Сокровища императорской японии. Шедевры Японии в Кремле! Как бы вы охарактеризовали «настоящего» коллекционера

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

На этой неделе открывается выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили». Впервые в России будет показана часть уникального собрания, основа которому была положена в 1970-х годах всемирно известным британским ученым, коллекционером и филантропом Нассером Дэвидом Халили. «Коммерсантъ Стиль» о том, чем примечательно собрание и чем еще владеет семья Халили.


Вторая половина XIX столетия стала для Японии временем больших экономических, политических и культурных перемен. Под руководством пришедшего к власти в 1967 году императора Муцухито, более известного как Мэйдзи, всего за полвека прежде почти полностью изолированная от Запада страна превратилась в одну из сильнейших держав.

Открыв границы Японии, Мэйдзи положил конец не только экономической и политической, но и культурной изоляции от остального мира. Высокий интерес к японской культуре со стороны западных коллекционеров, а также желание императорского двора идти в ногу со временем побудили мастеров, занимавшихся традиционными ремеслами, обновить дизайн своих изделий и освоить современные технологии их создания. Подобное сочетание древних традиций, новых технических возможностей и иностранного влияния - уникальная черта шедевров декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи, которые можно будет увидеть с 5 июля по 1 октября в Музеях Московского Кремля.

Выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили» представит около 90 экспонатов, многие из которых были выполнены для членов императорской семьи или по заказу крупных торговых компаний. Среди них изделия японских эмальеров (вазы, курильницы, экраны, подносы и шкатулки), чье искусство переживало в тот период бурный расцвет; редкие образцы вышивок шелком, художественный металл и фарфор.

Особую часть экспозиции составят никогда ранее не демонстрировавшиеся кимоно периодов Эдо и Мэйдзи, созданные из традиционного японского шелка и высоко ценившихся привозных тканей. Все предметы, которые покажут в Музеях Московского Кремля, вошли в состав коллекции недавно и выставляются впервые.

Собрание декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи, принадлежащее британскому миллиардеру и филантропу Нассеру Дэвиду Халили,- крупнейшее в мире: около 1200 экспонатов. Говоря о себе как о коллекционере, Халили подчеркивает, что приобретает произведения традиционных ремесел, находящихся под угрозой исчезновения, чтобы сохранить лучшие образцы для будущих поколений. Сегодня семья Халили владеет восемью коллекциями, которые в общей сложности насчитывают около 35 тысяч объектов. В их числе - уникальное собрание искусства Ислама, редкая коллекция документов Древней Бактрии, а также крупнейшая в мире частная коллекция эмалей (выставлялись в 2009–2010 годах на выставке в Эрмитаже).

«За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX - начала XX века из коллекции профессора Халили», выставочный зал Патриаршего дворца, Выставочный зал Успенской звонницы Московского Кремля

Во второй половине XIX века на престол вступил император Муцухито, при котором Япония прекратила политику самоизоляции и из отсталой аграрной страны превратилась в одно из ведущих государств мира. Перемены при Муцухито, взявшем имя Мэйдзи (что означало «просвещенное правление»), коснулись не только политической и экономической, но и культурной сферы. Так, при нем свой расцвет пережило искусство эмальеров, которые стали изготавливать свои изделия не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.

Образцы работ из мастерских японских эмальеров привезут в Москву в рамках выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили». И — не только их. Всего в залах Музеев Московского Кремля выставят 90 экспонатов. Все они вошли в коллекцию профессора Халили недавно и показываются впервые.

Курильница. Япония, около 1885
Изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Медь, сплавы сякудо и сибуити, бронза, серебро, золото; эмаль, золочение, литье, резьба, чеканка.


Декоративная композиция. Япония, около 1900
Мастер Осима Дзёун.
Бронза, серебро, золото, сплав сибуити; литье, техники инкрустации ироэ такадзоган и хандзоган, пайка


Фигура гуся. Япония, около 1880-1885
Предположительно изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Эмалирование в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки; клюв выполнен из сплава сякудо, лапы из позолоченной бронзы


Поднос. Япония, около 1900
Изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ по рисунку Огаты Корина (1658-1716).
Эмалирование в технике мориаге и клуазоне; оправа из сплава сякудо

Свою коллекцию известный британский ученый и филантроп Нассер Дэвид Халили начал собирать в 1970-е годы. И преследовал конкретную цель — находить по всему миру, покупать и сохранять для потомков лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства эпохи правления императора Муцухито. В Успенской звоннице и выставочном зале Патриаршего дворца посетители экспозиции увидят предметы интерьера — курильницы, подносы, шкатулки, экраны и декоративные композиции. Одна из них — «Фигура гуся», который был изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки.

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Монтаж выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили»

© Валентин Оверченко / Музеи Московского Кремля

Многие предметы создавались для императорского двора и членов монаршей семьи или по заказу крупных торговых компаний. Эмалевые изделия украшались изображениями растений и цветов, птиц и пейзажей и были крайне дорогими в изготовлении. С окончанием эпохи Мэйдзи большинство мастерских прекратили свое существование, а вскоре и вовсе были утрачены выработанные годами и опытом навыки.

В выставочном зале Успенской звонницы Патриаршего дворца в московском кремле открылась обязательная к посещению выставка для всех тех, кто является поклонником японской татуировки. Экспонаты выставки не имеют никакой связи с ирезуми (традиционной японской татуировкой), однако они являются превосходным отражением художественной составляющей культуры Страны восходящего солнца.

Появился уникальный шанс получить порцию вдохновения и дополнительных знаний, глядя на шедевры декоративно-прикладного искусства Японии. Согласитесь, ведь намного лучше использовать в целях самообразования и обогащения своих знаний оригиналы работ, нежели книги или, как чаще всего бывает, скачанные в интернете картинки.

В Москву приехала часть коллекции британца иранского происхождения по имени Нассер Дэвид Халили . Он сумел собрать уникальные предметы искусства XIX-XX созданные мастерами Японии. Сегодня есть шанс увидеть более 90 предметов, значительную часть которых занимают знаменитые во всем мире японские кимоно, украшенные в разных техниках (вышивка стальными и шелковыми нитями, роспись, батик).

Помимо кимоно на выставке представлены другие шедевры, созданные мастерами, которые являлись официальными поставщиками императорского двора: художественный металл, эмаль, статуэтки, вазы и другие образцы декоративно-прикладного искусства доступны в залах московского кремля до 1 октября 2017 года. Смотрите подробности на официальном сайте выставки — khalilicollection.kreml.ru . Кстати, организаторами выставки анонсированы две лекции, которые бесспорно будут интересны любителям всего восточного: 16 сентября 2017 года «Япония, открытая миру» и 17 сентября 2017 «Япония в эпоху Мэйдзи» .

Мода на японское искусство в России если не навсегда, то очень надолго. Она не подвержена экономической и политической конъюнктуре: графика Хокусая, традиционные кимоно и эмали, не говоря уже о нэцке, интересуют людей вне зависимости от возраста и достатка. Секрет успеха — в загадочности японского искусства. Произведения, созданные всего 100-150 лет назад — миг для мировой культуры, — кажутся пришедшими из глубины веков. Символы — цветок, гора, птица — выглядят простыми, но не поддаются расшифровке усредненным сознанием европейца. Как бы то ни было, выставки искусства из Страны восходящего солнца обречены на успех и у его поклонников, и у широкой публики.

Верхнее кимоно для молодой женщины. Япония. 1850-1880. Фото: KFT

Нынешняя выставка в Москве впервые в России показывает японскую часть собрания знаменитого на весь мир британского ученого, коллекционера и филантропа иранского происхождения Нассера Дэвида Халили. Она включает 90 предметов — эмали императорских поставщиков и созданные по заказу крупных торговых компаний, художественный металл и фарфор, вышивку и наконец знаменитые японские кимоно. Все это вошло в коллекцию Халили недавно и выставляется впервые.

Биография коллекционера типична для западного self-made man. Он родился в 1945 году в Исфахане в семье мелкого торговца антиквариатом. Первые уроки арт-дилерства получил от отца, глядя, что и как тот покупает и продает. В 22 года Халили подался в Нью-Йорк, почти без денег и без особых планов. Но быстро понял, в чем его шанс. Сначала стал посредником между антикваром Алланом Хартманом и знакомыми ему иранскими клиентами. В начале же 1970-х годов одним из первых «поймал тренд» (в моду стало входить исламское искусство) и заработал свой первый миллион долларов. Женившись, Халили пере-ехал с семьей в Лондон, где открыл антикварный магазин исламского искусства, но теперь это занятие наряду с покупками на распродажах и аукционах стало по большей части источником пополнения личной коллекции, а не доходом. В бизнесе он переключился на недвижимость и фармацевтику.Впрочем, время от времени появлялась информация о том, что Халили консультирует на арт-рынке правителей Ближнего Востока, даже кое-что продает им из своего собрания, и что ни одна серьезная сделка на рынке исламского искусства не обходится без его участия. В любом случае Халили входит в топ-50 богатейших людей Великобритании и в десятку самых состоятельных коллекционеров искусства в мире. Стоимость произведений, которыми владеет семейный фонд Khalili Family Trust, созданный для сохранения цельности собранного Нассером Халили, по некоторым оценкам, подбирается к $10 млрд и объединяет пять крупных коллекций: «Искусство исламского мира (700-1900)», «Японское искусство периода Мейдзи (1868-1912)», «Шведский текстиль (1700-1900)», «Дамасский металл Испании (1850-1900)», «Эмали мира (1700-2000)». Это около 35 тыс. предметов, большая часть их опубликована в 77 каталогах выставок, прошедших в том числе в Метрополитен-музее, Британском музее, Музее Виктории и Альберта. Фонд не имеет собственного музейного или выставочного помещения и хранит свои сокровища в депозитариях Великобритании и Швейцарии, постоянно и часто безвозмездно предоставляя их на выставки в разные страны. За просветительскую деятельность Халили получил звание посла доброй воли ЮНЕСКО. Коллекционер любит повторять: «Я не считаю себя какой-то ключевой фигурой в мире искусства, скорее, я хранитель. А искусство принадлежит всем. Личное обладание не более чем миф. Мы верим в то, что чем-то обладаем. Но на самом деле мы только его временные хранители».

Верхнее кимоно для молодой женщины. Япония. 1830-1870. Фото: KFT

Показ коллекции Халили в Кремле не первый в России. В 2009 году в Эрмитаже состоялась выставка «Эмали мира. 1700-2000. Из коллекции Халили», которая включала 320 произведений, созданных мастерами Европы, Дальнего Востока и мусульманских стран. Основная часть произведений, представленных на выставке сейчас, относится к эпохи императора Муцухито (1868-1912). Он взял себе имя Мэйдзи, что означает «просвещенное правление». Именно при нем Япония стала выходить из самоизоляции и стремительно превращаться из средневекового государства в мировую державу. В эпоху Мэйдзи японские эмальеры создали свои лучшие произведения. К ним относится фигурка «Гусь», изготовленная в мастерской Намикавы Сосукэ в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки; поднос того же автора, созданный по рисунку Огаты Корина (1658-1716); панно мастера Кавадэ Сибатаро по рисунку Кацусики Хокусая.
Для создания курильницы в виде слона мастер Сёами Кацуёси использовал более десяти материалов: золото, малахит, коралл, агат, нефрит, горный хрусталь… Мастер Кобаяси Сюнко в аналогичном предмете обошелся без полудрагоценных камней. Но идея хороша: курильница в виде птенца, вылупляющегося из яйца. Такой юный, а уже работает на людей! С вредом или пользой — другой вопрос.

Кимоно для сна. Япония. 1780-1830. Фото: KFT

Ни одна выставка японского искусства не проходит без традиционных женских, мужских и детских кимоно. Для кремлевской Халили дополнил одежду эпохи Мейдзи более ранними образцами эпохи Эдо (1603-1868). Они сшиты из эксклюзивного шелка ручной работы японского производства и дорогих импортных тканей. В украшении использованы характерные для японского искусства узоры, выполненные в техниках батика, росписи по трафарету и просто от руки, а также вышивки шелком и металлическими нитями.

Верхнее кимоно для женщины. Япония. 1880-1900. Фото: KFT

Эмблемой же выставки стали три редких кимоно для сна, созданные в 1780-1830 годах из белого и синего шелка с абстрактным узором. Трудно поверить, что он мог появиться 200 лет назад. На более традиционных верхних кимоно из шелкового крепа с длинными рукавами, предназначенных для ношения молодыми женщинами в разные сезоны, изображены непременные для Японии атрибуты: цветущая сакура, журавли, чайки над морскими волнами, более спокойными, чем у Хокусая, и заснеженная горная вершина. Может быть, Фудзи.

Музеи Московского Кремля
За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили
5 июля - 1 октября