Сочинение: Дуэль Пьера с Долоховым. Анализ эпизода из романа Толстого Война и мир. Дуэль Пьера с Долоховым

В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть.

Одним из главных персонажей романа является Пьер Безухов, в образе которого писатель раскрыл сложный процесс внутреннего становления личности. Толстой показывает Пьера в самых разных жизненных ситуациях, открывая в нем новые черты и качества.

Дуэль Безухова с Долоховым – один из переломных моментов в жизни первого. Описание самого смертельного состязания занимает в романе несколько страниц. Вместе с тем, подробно рассказано о событиях, подготавливающих эту сцену, а также то, что происходит с участниками дуэли после случившегося.

На мой взгляд, своеобразной завязкой действия является женитьба Пьера на Элен Курагиной. Писатель изображает ее развратной женщиной, меняющей любовников как перчатки. Она выходит замуж за Пьера не по любви, а по расчету, из-за наследства, а потому не уважает будущего мужа, считая его дураком. Естественно, что подобное поведение жены могло привести только к одному – дуэли с одним из ее любовников, которым по иронии судьбы становится Долохов.

Сцена дуэли очень важна, потому что она ставит точку в отношениях Пьера с Элен. Спор между Безуховым и Долоховым завязывается на званом обеде в честь Багратиона, устроенном в Английском клубе. Сидя напротив Долохова и Николая Ростова, Безухов думает «о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном». Оказывается, что этим мучившим его вопросом был намек княжны в Москве на близость Долохова к его жене и полученное им в нынешнее утро анонимное письмо. Всякий раз, когда нечаянный взгляд его встречался с «наглыми» глазами Долохова, Пьер чувствовал, «как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался».

Безухов знает, что Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я... помог ему». Так думает Пьер, в то время как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

В данной ситуации муж Элен боится соперника. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…».
Но в душе Пьера, преодолевая страх, поднимается бешенство. И когда Долохов с серьезным выражением, но с улыбающимся «в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», это бешенство вскипает, ищет выхода. Произнеся тост за красивых женщин и их любовников, Долохов выхватывает из рук Пьера листок с текстом кантаты. Такое поведение было бы вполне возможным при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное…поднялось и овладело Пьером». В порыве гнева он вызывает Долохова на дуэль.

И вот – дуэль в Сокольниках. В этой ситуации больше проявляется настоящая сущность Долохова, нежели Пьера. Он знает, что Безухов не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить кровопролитие. Наоборот, когда секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения, Долохов им отвечает: «Никаких извинений, ничего решительно».

Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Безухов? За что он готов убить человека? Вряд ли Долохов глубоко задумывался над этими вопросами, считая причиной дуэли нанесенное ему прилюдное оскорбление.

«Становилось страшно», - пишет Толстой. Однако происходящее уже нельзя было остановить.

Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самое себя», стреляет первым и ранит соперника. Оба они поступают после выстрела так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится. В этом действии заключена его сущность: по мере сил - добить до конца, отомстить во что бы то ни стало.

А Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью» перед Долоховым так, что даже его секундант Денисов, не выдержав, кричит: «Зак`гойтесь!» К счастью, Долохов промахнулся…

Душевное состояние, в котором находятся соперники во время дуэли, меняется на противоположное после нее. Жестокий и решительный Долохов, подъезжая к дому после дуэли, поражает Ростова и читателя. Он плачет, беспокоясь за свою мать, которая, узнав о дуэли, может сильно разволноваться и не пережить этого. Здесь молодой человек предстает преданным и горячо любящим сыном.

Пьер после дуэли всю ночь размышляет: из его воображения не выходит «умирающее лицо» Долохова. Он вспоминает свою жизнь, начиная со дня женитьбы и заканчивая дуэлью. Пьер, переживая свое заблуждение и разочарование, приходит к выводу о необходимости разрыва с Элен.

Объяснение супругов на следующий день заканчивается гневным припадком Пьера. Мы не видим в нем того растерянного, беспомощного человека, каким он предстает во время дуэли. Пьер в бешенстве. Он принимает решение навсегда разлучиться с женой и уехать в Петербург.

С этого момента у Безухова начинается новый этап жизни, связанный с масонством. Он раскрывается как личность уже в другом направлении – Толстой показывает не личную его жизнь, а общественную.

Таким образом, дуэль Пьера с Долоховым является как бы переломным моментом в жизни Безухова. Поэтому в контексте всего произведения этот эпизод играет важную роль – позволяет читателю более глубоко понять эволюцию образа Пьера.


Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
А. С. Пушкин
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером.
Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать». «При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед... держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» Ответного выстрела не последовало. «...Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся.
Здесь, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,- думал Пьер.- Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?»
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что «До-лохов, этот буян, бретер,- Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...».
Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначно и легко решаемым.


Том 2, часть 1, глава 4 и 5

Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта Несвицкого, куда надо нажимать. И ему удается ранить Долохова, прекрасно владеющего оружием. Эпизод, в котором рассказывается о дуэли Безухова и Долохова, символически можно назвать "Неосознанным поступком". Начинается эпизод с изображения обеда в Английском клубе. Гости обедают за столом, произносят тосты в честь императора, пьют за его здоровье.

Лишь Пьер ничего не видит и не слышит, его не интересует происходящее вокруг него, все его мысли заняты чем-то одним - тяжелым и неразрешимым. Он постоянно задается вопросом: в самом ли деле его жена изменяет ему с Долоховым? Как только его взгляд пересекается с глазами Долохова, красивыми и наглыми, Пьер чувствовал, как нечто отвратительное, ужасное поднимается в его душе. Последние сомнения рассеиваются, когда Долохов произносит тост за прекрасных женщин и их любовников.

Конфликт назревает, его завязка происходит в тот момент, когда Долохов перехватывает листок, который предназначен Безухову. Пьер возмущен и обескуражен, он даже не успевает ничего сообразить, слова сами вырываются из его уст.

Робко и неуверенно он вызывает своего обидчика на дуэль. Он ни на минуту не задумывается о том, к чему она может привести. Секунданты тоже не осознают этого.

Перед дуэлью Долохов проводит время в клубе, слушая песни цыган. Он уверен в своих силах, он намерен убить Безухова, но все же на душе у него неспокойно. Пьер делает вид, что занят делами, которые вовсе не касаются поединка. Однако по его осунувшемуся лицу видно, что он не спал всю ночь.

Графа все еще преследуют сомнения, правильно ли он поступил, он думает о том, а как бы он сам вел себя на месте Долохова. Безухов не знает, как ему быть: то ли срочно бежать оттуда, то ли остаться и участвовать в поединке. Однако он отказывается от последней возможности избежать дуэли. Когда его секундант Несвицкий делает попытку примирить его с Долоховым, Безухов отказывается, называя это глупостью. Соперник же вообще не желает ничего слышать.

Обе стороны отказались от примирения, но дуэль все равно не начинается. Причиной тому является неосознанность поступка, нерешительность, которую подчеркивает и состояние природы: туман и оттепель.

Но вот поединок начался. Дуэлянты стали расходиться. У Долохова на лице – подобие улыбки, осознание своего превосходства и отсутствие всякого страха. Безухов торопится, он идет быстро, сбивается с протоптанной дорожки, будто стремится убежать. Это не свойственная для него ситуация, и он хочет, чтобы она поскорее закончилась.

Может быть, поэтому он первым делает выстрел, наугад, не целясь, и ранит Долохова. Следующий выстрел за Долоховым. Это момент наивысшего напряжения данного эпизода. Соперник промахивается. Далее наступает развязка, в которой автор описывает переживания героев. Пьер преисполнен раскаяния, он едва сдерживает рыдания. Он пытается убежать от своего страха, от ужаса ситуации и устремляется в лес. У Долохова нет сожаления, он не думает о своей боли, но зато мысленно переживает за мать, которой причиняет немало страданий.

Исход дуэли, по мнению автора, предначертан свыше и является верхом справедливости. Пьер по-приятельски принял Долохова в своем доме, в память о дружбе оказал ему помощь, а тот ответил предательством, соблазнив его жену. Однако при этом Пьер не примеряет на себя роль судьи, он благодарен Богу, что Долохов остался жив, и глубоко раскаивается в содеянном.

Безухов показывает себя гуманистом, он уже перед дуэлью был готов раскаяться, но не страх был тому причиной, а его уверенность в виновности Элен. Пьер пытается найти оправдание Долохову. Граф настолько явственно видит всю низость и ничтожество Элен, что ему становится стыдно за свое участие у дуэли, за то, что он мог взять грех на душу и убить человека из-за женщины, совершенно того недостойной.

Николай Ростов, увозя раненого Долохова после дуэли домой, узнал, что тот, являясь одновременно буяном и бретером, еще и любящий сын и брат, которого ждут дома старушка мать и горбатая сестра. Этим замечанием автор подчеркивает, что не все в жизни так ясно и понятно, как порой кажется. Жизнь оказывается намного сложнее, чем мы ее себе представляем. Писатель учит нас быть справедливыми и терпимыми к недостаткам людей. В эпизоде дуэли Долохова с Безуховым автор говорит о том, что мы не можем судить, что справедливо, а что нет, и что не все то, что очевидно на первый взгляд, однозначно и легко решаемо.

Шесть точек зрения на дуэль Пьера с Долоховым.

Часто мы с большой похвалой отзываемся о тех людях, которые много читают. Наше поколение привыкло высоко ценить начитанность, наличие домашней библиотеки. Так уж абсолютно это достоинство по отношению к человеку зрелого возраста? Я убеждена, что читать много не нужно, гораздо важнее, мне кажется, читать глубоко, внимательно самые лучшие книги. Я не имею сейчас в виду ознакомительное чтение, необходимое в детском или подростковом возрасте, чтение, которое дает общее представление о мировой литературе. Я имею в виду взрослого человека, осознающего необходимость постоянного чтения художественной литературы и любящего читать. Список книг для чтения постоянного, повторного, возвратного, книг, которые есть дома, на расстоянии протянутой руки, в которых делаешь пометки и благодаря им возвращаешься не только к прошлому чтению этой книги, но и к себе прошлому, такой список короток. К таким книгам я смело отношу роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Я прочитала эту книгу десять раз. Это не выборочное чтение / для профессиональных целей/, не перечитывание отдельных глав для настроения или после просмотра фильма. Это отставляешь в сторону все дела, уединяешься от навязанного пустого времяпрепровождения за ненужными разговорами, на даче, без телефона – и погружаешься.
Эта книга напоминает мне здание, например, собор- здание сакральное, величественное, прекрасное по архитектуре, сложное и совершенно необходимое человеку. Каждый из нас в самые трудные минуты жизни забывал дискуссии о большой разнице между верой и церковью и проч., а просто шел в храм. Читая этот роман, надышишься таким воздухом, что обновляешься сам и мир вокруг видишь словно промытыми глазами.
Мне хотелось бы напомнить один из эпизодов романа- дуэль Пьера с Долоховым, и посмотреть через эти страницы, созданные Толстым, как через магический кристалл, на внутренний мир человека, ибо прославленный гуманизм русской литературы заключается, как известно, как раз в глубоком понимании человека.
Среди огромного числа действующих лиц романа Долохов не является главным, подобно Пьеру или князю Андрею, или воплощающему авторскую идею, подобно Платону Каратаеву. Мощный свет толстовского психологизма ярко освещает эту фигуру – героя со сложным, противоречивым характером. Брат и сестра Ростовы имеют о Долохове резко противоположные мнения, и это большая редкость в отношениях Наташи и Николая, который говорит матери о Долохове:” Какая душа, какое сердце!... “, а Наташа называет его”злым” и “без чувств”. Оба Ростовы говорят о том, что всего дороже им в людях: о доброте, о сердечности,- правда, видят они в Долохове совершенно различное. В доме Ростовых еще Соня связана с Долоховым, связана его любовью, она горда тем, что вызвала в зрелом мужчине такое чувство, она с удивлением видит, какой властью она обладает над этим прославленным бретером. Но для Сони совершенно неважно, дурной или прекрасный человек Долохов, его обожание- лишний предлог проявить неизменность чувств к Николаю Ростову, она отвергает любого, пусть даже это единственный в ее жизни шанс выйти замуж, стать женой и матерью, хозяйкой в своем доме, а не приживалкой в чужом, пусть и в доме родственников. Она вынесет все требования и даже резкость графини, упреки в неблагодарности/ смирение паче гордости!/, ведь все это для нее- повод доказать свою верность к Николаю. Это безразличие к чувствам впервые так страстно и преданно полюбившего Долохова будет дорого стоить семье Ростовых, воспитавших Соню, как родную.
Помимо дома Ростовых. где Долохова приняли с свойственной им радушностью, Долохов живет в доме у Пьера: Долохов прямо приехал к нему в дом, Пьер поместил его и дал взаймы, Долохов в ответ на это в разговорах с Пьером цинично хвалил красоту его жены, Элен. Подобно представителям “ростовской породы”, Пьер очень добр, но со свойственным ему аналитизмом он все же понимает, что для Долохова особенная прелесть в том, “чтобы осрамить мое имя, потому что я призрел его, помог ему”.
Когда оскорбленный “ весело, с улыбкой”, во время праздничного обеда, Долоховым Пьер вызывает его, герои романа проявляют разное отношение к этому событию и его участникам. Анна Михайловна Друбецкая, отражая точку зрения света, отдает должное объективным обстоятельствам: Пьер его пригласил в дом, вывел, он компрометирует жену Пьера, но слова ее притворны, в них сочувствие повесе и любимцу женщин. Элен в разговоре с мужем обвиняет его в том, что он сделал ее посмешищем в глазах света, беззастенчиво лжет, что его ревность без основания, оскорбляет мужа, говоря, что он вызвал на дуэль в пьяном виде, что он дурак, а Долохов лучше его во всех отношениях.
Долохов живет с матерью и горбатой сестрой, о чем знает только несколько человек, и он самый нежный сын и брат. Мать Долохова во всем винит Пьера. Потрясающе, какие аргументы находит Толстой для нее: Пьер знает, что идет на дуэль с ее единственным сыном! Необычайной глубиной и знанием человеческого характера отличаются и другие доводы матери: связь Долохова с Элен продолжалась уже год, это давно; Федя должен Пьеру денег, низость вызвать своего должника. Мать называет вызов нечестным поступком, о своем же сыне с гордостью говорит, что и сейчас он никогда о Пьере дурно не отзывается. Чувство матери мы можем понять, но ценно для читателя, мне кажется, вот это глубокое проникновение во внутреннюю правду, которую мы так хорошо знаем каждый о себе!
Автор романа дает и самому герою возможность изложить свое кредо:” передавлю всех, коли встанут на дороге “, “ никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю“,” женщин, кроме продажных тварей, не встречал“.
Что же удивительного в том, что человек с такими жизненными установками, глядя в глаза и улыбаясь мужу, предлагает тост за любовников хорошеньких женщин. Потребность разрядить чувства жестоким поступком свойственна Долохову: он выигрывает у Николая Ростова сорок три тысячи / сумма лет его и Сони/, убивает из пистолета лошадь ямщика.
Подлинно нравственную оценку, прямую, честную, способную вывести из душевного кризиса, дает себе сам Пьер: у Долохова нет причины беречь честь чужого человека, я сделал бы то же / и делал не раз/. Страшным напряжением всех душевных сил Пьер выясняет что вызов произошел не тогда, когда он в гневе крикнул: “ Не дам!“-и вырвал у Долохова листок с напечатанной кантатой, а тогда, когда он сказал Элен по- английски “Люблю”.
Осознание всего этого, страшные муки совести/ я хотел убить человека/ приводят Пьера на грань распада личности. И только точка зрения на эти события мастера масонской ложи Баздеева выводит его из кризиса. Эта точка зрения мудра, проста, пряма, нравственна: женившись, вы взяли на себя ответственность за молодую женщину, но не помогли ей найти путь истины, а ввергли в ложь; человек оскорбил вас- вы его убиваете. Как шелуха, спадает все ложное с проблемы дуэли после таких слов. Теперь перед Пьером все представляется не только в истинном свете, но и открывается дорога для поступков, которые помогут ему “стать вполне хорошим”.Ни двойные стандарты высшего света, ни неразумно любящее сердце матери, ни жестокая, выработавшаяся в яркие афоризмы философия Долохова не могли вывести Пьера из тупика.
Небольшой этот эпизод-дуэль двух героев – в сюжетном богатстве романа “Война и мир” может легко отойти в читательской памяти в тень, затеряться. Мне же представляется капелькой, отражающей мир / и своему любимому герою Пьеру Толстой дарит сон о шаре из капель/. Мне видится в этом небольшом эпизоде романа основные достоинства для меня, читателя, прозы Толстого: глубочайшее понимание психологии человека, умение видеть и совмещать в нем / как легко мы совмещаем в своем внутреннем мире!/,казалось бы, совершенно невозможные вещи, разграничивать поступки и мотивы.
Возвращаясь к началу, хочу сказать о том, как важно для моего личного читательского опыта овладение искусством медленного чтения, насколько важнее полно и глубоко проследить мысль великого знатока человеческих душ, чем прочесть целые тома макулатуры.