе и Дарие, со всеми мученики за веру Христову пострадавшими.

Кондак 13

О, преславнии и многострадальнии мученицы святии, Хрисанфе и Дарие! Примите пение сие похвальное от нас, недостойных, со умилением вам молящихся. Вознесите теплыя молитвы ваша, о всех память вашу прославляющих, и ходатайством вашим у Престола Божия, избавите нас от бед, скорбей и болезней и вечнаго мучения, да сподобимся в Небесных селениих воспевати Богу: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, святии и преблаженнии страстотерпцы, мученицы Христови Хрисанфе и Дарие! К вам у престола Божия предстоящим и молитвенникам нашим теплым, скорым помощникам мы, недостойнии, прибегаем. Услышите ныне сие моление наше и умолите возлюбленного вами Господа нашего Иисуса Христа, Его же вы исповедали в тяжких мучениях своих пред безумными мучители и гонители святой веры Христовой, о нас недостойных грешных. Вы убо ради веры Христовой многи мучения претерпели и умерщвлены быша, Церковь Христову украсисте и венцами безсмертныя славы увенчании, в неизглаголанней радости с лики ангельскими в небесных селениях водворяетеся. Божественным светом облестаемии. Явити и нам многомощное заступление: веру Христову в чистоте сохранити, в злостраданиях и искушениях мужество проявити, в житейских потребах довольство, в молитвах постоянство и любовь к Богу и ближним всегда имети. Наставите нас, святии мученицы, молитвами вашими на путь спасения, укрепите стопы наша твердо и непоколеблемо ходити путем заповедей Господних, вразумляя заблудшия, даруя недугующим исцеление, бедствующим избавление, в супружестве живущим покровительство, всем же нам вся ко спасению полезная. Яко да вашими молитвами наставляемии и предстательством укрепляемии, прославим Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.