Шипящие согласные буквы в русском языке. Шипящие звуки

В русском языке согласные буквы имеют несколько классификаций. Разберем их отдельно.

Твердые и мягкие, парные, непарные

Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о,у, э, ы, е, ю, я, ё, и), а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.

Например, {б}–{б´}: болт-бита, {д}–{д´}: дуб – дело. В первом случае согласный звук твердый, во втором - мягкий.

По твердости-мягкости согласные составляют пары. Таких пар получается 15. Не имеют пару согласные – {ц}, {ж}, {ш}, {ч}, {щ}, {й}. Их в связи с этим называют непарными.

Среди непарных 4 согласные при произношении шипят, то есть являются шипящими. Это – {ж}, {ш}, {щ}, {ч}. При этом {ш} и {ж} всегда твердые, а {щ} и {ч} всегда мягкие. Это нужно просто запомнить.

Таким образом, {ш} и {ж} являются твердыми непарными шипящими согласными звуками.

Особенности употребления «ж» и «ш» в словах

Итак, рассмотрим каким образом эти звуки проявляют себя в словах. Произведем звукобуквенный разбор.

Шорты – {ш о р т ы}. Здесь звук {ш} стоит рядом со звуком {о}. Сомнений в произношении и написании не возникает.

Шёпот – {ш о п а т}. Так как звук {ш} всегда твердый, звук {е} не способен его смягчить, как, например в слове «дети», где {д´} становится мягким. Сомнения возникают при выборе между «ё» и «о». В данном случае для проверки написания подбираем однокоренное слово с «ё» или «е» (шептать).

Что касается звука {ж}, то здесь действует то же правило. Только следует различать корни – жёг и –жог. Для выбора правильного написания обращаемся к контексту.

Например, «Петя ожёг руку». В данном контексте имеется в виду, действие. «Ожёг» - это глагол, поэтому пишется «ё». «У отца был сильный ожог». Тут слово «ожог» - это существительное и пишется оно с «о».

Еще одно правило: «жи-ши всегда пишем через И». Имеется в виду, что после «ж» и «ш» не может писаться «ы». А в целом исключения составляют:

  • иноязычные слова (фишю, жюри);
  • иноязычные имена (Жюль);
  • аббревиатуры (межюрбюро).

Нижегородская обл.

р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС

Тема урока:

« ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

У читель начальных классов : Орешкина Н.И.

ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’];

    формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

    развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

    воспитание интереса к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

ХОД УРОКА

    ОРГМОМЕНТ.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Если хочешь много знать

Многого добиться,-

Обязательно читать

Должен научиться.

    Актуализация знаний.

- На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

    ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

-Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

-Какие звуки всегда твердые?

-Какие буквы не обозначают звуков?

-Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?

-Какие гласные буквы обозначают два звука?

- Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

По та ро..а лы…и шала…

Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

Асы до..ечка у…и у..и

- Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

    РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.

- Говори тихо!

-Будь вежлив!

- Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча

ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу

ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь

ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща

АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ

ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи

ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу

ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа

ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже

ША -ША -ША- мама моет малыша

ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу

АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш

-Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

-Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка)

Кто ходит без плаща? (Шаги)

Щи - щи - щи (3 хлопка)

Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)

6. Работа по Букварю.

    1. Работа с лентой букв.

-Прочитаем буквы.

-Есть ли здесь шипящие? Все они здесь?

-Какого звука нет?

    1. Чтение стихотворения В. Пивоварова

« Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6

Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

Ручей - водный поток, текущий струей

- В виде чего написано стихотворение? (Диалога)

- Что такое диалог?

- Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять)

- На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее)

- Что означает такая запись? (долгий звук А)

- Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)

- Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)

6.3 Чтение стихотворения по ролям.

    Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

-Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98

- Чтение текста учителем, читающим учеником.

Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка»)

- Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку..

Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7

- Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?

    Выразительное чтение текста.

- Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.

Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8

- Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья?

- С помощью шипящих звуков.

- Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.

- Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах.

10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.

Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.

Найди лишнее слово. Слайд 9

Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы)

Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.

- Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10

    Работа с домиком - таблицей.

Заселен последний домик в городе Алфавитинске

- Какие буквы в нем живут?

- Какие звуки они обозначают?

-Что общего? (непарные глухие согласные)

13. ИТОГ УРОКА.

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- Что вам понравилось, запомнилось?

-Что показалось сложным?

14. Рефлексия.

- Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки.

Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.

Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось.

Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

Вот так две упрямые буквы добились своего.

А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
с буквой И!

Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

- Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
работать!

А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

«ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

- Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

- Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

-щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К