Сочинение ЕГЭ. Проблема обывательства. По В. В. Набокову - Сочинения, Рефераты, Доклады. Проблема обывательства примеры (Аргументы ЕГЭ) Обыватель явление всемирное оно встречается

Как относиться к обывателям, к пошлости? Именно эти вопросы возникают при чтении текста

К. Г. Паустовского.

Раскрывая проблему отношения к обывателям и к пошлости, писатель, ведя повествование от первого лица, знакомит нас с, казалось бы, рядовым случаем из жизни профессорской семьи. События происходят в годы первой мировой войны. Через рассказчика, работавшего санитаром, которого послали из Бреста в Москву за медикаментами, Лёля передала своему дяде золотые часы, считая их неуместными в санитарном поезде, и письмо с просьбой приютить солдата.

Профессорская семья проявила недоверие и подозрительность по отношению к военному. Профессорша возмутилась «сумасбродством» Лёли, доверившей ценность незнакомому человеку. Профессор не захотел приютить санитара, приказав его выпроводить, подав два рубля. Возмущённый таким отношением к себе, рассказчик с силой хлопнул дверью и попросил передать горничной, что её хозяева «скоты».

Позиция автора мне близка. Интеллигентность, воспитанность, доброжелательность, доверие и уважение к людям не всегда зависят от уровня образования и общественного статуса. Иногда такие люди оказываются обывателями с узкими, меркантильными интересами.

Обратимся к литературным аргументам. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков создал различные типы мещан. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз – редактор толстого литературного журнала, председатель писательской организации Массолит, идейный наставник московских «творцов слова». На первый взгляд, начитанный и образованный человек, но по сути дела он догматик, не готовой к встрече с чем-то сверхъестественным. Да и писатели озабочены больше не творческим процессом, а низменными и корыстными интересами. Совсем другой тип мещанина представляет собой Никанор Иванович Босой, который наделён властью в пределах дома № 302 –бис по улице Садовой. Не читая Пушкина, он ежедневно спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Используя своё служебное положение, Босой берёт взятки и наказан за свою алчность «князем тьмы» Воландом.

Обратимся к ещё одному примеру мещанства. В стихотворении В. В. Маяковского «О дряни» сатирически изображены «новые», советские мещане, которые пробрались во власть, чтобы пользоваться ею в своих корыстных целях. О чём они говорят за самоваром? О прибавке к жалованью. О «тихоокеанских галифищах». Жена такого чиновника мечтает о платье с «серпом и молотом», чтобы «фигурять» в нём «на балу в Реввоенсовете».

Мы пришли к выводу, что мещане заслуживают презрения, так как всегда преследуют только узкоэгоистические цели, у них нет никаких духовных запросов.

Сочинение по тексту:

Кто такой обыватель? Вот вопрос, над которым задумывается В.В.Набоков.

Размышляя над этой проблемой, автор иронично повествует о людях, встречающихся «во всех классах и нациях», испытывающих постоянную потребность «приспособиться, приобщиться, пролезть», чтобы принадлежать к «избранному кругу». Они, с презрением отмечает писатель, желают брать от жизни все самое лучшее: останавливаться в дорогих отелях, путешествовать в первоклассных лайнерах, но вот репродукции Ван Гога и Уистлера, произведения Ф. М. Достоевского и других великих классиков чужды обывателям. Чужды потому, что человеческая пошлость с ее глупостью и неспособностью видеть и понимать прекрасное - это основные черты истинной обывательщины.

Определить позицию В.В.Набокова довольно просто: обыватели - это люди, главной целью в жизни которых является материальное благополучие. Они прячут за внешним лоском свою вульгарность, бездарность, бездуховность.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей. Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна... Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, - вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Очень красочно и ярко обличает подобных людей В.В.Маяковский в своем стихотворении «Нате!». Сытые, вульгарные, довольные собой, так презираемые лирическим героем, они смотрят на все «устрицей из раковин вещей», не желая понимать «бесценных слов» поэта. Вот они, истинные обыватели!

Таким образом, обыватель - это человек пошлый, ограниченный, стремящийся только к материальному благополучию.

Текст В. В. Набокова:

(1)Обыватель - явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это - иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя - пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Проблема обывательства нередко поднималась зарубежными и русскими классиками литературы. По их мнению, обыватели – люди, стремящиеся поступать как все и в то же время желающие «принадлежать к избранному кругу». Именно такие герои изображены на страницах рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Семья Туркиных – «самая образованная и талантливая семья», как считают жители города. Но читатели сразу замечают, что это - мнимые таланты: Иван Петрович говорит на необыкновенном языке; Вера Иосифовна в своих романах пишет то, чего нет и не может быть в действительности; их дочь «бьет» по клавишам, выдавая это за прекрасную игру на пианино. Такие люди опустошены нравственно, скучны, мелочны и ничтожны, ничего стоящего из себя они не представляют.

Зачастую обыватели зависят от общественного мнения. Таким образом они приспосабливаются, приобщаются к нормам общества. Для них нередко являются чуждыми, неприемлемыми образование и искусство.

Например, Фамусов из комедии Грибоедова «Горе от ума», совершенно отрицает то, что чтение книг, обучение наукам пригодится в жизни. Чинопочитательство - вот, чего придерживается Фамусов. По его мнению, умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться принесёт намного больше пользы, чем образование. Фамусовские принципы лишены какой-либо нравственности, они пошлы и корыстны. Очень жаль, что его ложное представление о нормальной и достойной жизни характерно для всего дворянства того времени.

Часто бывает так, что в погоне за деньгами люди теряют связь с миром. Со временем они лишь напоминают людей, превращаются в обывателей. Именно таким и был Господин из Сан-Франциско из одноименного произведения И. А. Бунина. За своим состоянием он не замечал настоящей жизни. Господин превращается в обывателя, не испытывая никаких обычных радостей. Его интересуют лишь дорогие блюда и собственный комфорт. В конце произведения Господин умирает, так и не испытав настоящих, простых радостей жизни.

Проблема обывательства часто затрагивается многими русскими и зарубежными писателями. Впору вспомнить произведение И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения, Обломов, предстаёт перед нами как раз в образе обывателя. Он совершенно ничем не интересуется, не читает книги, равнодушно относится к большинству вещей. Ему безразлично все, что вокруг него происходит, и даже любовь не помогла ему исправиться. Обломов – яркий представитель настоящего обывателя.

Порой люди не интересуются действительно важными вещами, а лишь создают впечатление значимости и заинтересованности. В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» члены салона Анны Павловны являются примерами обывателей. Они интересуются политикой лишь для соблюдения приличия. Когда начинается война, члены салона демонстративно отказываются от французского языка. При этом люди не участвуют в войне, не переживают за Отечество, но говорят о патриотизме и Родине. Суждения обывателей зависят от общественного мнения. Главная их цель – соответствовать общественным нормам, быть такими, как все.

Люди часто интересуются удовлетворениями исключительно материальных потребностей, не обращая внимания на духовный мир. В стихотворении «Вам!» В.В.Маяковского поэт обращается к обывателям. Мужчина пишет о людях, которые «измазанной в котлете губой похотливо навевают Северянина!» Он отказывается «жить в угоду» человек, который живёт лишь низменными потребностями и желаниями. Люди, которые интересуются только материальными интересами, являются типичными обывателями.

Главный герой одноименного романа Гончарова "Обломов"-типичный представитель обывателей. Он ленив и избалован, ничем не интересуется, равнодушно смотрит на многие вещи, не читает книг, не хочет видеться со знакомыми. Обломов довольствуется небольшим достатком, который приносит его родовое имение. Оно и является предметом его заоблачных мечтаний. Илья Ильич проводит дни лёжа на диване, никакими делами заниматься не хочет и даже дружба и любовь не могут пробудить его к жизни. Таким образом мы видим, что это человек типичный обыватель не интересующийся искусством и жизнью в целом.

Истинного обывателя ничего не интересует, кроме личных вопросов, он привык жить в своем мире именно так со дня в день! Вспоминаю главного героя рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник», Николая Ивановича Чимша-Гималайского, который в погоне за своей мечтой забыл о собственном развитии. Он полностью деградировал в плане духовной культуры. Главной целью в жизни этого персонажа, стало материальное благополучие, достигнув которой, он все же получил не то, о чем желал, а ведь он хотел маленькое поместье с прудом, где плавают уточки и хотел посадить много кустарников с крыжовником. Но его ничего не волнует, кроме этого «богатства», умалишенный человек безжалостно погубил свою жену, к сожалению, Николай Иванович не понимает того, что он уже в обществе стал безразличным и чёрствым человеком... Горький неспелый крыжовник, водоем с выброшенными отходами, ужасное и несуразное поместье - вот все, что нужно в жизни этому истинному обывателю.

Очень часто обыватели прячут за внешним лоском свою безнравственность и внутреннюю пустоту. Вспомним Элен Курагину из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен очень красива, но ее красота лишь внешняя. Она вышла замуж за Пьера, чтобы стать богатой, быть всегда в центре внимания, устраивая приемы, и оставаться внешне привлекательной, покупая дорогие наряды, что говорит о корыстности и отсутствии всякого духовного начала у этой женщины. Именно такие качества присущи истинному обывателю.

На страницах мировой художественной литературы проблема обывательства встречается довольно часто. Примером настоящего обывателя является герой романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" - помещик Чичиков. Для того чтобы разбогатеть, Чичиков хитрым способом начал выкупать "мертвые души" крепостных крестьян, чтобы заложить их в опекунский совет. Чичикова не волновало то, что вырученные деньги от залоговых операций шли на содержание детей сирот. У Павла Ивановича даже не было мысли о том, что он наживается на бедных, голодных и осиротевших детях, его волновало только одно, как много ему удастся заработать денег. Таким образом, таких обывателей как Чичиков, не волнует ничего кроме большого количества денег и собственного материального благополучия.

Обывателем может быть не только скупой и алчный человек, но и личность, которая жаждет чрезмерной власти. Так, например, в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников является как раз таким обывателем. Конечно, Раскольникову были нужны средства, чтобы рассчитаться за учебу и покончить с нищетой, но убийство старухи - процентщицы из-за денег не было главной целью Раскольникова. Родион посчитал себя властелином наравне с Наполеоном, даже придумал собственную теорию, которая и стала главной причиной преступления. Обывательские пороки Раскольника и чрезмерное стремление к оказанию власти над людьми привели к убийству человека. Родион считал, что имеет право избавить общество от таких людей как старуха – процентщица, но не подумал о том, что за любое преступление следует расплата. В данном примере обывательство стало наказанием для человека, потому что Раскольникову не удалось убежать от терзаний собственной совести.

Что такое пошлость? Как может проявляться пошлость в нашей жизни? Именно эти вопросы возникают при чтении текста А. П. Чехова.

Раскрывая проблему пошлости, автор знакомит читателей со своими героями, изображает комическую ситуацию, высмеивая честолюбие «маленьких людей». В рассказе А. П. Чехова «Орден» учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков (говорящая фамилия свидетельствует о пустоте и пошлости героя) в новогоднее утро попросил у своего приятеля – поручика Леденцова – орден Станислава, чтобы произвести впечатление на купца Спичкина и его дочерей, он хотел угодить вкусам купца и покрасоваться перед Настей и Зиной.

В гостях Пустяков увидел своего товарища по службе, учителя французского языка Трамбляна. Чтобы не «осрамиться навеки», регистратор вынужден был прикрывать орден рукой. Но, к счастью. Пустяков увидел, что и Трамблян «сжульничал»: на груди у «француза» орден «целой Анны»! «Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить». На душе у Пустякова стало «легко, вольготно», совесть его не мучила, а только «помучивала мысль, что мог бы и «Владимира» нацепить, орден более высокого ранга. «В остальном же он был совершенно счастлив».

Нельзя не согласиться с мнением автора. Бесспорно, пошлостью обладает низкий в нравственном отношении человек, лишённый высоких духовных запросов, тяготеющий к ложным ценностям. Часто пошлость проявляется в честолюбии и мелком самолюбии, в тщеславии, в стремлении выглядеть в глазах окружающих значительнее, чем это есть на самом деле.

Пример пошлости можно найти в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Мелкий, незначительный петербургский чиновник Хлестаков принят в губернском городе за ревизора. Молодой человек «без царя в голове» превосходно разыгрывает роль «значительного лица», вдохновенно сочиняя историю с тридцатью пятью тысячами курьерами, которые мчались по улицам с одной лишь целью – упросить Ивана Александровича управлять департаментом, так как больше некому. Хлестаков не сразу догадывается, что его принимают не за того, наивно полагая, что в городе очень отзывчивые чиновники, которые дают ему взаймы, а не взятку. Пошлостью заражены и городничий, и его жена, которые мечтают о высокой должности в северной столице и роскошном петербургском доме.

Ещё один пример пошлости можно найти в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Юлий Капитонович Карандышев приписывает себе заслуги, которых у него нет, страстно стремится «повеличаться» перед богатыми людьми города. Согласие Ларисы Огудаловой выйти за него замуж он объясняет тем, что красивая и талантливая девушка выбрала самого достойного. Устраивая вечер в честь своей помолвки, Карандышев приглашает Кнурова и Вожеватова, самых богатых и знатных купцов города, приказывает на бутылки с дешёвым вином наклеить этикетки от дорогого вина. Его стремление выглядеть значительным кажется жалким и смешным.

Мы убедились в том, что пошлость может проявляться в непомерном честолюбии и тщеславии, когда человек стремится выглядеть в глазах других значительнее, чем он есть на самом деле.

Обновлено: 2018-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.