Содержание математического модуля в доу. История появления фэмп в дошкольном образовании. Игра «Отгадай мое число»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

  • развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • воспитывать внимательность, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

  • Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
  • Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

  • Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
  • обучать счету;
  • развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Динамическое упражнение

Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

“Геометрические фигуры”

Цель : формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

  • “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

  • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
  • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
  • развивать зрительное восприятие и память;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

Сколько гномиков?

Назовите цвета, в которые одеты гномики.

Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

Что раньше среда или понедельник?

Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Как правило, традиционно проводится в форме занятий. Это вызывает развитие гиподинамии у дошкольников, способствует быстрой утомляемости, и, как закономерный итог, - снижает интерес детей к математике. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения своих воспитанников, я использую игровые комплексы с математическим содержанием и активные формы обучения.

Все занятия с дошкольниками я строю в виде игровых комплексов. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. Чтобы занятия проходили продуктивно, распределяю детей на подгруппы. В каждой подгруппе есть более сильные и более слабые. Более сильным иногда предлагаю работать в качестве помощников более слабым ребятам.

Благодаря проведению занятий по ФЭМП в виде игровых комплексов, у детей развивается сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Предлагаю ребятам не спешить, а порассуждать, помыслить логически и найти ответ, используя уже имеющиеся знания. Приучаю их внимательно слушать условие задачи. Можно предложить задачу-шутку, в которой имеются числовые данные, но дети уже знают, что производить арифметические действия не надо.

Чтобы поднять активность на занятии, с помощью считалки назначаю ведущего. В таком случае выбор оказывается справедливым, и одновременно идет закрепление счета. Для развития у детей самостоятельности предлагаю следующие задания: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Составь фигуру», «Внимание - угадайка».

При составлении игровых комплексов и для успешного выполнения задач по ФЭМП включаю дидактические игры и упражнения.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами действий. Каждый игровой комплекс обычно начинаю с упражнений на внимание, а в конце занятия, когда дети уже немного устали, выполняем упражнения на расслабление. Обязательно включаю физкультминутку, причем всегда подбираю ее с математическим содержанием. Это способствует непроизвольному закреплению ранее усвоенных знаний.

Когда мы играем в эти игры, я вижу, как детей привлекает этот процесс творчества и познания. Всегда принимаю непосредственное участие в играх, что очень нравится всем. Ребята в процессе игры чувствуют свой успех. Даже тот, кто немного «слабее», не боится сказать что-то неправильно. Осознавая свой успех, ребята отвечают доброжелательным откликом своим товарищам.

Опыт показывает, что дети не испытывают перегрузок, не устают, хорошо усваивают знания по математике. Игровые комплексы развивают их логическое мышление, любознательность, пробуждают интерес к математике и желание учиться.

Тема: «Полет в космос».

Программное содержание: формировать понятия о числе на основе счета и измерения, упражнять в пространственной ориентировке, сравнении полосок по длине, освоении состава числа из двух меньших чисел; закреплять знание цифр, их последовательность в числовом ряду от 1 до 10, количественный счет (прямой и обратный); расширять знания детей об окружающем, закреплять знания о порах года, днях недели и их последовательности; закреплять знание геометрических фигур, умение классифицировать по одному признаку; развивать начало логического мышления ребенка, мыслительные операции, гибкость, сообразительность, умение сосредотачиваться.

Материал: палочки Кюизенера, лист бумаги с написанными цифрами для составления чертежа ракеты, счетные палочки, мяч, геометрические фигуры разного цвета, формы и величины.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космос. Командиром отряда космонавтов я предлагаю выбрать Виталика. Я буду руководителем полета.

Для того, чтобы осуществился наш полет, нам нужно построить ракету. Но как можно строить без чертежа? Давайте построим чертеж.

Игра «Соедини по точкам».

Цель: закрепить знание о последовательности цифр в числовом ряду.

Дети строят чертеж на мольберте по очереди.

В. Чертеж готов, теперь давайте по нему построим ракету из счетных палочек.

Игра «Построй ракету».

Цель: развивать внимание, память, умение строить по чертежу.

В. Ракеты наши готовы, но, прежде чем отправляться в полет, надо проверить, как подготовлены наши космонавты. Ведь все знают, что космонавт должен быть физически крепким, сообразительным, не бояться трудностей.

Математическая разминка (в кругу):

  • Какие поры года вы знаете?
  • Что бывает зимой? (Мороз, снег, лед, холодно, дети катаются на санках и т. д.)
  • С какого дня начинается неделя?
  • Сколько дней в неделе?
  • Назовите все дни недели.
  • Какое число следует за числом 7, 5, 4 при счете?
  • Какое число предшествует при счете числу 4, 5, 2?
  • Какое число я пропустила?

Воспитатель считает и пропускает какое-нибудь число, дети должны его назвать.

Игра «Считай дальше».

Игра «Только одно свойство» (работа с геометрическими фигурами):

а) найти и положить в круг фигуры желтого цвета;

б) положить все маленькие фигуры;

в) фигуры, у которых нет углов.

В. Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали. А теперь проверим вашу смекалку.

Задачи на логическое мышление:

  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько орехов в пустом стакане?
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?

В. Молодцы! И со смекалкой у вас все в порядке. Перед полетом мы сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

В. А сейчас, космонавты, удобно располагайтесь в креслах.

Дети занимают свои места за столами.

В. Приготовиться к пуску ракеты. Начинаем обратный отсчет, пуск.

:

  • шагаем по ступенькам нашего космического корабля (сверху вниз, счет от 1 до 10), спускаемся в нижний отсек, проверяем, все ли приборы работают нормально;
  • какая по счету красная палочка (фиолетовая, белая и т. д.)?
  • какого цвета полоска соответствует цифре 7, 9, 10 и т. д.?
  • покажите какую-нибудь полоску, которая короче черной, длиннее синей и т. д.;
  • угадайте, какую полоску я задумала, если она находится между белой и голубой;
  • положите 6 белых квадратиков. Найдите полоску, длина которой равна 6 белым квадратикам (значит, 6 белых квадратиков, составленные по длине, равны фиолетовой полоске). Фиолетовая полоска - это число 6;
  • составьте число 6 из двух меньших чисел с помощью цветных полосок - 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3; 1 и 5; 5 и 1.

В. Вот и закончилась наша работа на борту корабля. Приготовились, возвращаемся на Землю.

Звучит музыка «Полет в космос».

Тема: «Буратино учится считать».

Программное содержание: упражнять детей в устном счете в прямом и обратном порядке в пределах 20, закреплять знание цифр, состав числа из двух меньших чисел; закреплять знание геометрических фигур, последовательность цифр в числовом ряду; развивать координацию движений, память, логическое мышление, внимание.

Материал: цифры, мяч, карточки с изображением фигур для игры «Внимание - угадайка», набор цифр к игре «Танграм», образец.

Ход занятия

В. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он, как и мы с вами, собирается в школу. Ему папа Карло уже и азбуку купил. Но вот беда - Буратино умеет считать только до пяти и плохо знает цифры. Поэтому он сегодня пришел к нам поучиться математике. Ребята, поможем Буратино?

Буратино, мы принимаем тебя поиграть с нами в игры, и ты сам не заметишь, как всему научишься.

Игра «Дружное эхо».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ведущий ритмично хлопает в ладоши, а дети за ним повторяют.

Игра «Японская машинка».

Цель: развивать координацию движений, память; упражнять в устном счете в прямом и обратном порядке до 20.

Дети хлопают один раз перед собой, затем - хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки и проговаривание цифры, щелчок пальцами левой руки и проговаривание той же цифры.

Игра «Перчатки».

Цель: развивать внимание, умение сосредотачиваться, закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших чисел.

Воспитатель показывает цифры до 10, а дети молча показывают количество пальцев.

Игра «Назови соседа».

Цель: закреплять знания о последовательности частей суток.

Воспитатель бросает мяч ребенку, называет какую-нибудь часть суток, а ребенок называет предшествующую и последующую часть суток.

Игра «Отгадай мое число».

Цель: развивать логическое мышление, знание последовательности цифр в числовом ряду.

В. Число, которое я задумала, больше 8, но меньше 10 и т. д.

Игра «Вспомни и назови».

Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, воображение.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет геометрическую фигуру, а ребенок - предмет этой формы.

Физкультминутка.

Игра «Считай, делай».

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас,

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз поднимем руки.

Задачи в стихотворной форме.

1. Семь детей в футбол играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает.

Сколько всех друзей играет? (Шесть.)

2. Шесть ворон на крышу село,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (Семь.)

3. Барсучиха-бабушка

Испекла оладушки.

Угостила двух внучат.

А внучата не наелись,

С ревом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат? (Ноль.)

Игра « ».

Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, выясняет, из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, лапы зайца, просит детей назвать фигуру и ее величину.

Игра на расслабление «Слушаем тишину».

В. Ребята, Буратино очень понравилось с нами играть, он многому у нас научился. А еще он мне сказал, что мечтает встретиться с вами в школе.

1.1 Из истории развития количественных представлений

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие - чувственная основа умственного и математического развития детей

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII-XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

История формирования элементарных математических представлений

Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

Основные задачи

Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

Предполагаемые результаты обучения

Владение некоторыми общими принципами счета

Владение навыками отвлеченного счета

Владение навыками счета на наглядном материале

Обследование навыков соотнесения количества предметов

Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

Владение геометрическими представлениями

Владение представлениями о величине

Владение пространственными представлениями

Владение представлениями о времени

Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

Экскурсии и наблюдения

Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

Игры с пальчиками

Игры с песком

Игры с бытовыми предметами-орудиями

Вариант игрового занятия

Игры с водой

Театрализованные игры

Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

Сюжетно-дидактические игры

Игры с зайчиками

Cодержание игры-занятия

Зайчики и солнышко

В гостях у ежика

Прогулка за грибами

Cодержание игры-занятия

Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского садаразвивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. (фото) Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Опыт работы ДОУ

В 2015-2016 учебном году в нашем ДОУ продолжается работа по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среде по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.

Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Так, в детском саду были приобретены различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.

Конструирование

Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО»-конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. В нашем дошкольном учреждении педагоги, увлечённо работая с конструктором «ТИКО», открыли его большие возможности для математического развития детей, начиная уже с младшего возраста. В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

Лего

В конце 2015 года мы приобрели конструктор перворобот LEGO Wedo 9580 для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО - моделей, которые подключаются к компьютеру. В основе конструктора WeDo фирменная база LegoSystem - кирпичи с шипами, с которыми современные дети, как правило, знакомятся очень рано. К ним добавлены датчики и USB-коммутатор для подключения к компьютеру и оживления создаваемых конструкций. Поэтому в группы были закуплены ноутбуки и установлены соответствующие программы. Из конструктора можно создавать разные модели, как по инструкциям Lego, так и придумывая самостоятельно. В форме игры можно знакомиться с различными механизмами и даже учиться проектировать.

Более подробно мы планируем Вас познакомить с данным конструктором осенью на семинаре.

Развивающие игры Воскобовича

Особый интерес у педагогов и детей вызывают развивающие игры Воскобовича. Использование игр Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую деятельность.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых распространенных в нашем детском саду можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики»,«Чудо-цветик», «Шнур-затейник», « Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик", Кораблик "Брызг - брызг" и другие. В процессе игры ребенок осваивает цифры; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение. В основу игр заложены три основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры - это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Для развития математических представлений детей педагоги используют и еще одну современную форму работы с детьми - айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.

Айрис-фолдинг позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов на темы:«Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»; «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича».

В группах родители изготовили вместе с детьми мини-книжки сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.

Педагогами р азработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера; буклеты «Математические игры с ребенком дома», «Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических представлений с детьми дома.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике, как «Веселая математика» в средней группе № 9, «Занимательная математика» в средней группе № 14, «Азбука цифр» средняя группа № 1 и другие позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитываяих потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

Кадры

Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений главным образом зависит от квалифицированных педагогов. В связи с этим, 2 педагога нашего детского сада прошли обучение в КОИРО по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича». Обучение в КОИРО по программе повышения квалификации «Обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности в объединении технической направленности»; по программе «Развитие технического творчества в образовательной организации в условиях ФГОС» обучились 2 педагога, по программе «Тьюторская деятельность в дополнительном профессиональном образовании» - 1 педагог.

Активно участвуют педагоги в семинарах, семинарах- практикумах, проводимых в ДОУ на темы: «Организация и проведение работы по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр», «Особенности организации математических игр в дошкольном возрасте»; в муниципальных семинарах на темы: «Развитие технического творчества учащихся в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования», «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования в рамках развития сетевой модели взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями»; региональных семинарах «Игра-важнейшая сфера самовыражения», международных семинарах «Дошкольное образование: опыт Италии», где педагоги обменивались опытом по ТИКО конструированию а также в вебинарах, которые организуют ФГАУ "ФИРО" и журнал "Обруч", такие как «Как подготовить дошкольника к решению арифметических задач», «Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ» и другие.


ОДИН – МНОГО д.и.

Согласование существительного и числительного И.падежа.

Начать игру со считалки:

Мы сейчас гулять пойдем, дети гуляют по ковру, рассматривая Много нового найдем. картинки, лежащие на нем. После слов

Что увидишь, собери. считалки берут с ковра выбранную

Гному Тому подари. картинку и кладут в корзинку,

Раз, два, три четыре, пять – сопровождая свои действия словами:

Начинаем собирать. – Вот тебе, Том, много (один) листьев.

ЛЕВО – ПРАВО д.и.

Ориентировка относительно себя.

Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз. прикрыть глаза ладошками

А вот это правый глаз.

Ку – ку

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК п.и.

Геометрические фигуры.

На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.

ПЕРЕПРАВА п.и.

Цифры.

Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр)

КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ п.и.

Ориентировка в пространстве

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо – Птички летят,

Колокольчики звенят.

Прямо пойдешь – куклу найдешь.

Налево пойдешь - ……

Игрушки прячутся в группе заранее так, чтобы ребенок мог их легко найти, идя в заданном направлении.

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ п.и.

Части суток.

Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.

СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО п.и.

Счет и отсчет движений. Один, два, три, четыре, пять – Начал заинька скакать. Прыгать (хлопать, топать…) заинька горазд, Он подпрыгнул … раз.

ОДИН – МНОГО д.и.

Соотнесение количества с движениями, внимание.

Если предмет бывает только один – хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз

Сколько голов у человека?

Сколько рыб в море?

Сколько полосок у зебры?

Сколько хвостов у собаки?

Сколько песчинок на дне реки?

Сколько звездочек на небе?

Сколько листьев на дереве?

Сколько стебельков у цветочка?....

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО д.и.

Согласование прилагательных и существительных в роде.

Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…

ФЕДОРКА д.и.

Классификация. Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка».

Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор.

ВОЗЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ д.и.

Счет, отсчет, сравнение количества.

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО д.и.

Цифры, внимание.

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающее. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ д.и.

Отработка употребления предлогов, геометрических форм.

Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям. Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН д.и.

Части суток, внимание.

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.

Сначала вечер, а потом - ночь.

Мы завтракаем вечером.

Мы гуляем ночью.

После дня наступит вечер….

РИКИ – ТИКИ д.и.

Количество, цифры.

Рики – тики, посмотри, Сколько пальцев говори. Из-за спины показываются раскрытые пальцы (Что за цифра говори) показывают карточку с цифрой

СКАЖИ НАОБОРОТ д.и.

Слова – антонимы

Теплый Мало Узкий Быстро Тяжелый Раньше Высоко Толстый День…

СНАЧАЛА – ПОТОМ д.и.

Временные и количественные представления.

Сначала весна, а потом…. Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом… Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом…. Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом… Сначала цветочек, а потом…

НАВЕДЕМ ПОРЯДОК д.и.

Сравнение величины предметов.

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

КАТИТСЯ – НЕ КАТИТСЯ д.и.

Определение формы предмета. Свойства фигур.

Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится

Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч…

«ПОДБЕРИ КОЛЕСА К ВАГОНЧИКАМ»

«СОСТАВЬ ЦВЕТОК»

«НАЗОВИ ПОХОЖИЙ ПРЕДМЕТ»

«СОБЕРИ БУСЫ»

«ЧТО СТОИТ У НАС В КВАРТИРЕ»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Предварительный просмотр:

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.

Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Математическая игра «Составь цветок»

Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

3. Игра - упражнение «Назови похожий предмет»

Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

4. «Собери бусы»

Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд - дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления «вплетено» в практическую игровую деятельность ребенка. С ее помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить.

Однако вначале значение слова слито с конкретным предметом, т.е. еще не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи «по-своему», действенным путем.

Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма – наглядно-образное мышление, которое проходит в своем развитии две стадии.

Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая ему предлагается.

На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышления тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия.

Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим. Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.

Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.

Для этого предлагаются лингвистические и дидактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса дошкольников.

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность является ведущей деятельностью у детей раннего и дошкольного возраста. Именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. Игра позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая манипулятивные навыки.

Но не ждите от них, что они будут сами занимать себя игрой. Дети просто не умеют играть. Им нужна помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа. Очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка. Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Свое участие в игре необходимо постепенно сокращать. Это даёт ребенку возможность проявить свою активность.

5. Все ваши действия должны быть озвучены. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр. В это время малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным.

7. Повторяйте игры. Ребёнок начинает фантазировать только тогда, когда игра уже хорошо усвоена. А чтобы поднадоевшая игра вновь стала интересной ребенку, можно поменять героев или предметы, а можно изменить последовательность.

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества. А ведь игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе. Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности.

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать, заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый. Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Дорогие родители, пожалуйста, помните: одна из главных детских потребностей – это общение с родителями. Если его не хватает, то развитие ребенка искажается. Интересных вам совместных игр!

Предварительный просмотр:

Исследование отечественных и зарубежных авторов свидетельствует, что игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок во время поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструировать. (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский).

Особую значимость развития интеллекта ребенка имеют игры природоведческого содержания. К. Д. Ушинский писал, что логика природы – есть доступная для детей логика. Ведь в процессе таких игр у детей развивается познавательные способности, воображение, речь.

Среди игр природоведческого содержания большое место занимают дидактические игры. Они подробно раскрыты в таких сборниках как: «Дидактические игры в детском саду» Л. К. Бондаренко, «Дидактические игры для ознакомления с растениями» В. А. Дрязгуновой и др.

Дидактические игра всегда имеет большое значение в развитие у детей умственных способностей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Все самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями, отбирая из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен уметь думать, правильно анализировать и синтезировать.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно. Использовать имеющие знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях, группировать, классифицировать. Научным исследованием доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях умственной активности и самостоятельного мышления.

Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей: ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрение его воспитателем, а главное от самостоятельности при решении задач.

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры требуют использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но они особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста т.к. способствует подготовки детей к школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить ответ, точно формулировать свои мысли.

А. И. Сорокина в сборнике «Дидактические игры в детском саду» предлагает такой интересный вид дидактической игры, как игры – загадки. По мнению автора, такие игры развивают у детей способность к анализу, обобщению, формируют умения рассуждать, делать выводы, умозаключения. В таких играх дети могут отгадывать загадки о самых разнообразных объектах природы.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что логическое мышление в дошкольном возрасте проявляется преимущественно через отдельные его структуры компоненты и их целостное развитие возможно при условии психолого-педагогических требований:

Осуществление педагогического руководства дидактическими играми (применение системы активизирующих вопросов, дозированная система помощи взрослого).

Поэтапное использование многообразия дидактических игр (словесных, игры – загадки, занимательные математические).

Опора на сформированные формы мышления (применение наглядного материала, системы сенсорных действий).

Одновременное воздействие на эмоциональную мотивацию сферы ребенка.

Игры проводятся в системе и в тесном контакте с семьей.

Предварительный просмотр:

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей , тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.). с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

  • «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.

2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.

3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

  • «ПОРУЧЕНИЕ»

Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

1. Число называют только один раз.

2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

  • «МАГАЗИН»

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

  • «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

1. Брать в руку по одному предмету.

2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.

Для закрепления геометрических представлений детей поиграйте в следующие игры:

  • «НАЙДИ ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель игры: упражнять детей в умении различать треугольник среди других геометрических фигур. У каждого играющего перед началом игры 15 – 20 разных геометрических фигур, среди которых 8 – 10 треугольников. По сигналу играющие выбирают треугольники и раскладывают их в ряд. Выигрывает тот, кто первым выбрал все треугольники. Игру можно изменить: выбирать квадраты, прямоугольники, круги.

  • «КТО БЫСТРЕЕ»

Цель игры: упражнять детей в различении знакомых геометрических фигур.

До начала игры у каждого играющего 10 – 20 штук разных геометрических фигур. Их смешивают и закрывают листом бумаги. По сигналу каждый играющий открывает свои фигуры и раскладывает их в ряд: ряд квадратов, ряд – кругов и т. д. Выигрывает тот, кто, быстрее без ошибок выложит 4 ряда.

Правило игры: начинать выкладывать фигуры только после сигнала.

Продолжайте упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве. Удобнее всего это делать в повседневной жизни, придав упражнению игровой характер или форму поручения: «Подойди к серванту и принеси ту чашку, что стоит справа», «что ты видишь справа от себя?» и т. д.

Следует учить детей ориентироваться во времени, различать части суток (утро, день, вечер, ночь); пользоваться словами: сегодня, вчера, завтра, быстро, медленно.

Обратите внимание детей на смену частей суток: наступает вечер, скоро будет ночь, завтра пойдем в кино. Эту книгу мы читали вчера.

К 5-ти годам дети должны различать и называть: круг, квадрат, прямоугольник, независимо от размера или цвета фигур. Различать и называть шар, куб, цилиндр, правильно пользоваться словами, обозначающими пространственные направления и время.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: