Шпаргалка: Образование монгольского государства и монгольские завоевания. Столицы монгольской империи

как показатель монгольско-китайской культурной интерференции

Столица государства всегда больше чем просто город. Провинциальный город, будь он богатым торговым и ремесленным центром или позабытым Богом и людьми дальним форпостом, развивается по вполне понятным, естественным законам - его размеры, форма, количество и качество общественных зданий зависят, прежде всего, от возможностей и представлений местной администрации и населения, от функций, которые город выполняет, и окружающего ландшафта. Столица же, помимо этого, призвана воплощать в себе самую суть государства, что накладывает на неё особый отпечаток. Столица зачастую не только место пребывания правителя и двора, не только витрина для иностранных послов, которые, побывав в ней, должны отнести своим правителям рассказы о мощи и величии соседа. Столица часто является едва ли не единственным местом, одинаково чуждым для всех подданных империи, узлом, объединяющим провинции в империю - как в административном и экономическом, так и в идеологическом ключе. Поэтому столица может быть далеко не самым интересным городом для изучения той или иной цивилизации и культуры - но самым продуктивным для изучения государства и политической идеологии, которой пытались следовать его правители.

В первые годы существования Монгольской империи, в правление Чингис-хана (1162-1227, провозглашён великим ханом в 1206 г.), резиденция великого хана, по всей видимости, была типичной ставкой кочевого правителя - он не был склонен связывать себя постройкой зданий, и, вероятно, не считал это нужным и достойным правителя монголов . К тому же, на долю основателя империи пришлось не так уж много спокойных лет, когда он не был занят войнами и походами. Однако уже в правление его сына Угэдэя (1186-1241, великий хан с 1229 г.) влияние представителей оседлых народов, вошедших в состав империи, на пра-вящую прослойку кочевников значительно усилилось, следствием чего, в частности, стало начало строительства в 1235 г. города Каракорума , провозглашённого столицей империи (см. ).

Обширная долина Орхона, на которой расположен Каракорум, питаемая множеством рек и ручьёв, стекающих с лесистых склонов Хангая, предоставляет в высшей степени благоприятные условия для кочевников. Эти места, которые тюрки называли Отюкен (или Отюкенская чернь) были ритуальным и экономическим центром целого ряда кочевых империй. Согласно династийной истории Чжоу шу 周書 («История [Северной] Чжоу»), здесь постоянно пребывал каган Первого Тюркского каганата (551-630), здесь же под его руководством проводились регулярные жертвы и моления предкам каганского рода и Небу (см. ); здесь была ставка правителя Восточнотюркского каганата (689-745) (см. ) и столица пришедшего ему на смену Уйгурского каганата, Орду-балык, разрушенная киргизами в середине IХ в.

Происхождение названия первой монгольской столицы представляет собой отдельную научную проблему (подробнее см. ), однако наиболее вероятным, как кажется, является предположение, что оно произошло от уйгурского топонима (по-тюркски «Кара-корум» означает «чёрные горы/камни»), видимо, обозначавшего Хангайские горы, с которых стекает р. Орхон. Слово Каракорум не монгольского, а тюркского происхождения, что, скорее всего, является свидетельством огромного влияния, которое имели при дворе Угэдэя уйгурские советники, убедившие его, что столицу необходимо разместить неподалёку от руин Орду-балыка, а не в родных местах Чингис-хана, близ Онона и Керулена.

Несмотря на своё расположение в сердце традиционных кочевий, Каракорум был не только дворцом хана, желающего приобщиться к оседлому комфорту, окружённым жилищами гвардии и необходимой обслуги, а ещё и довольно крупным торговым и ремесленным центром, что окончательно доказали раскопки 1948-1949 гг., проведённые экспедицией под руководством С.В. Киселёва . Невысокие городские стены (вал в толщину не превышал 2-2,5 м, сверху тянулся плетневый палисад, обмазанный глиной, всё вместе в высоту вряд ли превышало 4-5 м; см. ), призванные скорее обозначать городскую границу, нежели обеспечивать городу реальную защиту, огораживали значительную территорию, представляющую собой неправильный четырёхугольник, ориентированный по странам света, несколько сужающийся к югу. С севера на юг протяжённость города превышала 2 км, с запада на восток составляла около 1,5 км (см. ). Дворец Угэдэя находился в юго-западном углу города, был обнесён такими же невысокими стенами, как и весь город, и представлял собой правильный квадрат 255 на 225 м (см. ), т.е. занимал не слишком значительную часть городской площади . Остальная часть города, судя по результатам раскопок, была довольно густо заселена. У восточных ворот, к которым примыкало предместье, найдены обломки жерновов и молотильных камней, что говорит о том, что здесь жили люди, занимавшиеся земледелием, в разных концах города найдены плуги и жернова (см. ). Создатели города явно желали, чтобы он хотя бы частично обеспечивал себя продовольствием, впрочем, нам известно, что город всё равно сильно зависел от поставок зерна из Китая. От центра города к восточным воротам вела улица, сплошь обстроенная домами. Судя по особенно частым находкам в этом районе города монет, здесь размещались торговые лавки (см. ). По сообщениям Гийома Рубрука, в городе было две главных улицы, вдоль одной из которых жили мусульмане, в основном торговцы, а вдоль другой - китайцы, которые преимущественно занимались ремеслом; в нём было двенадцать языческих храмов разных народов, две мечети и одна несторианская церковь (см. ). По данным раскопок, в центре города, на пересечении двух главных улиц, находились ханские мастерские, весьма активно функционировавшие. В этом месте за свою недолгую историю город успел сформировать необыкновенно богатый культурный слой, толщиной до 5 м. Нижний горизонт, соответствующий времени основания и высшего расцвета города, очень насыщен находками, свидетельствующими об активном металлообрабатывающем производстве, на сравнительно небольшом участке найдено до десяти металлургических горнов и множество изделий, особенно много массивных втулок к осям телег, походных котлов на ножках, стрел и сабель (см. ). Всё это свидетельствует о том, что промышленные мощности Каракорума активно использовались при подготовке к дальним походам монгольских армий. Лабораторные исследования показали, что чугун, использовавшийся в ряде изделий, требовал для плавки очень высоких температур, порядка 1350°, которые достигались с помощью сложной системы механических мехов, приводимых в действие водой, поступавшей по каналам из р. Орхон, остатки этой системы найдены в крупной металлургической мастерской в центре города (см. ). В верхних слоях, когда город уже утратил свои столичные функции, преобладают следы весьма разнообразного керамического производства (см. ). На всей территории Каракорума сделано много находок привозных вещей (фарфора, зеркал, шёлка), которые, как и большое количество найденных монет, говорят о широком распространении торговли (см. ). Остатки зданий группируются в основном вдоль двух главных улиц, остальная часть города почти не застроена - видимо, там стояли юрты (см. ). Несмотря на значительное население, дворцы и мастерские, Каракорум всё же был городом кочевников, со всеми противоречиями, которые порождал этот несколько парадоксальный статус.

Однако, находясь в сердце степи, Каракорум был очень зависим от поставок зерна из Китая, которым обеспечивать себя самостоятельно его население, конечно, не могло, и этому суждено было сыграть роковую роль в его судьбе. В 1260 г. Хубилай (1215-1294) был провозглашён великим ханом (см. ). Его младший брат Ариг-Буга, также провозглашённый великим ханом при поддержке части монгольской знати, недовольной явной склонностью Хубилая к китайской культуре, занял Каракорум, но это ему не помогло: Хубилай приказал прекратить поставлять в столицу зерно, поэтому вскоре там начался голод (см. ), Ариг-Бога оставил Каракорум и вскоре был побеждён.

После потери статуса столицы Каракорум стал быстро терять население и ветшать . В нём была размещена ставка военного губернатора северных провинций, сюань-вэй сы 宣慰司 (Управление всеобщего успокоения) (см. ). Во время войны Хубилая и Кайду (1230-1301) и связанной с этим смуты Каракорум неоднократно переходил из рук в руки, в 1295 г. был разграблен и сожжён императорской армией (см. ), а в 1312 г. переименован в Хэнин 和寧 (Гармония и мир) (см. ): вероятно, к этому времени тюркское название уже не употреблялось, переименование было основано на китайском варианте, Хэлинь 和林. После падения династии Юань в 1368 г. сын последнего императора Тогон-Темура, умершего в 1370 г. в юго-восточной Монголии, пытался закрепиться в Каракоруме, но не преуспел - город, скорее всего, уже почти заброшенный, был взят минскими войсками и сожжён (см. ).

Начало изменений в государственной идеологии Великого монгольского государства, которое всё больше стало отходить от кочевых степных традиций и превращаться в чиновную империю китайского толка - империю Юань (подробнее об этом см. ), неразрывно связано с именем Хубилая.

Около 1251-1252 г. Хубилай был назначен ответственным за управление северокитайскими провинциями империи (см. ). В 1256 г. он решил обзавестись собственной резиденцией поближе к Китаю и поручил своему советнику Лю Бин-чжуну 劉秉忠 (1216-1274) найти, исходя из принципов китайской геомантии (фэн-шуй 風水), благоприятное место, разработать план города и выстроить его, что и было сделано. Новый город, названный Кайпином 開平 (Начало спокойствия), был построен в степях в 275 км к северу от совр. Пекина, неподалёку от озера Долон-нор (в 25 км к северо-западу от совр. г. Долунь на юго-востоке Внутренней Монголии). Незадолго до переноса столицы из Каракорума в Даду (см. ниже), летом 1263 г., город был переименован в Шанду 上都 («Верхняя столица») и вплоть до конца правления династии сохранял статус летней столицы. Проводя в нём наиболее жаркие летние месяцы или кочуя в его окрестностях, император принимал представителей монгольской знати в привычной для них кочевой обстановке, пусть и сказочно роскошной.

Оба варианта названия города использовались монголами, что отмечено, по крайней мере, в хрониках XVII в. (см. ). Встречается композитный вариант Кейбтинг-Сангду GEUbdieit seeIdO, но чаще всего используется только второе название, возможно, потому, что оно звучало не вполне чуждо для монгольского уха - шанд ZeeIda, согласно словарям, переводится как «ложбина, где подпочвенная вода находится очень близко к поверхности земли, ключ, колодец в ложбине» .

О Шанду нам известно гораздо больше, чем о Каракоруме. Население города, по данным Юань ши («История Юань») было весьма велико и составляло 118 191 человек (41 062 семейства) (см. ); дворцы Шанду подробно описаны Марко Поло, который, судя по всему, неоднократно бывал там (см. ) . В 1359 г. город был разграблен и сожжён восставшими китайскими крестьянами, в 1369 г. взят минскими войсками и оставлен ими в руинах. Город очень хорошо сохранился до наших дней , так как после падения династии Юань и разрушения минскими войсками он пришёл в упадок и в 1430 г. был окончательно заброшен - город остался на территории, неподконтрольной Китаю, а монгольским кочевникам, для которых ХV в. оказался одним из самых тяжёлых периодов хаоса и отсутствия почти любых форм государственности в их истории, город в степи был не нужен. Первые археологические исследования го-рода были проведены японскими учёными во времена существования Маньчжоу-го (см. ), впоследствии масштабные работы были предприняты учёными университета Внутренней Монголии в 1956 и 1973 гг. (см. ).

Шанду (см. рис. 1 ) сориентирован по странам света, представляет собой два обвода стен, причём меньший обвод находится в юго-восточном углу большего. Внешний обвод - правильный квадрат с длиной стороны ок. 2200 м, ширина глинобитных стен у основания составляла ок. 10 м, к верху они сужались до 2 м, высота достигала 5 м. В городе было 7 ворот - по двое в северной, восточной и южной стенах, одни в западной стене, снаружи ворота были защищены дополнительными укреплениями, в северо-западном и юго-западном углах обнаружены следы городского рва шириной ок. 25 м.

Внутренний обвод также представляет собой квадрат с длиной стороны 1400 м, в стенах прорезано шесть ворот - по двое в западной и северной стене и по одним - в южной и восточной (эти ворота - общие с большим обводом). Все ворота снабжены внешними укреплениями. Толщина стен у основания - ок. 12 м, у вершины - ок. 2,5 м, высота - ок. 5-6 м. По четырём углам малого обвода возведены угловые башни, через каждые 150 м на стенах устроены расширения-платформы, на которых, возможно, стояли деревянные башни, где могли укрываться стрелки.

Внутри малого обвода существовало своё внутреннее деление. В центре него, ближе к северу, расположены ещё одни глинобитные стены - прямоугольник 570 м (Е-W) на 620 м (N-S), снаружи облицованный кирпичом. Эти стены были столь же мощны и высоки, как и во внешних обводах, по четырём углам прямоугольника были возведены башни. Во всех стенах, кроме северной, были прорезаны ворота. Этот обвод стен представлял собой собственно дворец императора. Западные и восточные ворота связаны широкой улицей, такая же улица идёт от южных ворот, они образуют Т-образный перекрёсток в центре комплекса. К северу от перекрёстка была обнаружена глинобитная платформа размером 60 на 60 м, высотой 3 м. Со всех сторон, кроме южной, восьмиметровая полоса территории, прилегающей к платформе, вымощена кирпичом, с юга к углам платформы примыкали два меньших здания. Судя по всему, это был тронный зал, главное дворцовое здание. С обеих сторон улицы, ведшей от южных ворот, были обнаружены две платформы 50 м (Е-W) на 20 м (N-S), высотой 5 м, - видимо, это были своего рода въездные павильоны, фланкирующие парадный въезд во дворец.

В меньшем обводе стен, своего рода «городе чиновников», примыкающем к дворцу, размещались культовые и официальные здания. Основными транспортными артериями были две широкие улицы - одна из них, имевшая в ширину ок. 25 м, вела от южных ворот к южным воротам дворца, вторая, шириной ок. 15 м, связывала южную пару ворот на восточной и западной стенах и пересекала первую несколько южнее парадных ворот дворца. Подобные магистрали отходили и от северных ворот восточной и западной стен, но они упирались в стены дворца. Между этими, наиболее широкими «проспектами» была проложена довольно частая сеть более узких, прямых улиц, пересекавшихся под прямым углом.

Самый большой обвод стен города не был однороден - часть его, находившаяся севернее «города чиновников», была отделена глинобитной стеной, причём попасть в эту северную часть можно было только из «города чиновников». На всей территории этой части не обнаружено никаких следов строений, кроме большого вымощенного камнем двора (350 м вдоль оси Е-W на 200 м вдоль оси N-S) в центре. Археологи предполагают, что на севере города мог размещаться императорский парк, в котором император при желании мог устанавливать юрты для себя и своих приближённых. Парки такого размера не отмечены ни в одной из известных нам китайских столиц.

Остальная часть города, несколько меньше четверти общей площади, представляла собой место обитания горожан. В этой части было три основных, наиболее широких (ок. 20 м) улицы, две из них шли в направлении восток-запад и выходили - одна к западным городским воротам, другая - к южным воротам западной стены «города чиновников»; третий «проспект» шёл на север от южных городских ворот. Эти улицы образовывали крупные кварталы, прорезанные более узкими улицами, на территории этой части города найдены места нахождения домов простолюдинов, а также мастерских. Следы ремесленного производства и рынков обнаружены и вне городских стен.

Таким образом, Шанду не слишком отступал от китайской градостроительной традиции, хотя, в значительной степени, это был дворец с прилагающимися к нему системами обеспечения, в котором та часть, на которой жили горожане, представляла собой не слишком большую часть городской территории . Единственным элементом, выбивающимся из рамок традиции, можно считать огромный парк в северной части города, занимавший почти треть города, - своеобразная дань степному прошлому правителей. По всей видимости, Хубилай, несмотря на интерес к китайской культуре и вкус к оседлому комфорту, не представлял себе жизни без возможности кочевать, пусть и по парку, окружённому стенами. К тому же, такие пустые пространства внутри городских стен характерны для более поздних городов, которые возводили монголы, - зачастую в них не было капитальных строений, кроме собственно стен, храмов и нескольких скромных дворцов, а остальное пространство отводилось под установку юрт для непостоянного - и привычного к такому образу жизни - городского населения. Целые кварталы юрт есть и в современном Улан-Баторе. Так или иначе, Шанду представляет собой хорошую иллюстрацию той постепенной трансформации, которую претерпевала Монгольская империя в это время: её правители уже не мыслили свою жизнь без комфорта городской оседлой жизни, но, в то же время, ещё не могли полностью оторваться от своих кочевых корней. В 1260 г. Хубилай был провозглашён в Кайпине великим ханом (см. ), в 1264 г. столица была официально перенесена из Каракорума в Китай, в район современного Пекина, и получила название Даду 大都 (Великая столица).

Потому что они сделали некоторые выдающиеся вещи, которые никогда не были сделаны раньше, и никогда не были сделаны с тех пор. В течение десятилетий они стали непобедимой сверхдержавой. Вы будете очень удивлены, но монголы были также великие инженеры и чрезвычайно хорошие ученики, которые изменили мир больше, чем любая другая империя. Много людей имеют весьма устаревшие стереотипы относительно монголов. Ведь их часто представляют, как людей на лошадях с луками и стрелами. Однако что бы вы сказали, если кто-то в 2700 году опишет Британскую империю лишь как людей с мушкетами и Юнион Джеком, носящими красный китель? Или Арабскую империю, как людей с мечами на лошадях, воспевающими Аллаха? Или США как сверхдержаву, сбросившую атомную бомбу во время просмотра фильмов Адама Сэндлера?

Красный цвет показывает рост Монгольской империи. Позже она распалась на несколько частей, которые обозначены желтым, зеленым и фиолетовым цветом.

Военная доблесть монголов

В отличие от Гитлера, Наполеона и многих других, у монголов было мало проблем с захватом Руси. Монголам нравилось нападать зимой, ведь их лошади могли спокойно бежать по льду реки без необходимости наведения мостов. В то время, как афганцы могли сопротивляться американцам, СССР и англичанам, они не смогли избежать завоевания монголами. Китай никогда не был под властью внешних сил до тех пор. Арабская империя процветала, а Багдад был величайшим городом в мире. До монголов, конечно. А индийцы едва смогли избежать нападения орды Чингисхана.

У тевтонских рыцарей-крестоносцев не было чем ответить монголам, как и различным племенам Юго-Восточной Азии. Не имеет значения, были ли вы суперразвитой цивилизацией или полностью кочевым народом — всё равно вы проиграли бы монголам. Монголы могли наступать в холодной Сибири и жаркой Аравии. Их не волновало, если они скакали по обширным степям Азии или глубоким тропическим джунглям Бирмы. Они могли спокойно пересекать рисовые поля Китая, Гималаи, как будто это был какой-то холм местного значения, и даже организовывать морские атаки.

Если враги наступали фалангой, монголы уничтожали их стрелами. Если враги распылялись, монголы преследовали их на лошадях. Они легко преодолевали вражеских лучников, кавалерию и мечников. Словом, не было ни одной технологии, ни одной военной стратегии, которая могла бы достичь успеха против монголов.

Не только грубая сила, но и колоссальная империя

Говоря о монголах, многие представляют себе устаревшую, часто расистскую картину несколько грубых и кровавых «варваров», которым просто повезло. Однако в последнее время историкам стали известны довольно интересные факты о них, чтобы воздать им должное уважение. Давайте смотреть правде в глаза: нет ни одной сверхдержавы или империи, у которой было бы меньше крови на руках. Монголы на самом деле были очень открыты к инновациям. Будучи мастерскими инженерами, они использовали все технологии, известные в ту пору человеку, в то время как их конкуренты были слабы и упрямы. В то же время монголы не переставали обучаться. Развитие многих технологий в мире (в том числе распространение пороха, бумаги и печатного станка в большинстве стран Европы) произошло, как прямой результат их завоеваний. Короче говоря, они помогли значительно сформировать мир, в котором мы сейчас живем. Монголы были свободны от груза какой-либо идеологии и вероисповедания. В этом смысле, они были намного лучше любой европейской колониальной державы.

Другие достижения монголов

Чингисхан принес систему письма в Монголию, которая до сих пор используется многими монголами. Монгольская империя освободила учителей от налогов, что привело к большому распространению печати во всей Восточной Азии. Они также помогли росту образованного класса в Корее. Монголы построили впечатляющую международную почтовую систему через огромную часть Евразии под названием Ям (маршрут), эффективность которой была проверена следующими пятью веками. Они начали создавать стандартизированные банкноты и бумажные деньги за столетия до того, как это сделали в Европе.

У монголов была фантастическая «зона свободной торговли», в которую входила большая часть известного мира. Торговля процветала, так как купцы путешествовали, не беспокоясь о грабежах. Экономика процветала. Именно в это время Марко Поло и другие европейцы смогли посетить Азию. В эпоху религиозных войн монголы построили империю религиозной терпимости, которая охватила почти все известные религии: ислам, христианство, буддизм, конфуцианство. Китайские науки, астрономия, медицина, машиностроение и математика начали взрывообразно развиваться в эпоху монголов, так как ханы понимали значение науки. Среди величайших ученых той эпохи Го Шоуцзин и Чжу Шицзе. Монголы также создали высокоточный календарь. Искусство и театр процветали в эпоху Юань в Китае. Сюда были привнесены различные европейские достижения в области стекла и музыкальных инструментов.

Монголы имели постоянную жажду знаний и были очень способными учениками. Они также распространяли свои знания в различных культурах, что вызвало взрыв идей. Как и у всех великих империй мира, у них было много крови на руках. Тем не менее, их вклад в человеческое существование из-за взрыва идей в сферах науки, искусства и торговли сформировал нашу историю больше, чем вклад какой-либо другой сверхдержавы.

Образование Монгольского государства

Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов. Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.

Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках. В тексте "Старой истории династии Тан" ("Цзю Тан шу") сказано: "Шивэй - особый род киданей. Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника? - Е.К.) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами. Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних животных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй..." Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.

В "Новой истории династии Тан" ("Синь Тан шу") имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительного человека.

Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шнурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей - их было мало - пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй, а не 9, как в "Цзю Тан шу".

Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль-Тегина в 731-732 гг., затем - в китайских текстах IX в.

История собственно монгольских племен Х-ХI вв. - это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязычных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.

Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или междоусобные войны.

Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, "над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности - Эргунэ-Кун. Значение слова кун - „косогор", а эргунэ - „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"". Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону. "И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем] до тех пор, пока тот горный склон не расплавился".

Прародительница Чингис-хана , Алан-Гоа, родила пятерых сыновей.

Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое - после его смерти. Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были "отмечены печатью небесного происхождения". Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал cвой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной "Алтан Тобчи", сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжими волосами и светлыми глазами.

В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища - квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в Х-ХI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхе тюркского населения монголами.

Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в Х в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено "Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области", центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски - Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками.

После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. За это цзиньские власти платили зерном, шелком, деньгами.

К середине XII в. относится появление первого монгольского государства - Хамаг монгол улуса ("Государства всех монголов"). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй, и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125 г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-сольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северу от р.Сининхэ, которая стала пограничной.

К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголов (Мэнфуго чжу).

Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзуюань хуанди. Он объявил свой девиз царствования - Тянь-син, или "Расцвет, дарованный Небом". Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом го ван, или "князь государства", Аоло ответил отказом.

Большинство исследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В "Тайной истории" о Хабул-хане сказано: "Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган". Амбагай-хаган имел титул "всенародного кагана и государя улуса". Монгольское улусун эджен, "государь улуса", если и не соответствовало китайскому хуанди, "император", то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу ("государь государства"). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана "монгольским ханом", "государем и правителем своих племен и подчиненных". Древние монгольские правители носили сяньбийско-жуаньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.

Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана . От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана. Все вместе это были "природные" монгольские ханы, или хаганы.

В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжина - Чингис-хана Тумбинай-сечена.

Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160 г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.

После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола. Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток найманами. Здесь они в значительной степени оказались монголизированными. Кереиты были христианами несторианского толка.

Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие - тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, "люди лесов".

Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве - верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огня Ут.

Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо-племенным, обществом "военной демократии" и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол - рабы-мужчины, индже - рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу - пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, "пасли его коней", рабы Тоорил-хагана кереитского "пасли верблюдов и овец". Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. "Если раб не предан хозяину, - поучал Чингис-хан , - убить его".

Среди людей лично-свободных были люди богатые - баян и бедные - ядагу хувун. Они делились на людей своего урука - потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей - джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных - сайн хувун и простолюдинов - карачу. Среди благородных выделялись "золотые роды", природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов - аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, "китайско-алтайские", титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Темучжин - Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника. Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы: мерген ("отличный стрелок из лука"), сечен ("мудрый"), баатур ("богатырь"), бука ("силач"), бильге ("мудрый") и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.

"Улус" как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, "народ, образующий государство-владение", и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса. Поэтому столь большое значение имело понятие "собрать улус". Во главе улуса, как правило, стоял хаган. Его опорой были его урук, сородичи, происходившие от общего мужского предка (свойственники, родня по бракам составляли другую группу - худа), и нукеры, дружина хагана (нукер - букв. "друг"), его гвардия. Нукеры управляли ставкой хагана (позже - орда), его сородичами - уруком, командовали гвардией хагана и его воинскими формированиями. Воинами руководили так называемые лучники и носители сабель. Из числа нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами овец, конскими табунами и т.п., люди, которые управляли перекочевками. При хагане имелись конюшие, кравчие, черби (люди, ведавшие прислугой и домашними людьми хагана). Источники позволяют выделить в улусе XII в. три группы должностных лиц: тех, кто управлял ставкой хагана, тех, кто командовал его вооруженными силами, и тех, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.

Вы одиноки и вам желалось бы расслабиться очаровательным трахом с приятными индивидуалками? Только индивидуалки Оренбурга постоянно принимают звонки и будут рады осуществить все ваши желания в кровати.


Введение

§1. Образование и этапы монгольского государства

§2. Причины завоевательной политики

§3. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В современной истории довольно прочно укоренилось название «монголо-татары». Несмотря на то что этот народ оставил неизгладимый след в истории развития русского народа, в первый раз этот термин был использован лишь в 1823 году. Название «монголо-татары» удачно использовалось профессором университета Санкт-Петербурга П. Наумовым. Во время непосредственного правления этой нации на Руси использовались совсем другие названия. Их называли татары или монголы. Точной информации об этой народности на Руси просто не было.

К такому выводу можно прийти, изучая Лаврентьевскую летопись. В ней подчеркивалось, что никто не знает точного происхождения этого народа. Сами же Чингисиды присвоили себе название монголы, а империя называлась "Великим монгольским улусом".

Что же собой представляли монголы? Это были кочевые скотоводы. Основную ценность для их существования имели пастбища, поэтому военные столкновения с другими кочевыми племенами были довольно обычны и никого не удивляли. Тем не менее, такие военные столкновения приводили к тому, что хаотический кочевой образ постепенно реорганизовывался в строгий военный режим, благодаря чему усиливалась военная мощь самих монголов. Постепенно образовывалась знать, которая и производила руководство в племенах.

Постепенно родоплеменной строй потерял свое значение. В первой половине ХII в на территории Приамурья появилось государство под предводительством Хабул-хана, которое носило название Хамаг Монгол. О могуществе этого государственного устройства свидетельствовал тот факт, что чжурчжэней не смогли подчинить их своей воле.


§1. Образование и этапы монгольского государства


История Золотой империи чжурчжэней также довольно интересна. Она появилась в 1115 году в результате борьбы с властью киданей. Обретя независимость от их правления, чжурчжэней стали независимой и могучей империей, которая оказывала довольно серьезное влияние на развитие и культуру всех народов Приморья. Но это была далеко не первая держава, которая оказывала такое могучее влияние на народы Приморья.

Такую власть имела более ранняя держава, носившая название Бохай. Она появилась в результате обретения независимости мукрийскими племенами от танского Китая в 698 году. Проходившие в нем на то время социальные преобразования, а также существенная угроза его внешней экспансии побудили создать независимое государство Бохай, которая и подчиняло своему правлению значительную часть Приморья, а также часть уцелевшего от нашествия китайцев государства Когурьё. Со временем в государство Бохур также вошли и уйгурты.

Постепенно могучая китайская империя Тан была вынуждена признать положение Бохай и отказаться от дальнейших завоеваний в этой территории. Военная сила государства Бохай не уступала могучей китайской империи, а потому дальнейшие завоевания здесь были просто невозможны. Но уйгурские племена через некоторое время существенно подорвали мощь этого государства. Им пришлось вторгнуться на территорию этой страны, так как сами уйгурцы потерпели разгромное поражение от енисейских кыргызов. Это поражение уйгурцев произошло в 840 году и существенно повлияло на дальнейшее развитие Бохая.

Падению Бохая также поспособствовали западные соседи - кидане. Особенно давление с их стороны стало ощутимым после провозглашения в 916 году независимого Великого Киданьского государства. Это привело к тому, что в 926 году Бохай был полностью разгромлен и уничтожен киданями. Тем не менее, на протяжении дальнейшей истории против киданей велась ожесточенная борьба за независимость. Эта борьба длилась на протяжении Х века, а также частично затронуло и XI столетие.

На помощь бохайцам поднялись родственные им чжурчжэни, которые в 1113 году вели войну с киданями под предводительством Агуды. После ряда серьезных побед Агуда в 1115 году решил объявить о возникновении Золотой империи. К 1125 году империя Ляо полностью прекратила свое существование. Затем был сокрушен и сунский Китай. С монголами также велась упорнейшая война, в которой они уступили монголам.

Такое поражение привело к тому, что сами монголы заставили чжурчжэней передать в правление монголов 27 крепостей. Также они обязывались в знак уважения поставлять указанное количество хлеба, а также скота. Чжурчжэни решили не сдаваться в своей борьбе против монголов и на помощь позвали татар. В результате такого союза монголам было нанесено очень крупное поражение в 1161 году. Это привело к тому, что само государство Хамаг Монгол было разделено на три владения, которые постоянно враждовали между собой.

За восстановление былой славы государства взялся Темучин, который, проявляя железную волю, смог добиться объединения большей части этих владений в единое государство в 80-х годах XII века. Появился новый могучий политический организм, который становился все прочнее и прочнее. Это достигалось путем физического устранения наиболее могущественных соперников, которые были из числа монгольской знати.

Это привело к тому, что в 1206 году был созван курултай, где его официально объявили Чингис-ханом. Такое признание возводило его в ранг правителя «всех монголов». Придя к полной власти, он готовится к дальнейшим походам. В первую очередь его интересует Золотая империя, а также Сибирь. Именно туда и был сделан первый военный поход, в результате чего были покорены буряты и уйгурты. Укрепившись, Чингис-хан наносит оскорбление чжурчжэньскому посланнику, что было равносильно объявлению войны. Затем последовали могучие военные удары монгольских войск, что привело к падению Золотой империи и ее распаду на несколько владений, которыми и дальше управляли чжурчжэньскими военачальниками. Они поспешили признать свою зависимость от Монгольской империи, благодаря чему остались у власти. Завоевание Золотой империи закончилось в 30-х годах XII в.

Наиболее сильное и мощное сопротивление оказали чжурчжэни-удигэ, которые проживали на территории Приморья. Это привело к тому, что большая их часть была истреблена монголами. Уцелевшие вынуждены были уйти в дебри уссурийской тайги, где конница монголов не могла их достать. Это привело к тому, что племена удигэ должны были вести полукочевой образ жизни, из-за чего они значительно отстали в своем развитии.

Главным направлением Чингис-хана была война с Китаем. В 1215 году под натиском монголов пал Пекин. В результате завоеваний Золотой империи и некоторой части Китая в руки монголов попала передовая военная техника. Также появился штат государственных чиновников, которые и помогали в управлении завоеванными территориями. Следующий удар Чингис-хана был направлен на Среднюю Азию, Персию и Закавказье.

Вся Средняя Азия оказалась завоеванной в период 1219 - 1221 годов. В то время Хорезмшах Мухаммед был занят внутренними политическими противоречиями. Из-за этого он не сумел по достоинству оценить силу противника. Таким образом, его войска оказались разрозненными и были разбиты.

Войска Чингис-хана, которыми командовали Субэдей и Джебе, разведывали земли других стран. Это были, к примеру, северный Иран и Кавказ. В 1222 году велись сражения в Азербайджане и Грузии. Оттуда, пройдя через Ширванское ущелье, войска смогли проникнуть на равнины северного Кавказа. В этих местах монголо-татары смогли разбить половцев, а также аланов. Применяя тактику обмана и красивых обещаний, они успешно разобщили местные народности. В итоге половцы, сумевшие остаться в живых, бежали в Русскую землю по направлению к Днепру.

Тогда Котян, половецкий князь, попросил о помощи своего зятя, Мстислава Мстиславича Удалого, который был галицким князем. В ответ на эту просьбу свои силы объединили некоторые из князей Южной Руси.

В 1223 году произошло знаменито сражение на реке Калке. Тогда русско-половецкие войска, объединившиеся в одно, потерпели поражение под ударом монголо-татар. Причиной стали несогласованность действий и отсутствие выдержки первых. Урон был довольно большим, ведь в живых остался один воин из десяти. Погибли в этой битве и шесть русских князей.

Таковой была первая разведка русских земель. Второй же поход сюда совершил Бату-хан, или Батый, внук Чингис-хана. Произошло это в 1237 году. Этому походу предшествовали завоевание Волжской Булгарии (1236 год) и битва с половцами (1237 год). Первой на пути Батыя оказалась Рязанская земля. Затем пострадали от разорения княжества Южной, а также Северо-Восточной Руси. Русский народ оказывал достаточно сильное сопротивление, но его оказалось недостаточным, чтоб дать отпор умелым монголо-татарским войскам.

В 1240 году был полностью сожжен Киев. После этого завоеватели пошли на запад. Однако от завоевания Западной Европы их удержало известие о смерти преемника Чингис-хана, хана Угедея. Произошло это в 1242 году, и воины стали возвращаться в Монголию. К тому же на то время монголо-татары уже заметно ослабели, ведь сопротивление со стороны Польши, Руси, Венгрии и Балкан было довольно сильным. После этого в Европу они уже не возвращались. Однако с тех пор Русь стала находиться под экономической и политической зависимостью от ханов Монголии.


§2. Причины завоевательной политики


История монгольского государства - это история завоеваний. Кочевая знать жила за счет ограбления собственного народа и соседних народов.

Таким образом, грабёж, прежде всего немонгольских народов - основной источник обогащения знати и основная причина монгольских завоеваний. От Великой Китайской стены до венгерской границы - травянисто-степное пространство;

перед Чингисханом стояла задача отвлечь знать от сепаратистских тенденций, а созданную империю удержать от быстрого распада. Этого можно было достичь за счёт грабежа Евразии;

в условиях монгольского государства надо было отвлечь внимание народных масс от ухудшающего положения. Так, из источников можно узнать, что многие монгольские воины и скотоводы не имели коней. Кочевник без коня в условиях XIII-XIV вв., не был ни воином, ни даже пастухом. Обнищание подавляющей массы монголов было явлением повсеместным. Временами среди них не только было распространено, но и принимало огромные размах бродяжничество.

По масштабности экспансии и последствий нашествия татаро-монгол можно сравнить только с нашествием гуннов.

Относительно небольшим войском монгольская экспансия осуществлялись веером в 3-х направлениях:

юго-восточное - Китай, Корея, Япония, Индокитай, о-в Ява.

юго-западное - Средняя Азия, Иран, Кавказ, Арабский халифат.

северо-западное - Русь, Европа.

Первый удар Чингисхан обрушил в южном направлении, на государство тангутов, Си-Ся и Цзинь. Первые удары по государству тангутов был нанесён в 1205 г.; в 1207 г. и 1209 г. - второй и третий походы против тангутов. В результате побед монголов тангуты были вынуждены заключить с ними мир и заплатить большую контрибуцию. С 1211 г. походы против чжурчжэней (в1215 г. взят Пекин).

В 1218 г. был объявлен западный поход, которому предшествовали победы над каракиданями и племенами Южной Сибири. Главными целями западного похода были богатые территории и города Средней Азии (государство Хорезмшах, Бухара, Самарканд), которая была покорена в 1222 г. Развитие этого направления привело монголов на Кавказ, в южнорусские степи.

Таким образом, Северный Китай (1211-1234) и Средняя Азия, подверглись самым сильным ударам, когда монгольская экспансия была на подъёме. Северный Китай буквально превратился в пустыню (современник писал: «Везде были видны следы страшного опустошения, кости убитых составляли целые горы: почва была рыхлой от человеческого жира, гниение трупов вызывало болезни»).

Джучи с 1224 г. был ханом улуса Джучи на западе Монгольской империи (территория северного Казахстана);


§3. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси

империя монгольский завоевание русь

Если говорить о значении иго, то хочется прежде всего отметить, угнетающую, порабощающую силу, в буквальном смысле этого слова гнет завоевателей над побежденными.

Обычно в этом смысле, оно употребляется в словосочетаниях, таких как персидское иго, или монголо-татарское иго. Необходимо отметить, что система монголо-татарское иго представляет собой систему даннической и политической зависимости русских княжеств от монголо-татарских княжеств. В свою очередь, проблемами истории государства и права Руси золотоордынского периода занимались многие исследователи.

Однако единых точек зрения на данный период развития российской государственности нет. Хронологические рамки исследования охватывают период с XIII по XVI века. В это время были заложены основы будущего централизованного государства Московская Русь, а также и российского самодержавия.

На рубеже XII-XIII вв., из кочевавших на просторах Монголии племен, в ходе междоусобиц выделяются ряд сильных и влиятельных племен и родов, и их предводителей-вождей, среди которых наиболее могущественным был Темучин. В 1206 г. он был избран общемонгольским правителем и получил имя Чингисхан. В течение 1215-1223 гг. полчища Чингисхана постепенно разгромили Китай, Хорезм, Афганистан, осуществили поход через Персию на Кавказ. В 1223 году монголы впервые встретились с русским войском в битве на реке Калка. В течение 1237-1241 гг. при приемниках Чингисхана Батые (Бату) и Берке, монголы осуществили завоевание русских княжеств.

После монголо-татарского нашествия на Руси установилось монголо-татарское иго.

Попробуем дать определение, что такое иго. Иго - угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле - гнёт завоевателей над побежденными. В этом смысле оно употребляется обычно в словосочетании. Например: турецкое иго, монголо-татарское иго, персидское иго. Происходит от праиндоевр. *jugom «соединение». То есть, «иго» - объединение, соединение (например, «Монголо-татарское иго»). Древние римляне заставляли иногда проходить «под иго» неприятельские войска, которые сдались в плен.

Монго?ло-тата?рское и?го - система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века монгольских ханов, после - ханов Золотой Орды) в XIII-XV веках.

Отношения вассалитета между русскими княжествами и Золотой Ордой не были закреплены договором, а были просто продиктованы монголами. Зависимость русских княжеств выражалась, прежде всего, в необходимости для русских князей получать от хана ярлык на княжение, уплаты в Орду дани в виде десятой части всех доходов с населения княжества, а также в предоставлении населением лошадей, повозок и пропитания для посещающих русские княжества монгольских чиновников.

Со временем ярлыки на княжение, превратились в объект соперничества между правителями русских княжеств, используемого золотоордынскими ханами как предлог для грабительских набегов на Русь, а также как средство для того, чтобы не допустить слишком большого усиления отдельных ее территорий.

Ежегодно отправляемая в Орду дань вначале собиралась натурой, а затем была переведена на деньги. Единицами обложения являлись городское и сельское хозяйство. Сбор дани был отдан на откуп мусульманским купцам - бесерменам, часто вводившим дополнительные произвольные поборы. Позднее сбор дани был передан русским князьям, что наряду с отзывом чиновников - баскаков, являлось одной из уступок сделанных золотоордынскими ханами в награду за участие отдельных русских князей в подавлении антиордынских выступлений происходивших на Руси в конце XIII - первой четверти XIV в.

Именно внешнеполитический фактор - необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому, сыграл основную роль в процессе формирования на Руси нового единого государства. Поэтому данное государство, сформировавшееся к концу XV - началу XVI в., имело свои особенности: сильную монархическую власть, с жесткой зависимостью от нее господствующего класса, а также высокую степень эксплуатации непосредственных производителей. Последствия воздействия завоевателей обусловили многие черты нового государства и его общественного строя.

Заключение


На основе полученной информации можно сделать следующее выводы. Огромное значение в исторических судьбах русского народа, народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья имели разрушительные завоевания монголо-татар и создание ими военно-феодальных государств чингисидов.

В XI - XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. При этом часть монгольских племен - лесные монголы - еще не полностью перешла к скотоводческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и собирательством готовых продуктов природы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе: аил - род - племя во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингиз-хана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей - членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

Установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен.

Использование характерного для всех поработителей принципа «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т. п.

Создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов.

Постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов.

Правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингиз-хана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций.

Относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.


Список использованной литературы


1.Вернадский Г.В. Монголы и Русь. // Г.В. Вернадский - Тверь, 1997, 189 с.

2.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение.//Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский - М., 1998, 479 с.

Греков Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической истории.// Б.Д. Греков - М., 1979, 156 с.

Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.// Л.Н. Гумилев - М., 1970, 398 с.

Ионов И.Н. Российская Цивилизация 9-нач. 20 веков. // И.Н. Ионов - М., 1985, 319 с.

Карамзин Н.М. История государства Российского.Т.1// Н.М. Карамзин - М., 1991, 316 с.

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России.// Н.М. Карамзин - СПб, 1914, 56 с.

Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. // В.В. Каргалов- М., 1966, 136 с.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3-х книгах. - Кн.1.// В.О. Ключевский - М., 1995, 572 с.

Костомаров Н. Начало единодержавия в Древней Руси // Н. Костомаров - СПб, 1872, 399 с.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было.// В.А.Кучкин - М., 1990, 28 с.

Леонтович Ф.И. К истории права русских инородцев: древний ойратский устав взысканий. // Ф.И. Леонтович - Новороссийск, 1879, 290 с.

Пащенко В.Я. Идеология евразийства. // В.Я Пащенко - М., 2000, 160 с.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.//С.Ф.Платонов - Петроград, 1915, 746 с.

Соловьев С.М. История Руси.// С.М. Соловьев - М., 1966, 498 с.

Трепавлов В.А. Государственный строй Монгольской империи 13в. Проблема государственной преемственности. // В.А. Трепавлов - М., 1987, 168 с.

Золотая орда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.