Сочинение «Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Островского). Женская судьба в драмах А. Н. Островского («Гроза», «Бесприданница», «Горячее сердце»)

Тема: Любовь в творчестве Куприна и Бунина 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

О любви писали многие писатели, почти все. И каждое произведение показывало его личное мировоззрение, подчеркивало своеобразие и неповторимость. Так получилось и с ым, и ым- знаменитыми русскими писателями. Каждый из нх показывал свой взгляд на любовь.
У а любовь наиболее красивая и благородная. Это мы видим по повести «Гранатовый браслет». В»Гранатовом браслете» дар большой любви представляется «громадным счастьем», единственным смыслом существования для Желткова. Бедный чиновник Желтков отличается от остальных героев силой и тонкостью своих переживаний. Романтическая любовь Желткова к Княгине Вере Николаевне заканчивается трагически. Бедный чиновник умирает благославляя любимую женщину перед смертью он произносит «Да святится имя твое». Герои повестей а всегда мечтательные личности с пылким воображением, но в то же время они непрактичны и не многословны. Эти черты ярче всего раскрываются, когда герои проходят испытания любовью. Желктов молчит о своей любви к княгине Вере, добровольно обрекая себя на страдания и муки.
У а любовь- это не только чувства мужчины и женщины, но и — это любовь к природе, к Родине. Все рассказы а о любви имеют неповторимый сюжет, оригинальных героев. Но объединяет их всех один общий «стержень»: внезапность любовного озарения, страстность и кратковременность отношений, трагический конец. Например в рассказе «Темные аллеи» перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь- красавицу Надежду. Эту девушку он предал тридцать лет назад. С тех пор, как они расстались прошла целая жизнь. Оказалось, что оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич вполне утроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему изменила и бросила. Сын вырос очень плохим человеком»без сердца, без чести, без совести».


А надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, так и не вышла замуж. Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь отдала» свою красоту,свою горячку» любимому человеку. В её сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича…
В рассказах утверждает, что это чувство великое и прекрасное. Несмотря на то что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдания- это великое чувство. И с этим я полностью согласна.
Произведения а и а учат нас видеть настоящее чувство, не упускать его и не молчать о нем, потому что однажды может быть поздно. Любовь дается нам, чтобы озарять нашу жизнь, чтобы открыть нам глаза. «Всякая любовь- великое счастье, даже если она не разделена». В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа - добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны... на решительное дело..,», является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в

Темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип - умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее - мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», - говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», - убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.

В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, - непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»

«Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась - ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.

По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «... характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

Драма А. Н. Островского “Бесприданница” была написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Деньги, заслонив истинные ценности, оказывали все большее влияние на людей. Судьба главной героини, Ларисы Огудаловой, – воплощение трагических последствий этого пагубного влияния.
Лариса – молодая красивая девушка, обладающая ярким неповторимым характером, горячим сердцем и романтической душой. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – певческим и музыкальным. Она стремится к душевности, чистоте отношений, ценит порядочность, мечтает о подлинной, возвышенной любви и тихой семейной жизни с любимым человеком. Но все эти мечты разбиваются о прозаическую действительность – у ее матери “состояние небольшое, давать приданое не из чего”. Лариса Дмитриевна “барышня хорошенькая, – объясняет молодой купец Вожеватов, – играет на разных инструментах, поет, обращение свободное… Ну, а жениться-то надо подумавши… теперь женихов-то в самый обрез; сколько приданых, столько и женихов, лишних нет – бесприданницам-то и недостает”. Беда Ларисы в том, что в обществе, в котором она, по воле матери, вынуждена вращаться, все решают деньги, и буржуазные представления о положении бесприданницы являются определяющими в оценке окружающих ее людей. Потому искренность Ларисы встречает осуждение и непонимание: “Не глупа, а хитрости нет, – говорит о ней Вожеватов, – к кому расположена, нисколько этого не скрывает… а бесприданницам так нельзя… Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”. Лариса думает, что в лице “блестящего барина” Паратова нашла свою любовь и что он любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль.
Не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. А Лариса продолжает верить, что ее возлюбленный – человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. К сожалению, такая искренность и глубина чувств Ларисы вызывают у окружающих только едкую насмешку. “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!” – смеется тот же Вожеватов, которого Лариса искренне считает своим другом. Положение бесприданницы, на его взгляд, обязывает льстить, хитрить, притворяться, лгать, принимать комплименты от “женихов, на которых без отвращения смотреть нельзя”. “Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”, – поддерживает его мать Ларисы.
Но Лариса Дмитриевна “не таких правил”. Пережив свое страстное увлечение Паратовым и тяжелую разлуку с ним, имея перед глазами горький пример сестер, “проданных” матерью, устав от “цыганского табора” в своем доме, Лариса дала Карандышеву согласие на брак.
Бряхимовские купцы не в состоянии понять, что для Ларисы невозможно улыбаться “во время страшной, смертельной тоски” и любезничать с ними, не слишком заботясь о своей нравственности. “Эта женщина создана для роскоши, – рассуждают они, – в нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится”.
В финале происходит жестокое прозрение героини. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Он публично утешает ее жениха, А Лариса, окончательно разочаровавшись в Юлии Капитоныче, говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, пытается уверить ее, что страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден жениться на нелюбимой женщине ради получения наследства. “Идеальный мужчина” прекрасно все сознавал и точно рассчитал свои действия. Он не мог смириться с тем, что какой-то ничтожный Карандышев отнимет у него, “блестящего барина”, красивую игрушку, и решил поставить Юлия Капитоныча на место. Насладившись своей местью, Паратов не удосужился даже проводить потрясенную девушку домой. Лариса действительно была для Паратова только мимолетным увлечением.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. Мы видим, что о Ларисе все время говорят, ею восхищаются; четыре героя пьесы соперничают, надеясь снискать ее благосклонность, но чувства, желания, стремления самой девушки, ее внутренний мир, ее переживания никого не интересуют. Лариса с самого начала чувствует себя неуютно в этом мире. “На меня смотрели и смотрят, как на забаву, – горько сознает она. – Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно… “; “Я вижу, что я для вас кукла, поиграете вы со мной, изломаете и бросите”, – говорит она Карандышеву, сознавая, что брак с нею для него – способ подняться в собственных глазах и глазах окружающих, способ удовлетворить свое тщеславие. Карандышев и сам прекрасно понимает, что он Ларисе “не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий”, но он не может побороть желания потешить свою оскорбленную гордость, свое самолюбие. “Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?” – сокрушается Лариса, но Карандышев не слышит ее. Обман Паратова лишь усугубляет трагичность положения героини. “Я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать… Какая же я жалкая, несчастная”, – говорит она, укоряя себя за слабость, неспособность расстаться с такой унизительной жизнью.
В трагичности судьбы героини есть доля и ее собственной вины. Лариса лишена цельности. Ее человеческие качества – стремление к нравственной чистоте, правдивости, открытости – высоко поднимают ее над окружающими, но над ней довлеют буржуазные представления о жизни и влияют на ее понимание людей. Она ослеплена столичной элегантностью, шиком Паратова, его умением с блеском транжирить деньги. Эти качества Лариса принимает за “широту натуры” и считает Паратова “идеалом мужчины”, но тем горше ее прозрение. Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту и талант товаром. Именно это, а не несчастная любовь заставляет Ларису искать смерти.
К трагической развязке Ларису окончательно приводит сообщение Карандышева, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь: “Они не смотрят на вас как на женщину, как. на человека, – человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь”. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии, но и решиться на самоубийство тоже не может. “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем… ” – думает Лариса и потому выстрел Карандышева она принимает как избавление. Она всегда была одинока, наедине со своими думами и мечтами, и вот теперь она счастлива, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства, она успокоена, она всех прощает, она даже благодарит Карандышева, освободившего ее от еще большего унижения, от полной нравственной гибели.
В мире, где никому не нужны искренние чувства, любовь ж теплота человеческих душ, где царят цинизм, безнравственность и кипят мелкие страсти, “бесприданницы” оказываются выкинутыми за борт жизни. Любовь и деньги несовместимы, и трагическая судьба Ларисы Огудаловой – один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире наживы и грубого расчета.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Драма “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал свою пьесу «Гроза» и многие другие пьесы. Среди которых и «Горячее сердце». Эти три произведения писателя объединены одной темой - темой «горячего сердца». Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице», а затем и Купава в «Снегурочке» все они относятся к одному типу женщин, женщин с «горячим сердцем». Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, ее недостатка, у каждой из них своя драма. -
Раньше островский образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающий и не желающий принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур «темного царства». Теперь Островский сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.
Главная тема пьесы - драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?
Лариса Дмитриевна - девушка очень хорошо воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери, которое ничем непоколебимо. Нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит дочь хитростям, которые та должна применять в жизни. Мать Ларисы более приземленная натура, чем дочь, довольная практичная. Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.
Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим в доме непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Самая главная же драма Ларисы - это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда «Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда».
И теперь ей надоело унижаться, а потому ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, у нее он е сравнение не идет. Она верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения. Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его она надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым. Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих.
От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну».

то хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну».
Ее душа отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.
Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает «чайка») летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.
И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.
Еще до его приезда из слова самой Ларисы мы видим всю власть его над нею. И он пользуется этим, увозя ее на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, он хочет весело провести время, весело проводить свои последние холостые денечки. Конечно, он очарован ею искренне, но в конце концов почти обманывает ее. А она совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает, эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы. Но главное в отношениях Ларисы и Паратова - это то, что тут-то и проявляется ее «горячее сердце».
Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, она отвечает утвердительно. Она рассовывает ему о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что «в любви равенства нет», что «в любви приходится иногда и поплакать» женщине. Все это находит подтверждение в их истории. Она его любит, плачет, страдает, а он спокойно принимает неравную любовь.
Самое главное для Ларисы - любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева - он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым. Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, она говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого. Но тут появляется он, ее повелитель.
Он видит е красоту и прелесть, обещает ей: «Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью», - и зовет ее на Волгу. Она же видит его решительность, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.
Однако Кнуров и Вожеватов знают его лучше. Они догадываются, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», что, «должно быть, обещания были определенные и серьезные». Но знают они и то, что он не променяет на бесприданницу миллионершу.
Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по волге. Лариса ждет, что он вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего эти его прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит его, чтобы он признал ее невестой его. Но от обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор.

виняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: «Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны». И буквально добивает Ларису признанием, что обручен уже.
Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь ей ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки ее спасает: выстрелив, он совершает «благодеяние».
Она всю жизнь ждала своего единственного - честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева. бросившего ей, что она «вещь». А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее действительно как вещь. Это ли не драма «горячего сердца»? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж. Всей ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми.
В «Грозе» горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны, она входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования. В комедии «Горячее сердце» жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В «Бесприданнице» Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца, в мире торжества денег. Она сама становится вещью, принадлежностью.
Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши… А Лариса? «Я не нашла любви так буду искать золота». Золото - то же омут, и в него кинулась Лариса. Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не находившей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в «горячее сердце», оказалась поруганной.

Коллекция сочинений: Люди с горячим сердцем (по пьесам А. Н. Островского)

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает про­тив деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого до­стоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пье­сы” Гроза» Островский создал целую галерею персонажей, от­личающихся горячим сердцем, душевной красотой. Это в пер­вую очередь Лариса Огудалова из драмы” ». Она богато одаренная натура, талантлива, умна, трезво оцени­вает жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, обладает чутким и нежным сердцем. Полюбив Паратова за” широту души», Лариса безраздельно отдается своему чувст­ву. Она говорит, что” Сергей Сергеевич… Это мужчи­ны. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Эти слова героини заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина Ларисы, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич и мог стать” героем ее романа».

Узнав о подлом обмане Паратова, Лариса не хочет больше жить в этом мире, где царствуют ложь и корысть, поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как избавление от этой страшной жизни.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов, царящих в эксплуататорском обществе, они не пони­мают законов этого мира. Островский показал и сознательных борцов против существующих античеловеческих порядков. Это не революционеры, но они ведут идейную борьбу против хищников и эксплуататоров. Это чиновник Жадов из” Доход­ного места», учитель Иванов из” В чужом пиру похмелье».

Жадов отвергает воровство и мздоимство, взяточничество и подхалимаж. Он возмущенно восклицает:” Как я буду мол­чать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» Он не хочет жить среди всей этой” грязи», процветающей в чиновничьей среде. Жадов стремится жить честно.” Мы с вами начнем жить честно, по-новому…- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства жить своим трудом». Но все, что может противопоставить этому жестокому обществу герой,- его честность. Это слишком слабое оружие против хищников. И жизнь сломила Жадова, он вынужден признаться:” Я не герой, я обыкновенный, слабый человек». Мелузов из пьесы” Таланты и поклонники» - человек новой форма­ции, интеллигент-разночинец. Ему мало просто быть честным человеком, он хочет приносить пользу обществу:” Я свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погру­жусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».

Островский считал театр действенным средством борьбы за гуманистические идеалы, за красоту человеческих взаимо­отношений. Людьми большой и искренней человеческой ду­ши, резко протестующими против пошлости и лжи, являют­ся артисты Несчастливцев из пьесы” Лес», Наров из” Талан­тов и поклонников», Кручинина и Незнамов из” Без вины виноватых».

Это были и идеалы самого драматурга; утверждению их, торжеству правды он посвятил свою жизнь.