Сочинение по картине В.В. Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут. Верещагин – трудно найти художника, выставка которого была бы столь ко времени » Михаил Нестеров о Василии Верещагине

"Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путем. То был Василий Верещагин - самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо - не только в России, но во всем мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку..."

» Михаил Нестеров о Василии Верещагине

"Как-то в самом начале девятисотых годов я проездом из Киева был в Москве, повидал кого нужно, вечером сидел уже в поезде, ехал в Петербург. В купе нас было четверо. Рядом со мной, у двери, сидел молодой квалергард-корнет. Напротив, у окна, - кавалергардский ротмистр. Оба такие породистые, красивые, элегантные в своих белых с красным околышем фуражках. Наискось от меня, у двери сидел штатский с бледным, как бы слоновой кости лицом, огромным, прекрасно сформированным лбом увеличенным большой лысиной, с орлиным носом, с тонкими губами, с большой бородой. Лицо чрезвычайно интересное, умное, энергичное. В петлице хорошо сшитого пиджака - офицерский георгиевский крест. Ого, подумал я, штатский-то, должно быть, был вояка. Лицо его, чем больше я смотрел на него, было такое знакомое, издавна известное. Где я его видел?.. С некоторым вниманием относились к штатскому и кавалергарды к его беленькому крестику на оранжевой с черным ленточке. И вдруг я вспомнил его лицо..."

» Григорий Островский о Василии Верещагине

"Василию Верещагину выпала удивительная и на редкость цельная судьба. Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь. Верещагин служил в Туркестане, в русско-турецкую войну был на Балканах, в самой гуще сражений под Плевной и Шипкой. Смерть свою встретил, как солдат, на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося в 1904 году на мине в Японском море..."

2-го июля бухарцы, потрясая воздух дикими криками, при звуке зурн и барабанов, ворвались в город и разлились по всем направлениям. Вскоре они огромными толпами бросились на стены цитадели, цепляясь за них железными кошками.

Особенно стремительное нападение произведено было на самаркандские ворота, которые удалось неприятелю поджечь; но благодаря энергии прапорщика Мамика и мужеству русских, удалось отбить несколько штурмов. Главные усилия неприятеля обращены были против бухарских ворот, которые тоже были подожжены с помощью брошенных под них двух мешков с порохом. Прибывший на этот опасный пункт полковник Назаров, оставшийся по болезни от похода, нашёл ворота и прилегающие постройки в огне; горящие угли перебрасывало на камышовые крыши соседних сакель. Для тушения горевших ворот вызваны были охотники.

«Нельзя было надивиться этому, поистине молодецкому подвигу», писал очевидец, поручик Черкасов. «Осыпанные градом пуль, охваченные пылающим огнем, охотники успели снять ворота, бросить на землю и, таким образом, потушить их. Между тем орудие наше, поставленное позади ворот, почти неумолкаемо действовало картечью по толпам неприятеля, бросавшегося в ворота».

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904): Туркестанский солдат в зимней форме. 1873

Не прерывавшиеся в течение целого дня штурмы, прекратились с наступлением темноты, и ночь прошла спокойно. Для уведомления генерала Кауфмана об отчаянном положении осажденных ночью был послан один преданный русским джигит, который для этого переоделся нищим.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904): Торжествуют. 1872

На следующий день ожесточенные штурмы продолжались до 3 часов, но без всякого успеха. К защите ворот и брешей в стене привлечены были больные и раненые. Многие, перевязав свои раны, добровольно вновь возвращались назад, многие, получившие по несколько ран и залитые кровью, не хотели покидать своих товарищей и оставались в рядах. Вечером, около 6 часов, штурмы возобновились. Комендант, майор Штемпель, решил, в случае необходимости, отступить во дворец, который поэтому деятельно приводился в оборонительное положение. При невозможности устоять перед напором неприятеля и в этом последнем оплоте, решено было, по общему согласию, взорвать все на воздух, для чего в ночь на 4-е июня во дворец свезен был весь порох и снаряды. 4, 5 и 6 июня неприятель хотя и предпринимал частные приступы, но энергия его, видимо, ослабела. В виду этого наш гарнизон стал сам делать вылазки и жечь городские сакли.

Описание картины Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут»

В некоторых источниках сообщается, что Верещагина пригласили в Туркестан, в тот момент, когда шли военные действия, для создания военной хроники в живописи.
Что бы народ смог своими глазами увидеть и прочувствовать всю серьезность происходящего события.
Верещагину удалось не только стать свидетелем происходящих событий, но и принять участие в военных баталиях.
Художника даже наградили Георгиевским крестом, за проявленные подвиги и храбрость при защите крепости.

В своей серии картин посвященных событиям происходящих в Туркестане, особое место выделяет картину «У крепостной стены.
Пусть войдут», которую он написал в 1871 году.
Главными героями этой картины изображены армия русских солдат.
Мы видим, что крепостная стена немного разрушена.
Русские солдаты ждут появления врага.
Кажется, что еще немного и на возвышенности крепости покажутся смелые враги.
Насколько мне известно, Русские солдаты находились в страхе и постоянном напряжении, потому что их численность, заметна была ниже, чем численность воинов противника.
В глазах каждого из солдат можно прочесть страх смерти, и неминуемого поражения.
Но все стоят до последнего, никто не струсил и не отступил.
Они твердо настроены, держаться до последнего, пусть доже ценой собственной жизни.

Верещагин изображает яркими красками солнечный день, у него получается очень реалистично передать бескрайность полей, выстроенную на половину разрушенную стену крепости и голубизну неба.
Глядя на картину, можешь почувствовать, какой свежий воздух был в тот день, или ощутить себя героем, занять позицию рядом с одним из воинов и быть ему в бою опорой и помощью.
В каждой своей картине, которую автор посвятил войне, он воспевает хвалебные песни, героизму и без отверженности русской армии, и жестокость правителей, которые отдавали команды о наступлении.

Как известно, В. В. Верещагин был приглашен в Туркестан, где шли военные действия, как художник, для создания художественной хроники военных действий. При этом Верещагин был не только свидетелем войны в Туркестане, но и ее участником. За храбрость, проявленную при защите Самаркандской крепости от воинов бухарского эмира, художник был награжден Георгиевским крестом.

Событиям, свидетелем которых Верещагин стал в Туркестане, он посвятил целую серию картин. Одна из самых известных картин - «У крепостной стены. Пусть войдут» - создана в 1871 году.

Героями полотна «У крепостной стены. Пусть войдут» являются простые русские солдаты. На полотне мы видим эпизод обороны Самаркандской крепости русскими солдатами. Стена крепости кое-где обвалилась. Русские воины находятся в ожидании отряда неприятеля. Вот-вот на гребне крепости покажутся первые смельчаки из неприятельского войска.

Как известно из истории, численность осаждавших крепость была в несколько раз выше, чем численность защитников крепости. Поэтому в таком напряжении находятся русские солдаты. Мысли о смерти, о неизбежности поражения, конечно, приходят в голову каждому. Но никто из них и не думает сдаваться. Их лица суровы, в позах видна твердая решимость бороться и дать отпор.

Верещагин отлично владеет техникой письма. Насыщенными, звучными красками он рисует ясный солнечный день, зной воздуха, синь южного неба, бескрайнюю степь, сложную архитектуру полуразрушенной крепостной стены и древних построек Самарканда.

В своем масштабном полотне «У крепостной стены. Пусть войдут» баталист Верещагин снова развивает идею о жестокости феодальных правителей и героизме русских солдат.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «У крепостной стены. Пусть войдут», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В Утраченные картины Верещагина

Вообще утраченных работ В.В.Верещагина очень много. Насыщенная жизнь, войны, путешествия, госпитали, природные катаклизмы, несовершенство почты, ненадежность оказий все это привело к тому, что немерянное количество набросков было потеряно. Может они когда-нибудь всплывут случайно в чьих-нибудь семейных архивах, а может и никогда. Поэтому к утраченным можно отнести и те картины, которые он мог бы написать на основании этих набросков, но теперь нам их никогда не увидеть. Но с некоторыми из утраченных работ все-таки можно ознакомиться.
Во-первых, это три картины из «Туркестанской серии», написанной после участия в походе в Среднюю Азию. Выставка имела огромный успех, но по ее окончанию Верещагин уничтожил картины «Забытый»
«Окружили - преследуют»
«У крепостной стены: «Вошли!..»

И сделал он это (наверняка с большой душевной болью) после упреков в пессимизме, упадничестве, вплоть до искажения действительности. Причем часто упрекали его люди им уважаемые и близкие. Например, картина «Забытый»

очень покоробила губернатора Туркестанского края генерала Кауфмана. Он с обидой в голосе утверждал, что все солдаты, погибшие на той войне, были похоронены по-христиански, и что он сам лично об этом заботился. Верещагин ценил Кауфмана. И не только он и совершенно заслуженно. Честнейший человек К.П.Кауфман, который даже часто вкладывал свои собственные средства в восстановление края, наверняка выдавал желаемое за действительность: война - она есть война, всех погибших пересчитать сложно, но Верещагин работу уничтожил.
Надо заметить, что к этой теме - забытого убитого солдата художник возвращался еще раз, уже в другом антураже, но и та картина плохо сохранилась, и была менее выразительна, чем уничтоженная.
Картина «Окружили - преследуют»

была написана по мотивам рейда небольшого казачьего отряда на китайскую территорию, в котором художник так же принимал активное участие. Отряд, который должен был вернуть угнанный кочевниками скот, был окружен вооруженными местными племенами, и ему пришлось с боем пробиваться к своим. Она перекликается с картиной «Нападают врасплох»

и работой «Парламентеры: «Сдавайся!» - «Убирайся к черту!».

ричем, последняя кажется трагичнее. Чем не угодила именно «Окружили - преследуют», не знаю. Хотя… Нет, пожалуй, эта - самая трагичная. Да.
Картина «У крепостной стены: «Вошли!..»

составляла диптрих с картиной «У крепостной стены: «Тсс!.. Пусть войдут…»

Эти картины художник писал под впечатлением от обороны Самарканда от войск бухарского эмира, за участие в которой он был награжден георгиевским крестом.
Я бы на месте Верещагина разбивать эту пару ни за что бы не стала. Одна без другой стразу потеряла выразительность. И даже смысл. Наверное, на него надавил кто-то очень для него авторитетный, может кто-то из товарищей по Самарканду.
Во-вторых, утраченные картины - утраченные в смысле потерянные. Т.е. их местонахождение неизвестно. Это в первую очередь уже упоминавшаяся работа «Подавление индийского восстания англичанами»


- ее купили, и она исчезла с концами. И ряд работ Балканской серии, написанной по впечатлениям русско-турецкой войны.
Это триптих «На Шипке все спокойно!». Первая часть его сохранилась и находится в Московском центре искусств

А остальные части - увы. От них, похоже, не осталось ничего. Во всяком случае, я нигде не видела. Вероятно, его можно представить по другому триптиху - «Снежные траншеи».


Местонахождение которого также неизвестно.