Сообщение о культуре шумеров. Культура шумер, первой цивилизации на Земле. Шумерской искусство, искусство шумер и аккадцев, такое, каким оно было тысячи лет назад. Какой была история Шумера? Культура древнего шумера кратко

Культура шумера - считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее сильнейшее воздействие на искусство всех существовавших после народов и государств. Искусство шумера и аккада, народов, заселявших Двуречье, было не только уникальным и самобытным, оно было первым, поэтому его роль в мировой истории невозможно переоценить.

Культура шумера - первые очаги

Первыми среди прочих возникли такие шумерские города, как Урук и Лагаш. Именно они стали первыми оплотами развития культуры шумер. В дальнейшем определенные экономические и политические причины вынудили небольшие города-государства объединяться в более крупные образования. В большинстве своем эти образования происходили при помощи военной силы, о чем свидетельствуют немногочисленные артефакты шумер.

Примерно во второй половине третьего тысячелетия , можно сказать, что культура человечества, пережила ощутимый скачек в своем развитии, причиной которого стало образование единого государства на землях Междуречья под управлением царя Саргона I. Сформировавшееся аккадское государство представляло интересы рабовладельческой верхушки. В те времена культура шумера в буквальном смысле зависела от религии, а основным элементом культурной жизни являлось жречество и связанные с ним многочисленные празднования. Вера и религия представляли собой поклонение сложному культу богов и обожествление правящего царя. Значительную роль в культуре шумер и их религии играло поклонение силам природы, являвшееся пережитком общинного культа животных. Культура шумера аккадской эпохи творила лишь то, что получало снисхождение религиозных деятелей, поэтому не удивительно, что большая часть древних шумерских образцов искусства - это мифологические сказания и фрески с изображениями богов. Древними мастерами, рукой которых создавалась культура шумера, боги изображались в виде зверей, зверолюдей и фантастических существ с крыльями, рогами и другими элементами, присущими скорее обитателям фауны, чем людям.

Именно в этом период, в период смут, экономической и политической нестабильности, стали закрепляться первые черты древнего искусства, начала образовываться культура шумера, живших в Двурьчье в районе рек Тигр и Евфрат. Древний мир был далек от человечности, присущей современным людям, он был далек от того, что мы рисуем в своем воображении. Та культура шумера, что существовала на самом деле, опиралась на необычную архитектуру дворцовых и храмов построек, на украшения, скульптуру и живопись, основной целью которых являлось прославление богов и правящего царя. Зодчество, культура шумера и их быт, обусловленное военной доктриной существовавших городов-государств, носило исключительно крепостной характер, жизнь была жестокой и беспощадной к людям, о чем свидетельствуют остатки городских сооружений, искусство древних шумеров , оборонительные стены, с предусмотрительно возведенными башнями и останки людей, на тысячи лет похороненных под завалами.

Основным материалом для возведения городов и величественных сооружений в Междуречье служил кирпич-сырец, в более редких случаях обожженный кирпич. Культура шумер разработала действительно уникальный способ строительства, главная его особенность заключается в том, что в большинстве своем древние постройки возводились на искусственных платформах. Эта уникальная черта культуры шумер объясняет необходимостью изоляции жилых, религиозных и каких бы то не было еще построек от затопления и сырости. Не в меньшей степени шумерами двигало желание показать себя перед соседями, сделав постройку видимой со всех сторон. Окна архитектурных образцов древнего искусства встраивались в верхнюю часть одной из стен и были настолько узкими, что едва пропускали свет. Культура шумера и архитектура развивалась таким способом, что основным источником света в их постройках зачастую выступали дверные проемы и специально сооруженные отверстия на потолке. Основные институты шумерской культуры славились своим мастерством и необычным подходом, так, обнаруженные и сохранившиеся в неплохом состоянии на юге сооружения имели открытый и на удивление большой внутренний двор, вокруг которого группировали мелкие постройки. Такой способ планировки обуславливался климатическими условиями Междуречья, запредельно высокими температурами. В северной же части древнего государства, что создала культура шумера, были обнаружены постройки совершенно иной планировки. Это были жилые дома и дворцовые здания, лишенные открытого двора, их место занимала крытая центральная комната. В некоторых случаях сооружения были двухэтажными.

Шумерская культура и образцы искусства древнего народа

Ярким примером искусства, присущего шумерскому народу, является древнее храмовое зодчество, развивавшееся в городах третьего тысячелетия до нашей эры. Одним из таких храмов, что построила шумерская культура, был храм, а ныне развалины в Эль-Обейды. Сооружение, посвященное богине плодородия Нин-Хурсаг, датируется 2600 годом до нашей эры. Согласно проведенным реконструкциям храм располагался на возвышенности, искусственной платформе, сложенной из утрамбованных плиток. Стены согласно традициям были поделены вертикальными выступами, снизу они были окрашены черным битумом. Присутствовал архитектурный ритм и в горизонтальных сечениях, однако, достигался он совершенно иными способами, что разработала шумерская культура, например при помощи многочисленных горизонтальных сечений.

Именно в этом храме впервые был применен рельеф и именно для него впервые были созданы скульптуры. Шумерская культура, древние мастера создали львов, располагавшихся по бокам от входа. Скульптуры были выполнены из дерева, покрытого слоем битума и медными листами тонкой чеканки. В дополнение в глаза, язык и другие элементы статуи льва были инкрустированы цветные камни, придававшие им яркий и запоминающийся вид.

Вдоль лицевой стены храма, в нишах между выступами располагались вырезанные из меди фигурки быков. использовала определенный набор материал и редко изменяла своим традициям. Верхняя часть стены была украшена тремя фризами, находившимися на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них был барельефный и содержал изображения медных быков, другие два были плоскими с мозаичным рельефом из белого перламутра и черных шиферных пластин. Шумерской культурой при помощи такого контраста материалов создавалась уникальная цветовая гамма, перекликавшаяся, как с цветом платформ, так и со стилистикой самого храма.

На одном из фризов храма были изображены сцены обыденной, бытовой жизни жителя древней империи, возможно, они насилии какое-то культурное значение или же шумерская культура, создавая их, преследовала неизвестные ученым цели. Еще один фриз содержал изображение священных птиц и животных. Техника инкрустации, впервые опробованная древними шумерами, также была применена при создании фасада и колон храма. Одни из них были декорированы цветными камнями, раковинами и перламутром, другие - металлическими плитками, крепившимися на гвоздях.

Отдельного внимания и похвалы заслуживает медный барельеф, располагавшийся над входом в храм. Шумерская культура славилась завидными мастерами, однако, здесь древние зодчие превзошли сами себя. Этот барельеф, местами переходивший в округлую скульптуру, содержал изображение орла с головой льва, когтящего оленей. Подобные изображения были обнаружены на стенах сразу нескольких других древних храмов, что создала шумерская культура в районе третьего тысячелетия до нашей эры. Важной особенность рельефа над входом является практически идеально симметрическая геральдическая композиция, ставшая впоследствии характерным признаком переднеазиатского рельефа.

Шумерской культурой был создан зиккурат - совершенно уникальный тип религиозных построек, занимавший знаковое место в архитектуре целого ряда древних государств и империй. Зиккурат всегда возводился при храме главенствующего местного божества и являлся высокой ступенчатой башней, сложенной из кирпича-сырца. На вершине зиккурата, что создавала шумерская культура, располагалась небольшая постройка, именовавшаяся “жилищем бога”. Шумерский народ с завидной регулярностью сооружал подобные конструкции, служившие святилищем территориальных богов, все они были на исключение грандиозны.

Искусство шумеров в архитектуре

Лучше других зиккуратов во множество раз сохранился оный в Уерт. Этот зиккурат/храм был возведен в 22-21 веках до нашей эры, точнее в течение этих столетий была произведена его реконструкция и достройка. Искусство шумеров при строительстве этого зиккурата и при его реконструкции проявило себя по максимуму. Зиккурат состоял из нескольких, предположительно трех, массивных башен, сооруженных одна над одной, образовавших широкие террасы, соединенные лестницами.

В основании зиккурата находился прямоугольник со сторонами 65 и 43 метра, стены достигали 13 метров в высоту. Общая высота постройки, созданной искусством шумеров, - 21 метр, что равняется современному среднестатистическому 5-7 этажному дому. Внешнее пространство зиккурата либо отсутствовало в принципе, либо специально ограничивалось до небольшой комнаты. Все башни зиккурата в Ура были разных цветов. Нижняя башня была цвета черного битума, средняя - красной, цвета естественного кирпича, верхняя же башня была белой.

Искусство шумеров чтило свои традиции, развивавшиеся на протяжении многих столетий в древнем государстве. На террасе, располагавшейся на вершине зиккурата (жилище бога), происходили всевозможные ритуальные мистерии и проводились религиозные празднования. В то же время в неурочный час зиккурат, как уникальный образчик искусства шумеров, служил своеобразной обсерваторий для древних жрецов, являвшихся по совместительству астрономами. Монументальность, которую развивало искусство шумеров, достигалась при помощи простых форм и объемов, а также очевидностью пропорций, создававших впечатление грандиозного сооружения и величественной архитектуры. По впечатлениям зиккурат сравним с пирамидами в Египте, по впечатлениям, но не по пропорциям.

Искусство шумеров южной стороны Двуречья, коей являлись города Лагаш и Ур, выделялось целостностью использовавшихся каменных блоков и своеобразной трактовкой необходимости использования декоративных элементов. В большинстве своем местная скульптура - это приземистые фигуры, в которых отсутствует шея и присутствует клювообразный нос в сочетании с большими глазами. Искусство шумеров северной части страны (городища Хафадж и Ашнунак) отличалось наличием более вытянутых пропорций, детальной проработкой деталей и натурализмом, граничащим с безумием; идеальные тела и удивительно странные носы и лица в целом, как пример.

Особого внимания среди прочих особенностей, что выработали институты шумерской культуры , заслуживает металлопластика и смежные с ним виды ремесленных изделий. Находки металлических изделий, датируемые 26-27 веком до нашей эры, свидетельствуют о классовой дифференциации и о культе мертвых, добравшемся аж до искусства империи шумеров. Роскошная утварь, украшенная цветными камнями, в одних гробницах граничит с бедностью других захоронений. Среди особо ценных изделий, обнаруженных в могилах, выделяется золотой шлем царя тончайшей работы. Искусство шумеров создало этот ценнейший образчик и поместило на вечный упокой в могилу правителя Мескаламдурга. Шлем воспроизводил парик золотого цвета с мельчайшими инкрустациями. Не менее ценен и золотой кинжал с ножнами филигранной вырезки, обнаруженный все в той же гробнице. Кроме того, в гробницах были обнаружены выполненные из золота изображения животных, фигурки и прочие ценные изделия. Некоторые из них принимали форму быка, другие - это простые кольца, серьги и бусы.

Древнейшее в истории искусство шумера и аккада

В гробницах города Ура были найдены многочисленные, однако, все близкие по стилистике образцы мозаичных изделий. Искусство шумера и аккада изготавливало их в огромнейших количествах. Наиболее примечательным образцом является так называемый “штандарт”, такое имя археологи дали двум продолговатым прямоугольным пластинам, укрепленным в положении наклона. Сделан этот “штандарт”, которым могла гордиться культура древнего шумера, из дерева, и покрыт кусочками ляпис-лазури на фоне и раковинами в виде фигур, вследствие чего образуется прекраснейший орнамент. Поделенные на несколько ярусов пластины согласно уже устоявшейся на тот момент традиции содержали изображения, картины, битв и сражений, в которых учувствовало прославленное войско Ура. “Штандарт” искусства шумера и аккада изготавливался с целью прославить правящих правителей, одержавших столь значимые победы.

Наиболее же примечательным образцом скульптурного рельефа шумер, то, что создало искусство шумера и аккада, является стела Эаннатума, именуемая “Стела Коршунов”. Этот памятник был сооружен в честь победы правителя города Лагуша над своими врагами и над городом Уммой в частности. Изготовлен он был приблизительно в 25 веке до нашей эры. Сегодня стела, которую созидала культура шумерской цивилизации , имеет вид обломков, однако, даже они дают возможность изучить и определить основные принципы монументального искусства и рельефа, свойственные шумерам. Изображение стелы разделено несколькими горизонтальными линиями, по которым построена композиция. Отдельные зачастую разновременные изображения показаны в образующихся пояс, открывая наглядное повествование о тех или иных событиях. Что примечательно, искусство шумера и аккада создало стелу такой, что головы изображенных людей всегда или почти всегда находятся на одном уровне. Исключением являются только головы бога и царя, подчеркивающие их божественное происхождение и возвещающиеся надо всеми.

Человеческие фигуры на изображение совершенно одинаковы, они статичны и зачастую принимают одну и ту же позицию: ноги и голова повернуты в профиль, в то время как плечи и глаза - в фас. На лицевой стороне “Стелы Коршунов”, которую создала культура аккада и шумера, красуется изображение большой фигуры верховного бога города Лагаша, бог держит сеть с собранными в ней врагами правителя Эаннатума. На обратной стороне, что логично, во главе своего войска изображен великий царь, шествующий по трупам павших врагов. Надпись, имеющаяся на стеле, раскрывает содержание, как самих изображений, так и в целом роли сеты, она описывает победу войска Лагаша и прославляет мужество царя, лично командовавшего войском и принимавшего непосредственное участие в сражении.

Особое значение для культуры, которую представляет искусство шумера и аккада , имеют памятники глиптики, резные камни, амулеты и печати. Эти элементы зачастую выступают в качестве заполнителя пробелов, вызванных отсутствием как таковых памятников монументальной архитектуры. Эти глиптики позволяются ученым представить и смоделировать этапы развития искусства Междуречья, а вместе с тем и самого древнего государства шумеров. Изображения на печатях-цилиндрах зачастую отличаются выдающимся мастерством исполнения, которым не могло похвастаться раннее искусство шумер и аккад, развивавшееся на протяжении первых нескольких столетий в истории государства. Они, выполненные из совершенно разных каменных пород, некоторые - из более мягких, другие изготовлены, наоборот, из твердых (сердолик, гематит и прочие), являются ценнейшим образчиком навыков зодчих первой цивилизации на Земле. Что удивительно все они изготавливались при помощи простейших приспособлений, что придает им еще большую важность.

Печати-цилиндры, которые создала культура древних шумеров, отличаются разнообразием. Любимыми сюжетами древних мастеров являются мифы о Гильгамеше, герое шумер, обладавшем невероятной силой, смелость, смекалкой и ловкостью. Встречаются и другие содержания, представляющие более высокую ценность для современных исследователей, в частности те, что повествуют о событиях великого потопа, описанного в единичных мифах шумерского народа. Также учеными было обнаружено несколько печатей, в которых рассказывается история полета местного героя Этаны на орле к небесам за особой травой, способной воскрешать людей.

Печати, как и в целом, культура шумера, изобилуют условностями. Схематичные фигуры людей, животных и даже богов, низкая детализация изображений, стремление покрыть изображение ненужными, зачастую глупыми элементами декора. В печатях, рельефах, барельефах и прочих образцах древнего ремесла художники стараются придерживаться схематичного расположения фигур, при котором головы изображенных людей фиксируются на одном уровне, а тела находятся, если не в одинаковых, то в схожих позициях. Исключением являются единичные образцы искусства, представляющие особую ценность, которые в первую очередь несли своей целью прославление великого Гильгамеша. Если разбираться это, наверное, одна из популярнейших тем, которые развивало шумерское искусство, к сожалению, она дошла до наших дней в единичных экземплярах, что не уменьшает роль и влияния, оказанных шумерским народом на развитие последующих культур.

Правителями, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году Г. Роулинсон. английский офицер и любитель древностей. не расшифровал ее. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возможность сохранять знания, сделала их доступными большому количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях (на глиняных табличках, на папирусе), а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению "из уст в уста". До настоящего времени письменность остается главным хранилищем информации для человечества.

2. Рождение литературы.

В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рассказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.

Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне моря он нашел траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту. Но созданная людьми поэма о нем сделала его образ бессмертным.

В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всем слушался богов и вел праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

Тогда Утнапнштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принес жертву богам. Боги простили людей. Утнапнштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал множиться род людской, осваивая новые земли.

Миф о потопе существовал у многих народов древности. Он вошел в Библию. Даже древние жители Центральной Америки, оторванные от цивилизаций Древнего Востока, тоже создали сказание о Всемирном потопе.

3. Знания шумеров.

Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они вычислили их путь по небу, определили многие созвездия и дали им имена. Шумерам казалось, что звезды, их движение и расположение определяют судьбы людей и государств. Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.


В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы были организованы при храмах. Учителями были жрецы.

Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие знания и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподобляли семье. Учителя называли "отцом", а учеников - "сыновьями школы". И в те далекие времена дети оставались детьми. Они любили поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо - было тут же применено в игрушках.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Скачать рефераты по истории , календарно-тематическое планирование, онлайн уроки истории 5 класс , бесплатные электронные издания , домашняя работа

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Шумерская культура

Бассейн рек Евфрат и Тигр называют Месопотамией, что в переводе с греческого означает Междуречье или Двуречье. Эта природная область стала одним из крупнейших земледельческих и культурных очагов Древнего Востока. Первые посœелœения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелœетии до н. э. В 4-3 тысячелœетиях до нашей эры на территории Месопотамии начали формироваться древнейшие государства.

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 году американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 году археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду. Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты , служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелœетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья.

Шумер - одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 - начале 2 тысячелœетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата͵ на юге современного Ирака. Около 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (главными политическими центрами были Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) - основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива, объединили Шумер.
Размещено на реф.рф
Главным центром стал город Аккад, чье название послужило именем новой державы. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев - племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц. На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (ум. ок. 2123 до н. э.) - царя-строителя, который возвел неподалеку от Лагаша грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность. В конце 3 тысячелœетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить всœе области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

В XIX в. до н.э. среди шумерских городов возвышается Вавилон [шумер.
Размещено на реф.рф
Кадингирра (ʼʼврата богаʼʼ), аккад. Бабилу (тот же смысл), греч. Babulwn, лат. Babylon] - древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата (к юго-западу от современного Багдада). Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи (правил в 1792-50 до н. э.) превратил Вавилон в крупнейший политический, культурный и экономический центр не только Месопотамии, но и всœей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня. В 1595 ᴦ. до н. э. в Вавилон вторглись хетты под предводительством Мурсили I, разграбившие и разорившие город. В начале 1-го тыс. до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя.

Последующий период истории Вавилона был связан с непрекращающейся борьбой с Ассирией. Город неоднократно разрушался и отстраивался заново. Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.).

Древнее государство в Северном Двуречье Ассирия (на территории современного Ирака) в 14-9 вв. до н. э. неоднократно подчиняла Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии - 2-я пол. 8 – 1 -я пол. 7 вв. до н. э.

В 626 до н. э. Набопаласар, царь Вавилона разрушил столицу Ассирии, провозгласил отделœение Вавилона от Ассирии и основал нововавилонскую династию. Вавилон усилился при его сыне, царе Вавилонии Навуходоносоре II (605-562 до н. э.), который вел многочисленные войны. За сорок лет своего правления он превратил город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всœем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены. С 539 ᴦ.до н.э. Вавилон практически перестал существовать как независимое государство. Он завоевывался то персами, то греками, то А. Македонским, то парфянами. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское населœение и хранит память о величественном городе, спрятанном под холмами.

В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразившим те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Вместе с тем, сохранилось описание греческого историка Геродота͵ побывавшего в Вавилоне во время своего путешествия, составленное между 470 и 460 до н. э., но в деталях ʼʼотец историиʼʼ не вполне точен, так как не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всœегда приукрашенных. Интерес к Вавилону вспыхнул после того, как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. В 1765 году датский ученый К. Нибур отождествил Вавилон с арабской деревушкой Хилле. Начало систематическим раскопкам положила немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899). Она сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср.
Размещено на реф.рф
До Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, немецкая экспедиция раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Музее Передней Азии в Берлинœе.

Одним из крупнейших и наиболее значительных достижений ранних цивилизаций было изобретениеписьменности. Древнейшая в мире система письма представляла собой иероглифы , которые первоначально носили рисуночный характер.
Размещено на реф.рф
В дальнейшем иероглифы превратились в символические знаки. Большинство иероглифов были фонограммами, то есть обозначали сочетания двух или трех согласных звуков. Другой разновидностью иероглифов – идеограммами - обозначали отдельные слова и понятия.

Рисуночный характер иероглифическая письменность утратила на рубеже 4–3 тысячелœетий до н. э.. Около 3000 ᴦ. до н.э. в Шумере возникла клинопись. Этот термин ввел в начале XVIII века Кемпфер для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Названиеклинопись соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях шумерийских и первых вавилонских царей, носит всœе черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу - глинœе и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали, наконец, состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях. Клинопись - письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых 300 наиболее употребительны. В их числе более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 - для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано. Среди записей, датируемых 26 в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора - жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Одним из важных достижений ассирийской и вавилонской культур было создание библиотек. Крупнейшую из известных нам библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанапал (VII в. до н.э.) в своем дворце Нинœевии – археологи обнаружили около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов. Среди них: царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные памятники, научные тексты. Литература в целом была анонимна, имена авторов полулегендарные. Ассиро-вавилонская литература полностью заимствована из шумерских литературных сюжетов, изменены лишь имена героев и богов.

Самым древним и значительным памятникомшумерской литературы является Эпос о Гильгамеше (ʼʼСказание о Гильгамешеʼʼ - ʼʼО всœе видавшемʼʼ). История открытия эпоса в 70-х годах 19 века связана с именем Джорджа Смита , сотрудника Британского музея, который среди обширных археологических материалов, присылаемых в Лондон из Месопотамии, обнаружил клинописные фрагменты сказания о Потопе. Доклад об этом открытии, сделанный в конце 1872 в Библейском археологическом обществе, произвел сенсацию; стремясь доказать подлинность своей находки, Смит в 1873 году отправился на место раскопок в Нинœевии и нашел новые фрагменты клинописных табличек. Дж. Смит умер в 1876 в разгар работы над клинописными текстами во время третьей поездки в Месопотамию, завещав в своих дневниках последующим поколениям исследователœей продолжить начатое им изучение эпоса.

Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун. ʼʼЦарский списокʼʼ из Ниппура - перечень династий Двуречья - относит правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27–26 вв. до н. э.). Продолжительность правления Гильгамеша ʼʼЦарский списокʼʼ определяет в 126 лет.

Существует несколько версий эпоса: шумерская (III тыс. до н.э.), аккадская (конец III тыс. до н.э.), вавилонская. ʼʼЭпос о Гильгамешеʼʼ изложен на 12 глиняных таблицах. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеш меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую быстротечность жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие ему может принœести вечная слава его имени.

Шумерские сказания о Гильгамеше являются частью древней традиции, тесно связанной с устным творчеством и имеющей параллели с сюжетами других народов. В эпосœе содержится одна из древнейших версий о Всемирном потопе, известная по библейской книге Бытия. Интересно также пересечение с мотивом греческого мифа об Орфее.

Сведения о музыкальной культуре имеют самый общий характер.
Размещено на реф.рф
Музыка входила в качестве важнейшей составляющей во всœе три пласта искусства древних культур, которые можно выделить в соответствии с их назначением:

  • Фольклор (от анᴦ. Folk-lore – народная мудрость) – народное песенно-поэтическое творчество с элементами театрализации и хореографии;
  • Храмовое искусство – культовое, богослужебное, выросшее из ритуальных действ;
  • Дворцовое – светское искусство; его функции – гедонистическая (доставлять удовольствие) и церемониальная.

Соответственно музыка звучала во время культовых и дворцовых церемоний, на народных празднествах. Мы не имеем возможности восстановить ее. Лишь только отдельные рельефные изображения, а также описания в древних письменных памятниках позволяют делать определœенные обобщения. К примеру, часто встречаемые изображения арфы дают возможность считать ее популярным и почитаемым музыкальным инструментом. Из письменных источников известно, что в Шумере и Вавилоне почитали флейту. Звук этого инструмента͵ по мнению шумерцев, был способен возвращать к жизни умерших. По-видимому, это было связано с самим способом звукоизвлечения – дыханием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ считалось признаком жизни. На ежегодных праздниках в честь Таммуза – вечно воскрешающего бога – звучали флейты, олицетворяя воскресение. На одной из глиняных табличек было написано: ʼʼВ дни Таммуза играйте мне на лазоревой флейте…ʼʼ

Шумерская культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шумерская культура" 2017, 2018.

Шумеры представляют собой одну из древнейших цивилизаций. Их развитие и экспансия опиралось на обладание богатыми землями речных долин. Шумерам повезло меньше, чем другим, в плане полезных ископаемых или стратегического положения, и они просуществовали не так долго, как древние египтяне. Тем не менее, благодаря своим многочисленным достижениям шумеры создали одну из важнейших ранних культур. В силу того, что их местоположение было уязвимым в военном плане и неудачным по природным ресурсам, им приходилось много изобретать. Поэтому они внесли не менее значительный вклад в историю, чем несравненно более богатые египтяне.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Шумер был расположен в южной Месопотамии (Междуречье), где сходились реки Тигр и Евфрат перед впадением в Персидский залив. К 5000 г. до н.э. первобытные земледельцы спустились в речную долину с гор Загроса на востоке. Земля была хорошей, но после сезона весенних наводнений, летом, сильно спекалась на солнце. Ранние поселенцы научились строить плотины, контролировать уровень воды в реках и искусственно орошать земли. Ранние поселения в Уре, Уруке и Эриду превратились в независимые города, а затем в города-государства.

СТОЛИЦА

Шумеры, жившие в городах, не имели постоянной столицы, так как центр силы перемещался из места в место. Важнейшими были города Ур, Лагаш, Эриду, Урук.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

В период с 5000 до 3000 гг. до н.э. земледельческие общины Шумера постепенно превращались в города-государства на берегах Тигра и Евфрата. Культура городов-государств достигла своего высшего расцвета в 2900-2400 гг. до н.э. Они периодически воевали между собой и соперничали за земли и торговые пути, но никогда не создавали империй, которые бы выходили за пределы их традиционных владений.

Города-государства речной долины были относительно богаты благодаря производству продуктов питания, ремесленных изделий и торговле. Это предопределило то, что они стали привлекательной целью для воинственных соседей на севере и востоке.

ЭКОНОМИКА

Шумеры выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, лук, репу и финики. Они разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались рыболовством, охотой за дичью в речной долине. Пищи обычно было в достатке, и население росло.

В речной долине не было месторождений меди, но ее нашли в горах к востоку и северу. Шумеры научились получать медь из руды к 4000 г. до н.э. и изготавливать бронзовые изделия к 3500 г. до н.э.

Они продавали продовольствие, ткани и ремесленные изделия, а покупали сырье, включая древесину, медь и камень, из которых изготавливали предметы повседневного обихода, оружие и другие товары. Торговцы поднимались по Тигру и Евфрату до Анатолии, достигали средиземноморского побережья. Они торговали также в Персидском заливе, закупая товары из Индии и с Дальнего Востока.

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Шумеры поклонялись тысячам богов, каждый их город имел своего покровителя. Главные боги, как, например, Энлиль, бог воздуха, были слишком заняты, чтобы беспокоиться по поводу бед отдельного человека. По этой причине каждый шумер поклонялся своему божку, который, как считалось, был связан с главными богами.

Шумеры не верили в жизнь после смерти и были реалистами. Они признавали, что хотя боги выше критики, они не всегда бывают добрыми по отношению к людям.

Душой и центром каждого города-государства был храм в честь божества-покровителя. Шумеры верили, что божество-покровитель является владельцем города. Часть земли возделывалась специально для божества, зачастую рабами. Остальная земля обрабатывалась работниками храма или земледельцами, которые платили храму ренту. Рента и поднесения шли на поддержание храма и помощь бедным.

Рабы являлись важной частью общества и были главной целью военных походов. Даже местные жители могли стать рабами в случае неуплаты долга. Рабам дозволялось работать сверхурочно и покупать себе свободу на сделанные сбережения.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Каждый город в Шумере управлялся советом старейшин. В военное время избирался специальный предводитель лугал, который становился во главе армии. В конечном счете «лугалы» превращались в царей и основывали династии.

По некоторым данным, шумеры предпринимали первые шаги в направлении демократии, избирали представительное собрание. Оно состояло из двух палат: сената, членами которого были знатные граждане, и нижней палаты, в которую входили граждане, подлежавшие призыву на военную службу.

Сохранившиеся глиняные таблички свидетельствуют о том, что у шумеров были суды, где велись справедливые судебные разбирательства. На одной из табличек запечатлен один из древнейших процессов по делу об убийстве.

Большая часть производства и распределения продовольствия контролировалась храмом. Знать сформировалась на основе доходов от землевладения, торговли и ремесленного производства. Торговля и ремесла были в основном вне храмового контроля.

АРХИТЕКТУРА

Недостатком шумеров было то, что они не имели легкого доступа к строительному камню и древесине. Главным строительным материалом, которым они искусно пользовались, были глиняные кирпичи, обжигаемые на солнце. Шумеры первыми научились строить арки и купола. Их города были окружены кирпичными стенами. Самыми важными сооружениями были храмы, которые строились в виде больших башен, получивших название «зиккураты». После разрушения храм восстанавливался на том же месте, и с каждым разом становился все величественней. Однако кирпич-сырец подвержен эрозии гораздо больше, нежели камень, и поэтому мало что из шумерской архитектуры дожило до наших дней.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Основным фактором, сказывавшемся на шумерской армии, было то, что она была вынуждена считаться с уязвимым географическим положением страны. Естественные преграды, необходимые для обороны, существовали только на западном (пустыня) и южном (Персидский залив) направлениях. С появлением более многочисленных и могущественных врагов на севере и востоке уязвимость шумеров усилилась.

Дошедшие до нас произведения искусства и археологические находки свидетельствуют о том, что шумерские солдаты были оснащены копьями и короткими бронзовыми мечами. Они носили бронзовые шлемы и защищались большими щитами. Об их армии сохранилось немного сведений.

Во время многочисленных войн между городами большое внимание уделялось осадному искусству. Стены из кирпича-сырца не могли устоять перед лицом решительно настроенных нападавших, у которых было время, чтобы выбить кирпичи либо разбить их в крошку.

Шумеры изобрели и первыми использовали ее в бою. Ранние колесницы были четырехколесными, в них впрягали диких ослов онагров, и они не были столь эффективными, как двухколесные конные колесницы более позднего периода. Шумерские колесницы использовались преимущественно как транспортное средство, но некоторые произведения искусства говорят о том, что они принимали участие и в боевых действиях.

УПАДОК И КРАХ

Группа семитских народов — аккадцы — поселились к северу от Шумера вдоль берегов Тигра и Евфрата. Аккадцы очень быстро освоили культуру, религию и письменность более развитых шумеров. В 2371 г. до н.э. Саргон I захватил царский престол в Кише и постепенно подчинил себе все города-государства Аккада. Затем он пошел на юг и захватил все города-государства Шумера, которые оказались неспособными объединиться ради самообороны. Саргон основал первую в истории империю в годы своего правления с 2371 по 2316 гг. до н.э., подчинив себе территорию от Элама и Шумера до Средиземного моря.

Империя Саргона рухнула после его смерти, но была восстановлена на короткий срок его внуком. Около 2230 г. до н.э. аккадская империя была уничтожена в результате нашествия варварского народа гутиев из гор Загроса. Новые города возникли вскоре в речной долине, но шумеры исчезли как самостоятельная культура.

НАСЛЕДИЕ

Шумеры известны прежде всего как изобретатели колеса и письменности (в районе 4000 до н.э.). Колесо имело важное значение для развития транспорта и гончарного ремесла (гончарный круг). Шумерская письменность — клинопись — состояла из пиктограмм, обозначающих слова, которые вырезались специальными клиньями на глине. Письменность возникла из необходимости вести учет и совершать торговые сделки.

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV-III тысячелетиям до н.э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat - святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается "Эпос о Гильгамеше" - собрание шумерских легенд, позже переведенных на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что позволяет предположить что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета. Хотя, мало вероятно, что Моисей (автор Бытия, книги Ветхого Завета, повествующего о потопе) использовал в своих писаниях этот эпос. Причиной тому служит, тот факт что в Ветхом Завете значительно больше подробностей потопа, которые согласуются с другими источнками. В частности, форма и размер корабля.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н.э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях. Тонкостенные, правильной формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина. Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления.

Во в. п. 4-го тыс. до н.э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н.э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти", шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.