Список тихвинской иконы николо угрешского монастыря. О святынях и святых. ноября-Празднование иконы Божией Матери "Взыграние Младенца"

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

«Сия угреша сердце мое…» — эти слова великого князя Дмитрия Донского сказанные после чудесного явления на воздухе иконы Святителя Николая,. дали название знаменитому монастырю.

Заступник

Сказанные много веков назад великим князем Дмитрием Донским слова «Сия вся угреша сердце мое» (угрело, согрело), когда «явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…» дали название и месту, и монастырю. А случилось это 22 августа 1380 года недалеко от Москвы, где Дмитрий Иванович остановился со своим войском перед битвой на Куликовом поле. Чудесное явление иконы Николы Заступника явно означало Божию помощь в предстоящей битве с Мамаем. И войско святого князя одержало победу, изменив ход истории.

Явился ему пречудный образ Николая Чудотворца, красками разукрашенный, звездами окруженный и ярким светом сияющий, стоящий сам по себе на воздухе…

Нелегкая выпала Николо-Угрешскому монастырю участь – не раз он подвергался разорению и пожарам, был местом ссылки опасных лиц, центром мятежей и бунтов. Но незримо хранил свою обитель Николай Заступник.

Первая большая беда пришла в 1521 году с набегом крымского хана Махмет-Гирея, сжегшего Николо-Угрешскую обитель. Но она вновь возродилась.

В Смутное время именно здесь обрел свое первое пристанище бежавший из Чудова монастыря бывший монах Григорий Отрепьев, позже объявивший себя «чудом выжившим царевичем Димитрием». Поддерживаемый поляками, Лжедмитрий I короновался на русский престол вместе со своей женой Мариной Мнишек в 1605 году.

Вскоре русские дружины стали объединяться на борьбу с поляками. И это первое ополчение«собрал Никола» у стен своего монастыря на Угреше.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет. А в Отечественную войну 1812 года здесь стоял один из отрядов захватчиков: французы не только нанесли ущерб храмам Угреши, но и надругались над святынями.

Расцвет и упадок

Годы наибольшего расцвета обители наступили во второй половине XVII века при игумене Викентии, тогда численность братии достигала ста человек. Красив и богат был монастырь, окруженный белокаменной стеной. В нем находились древний Никольский собор, Государевы и Патриаршие палаты, братские кельи, хозяйственные постройки, фруктовые сады и пруд, в котором монахи разводили рыбу.

Стены древней обители помнят знаменитых царей и самозванцев, Вселенских Патриархов и томившихся в этих стенах ссыльных, периоды упадка и небыва лого расцвета

В первые годы своего царствования обитель часто жаловал посещениями и совсем юный Петр I, который ссылал сюда «бунташный люд»: монастырь стал местом заключения мятежных стрельцов. А церковные реформы Петра положили начало упадку Николо-Угрешской обители после 300-летнего процветания и мировой известности.

Монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость. И только когда после сильнейшего урагана 1739 года ветер сорвал крыши и поломал кресты, государыня Елизавета Петровна выделила средства, которые позволили разобрать обветшавшие каменные строения и на их месте возвести деревянные.

Екатерининская эпоха привела обитель к новым напастям. И хотя была достроена колокольная и обновлена Успенская церковь, количество монашествующих сокращено было в соответствии с новыми церковными реформами до 12 человек.

Богатство монаха

К середине ХIХ века «царская» Николо-Угрешская обитель являла собой печальное зрелище: полуразвалившаяся ограда, прохудившиеся крыши, три монаха да два послушника. Монастырь был на грани упразднения. Только не может исчезнуть с лица земли обитель, появившаяся благодаря Божьему чуду: на должность нового настоятеля был назначен игумен Иларий, приехавший с келейником Петром Мясниковым, будущим преподобным Пименом Угрешским. Отец Иларий заботился о возрождении духовной жизни монастыря, а все хозяйство легло на плечи отца Пимена. Его трудами были обновлены старинные постройки и возведены пять церквей: Николаевский собор, храм преподобной Марии Египетской, Успенская, Скорбященская и Петропавловская скитская церкви. «Для монаха первое богатство – не иметь ничего», – говаривал отец Пимен. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег для себя ни одного рубля.

Угрешская обитель в эти годы становилась центром просвещения. В 1866 году было открыто духовное народное училище, в котором дети из бедных семей могли получать начальное образование. В монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных, а во время Балканской войны здесь устроили лазарет, где братьями милосердия были угрешские монахи.

Вторая Лавра

Слава монастыря необыкновенно возросла, поток богомольцев все увеличивался, и храмы уже не вмещали желающих. В 1880 году во время торжественного празднования 500-летия обители был заложен Спасо-Преображенский собор, закладка которого стала последней земной радостью преподобного Пимена. Через несколько дней он отошел ко Господу. А Николо-Угрешский монастырь стали называть «второй Лаврой», и был он подобен величественному городу среди зелени лесов и полей.

Приход к власти большевиков опустил темную завесу над монастырем. Родная верующему сердцу Угреша стала городом Дзержинским, а красивейший монастырь, являвшийся более 500 лет оплотом Православия, превратился в место запустения, скорби и разрухи.

Но пришли новые времена и новые люди, которые возродили к жизни старинную обитель. Первая Литургия, состоявшаяся 19 декабря 1990 года, в день памяти Николая Чудотворца, собрала множество народа, заполнившего весь Успенский храм и всю площадь перед ним. Казалось, что в этот день молился весь город, и эта соборная молитва, услышанная Господом, стала началом возрождения. Совместными усилиями наместника и братии, благотворителей и горожан руины стали преображаться. И сейчас можно с уверенностью сказать, что монастырь полностью восстановлен. В 1998 году была открыта Николо-Угрешская семинария.

А что сегодня?

Чудотворная икона Святителя Николая, во все времена охранявшая обитель, уцелела и ныне находится в Третьяковской галерее, а список с нее – в Никольском соборе Угрешской обители. Вот уже несколько лет обитель осуществляет духовное окормление детей-сирот из коррекционной школы-интерната № 62, которые являются здесь частыми гостями.

В сентябре прошлого года наместник монастыря игумен Варфоломей совершил освящение сразу двух храмов – недавно восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи и нового – во имя Собора Угрешских святых, расположенного в подклете Никольского собора.

Невозможно передать словами ощущение благодати, когда, пройдя через врата Угреши, попадаешь в мир тишины и красоты. Где, как прежде, горят купола монастыря – красавца, богатыря, не сломленного и выстоявшего более 600 лет.

May 29th, 2014


Всего 44 фото

Так много перемен в последнее время в Мире. И хоть не все гладко вокруг нашей страны, я верю, что Россия восстанет из пепла как феникс, сгорающий, но рождающийся вновь, к новой жизни. Таким же примером может служить и Николо-Угрешский монастырь, в истории которого было достаточно событий, чтобы погибнуть, но он неуклонно возрождался и преображался, неся свет и чистоту, надежду и веру. Мы продолжаем, начатую , неспешную прогулку по этому историческому и святому месту, предаваясь размышлениям и впитывая Красоту, что разлита здесь повсюду.

На заглавном фото Вы видите комплекс храмов - Никольский и Спасо-Преображенский соборы. Чтобы создать торжественное ощущение от этих храмов, давайте направимся к ним от Святых Ворот в сторону возвышающейся над всей округой колокольней...

На первом плане так называемая Просфорная. А левее, рядом со Святыми Вратами когда то была трапезная, сейчас там располагается кафе для посетителей обители.
02.

Здесь очень красиво и спокойно. Весенние цветы стремятся к весеннему солнцу, распространяя кружащие голову запахи и ароматы.
03.

Итак, мы находимся еще перед одними вратами. Перед нами огромная колокольня с Храмом во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на ее втором ярусе.
04.

Колокольня была построена в 1761 году. Строение колокольни состоит из трёх ярусов. Построена эта высокая колокольня во времена правления Императрицы Елизаветы Петровны. Руководил проектом архитектор Иван Жеребцов. Высота колокольни составила тогда 74 метра. Храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи был устроен в 1840 году на втором ярусе колокольни на средства купца И.П. Пятницкого и его супруги. Храм просуществовал вплоть до закрытия монастыря в 1925 году. В 1850 году было достроено ещё 3 яруса и в результате колокольня взмыла ввысь на 93 метра. Общий вес колокольного ансамбля колокольни составлял три тысячи пудов (48 тонн).

В 1858-1859 гг. осуществлялась ее перестройка на средства П.М. Александрова. Храм прекратил свое существование с закрытием монастыря.
05.

В годы Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены, чтобы не колокольня не служила ориентиром для налетов люфтваффе.

Реконструкция колокольни проводилась в 2002-2003 годах. В рамках этих работ в храме были произведены внутренние росписи, установлен иконостас, в котором были представлены иконы, ранее принадлежавшие Николо-Угрешскому монастырю и переданные обители из фондов Московского объединенного музея-заповедника. Малое освящение храма состоялось 11 сентября 2012 года.

Слева от колокольни - больничный корпус со Скорбящей церковью. О ней чуть позже.

06.

А справа от врат колокольни очень интересный древний храм - Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы. Церковь примыкает к северной стене Успенской церкви монастыря и построена трудами Пимена Угрешского в 1854 году на средства известного нам П.М. Александрова при старой трапезной. Очень интересен пристроенный слева от этой церкви литая металлическая галерея-придел со стеклянными окнами.
07.

Вот мы и зашли с северной стороны в самое сердце монастыря.
08.

Перед нами Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (1857-1860 гг.) смежный с больничным корпусом.
09.

Храм строился в 1857-1860 гг. по проекту архитектора А.С. Каминского и М. Д. Быковского как больничный, потому что примыкал к монастырской больнице. Храм находится в северо-восточном углу обители, имеет пять глав на шатро-образной кровле.
10.

На рубеже XIX-XX вв. церковь была крыта белым железом, внутри, под высокими каменными сводами, находился трехъярусный темно-синий иконостас с золочеными карнизами, оканчивающийся вверху полукружием. Над царскими вратами располагался Деисус (трехчастная композиция с изображением Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и Богоматери) в серебряных золоченых окладах с венцами. Среди храмовых икон были древний образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе, древний образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм был закрыт и разграблен в 1920-е гг. Восстановлен в 1999 году и освящен 16 ноября 1999 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
11.

Это братские корпуса XIX века.
12.

А это - Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Строилась церковь в 1869-1870 гг. на деньги благотворителя - московского купца Д.П. Рогаткина при богадельне, находившейся в Южном братском корпусе. Храм небольшой, с ажурным пятиглавым завершением в духе барочных церквей XVII-XVIII вв.

После революции в храме и прилегающих корпусах были устроены коммунальные квартиры. В 2006 году начались отделочные работы, а 20 июля 2009 году храм был освящен. На этом месте раньше находилась юго-восточная башня старой монастырской ограды.
13.


14.

Перед нами Никольская часовня. Закладка часовни святителя Николая произошла при настоятеле монастыря архимандрите Ниле, а завершено строительство было при настоятеле архимандрите Валентине в 1893 году. Автором проекта часовни является архитектор А.С. Каминский. В дореволюционные годы в часовне хранился фрагмент ствола сосны, на которой явился образ святителя Николая святому князю Димитрию Донскому в 1380 году.
15.


В 1920-е гг. часовня была разорена. Восстановлена в 1998 году и 22 мая 1998 года освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

16.

17.

18.

Если смотреть с внутреннего двора на колокольню на северо-восток, то слева к ней примыкает большой красновато-бордовый корпус с Успенской церковью, построенной в 1763 г. на месте упраздненных Государевых палат. С запада к ней примыкают настоятельские покои (ныне музей-ризница), с востока возвышается колокольня. Церковь Успения занимает верхнюю часть здания, на первом этаже находится церковь святых апостола Матфея и великомученицы Параскевы Пятницы.
19.

В 1852 г. к храму с севера был пристроен придел Марии Египетской; при этом был обновлен и сам Успенский храм. В 1991 году Успенская церковь стала первой восстановленной церковью монастыря. В интерьере частично сохранились лепнина и масляная роспись XIX века.
20.

Это самый древний храм Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание - Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Сюда же был перемещен и древний Успенский храм с его убранством, первоначальное местонахождение которого неизвестно. Крест старого храма использовали в новом - его установили на стилизованную фонарную главку нового.
21.

Средняя часть храма была надстроена, в результате которого появился четверик, значительно возвышающийся над крышей здания. В 1850 году храм был значительно расширен за счет устройства в трапезной нового придела Марии Египетской. Сейчас здесь находятся частицы мощей Николая угодники и Пантелеймона целителя.
22.

А это - башня-беседка, пристроенная к церкви Успения Богородицы. Беседка, переделана из крепостной башни XVII в.
23.

А теперь - самое интересное...

Это вид с Голгофы на два монастырских храма - Никольский и Спасо-Преображенский соборы.
24.

Перед ними мы видим стилизованную звонницу. По сути - это банальная трансформаторный пункт, но "обыграно" это сооружение в архитектурном смысле, с явным вкусом.
25.

Никольский собор. Это небольшой (по сравнению с находящимся рядом Спасо-Преображенский собором) одноглавый трехапсидный храм со шлемовидной главой, щелевидными окнами и позакомарным покрытием. Входы оформлены перспективными порталами.
26.

Выстроенная по обету великого князя Дмитрия Донского, Никольская церковь, скорее всего, была деревянной, но к XV веку она уже была каменной, судя по найденным археологами архитектурным деталям.

В 1614 году, когда закончилось Смутное время, Никольский собор был перестроен. Вокруг него появились гульбища - обходные галереи, - сохранившиеся до середины XIX века. К 40-м годам XIX века собор крайне обветшал. Была проведена его реконструкция. В ней участвовал и будущий святой Пимен Угрешский, это была его первая работа по воссозданию архитектурных святынь монастыря. Облик храма тогда сильно изменился. Впоследствии в советское время он был почти полностью разрушен.

27.


В апреле 2000 года, когда прокладывалась пешеходной дорожки с северной стороны Преображенского собора, был обнаружен сохранившийся в хорошем состоянии фундамент прежнего Никольского храма. Так было точно определено место расположения древней церкви. Эта находка побудила насельников монастыря и его попечительский совет задуматься о воссоздании главной святыни обители.

К работам по восстановлению Никольского собора приступили в 2004 году. Священно архимандрит обители Святейший Патриарх Алексий выразил желание, чтобы храм был воссоздан в чертах архитектуры времени Куликовской битвы и стал памятником великого подвига русского народа. Что и было воплощено в новом сегодняшнем облике храма.

28.

Возведение стен собора завершилось в конце лета 2005 года. 26 августа храм увенчала позолоченная маковица с крестом. В течение 2006 года снаружи и внутри храма шли отделочные работы. Одновременно воссоздавался интерьер собора. 31 марта 2007 года храм был открыт.

Храм восстановлен очень бережно, это чувствуется. И, вот опять, - нет никаких неестественных ощущений, что это новодел. Просто, здОрово!

29.

Ну, а теперь, наступила очередь Спасо-Преображенского собора.

Cпасо-Преображенский собор был заложен в 1880 г. - в год 500-летия монастыря. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г., но внутренняя отделка продолжалась до 1894 г. Архитектор храма А.С. Каминский. Расписывал собор М.Н. Сафонов по рисункам А.С. Каминского.

Крестово-купольный четырех столпный пятиглавый храм на подклете имеет внушительные размеры. Высота центрального купола собора 68 м, вместимость - до 7000 человек. В годы, последовавшие за закрытием собора в 1925 г., ему был нанесен значительный ущерб: снесены главы, пробиты новые окна, построены межэтажные перекрытия. Работы по восстановлению собора проходили с 1991 по 2000 г. Освящение состоялось в мае 2000 г.

Внутри установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.

Храм был построен на месте древнейшего старого Николаевского собора, он воспроизводил в увеличенном масштабе старый Николаевский храм, только теперь у него стало пять глав вместо одной.


В 1990 году, когда началось возрождение монастыря силами Патриархии, города Дзержинского, многочисленных благотворителей и, первым делом, взялись за Спасо-Преображенский собор. В 2000 году состоялось его освящение. Но работы в соборе продолжались достаточно долго и, к 2008 были закончены. Как сказал будущий патриарх Кирилл, посетивший в то время монастырь, - «Я поражен всем тем, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота - святыня».

Давайте вместе зайдем в этот возрожденный собор - символ свободы, независимости и воинской доблести нашей Родины.


В начале 2000 года работники «Вятских кустарных мастерских» смонтировали пятиярусный резной иконостас высотой 24 м и длиной 25 м. Стены алтаря, основания колонн и пола были облицованы мрамором. Из Греции доставили шесть великолепных паникадил.

Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое”. Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция “угрешских походов”. Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно “угрешские походы” проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря – колокольня, которую называют “угрешской свечой”. Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века – построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря – , особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира:

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Фотобанк Лори

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

Николо-Угрешский монастырь – это старинный монастырь с более чем шестивековой историей, в котором сохранились постройки с 17 века, и в настоящее время он является жемчужиной среди московских обителей. Откуда бы мы ни подошли к нему, как бы ни взглянули на него, он кажется нам удивительно удачно вписавшимся в окружающий ландшафт. Притягательными для всех, кто когда либо хоть раз видел эту обитель являются: колокольня с боем курантов, купола Преображенского собора, монастырский пруд и причудливая «Палестинская стена» («Одно из наиболее оригинальных сооружений второй половины XIX века. В архитектурных формах стены использованы мотивы изображения городов в произведениях древнерусской живописи», - гласит сохранившаяся на плите надпись). Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с историей обители.

Появилась Николо-Угрешская обитель в 14 веке на том месте, которое, по преданию, «угрело сердце» великого князя Московского, святого благоверного Димитрия Ивановича Донского. Когда, получив благословение прп. Сергия Радонежского на битву, Дмитрий Донской остановился на ночлег и совершал моление, то в утешение ему, на дереве явился образ Святителя Николая Чудотворца, и слышан был ободряюще-вдохновляющий глас. Именно там, в 1380 году, в Благодарность Господу и Николаю Чудотворцу за победу в Куликовской битве, был основан Николо-Угрешский монастырь. На месте моления Дмитрия Донского - появился источник чистейшей родниковой воды, который радует всех приходящих к нему и по сей день.

История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители Святителя Николая на Угреше. С тех давних времен и до 21-го века, монастырь пережил довольно много различных событий. Как и многие другие монастыри Подмосковья, Угрешский монастырь не раз разрушался и снова отстраивался на протяжении всего своего существования. В 1521 году был сожжен полностью крымским ханом, но снова восстановлен в течение нескольких десятилетий. В восемнадцатом веке, с переводом столицы в Санкт-Петербург, монастырь потерял свое значение, и поднимался вопрос о его упразднении. В середине 19 века монастырь пережил небывалый рассвет, тогда же были построены величественный Преображенский собор и Палестинская (Иерусалимская) стена. В советские годы монастырь был опять разорен. На территории Угрешской слободы находилась трудовая коммуна, к закрытию которой в 1938 году насчитывалось порядка 14 тысяч человек. Многие монастырские постройки были снесены, монастырское кладбище было осквернено и ликвидировано. Но милостью Божией, в конце 1990 года в обители появились первые монахи и снова началось восстановление монастыря.

Святыни Николо-Угрешского монастыря.

В настоящее время, главными святынями обители являются: частица мощей святителя Николая, переданная обители в 2000 году из монастыря св. Иоанна Предтечи, что на острове Пелопоннес, а также мощи преподобного Пимена Угрешского, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе. Кроме того, в соборе располагаются: чтимый список образа Божией Матери «Взыграние» и копия чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская». Во время богослужений, в соборе, для молитвенного поклонения из алтаря износится ковчег с частицей ризы Божией Матери и мощевик, в котором собраны частицы тернового венца Спасителя и мощей святых апостолов. На правой храмовой колонне собора находится большая почитаемая икона «Всех Угрешских святых». С лета 2014 года, от этой иконы началось обильное мироточение, которое продолжается до сих пор.

В Успенском храме расположен чтимый список «Тихвинской» иконы Божией Матери, переданный возрождающемуся монастырю в 1992 году, как знак патриаршего благословения. В храме хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: святого Иоанна Предтечи, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Антипы Пергамского, святителя Игнатия Кавказского, святителя Иннокентия Пензенского, святителя Иосифа Астраханского, преподобного Германа Аляскинского, праведного Симеона Верхотурского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского, преподобных отцов Киево-Печерских, блаженной Матроны Московской, святой Людмилы Чешской, и многих других святых.

В Никольском соборе помещен список с чудотворного «Угрешского» образа святителя Николая, чтимая икона Божией Матери «Влахернская» с частицами мощей святых угодников Божьих, а также частица древа Креста Господня.

Кроме того, обитель славится двумя музеями: Музеем – ризницей и Музеем Императора - страстотерпца Николая II и царской семьи. Первым в монастыре был открыт музей-ризница, в котором хранятся различные церковные древности и предметы искусства. Настоящим событием для всего Подмосковья стала передача весной 2008 года А.В. Ренжиным собранной им коллекции, посвященной Императору-страстотерпцу Николаю II и его семье. В этом музее можно посмотреть и ознакомиться с уникальным собранием документов и различных предметов, повествующих о жизни царской семьи и России на протяжении XIX-XX вв.

Посещение Николо-Угрешской обители оставляет в памяти паломников яркое, теплое и неизгладимое впечатление, а еще желание снова и снова побывать в этом историческом святом месте.