Спиридоновка 2 6. Мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого. Экскурсии и лекции

Эпиграф:
"Большая наука - завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате."
А.Н.Толстой

Бывают места, пойти в которые по собственной воле и в голову не придет.
В моей библиотеке нет книг Алексея Николаевича Толстого (ну, пожалуй, кроме "Приключений Буратино"), не было и в родительской - в школе все проходили, как полагается, но не любили и не перечитывали.
Так что в музей этот я попала случайно, просто мне назначили встречу, и так получилось.
И вот что скажу, дорогие товарищи и господа - не жалею, и даже до сих пор нахожусь под впечатлением, во как.
Это очень странное место. Совершенно жилой, по ощущениям, сам флигель - из жизни Москвы, какой уже нет и никогда не будет: туда заходишь, как на машине времени путешествуешь. Флигель находится в тихом месте, и звуков большого города туда не проникает даже при открытых окнах. Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу, забываешь, что находишься в официальном учреждении.
Алексей Николаевич, оказывается был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и искусства (да, меня посетило нечто вроде классового чувства. Вдобавок я стала думать про всех этих людей, которым когда-то принадлежало то, что было куплено, подарено и найдено на помойках. Но я постаралась отогнать эти мысли.)
Что удивило? Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и несочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз. Наоборот, там очень уютно- как будто так и было задумано изначально.

Кабинет, камин, лично спроектированный Толстым, кресла из Михайловского замка, как раз найденные на помойке, и отреставрированные хозяином (да, он не только собирал, но и самолично чинил антиквариат).

Этот часовой механизм будто бы принадлежал Петру I. Вообще, в музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века.

Портрет Екатерины I в кабинете:

Один из предков Толстого, голландский инженер и весь из себя масон, о чем говорят инструменты у него в руках:

Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. Брр, че то, как то... возникает ощущение кунсткамеры. Да еще этот стеклянный колпак.

В музее узнала, что у выдающегося физика Петра Капицы, который дружил с Толстым, было сумасшедшее хобби: он обожал часовые механизмы, особенно старинные, реставрировал их для собственного удовольствия. Во всяком случае, все часы из коллекции хозяина дома прошли через его руки. Но сейчас они не ходят, просто украшают интерьер:

Опять кресла из Михайловского замка:

В коридоре висят вышитые картины (болгарский крест, 19 век, первая половина). Опять Петр: коронует Екатерину и наказывает за что-то какого-то купца.

напротив висит еще одна, парадный портрет Петра. Ну, я подумала - те вышивка просто, а это бисер.

Но присмотрелась: бисер больно крупный. Потом еще присмотрелась - а это и не бисер совсем! Это - спички. :) Оказывается, было и такое. Спички красили в разные цвета и втыкали в специальную сетку. Позади располагался исходный рисунок.

Вот там видно: спички немного вылезли.

Императрица Мария Федоровна:

Портрет хозяина дома, чуть ниже фотография его матери, в коридоре спичечный Петр:

Облупившаяся стена - это так задумано, если что. Для ощущения старины.

В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов.

Скромный такой посудный шкафчик в столовой:

И среди диванов, шкафов и стульев много прекрасных картин:

Но это не все. Босх! "Искушение святого Антония". Как всегда у Босха, бегают на противных ножках грехи, разные существа искушают святого на фоне зловещего пейзажа, а апофеоз всего - фигура, которая держит в руках главный сосуд греха и вместилище разврата - инструмент лютню. Я почему так подробно описываю - картина висит так, что ее довольно трудно снять моей мыльницей.

Ну, слева - старинный ломберный столик, красивый, конечно, и наверное ценный. Но я про то, что справа: угловой шкафчик на ножках, не знаю, как правильно он называется.
И это, кстати, одна из тех вещей, которая не куплена, не подарена, и не найдена - а досталась Толстому по наследству, по тургеневской линии, и сработана еще крепостными мастерами.
На фоне сделанных явно по образцу, мрачных античных развалин и веселых голландских домиков вот такие коровы:

бегущее животное, вероятно, собака, с развевающимися ушами (хотя, с другой стороны, может это и заяц):

А сбоку (извините, расфокус, другого кадра нет пока) какие-то штуковины плетеные (из бересты?)

Мне почему-то кажется, что это мебель делалась для детской. И это, конечно, красота. Еще полюбуюсь напоследок.

И финальная цитата:
"Затем последнее (в порядке совета) - о желудке. Степан Петрович Яремич говорит: чистите ваш желудок. Он так же любит повторять: Лермонтов погиб оттого, что не чистил желудка. Это парадокс, но покопайтесь-ка в причинах вашего дурного настроения, головной боли, минут черного пессимизма и пр. - желудок. Вы сели к столу, в голове смесь ваты с простоквашей, щурясь - курите, перо выводит на полях какой-то рисуночек, - топорик, ромбики, завитушечки. Чистите ваш желудок! Два раза в месяц вы схватываете грипп, - сидите дома, сморкаетесь, шаркаете туфлями. Грипп - что может быть хуже?! Вы мнительны к тому же... Но попробуйте чистить желудок. Вам нет времени заниматься физкультурой (лыжи, теннис, лодка, охота), вам кажется, что действительно нет времени, и вы даже сожалеете об этом. Вздор! Вычистите желудок - и время сразу найдется..."

Адрес: 103001, Москва, ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
Телефон: 8 495 690-09-56
Электронный адрес:

График работы:

  • Вт, Пт, Сб, Вс - с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
  • Ср, Чт - с 11:00–21:00 (касса до 20:30)
  • Пн - выходной день

Проезд:

Пешком три варианта пути, каждый занимает около 15 минут:

  • от метро «Пушкинская» по Тверскому бульвару до площади Никитских ворот, затем по четной стороне улицы Малая Никитская до улицы Спиридоновки;
  • от метро «Баррикадная» по ул. Баррикадная до Садового кольца, переход через Садовое кольцо, далее по четной стороне ул. Малая Никитская до ул. Спиридоновки;
  • от метро «Арбатская» по четной стороне Никитского бульвара до площади Никитских ворот, затем переход через площадь на улицу Малая Никитская и по четной стороне это улицы до ул. Спиридоновки.

На машине: въезд с бульварного кольца на ул. Спиридоновку; въезд с Бульварного кольца от площади Никитских ворот на Малую Никитскую улицу, поворот на ул. Спиридоновку.

Здание, экспозиция и коллекция

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 года. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901–1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого - одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI–XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя - Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

У нас работают

Инна Георгиевна Андреева - заведующая отделом с 2001 года, работает в Государственном Литературном музее с 1989 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 50 печатных работ.

Дина Анатольевна Федина - специалист по организации мероприятий. В отделе работает с 2014 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2006 года. Окончила библиотечный факультет Московского государственного института культуры. Имеет большой опыт музейной работы. С 1980 г. работала в музеях Орла и Москвы.

Людмила Юрьевна Папенина - научный сотрудник отдела с 2012 года. Сотрудник Государственного Литературного музея с 2011 года. Окончила МСХА им. Тимирязева и Высшую Школу культурологи при МГУКиИ. Имеет опыт методической работы.

Елена Александровна Фролова - методист по работе с детьми. Работает в отделе с 2013 года. Окончила филологический факультет Красноярского государственного педагогического университета и Московский институт современного искусства по специальности - «актриса театра и кино». Имеет дипломы курсов Российского Этнографического Музея (Санкт-Петербург) по специальности «Музейная педагогика» и Государственного Центра «Надежда» - «Организация культурно-досуговой работы с людьми с ограниченными возможностями». Имеет опыт музейной работы с детьми более 7 лет (2008-2012, музей-заповедник «Коломенское»).

Наталья Анатольевна Стефани — методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля с апреля 2017 года. Окончила исторический факультет Бурятского государственного университета в 1992 году. Работала менеджером культурно-просветительских проектов Национальной библиотеки Республики Бурятия. С ноября 2015 по декабрь 2016 вела программу «Литературный перекрёсток» на канале ГТРК «Бурятия». Член Союза журналистов России с 2007 года.

Экскурсии и лекции

В отделе происходит постоянное обновление тематики экскурсий и лекций. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются приведенные ниже циклы:

Выставки и научные мероприятия

Наиболее значимые выставочные проекты 2014 года

  • Выставка «Детство Никиты». Иллюстрации к повести А. Н. Толстого художника Виктора Гоппе (20.11.2013–02.03.2014).
  • Выставка «Острова самиздата. Из собрания Е. А. Ламихова» (02.10.2014–06.11.2014).

Наиболее значимые научные мероприятия 2014 года

  • «Творческое наследие Дурылина». II-я научно-практическая конференция (26.09–27.09.2014).
  • Международная научная конференция «Алексей Толстой: личность в контексте эпохи» (20.11.-22.11.2014).
  • Круглый стол «Я - пленник песни. Я - посланник песни». Отражение жизни и творчества В. Д. Берестова в кино и музыке (16.04.2014).

Научные и методические мероприятия, запланированные на 2015 год

  • Берестовские чтения - 2015 (апрель).
  • Круглый стол, посвященный творчеству С. Н. Дурылина (сентябрь).
  • «Учительские мастерские» (сентябрь-октябрь).

Я с детства не любила литературных музеев-квартир. К сожалению, они совершенно лишены духа своих прежних владельцев. Везде одно и то же: вот это стол, вот это стул… Но, только не в музее-квартире Алексея Николаевича Толстого.

Знаменитая Спиридоновка. Здесь просто пройтись по улице - одно удовольствие, а если еще заглянуть в музей, да в хороший музей, то это удовольствие будет более ярким...

Дом на Спиридоновке стал музеем в 1987 году. Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

С первого взгляда этот музей меня действительно поразил и приятно удивил. Это действительно дом в котором сохранена не только вся обстановка, но и привычки хозяина, семейные традиции…

Главная из таких традиций – это гостеприимство. Не часто сейчас встретишь в Москве музей, в котором тебя напоят вкусным чаем с конфетами. Здесь нет никаких запретов, не надо соблюдать чинную музейную тишину.

Главное в этом музее – дух хозяина дома, который хранителям экскурсоводам удалось сохранить. И это не удивительно. Одной из хранительниц коллекции является Инна Георгиевна Андреева, одна из представительниц рода Толстых.

Алексей Николаевич Толстой поселился в этой квартире в конце 1930-х годов и прожил до самой смерти 23 февраля 1945 года. Здесь бывали Качалов и Уланова, Чуковский и Чкалов, Капица и Бурденко, и даже Фаина Раневская. Последний факт меня особенно удивил, потому что для меня эти две фигуры существуют в отдельных, не соприкасающихся мирах.

Здесь он работал над третьей книгой романа "Петр I", закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева"

В доме полностью сохранилась прижизненная обстановка кабинета, гостиной и коридора. Висят портреты Петра I и Екатерины I, живописные полотна, предметы обихода "петровских времен". В библиотеке писателя книги русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству и истории и др. Мало кто знает, что Алексей Николаевич сам занимался обстановкой дома. Он был очень привязан к своим вещам, перевозя их за собой с места на место, чем часто вызывал смех у своих коллег в писательской среде.

Обстановка столовой так же говорит о хозяине как об очень гостеприимном человеке. Здесь сохранился не только стол и стулья, а даже фамильные сервизы и супницы

Меня поразило обилие мебели, картин, фотографий. Всё подлинное. Хотя фотографии Алексей Николаевич и не любил…

Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу.

Алексей Николаевич был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и предметов искусства. Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и не сочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз.

В музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Эта фигура имела для Алексея Николаевича особое значение. Ведь именно при Петре Первом род Толстых приобрел дворянский титул.

Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века. Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов. Кстати, в прошлом году сказке про Буратино исполнилось АЖ 80!!!

В кабинете на стене слепок прижизненной маски Петра I и маска Александра Сергеевича Пушкина, так же очень чтимого Алексеем Константиновичем. Писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы, и это далеко не весь список удивительных вещей дома Толстого. В кабинете, как и при жизни, сохранен принцип 4-х столов. Именно так всегда обставлял свой кабинет Алексей Николаевич. Он отличался удивительным трудолюбием, работая по 4-5 часов в день. Вероятно,поэтому за 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...

Есть там и небольшой концертный зал со старинным роялем.

В доме очень много картин, но отдельно стоит рассказать об одной. Это единственная картина Иеронима Босха в Москве - «Искушение святого Антония». Сам Толстой считал, что это Босх. Возможно, это и не Босх, а школа Босха. Остается только гадать. Согласно красивой истории,рассказанной хранительницей музея,эта картина попала в дом Алексея Николаевича из усадьбы Александра Сергеевича Пушкина. Именно с нее великий русский поэт и писал сон Татьяны. И правда, вглядевшись в сюжет картины возникают стихотворные образы. Уже после смерти поэта, дом,в котором он проживал в южной ссылке был разграблен. Узнав об этом, Алексей Константинович отправился по близь расположенным деревням и ему удалось найти легендарную картину.

Это далеко не все тайны и истории, которые хранит в себе музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. Приходите и откройте для себя своего «Человека Праздник».

За недолгую экскурсию появляется ощущение, что по дому тебя вел сам его хозяин. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

Сегодня главное для такого музея - это его хранители, экскурсоводы. Если они способны заинтересовать историей хозяина дома, то посещение обязательно удастся.

После экскурсии очень захотелось еще раз вернуться к романам Алексея Николаевича. Взглянуть уже теперь другими глазами на мир созданный писателем.

  • В России А. Толстого знают и любят как автора «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», исторической эпопеи «Хождение по мукам», романа «Петр Первый».
  • Музей-квартира Алексея Толстого находится на улице Спиридоновке, на территории усадьбы Рябушинских. В этом же здании расположен музей М. Горького.
  • В этом доме на А. Толстой жил с 1941 года до своей кончины 23 февраля 1945 года.
  • Многие из экспонатов музея имеют давнюю историю : хозяин дома с любовью подбирал старинную мебель, живопись, светильники, фарфор.
  • В числе экспонатов полотна Иеронима Босха, русских художников Федора Рокотова, Карла Брюллова, а также множество диковинных предметов.
  • Вся информация в музее предоставлена только на русском языке.

В музее можно увидеть любимые трубки Алексея Николаевича Толстого. Заядлый курильщик, он воспринимал трубку не только как дань традиции, но и как часть своего имиджа, который он тщательно создавал и оставался ему верен. Трубка для него была знаком элитарности и даже соучастницей творческого процесса. Таким писателя и запомнили современники: «Рассказывал он увлекательно. Сядет в кресло, заложив ногу на ногу. И, набив пенковую трубочку табаком «кепстэн» и изредка посасывая ее, рассказывает на самые разнообразные темы» (С. Дымшиц).

Еще одна особенность музея – отголоски , к которому принадлежал и Алексей Толстой. Посетители узнают здесь не только о нем самом, но и первых десятилетиях XX века в России – эпохи, отмеченной появлением ярких и неординарных личностей, роковыми событиями истории и непрестанным развитием великой русской литературы, частью которой является творчество Алексея Николаевича Толстого.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 11 , средняя оценка: 4,64 (из 5)
Выходные дни

Понедельник

Стоимость билетов

От 100 руб. до 250 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.

Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

Правила посещения

Стандартные.

Вам может понравиться

Галерея

Избранные отзывы

Оценки посетителей:

Апрель 2017
Зашла в музей совершенно случайно. Стоимость входного билета небольшая, но я бы посоветовала взять дополнительно экскурсию. Многое из жизни Алексея Толстого неизвестно, человек был неординарный, поэтому просто ходя по музею всего можно не увидеть, если заранее не прочитать о жини этого писателя.

Декабрь 2016
Я бы отметила мебель и особенно диванчик, который хозяин называл эротаманкой - остроумно, не правда ли? Интересен портрет Петра Первого, изготовленный из спичек, которые предварительно окунули в стекловидную массу разных оттенков. Любителям фарфора наверняка понравится ранне-гарднеровский яайник и остатки веджвудского столового сервиза. А вообще мелочей представлено мало - все в запасниках.

Апрель 2016
У меня в этом музее всегда ощущение, что хозяева только что вышли. Слава Богу, здесь не жили посторонние люди, и все сохранилось, как было. Поэтому и описаний под картинами нет. Это ведь музей - КВАРТИРА. Кто станет вешать описания у себя дома? На диване сидит очень симпатичный Буратино. В коридоре стоит сундук Петра I, приобретенный Толстым. И еще у меня возникла интересная мысль. Вернувшемуся из Италии пролетарскому писателю А.М. Горькому правительство выделило целый особняк. А вернувшегося тоже из эмиграции графа-писателя поселило во флигель прислуги Рябушинского. Коридор во флигеле узкий, и квартиру вовсе не худенького "советского графа" никак нельзя назвать уютной и удобной, хотя жилось ему лучше основного населения. Сходите, не пожалеете. Это быт интересного человека с хорошим вкусом.

Дом 2/6 . Тел 290-0956.

Ближайшее метро: Тверская, Чеховская.

В этом доме жил и работал с 1941 и до своей смерти в 1945 году писатель . Дом представляет собой часть бывшей усадьбы Рябушинских, главное здание которого видно из окна и расположено по адресу 6 - сейчас там находится (писатель жил здесь долгое время).

Алексей Толстой жил в доме, который до революции использовался для проживания прислуги Рябушинских. Сам по себе дом просторный и комфортный. Другое дело, что сейчас заметно, что здание долго не ремонтировалось.

После смерти писателя, его жена Л.И. Толстая сохранила всю обстановку квартиры и личные вещи писателя и по ее завещанию, в 1982 году они поступили в фонды государственного литературного музея.

Музей-квартира открылся 20 октября 1987 года. В музее-квартире можно увидеть личные вещи писателя. Именно здесь он написал последнюю (третью) книгу о , закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева" и занимался военной публицистикой.. Алексей Толстой был ценителем искусства и коллекционером. Он собрал большое количество картин, фарфора, книг, часть из которых можно увидеть в музее-квартире. В коридоре располагается портрет Петра I , который издалека похож на гобелен. Но на самом деле, этот портрет сделан неизвестным художником из "спичечных головок", покрытых краской.

В музее-квартире много портретов Петра I или картин с изображением его времени. Писатель специально собрал их, чтобы погрузиться в обстановку того времени, для написания книги Петр Первый.

Отзыв (12.12.09 )

Плата за посещение символическая - 50 рублей за человека. За экскурсию нужно заплатить в 2 раза больше. Странно, что плата за фотографию - 50 рублей за 1 штуку. Мы заказали экскурсию. Она продолжалась около 1 часа. Сотрудник музея подробно и квалифицированно рассказала нам о жизни и деятельности писателя. Интересно, что в здании музей проходят музыкальные концерты и театральные постановки. Мы как раз попали на репетицию перед концертом. Голоса нам понравились.