Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание. «В чем заключается причина краха теории Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе) Теория раскольникова и е

Теория Раскольникова и её крах

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из важнейших произведений в мировой литературе. Социально-психологический и философский роман изображает противоречие идеологических убеждений, конфликт мыслей и чувств людей, а также показывает напряжённый и тяжёлый настрой общества во второй половине 19 века.

Родион Романович Раскольников, главный герой романа,- студент юридического факультета Петербургского университета, вынужденный оставить учёбу ввиду отсутствия денег. Живя в комнате, больше похожей на гроб или шкаф, находится на грани нищеты. «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»,- говорит Раскольников о своей каморке. Родион довольно образован и неглуп, способен замечать и здраво оценивать происходящее. Так, он видит всю нищету и развратность Петербургской жизни, в которой обычный труженик не способен содержать семью. Сонечка Мармеладова идёт на панель продавать своё тело, в то время как её отец спивается, понимая всю свою ничтожность.

Под воздействием трудностей жизни, а также политических настроений общества, в голове Раскольникова рождается аморальная и антигуманная теория. Её смысл заключается в том, что все люди от рождения делятся на два разряда: обыкновенных - «…то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…», и необыкновенных - «…собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». «Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели». По замыслу Раскольникова, вторые, «необыкновенные», имеют неофициальное право разрешить своей совести переступить через препятствие, через кровь, если на то есть причины и это приведёт к всеобщему благу.

Родион Раскольников, придумывая эту теорию, задумывается о том, к какому разряду он принадлежит, и тогда в его голове появляются мучительные для него вопросы: «…вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Ввиду своей гордости и непоколебимой веры в собственную исключительность, Родион не способен отнести себя к разряду «тварей дрожащих», потому он и решается на убийство старухи-процентщицы, которую и за человека то не считает. «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». Но решается он на убийство не потому что он поставил себя наравне с Наполеоном и Магометом, не потому чтобы стать всеобщим благодетелем («Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?…Одна смерть и сто жизней взамен»), и даже не для того что ему и его семье нужны были деньги. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… - то я бы теперь… счастлив был!». Он убивает для себя, дабы определиться в один из разрядов своей теории. А ведь это и есть самое страшное для общества, когда преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!». достоевский раскольников роман

Раскольников, движимый идеей, убивает Алёну Ивановну, но душа и сущность человеческой природы восстаёт в нём. «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку. Это и наказание ему, - опричь каторги». У Родиона есть совесть, именно она то и восстаёт в его душе и сопровождает его мучениями до конца романа. Дальнейшая жизнь Раскольникова превращается в ад. Он отдаляется от друзей, от семьи, его состояние похоже на сумасшествие. «Как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего…». Но страдания его также и от осознания того, что он не принадлежит к высшему разряду своей теории и права на убийство не имел. «…Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!.. <…> Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Тогда-то он, не выдержав своего одиночества, идёт к «вечной» Сонечке Мармеладовой, так как видит в ней человека способного понять его. Но Соня не такая как Раскольников, она высокоморальна и чтит заповеди Божьи и идёт на преступления не ради себя, а для своей семьи, искупая тем самым свой грех. Сонечка является единственным спасением Родиона.

Идея всё ещё живёт в голове Раскольникова, она съедает его изнутри, занимает все его мысли, потому он и не прислушивается совета Сони, не идёт сдаваться с повинной: «Я, может, на себя еще наклепал, может, я еще человек, а не вошь, и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь». Но Раскольников не выдерживает борьбы и доносит на себя, проявляя, как он считает, слабость и малодушие (ведь реальных улик против него нет и «засудить» его никто не может), за что винит и презирает себя. «…То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю. Но я, я и первого шага не выдержал, потому что я - подлец!.. И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!.. Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь!..». Даже после явки с повинной Родион не раскаивается в преступлении. Он лишь обвиняет себя, что «не выдержал», так как оказался ниже тех требований, что предъявляет себе, как «человеку». А это означает, что и теория всё ещё имеет право существовать.

Находясь на каторге, Раскольникову сниться сон, в котором он видит, как человечество поражает какая-то страшная моровая язва, последствием которой является безумие и вседозволенность: «…Всякий думал, что в нем в одном и заключается истина... Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». В этом сне Ф. М. Достоевский показывает теорию Раскольникова на примере болезни, которая охватывает каждого человека, где каждый воображает себя человеком «необыкновенным», а значит и имеющим право на «убийство по совести». Мир в его сне превращается в хаос, где главной силой является насилие. Но и этот «бессмысленный бред» не опровергает в уме Раскольникова его идею.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». Именно любовь к Сонечке и воскрешает Родиона, пробуждает в нём высокоморальные, гуманные качества и даёт шанс на новую жизнь. Он так и не убеждается в ошибочности своей теории, лишь выбрасывая её из своих мыслей, начинает жить не идеей, а чувствами и душой. «…Он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести.
Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» - говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

К совершению убийства героя привело не желание помочь матери, и воспользоваться деньги самому, не мечты о счастье ближних людей. За два месяца до совершения преступления, в газете "Периодическая речь" Раскольников опубликовал статью о преступлениях, в которой он рассуждает о праве сильной личности. Он говорит о том, что исторический прогресс осуществляется на чьих-то жертвах, поэтому его идея такова, что кто вершит этот самый исторический прогресс сильные личности, поэтому они имеют право на кровопролития и прочие преступления, и история оправдает их жертвы во имя прогресса.

Таким образом получается, что есть категория людей, которые ведут за собой остальные массы убирая с дороги ненужных и неугодных личностей. Эту категорию Раскольников прозвал правоимеющие, сам он относит себя к таким личностям. Из числа таких людей был Наполеон Бонапарт, вторая категория - это "твари дрожащие".

После этого Раскольников услышал о старухе процентщице, встреча с Мармеладовым, письмо матери и главный герой замыкается в себе и начинает обдумывать план самопроверки. В том случае если он убьет старуху и равнодушно перейдет через пролитую им кровь, при этом не испытывая чувства сожаления значит он будет относиться к первому типу людей.

Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.

После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к "тварям дрожащим", а преступление было абсолютно бессмысленным.

3 вариант

Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.

В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.

Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.


В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.

Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества. Окружающая атмосфера наводит Родиона на мысль о создании собственной теории мироустройства.

Он делит людей на слабых «тварей дрожащих» и сильных - «право имеющих». В его понятии последним дозволено переступать моральные нормы, совершать преступления ради справедливой конструкции мира и достижения великих целей.

Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.

Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного. Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину.

Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.

Если бы не Сонечка Мармеладова, Родин не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.

Автор донес до читателя простую, но важную истину. За каждое преступление рано или поздно наступает расплата. Смерть не является искуплением, человек должен жить для переосмысления совершенных ошибок. Благодаря глубокому анализу Достоевскому становится ясно, что не стоит повторять сложный путь Раскольникова для осознания простых истин.

Обновлено: 2017-01-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Крушение теории Раскольникова.

Достоевский открыл в человеческой

Душе такие пропасти и бездны,

Которые и для Шекспира, и для

Толстого остались закрытыми.

"Преступление и наказание одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман- это "психологический отчет одного преступления", которое совершил бедный студент Родион Раскольников. Однако в произведении речь идет не об обычном уголовном деле и Раскольников- это не обычный убийца, совершивший убийство из-за стесненных материальных обстоятельств.

На написание произведения Достоевского натолкнуло дело Пьра Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.

Сюжет разворачивается вокруг главного героя Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Одной из причин бунта Родиона является его бедственное положение: нечем платить за квартиру и за учебу, а сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь ему. Такой жертвы герой принять не может, ибо он слишком горд. Гордость вот еще одна причина подтолкнувшая его к созданию чудовищной теории. Ведь его друг Разумихин находит другой, более разумный выход: он дает частные уроки. Но Раскольников не согласен так долго ждать, он слишком нетерпелив. Да к тому же, вся мировая история убеждает его в том, что сильные личности, пролившие кровь, не только не наказаны, но и считаются героями. Так рождается теория Раскольникова о делении людей на властелинов и "тварей дрожащих". Согласно ей необыкновенный человек имеет право "разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия". Задумав убийство старухи процентщицы, он решает проверить сможет ли он перешагнуть через себя и нравственные устои. "Тварь ли я дрожащая, или право имею?"- вот вопрос на который он пытается получить ответ.

После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался "тварью дрожащей". Следовательно его теория терпит крах, при столкновении "простой арифметики" с жизнью. Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету- ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление. Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть "твари дрожащие" мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни. С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их "тварями дрожащими", а себя возможно избранным, "имеющим право".

Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения. Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. Во-вторых, он не боится Бога. И только Соня помогает ему возродиться к жизни. Она твердо убежденна в том, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, и ничем нельзя оправдать насилие и преступление. Она не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, противопоставляя ей любовь к людям, кротость и терпение. Именно Соня убеждает Радиона в необходимости покаяться, "донести на себя", очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. В конце Раскольников приходит к следователю и признается в убийстве. Герой не меняет свое отношение к собственной теории, совесть его не мучила; сожалеет он лишь о том, что так "глупо и глухо пропал" поддавшись собственной слабости. На каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Его воскресила любовь Сони, и в конце эпилога Радион впервые открыл Евангилие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый этап в его жизни- этап возрождения.

В романе "Преступление и наказание Достоевский призывает к преодолению эгоизма, гордыни, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.

Не раз жизненные тяготы бросали отчаявшихся людей на необдуманные действия. Часто ли они приводили к улучшению качества жизни? Скорее к осознанию краха не столь материального, сколько духовного.

Теория Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского возникла на почве внутреннего бунта. Разделяя людей по двум категориям, молодой студент решается на отчаянный шаг, предполагая, что он может больше, чем жалко существовать. Писатель создал своего героя красивым, стройным молодым человеком. Это подобие многих, в те времена не живших, а существовавших, едва сводя концы с концами, людей. Но они из тех, по мнению Родиона Раскольникова, кто был чем-то низшим. Как он сам воздвигает - «твари дрожащие», которые живут смиренно и тихо. Жить с таким низким статусом он решительно отказывался, превознося себя до тех, кто сильнее, то бишь «право имеющих». Недостаток денег вынуждает его бросить учебу, жить в «клетушке», одеваться в лохмотья… Внутри него закипает «так не должно быть!» Он может больше, поскольку считает себя сильным мира сего и готов переступить эту грань между нищенствованием и процветанием. Во имя своих любимых, по крайней мере.

Действия происходят в Петербурге девятнадцатого века. Автор, в силу событий, наделил город унынием, грязью и скудостью живых красок. Чтобы выбраться из нищеты, ему нужен план, идея. На свою беду, в одном из городских трактиров Родион случайно становится свидетелем разговора студента и офицера о некой старухе-процентщице, жадной и противной бабке, но весьма богатой. «Той самой». Старуха желчная и мелочная, и не жаль ее, дряхлую, было бы убить, а может ограбить, чтоб нажитые ею средства пустить на благо людей, живущих высокой целью… Но сам незнакомец на такое не решится.

Дальше ничего не надо. Раскольников уже уловил идею, которая способна, по его мнению, дать возможность осуществить теорию, сформированную его измученным сознанием. Если тот студентишко не может, то он, сильный, решится на убийство. И план блестящий, и теория движет. Но злой рок, возникший из маленького просчета, перечеркивает всю задачу «улучшить мир» на корню. Очевидцем убийства становится ни в чем не повинная женщина - сестра процентщицы, кроткая Лизавета, которую, поневоле, приходится также уничтожить.

Достоевский показывает душевный кошмар человека, осознающего абсурд своей теории, приведшей к бесчеловечному поступку, якобы во благо высших ценностей. Его мучения, отвращение к миру, к своим родным, к тем деньгам, что он «заработал» таким способом, и… к самому себе. И рад бы раскаяться да жить праведно, но нет больше в том смысла. Его совершенная теория привела существование его души к краху. И он сдается. Он отрекается от всего, и от собственных протестов и принципов, и от финансового благополучия, выбирая путь праведника, путь смирения. Трагическое крушение надежд и замыслов приводит к пониманию, что такое решение должно было опередить его жуткий план, ставший в итоге судьбоносным.