Шотландские музыкальные инструменты: что мы знаем кроме волынки? Скрипка: интересные факты, видео, произведения, история

Волынка - духовой музыкальный инструмент.

В России от названия этого инструмента применяется выражение -

История названия и происхождения

В России волынка получила свое название от местности Волынь – историческая область притоков реки Припять и Западного Буга (сегодня является одной из областей Украины).

Волынка в других языках - Bagpipe(англ.), cornemuse(франц.), dudy(чешск.-польск.)

Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в 400г. до н.э. у Аристофана. Волынка относится к числу наиболее древних музыкальных инструментов человечества. Считается, что происхождением ее мир обязан Ближнему Востоку. С помощью волынки услаждали свой слух древние халдеи, ассирийцы, египтяне и греки. Имеются письменные свидетельства того, что своими громогласными и протяжными звуками волынка придавала дополнительной храбрости и без того полным мужества и силы римским воинам. Предполагается, что именно из Древнего Рима волынка во времена борьбы римлян с варварами перекочевала в Британию и далее в Шотландию, где и приобрела статус народного инструмента и стала национальным символом этой страны. В основе принципа звучания волынки лежит монотонная гармония, сопровождающая голос. Такая форма исполнения музыки в буквальном смысле слова идет из глубины веков. Однако одного голоса, даже исполняющего прекрасную мелодию, как правило, не хватает. Для того чтобы музыкальное произведение воспринималось более живо, голосу требуется что-то дополняющее.

Далеко не каждый музыкальный инструмент может дать музыканту такую возможность. Что касается волынки, то такой возможностью она как раз обладает, позволяя подключить к голосу один или несколько перманентных басов, называемых бурдонами. Заслуженным, пусть и меньшим признанием, чем в Шотландии, пользуется волынка и в других странах. Правда, и называется она там иначе. «Мюзет» – так называют аналог волынки во Франции, «лабанора дуда» – в Литве, «гудаствири» – в Грузии, «иллианпайп» – в Ирландии, «зампогна» – в Италии, «гайда» – в Болгарии. Волынка начала завоевывать Европу в эпоху подъема общеевропейской культуры, связанного, прежде всего, с крестовыми походами и сопутствующими им, помимо горя и разрушений, которые они несли, расширением культурных горизонтов и обменом достижениями культуры различных народов. Но инструментом «для аристократов» королевских дворов Европы волынка так и не стала, оставаясь веками именно народным инструментом, спроектированным для громкого звучания на открытых пространствах, зовущим на жестокий бой и бесшабашный танец.

Волынка навсегда вошла в состав официальных инструментов военных оркестров англоязычных стран и постоянно звучит в ходе различных церемоний, проводимых в Великобритании. Серьезный импульс возвращения волынки в музыкальный обиход стал огромный интерес и мода на стиль «фолк», национальную музыку и танцы. Теперь ее снова можно услышать на фолк-фестивалях, концертах, свадьбах и вечеринках Европы, а в таких странах, как Великобритания, Ирландия и Испания появляется все больше Pipe Bands – небольших оркестров национальных народных инструментов, где волынщик со своим инструментом все чаще играют центральную роль. Однако развитие волынки не застыло на уровне 19 века – на данный момент разработаны несколько вариантов электронных волынок. Существуют специализированные клавишные MIDI-волынки, некоторые из них позволяют переключать варианты звучания нескольких разных типов волынок.

Волынка народов мира

Волынки известны во многих странах. Во Франции она называется «мюзет», в Литве – «лабанора дуда», в Грузии – «гудаствири», в Ирландии – «uilleann pipe», в Италии – «зампогна», в Болгарии – «гайда». Существовала волынка и на территории нашей страны, где ее называли «дуда». У разных народов волынки различаются по таким параметрам, как материал, размер, количество игровых труб. Тональность, звучание и тембр этих родственных по своей сути инструментов также отличаются друг от друга.

В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. Мех начал служить заменителем человеческих легких в 17 в. в Ирландии. В средневековой Европе простая духовая волынка была популярна у пастухов, солдат и князей. На сегодняшний день насчитывается около 30 разных видов волынок в Европе. У разных народов, волынки различаются материалом, размерами, количеством игровых труб и в зависимости от этого тональностью, звучанием и тембром.

Существовала волынка и на Руси, где у неё было и еще одно название – «дуда». На дуде играли скоморохи, сведения о чем содержатся в «Повести временных лет». Впрочем, до XIII века русские летописцы гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник».

Волынка… Звуки этого уникального инструмента неизменно вызывают образы зеленых склонов Шотландии, клетчатых юбок и сказочных замков. Большинство предполагает, что этот многозвучный инструмент имеет исконно шотландские корни. Однако историки ведут спор о том, где зародился этот уникальный инструмент.

Откуда звук?

Трудно определить время и место возникновения музыкального инструмента - прародителя современной волынки. Историки говорят о Китае, Древней Греции и Риме. Упоминания об инструменте можно найти на каменных плитах за несколько столетий до рождества Иисуса Христа. Волынка - это загадочный инструмент, который можно найти в истории стран Европы и Азии. Никто точно не может определить, когда же инструмент стал традиционным для Шотландии.

Предположительно волынку привезли с собой римляне, у которых в войсках были волынщики. По имеющимся историческим данным, любил звуки волынки и сам умел играть на инструменте. Но еще до императора Нерона волынка упоминалась в стихах Вергилия. В настоящее время невозможно определить достоверно, была она привезена или римляне воспользовались имеющимся в стране инструментом. Волынка - музыкальный инструмент с многонациональными корнями, каждый из которых наложил отпечаток на ее звучание. Каким бы способом она ни попала в Шотландию, там она была несколько видоизменена и стала именно тем инструментом, каким мы привыкли ее видеть.

Изготовление инструмента

Традиционно волынки являются инструментами ручной работы. Использование традиционных материалов все еще очень распространено, модернизация производства волынки привела лишь к усовершенствованию способа изготовления инструмента, а не к ухудшению или потере какого-либо важного качества.

Шотландская волынка с первых дней изготавливалась из болотного дуба, но затем стали использовать дерево лиственных пород из экзотических стран. Тональность звука волынки зависит от качества и типа используемой древесины. Интересно, что разные части волынки могут изготавливаться из разных видов древесины. При производстве инструмента учитывается также влажность климата страны, где она будет использоваться.

Например, бурдоны могут изготавливаться из черного дерева эбонита, что очень подходит для влажного и не подходит для сухих регионов США. Поэтому в большинстве случаев используют пластмассу для производства труб во избежание влияния климата.

Мешок волынки - важнейшая часть инструмента, которая традиционно изготавливается из овчины, но в разных странах мира материал варьируется. В США лося, а в Австралии - кенгуру.

Хорошая волынка всегда имеет не только части, которые отвечают за звук, но и украшения. В прежние временя шотландская волынка украшалась элементами из слоновой кости или бивней моржей. Но для сохранения этих видов животных украшения делают из рогов или искусственных материалов.

Волынка - это инструмент, состоящий из нескольких частей, поэтому она никогда не будет предметом массового производства. Традиционные способы производства всегда будут преобладать.

Музыка волынки

Волынка - это исторически очень важный инструмент для Великобритании. В звуках волынки отражались все события, происходящие в кланах Шотландии. Волынщики сочиняли музыку о радостях и горестях, битвах и победах.

Создание волынки, как и игра на ней, долгое время считалось прерогативой мужчин, т. к. некоторые модели имеют большой вес. Волынки могут быть маленького и большого размера, но любая имеет меховой мешок и пять трубок разного назначения. Есть через которую волынщик подает воздух в мешок. Еще три трубки, называемые бурдонами, создают неповторимый звук. Музыкант может передвигать их, менять высоту. Все это позволяет наслаждаться разными тонами и переливами волынки. Мелодия же создается трубкой чантер. Именно на ней есть отверстия, зажимая которые получают мотив музыки.

Звук волынки громкий, звучный. Его в Средние века использовали в качестве сигналов между кланами. А в настоящее время ее звучание хорошо сочетается с электронной и рок-музыкой. Волынка - это национальный инструмент, гармонично звучащий в современном мире.

Старинные звуки в современной обработке

В Великобритании есть много оркестров с волынками, например Британский военный оркестр. И даже сама королева каждое утро слушает восхитительные, незабываемые звуки.

Разнообразные звуки, которые способна издавать волынка, музыканты используют в современной музыке. Одно из лучших сочетаний - барабан и игра на волынке. Выступления в таком сочетании пробирают до дрожи. Концерты сводных оркестров Шотландии, которые выступают по всему миру, покоряют сердца своими музыкальными шедеврами.

Пользуются спросом волынщики на свадебных торжествах, банкетах и званых ужинах.

Единожды услышав, музыку волынки забыть не возможно. Она может нравиться или нет, но равнодушным не оставит никого.


Волынка
— народный духовой язычковый музыкальный инструмент. Состоит из резервуара (мешок из кожи или пузыря животного), в который вставлена трубка для нагнетания воздуха, нескольких снабженных одинарной или двойной тростью бурдонных трубок для извлечения звука, а также мелодической трубки с отверстиями (от количества отверстий зависит диапазон волынки). Количество бурдонных трубок может быть от одной до четырех.

Бурдон (фр. Bourdon, букв. — густой бас) — непрерывный звук при игре 1-2 басовых трубок Органный пункт — это выдерживаемый в басу звук, на фоне которого свободно движутся другие голоса. Тонический органный пункт способствует устойчивости звучания. Бурдонные трубки настраиваются в кварту, квинту, сексту, октаву по отношению к мелодической трубке.

Волынка относится к древнейшим музыкальным инструментам. Как считают исследователи, это инструмент древнеазиатского происхождения. Волынка звучала в военных оркестрах Древнего Рима, в инструментальных ансамблях Франции (XVIII в.), в торжественных шествиях музыкантов в Шотландии.

На ней играли и играют до сих пор в селах Румынии, Польши, Чехии. Большое распространение получила волынка («гайда») с XI века у южных славян в Югославии, Болгарии, Албании. Она использовалась в основном для сопровождения танцев.

В разных странах инструмент имеет и различные названия: «коза» — на Украине, «дуда» — в Белоруссии, «волынка» — в России. Изображение волынки на миниатюре «Игрище славян вятичей» в Радзивиловской летописи (XV в.) дает основание предположить, что наряду с сопелями и дудками скоморохи Киевской Руси применяли в своем музыкальном творчестве и волынку.

"Трудно решить, какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, наверное, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель; наконец, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли. " (М. Забылин. «Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия»). В книге дается следующее описание волынки:

«Представляет весьма своеобразный по характеру инструмент, напоминающий собою гармонику или мех в валах; здесь действует воздух, заключенный в бараний мех, к которому приложены три дудки и трубочка. В трубочку, прикрепленную кверху, напускается воздух с двух противоположных сторон, определены две разной величины трубки, через которые воздух, проходя, дает басистые голоса, а третья небольшая трубочка имеет несколько отверстий сбоку, что дает возможность играющему производить пальцами разные голоса и звуки ».

Разновидности инструмента

Помимо шкуры животного в качестве резервуара для воздуха применяли бычий пузырь. Способ его обработки следующий:

  • стенки бычьего пузыря промывают в воде;
  • чтобы пузырь при надувании приобрел большой объем, его обрабатывают древесной золой, просеянной через сито;
  • многократную обработку стенок пузыря проводят золой с двух сторон (внешней и внутренней) и вновь промывают в воде, при этом стенки бычьего пузыря утончаются и становятся мягкими и эластичными;
  • последующая обработка проводится измельченным мелом, который удаляет жир и влагу. При этом пузырь приобретает вязкость;
  • просушенный пузырь надувают воздухом при помощи трубки, вставляемой в его отверстие.

Затем на воздушном резервуаре (пузыре) устанавливают трубки: одну для подачи воздуха в мешок, одну игровую (мелодическую), от одной до четырех — бурдонные и помещают в мешок, сшитый из шкуры животного или ткани.

В качестве материала можно применить кислородную подушку, используемую в медицине. Довольно большие размеры (660 х 500 мм) и объем, эластичная и прочная резина подушки подходят для такой работы.

В волынке, как правило, применяли игровую трубку типа свирели, только с пищиком. В России игровая трубка имеет еще и раструб (коровий рог) для усиления звука.

Изготовление воздушного резервуара

Одну из сторон кислородной подушки разрезать по всей длине так, чтобы оставалась небольшая полоска для последующей склейки. Отверстия для крепления мелодической и бурдонной трубок на подушке вырезают следующим способом: круг расчертить на сегменты и от центра прорезать так, чтобы получилось восемь лепестков; на сегменты нанести тонкий слой клея и выдержать в течение 5-10 минут, а затем плотно прикрепить к основанию втулки и обвязать крепким шнуром, концы которого также склеить. Бурдонная трубка по отношению к воздушному резервуару может находиться с боковой стороны на руке исполнителя, либо на плече, либо внизу воздушного мешка. При закреплении всех деталей на корпусе волынки сам воздушный мешок склеивают в последнюю очередь, выдерживая определенное время под грузом. Чтобы проверить герметичность склейки, нужно отверстие для бурдонной трубки закрыть пробочкой и на мелодической трубке извлечь звук При обнаружении утечки воздуха вторично проклеить места выхода воздуха.


Основные детали волынки.

Завершающий этап в работе: подушку поместить в чехол, сшитый из шкуры животного или ткани, закрепить ремни или ленты, поддерживающие инструмент на плече или на шее исполнителя, и установить трубки. Сохранению воздуха в воздушном резервуаре (мешке) помогает клапан (тонкая лайка или резина), приклеенный наполовину к торцевой стороне трубки для вдувания воздуха. Клапан закрывает обратный выход воздуха из мешка в тот момент, когда музыкант выпускает изо рта трубку для вдувания воздуха. Крепление трубок осуществляется при помощи ниток, накрученных на трубки.

Принцип извлечения звука в волынке заключается в колебании язычка, находящегося на мундштуке, который в свою очередь вставляется в мелодическую и бурдонную трубки. Надувая мешок, музыкант сжимает его обеими руками или одной рукой, прижимает сбоку к туловищу и приводит в колебание язычки в трубках, находящихся в корпусе инструмента Периодическое поддувание воздуха в мешок поддерживает постоянное давление воздуха. Оно необходимо для колебания язычков. При установке дополнительных бурдонных трубок увеличивается расход воздуха, поэтому размеры инструмента и его объем тоже увеличиваются.

При настройке инструмента необходимо установить общее уравновешенное звучание — яркое и громкое или тихое, мягкое, приглушенное. Бурдонная (басовая) трубка при звучании не должна перекрывать силу звука мелодической. Для увеличения звука на мелодическую игровую и бурдонные трубки надевают резонаторы. Настройку трубок проводят точно так же, как и при настройке жалеек перемещая язычок вверх — звук повышают, и наоборот, вниз — звук понижают. В старину большое внимание уделяли внешнему оформлению инструмента. Трубки волынки делали различной конфигурации и украшали резьбой, инкрустацией, росписью. Кожаный мешок обшивали красочными тканями и обвязывали бахромой с кистями. Из дерева вырезали фигурки и головы животных, укрепляя затем на инструменте. В Белоруссии и на Украине волынку украшали деревянной головой козы. Отсюда, видимо, и диалектное название волынки — «коза», «козица».

Трубка для подачи воздуха в инструмент.


Бурдонная трубка. Общий вид соединения трубок с втулкой.

Настройка инструмента

В двухголосной волынке, в данном случае соль мажор, мелодическая и бурдонная трубки настраиваются в унисон. Мелодическая трубка имеет звукоряд от соль 1-й октавы до соль 2-й, а бурдонная трубка звучит ниже соль малой октавы. В волынке с тремя игровыми трубками — мелодическая трубка от соль 1-й, вторая — ре 1-й, третья — соль малой. Строй волынки, имеющей четыре трубки, — 1-я — соль 1-й октавы, 2-я — ре 1-й октавы, 3-я — соль малой, 4-я — соль большой. Самая распространенная и наиболее используемая в музыкальном творчестве волынка имеет две добавочные трубки. Достаточно иметь один корпус и несколько трубок, настроенных в разных тональностях, и можно изменять строй волынки. Размеры трубок смотрите выше - «Жалейка».

Виды волынок:

Шотландская горная волынка
Ирландская
Галиссийская гайта
Болгарская гайда
Чешский козел
Русская волынка
Литовские лабанора дуда, дудмайшис
Французская «мюзет»
Грузинская «ствири» (гудаствири)
Эстонский «торупилль»
Аджарская волынка «чибони»
Молдавская и румынская волынка чимпой
Шабр (шапар) - чувашская волынка

Марийские разновидности - шувыр, шювыр, шуббер

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Техническое извлечение звука

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Шотландская волынка

Игра на волынке

Старинный шотландский инструмент. Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха - через поддувную трубку - обеспечивает свободу правой руке.

При игре музыкант (piper) наполняет воздухом резервуар и, нажимая на него локтем левой руки, заставляет звучать бурдонные и игровую трубки, в свою очередь снабженные специальными язычками (тростями), причем, в бурдонных трубках используются одинарные, а в игровой трубке двойные трости, изготовленные из камыша.

Ирландская волынка

Cillian Vallely играет на «полном наборе» ирландской волынки

См. также

  • Шотландская музыка
  • Ирландская музыка

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Русскоязычный сайт-энциклопедия о волынках для новичков и мастеров (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Энциклопедия волынок (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Как изготовить волынку, чертежи (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Московский Международный Фестиваль Волынщиков «Russian Bagpipe Forum» (Проверено 6 августа 2011)
  • Информационный портал «Новости волынки» (Проверено 6 августа 2011)
  • Форум волынщиков России, СНГ и стран ближнего зарубежья (Проверено 6 августа 2011)

Российские исполнители, использующие волынки

  • Moscow & District Pipe Band - Оркестр Волынщиков Москвы и Области (Проверено 6 августа 2011)
  • Евгений Лапекин (шотландская волынка, ирландская волынка)
  • Mervent (Проверено 6 августа 2011)
  • Московская фолк-рок команда Tintal (Проверено 6 августа 2011)
  • «Puck & Piper»(«Пак и волынщик») (Проверено 6 августа 2011)
  • Наследие Вагантов - Тяжелый фолк-рок с волынками (Проверено 6 августа 2011)
  • Музыка Радикум - Musica Radicum. Средневековый фолк. Используют галисийскую, французскую и ирландскую волынки. (Проверено 6 августа 2011)
  • Reelroadъ русско-кельтская музыка. (Проверено 6 августа 2011)
  • Сайт группы из Новосибирска, которая исполняет кельтскую музыку. Среди инструментов - волынка, на которой играет Галина Беляева. (рус.) (Проверено 6 августа 2011)
  • Дубрава - Ансамбль средневековой музыки из Рязани
  • СКОЛОТ - Неофолк-рок группа г. Тамбов (Проверено 6 августа 2011)
  • TeufelsTanz - группа, исполняющая средневековую музыку нового времени
  • ЗМЕЙ ВОЛЫНЫЧЪ - Неофолк группа г. Москва (Проверено 6 августа 2011)
  • Александр Анистратов - музыкант, играющий на волынках Шотландии, Ирландии и Испании, популяризатор, музыкальный мастер