Сталинградская битва. Битва за Сталинград. Значение Сталинградской битвы

Значение Сталинградской битвы в истории очень велико. Именно после ее завершения Красная Армия предприняла полномасштабное наступление , которое привело к полному изгнанию противника с территории СССР, а союзники вермахта отказались от своих планов (Турция и Япония в 1943 году планировали полномасштабное вторжение на территорию СССР) и поняли, что войну выиграть практически невозможно.

Вконтакте

Сталинградская битва кратко может быть описана, если рассмотреть самое главное:

  • предысторию событий;
  • общую картину расстановки сил противников;
  • ход оборонительной операции;
  • ход наступательной операции;
  • итоги.

Краткая предыстория

Немецкие войска вторглись на территорию СССР и, быстро продвигаясь, зимой 1941 года оказались под Москвой. Однако именно в этот период времени войска РККА перешли в контрнаступление.

В начале 1942 года в ставке Гитлера начали разрабатывать планы второй волны наступления. Генералы предлагали продолжить наступление на Москву , но фюрер отверг этот план и предложил альтернативу – наступление на Сталинград (современный Волгоград). Наступление на юг имело свои резоны . В случае удачи:

  • в руки немцев переходил контроль над нефтяными месторождениями Кавказа;
  • Гитлер получил бы доступ к Волге (что отрезало бы европейскую часть СССР от среднеазиатских регионов и Закавказья).

В случае захвата немцами Сталинграда советской промышленности был бы нанесен серьезный урон, от которого бы она вряд ли оправилась.

План по захвату Сталинграда стал еще более реален после так называемой Харьковской катастрофы (полное окружение Юго-Западного фронта, потеря Харькова и Ростова- на-Дону, полное «открытие» фронта южнее Воронежа).

Наступление началось с разгрома Брянского фронта и с позиционной остановки немецких сил на реке Воронеж. В это же время Гитлер никак не мог определиться с 4 танковой армией.

Переброска танков с кавказского направления на волжское и обратно задержало начало Сталинградской битвы на целую неделю, что дало возможность советским войскам лучше подготовиться к обороне города .

Расстановка сил

Перед началом наступления на Сталинград расстановка сил противников выглядела следующим образом*:

*подсчеты с учетом всех близко расположившихся сил противников.

Начало битвы

Первое столкновение войск Сталинградского фронта с 6 армией Паулюса произошло 17 июля 1942 года .

Внимание! Российский историк А. Исаев нашел в военных журналах доказательства того, что первое столкновение произошло на сутки раньше – 16 июля. Так или иначе, начало Сталинградской битвы – середина лета 1942 года.

Уже к 22–25 июля немецкие войска, прорвав оборону советских сил, вышли к Дону, что создало реальную угрозу Сталинграду. К концу июля немцы удачно форсировали Дон . Дальнейшее продвижение проходило очень тяжело. Паулюс был вынужден прибегнуть к помощи союзников (итальянцы, венгры, румыны), которые помогали окружать город.

Именно в это очень сложное для южного фронта время И. Сталин издал приказ № 227 , суть которого была отображена в одном кратком лозунге: «Ни шагу назад !». Он призывал солдат усилить сопротивление и не дать противнику подобраться ближе к городу.

В августе от полной катастрофы советские войска спасли три дивизии 1-й гвардейской армии , вступившие в сражение. Они своевременно нанесли контрудар и затормозили стремительное наступление противника , тем самым сорвав план фюрера о броске к Сталинграду.

В сентябре, после определенных тактических корректировок, немецкие войска перешли в наступление , стараясь взять город штурмом. Красная Армия удержать этот натиск не смогла , и была вынуждены отступить в город.

Уличные бои

23 августа 1942 года силы люфтваффе предприняли мощнейшую предштурмовую бомбардировку города. В результате массированной атаки была уничтожена ¼ часть населения города, полностью разрушен его центр, начались сильнейшие пожары. В этот же день ударная группировка 6-й армии вышла к северным окраинам города . В этот момент оборону города осуществляло ополчение и силы Сталинградского ПВО, несмотря на это, немцы продвигались внутрь города очень медленно и несли большие потери.

1 сентября командование 62 армии предприняло решение о форсировании Волги и входе в город. Форсирование проходило под постоянными авиа- и артиллерийскими обстрелами. Советскому командованию удалось переправить в город 82 тысячи солдат, которые в середине сентября оказывали упорное сопротивление противнику в центре города, жестокая борьба за сохранение плацдармов у Волги развернулась на Мамаевом кургане.

Бои в Сталинграде вошли в мировую военную историю как одни из самых жестоких . Сражались буквально за каждую улицу и за каждый дом.

В городе практически не использовали огнестрельное и артиллерийское оружие (из-за боязни рикошета), только колюще-режущее, часто шли в рукопашную .

Освобождение Сталинграда сопровождалось настоящей снайперской войной (самый известный снайпер – В. Зайцев; он выиграл 11 снайперских дуэлей ; история его подвигов до сих пор вдохновляет многих).

К середине октября ситуация стала крайне сложной, так как немцы начали наступление на волжский плацдарм. 11 ноября солдатам Паулюса удалось выйти к Волге и заставить 62 армию занять жесткую оборону.

Внимание ! Большая часть мирного населения города не успела эвакуироваться (100 тысяч из 400). В результате женщин и детей вывозили под обстрелами через Волгу, но очень многие остались в городе и погибли (подсчеты жертв среди мирного населения до сих пор считаются неточными).

Контрнаступление

Такая цель, как освобождение Сталинграда, стала не только стратегической, но и идеологической. Ни Сталин, ни Гитлер не хотели отступать и не могли допустить поражения. Советское командование, понимая сложность ситуации, начало готовить контрнаступление еще в сентябре.

План маршала Еременко

30 сентября 1942 года был сформирован Донской фронт под командованием К.К. Рокоссовского .

Он предпринял попытку контрнаступления, которая к началу октября полностью провалилась.

В это время А.И. Еременко предлагает Ставке план по окружению 6 армии. План был полностью одобрен, получил кодовое название «Уран».

В случае его 100%-ной реализации в окружении оказались бы все силы противника, сосредоточенные в районе Сталинграда.

Внимание ! Стратегическая ошибка в ходе реализации этого плана на начальном этапе была допущена К. К. Рокоссовским, который попытался силами 1 гвардейской армии взять Орловский выступ (в каком он видел угрозу для будущей наступательной операции). Операция закончилась провалом. 1 гвардейская армия была полностью расформирована.

Хронология операций (этапы)

Гитлер приказал командованию люфтваффе осуществлять переброску грузов в Сталинградское кольцо, для того чтобы предотвратить разгром немецких войск. С этой задачей немцы справлялись, но ожесточенное противодействие советских воздушных армий, развернувших режим «свободной охоты», привел к тому, что авиасообщение немцев с блокированными войсками было прервано 10 января, как раз перед началом операции «Кольцо», которая завершилась поражением немецких войск под Сталинградом .

Итоги

В сражении можно выделить следующие основные этапы:

  • стратегическая оборонительная операция (оборона Сталинграда) – с 17.06 по 18.11.1942 года;
  • стратегическая наступательная операция (освобождение Сталинграда) – с 19.11.42 по 02.02.43 года.

Длилась Сталинградская битва в общей сложности 201 день . Сколько заняла дальнейшая операция по зачистке города от хиви и разрозненных групп противника, точно сказать невозможно.

Победа в сражении отразилась как на состоянии фронтов, так и на геополитической расстановке сил в мире. Освобождение города имело огромное значение . Краткие итоги Сталинградской битвы:

  • советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника;
  • были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск ;
  • советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе;
  • немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»;
  • влияние Германии на союзников сильно ослабло , нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев;
  • Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии;
  • Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери.

Потери

Потери были значительным как для Германии, так и для СССР.

Ситуация с пленными

На момент окончания операции «Котел» в советском плену оказалось 91,5 тысячи человек, включая:

  • рядовых солдат (в том числе и европейцев из числа немецких союзников);
  • офицеров (2,5 тысячи);
  • генералов (24).

В плену также оказался немецкий фельдмаршал Паулюс.

Всех пленных отправляли в специально созданный лагерь № 108 под Сталинградом. На протяжении 6 лет (до 1949 года) выжившие пленные работали на стройках города .

Внимание! С пленными немцами обращались достаточно гуманно. После первых трех месяцев, когда смертность среди пленных достигала пиковых показателей, все они были размещены по лагерям под Сталинградом (часть по госпиталям). Работоспособные трудились обычный рабочий день и получали за работу заработную плату, которую могли тратить на продукты и предметы быта. В 1949 году все оставшиеся в живых пленные, кроме военных преступников и предателей

Переломным моментом в ходе Второй мировой войны стала великая Краткое содержание событий не способно передать особый дух сплоченности и героизма советских воинов, участвовавших в сражении.

Почему Сталинград был так важен для Гитлера? Историки выделяют несколько причин того, что фюрер во что бы то ни стало хотел овладеть Сталинградом и не давал приказа отступить даже тогда, когда поражение было очевидным.

Крупный промышленный город на берегу самой длинной в Европе реки - Волги. Транспортный узел важных речных и сухопутных маршрутов, объединявших центр страны с южными регионами. Гитлер, захватив Сталинград, не только перерезал бы важную транспортную артерию СССР и создал серьезные трудности со снабжением Красной Армии, но и надежно прикрыл бы наступающую на Кавказ немецкую армию.

Многие исследователи считают, что присутствие в названии города имени Сталина делало его захват важным для Гитлера с идеологической и пропагандистской точки зрения.

Есть точка зрения, согласно которой существовала секретная договоренность Германии с Турцией о вступлении ее в ряды союзников сразу же после того, как будет заблокирован проход для советских войск по Волге.

Сталинградская битва. Краткое содержание событий

  • Временные рамки сражения: 17.07.42 - 02.02.43 года.
  • Принимали участие: со стороны Германии - усиленная 6-я армия фельдмаршала Паулюса и войска союзников. Со стороны СССР - Сталинградский фронт, созданный 12.07.42 года, под командованием сначала маршала Тимошенко, с 23.07.42 - генерала-лейтенанта Гордова, а с 09.08.42 - генерала-полковника Еременко.
  • Периоды битвы: оборонительный - с 17.07 по 18.11.42, наступательный - с 19.11.42 по 02.02.43 года.

В свою очередь, оборонительный этап делится на сражения на дальних подходах к городу в излучине Дона с 17.07 по 10.08.42, сражения на дальних подступах в междуречье Волги и Дона с 11.08 по 12.09.42, бои в пригороде и самом городе с 13.09 по 18.11.42 года.

Потери с обеих сторон были колоссальные. Красная Армия потеряла почти 1 миллион 130 тысяч бойцов, 12 тысяч орудий, 2 тысячи самолетов.

Германия и страны-союзники потеряли почти 1,5 миллиона солдат.

Оборонительный этап

  • 17 июля - первое серьезное столкновение наших войск с силами противника на берегах
  • 23 августа - танки противника вплотную подошли к городу. Немецкая авиация стала регулярно бомбить Сталинград.
  • 13 сентября - штурм города. На весь мир прогремела слава рабочих сталинградских фабрик и заводов, которые под огнем ремонтировали поврежденную технику и оружие.
  • 14 октября - немцы развернули наступательную военную операцию у берегов Волги с целью захвата советских плацдармов.
  • 19 ноября - наши войска перешли в контрнаступление согласно плану операции "Уран".

Всю вторую половину лета 1942 года шла жаркая Краткое содержание и хронология событий обороны свидетельствуют о том, что наши солдаты при нехватке оружия и значительном перевесе в живой силе со стороны противника совершили невозможное. Они не только отстояли Сталинград, но и перешли в контрнаступление в сложных условиях истощения, нехватки обмундирования и суровой русской зимы.

Наступление и победа

В рамках операции "Уран" советским солдатам удалось окружить врага. Вплоть до 23 ноября наши воины укрепляли блокаду вокруг немцев.

  • 12 декабря - враг предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. Однако попытка прорыва оказалась неудачной. Советские войска начали сжимать кольцо.
  • 17 декабря - Красная Армия отвоевала немецкие позиции на реке Чир (правом притоке Дона).
  • 24 декабря - наши продвинулись на 200 км в оперативную глубину.
  • 31 декабря - советские солдаты продвинулись еще на 150 км. Линия фронта стабилизировалась на рубеже Тормосин-Жуковская-Комиссаровский.
  • 10 января - наступление наших в соответствии с планом "Кольцо".
  • 26 января - 6-я армия немцев разбита на 2 группировки.
  • 31 января - уничтожена южная часть бывшей 6-ой немецкой армии.
  • 02 февраля - ликвидирована северная группировка фашистских войск. Наши солдаты, герои Сталинградской битвы, победили. Враг капитулировал. В плен был взят фельдмаршал Паулюс, 24 генерала, 2500 офицеров и почти 100 тысяч истощенных немецких солдат.

Огромные разрушения принесла Сталинградская битва. Фото военных корреспондентов запечатлели руины города.

Все воины, принимавшие участие в знаменательной битве, проявили себя мужественными и отважными сынами Родины.

Снайпер Зайцев Василий, прицельными выстрелами уничтожил 225 противников.

Николай Паникаха - бросился под вражеский танк с бутылкой горючей смеси. Спит вечным сном на Мамаевом кургане.

Николай Сердюков - закрыл собой амбразуру вражеского дота, заставив замолчать огневую точку.

Матвей Путилов, Василий Титаев - связисты, которые наладили связь, зажав зубами концы провода.

Гуля Королева - медсестра, вынесла с поля боя под Сталинградом десятки тяжело раненых бойцов. Участвовала в атаке на высоту. Смертельная рана не остановила отважную девушку. Она продолжала стрелять до последней минуты жизни.

Имена многих и многих героев - пехотинцев, артиллеристов, танкистов и летчиков - дала миру Сталинградская битва. Краткое содержание хода боевых действий не способно увековечить все подвиги. Целые тома книг написаны об этих отважных людях, отдавших жизнь за свободу будущих поколений. Их именами названы улицы, школы, заводы. Герои Сталинградской битвы никогда не должны быть забыты.

Значение битвы под Сталинградом

Битва имела не только грандиозные масштабы, но и крайне весомое политическое значение. Продолжалась кровопролитная война. Сталинградская битва стала ее главным переломным моментом. Без преувеличения можно сказать, что именно после победы под Сталинградом человечество обрело надежду на победу над фашизмом.

Данная разработка может быть использована как для проведения уроков истории в 9, 11 классах, так и для проведения внеклассных мероприятий. Уроки мужества представляют собой внеклассные мероприятия, интегрирующее в своей идее эмоционально-чувственную, ценностно-смысловую, морально-волевую, деятельностно-рефлексивную стороны личностного опыта. Именно в этой интеграции заключается особенность использования в воспитательной работе данной формы.

Комплексность воздействия на психический мир личности достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материла, артефактов, просмотром художественных и документальных фильмов. При комплексном использовании исторического иллюстративного материала разница и расхождение между историческим фактом (историческим событием) и его интерпретацией исчезает, а вопрос об особенностях памяти о прошлом может не артикулироваться. Урок имеет дискуссионную часть, в ходе которой, например, обсуждается героический поступок, историческое событие.

Победа под Сталинградом имела грандиозные последствия для Красной Армии, советских солдат и офицеров, для всей страны. В ходе Сталинградской битвы идеи чести, свободы, патриотизма, любви к Родине слились в единое целое с противоречивым русским национальным характером, идеологией коллективизма и стали новым , реальным мироощущением десятков и сотен тысяч защитников Сталинграда, всей России. Этому мироощущению соответствовал феномен Победителя, сформировавшийся в кровопролитных боях и пробудивший непобедимый дух воина-освободителя.

Поэтому целью уроков мужества ставится формирование новых поколений победителей, доверяющих своей стране, ее ценностям, истории, культуре и традициям, вовлеченных в проблемы общественного развития, способных к жизнедеятельности в изменяющемся мире, преодолению вызовов истории и современности, готовых к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации на благо Отечества, обеспечивающих их социальную успешность, ответственных перед семьей, обществом и государством, занимающих активную гражданскую позицию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Причины Победы советского народа в Сталинградской битве. Презентация учителя истории МБОУ СОШ № 23 Кущёвского района Можной Татьяны Александровны.

Характеризовать значимость Сталинградского сражения как коренной перелом во Второй мировой войне. Раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге. Цель Задачи Развивать навыки работы с документами и дополнительной литературой. Развить умение отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться и отстаивать собственную позицию. На примере событий Сталинградского сражения показать мужество стойкость солдат советской армии, тружеников тыла.

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника. Можем ли мы с этим согласиться?

Причины победы Значимость победы Память

военное искусство и талант советских военачальников; мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла; воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Соотношение сил сторон к началу контрнаступления. Советские войска Войска противника Соотношение Силы и средства Люди1 1015300 13535 979 Орудия 2 Танки 3 1011500 10290 675 1. 1:1 2. 1,3:1 3. 1,4:1

Итоги и значение Сталинградская победа оказала влияние на укрепление антифашистской коалиции и усилению в ней роли СССР Коренной перелом в ходе войны Немцы утратили боевой наступательный дух

А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.

Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого. Да, вот они, русские характеры: кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота. Лев Толстой

Источники 1.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1971. 2.История Великой Отечественной войны Советского союза 1941-1945. т. II . М., 1961. 3.Самсонов А.М. Вторая мировая война. М., 1985. 4.Хрестоматия Великой Отечественной войны. Сталинградская битва. Т4. 5.Хрестоматия по истории России XX в.Пособие для учащихся 9 Кл / Сост.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 1999. 6.Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/nastuplenie.htm 7.Сталинградская битва. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E0%EB%E8%ED%E3%F0%E0%E4%F1%EA%E0%FF_%E1%E8%F2%E2%E0 8. Российский государственный архив http://www.fgurgia.ru/start.do;jsessionid=33109BB7B2709778570E86509CB99630

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
В СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ

Урок педагогического сотрудничества

Учителя истории МБОУ СОШ № 23 Кущёвского района Можной Т.А.

Цели урока:

Обучающие: охарактеризовать значимость Сталинградского сражения, как коренного перелома в второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге.

Развивающие: развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой; умения отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал; умение общаться, отстаивать собственную позицию.

Воспитательные: на примере событий Сталинградской битвы показать мужество и стойкость советской армии, тружеников тыла.

Оборудование урока: карта второй мировой войны, мультимедийный проектор, книжная выставка на тему: «Подвиг Сталинграда»; фильм «Великая война» 7 серия «Сталинград». Раздаточный материал: документы архивов музея-панорамы «Сталинградская битва», дидактический материал для урока

Ход урока.

Учитель: Великая Отечественная война... Все дальше и дальше она от нас. Мы стали меньше интересоваться историей той войны, а при освещении событий и фактов гонимся за сенсацией, заменяя научность и доказательность вымыслами.

В ходе изучения основных сражений Великой Отечественной войны мы особое внимание уделили Сталинградской битве. Мы рассмотрели ход боевых действий, отдельные операции, и ее результаты.

Чем дальше мы от этих событий, тем противоречивее мнение о причинах победы советского народа в этой великой битве. Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер, Брайант) заявляют, что причинам поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, неубранные поля кукурузы и подсолнечника, (показывается на карте). Можем ли мы с этим согласиться?

Предполагаемые ответы учащихся: «Да» и «Нет».

Учитель: Даже в классе у нас различные мнения. Поэтому нам необходимо определиться по теме нашего сегодняшнего разговора. Так о чем мы сегодня поговорим? Что вы предлагаете обсудить.

Предполагаемые ответы учащихся.

В процессе дискуссии определяются три блока: значимость; причины; память.

Учитель: Ну, хорошо, я поняла, мы должны будем найти причины победы под Сталинградом, показать значимость Сталинградской битвы и вспомнить наших дедов и прадедов. (Открывает тему урока).

Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства. А самым ярким доказательством могут быть документы. Анализировать документы вы будете по группам, которые уже сформировались. Работа будет осуществляться по известным вам памяткам и критериям, которые у вас на столах. Помогать мне будет группа экспертов. Вот вам экспертный лист. Ваша задача внимательно слушать и объективно оценивать участие групп в обсуждении и если нужно задавать им вопросы.

Предлагаю вам для анализа следующие документы:

  1. группа: высказывания историков Англии и США, фрагмент передачи радио Берлина от 15 сентября 1942 года.
  2. группа: статистические данные о потерях воюющих сторон при сражениях у о. Мидуэй, Эль-Аламейне, в Тунисе, под Сталинградом.
  3. группа: таблицы, характеризующие состав сил на советско- германском фронте в период контрнаступления под Сталинградом и в период сражений англо-американских войск под Эль-Аламейном и на Сицилии.

Идет работа с документами - 2 минуты.

Ответы учащихся. От каждой группы выступает по одному ученику.

1 группа: предлагаемые источники позволяют сделать вывод, что западные историки приравнивают значимость Сталинградской битвы к действиям союзников в Северной Африке и Италии, хотя фашистская пропаганда еще до краха гитлеровцев на Волге заявляет о значимости Сталинграда для хода войны в целом.

Учитель: У экспертов есть уточняющие вопросы к группе?

2 группа: статистические данные о потерях воюющих сторон в Северной Африке и на Тихом океане не идут ни в какое сравнение с потерями в битве на Волге (хотя гибель каждого человека это трагедия). Это говорит о большой кровопролитности, о жестоких боях, об огромном напряжении битвы под Сталинградом.

  1. группа: анализ таблицы, рассказывающей о соотношении сил, позволяет сказать, что со стороны советской армии и фашистского блока было задействовано личного состава, боевой техники в несколько раз больше, чем в сражениях под Эль-Аламейном и на Сицилии.

Учитель: Все молодцы! А теперь вы (обращается к группе экспертов) попробуйте подвести итог анализа документов.

Группа экспертов: Работа групп с документами, их выводы, говорит о том, что Сталинградская битва по своим масштабам, по задействованному количеству войск, боевой технике, кровопролитно- сти превосходила по таким же параметрам сражения союзников с гитлеровцами.

Учитель: Итак, грандиозность, масштабность Сталинградской битвы не вызывают сомнения. Помните, что вначале урока мы ознакомились с причинами поражения фашистских войск под Сталинградом и решили выработать свое мнение по данному вопросу, (показывает причины на доске). Вот теперь пригодится ваша работа с документами из архивов музеев города и семейных архивов. Я предлагаю опровергнуть заявление западных историков на основании тех материалов, которые вы нашли. Давайте начнем с официальных документов. Краткий вывод запишите и вывесите на доску.

А вы, ребята, (обращается к экспертам) продолжайте анализировать работу групп по тем же критериям и оцениваете их во второй графе на экспертных листах.

Работа с документами.

Учитель: Итак, какая группа готова?

Ответы учащихся (пока один отвечает, другой вывешивает ответы на доске).

  1. группа.

В качестве аргумента использует военное мастерство, талант советских военачальников, разработанные ими операции («Уран», «Кольцо»), тактические и стратегические новшества (используются видеофильмы из д/ф «Великая Отечественная война»).

3 группа .

В качестве важнейшей причины учащиеся выделяют работу жителей города в помочь армии (рабочее ополчение, деятельность заводов Сталинграда, госпиталей, городского комитета обороны и др.).

Материал основан на документах.

  1. группа.

Доказывает, что одной из важнейших причин победы Красной Армии является героизм, стойкость, самоотверженность советских солдат. При ответе учащиеся используют материал архивов музеев города Волгограда, семейных архивов, слайды. (Говорит о наградном листе.)

Группа экспертов: рассматривает проблему столкновения двух идеологий, силы духа, воли (используют пропагандистские документы, дневники, письма, воспоминания участников боевых действий).

Мы тоже работали в архивах, и нашли памятку советского и немецкого солдат.

Вывешивают на доску.

Учитель: Итак, мы в первой части урока определили значимость Сталинградской битвы, поговорили о причинах победы советского народа и работников тыла на основе анализа официальных документов.

А может быть вы, в своих семейных архивах нашли дополнительные сведения по проблемам нашего урока?

Учитель: А теперь слово экспертам. Вы можете сделать вывод по выступлениям ребят.

Эксперты делают вывод: Причины поражения фашистских войск под Сталинградом, приводимые западными историками и гитлеровскими военачальниками, являются необоснованными. Главная их цель - принизить значение Сталинградской битвы и исказить истинные причины победы советского народа. Мы считаем, что основные причины, определившие исход битвы на Волге, следующие:

  • военное искусство и талант советских военачальников;
  • мужество, стойкость, самоотверженность советских солдат и тружеников тыла;
  • воля к победе, сила духа, сила характера русского народа.

Учитель: Спасибо вам! Но хотелось бы услышать от вас итоги

работы групп.

Эксперты: Мы считаем, что все поработали добросовестно и заслуживают положительной оценки.

Учитель: Итак, я думаю, что мы достигли цели нашего урока, но я хотела бы услышать от вас, что нового вы узнали и чему научились в ходе самого урока и подготовки.

Ученики: Посещая архивы, мы увидели много документов, узнали много исторических фактов и поняли, как важна работа историков и исследователей.

Учитель: А зачем нам нужны эти новые сведения и зачем возвращаться к этому и нам и историкам? Ведь некоторые сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.

Ответ учащихся. Историю нужно изучать, чтобы не повторять ошибки прошлого.

Учитель: Предлагаю минуту молчания.

Идет минута молчания и фрагменты из видеофильма.


Сталинградская битва продолжалась в течение 200 дней и ночей и включала оборонительную (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательную (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции. Оборонительная операция началась 17 июля 1942 года на дальних подступах к Сталинграду. До 10 августа продолжались ожесточенные оборонительные сражения наших войск, с целью захвата у противника инициативы на всем Юго-Западном направлении. 23 августа 1942 года противнику удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда, после чего немцы попытались захватить город ударом с севера вдоль Волги, но их попытка с ходу ворваться в город была сорвана. 18 ноября 1942 года закончился оборонительный период Сталинградской битвы. 19 ноября 1942 года залпами 7 тыс. орудий и реактивных установок началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. К 30 ноября 1942 года наши войска сжали кольцо окружения, сократив более чем вдвое территорию, занимаемую противником, но рассечь и уничтожить его группировку с ходу не смогли в связи с недостатком сил. Однако в январе 1943г. в ходе наступательной операции Красная армия разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 330-тысячную группировку войск фашистского блока. Историческое значение Сталинградской битвы: Во-первых, победа под Сталинградом продемонстрировала возросшие мощь Красной армии и военное искусство наших военачальников. Во-вторых, в итоге Сталинградской битвы Красная армия вырвала у врага стратегическую инициативу в войне. В-третьих, разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом имел большое международное значение. После Сталинграда еще ниже упал международный престиж Германии. В-четвертых, победа под Сталинградом еще выше подняла международный авторитет нашей страны. В-пятых, победа под Сталинградом усилила антифашистское движение, как в самой Германии, так и в странах фашистского блока.

Причины и значение победы народов России в Отечественной войне 1812г.

Причины победы народов России в Отечественной войне: а)сопротивление и патриотизм русского народа, б)мужество солдат армии и исскуство полководцев, в)твердая решимость императора Александра 1,г)морозы и огромные пространства России. Значение победы народов России в Отечественной войне:

1)война привела к росту национального самосознания русского народа. Главным героем войны 1812 г. был русский народ;

2)в ходе борьбы с Наполеоном ускорился сложный и длительный процесс консолидации русской нации, теснее стали ее связи с другими народами России;

3)война ускорила процесс разложения феодального строя в России;

4)победа России разрушила планы Наполеона о мировом господстве. Народы Западной Европы были освобождены от наполеоновского владычества.

Борьба ссср за создание системы коллективной безопасности в Европе

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Германия категорически отказывалась принять участие в проектируемом пакте, ссылаясь на свое неравноправное положение в вопросе о вооружениях. Через два дня после германского отказа последовал отказ Польши. Из участников проектируемого пакта лишь Чехословакия безоговорочно присоединилась к этому проекту. Что касается Латвии, Литвы и Эстонии, то они заняли колеблющуюся позицию, а Финляндия вообще уклонилась от какого бы то ни было ответа на франко-советское предложение. Отрицательная позиция Германии и Польши сорвала подписание Восточного пакта. Согласно плану о Восточном пакте, система безопасности, создаваемая им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Вступление СССР в Лигу Наций приобретало особый характер, вследствие того, что в 1933 году из состава Лиги вышли два агрессивных государства – Германия и Япония. Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году – с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами. Это явилось непосредственным результатом как общей международной обстановки 1934 года, так и увеличения роли и значения Советского Союза в качестве фактора мира.

«Сталинградская битва» - Война принесла горе почти в каждую семью. Скульптура «Родина – мать зовёт!» - одна из самых больших на планете. Немецко - фашистских. Скульптура «Стоять насмерть – обобщённый образ советского солдата, воплощение мужества и стойкости. Меч: длина – 29 метров, вес – 400 тонн 300 кг. Войск. "Разгром.

«Битва под Сталинградом» - С т а л и н г р а д с к а я б и т в а. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Нарком обороны И.В.Сталин. Отдел военно-патриотического и гражданского воспитания ЦДТ «Щит». Немецко-фашистские войска превосходили советские: Продовольствия хватит на 6 дней… Из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова (командующего 62-й армией):

«Урок Сталинградская битва» - Мамаев Курган, Музей-панорама Сталинградской битвы. Ответ: 102 м. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? Площадь героев «Стоять на смерть!» - 12 метровая фигура воина, вросшего в землю. Площадь Героев. МОУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа». Генерал-полковник Паулюс; 31 января 1943 г. – массовая сдача в плен.

«Герои Сталинградской битвы» - В правом углу площади расположена композиция скорбящей матери с умершим воином на руках. С двух сторон посажены пирамидальные тополя и кустарник. В Зале выставляется почетный караул. От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента – «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

«Сталинград» - Цена победы, цена войны. Горящий Сталинград. Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны и победного марша по Европе, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945. Битва за Сталинград. 200 дней у ворот ада.

«История Сталинградской битвы» - Без перерыва. В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. Германская армия ещё не знала таких катастроф. Фюрер в глубоком трауре. Кулиев Айдын 5 «А» СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (200 дней, которые потрясли мир). Что бы ни произошло, более жестокой и трудной зимы уже не может быть».

Всего в теме 29 презентаций