Сообщение по теме русская культура 19 века. Шпаргалка: Русская культура XIX века. Значение XIX в. в истории культуры России заключается

Реферат
по истории на тему:
«Русская культура XIX века»

Введение.

XIX век- это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создает новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство.
Именно в XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Этот век действительно можно назвать золотым ведь происходит необычайный взлет российской культуры. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Глава 1.
Иностранное влияние на развитие культуры в России.
Россия волею исторических обстоятельств объединила сотню племен и народов, с непохожим историческим опытом, имеющих различные верования и этнические характеристики. Это предало ей весьма своеобразный культурный облик. В российских городах существовали бок о бок совершенно непохожие этнические общности, сохраняющие собственный исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.
Русский язык открывает пути к достижению определенных административных и ощутимых материальных преимуществ, а так же становится единственным средством межэтнического общения. Многие представители родовых и племенных элит еще до XIX века начинают инкорпорироваться в состав высшего привилегированного сословия. Множество известных аристократических фамилий имели помимо старославянских и европейских корней, имели тюркские, греческие, грузинские и армянские корни.
Полиэтничность государственного портрета России повлияла на весь культурный процесс. Среди выдающихся русских художников, поэтов, писателей и людей творческих существует немало представителей не чисто русских кровей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Рахманинов, Левитан…Само понятие «русскости» подразумевало под собой отражение духовного состояния, принадлежность к христианству, а не к чистой племенной родословной.
В последующие века Россия ощущала влияние как с Востока, так и с Запада. В России многое менялось и изменялось, но в национально-культурном отношении страна сохраняла свой «код самобытности». В первой половине XIX века Россия представляла собой образец сложной социокультурной амальгамы. Верхние слои общества жили в соответствии с западноевропейскими нормами и правилами. Они владели иностранными языками (чаще всего французским и немецким), что позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями, в том числе и художественного творчества. В страну ввозилось огромное количество книг и журналов, в которых рассказывалось о политической и общественной жизни дальних стран, важных событиях и открытиях. Наиболее состоятельные люди отправлялись в путешествия. Часть аристократии настолько европеизировалась, что французский язык стал для них фактически родным, владели им в совершенстве, в то время как родным языком многие пользовались с большим трудом. Некоторые дворяне перенимали так же образ мыслей иностранцев, вступали в масонские организации. В начале XIX века масонство стало модным увлечением русского дворянства. Элитарные слои были затронуты влиянием заподноевропейской буржуазной цивилизации, которая сформировала социоправовой строй экономически развитых европейских стран, где фетиши рационализма, прагматизма властвовали безраздельно. Однако в России они не приобрели должного влияния в общественном сознании.
Россию всегда волновал вопрос о смысле жизни, а в Европе главным вопросом была цель жизни человека. От этого и появлялась внутренняя психологическая напряженность русской культуры. Русская культура в это время становится практически светской, но сохраняет глубокую духовную интенцию. Нравственно-этические проблемы человеческого бытия всегда оставались в поле зрения культуры. Психологизм русских художественных творений нередко озадачивал иностранцев. Русское художественное действие - это решение философской дилеммы между «сущим» и «должным» бытия, постижения внутреннего мира человека. В силу этого персонажи русской литературы и драматургии значительно чаще размышляют и говорят, чем действуют. Ярким примером можно назвать литературные произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и пьесы Антона Чехова.
Сословная стратификация сходила на нет в храме, где все становились равными перед образом Бога. Православие остается мощным средством, сохраняющим различные элементы общественной среды в рамках единого народа. Процессы секуляризации разрушали это единение, но до самого падения монархической России православное понимание жизни было широко распространено.
До сих пор распространена точка зрения о том, что почти все исторические обретения России есть результат заимствования. Россия действительно заимствовала художественно-эстетические представления, технические новации и интитуциональные приемы у Запада, но все эти приобретения адаптировались к местным условиям и новый симбиоз современных форм и традиционных ценностей часто уже не имел ничего общего с первоисточником. Но даже в проявлениях, равнявшихся на запад, русская культура оставалась национальной. Если что-то и подрывало ценности в России, то это общий антихристианский дух западной буржуазной цивилизации, высказывавшей индивидуалистические принципы после французской революции 1789 года.
Православие придает всему процессу национально-созидательного развития специфический облик и не похожие на западноевропейские черты. Церковь, ее обряды, таинства, символы веры поднимали простых русских людей от повседневных забот и заставляли смотреть на мир по-другому. Простые люди, в отличие от дворян, которые уже к началу XIX века фактически порвали с церковью, сохраняли безусловную веру. Народ создавал замечательные сказки, былины, песни, изделия из кожи, дерева, льна, камня, металлов, строили деревянные жилища и церкви, отличавшиеся причудливостью форм и затейливостью оформления.
В первой половине XIX века привилегированные группы населения начинают осознавать значение культурной самобытности России. Происходит появление творцов, преодолевших старый культурный разрыв между «верхами» и «низами».

Глава 2.
Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века стала времени расцвета всех искусств, временем достижений в области архитектуры, театра, живописи и музыки.
В архитектуре господствует классицизм, для которого было характерно преклонение перед образцами искусства Древней Греции и Древнего Рима. Расцветает имперское монументальное искусство. Города и селения украшались сооружениями, посвященными героическим страницам истории.
С 1709 года появляется новое направление в изобразительном искусстве, искусство имперской монументальной пропаганды. В некоторых районах России начинают появляться памятники, не характерные для России: триумфальные арки, стелы, колонны, пирамиды, обелиски, статуи и скульптурные группы. Первым наиболее крупным и долговечным становится памятник Петру I, скульптор Э.Фальконе, памятник был установлен в 1782 году в центре Петербурга, данный памятник более известен, как «Медный всадник».
Храмовая и монументальная тенденция в русском изобразительном искусстве была направлена на увековечвание памяти героических потомков, прославивших Россию. В их числе: святой Владимир, Иван Сусанин, князь Потемкин и многие другие…
Так же стоит отметить, Исаакиевский собор в Петербурге, Александровскую колонну. Эта колонна посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном. В 1811 году архитектор Воронихин строит большой Казанский Собор. В XIX веке строится здание императорского Эрмитажа, по воле Николая I в 1852 году Эрмитаж становится первым общедоступным музеем в России.
В Москве в 1817 году появляется здание Манежа, предназначенное для проведения военных смотров, учений и парадов. В 1825 году появляется Большой Театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий. На Красной площади в 1818 году устанавливается первый московский памятник Минину и Пожарскому. Заканчивается строительство Странноприимного дома (более известный как Институт скорой медицинской помощи имени Склифосовского).
В XIX веке происходит становление отечественного общественного театра. Раньше театральные труппы существовали в усадьбах богатых дворян или при царском дворе. Располагались они в маленьких темных помещениях, которые не были рассчитаны на большое количество зрителей. Репертуар состоял из незатейливых водевилей, легких пьесок.
В Петербурге существовали французские и немецкие театры, выступали итальянские артисты. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры, ставятся отечественные пьесы, в которых затрагиваются большие серьезные общечеловеческие проблемы. Например, «Ревизор».
В 1832 году строится здание Александринского театра по проекту Карла Росси. Этот театр возник еще в середине XVIII веке, на его сцене стали известы имена таких русских актеров, как Ф.Г.Волков, И.Ф,Дмитриевский, В.Н.Асенкова., В.А. Каратыгин.
В Москве крупнейшим драматическим театром являлся Малый театр, в 1824 году для него строится здание, в котором и по сей день находится этот театр. М.С.Щепкин и П.М.Садовский прославились на сцене Малого театра. Вскоре Малый театр стали называть «Домом Островского», потому что произведения этого драматурга заняли доминирующее положение в репертуаре данного театра.
Наиболее заметных результатов в XIX веке занимает портретная живопись и эпические полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже распространяются пейзаж и жанровая живопись. С середины XIX века именно живопись приобретает направление критического реализма, вершиной которого становятся произведения художников-передвижников. В первой же половине XIX века изобразительное искусство было лишено ангажированной критической направленности, а главными критериями оставались красота и гармония. Среди портретистов наиболее известны Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, которых в началу века относили к числу лучших в России.
Стоит отметить К.П.Брюллова, написавшего «Последний день Помпеи», написанного в Италии по заказу богатого вельможи А.Демидова. Так же стоит поговорить о О.А.Кипренском, В.А.Тропинином и П.А.Федоровом. Первые два прославились портретами, а последний написал целую серию полотен, отражавших быт и нравы России XIX-ого века.
Что касается музыкальной культуры, в начале XIX века господствовали сочинения иностранных авторов. Но с 1830-х годов появляются крупные музыкальные произведения, в которых использовали национальные мотивы. Начало русской оперной традиции положил А.Н.Вертовский, чья опера «Аскольдова могила» была создана на основе русского фольклора и народных напевов.
М.И.Глинка совершает переворот в русской музыкальной культуре, он является родоначальником русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» кладет начало народно-музыкальной драмы, а опера «Руслан и Людьмила» опере-сказке.
Так же в XIX веке происходит грандиозное событие – написание русского гимна «Боже, Царя храни!». Создают его поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов. Впервые как гимн он звучит в 1834 году и до самого падения монархии в России (1917 год).

Глава 3.
Русская православная церковь.
Русская православная церковь возникла еще в 988 году, в 1721 года начинается синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший правительствующий синод, включавший видных церковных иерархов, решавший важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе стоял обер-прокурор Святейшего синода. Положение церкви и ее роль регулировались законом, по которому православная вера первенствующая и господствующая в России. Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
Приход - первичная церковно- административная единица, приход имел храм с причтом. Приходское духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Территория государства делилась на церковные округа – епархии. В среднем на одну епархию было около тысячи церковных приходов.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых - Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
В середине XIX
и т.д.................

Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки. В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) - начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) - средняя ступень; университеты и технические учебные заведения - высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов.

Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма - романтизмом, романтизма - реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.

У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. Русская литература вступала в свой «золотой век».

Вторая половина 19 в. - важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.

Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями - классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. В живописи, как в литературе, доминирующим становится реалистическое направление. В 1870 г. возникает «Товарищество передвижных выставок», объединившее большинство художников-реалистов (И.Н. Крамской, В.Г. Петров, А.К. Саврасов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков и другие). В творчестве «передвижников» была широко представлена панорама современной жизни, глубокий поэтический мир русской природы, героические эпизоды отечественной истории. Талант и кисть Репина, Крамского, Серова придали портретной живописи особые черты: глубокий психологизм, тончайшее отображение душевного состояния и духовного мира человека. Выставки «передвижников» имели большое общественное значение.

Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г.

Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в МосквеКутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора.

Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19 в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра.. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступал место романтизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актёрском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актёры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.

История русской культуры 19 века полна драматизма и противоречивости. Это было время формирования классической культуры, порожденной пробуждением национального самосознания народа. Перед отечественной культурой встала задача освоения культурного наследия как западных, так и восточных народов на основе своей национальной специфики. Именно и только так русская культура могла войти в историю мировой культуры на правах ее органической составной части.
Развитие культуры было сопряжено с процессом раскола прежде единой дворянской культуры второй половины XVIII в. на два идейных направления — консервативное и либеральное. Каждое из них ориентировалось на различные системы идеологических ценностей, которые порой выступали как противоборствующие и даже враждебные. Их появление не было случайным в русской культуре, оно отражало те противоречия, которые порождались попыткой самодержавия стать на путь робкого заимствования идей европейской буржуазной модернизации. Так возникли две субкультуры в среде русского дворянства.
Процесс размежевания не означал кризиса дворянской культуры. Появление разных идейных направлений придавало ей новый импульс обновления и динамизма. Для русской культуры характерна была попытка предложить гражданам свой вариант ответа на острейшие проблемы российской действительности, связанные с отношением к деспотической самодержавной власти, к правам и свободам личности.
Появление двух направлений в русской классической культуре можно проследить на примере творчества Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. Хотя они были современниками, взгляды их на решение проблем России были разными.
Н.М. Карамзин — выдающийся писатель, историк-публицист, журналист и реформатор русского языка, на рубеже XVIII—XIX вв. — самая яркая фигура русской культуры. Выступая за просвещение, он в то же время яростно защищал самодержавие. В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) он напомнил царю, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Творчество Карамзина в области литературы строилось на этой идейной платформе и являлось своеобразным хранилищем русских патриархальных традиций.
Литературное творчество А.С. Пушкина — это попытка сделать Россию способной на «всемирную отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), при этом, не изменяя национальной специфике, усвоить идеи свободы и равенства, к которым пришли европейские страны.
Человеческая индивидуальность и межличностные отношения Н.М. Карамзин отражает в «Бедной Лизе», а А.С. Пушкин — в «Станционном смотрителе». Каждый из них решает эти проблемы с разных идейных позиций. Для Карамзина — это воспевание устоев русской жизни, тогда как для Пушкина — протест против бесчеловечной русской действительности.
Н.М. Карамзин — это первый классик дворянской культуры, который очеловечил русскую историю, воспев самодержавную форму правления в «Истории государства Российского». По мнению Пушкина, эта работа стала «новым открытием» для российского общества и «все бросились читать историю своего Отечества». Труд этот не только «создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
А.С. Пушкин уделяет не меньше внимания, чем Карамзин, проблеме развития российской государственности. В «Борисе Годунове», «Истории пугачевского бунта», «Арапе Петра Великого» он выступает как бы одновременно и консерватором, и революционером. По мнению Г. Федотова. Пушкин являлся одновременно «певцом Империи и Свободы». При этом предпочтение отдавалось свободе, хотя он и осудил «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Доминантой развития русской классической культуры XIX в. стали государственные и свободолюбивые тенденции. С одной стороны, речь шла лишь об идеях создания могучего Российского государства ценой порабощения отдельных личностей, с другой — стремление разрушить государственную тиранию и раскрепостить во что бы то ни стало каждую личность, по своей природе самобытную и суверенную. Коллизии этих двух подходов в российской культуре можно проследить в творчестве таких великих деятелей русской культуры, как Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм — особая роль литературы и литературной критики, их влияния на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарных знаний, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто.
Николаевское авторитарное правление, удушавшее как политическую, так и творческую свободу, и стало, по мнению исследователей культуры, «катализатором» вызревания русской классики. И. Кондаков справедливо заметил, что Николай I создал тот политический и административный «пресс», под давлением которого русская культура обрела свои канонические, эталонные формы, характеризующиеся совмещением крайностей. Дилемма «Запад <^> Восток», возникшая во времена Древнерусского государства, так и не получила своего окончательного завершения ни в период робких либеральных реформ Александра I, ни в период авторитарного правления Николая I. Царствование Александра II, подарившего России «великие реформы», но не успевшего дать стране конституцию, обрекло русское общество и культуру на появление крайнего радикализма и нигилизма. Непоследовательность самодержцев, стремление всеми средствами отстаивать имперскую державность порождало противоречия в обществе, и как следствие, в русской культуре возникало стремление бороться за идеалы свободы и права личности.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким воплощением романтизма в литературе была баллада с характерными для нее чертами романтического мировосприятия — двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда — опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина), В.Д. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С.Щедрина, И.Айвазовского.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса; значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гумилев.
Критический реализм стал господствующим направлением не только в литературе, но и в искусстве, музыке. Видным теоретиком и пропагандистом его был выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов. Под его идейным влиянием молодой художник И.Н. Крамской создал группу художников-передвижников. Сегодня мы наслаждаемся знаменитыми творениями В.Н. Сурикова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского, В.Г. Перова и И.И. Шишкина. Каждый из них, разделяя основные принципы критического реализма, обогатил русское искусство своей индивидуальностью.
В развитии русского музыкального искусства пальма первенства принадлежит М.И. Глинке. Его новаторство состояло в том, что он положил русскую народную музыку в основу своих произведений. А.С. Даргомыжский, продолжая традицию Глинки, создал первую демократическую драму-оперу «Русалка».
Русская культура второй половины XIX в. представлена целой плеядой талантливых композиторов. Демократизм и народность были присуши творчеству всех членов «Могучей кучки», в которой объединились М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Мировую славу снискало творчество П.И. Чайковского, проникнутое лиризмом и необычайной силой эмоционального воздействия.
Развитие любой культуры определяется образовательным уровнем народа. Александр I видел свое предназначение в реформировании устоев государственного абсолютизма. Философия его политических преобразований сводилась, во-первых, к созданию идеальной модели «законосвободных учреждений», которые должны были подорвать старые устои государственного абсолютизма, а во-вторых, к организации «казенного воспитания» через сеть учреждений народного просвещения для насаждения «новых знании и новых идей». В соответствии с этой установкой, в 1804 г. в стране была создана единая система образования, через которую император намеревался подготовить почву для осуществления механизма «свободного правления». Она включала в себя три ступени учебных заведений: низшая — одногодичные церковно-приходские школы; средняя — уездные училища и гимназии; высшая — университеты.
Дети крестьян, ремесленников и купцов получали начальное образование в приходских и уездных училищах. Дети дворян и чиновников обучались в гимназиях. Однако по традиции они предпочитали обучение в закрытых заведениях. В 1811 г. в Царском Селе был открыт лицей — привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворянства. Подобные лицеи появились в Нежине, Одессе и Ярославле.
В первой половине XIX в. страна располагала семью университетами. Тогда же были открыты: Институт гражданских инженеров. Горный. Политехнический, Педагогический, Лесной институты, Коммерческая академия и Техническое училище. По замыслу Александра I, высшие учебные заведения и должны были стать рассадниками новых знаний и передовых идей, т.е. стать основой для будущего российского просвещения. Жизнь внесла коррективы и в эту новую форму: всесословную школу, вопреки заложенным в уставах идеям, стали подменять сословным образованием.
Особо следует сказать еще об одном необычном шаге Александра I: в 1803—1806 гг. на книжном рынке страны появились «евангелия» экономического и политического либерализма. Речь идет о трудах Адама Смита, о «Конституции Англии» Делольма и о работах классика римского республиканизма — Корнелия Тацита.
Оценивая первый опыт по подготовке необходимой почвы для реализации своих реформаторских идей, Александр I все более и более впадал в состояние раздражения и разочарования.
Крах либеральных исканий Александра I был воспринят его преемником как серьезное предупреждение о необходимости всемерного укрепления и сохранения основ самодержавия. Неудачное восстание декабристов и последовавшие за ним меры правительства более всего сказывались в области народного просвещения. Николай I нанес сильнейший удар по университетам: отменялась их автономия, запрещались научные контакты с европейскими учебными заведениями и преподавание философии, вводилась строжайшая цензура за учебными программами. Число учащихся в первой и второй ступенях к середине века так и не достигло 500 тыс. Уровень образованности оставался невысоким, и грамотность была уделом выходцев из богатых сословий, тогда как среди крестьян она не превышала 1—5%.
Заметный подъем развития народного просвещения связан с реформами Александра II. В 1864 г. он утвердил «Положение о начальных народных училищах». Страна получила различные типы начальных школ: государственные, земские и церковно-приходские. Общая их численность к 80-м годам достигла 17,7 тыс., а число учащихся в них — 600 тыс.
По уставу 1864 г. прежние гимназии были разделены на классические и реальные, и те, и другие семиклассные. Устав вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Однако высокая плата за обучение сделала гимназическое образование доступным только детям состоятельных родителей. Первые пореформенные годы принесли увеличение числа средних учебных заведений с 84 гимназий, в которых обучалось 24,5 тыс., до 118, в них уже было 36,6 тыс. учащихся. В эти же годы открыли университеты в Одессе и Томске, а кроме того — 30 новых специализированных высших учебных заведений, готовивших специалистов для сельскохозяйственной, лесной и горной отраслей.
В XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. Наиболее значителен был прогресс в естественных науках — математике, физике, биологии, медицине, химии.
Возникновение единой математической школы, которая вскоре встала в ряд ведущих в мире, связано с именем П.С. Чебышева, известного трудами по теории чисел и теории вероятностей, теории механизмов, по математическому анализу. Среди его учеников были А.А. Марков, положивший начало новому отделу теории вероятностей (цепи Маркова), A.M. Ляпунов, разработавший теорию дифференциальных уравнений. За вклад в развитие математики СВ. Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской академий наук.
Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора исследований по теории магнетизма и электричества. Открытие закона фотоэффекта принесло ему мировую славу. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии — одно из центральных в физике.
С именем великого химика Д.И. Менделеева, ректора Петербургского университета, связано создание в 1869 г. периодической системы элементов, что дало возможность предугадывать свойства не известных еще элементов. Его главный труд «Основы химии» был переведен на многие европейские языки. Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел.
Начало русской физиологической школе положил И.М Сеченов. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов. Крупный вклад в биологию был сделан И.И. Мечниковым, заложившим основы современной микробиологии и патологии.
Русская классическая культура XIX в. характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, отразивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения, с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия, с другой — направленности на преодоление национальной специфики.
Таким образом, процесс становления дворянской и буржуазной культуры в России совпал с напряженными поисками европейской интеллигенцией места человека в изменяющемся мире. Втягивание России в орбиту европейских интересов заставляло деятелей культуры искать свой ответ на сложнейшие проблемы духовной и социальной жизни. Русская культура, безусловно, испытывала на себе влияние как политических, так и общественных потрясений. Однако она гораздо меньше, чем другие сферы общественной жизни, непосредственно зависела от диктата царского самодержавия. Не случайно, что именно русская культура стала почти единственной официальной сферой, которая показывала всем гражданам страны то, чем могла бы стать Россия, если бы она развивалась по демократическому пути. Именно в сфере культуры россияне жили одними помыслами и чувствами с европейской интеллигенцией. Великие достижения в науке, музыке, литературе и искусстве сделали Россию в XIX в. неотъемлемой частью мировой культуры.

изобразительный искусство культура крепостнический

XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение. Культурное наследие этого столетия так велико, что мне бы хотелось написать о развитии каждого из видов искусства того времени отдельно.

Литература

19 век - знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением. Русская литература первой половины XIX в. - одно из?наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На?рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким?штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением?- сентиментализмом. Основоположником этого направления в?русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств,?пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина?сыграло большую роль в развитии русского литературного?языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского,?преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской?конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,?естественной, разговорной русской речи". Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем?национального самосознания вызвал к жизни такое?литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал?В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто?обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,?перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая?деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с?шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским?пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов -?декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно?богата яркими именами. Величайшим проявлением народного?гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. "...через эпоху?Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся?представителей отечественной философской мысли?В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь?Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с?самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е?годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего?современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную?скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре?разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина?и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического?направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на?дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное?влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную?деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М. Достоевский,?М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и?мировой культуры. Крупным событием литературной жизни?конца 30-начала 40-х годов стала короткая творческая?деятельность А.В. Кольцова, поэзия которого восходила к?народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И. Тютчева. Шедеврами русского?национального гения стали элегии Е.А. Баратынского.

Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем. Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века. И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений. Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение. Все творчество Ф.М. Достоевского -- это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского -- это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского - это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это - мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди. Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру. Мир Достоевского - это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом». Изображение духовного роста человека, «диалектики души» -- самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи -- все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например). ? Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину. Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени - это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII - начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Наука

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819-1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:

«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья - И прелести кнута».

Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50-70-х годах XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 - 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.)- Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и др.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени - И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А. И. Герцена,- это или мартиролог, или реестр каторги». А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в солдаты. А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А. А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 - 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.- закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мартынов.

Балет

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и др.

Музыка

В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство

Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)

Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П. А. Вяземский:

«…здесь чудо - барские палаты

С гербом, где венчан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.