Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?
Звуки
Звуки речи
отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук
является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
Слова различаются:
- количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
- набором звуков:
- различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
- различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
- последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
- звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].
Образование звуков и их классификация.
Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).
Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):
- гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
- звонкие:
- сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
- шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
- шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.
Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).
Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.
Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.
Буквы
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.
Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.
Как соотносятся буквы и звуки?
Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.
- Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
- Одна буква может обозначать разные звуки:
в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .
- Буквы могут не обозначать звуков:
- буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
- при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т]
не произносятся, а буквы пишутся:
чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].
- Одна буква может обозначать два звука:
- буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
- буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .
Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].
- Один звук может передаваться разными буквами:
в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .
Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .
Всего 33 буквы :
- 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
- 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
- Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.
Звуков — 42 :
- 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
- 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .
Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.
Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.
Использованная литература:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
- Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
Звук (фонема) - наименьшая единица языка; предмет изучения в фонетике.
Буква - знак, служащий для передачи звука речи на письме; предмет изучения в графике.
При изучении фонетики для различения букв и звуков, для более точной передачи звучащей речи используют особую запись - транскрипцию . Звуки записываются в соответствии с орфоэпическими нормами современного литературного языка. Транскрибируемая речь, отдельный звук указываются в квадратных скобках. Знаком [ ́] над звуком обозначается ударный гласный. Знаком [’] после согласного обозначается его мягкость. Например, слово косьба транскрибируется как [каз’ба́].
Характеристика звуков
Все звуки подразделяются на гласные и согласные.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные звуки классифицируются по двум основным признакам:
- по звонкости/глухости - звонкие (парные и непарные) и глухие (парные и непарные);
- по твёрдости/мягкости - твёрдые (парные и непарные) и мягкие (парные и непарные).
Согласные звуки состоят из шума (глухие согласные) или из шума и голоса (звонкие согласные).
Звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Звонкие и глухие согласные могут быть парными и непарными.
Парные согласные по звонкости-глухости образуют 11 пар: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с], [б’] - [п’], [в’] - [ф’], [г’] - [к’], [д’] - [т’], [з’] - [с’].
Остальные согласные не имеют пары по звонкости-глухости. Звонкие непарные согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Глухие непарные согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
По участию средней части языка в произнесении согласного звуки подразделяются на твёрдые и мягкие согласные.
Твёрдые согласные образуются без участия средней части языка. Это согласные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка. Это согласные: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].
Парные согласные по твёрдости-мягкости образуют 15 пар: [б] - [б’], [в] - [в’], [г] - [г’], [д] - [д’], [з] - [з’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’], [п] - [п’], [ф] - [ф’], [к] - [к’], [т] - [т’], [с] - [с’], [х] - [х’].
Твёрдые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Русский алфавит
Для обозначения звуков речи на письме используются буквы, каждая из которых имеет своё название. Все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке, образуют алфавит, или азбуку.
Буква | Название | Буква | Название | Буква | Название |
А а | а | К к | ка | Х х | ха |
Б б | бэ | Л л | эль | Ц ц | цэ |
В в | вэ | М м | эм | Ч ч | че |
Г г | гэ | Н н | эн | Ш ш | ша |
Д д | дэ | О о | о | Щ щ | ща |
Е е | е | П п | пэ | ъ | твёрдый знак |
Ё ё | ё | Р р | эр | ы | ы |
Ж ж | жэ | С с | эс | ь | мягкий знак |
З з | зэ | Т т | тэ | Э э | э |
И и | и | У у | у | Ю ю | ю |
Й й | и краткое | Ф ф | эф | Я я | я |
В русском алфавите 33 буквы:
- 10 гласных букв («а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я»), основная функция которых - обозначение гласных звуков;
- 21 согласная буква («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «к», «л», «м», «н», «п», «р», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), основная функция которых - обозначение согласных звуков;
- 2 буквы, которые не обозначают звука («ъ», «ь»).
Буквы бывают прописные (заглавные, большие) и строчные (маленькие).
Соотношение букв и звуков
Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например:
- буква «я» может обозначать звуки [а́], [й’а́] под ударением (пять [п’а́т’], ямы [й’а́мы], рьяный [р’й’а́ный’], баян [бай’а́н]); звук, близкий к [и] или [э]; [й’и] или [й’э] без ударения (пятак [п’ита́к], дьячок [д’й’ич’о́к]);
- буква «а» без ударения после согласных «ч», «щ» обозначает звук, близкий к [и] или [э] (пощадить [пащ’ид’и́т’]);
- буква «и» после «ж», «ш», «ц» обозначает звук [ы] (широкий [шыро́к’ий’]);
- буква «д» может обозначать звуки [д], [д’], [т], [т’]: дать [да́т’], гудят [гуд’а́т], род [ро́т], дядька [д’а́т’ка].
Количественное соотношение звуков и букв, их обозначающих, может быть различным:
1. Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают 2 звука: [й’] и один из гласных звуков - в следующих случаях:
- в начале слова (ель [й’эл], ёж [й’о́ш], юг [й’у́к], ярд [й’а́рт]),
- после гласной буквы (боец [бай’эц], поёт [пай’о́т], союз [сай’у́с], баян [бай’а́н]),
- после разделительных «ъ» и «ь» (съел [с’й’эл], пьёт [п’й’о́т], вьюн [в’й’у́н], рьяный [р’й’а́ный’]).
В остальных случаях буквы «е», «ё», «ю», «я» используются для обозначения одного из гласных звуков и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (сел [с’эл], лёд [л’о́т], люк [л’у́к], мял [м’а́л]). Буква «е» в заимствованных словах может не обозначать мягкость согласного, например: тезис [тэз’ис].
2. Буква «и» обозначает 2 звука после разделительного «ь»: [й’и] (чьи [ч’й’и́]). В остальных случаях буква «и» используется для обозначения [и] и обозначения мягкости предыдущего мягкого парного согласного (тир [т’и́р]).
3. В некоторых случаях несколько букв могут обозначать один звук, например, сочетание «сч» обозначает [щ’] (счастье [щ’а́с’т’й’э]).
4. В некоторых сочетаниях согласная буква может не обозначать звука (такая согласная называется непроизносимой), например, не произносится буква «в» в слове здравствуй [здра́ствуй’].
5. Буквы «твёрдый знак» и «мягкий знак» не обозначают звуков. Например, в слове чушь четыре буквы («ч», «у», «ш», «ь»), но три звука ([ч’], [у́], [ш]).
На уроке формируется понятие о фонетике как разделе науки о языке, повторяются сведения о русском алфавите; учащиеся познакомятся с правилами составления фонетической транскрипции, узнают об особенностях звукописи как одном из средств выразительности речи.
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит
Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли 11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Графика
Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.
Транскрипция слова
Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.
Практическое наблюдение
Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.
Транскрипция слова «молоко» - [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» - [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.
Транскрипция слова «тень» -[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.
Транскрипция слова «солнце» - [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.
Транскрипция слова «ягода» - . В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.
Звукопись
Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы: Люблю гр озу в начале мая,
Ког да весенний пер вый гр ом,
Как бы р езвяся и игр ая,
Гр охочет в небе г олубом.
Гр емят р аскаты молодые…
Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:
Русал ка пл ыл а по реке гол убой,
Озаряема пол ной л уной;
И старал ась она допл еснуть до л уны
Серебристую пену вол ны.
Такое свойство выразительной речи называется звукописью.
Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.
Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
Все бобры для своих бобрят добры.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Домашнее задание
Задание №1
Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков.
Якорь, молва, грустный, река.
Задание №2
Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.
Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.
1. Научно-образовательный портал: Originweb.info ().
О происхождении русского алфавита
2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. ().
Фонетика
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
На уроке формируется понятие о фонетике как разделе науки о языке, повторяются сведения о русском алфавите; учащиеся познакомятся с правилами составления фонетической транскрипции, узнают об особенностях звукописи как одном из средств выразительности речи.
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Фонетика. Звуки речи. Алфавит
Изо дня в день мы произносим хорошо знакомые нам слова. Но очень редко задумываемся над тем, как это у нас получается. Например, как у нас получается произносить такое знакомое слово «здравствуйте»? Мы произносим определенное сочетание звуков, которое складывается в нашем сознании в соответствующее понятие. В слове «здравствуйте» мы произнесли 11 звуков. Три из них гласные звуки, 8 согласные. Все эти звуки произносятся нами в определенном порядке. Произносим мы не просто звуки, ведь звуками мы считаем и шум автомобиля, и скрип открывающейся двери, и лошадиный топот. Животные тоже производят самые различные звуки. Мы же произносим звуки, из которых состоят слова. Это звуки речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Графика
Знание алфавитного порядка поможет нам, например, сориентироваться в орфографическом или каком-либо другом словаре, в алфавитном порядке располагаются различные списки, например, фамилии учащихся в классном журнале.
Транскрипция слова
Нам часто приходится запоминать правописание безударных гласных и удвоенных согласных. Почему нам приходится запоминать написание таких слов? Почему нам приходится искать проверочные слова и изучать большое количество правил орфографии? Всё потому, что произношение слова далеко не всегда совпадает с его написанием. И не всегда количество звуков и букв в слове одинаковое. И мы можем записать не только слово по правилам орфографии, но и с помощью букв и дополнительных знаков записать звучание слова. Такая «звуковая» запись называется транскрипцией.
Практическое наблюдение
Транскрипция слова записывается в квадратных скобках.
Транскрипция слова «молоко» - [ малако́ ]. Обратите внимание, что в безударном положении мы не произносим звук [о], а произносим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 звуков. Транскрипция слова «перила» - [ п’ир’и́ла ]. В безударном положении всегда произносится звук [и]. Кроме этого, вы видите специальные знаки в виде «запятой» вверху буквы. Это апостроф, он обозначает мягкость согласного.
Транскрипция слова «тень» -[т’эн’]. Обратите внимание на то, что буква е в этом слове передает звук [э]. Мягкий знак не обозначает букву. Таким образом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.
Транскрипция слова «солнце» - [со́нцэ]. Здесь обращаем внимание на непроизносимый согласный. Звук [л] в этом слове мы не произносим, следовательно, и в транскрипции он не отображается. Таким образом, в слове 6 букв, 5 звуков.
Транскрипция слова «ягода» - . В этом слове буква я обозначает два звука, поэтому в нем 5 букв, 6 звуков.
Звукопись
Возможно, вы заметили, что определенные звуки или их сочетания вызывают у нас ассоциации о том или ином явлении. Например, сочетание звуков [г] и [р] напоминает нам раскаты грома. В своем стихотворении Федор Тютчев специально повторяет сочетание этих звуков, чтобы создать образ грозы: Люблю гр озу в начале мая,
Ког да весенний пер вый гр ом,
Как бы р езвяся и игр ая,
Гр охочет в небе г олубом.
Гр емят р аскаты молодые…
Или отрывок из стихотворения Михаила Лермонтова. Поэт с помощью звука [л] передает образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки:
Русал ка пл ыл а по реке гол убой,
Озаряема пол ной л уной;
И старал ась она допл еснуть до л уны
Серебристую пену вол ны.
Такое свойство выразительной речи называется звукописью.
Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
На досуге можете попробовать рассказать о каком-то явлении, используя звукопись. Или предложите в классе творческое соревнование на самое оригинальное использование звукописи.
Следует заметить, что возможность звукописи была давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках и, конечно же, в скороговорках. Скороговорки придуманы не только для забавы, они помогают отработать хорошую дикцию. Сначала скороговорку произносят медленно, обращая особое внимание на сложные для произношения сочетания звуков. А затем скороговорку нужно произносить как можно быстрее, повторяя ее несколько раз.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
Все бобры для своих бобрят добры.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Домашнее задание
Задание №1
Запишите транскрипцию данных слов и определите количество букв и звуков.
Якорь, молва, грустный, река.
Задание №2
Запишите данные слова в алфавитном порядке. Если первая буква в разных словах одинаковая, следует смотреть на вторую букву, если и вторая одинаковая, то на третью. Запомните написание выделенных букв.
Винегрет, аккуратный, алфавит, путешествие, горизонт, хозяйство, директор, количество, пассажир, шоссе, чернила, коллекция, карикатура, авиация, одиннадцать, фиалка, акробат, долина.
1. Научно-образовательный портал: Originweb.info ().
О происхождении русского алфавита
2. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. ().
Фонетика
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.