Судьба потомков Сталина: почему Александр Бурдонский отказался от фамилии деда. Дети василия сталина их судьба Александр бурдонский личная жизнь жена

Александр Васильевич Бурдонский (род. 14 октября , Куйбышев , РСФСР , СССР) - советский и российский режиссёр-постановщик Центрального академического театра Российской армии , Народный артист России () , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985).

Внук Председателя Совета министров СССР И. В. Сталина , старший сын генерал-лейтенанта авиации В. И. Сталина .

Биография

В течение десяти лет вместе с Элиной Быстрицкой преподавал в ГИТИСе .

Бездетный вдовец. Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссёром Молодёжного театра.

Творчество

Постановки

Центральный академический театр Российской армии

  • «Тот, кто получает пощёчину » по Леониду Андрееву
  • «Дама с камелиями » А. Дюма-сына
  • «Снеги пали » Р. Феденёва
  • «Сад» В. Арро
  • «Орфей спускается в ад » Т. Уильямса
  • «Васса Железнова » Максима Горького
  • «Ваша сестра и пленница » Л. Разумовской
  • «Мандат » Николая Эрдмана
  • «Условия диктует леди » Э. Элиса и Р. Риза
  • «Последний пылко влюблённый » Н. Саймона
  • «Британик » Ж. Расина
  • «Деревья умирают стоя » Алехандро Касона
  • «Дуэт для солистки» Т. Кемпински
  • «Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
  • «Арфа приветствия» М. Богомольного
  • «Приглашение в замок» Ж. Ануйя
  • «Дуэль королевы» Д. Маррелла
  • «Серебряные колокольчики«» Г. Ибсена
  • «Та, которую не ждут…» Алехандро Касона
  • «Чайка» А. Чехова
  • «Элинор и её мужчины » Джеймс Голдмен
  • «Игра на клавишах души» по пьесе «Лив Штайн» Н. Харатишвили
  • «С тобой и без тебя» К. Симонова
  • «Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова

Признание и награды

Напишите отзыв о статье "Бурдонский, Александр Васильевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бурдонский, Александр Васильевич

Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.

Роль Иосифа Сталина в истории оценивается по-разному. Одни боготворят его личность, другие рьяно ненавидят его и проводимую им политику. В годы его жизни семья Иосифа Виссарионовича жила хорошо. Его сын, Василий Сталин, нередко вел себя своенравно, совершая одиозные, недостойные его фамилии поступки. Однако никакого наказания за свои деяния он не нес. Внуку Иосифа Сталина, режиссеру Александру Васильевичу Бурдонскому, пришлось сменить фамилию, чтобы спокойно заниматься творчеством.

Александр Бурдонский биография: ранние годы

Родился режиссер 14 октября 1941 года в городе Куйбышеве, который сейчас именуется Самарой. Его отец - знаменитый советский летчик Василий Сталин, а мать - Галина Бурдонская. Данная ему после рождения фамилия деда - Сталин, помогала мальчику в юном возрасте. Однако же после смерти Иосифа Виссарионовича фамилию пришлось сменить на Бурдонский.

Смена объясняется развенчанием культа личности великого вождя на XX съезде Коммунистической партии. С этого момента начались притеснения родственников Сталина. Под удар попал и отец будущего режиссера.

Василий Сталин

Здоровье отца Александра Бурдонского в заключении подкосилось настолько, что ему срочно потребовалось лечение. Никита Хрущев решает освободить Василия досрочно, но взамен требует соблюдение ряда условий:

  1. Перестать вести разговоры о смерти своего отца, обвиняя нынешних политиков в его кончине.
  2. Не вести разгульный образ жизни.

Скрипя зубами, Василий соглашается с требованиями Никиты Сергеевича. Ему выделяется пенсия, возвращается звание и выдается 3-комнатная квартира. Но счастье Василия Сталина длится недолго: в пьяном состоянии он заявляет об убийстве отца Хрущевым и обвиняет весь белый свет в своих несчастьях. Его возвращают в тюрьму, а затем направляют в закрытый город Казань.

По его биографии снят сериал "Сын отца народов", отражающий жизнь Василия с первой женой и отношения с собственным сыном Александром.

Отцы и дети

Александр Бурдонский, сын Василия Сталина, был отобран у матери в раннем детстве. Ей запрещалось навещать свое чадо, поэтому воспитание всецело легло на плечи отца. Постоянные пьянки, разгульный образ жизни мешал Василию воспитывать правильно своего сына.

Как он сам заявлял, им занимались мачехи и гувернантки. Стоит отметить, что, несмотря на все невзгоды судьбы и временное отсутствие матери, из Александра получился хороший человек и любящий муж. Отец готовил для него военную карьеру, однако он предпочел заниматься театром и кино.

Смерть вождя и его роль в жизни Александра Бурдонского

Дед, Иосиф Сталин, никогда не интересовался судьбой собственного внука. Александр ни разу не видел его вживую. Зато ему довелось повидать деда на похоронах. Как позже он отметил, смерть Сталина никак не отразилась на его эмоциональном состоянии.

Александр не увлекался политикой, в его интересы входил только театр. Нередко ему поступали предложения поставить спектакль о деде, но он всегда отказывался. Свое родство с вождем никогда не афишировал.

По его словам, дед был излишне безумным, но, бесспорно, гениальным политиком. В юности Александр к Иосифу Виссарионовичу относился с неким презрением. Повзрослев, смог оценить роль деда в истории в большей мере как положительную, чем отрицательную.

Детство и юность актера проходили в тяжелых моральных условиях. Благодаря стойкости духа и особому характеру мальчик не потерял себя в свалившейся на него славе. И в дальнейшем свое родство не использовал, чтобы покичиться своим знаменитым дедом. В представлении Бурдонского тот остался недосягаемой фигурой.

Где учился

Как и хотел отец, Александр начал учиться в Калининском суворовском училище. После окончания 7-го класса он поступил в Художественно-техническое училище театрального профиля. Активно принимал участие в жизни учебного заведения и Дома пионеров.

В 1958 году он оканчивает училище и начинает работать бутафорным художником в театрах столицы СССР. В начале 1966 года проходит обучение в ГИТИСе на режиссерском факультете.

В 1971 году Бурдонский оканчивает учебу и получает приглашение сыграть в пьесе Шекспира. Уже в 1972 году режиссер Андрей Попов делает ему предложение остаться в ЦТСА и продолжить актерскую карьеру. Несложно догадаться, что Александр соглашается.

Личная жизнь актера

Бурдонский женился на своей коллеге и однокурснице Далей Тумалявичуте. Она работала главным режиссером в молодежном театре, умерла раньше мужа. В браке детей не было, и овдовевший Александр Васильевич Бурдонский остался совсем один. Стоит отдать ему должное - он никогда не использовал свое "особое" положение, считая себя обычным человеком.

Смерть

В возрасте 76 лет Александр Бурдонский скончался. Новость о смерти режиссера и актера не вызвала бурных обсуждений в обществе, что закономерно, ведь он вел скромный образ жизни. Из-за проблем с сердцем 24 мая прошлого года актер скончался в московском госпитале.

"Сегодня ночью Александр Васильевич скончался", – сообщили "Интерфаксу" в театре, где работал режиссер. Александр Бурдонский с 1972 года служил в Театре Российской армии. Здесь он получил звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1985 год) и народного артиста России (1996 год).

ПО ТЕМЕ

Коллеги выражают соболезнования по поводу горького события. Первой высказалась народная артистка СССР Людмила Чурсина.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали. Уход Бурдонского – огромная потеря для театра, а для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", – цитирует Чурсину РИА Новости.

Как писали , Александр Васильевич Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве (ныне – Самара). В 1951-1953 годах учился в Калининском суворовском училище. Пройдя актерский курс при театре "Современник" у Олега Ефремова, в 1966-м поступил на режиссерское отделение ГИТИСа к Марии Кнебель.

Александр Бурдонский скончался вечером 23 мая в больнице после тяжелой болезни. Причина смерти – проблемы с сердцем.

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Театральный режиссер, народный артист России и внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский умер в Москве. Ему было 75 лет.

Как рассказали РИА Новости в Центральном академическом театре Российской армии, где Бурдонский отработал несколько десятилетий, режиссер скончался после тяжелой болезни.

В театре уточнили, что гражданская панихида и прощание с Бурдонским начнется в 11:00 в пятницу, 26 мая.

"Все будет происходить в его родном театре, где он работал с 1972 года. Затем состоится отпевание и кремация на Николо-Архангельском кладбище", — сообщил представитель Центрального академического театра Российской армии.

"Настоящий трудоголик"

Актриса Людмила Чурсина назвала смерть Бурдонского огромной потерей для театра.

"Ушел человек, который знал о театре все. Александр Васильевич был настоящим трудоголиком. Его репетиции были не просто профессиональными занятиями, а и жизненными размышлениями. Он много воспитал молодых актеров, которые его обожали", — заявила Чурсина РИА Новости.

"Для меня это личное горе. Когда умирают родители, наступает сиротство, а у меня с уходом Александра Васильевича наступило сиротство актерское", — добавила актриса.

Чурсина много работала с Бурдонским. В частности, она играла в спектаклях "Дуэт для солистки", "Элинор и ее мужчины" и "Игра на клавишах души", которые ставил режиссер.

"У нас было шесть совместных спектаклей, и начали уже работать над седьмым. Но случилась болезнь, и он сгорел за четыре-пять месяцев", — рассказала актриса.

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая назвала Бурдонского человеком уникального таланта и железной воли.

"Это замечательный педагог, с которым мне случилось вместе преподавать десять лет в ГИТИСе, и очень талантливый режиссер. Его уход — большая потеря для театра", — заявила она.

"Рыцарь театра"

Актриса театра и кино Анастасия Бусыгина назвала Александра Бурдонского "настоящим рыцарем театра".

"С ним у нас была настоящая театральная жизнь в лучших ее проявлениях", — цитирует слова Бусыгиной телеканал "360" .

По ее словам, Бурдонский был не только великолепным человеком, но и "истинным служителем театра".

Бусыгина впервые столкнулась с Бурдонским при постановке чеховской "Чайки". Она отметила, что в работе режиссер порой был деспотичен, однако его "любовь сплачивала актеров в одну команду".

Как внук Сталина стал режиссером

Александр Бурдонский родился 14 октября 1941 года в Куйбышеве. Его отцом был Василий Сталин, а матерью — Галина Бурдонская.

Семья сына вождя распалась в 1944 году, однако развод родители Бурдонского так и не оформили. Кроме будущего режиссера, у них была общая дочь — Надежда Сталина.

С рождения Бурдонский носил фамилию Сталин, однако в 1954 году — уже после смерти деда — взял материнскую, которую сохранил до конца жизни.

В одном из интервью он признался, что видел Иосифа Сталина только издалека — на трибуне и лишь один раз воочию — на похоронах в марте 1953-го.

Александр Бурдонский окончил Калининское суворовское училище, после чего поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Кроме того, он учился на актерском курсе студии при театре "Современник" у Олега Ефремова.

В 1971 году режиссера пригласили в Центральный театр Советской армии, где он занимался постановкой спектакля "Тот, кто получает пощечину". После успеха ему предложили остаться в театре.

За время работы Александр Бурдонский поставил на сцене Театра Российской армии спектакли "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына, "Снеги пали" Родиона Феденева, "Сад" Владимира Арро, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Васса Железнова" Максима Горького, "Ваша сестра и пленница" Людмилы Разумовской, "Мандат" Николая Эрдмана, "Последний пылко влюбленный" Нила Саймона, "Британик" Жана Расина, "Деревья умирают стоя" и "Та, которую не ждут…" Алехандро Касоны, "Арфа приветствия" Михаил Богомольного, "Приглашение в замок" Жана Ануйя, "Дуэль королевы" Джона Маррелла, "Серебряные колокольчики" Генрика Ибсена и многие другие.

Кроме того, режиссер поставил несколько спектаклей в Японии. Жители Страны восходящего солнца смогли увидеть "Чайку" Антона Чехова, "Вассу Железнову" Максима Горького и "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса.

В 1985 году Бурдонский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1996-м — народного артиста России.

Режиссер также активно участвовал в театральной жизни страны. В 2012 году он принял участие в митинге против закрытия Московского драматического театра имени Гоголя, который был переформатирован в "Гоголь-центр".

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бурдонского Александра Васильевича

Александр Васильевич Бурдонский – российский театральный режиссер, внук советского государственного деятеля .

Ранние годы

Александр Васильевич родом из Куйбышева (Самары). В этом городе, расположенном в Среднем Поволжье, он появился на свет 14 октября 1941 года. В тот период гитлеровские войска уверенно продвигались вглубь СССР, и его родители, как и многие советские люди, были эвакуированы подальше от линии фронта. Отцом мальчика являлся сын всесильного главы государства .

Так же, как и отец, Саша носил знаменитую фамилию своего деда, но после его кончины пришлось ее сменить. Новые лидеры государства затеяли кампанию по осуждению культа личности диктатора, поэтому быть тогда было небезопасно. Александр взял фамилию матери Галины и стал Бурдонским.

Что касается отношений внука с дедом, то их как таковых не было. Александр видел своего выдающего родственника изредка, и то издалека. Приблизился к лишь на похоронах, когда тот лежал в гробу. В молодые годы Александр осуждал за тиранию, но со временем пересмотрел свои взгляды и признал его вклад в дело построения социалистического строя.

Семья распалась, когда Саше было четыре года. Мать не смогла добиться разрешения воспитывать сына, и его забрал к себе отец. О нем у Александра остались в основном теплые воспоминания, хотя обладал характером непростым, да и выпивал частенько. А вот о мачехе Екатерине, дочери бывшего наркома обороны Тимошенко, он отзывался нелестно.

Дабы ребенок не отнимал у него много времени, определил его в суворовское училище, которое тот успешно закончил. Но юноша не захотел связать свою жизнь с военной службой: его манил к себе театр.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

Александр Бурдонский пошел обучаться в ГИТИС искусству создания театральных постановок. Наряду с этим решил попробовать сделать актерскую карьеру и стал слушателем курса студии, которая готовила кадры для «Современника». Наставником Александра был незабвенный .

Выпускнику творческого ВУЗа не пришлось долго подыскивать себе работу. Начинающему актеру поступило предложение играть на подмостках Театра на Малой Бронной. Его пригласил туда Анатолий Эфрос. Новичку удалось вжиться в роль шекспировского Ромео, но через три месяца он сменил род деятельности.

Нет, со сценой Александр Бурдонский не распрощался, но перешел в Центральный театр Советской Армии. Там ему доверили готовить постановку спектакля «Тот, кто получает пощёчину». Руководство театра не пожалело о том, что сделало ставку на неопытного режиссера, еще не сделавшего себе имя. Бурдонский с честью справился с заданием, после чего окончательно закрепился в коллективе.

Александру приходилось добиваться признания исключительно благодаря своим способностям и стараниям, и он этим гордился. После смерти о родстве с ним лучше было и не заикаться. Кстати, и в Театр на Малой Бронной он попал вовсе не из-за своего знатного происхождения.

Личная жизнь

Избранницей режиссера стала очаровательная Даля, с которой он учился на одном курсе. Супруга Александра Васильевича, занимавшая должность главного режиссёра в Молодёжном театре, ушла из жизни раньше него. Детей у пары не было.

Уход из жизни

Александр Васильевич Бурдонский скончался в Москве 24 мая 2017 года. В последние годы режиссер страдал от тяжелой болезни, но умер внезапно от остановки сердца. Прощание с народным артистом России состоялось в театре армии, которому он отдал много сил и времени.