Смерть вольфганга амадея моцарта. Так где же Моцарт похоронен

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Случилась эта трагедия 5 декабря 1791 года. В 00.55 остановилось сердце величайшего композитора и музыканта человеческой цивилизации Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Знаменитый австриец умер в самом расцвете своих творческих сил. За полтора часа до полуночи он потерял сознание и встретил фатальный конец в беспамятстве. На момент смерти ему было 35 лет и 10 месяцев.

Этот талантливейший человек начал сочинять музыкальные произведения в 6-летним возрасте. Творческая деятельность продолжалась почти 30 лет, но богатства она не принесла. Объясняется это низким социальным статусом музыкантов, живших в XVIII веке. За шедевры им платили копейки. Ситуация изменилась лишь в следующем столетии, когда композиторы стали по-настоящему обеспеченными людьми.

Смерть Моцарта в таком молодом возрасте вызвала много кривотолков и слухов, так как болезнь, предшествовавшая кончине, была довольно странной. Вначале у музыканта начали отекать кисти рук и ступни, затем последовали приступы рвоты. Врачи осмотрели больного и сказали, что это острая сыпная лихорадка. Данный диагноз был занесён и в регистрационную книгу, в которую записывали всех умерших в городе Вене.

Вольфганг Амадей слёг в постель 20 ноября. Но родственники посчитали, что причиной заболевания стала напряжённая работа. Было много заказов, над которыми композитор трудился практически, без отдыха. Его одолевали кредиторы, а семья едва сводила концы с концами.

После кончины тело покойника раздулось, а трупного окоченения не наблюдалось. Ткани оставались эластичными, мягкими, что косвенно указывало на отравление. Масло в огонь подлила Констанца - жена композитора. Она заявила, что муж делился с ней подозрениями. Якобы он был уверен, что его медленно и уверенно травят ядом. Давали ему акву-тофану. Этот яд создала в XVII веке итальянская колдунья Джулия Тофина. Сделала она его на основе мышьяка. Смертельная отрава не имела вкуса, запаха, а жертву убивала медленно и незаметно.

Настораживал ещё один факт. За несколько месяцев до болезни к композитору пришёл загадочный незнакомец. Он заказа "Реквием" - траурную заупокойную мессу. Уже попав под влияние болезни, Вольфганг Амадей вдруг подумал, что это музыкальное произведение предназначено для него самого. Изощрённый злоумышленник решил жестоко посмеяться над великим человеком, считавшимся одним из лучших представителей Венской классической школы.

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II - императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: "Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы".

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек - Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина - красивая молодая женщина - брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине. Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием.

Похороны великого композитора

Для близких смерть Моцарта стала настоящей трагедией. Скорбная ситуация усугублялась полным безденежьем. Поэтому одного из величайших людей человеческой цивилизации похоронили по 3-му разряду. 7 декабря 1791 года гроб с телом покойного привезли в собор Св. Стефана. Там собралось всего несколько человек, близко знавших усопшего. Говорят, что среди провожающих был и Сальери.

Священник произнёс заупокойную проповедь. Причём перед ним стоял не один гроб, а целых 6. Уже в сумерках гробы погрузили в катафалк, и тот поехал на кладбище Св. Марка, которое находилось примерно в 5 км от собора. Провожающие не последовали за катафалком, так как было темно, холодно, сыро, и шёл мокрый снег. Все гробы опустили в одну общую могилу, и засыпали их землёй. Место захоронения не обозначили ни крестом, ни плитой. Даже не положили камень или палку для ориентира.

Памятник Моцарту Плачущий Ангел

Прошло 50 лет, и люди решили отдать дань уважения величайшему музыканту. Но точное место захоронения найти не смогли. Старых могильных холмиков было очень много, а под каким из них покоился прах композитора, никто сказать не мог. Смогли определить лишь примерный участок, и посадили в этом месте иву. В 1859 году вместо ивы поставили памятник, который получил название Плачущего Ангела. Затем памятник перенесли, но в настоящее время он находится на прежнем месте.

Официальная версия смерти Моцарта

Споры о подлинной причине смерти Моцарта ведутся по сей день. В 60-е годы XX века врач из Швейцарии Карл Бэр заявил, что диагноз - острая сыпная лихорадка - не правильный. В соответствии с описанием болезни у музыканта был суставный ревматизм. Сопровождается он болезненными воспалительными процессами. Вот поэтому и наблюдалась опухоль на руках и ногах.

В 1984 году доктор Дэвис опубликовал более тщательный отчёт об истории болезни Вольфганга Амадея. Он выдвинул предположение, что ещё в раннем детстве музыкант заразился стрептококковой инфекцией. В последующие годы у него наблюдались приступы тонзиллита, он болел бронхитом, гепатитом и ветрянкой.

Дэвис заключил, что причиной трагедии стала стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. Но смерть наступила в результате кровоизлияния в мозг. Что касается почечной недостаточности, то на неё указывает депрессия. А под её влиянием композитор мог утверждать, что его отравили и заказали "Реквием" для его же собственных похорон.

Александр Семашко

Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) — австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций.

2006 год был объявлен ЮНЕСКО годом Вольфганга Амадея Моцарта, — ведь прошло ровно 250 лет со дня рождения великого композитора и 215 лет со дня его смерти. «Бог музыки» (как его часто называют) покинул этот мир 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет, после странной болезни.

Ни могилы, ни креста

Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-композитор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста. Он нашел упокоение в общей могиле на венском кладбище Святого Марка. Когда жена композитора Констанца спустя 18 лет впервые решила навестить его могилу, единственного свидетеля, который бы мог указать примерное место захоронения, — могильщика — уже не было в живых. План кладбища Святого Марка нашли в 1859 году и установили мраморный монумент на предполагаемом месте погребения Моцарта. Сегодня тем более невозможно точно определить то место, где его опустили в яму с двумя десятками несчастных -бродяг, бесприютных нищих, бедняков без роду и племени.

Официальное объяснение бедным похоронам — отсутствие денег в связи с крайней бедностью композитора. Однако есть сведения, что в семье оставалось в наличии 60 гульденов. Погребение по третьему разряду стоимостью в 8 гульденов организовал и оплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе бесплатно отдал немало своих произведений. Именно ван Свитен уговорил жену композитора не принимать участия в похоронах.

Хоронили Моцарта уже 6 декабря, с непонятной торопливостью, без элементарного уважения и официального объявления о смерти (оно было сделано только после похорон). Тело не вносили в собор Святого Стефана, а ведь Моцарт был помощником капельмейстера этого собора! Прощальный обряд при участии немногочисленных сопровождающих провели наспех у капеллы Святого Креста, прилегающей к наружной стене собора. Отсутствовала вдова композитора, его собратья по масонской ложе.

После отпевания лишь несколько человек — в том числе барон Готфрид ван Свитен, композитор Антонио Сальери и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр — пошли проводить композитора в его последний путь. Но никто из них до кладбища Святого Марка не дошел. Как объясняли ван Свитен и Сальери, помешал сильный дождь, перешедший в снег.

Однако их объяснение опровергается свидетельствами людей, хорошо помнивших этот теплый туманный день. А также — официальной справкой Центрального института метеорологии Вены, выданной в 1959 году по запросу американского музыковеда Николая Слонимского. Температура в тот день была 3 градуса тепла по Реомюру (1 гр. шкалы Реомюра = 5/4 гр. шкалы Цельсия. — Н. Л.), осадков не было; в 3 часа дня, когда отпевали Моцарта, отмечался лишь «слабый восточный ветер». В архивной выписке за этот день также значилось: «погода теплая, туман». Впрочем, для Вены туман в это время года — дело вполне обычное.

Между тем еще летом, во время работы над оперой «Волшебная флейта», Моцарт чувствовал недомогание и все более укреплялся в подозрении, что кто-то посягает на его жизнь. За три месяца до смерти он во время прогулки с женой произнес: «Я чувствую, что долго не протяну. Конечно, мне дали яду…»

Несмотря на официальную запись в канцелярии собора Святого Стефана о смерти композитора от «острой просовидной лихорадки», первое осторожное упоминание об отравлении появилось в берлинском «Музыкальном еженедельнике» 12 декабря 1791 года: «Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен».

В поисках окончательного диагноза

Анализ различных свидетельств и исследования десятков специалистов позволяют составить примерную картину имевшихся у Моцарта симптомов болезни.

С лета по осень 1791 года у него отмечаются: общая слабость; потеря веса; периодические боли в области поясницы; бледность; головные боли; головокружения; неустойчивость настроения с частыми депрессиями, боязливостью и крайней раздражительностью. Он падает в обмороки с потерей сознания, у него начинают отекать руки, нарастает потеря сил, ко всему этому присоединяется рвота. Позже появляются такие симптомы, как металлический привкус во рту, нарушения почерка (ртутный тремор), озноб, рези в животе, дурной (зловонный) запах от тела, лихорадка, общий отек и сыпь. Умирал Моцарт при мучительной головной боли, но его сознание оставалось ясным вплоть до самой кончины.

Среди работ, посвященных изучению причины смерти композитора, наиболее фундаментальные труды принадлежат врачам Йохан-несу Дальхову, Гюнтеру Дуда, Дитеру Кернеру («В. А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть», 1991 г.) и Вольфгангу Риттеру (Чах был ли он убит?», 1991 г.). Количество диагнозов по делу Моцарта внушительно, что само по себе наводит на размышления, но, по мнению ученых, ни один из них не выдерживает серьезной критики.

Под «острой просовидной лихорадкой», обозначенной в качестве официального диагноза, медицина XVII века понимала инфекционное заболевание, протекающее остро, сопровождающееся сыпью, жаром и ознобом. Но недуг Моцарта протекал медленно, изнуряюще, а опухание тела вообще не вписывается в клинику просовидной лихорадки. Врачей могла сбить с толку сильная сыпь и лихорадка в конечной стадии болезни, однако это характерные признаки ряда отравлений. Заметим дополнительно, что в случае инфекционного заболевания следовало ждать заражения хоть кого-то из близкого окружения, чего не произошло, не было и эпидемии в городе.

«Менингит (воспаление мозговых оболочек)», фигурирующий как возможное заболевание, тоже отпадает, поскольку Моцарт почти до самого конца был работоспособен и сохранял полную ясность сознания, отсутствовали мозговые клинические проявления менингита. Тем более нельзя говорить о «туберкулезном менингите» — моцар-товедение с абсолютной уверенностью исключает туберкулез из анамнеза композитора. Более того, его история болезни практически чиста до 1791 года, последнего года жизни, на который притом приходится пик его творческой активности.

Диагнозу «сердечная недостаточность» абсолютно противоречит хотя бы то, что незадолго до смерти Моцарт дирижировал продолжительной кантатой, что требует большой физической нагрузки, а несколько ранее — оперой «Волшебная флейта». И самое главное: нет ни одного свидетельства о наличии основного признака этого заболевания — одышки. Опухали бы ноги, а не руки и тело.
Клиника «эфемерной ревматической лихорадки» также не находит своего подтверждения. Даже если думать о сердечных осложнениях, то отсутствовали признаки сердечной слабости, такие как опять же одышка-больной сердцем Моцарт не мог вместе с друзьями петь перед смертью «Реквием»!

Нет веских оснований предполагать и наличие сифилиса, как потому, что болезнь имеет клиническую картину, так и потому, что были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за 5 месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

«Нормальный» гений

Трудно согласиться и с тем, что композитор страдал психической патологией в виде всевозможных страхов и мании отравления. Российский психиатр Александр Шувалов, проанализировав (в 2004 году) историю жизни и болезни композитора, пришел к выводу: Моцарт — «редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо психическим расстройством».

А вот основания для беспокойства композитор имел. Предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания. Однако почечная недостаточность как «чистая уремия» исключается хотя бы потому, что почечные больные в этой стадии теряют работоспособность и последние дни проводят в бессознательном состоянии.

Невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы, две кантаты, концерт для кларнета и свободно передвигался из города в город! Кроме того, сначала развивается острое заболевание — нефрит (воспаление почек), — и только после многолетней хронической стадии происходит переход в конечную — уремию. Но в истории болезни Моцарта нет упоминания о перенесенном им воспалительном поражении почек.

Это была ртуть

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно — от многократного поступления в организм двухлористой ртути — сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые — летом, в последний раз — незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.

Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интоксикации ртутью (сулемой) — тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошр изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами — лихорадка, сыпь, озноб и т. д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Возможные подозреваемые

Прежде всего ртуть надо было где-то найти. Яд мог поступать через Готфрида ван Свитена, отец которого, лейб-медик Герхард ван Свитен, первым начал лечить сифилис «настойкой ртутной по Свитену» — раствором сулемы в водке. Кроме того, Моцарт часто бывал в доме фон Свитенов. Снабжать убийц ядом имел возможность и владелец ртутных приисков, граф Вальсегцу-Штуппах — таинственный заказчик «Реквиема», человек, склонный к мистификациям и интригам.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Версия первая: Сальери.

Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750-1825) утверждают, что у него «было все, а у Моцарта — ничего» и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме… ГЕНИЯ. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, — он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): «Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения».

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у Сальери глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 года, в котором он жалуется издателю на происки врагов, «из которых первым является господин Сальери». Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному «королю песен» получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза в 1947 году спросил у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство? Ответ был мгновенным, без колебаний: «А кто же из старых венцев сомневается в этом?» По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885-1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в «разговорных тетрадях» Бетховена за 1823 год. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 года — к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо «к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых».

Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание — бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано для избежания скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. Умер Сальери в 1825, как явствует из свидетельства о смерти, «от старости», причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А сейчас самое время вспомнить о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что «не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности», за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью «Опровержение на критики», в которой высказался однозначно:
«…обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною». Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства.

Пушкинская трагедия послужила сильнейшим импульсом исследований в этом направлении. Как писал Д.Кернер: «Если бы Пушкин не запечатлел преступление Сальери в своей трагедии, над которой он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения».

Версия вторая: Зюсмайр.

Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта. Имя Зюсмайра осталось в истории благодаря «Реквиему», к завершению которого он был причастен.

Констанца рассорилась с Зюсмайром. И после старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Умер Зюсмайр в 1803 при странных и таинственных обстоятельствах; в этом же году не стало и Готфрида ван Свитена. Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора. Возможно, и Констанца узнала о том, что муж получает яд, — это во многом объясняет ее дальнейшее поведение.

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, «открыв правду» в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу — юристу Францу Хсфдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофдемель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену — от гибели Магдалену спасли соседи, услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста.

Действительно, это дало основания ряду исследователей (например, британскому историку Фрэнсису Карру) трактовать эту трагедию как вспышку ревности Хофдемеля, отравившего Моцарта.

Как бы то ни было, младший сын Констанцы, музыкант Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, говорил: «Столь великим, как отец, мне, конечно же, не стать, да посему нечего опасаться и завистников, которые могли бы посягнуть на мою жизнь».

Версия третья: ритуальное убийство «непокорного брата».

Известно, что Моцарт был членом масонской ложи «Благотворительность» и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации -ложи «Грот», устав которой им уже был написан.

Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу «Волшебная флейта», которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным. Что не могло пройти незамеченным. Георг Николаус Ниссен, второй муж Констанцы и в последующем биограф Моцарта, назвал «Волшебную флейту» «пародией на масонский орден».
Как полагает Й. Дальхов, «те, кто ускорял смерть Моцарта, устранили его «подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть Меркурием, идолом муз.

…А может быть, все версии — звенья одной цепи?


Кладбище Святого Марка - Sankt Marxer Friedhof. Одно из старейших кладбищ Вены , но с 1874 года новые захоронения там не осуществляются. Известно из-за того, что именно там в действительности похоронен Моцарт . Также там был изначально похоронен композитор и дирижер Йозеф Штраус. Очень уютное, тихое, уединенное. Почти безлюдное. Но парочка фанатов Моцарта всегда там околачивается...

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов. Кладбище Святого Марка изначально и было таким местом погребения бедных горожан и название получило от близлежащей богадельни. Кладбище было загородным. Но в XIX веке Вена разрослась и кладбище вошло в черту города. Здесь уже хоронили не только бедных, но даже и дворян. Здесь есть немало русских могил. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) – греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть символическая могила Вольфганга Амадея Моцарта (кенотаф). Никто не знает точно, где покоится его прах. Но известно, что Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками, именно на этом кладбище. Вдова композитора - Констанция - не знала точное место его упокоения. Не удивительно - она даже не присутствовала ни на панихиде, ни на похоронах. У неё вообще к тому времени уже долго был любовник - Зюссмайер, один из учеников её мужа и приятель Сальери. Есть версия, что это компания и отравила Моцарта ртутью - однако, симптоматика болезни, которая унесла его в могилу, мало напоминает отравления такого рода...

Говорят, однажды к Моцарту пришёл человек в маске (вроде как это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальсегг Штуппаха, страшного меломана) и заказал ему "Реквием". Во время написания "Реквиема" состояние здоровья Моцарта ухудшилось, а 5 декабря 1791 года около часу ночи он скончался. Погребение было назначено на следующий же день, так как тело было в плохом состоянии. Денег на похороны не оказалось, поэтому расходы взял на себя некто барон ван Свитен - покровитель музыкантов. Тело усопшего положили в дешевый гроб, сколоченный из некрашеных сосновых досок. За гробом шло всего несколько человек до собора святого Стефана , в котором Моцарта отпели, а затем тихо отвезли на кладбище святого Марка. Гроб на ночь оставили в часовне кладбища, а утром двое могильщиков опустили его в общую могилу. Через десять лет эту могилу перекопали, но один из могильщиков взял на память его череп, который хранится в Моцартеуме города Зальцбурга .

Однако, где была могила, никто не знает. Её не смогла обнаружить ни вдова Моцарта спустя 17 лет после захоронения, ни более поздние исследователи. В 1855 году мэром Вены было начато официальное расследование на эту тему, в ходе которого были обнаружены какие-то планы кладбища и место более или менее определилось. Там было решено поставить памятник, который сделал скульптор Ганс Гассер (Hanns Gasser) и который был установлен 6 декабря 1859 года. Однако, в 1891 году памятник (но не останки Моцарта!) был перенесен на Центральное Кладбище .

Смотритель кладбища Александр Куглер (Alexander Kugler) по собственной инициативе натаскал на "осиротевшую" могилу остатки развалившихся надгробий: плачущего ангела, кусок колонны и могильную плиту без надписи, на которой выгравировал слово "Моцарт". В 1945 году кладбище (а оно находится в районе крупного транспортного узла) пострадало от бомбежек, пострадал и "мемориал" Моцарта; фундаментально обновил его, а треснувшую плиту вообще заменил на новую скульптор Флориан Жосеф-Дрюо (Florian Josephu-Drouot) в 1950 году. Старая плита по сей день хранится в районном краеведческом музее.

Кроме Моцарта на кладбище похоронен австрийский композитор Йозеф Штраус (Josef Strauss, 20 августа 1827, Вена - 22 июля 1870, Вена). Он один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего), не такой известный как его брат Иоганн Штраус, но всё-таки написавший несколько неплохих вальсов и довольно успешно гастролировавший в качестве дирижера даже в России. Могилу его, однако, в 1909 году также перенесли на Центральное Кладбище . Обветшавшее надгробие, оставленное на кладбище Святого Марка, еще кто-то ухитрялся отыскать даже в 2010 году. На центральном кладбище Йозефу Штраусу соорудили новое.

После открытия Центрального кладбища, кладбище Святого Марка было закрыто. Захоронения запрещены с 1874 года. Но с 1937 года сюда допускают туристов. Сегодня кладбище входит в основные достопримечательности Вены и является местом паломничества поклонников Моцарта.

Кладбище работает с апреля по сентябрь с 6.30 до 20 часов, а в остальные месяцы - с 6.30 до 18.30. Как ехать: трамвай 71-го маршрута до остановки Грасбергергассе, или метро линия U3, станция Schlaughthausgasse, и там пешком вдоль полутуннеля, по которому ходят поезда, минут 10 - 15, в сторону транспортной развязки. Кладбище находится в спальном районе, довольно немноголюдном и пустынном. Могила Моцарта - прямо от входа до центра кладбища и чуть левее. На неё установлены указатели. Если что, у входа на кладбище, с правой стороны от центральной аллеи, есть план . И еще - туалет. Не надо ходить в кустики...

Leberstrasse, 6/8
Пока нет...
Пока нет...

Его жизнь тяжело назвать легкой. Все детство прошло в разъездах по гастролям и постоянных тренировках. Отец Моцарта, желавший успеха сына, ставил ребенка в жесткие дисциплинарные рамки. В четырнадцать лет Вольфганг стал академиком Болонской академии, в которую не принимали никого моложе двадцати шести лет. На поздравления отца мальчик отреагировал просьбой — выйти и просто погулять.

Все детство Моцарта прошло в разъездах и постоянных тренировках


Им было создано более шестисот музыкальных произведений, среди которых двадцать опер, полсотни симфоний, десятки концертов и сонат.


Нет смысла говорить о безграничном таланте этого великого человека. Музыка была его любовью, его жизнью. Когда Моцарта спрашивали, как ему удается делать то, что он делает, он удивлялся и отвечал, что в этом нет ничего сложного. Он просто слышал музыку в голове, а потом ее записывал. И как же трудно осознавать, что будучи настолько одаренным, подарив миру огромное количество музыкальных произведений, он умер как нищий.

Музыка была любовью Моцарта, его жизнью


Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что хоронили его впопыхах, на следующий же день после смерти. Без всяких возложенных почестей и уважения. Прощальный обряд совершался наспех у капеллы святого Креста, прилегающей к передней стенке собора святого Стефана. Несмотря на то, что в храме он был помощником капельмейстера, внутрь его даже не внесли. Проводить композитора пришли немногие, среди них были Сальери и ученик Моцарта — Зюсмайер. До самого кладбища сопровождавшие не дошли. Самое странное, что на похоронах семья Моцарта не присутствовала. Жена пришла туда только через семнадцать лет, и то, не нашла точного места могилы. Сами похороны проходили «по третьему разряду», что означало вместе со всеми бедняками, без отдельного места. Можно сказать, что это является основной причиной, почему могила Моцарта была затеряна. Другая причина в том, что и свидетелей, указывающих на конкретное место, почти не было. Создается ощущение, что все специально было организовано таким образом. Но зачем?


В результате медобследования можно сказать, что Моцарта отправили


Слухи о том, что известный композитор умер неестественным путем ходили повсюду. Позже было проведено медицинское обследование его последней болезни. В результате анализа симптомов почти уверено прослеживалось отравление. Доказать это, конечно же было невозможно, так как тело Моцарта не было вскрыто. Провести эксгумацию тоже не предоставлялось возможным, так как никто не запомнил места его захоронения. Но все признаки яда в организме композитора были налицо. Головные боли, неврозы, головокружения, рвота, потеря веса, беспокойное состояние, постоянное ощущение озноба — все это показатели ртутного отравления. Так же на отравление указывало его распухшее тело. Предполагалось, что медленно действующий яд в организм композитора поступал систематически, на протяжении последних месяцев его жизни.


На вопрос о том, кто же был отравителем композитора, есть несколько версий. Первая — Антонио Сальери. Только вот он никогда не был в доме у Моцарта. Соответственно уловку с ядом он проделать не мог. По крайней мере лично. А его доверенное лицо, и одновременно ученик Вольфганга — Франц Ксавер Зюсмайер, теоретически бы мог. И третья — заговор правительственных кругов и лично императора Леопольда II. У императора было довольно неприязненное отношение к масонству. Моцарт же в последние годы жизни стал весьма заметной фигурой в движении.


Моцарт не раз высказывал подозрения о том, что может быть отравлен


Вольфганг Моцарт был тонкой и чувствительной натурой. В период ухудшения состояния, музыкальный гений не раз высказывал свои подозрения о том, что он может быть отравлен. Вскоре у него появилось навязчивое ощущение приближающейся смерти. А после неожиданного визита странного незнакомца, который сделал ему предложение написать «Реквием», это предчувствие усилилось. Появление анонимного заказчика произвело на него довольно сильное впечатление. Все оставшиеся дни, Моцарт был полностью погружен в мысли об этой поминальной мессе, которую так и не успел закончить.

Но как заметил Гете: «Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя… Так было с Наполеоном и многими другими… Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти».