Современные белорусские художники. Художники из беларуси

В Белорусском союзе художников — более тысячи человек. На чье творчество стоит обратить особое внимание? Мы попросили искусствоведа Надежду Усову и куратора выставок Анну Карпенко выбрать пять современных отечественных художников, которых стоит знать каждому белорусу.

«У каждого искусствоведа любимых художников не 5, а 25», — говорит Надежда Усова. При выборе пятерки она исключила своих друзей-художников («я к ним пристрастна»), а также молодое поколение, экспериментирующее с формой.

— Оценивать не берусь, потому что, как мне кажется, для этого требуется время. Поколение 30-летних способно создавать шедевры (написал же Теодор Жерико «Плот «Медузы» в 28 лет!), их, возможно, и должны знать современники. Но цыплят по осени считают… В эту пятерку, на мой взгляд, должны войти зрелые художники, которым есть что сказать, чьи работы, как мне кажется, должны попасть в музеи Беларуси. Поэтому подход исключительно субъективный: художественный феномен.

Кто? Александр Соловьев, живописец, театральный художник

«Патриарх белорусского авангарда», в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и создал своеобразные цветовые медитации.

Почему? Уникальная личность, патриарх белорусского авангарда, настоящий феномен, еще до конца не оценен, хотя получил и почетные звания, и медаль Франциска Скорины. Ему 91 год. Бывший партизан, фронтовик, окончил Мухинское училище, театрально-художественный институт в Минске.

Александр Соловьев, «Белая гармония». Источник: news.vitebsk.cc Александр Соловьев, «Натюрморт». Источник: news.vitebsk.cc

В 1965 году Соловьев приехал в Витебск, где долгие годы работал художником-постановщиком, позднее главным художником театра имени Якуба Коласа. Однажды этот коллектив отправился на гастроли в Москву и его декорациям, как когда-то работам Льва Бакста, устроили овации сразу после поднятия занавеса. В 1970-е годы в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и стал делать поразительные по философской образности и цветовой насыщенности вещи — своеобразные цветовые медитации — и выставлять их. В конце 1970-х, конечно, кроме оскорблений и ругани в свой адрес ничего не слышал. Выставки закрывали, а он удивлялся: какой подрыв идеологии находят в его холстах-пространствах?

Несмотря ни на что, его зритель нашелся. Причем не через 50 лет после смерти, как полагал сам художник, а еще при жизни. В 2016 году он подарил Национальному художественному музею в Минске десятки своих работ, которые были показаны там на персональной выставке. Думаю, что скоро его работы будут украшением и мечтой любого музея.

Людмила Кальмаева, живописец и график

Почему? За оригинальность мышления и потрясающе мастерство, творческое разнообразие. В ней есть неиссякаемая сила жизненности, оригинальность, удивительное чутье к современности, естественная европейскость. И не потому, что она многие годы живет в Голландии (покойный муж — голландец). Людмила Кальмаева, на мой взгляд, — тоже феномен белорусского художника, свободно отливающийся в ту или иную форму. Все чаще она появляется и проводит выставки в Минске.

Фантазийная живопись Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com

Графика Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com
Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com

Ее театральные плакаты 1980-х стали классикой, которая повлияла на белорусский плакат второй половины ХХ века. Многие из них вошли в квартиры интеллигенции и студенчества, были модным смысловым интерьерным украшением. Она тогда ухватила какие-то коды белорусскости, сумела их образно обозначить. Кальмаева — генератор сумасшедших идей. Она всегда интересна, непредсказуема и как наблюдательный блогер, и как аналитик, и как преподаватель, и реалистическая портретистка, и как график. От скандальной «туалетной серии» — художественного стеба, который так и не решились выставить в Беларуси (но охотно купили китайцы), до изумительных «ню» — серий обнаженных. Обычно мы привыкаем к тому, что художник долгие годы работает в одном направлении, его можно узнать по почерку. Она нарушает привычные представления и всегда удивляет. У Людмилы Кальмаевой есть четкая позиция, особый взгляд. Это и влюбляет, и удивляет, и восхищает, и вызывает уважение.

Кто? Андрей Воробьев, скульптор

Почему? Андрей Воробьев привлек внимание давно. Можно подумать, что это реинкарнация его собственного учителя — Владимира Жбанова — в могилевской городской среде (скульптор живет в Могилеве. — Прим. TUT.BY). Но это абсолютно не так.

Мне нравится, что он выдумщик, фантазер, патриот своего города, радеет за родной Могилев. И он разный. С одной стороны, может креативно подойти к официальному заказу — он автор знаменитого памятника — «Шкловского огурца» — и монументальных «Могилевских львов» на мосту через Днепр. С другой, у него есть камерные философские скульптуры с оригинальной текучей пластикой, которые заставляют размышлять о жизненных смыслах.


«Шкловский огурец». Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Это скульптор ироничный, гротескный, интригующий. Старается уйти от пафоса, хотя есть и такие работы. За ним всегда интересно наблюдать. Андрей Воробьев — автор невероятных фантасмагорических идей и проектов. Например, хотел построить тоннель возле художественного музея имени Масленикова. С одной стороны в тоннель может войти взрослый, но пройти его насквозь не сможет, потому что с другой стороны вход в тоннель — в виде тела ребенка. Концептуальные объекты Воробьева претендуют стать изюминкой города, примером художественного формирования городской среды, в том числе и туристической.

Кто? Вячеслав Павловец, акварелист

Работает в технике акварели, которую «по лаконизму и эмоциональной спонтанности можно сравнить с японскими». Создает своеобразные белорусские акварельные хокку.

Почему? Камертон абсолютного вкуса и мастерства в современной белорусской акварели. Ему удалось сформулировать белорусский пейзаж, превратив его в чистый эстетический феномен. Вячеслав Павловец — очень скромный человек, работает в журнале «Мастацтва» художественным редактором. При нем журнал приобрел стильный европейский вид.

При этой загрузке он умудряется создавать удивительно белорусские по настроению и характеру пейзажи в технике акварели, которые можно по лаконизму и эмоциональной спонтанности сравнить с японскими. Это своеобразные белорусские хокку. В этих акварелях мы можем услышать мелодику своей страны со стороны, с которой ее еще не рассматривали. Они абсолютно гармоничные и абсолютно белорусские. Павловец, можно сказать, воспел и возвысил до поэтической метафоры белорусский бессолнечный «серый денек». Его произведения цепляют за душу. Это, не побоюсь сказать, чистейшая поэзия в акварели.


«Дерево». Из архива Национального художественного музея

Сейчас акварель у нас, в отличие от Европы, непопулярна: мало кто понимает и оценивает по достоинству изысканность этой техники. Многие прирожденные графики изменяют себе, уходят в живопись, которая лучше востребована на художественном рынке. Вячеслав Павловец — один из хранителей традиции, нескольких мастеров, которые удерживают высокий уровень белорусской акварельной школы.

Павел Татарников, иллюстратор

«Уникальный талант в области европейской книжной иллюстрации», которого ищут и находят издатели со всего мира.

Почему? Один внешний вид книг с его романтическими иллюстрациями вызывает желание изучать белорусскую историю. Очень бы хотелось видеть его иллюстрации в учебниках по истории Беларуси для младших классов. Он романтик, технический виртуоз, ну и, конечно, дотошный исследователь.

Эти качества принесли ему известность и престижные награды на конкурсах книги и в Беларуси, и широко в мире: японские издатели хотели полностью выкупить права на иллюстрации к книге «Царевна в подземном царстве», тайваньский издатель пригласил его (белоруса!) оформить книгу китайского эпоса «Небесный император и десять солнц», по его иллюстрациям ставился кукольный спектакль «Снежная королева» в Копенгагене, священники маленькой итальянской деревни в Альпах поручили ему необычный заказ — создание книги, посвященной 1700-летию деревни. И художник несколько дней жил в той деревне, слушал воспоминания, искал в архивах, как выглядели местные ландшафт, архитектура несколько веков назад.

«Параноя». Источник: tatarnikov.com
«Чыстыя вуліцы». Источник: tatarnikov.com
«Гародня. 1601». Источник: tatarnikov.com

Иллюстраторов в мире, на самом деле, не так много, и Татарников один из лучших. Его находят и ищут издатели по всему миру. Сейчас он сам может выбирать, что ему интересно. Здорово, что он преподает в Минске, доцент Академии искусств. Есть у кого учиться мастерству и главное — отношению к делу.

Куратор выставок Анна Карпенко предупреждает: ее мнение, скорее всего, не будет совпадать с мейнстримом, «но в контексте современности очень важно знать имена этих художников».

Кто? Жанна Гладко

Сумела показать, как личная травма показывает распределение власти как внутри семьи, так и на уровне общества.

Почему? Жанна делает большие, серьезные проекты. Работает с острыми социальными, гендерными темами. К сожалению, у нее до сих пор не было персональной выставки в Беларуси.

Люблю ее совершенно потрясающий проект, очень личный, связанный с собственной историей взаимоотношений с отцом. В нем прослеживается интересная стратегия. С одной стороны, художница обнажает болезненные, интимные темы, связанные, например, с эпизодом, когда отец разобрал ее любимое пианино, очень важное для Жанны. Понятное дело, это стало для нее травмой.

Жанна Гладко, серия «Не Ален Делон», в серию включены автопортреты художницы в виде Алена Делона, групповая выставка QAI/by, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2016
Жанна Гладко, серия автопортретов, групповая выставка XXY, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2014

С другой стороны, через личные истории, историю своей семьи художница показывает важные гендерные связи на социальном уровне: как в обществе распределяются классические патриархальные отношения, когда отец — такая фрейдистская фигура — не только управляет материальными процессами, контролирует поток денег в семье, но и имеет важный символический статус. Не вмешиваясь в жизнь Жанны, своими действиями он косвенно влияет на ее мировосприятие. Это история о том, как личная травма показывает распределение власти и внутри семьи, и на уровне общества.

Кто? Маша Святогор

Почему? Маша работает в интересной технике фотоколлажа. Работает и с личной историей, и с семейными архивами.

Не так давно у Маши была персональная выставка в ЦЭХе, которая называлась «Курасоўшчына — любовь моя». Это прекрасный пример того, как один из районов Минска, причем не самый престижный, может стать объектом эстетического притяжения. Также у нее есть серия потрясающих коллажей, из которых она делает ироничный проект, касающийся истории искусства. Она снимает модель и подставляет ей лица с известных классических полотен.





Чем живет художественная сцена страны-соседа

31 марта в "Изоляции" (Набережно-Луговая, 8) открывается "ZBOR. Движение белорусского искусства " - первая в Украине выставка современного искусства Беларуси. По просьбе Buro 24/7 кураторы ZBORа - художники Андрей Дурейко и Максим Тыминько рассказали о главных современных белорусских художниках в возрасте до 35 лет.

1.

Сергей Шабохин

Представитель молодого поколения, чья художественная деятельность маркирует стратегический переход национальной арт-сцены от "партизанских" к "активистским" стратегиям. Шабохин занимается кураторской деятельностью, нелегально ведет образовательные курсы для студентов Академии искусств, является основателем и главным редактором портала о современном белорусском искусстве Art Aktivist, а также сооснователем и редактором исследовательской платформы Kalektar. Живет и работает в Минске.



2.

Андрей Ленкевич


Представитель новой волны фотографического сообщества в Беларуси, пришедший из фотожурналистики в сферу современного искусства и мультимедиаисследований. В 2015 году проект Андрея Ленкевича Goodbye, Motherland получил главную премию "Арт-Беларусь" на "Осеннем салоне с Белгазпромбанком" "за исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды".



3.

Марина Напрушкина


Инициатор образовательной платформы на стыке политики, искусства и феминизма "Беларусь//Институт будущего" (Belarus//The Institute of the Future) в Минске, а также инициативы по поддержке беженцев "Новое соседство //Моабит" (Neue Nachbarschaft//Moabit) в Берлине. Живет и работает в Берлине.



4.

Жанна Гладко

Представительница молодого поколения художников, работающая при помощи разнообразных медиа с темой гендера в контексте актуальных феминистских теорий.

5.

Юра Шуст


В своем творчестве фокусирует внимание на политически ангажированном искусстве. Кроме того, является лидером концептуальной аудиовизуальной группы IOD.



6.

Денис Лимонов


19 декабря 2010 года в Беларуси прошли президентские выборы, которые в очередной раз выиграл Александр Лукашенко. В Минске на площади Независимости была жестко разогнана демонстрация гражданского протеста.

22 марта 2011 года в Беларуси начался финансовый кризис. 11 апреля 2011 года в Минске на станции метро "Октябрьская" произошел взрыв самодельной бомбы, в результате которого 15 человек погибли и 203 человека пострадали.


13 апреля 2011 года Лукашенко заявил о раскрытии теракта, были задержаны Дмитрий Коновалов и Влад Ковалев и позже приговорены к расстрелу. Реагируя на происходящее, Денис Лимонов отправил письмо генпрокурору Республики Беларусь, в котором заявил о причастности своей арт-группы "Липовый цвет" к терактам, в которых обвинили Коновалова и Ковалева.

Кроме того, он объявил, что эти преступления являются художественным произведением, и посвятил их жертвам кровавой государственной машины. В завершение письма Лимонов открыто подписался своим именем. В первую очередь художник хотел остановить скорое приведение наказания в силу, попытавшись затянуть процесс расследования теракта. "Письмо Дениса Лимонова генпрокурору РБ" не достигло заявленной цели, поскольку официальный ответ от прокуратуры не был получен, а обвиняемые в преступлении были казнены. Акция привела к развалу группы. Сейчас Лимонов живет и работает в Москве.

7.

Захар Кудин


Художник, живописец, представитель радикальной позиции в новой абстрактной живописи Беларуси, сторонник подхода обновления "живописи как грандиозной концепции". Автор масштабных работ, исполненных в широкой экспрессивной манере. Живет и работает в Минске.


8.

Алеся Житкевич

Художница новой генерации, в своих работах исследует взаимосвязи сексуальности и политики при помощи самых разных медиа.


9.

Семен Мотолянец


Как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве использует принцип "взаимоисключающих параграфов", работая на грани традиций академизма и требований актуального искусства. Лауреат премии "Инновация - 2009". Живет и работает в Петербурге.



Этого белорусского художника называют современным импрессионистом. Его картины полны жизни и эмоций. Невозможно пройти мимо его ярких полотен, написанных в необычной технике.

Талантливый белорусский художник Леонид Афремов не перестает удивлять пользователей социальных сетей своими работами. Его картины всегда эмоциональны, они вызывают только положительные и радостные эмоции, несмотря на то, что художник изображает осень. Афремов рисует не кистями. Он использует мастихин (специальный нож-лопатка), с помощью которого масляными красками виртуозно накладывает нужные мазки.

Многие сравнивают Афремова с великими мастерами прошлого. Но художник настаивает на том, что он нашел свой собственный стиль. Его работы могут расцениваться как современное искусство, которое основывается на традициях прошлого.

Сам художник отмечает: «Человеческий разум своеобразен. Мы склонны цепляться за прошлое и быть сверхкритичными по отношению к настоящему. Мы сравниваем новые творения с классическими шедеврами и выискиваем малейшие недостатки. Возможно, трава и была зеленее несколько веков назад, но талантливые люди рождаются и сегодня».

Леонид Афремов предпочитает выкладывать свои работы в социальные сети, а не делать персональные выставки в галереях. Его художественная философия основывается на идее того, что искусство не должно быть доступно только элите.

Ян Дамель Белорусско-польсколитовский художник начала ХІХ века. Представитель классицизма. Осваивать живопись начал с 1799 года в Виленском университете у Франциска Смуглевича и Яна Рустема. После окончания нескольких курсов и сдачи экзаменов получил степень магистра свободных наук, а позже гимназического учителя. В 1809 году стал мастером живописи и вице-профессором.

Ян Дамель писал преимущественно на исторические темы: «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом» , «Смерть князя Понятовского» , «Павел I освобождает из плена Костюшко» , «Разбитые войска Наполеона в Вильне» , «Переправа французов через Березину» и др. Известны его произведения на религиозные темы («Положение во гроб» , «Христос и самаритянка»), портреты князя Д. Радзивилла, графов Иоахима Хрептовича, пейзажи Минска и его окрестностей («Водяная мельница» , «Деревья под водой»), рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири. Кроме того, Дамель, как и многие художники того времени, отдал дань альбомному рисунку. Творчество художника формировалось под влиянием классицизма, но в ряде его произведений чувствуется стремление к романтическому изображению действительности. Портретам Дамеля присуща тонкая психологическая характеристика.

Ванькович Валентий-Вильгельм Белорусский живописец, представитель романтизма. Родился в среднезажиточной дворянской (шляхетской) семье судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры известного польского поэта Антония Горецкого. Учился в Петербургской Академии художеств (с 1824 года). Творчество связано с художественной жизнью Беларуси и России

Творчество Первым учителем Ваньковича в живописи был будущий генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер, миниатюрист. Уроженец Вены, он много рисовал для польского короля Станислава Августа. Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет. В Петербурге он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается в Виленский университет с золотой медалью. После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать. Однако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал в Париж, где вновь сблизился с Адамом Мицкевичем.

Наполеон Орда Белорусский и польский литератор и композитор, музыкант, художн ик, скульптор, педагог. С 1833 года, живя в Париже, брал уроки рисования в студии Ф. Жерара. Путешествую по странам Европы и Северной Африки, делал множество зарисовок пейзажей, в основном городских видов. В Беларуси известен своим альбомом видов губерний Гродненской, Минской, Киевской и др. , материал для которого собрал во время своих путешествий.

Наполеон Орда и Украина До нашего времени дошло 177 произведений художника, на которых изображены архитектурные пейзажи Украины. Его рисунки были использованы во время подготовки проектов реставрационных работ следующих объектов: Крепость в Каменце-Подольском Подгорецкий замок

Острожский замок А также таких памятников архитектуры, как: · Андреевская церковь в Киеве, · Костел Иоанна Предтечи в Белой Церкви, · Дубенский замок, · Летичевский замок.

Наполеон Орда и Беларусь Среди белорусских работ Орды: «Воложинский дворец» , «Геранёнский замок» , «Дятловская усадьба» , «Закозельская усадьба» , «Логойский парк» , «Ружанский дворец» , «Скоковский дворец» , «Минск. Соборная площадь» , «Свислочь» , «Гродно» , «Освея» , «Кревский замок» , «Новогрудок» (1850- 1870 -е годы). По его рисункам и акварелям в 1873- 1883 годах созданы (художник А. Мисурович) и изданы в Варшаве литографии (260 графических листов в 8 сериях). Интересно. Каждый белорус может лицезреть работу Наполеона Орды «Несвижский замка Радзивиллов» на банкноте 100 000 белорусских рублей. Интересно. На каждом рисунке Орды есть небольшая деталь - непринужденно, словно ненароком, изображены люди.

Хруцкий Иван Фомич Белорусский художник, живописец, шляхтич герба Лелива. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами. Родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника, шляхтича Томаша Хруцкого. Среднее художественное образование Хруцкий получил в Полоцком высшем училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, Ф. А. Бруни.

Творчество Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Первые датированные этюды художника - «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» - относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период - работа над натюрмортом «Натюрморт с вазой» (1832) «Натюрморт с птичкой» (1832)

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты. Картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью «Старуха, вяжущая чулок» (1838) Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром «в комнатах»: «В комнате» (1854) и другие.

Беларусь дала миру много замечательных художников. И некоторые настолько значимы, настолько знамениты, что их знают даже те, кто вообще не интересуется искусством, от слова совсем. Их стиль узнают, а работы знают даже те, кто их терпеть не может. И шедевры этих мастеров поражают аукционными ценами людей.
Хотите посмотреть, за полотна каких беларуских коллекционеры готовы платить заоблачные суммы?
Вот они,10 самых дорогих работ художников из Беларуси

1. 37 млн 770 тысяч долларов, Казимир Малевич «Мистический супрематизм»

Картина написана в 1920−1930 годах. В 2015 году на аукцион Sotheby’s ее выставляли за 35−45 миллионов долларов. В итоге продали за 37 млн 770 тысяч.

2. 32 млн 800 тысяч долларов, Казимир Малевич «Супрематизм. 18-я конструкция»

"Супрематизм. 18-я конструкция"., 1915 год.

Картина написана в 1915-м — в год рождения супрематизма. Спустя 100 лет аукционный дом Sotheby’s продал ее за 32,8 миллиона долларов, хотя оценивалась работа в сумму от 30 до 46 миллионов.

3. 28 млн 453 тысяч долларов, Марк Шагал «Влюбленные»


«Влюбленные» на данный момент — наиболее дорогая картина художника. Работа написана в 1928 году. Продали ее в ноябре 2017 года на аукционе Sotheby’s за 28 млн 453 тысяч долларов.

4. 28 млн 165 тысяч долларов, Хаим Сутин «Бычья туша»

«Бычью тушу» продали в 2015 году на аукционе Christie’s. Работа написана в 1923 году «гением из Смиловичей». Считается, что вдохновение для этой экспрессивной картины искал у Рембрандта и ее «Туши быка». Сутин сделал множество «мясных» зарисовок и написал шесть разных «Бычьих туш». Пять из них хранятся в музеях мира, одна — у частного коллекционера, который купил ее за 28 млн 165 тысяч долларов.

5. 18 миллионов долларов, Хаим Сутин «Маленький кондитер»

За такую сумму картина Сутина была продана в мае 2013 года на аукционе Сhristie’s в Нью-Йорке. Работа была объявлена топ-лотом вечера и стала самой дорогой картиной художника. «Эта написанная около 1927 года картина служит своего рода финальной точкой в серии одноименных полотен, созданных художником на протяжении почти десяти лет — времени, за которое он успел превратиться из безвестного художника в знаменитость мирового масштаба», — подчеркивал в пресс-релизе аукционный дом.

6. 17 млн 200 долларов, Хаим Сутин «Портрет мужчины в красном шарфе»

До 2013 года «Портрет мужчины в красном шарфе» был наиболее дорогой картиной Сутина. В 2006 году ее продали на аукционе Sotheby’s за 17,2 млн долларов — тогда произведение стало самым дорогим лотом торгов. Картина написана в 1921 году.

7. 16 млн 830 тысяч долларов, Хаим Сутин «Камердинер»

В 2001 году «Камердинер» был продан за 1,9 млн долларов. В 2015 году сумма увеличилось более чем в 8 раз: на аукционе Sotheby’s картина продана за 16 млн 830 тысяч — это было существенно больше, чем самые оптимистичные прогнозы знатоков.

8. 16 млн 300 тысяч долларов, Марк Шагал «Юбилей»

За такую сумму картина «Юбилей» (1923) была продана в 1990-м году (есть подозрения, что тогдашние 16 млн 300 тысяч долларов стоили больше). Картина написана в золотой период Шагала. На ней изображен его излюбленный сюжет — полет вместе с любимой женой Белой. Такая же картина хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке, но называется она «День рождения».

9. 15 млн 600 тысяч долларов, Хаим Сутин «Невеста»

«Невесту» Хаим Сутин написал в 1929 году. На аукционе Christie`s в 2015 году ее оценили в 3−5 млн долларов, но продали в три раза дороже максимальной суммы — за 15 млн 600 тысяч.

10. 14 млн 583 тысяч, Марк Шагал «Три свечи»

«Три свечи» Марк Шагал писал в 1938—1940 годах. В 2016 году ее продали на аукционе Christie’s за 14,583 млн долларов.