Тесты по драме «Гроза». 1 вариант
1) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
классицизм
сентиментализм
романтизм
2) Действие драмы «Гроза» происходит
в Москве
в Калинове
в Петербурге
в Нижнем Новгороде
3). Определите кульминацию драмы «Гроза»
сцена с ключом
встреча Катерины с Борисом у калитки
раскаяние Катерины перед жителями города
прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
4). Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
микроскоп
печатный станок
5). Как звали мужа Катерины?
6). Определите основной конфликт драмы «Гроза»
история любви Катерины и Бориса
история любви Тихона и Катерины
столкновение самодуров и их жертв
описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
7). Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
9) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха
1. герой-резонер
2. «самодур»
3. «лишний человек»
4. «маленький человек»
10. О каком персонаже идет речь?
У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, – говорит, – почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.
3.Чтобы оживить пьесу
12) О каком персонаже идет речь?
13) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
14) Кому принадлежат слова
Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.
Кабанихе
Катерине
2 вариант
1) Как звали возлюбленного Катерины?
1. Кулигин
2) Кто устроил встречи Катерины и Бориса, украв у Кабанихи ключ?
2 .Кулигин
3. Варвара
3) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
Катерине
Кабанихе
4) Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
телеграф
громоотвод
солнечные часы
перпетуум-мобиле
5) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
6) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
7) Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием...»
8) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
Борис Григорьевич
9) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
5.Катерина
11) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
4.Желание уехать с Борисом
12) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
13)Пьеса «Гроза» написана в
14) Город, в котором происходит действие «Грозы», называется
Нижний Новгород
Кострома
3 вариант
1) А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:
1. Помещечье-дворянской
2. Купеческой
3. Аристократической
4. Народной
2) К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):
1.Комедия
3.Трагедия
4.Лирическая комедия
5.Трагикомедия
3) Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза» (по мнению Добролюбова):
1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)
2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой
3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв
4.Это конфликт между Тихоном и Катериной
4) Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:
1.Заинтриговать читателя
2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге
3.Создать образ мира, в котором живут герои
4.Замедлить сценическое время
5) Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:
1.Кулигин
5.Варвара
6) Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:
1.Борис и Катерина
2.Катерина и Тихон
3.Дикой и Кабаниха
4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина
5.Борис и Тихон
7) Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:
1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию
2.Борис лишь внешне отличается от Тихона
3.Борис очень резко отличается от Тихона
8) В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
1.Кулигин
3.Варвара
1.Феклуша
2.Кулигин
5.Катерина
10) Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
11) Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой
2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»
3.Чтобы оживить пьесу
4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества
12) К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?
1.Дворяне
3.Крестьяне
5.Разночинцы
13) Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
1.Чувство стыда
2.Страх перед свекровью
3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести
4.Желание уехать с Борисом
14) Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:
1.Кулигин
2.Марфа Игнатьевна
3.Катерина
№ вопроса |
||||||||||||||
2 вариант
№ вопроса |
||||||||||||||
3 вариант
№ вопроса |
Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) - это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов. Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.
Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса. Скорее всего, она надеялась, что покаяние хоть как то смягчит ее вину, но этого не происходит-конфликт между взглядами Катерины и старшего поколения города Калинова не исчерпан, и Кабаниха снова начинает ее терзать Она не дает ей обняться с Кабановым, так как возненавидела главную героиню еще сильнее.
Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание
Чести и права. И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,- думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,- вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником “темного царства”. Вслушаемся в рассуждения странницы о “салтане махнуте персидском” и “салтане махнуте турецком”: “И не могут они. ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них. неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные.” Главный смысл приведенных слов заключается в том, что “у нас закон праведный.:”.
Феклуша, предчувствуя гибель “темного царства”, делится с Кабанихой: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние”. Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: “Уж и время-то стало в умаление приходить. умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”.
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки.” Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говоритнам, что жить “в темном царстве хуже смерти” (Добролюбов). “Конец этот кажется нам отрадным. – читаем в статье “Луч света в темном царстве”, – .в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами”. Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.
- Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот...
- Среди других героев пьесы Кулигин, часовщик-самоучка, изобретающий перпетуум-мобиле, стоит особняком. Он в значительной степени отличается от окружающих. И поэтому отношение к нему со стороны других персонажей также совершенно особое. Буквально...
- Эпическая неторопливость развития действия и обстоятельность сценических характеров; Подробные описания патриархально-купеческого быта; Акцент на индивидуальной судьбе личности и стремлении к счастью отдельного обычного человека; при этом история жизни героя выступает...
- В это же время произошло событие, существенно изменившее взгляды Островского. Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции – изучить и описать быт...
- Творчество Александра Николаевича Островского – это целый этап русской литературы. Написанные в 40-60-е годы XIX столетия, его пьесы, в общем-то, стали первыми русскими драмами, так как в первой половине века...
- Пьеса Островского Бесприданница написана в 1878 г., как раз в то время, когда в России все решали деньги, когда классовая несправедливость достигла необычайных размеров, в то время, когда браки заключались...
- А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом...
- А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной...
- Имя Островского хорошо знакомо и памятно всем, кому дорога национальная русская культура. “Пьесами жизни” называл пьесы Островского Добролюбов. Его современников и потомков поражала естественность произведений, их простота, необычная для того...
- Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как...
- В пьесе “Гроза” Островский создает действительность, свойственную для его времени. А. Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены.до трагических последствий.”. Все...
- Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, “какое приятное занятие эти танцы”, начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и...
- Драма “Гроза”, по словам Добролюбова, “есть самое решительное произведение Островского”, в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, “темного царства”. В драме происходит столкновение главной героини “русского сильного характера” с...
- В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние... Основным конфликтом в пьесе Островского -” Гроза” является столкновение Катерины, главной героини, с “темным царством” жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний....А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора...
Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
- характеристика хозяев жизни:
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
Кабанихи
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
(«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);
- безволие Тихона
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
- Сведения о детстве и любви к Борису
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)
В) сведения о характере Катерины
(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(«… уж душу свою я ведь погубила»);
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
«Маменька, вы ее погубили! «
Заключение
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам , композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление - Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 4240.