Шарден жан батисткартины и биография. Жан-Батист Шарден: биография, произведения Жан батист симеон шарден картины с названиями

Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».

Отец художника был мастером-столяром, и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля, Ж.Б. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена - "Скат" и "Буфет" (оба - 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей - серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730-1740-х годов многие свои лучшие полотна: "Возвращение с рынка" (1739, Париж, Лувр), "Гувернантка" (1738, Оттава, Национальная галерея), "Кухарка (Женщина, чистящая овощи)" (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), "Трудолюбивая мать", "Молитва перед обедом" (оба - 1740, Париж, Лувр). Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту.

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением, игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах ("Карточный домик", 1741, "Юная учительница", ок. 1740, оба - Вашингтон, Национальная галерея искусства; "Мальчик с волчком" (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа - младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине "Мальчик с волчком", и десятилетний Шарль ("Портрет Шарля Годфруа", 1738, Париж, Лувр). Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

С 1737 года художник становится постоянным участником парижских салонов, вновь открывшихся после длительного перерыва. Его работы нравятся маршанам и критике, их часто воспроизводят в гравюре известные мастера. Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден - умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве»; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» - восхищенно восклицает он о колорите Шардена.

Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам, или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы! Как одни предметы отражаются в других! Не знаешь, в чем именно кроется очарование, ибо оно разлито повсюду…» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы - фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры - "Автопортрет с зеленым козырьком" (1775, Париж, Лувр) и "Портрет жены" (1776, Чикаго, Институт искусств). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном "Автопортрете" 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком». Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, - атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька - тоже черта профессии. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена, которые предвосхитили будущие открытия в произведениях таких крупных мастеров, как О. Фрагонар и Ж.Л. Давид.

Елена Федотова

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) - французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

Биография Жана Батиста Симеона Шардена

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

Творчество Шардена

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии.

Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.

Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы.

В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам - мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством:

«О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!»

Работы художника

  • Госпожа Шарден
  • Кухарка, чистящая репу
  • Прачки
  • Карточный замок
  • Молитва перед обедом
  • Девушка читающая письмо
  • Атрибуты искусства
  • Натюрморт с индюком
  • Натюрморт с фруктами
  • Натюрморт
  • Медный бак для воды
  • Трудолюбивая мать

Французский живописец Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779).

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779)- французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Работал в мастерской Пьера Жака Каза, затем у известного живописца и скульптора Н. Н. Куапеля, у которого Шарден начал писать с натуры. Среди наставников Шардена был также Ж. Б. Ванлоо, под руководством которого молодой художник принимал участие в работах по реставрации фресок XVI в. во дворце Фонтенбло.

В 1728 г. Шарден организовал выставку в галерее на площади Дофин, которая принесла ему большой успех. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».

В 1730-е - 1740-е гг. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»).


Заботливая няня,1747.
Холст, масло, 46.2 x 37 см.



Прачка
Холст, масло. 37,5 x 42,7
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Разносчица


Молитва перед обедом

Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Запечатленные на полотнах Шардена образы отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.


Маленькая учительница [ок. 1736]


Мыльные пузыри [ок. 1739]


Карточный домик


Юный рисовальщик 1737. 81x65

В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Дочь Шардена умерла в младенчестве; практически одновременно с ней умерла и Маргарита. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте).

В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).


Серебряный кубок [ок. 1768]


Стакан с водой и кувшин [ок. 1760]



Трубки и кувшин


Фрукты, кувшин и стакан


Натюрморт с виноградом и гранатами, 1763, 47x57
Лувр, Париж

С годами популярность художника растет. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. - казначеем академии. Ему поручается организация ежегодных выставок. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».


Натюрморт с атрибутами искусств

В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. Пьер, который ниспровергает покровителей Шардена; в результате художник лишается своих постов. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом.

Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Одна из последних работ Шардена - знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» - вершина творчества мастера.


Шарден, Жан-Батист-Симеон
Знаменитый автопортрет с зеленым козырьком (1775)- вершина творчества. Одна из последних работ мастера.
Бумага, пастель. Лувр, Париж

6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Современники очень скоро забыли Шардена. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия.


Оригинал записи и комментарии на

Шарден (Chardin ) Жан Батист Симеон (1699-1779), французский живописец. Натюрморты, бытовые сцены из жизни третьего сословия, портреты отмечены естественностью образов, мастерской передачей света и воздуха, материальности предметов («Медный бак», ок. 1733; «Прачка», ок. 1737).

Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2 ноября 1699, Париж - 6 января 1779, там же), французский живописец. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи 18 столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса - поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо.

Ранний период (1730-50)

Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе Академии художеств. Всю жизнь провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 приобрел почетное звание члена Римской Академии Сан Лука, в 1828 - члена Парижской Королевской Академии, представив полотно «Скат». К этому времени он был уже известен как мастер натюрморта и бытовых сцен. В 1731 женился на Франсуазе Маргерит Сентар, и в том же году у него родился сын. В 1730-е годы Шарден обратился к жанровому типу портрета. Он не любил создавать работы по официальным заказам, предпочитая изображать людей своего круга. Живописец третьего сословия Шарден всегда шел в своих произведениях от реального жизненного мотива. Изображаемому он придавал значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека, стремился показать внутреннее достоинство моделей. Это соответствовало этическим представлениям художника, уверенного в своих воззрениях на жизнь.

В сцене «Молитва перед обедом» (1738, Лувр) он обстоятельно повествует о человеке, неторопливом течении его повседневной жизни. Жанровый портрет «в голландском духе» с изображением художника Ж. Аведа, известный под названием «Химик в своей лаборатории» (1734, Лувр), напоминает работы Вермера Делфтского, полотна «малых голландцев». Обращение к творчеству этих мастеров было закономерно на пути поисков французских мастеров демократического направления. В этом полотне Шардена велико значение интерьера. Кистью мастера натюрморта выписана обстановка, окружающие фигуру предметы, книги, посуда. Шарден любил изображать детей, в образах которых его привлекали непосредственность, душевная чистота, внутренняя живость. Серьезная сосредоточенность в занятиях музыкой, чтением, пусканием мыльных пузырей, игрой в карты, рисованием подчеркнута в образах «Ребенок с юлой» (1734, Лувр), «Портрет Жана Годфруа» (1734, Лувр). В жанровых портретах Шардена всегда сильно бытовое начало. Однако сам образ в нем не растворен. Для художника важна индивидуальность модели. Исходя из наблюдаемой натуры, он ищет в ней не мимолетное выражение чувств, не психологическую сложность, а более общее, типическое, позволяющее создать портрет человека своей среды, рассказать о его жизненном укладе. Примечательно сохранившееся высказывание художника: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством». За внешней неторопливостью повествования скрыто глубокое эмоциональное постижение художником образа (человека или предмета), позволяющее вовлечь зрителя в сферу его собственного видения натуры, одухотворенной его чувством.

С 1737 Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. восторженно пишет о нем: «Вот, кто умеет создавать гармонию красок и светотени! Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, - они равно совершенны... Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Полотна Шардена всегда исполнены в неяркой цветовой гамме. Главным завоеванием его колорита были цветовые рефлексы, создававшие единое тональное звучание красок. Благодаря их мягкой гармонии достигается живописная связь пластически объемно написанных предметов, рождается чувство духовного единства человека и окружающей его среды. Десюдепорты, заказанные директором Управления Королевских строений маркизом Мариньи, - «Атрибуты музыки» и «Атрибуты искусств» (1765, Лувр) - образцы высочайшего колористического мастерства Шардена. Глядя на них, ощущаешь реальную плоть предметов. Тончайшие нюансы цвета приведены к единому колористическому звучанию. Правдиво переданная «мертвая натура» поднята художником на уровень высокого обобщения.

Поздний период (1769-79)

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали яркими произведениями французской живописи 18 столетия. В эти годы Шарден обращается к пастели, создавая в этой новой для себя технике подлинные шедевры - «Портрет жены» (1775, Лувр) и «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Лувр). Желая поддержать стареющего художника, Дидро с похвалой отзывается о его первых пастелях, представленных в Салон в 1771 (среди них был и «Автопортрет», 1771, Лувр). «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру», - писал критик. Поздние портреты Шардена ознаменовали новый этап в его искусстве. Интимно-жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он отходит от типа жанрового портрета, и, стремясь подняться до более глубокого обобщения, дает не только лирический рассказ о человеке третьего сословия. Шарден обращается к камерным формам портретного решения, что явилось новым в искусстве этого жанра. Его интересует лицо модели. В образе мадам Шарден раскрывается весь уклад жизни жены художника с ее полным домашних тревог и лишений существованием. Атласный домашний халат и чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. Легкие светлые мазки по темной основе передают блестящую поверхность тканей, их различную фактуру. В домашней одежде представил и себя художник в «Автопортрете с зеленым козырьком». Изображенные детали рассказывают о его профессии. Шарден пишет себя погрудно, рельефно выделяя поворотом головы в фас и цветом лицо. Повязка на голове, на которой крепится козырек, и завязанный в свободный узел нашейный платок не являются декоративными деталями. Это атрибуты строгой и удобной профессиональной одежды. Спокойный проницательный взгляд из-под козырька тоже свойственен именно художнику. Скупое цветовое решение - красновато-коричневого, белого, серо-голубого цветов - восполняется их тонкой тональной нюансировкой, а взаимопроникновение цветов создает неяркий, камерно звучащий колорит портрета. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена. Пастели художника 1770-х годов завершают определенную эпоху развития французского портрета.

В живописи Шардена проявилась обостренная чуткость века Просвещения к нахождению тонкости в самых обычных вещах. Она наглядно воплотила наказ Дидро «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Его произведения, выполнив свою историческую задачу, предвосхитили будущие открытия в реалистическом портрете таких крупных мастеров, как М. Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид.

Жан Батист Симеон Шарден — великий французский художник XVIII века . Стал наиболее известен, как непревзойдённый мастер натюрморта и жанровой живописи. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века.

Французский живописец Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Современники художника, а также ценители живописи последующих лет, всегда восхищались умением Шардена видеть сущность предметов и передавать полный спектр цветов и оттенков. Эта особенность художника позволяла ему создавать необычайно реалистичные и глубокие полотна. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок. Главными героями его портретов являются обычные люди третьего сословия, которые заняты повседневными делами.

В 1728 году Жан Батист Симеон Шарден был принят в Парижскую Академию художеств. С 1737 года был постоянным участником парижских Салонов. В 1743 году стал советником Академии художеств, а в 1750 году казначеем Академии. С 1765 года состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств. Великий французский художник умер 6 декабря 1779 года. После себя Жан Батист Симеон Шарден оставил богатое наследие. Его картины находятся в крупных музеях мира, в том числе и в в Санкт-Петербурге.

Жан Батист Симеон Шарден картины с названиями

Автопортрет

Атрибуты искусства и награды, которые им соответствуют

Гувернантка

Девушка за чисткой овощей

Девушка с ракеткой и воланом

Канарейка

Карточный дом II

Мальчик-половой в погребе

Молитва перед обедом

Мыльные пузыри

Натюрморт с атрибутами искусств

Натюрморт с виноградом и гранатами

Натюрморт с дичью и охотничей собакой

Разносчица