Сельская библиотека сегодня анализ моделей деятельности. Роль и место сельской библиотеки в жизни современного села. Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Причем, она двоякая: библиотека может быть полезной как учащемуся, так и учителю.
В определенной мере эта роль уже осмыслена.* Конечно, работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой – большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.
Чем же реально может помочь (как учащемуся, так и учителю) библиотека?
Во-первых, собрать и предоставить, как учителю, так и ученику, информацию психологического, юридического, экономического, медицинского и др. характера по основным аспектам выбора профессии, а так же – и специально профориентационную информацию. Организовать постоянно действующий «Уголок профориентации», где была бы выставлена вся необходимая справочная и методическая литература.
Во-вторых, постоянно собирать сведения, характеризующие состояние местного рынка труда, а так же материалы, дающие представление о близлежащих учебных заведениях и об условиях приема в них.
В-третьих, совместно со школой, учителем создать постоянно действующие лектории по проблеме выбора профессии; постоянно проводить мероприятия, посвященные проблемам выбора профессии.
В-четвертых, знакомить учителей и учеников с состоявшимися представителями различных профессий, а так же с продукцией отдельных предприятий.
В-пятых, создать возможность тестирования для определения профессиональной пригодности к конкретной профессии.
Библиотека может также создать постоянно пополняющуюся базу данных по всем основным аспектам проблемы выбора профессии.
Особенно важным представляется то, что библиотека, в том числе, конечно, и сельская, обладая фондом необходимой литературы и владея методикой ее использования, может поддерживать тесные связи не только со школой, но и со всеми учреждениями и организациями, в том числе и СМИ, заинтересованными в профориентации молодежи и нуждающимися в информационной поддержке.
Заметно изменяется сегодня и содержательное наполнение такой ступени социализации, как создание семьи.
Содержание этой проблемы может быть раскрыто в следующих аспектах: установка на любовь и семью как на величайшую жизненную ценность; понимание ответственности за последствия любовных отношений. Экономические, психологические, демографические, педагогические, физиологические и др. аспекты семейной жизни. Особенности семей различных типов и видов. «Правила» создания счастливой семьи. Семья и здоровье. Семейное общение. Воспитание в семье. Семейный отдых и др.
Здесь особенно остро ощутимо различие жизненных позиций, характерных для нашего общества. Одни видят в семье смысл жизни человека, другие полностью ее отрицают. Различным аспектам этой проблемы – демографическому, экономическому, психологическому, физиологическому, педагогическому и др. – посвящен обширный круг публикаций, показывающий, в частности, и то, что само понятие «семья» весьма многозначно.
Проблемы сельской семьи становятся сейчас объектом пристального внимания исследователей сельского социума. Ученые с тревогой отмечаю, что сельская семья, считавшаяся ранее оплотом нравственности, вслед за городской, утрачивает многие хорошие традиции: уважение к старшим, ответственное отношение к детям и друг другу и т.д.
Очевидно, что для молодежи, как городской, так и сельской, проблема создания семьи актуализируется, прежде всего, через такие аспекты как любовь, любовные отношения, их последствия и т.д.
Возможность получения в библиотеке информации по этой ступени социализации представляется особенно важной, а сама информация несет ярко выраженную защищающую личность окраску.
Чем может помочь библиотека?
Прежде всего, использовать для раскрытия проблемы широкий круг информации философского, юридического, медицинского, общественно-политического, педагогического характера. Особую роль здесь может сыграть художественная литература: необходимо указать молодым, не имеющим, как правило, собственного непосредственного опыта, на нее, как на неисчерпаемый кладезь, опосредованного опыта, опыта других поколений.
Библиотека может организовать серии библиотечных мероприятий по данной проблеме информационного и рекомендательного характера, обращенных как к неженатым юношам и девушкам, так и к молодым семьям. Ряд мероприятий могут быть обращены и к родителям молодых, и к педагогам.
Кроме того, эффективным является создание в библиотеке стабильных форм раскрытия проблемы и получения гарантированной информации (клубов, лекторий, баз данных по проблеме). И, что очень важно, библиотека может способствовать общению молодежи в своих стенах, формированию культуры общения молодежи, созданию особого климата доверительного общения по проблемам одиночества, любовных и семейных отношений.
Библиотека может также наладить связи с общественностью для пропаганды здорового образа жизни молодежи, защиты от наркотиков, алкоголя, СПИДА и т.д. молодой семьи и др.
Следует заметить, что, содержательно раскрывая каждую из ступеней социализации личности, библиотека должна быть, на наш взгляд, свободной от политической и любой другой конъюнктуры, моды. Она должна стоять на позиции нравственности, порядочности, морали, не соблазняться якобы «передовыми» взглядами на жизненные ценности. Такая «консервативная» позиция библиотеки обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, родовыми особенностями книги, как формы печати, преобладающей в ее фондах, как аккумулятора устоявшегося социального опыта.
Сохранив традиционные ценности и сплотив вокруг себя пользователей, сельская библиотека сможет, как нам кажется, способствовать стабилизации морального климата в местном обществе. Сказанное, конечно, не означает, что библиотека должна уходить от острых проблем, игнорировать темы, интересующие молодежь – речь идет о позиции библиотеки.
Сегодня библиотечное обслуживание вообще, и в условиях сельского социума также характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм.
Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое отражение, прежде всего, в номенклатуре предлагаемых библиотечных услуг. Также оно проявляется и в выделении приоритетных читательских групп (дифференцированном подходе), в формах и способах взаимодействия с читателями и их привлечения и т.д.
Услуги, предоставляемые библиотекой, в том числе сельской в ходе обслуживания учащегося юношества, весьма разнообразны.
Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы функционирования библиотек................……….5
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс...……………………..5
1.2. Функции и задачи современной сельской библиотеки……………...13
Глава 2. Практические аспекты сельской библиотеки на примере библиотеки в с.ХХХХХХХХ ……………………………………………...……………………....19
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки…………………19
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой………………….23
Заключение...………………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………………35

ВВЕДЕНИЕ

Один из важнейших разделов общего библиотековедения - учение о библиотеке. Это объясняется тем, что библиотека представляет собой главное, центральное учреждение, совокупность которых образует более сложную систему, называемую библиотечным делом. Его изучение позволяет проникнуться пониманием не только самой библиотеки как ключевой производственной единицы системы библиотечного обслуживания населения, но и библиотечного дела - развитой системной совокупности, образуемой библиотеками разных типов и видов.
Регулярное библиотечное обслуживание сельского населения России начало осуществляться с середины 19 века, хотя потребность в книге и приобщение к ней через книготорговую сеть, подписку на журналы и газеты, светскую школу и воскресные школы, которые организовывало, например, «Общество для содействия распространения народного образования» отмечается исследователями значительно раньше.
Возникновение сельских библиотек явилось, прежде всего, следствием развития школьного образования на селе, т.к., как правило, первые библиотеки создавались либо при школах, либо образованными людьми (часто - учителями), либо на средства образованных людей. Огромную роль в создании сети сельских библиотек сыграло российское Министерство народного просвещения того времени.
Кроме того, создание библиотек на селе было и логическим продолжением тех процессов развития библиотечного дела, которые разворачивались в то время в городах.
Актуальность. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.
Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.
Объект исследования: функционирование библиотек в современных условиях.
Предмет исследования: сельская библиотека.
Цель курсовой работы: анализ деятельности сельской библиотеки в современных условиях на примере библиотеки в с. ХХХХХХХХ.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
1. Изучение литературы, научных публикаций и методических материалов по теме исследования;
2. Определение значимости библиотек в современном пространстве;
3. Рассмотрение функций и задач библиотеки;
4. Анализ практических аспектов современной сельской библиотеки;
5. Выявление функций и задач библиотеки в с.ХХХХХХ;
6. Выводы по теме исследования.
Методы исследования: теоретические, общенаучные, социологические.
Степень изученности темы. Эволюцию основных направлений деятельности, состояние, тенденции и перспективы развития сельских библиотек исследуют Ю.П. Мелентьева, Н.П. Лысикова, И. Гладкова, Н. Иванова. Методический материал и практические аспекты представлены в профессиональных изданиях «Библиотека», «Библио-поле», «Школьная библиотека» др.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕК
1.1. Значимость библиотеки: современный ракурс
Библиотечное дело это область профессионального труда, назначением которого является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеке, а также совокупности библиотек, действующих на той или иной территории.
В юридическом смысле под библиотечным делом понимается отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности граждан и их объединений, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработку их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Основными социальными целями библиотечного дела является сохранение и передача способностей или достижений человечества, отражаемых в документном информационном потоке.
Согласно федеральному закону о библиотечном деле (от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ):
1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.
Библиотечное дело - это одна из типичных форм человеческой деятельности, поэтому в нем можно выделить три основополагающих составляющих элементов:
1. Предмет труда - публикация;
2. Субъект труда - читатель и потребитель;
3. Посредник труда - библиотекарь.
Библиотечная деятельность обусловливается движением, развитием библиотечных ресурсов, т. е. комплекса параметров, характеризующих способность библиотечного дела решать современные и будущие проблемы обеспечения общественных и индивидуальных потребностей в документальной информации. Можно выделить следующие основные характеристики библиотечных ресурсов:
1. обеспеченность библиотеками разного типа и вида, уровень функционирования их как целостной библиотечной системы;
2. обеспеченность библиотечными фондами (объем, отраслевой, тематической, типовой, видовой, языковой и др. состав литературы, соответствие ее информационным потребностям общества);
3. обеспеченность кадрами (общая их численность, образовательный и квалификационный состав, стаж и т. д.);
4. материально-техническая оснащенность (здания, оборудование, механизация, автоматизация библиотечных процессов).
Библиотечные ресурсы определяют отношения библиотек друг с другом при создании услуг и продукции, удовлетворяющих информационные потребности. Только в рамках определенных внутри- и межбиблиотечных отношений и связей возможно функционирование библиотечного дела. Таким образом, библиотечное дело есть не что иное, как взаимодействие библиотечных ресурсов и библиотечных отношений.

Библиотека - один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.
Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.
Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.
А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:
­ структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;
­ когнитивная: предмет труда библиотекарей - «знание»;
­ информационная.
Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.
Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.
В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь - читатель» приобрела характер скрытого конфликта.
Этот конфликт выражается в следующих моментах:
­ «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;
­ читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;
­ сама библиотека рассматривается явно или неявно читателями как строго функциональная система, а не место для нормальной работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является предоставление для решения некоторых задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное видится как довесок, не очень обязательный, к этой главной функции;
­ со стороны библиотечных работников содержанием их отношения к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское отношение к библиотекарям характеризуется презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности выливается в раздражение;
­ фундаментальное непонимание библиотекарями и читателями друг друга: каждый из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать по непонятным для сторон причинам на одной территории. Но два этих дела разняться по содержа........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антоненко С.А. Социальные функции сельской библиотеки // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 26-29. - Библиогр.: 16 назв. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: datadocs/bibliotekovedenie_05_2010.pdf (10.09.2015).
2. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области; КОНБ. - Кемерово, 2005. - С. 59-60.
3. Библиотека в современном культурно-образовательном пространстве // Лысикова Н.П. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект: [научно-практическое пособие] / Н. П. Лысикова, О. И. Алимаева, Н. Р. Вакулич. - Москва: Литера, 2009. - С. 4 -14. - («Современная библиотека»; вып. 53).
4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. - Барнаул, 2003. - 100 с.
5. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. - 3-е изд. - М., 1997. - 168 с.
6. Бражникова С. Моя многофункциональная профессия: [деятельность сельск. б-к на соврем. этапе] // Библиополе. - 2008. - № 1. - С. 15-17.
7. Высоцкая Е. Разные модели, но цель одна - сохранение культуры на селе: функционирование библиотек в условиях ФЗ № 131 // Библиополе - 2006. - № 5. - С. 2-6.
8. Даранова О. Модельная библиотека как типовая модель развития: межрегиональный фестиваль библиотек ПФО / О. Даранова, И. Мякушина // Библ. дело. - 2011. - № 22. - С. 33-37: фот. - (Сельские библиотеки); [Электронный ресурс]: - URL: prof/publ/bibliograf/2011/bd22.pdf (11.09.2015)
9. Душа сельского общества. Сюда идут и стар, и млад // Библ. дело. - 2009. - № 3. - С. 25-26.
10. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 3. - С.3-12.
11. Иванова, Наталья. Изменчивый мир молодежи и адаптация в социуме / Н. Иванова // Библиотека. - 2011. - № 4. - С. 53-55.
12. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. - 2001. - № 4. - С.17-25.
13. Лысанова Л. Модельные - особая примета в деревне // Библиополе. - 2011. - № 9. - С. 21-22.
14. Матлина С.Г. Но гражданином быть обязан. Сельская библиотека и формирование общества // Библиополе. - 2003. - № 4. - С. 9-11. Аннот.: Роль сельской библиотеки в современном обществе.
15. Матлина С.Г. Сельская библиотека и становление гражданского общества в России // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 14-17. Аннот.: Роль сельской библиотеки в становлении гражданского общества.
16. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: [науч.-практ. пособие]. - М.: [Литера], 2009. - 142 с.
17. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека: проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособие / Ю.П. Мелентьева. - М.: Либерея, 2003. - 91 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
18. Мобильные библиотеки и внестационарное обслуживание населения // Университетская книга. - 2015. - № 6. - С. 30-33.
19. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. - 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. - URL: (10.09.2015).
20. Новикова М. Районные будни и праздники. Мобильный комплекс информационно-библиотечного обслуживания населения // Библ. дело. - 2010. - № 19. - С. 13-15.; То же [Электронный ресурс]. - URL: prof/publ/bibliograf/2010/bd19.pdf (10.09.2015).
21. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
22. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК
23. Основные направления деятельности библиотеки на селе // Мелентьева, Юлия Петровна. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села / Ю. П. Мелентьева. - Москва: Литера, 2009. - С. 55-66. - (Серия «Современная библиотека»; вып. 63).
24. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. -2008. - № 1. - С.64-71.
25. Попова Г.И. Библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу (БИРИУС): Пермский вариант // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. - 2012. - № 64. - С. 141-143.
26. Пронина Л. А. Маркетинг в сельской библиотеке? Да! // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 58-61.
27. Расширение информационных возможностей сельской библиотеки в электронную эру: библиографический список книг и статей / сост. А.Ю. Рогачёва // Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова: сайт. - Архангельск, 2012. - URL: depart/sik/main.phtml?op=225 (11.09.2015).
28. Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. / под ред. С.А. Давыдова. - СПб.: РНБ, 2005. - 200 с.
29. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. - 2004. -№ 1. - С.39-42.
30. Степанян Г.
31. Сурнина В. Миссия и функции современной сельской библиотеки: вгляд со стороны [Электронный ресурс] // Публичная библиотека Новоуральского городского округа: [сайт]. - Новоуральск, 2012. - URL: (11.09.2015).
32. Сурнина В. Нам надо знать: зачем мы? Миссия и функции современной сельской библиотеки // Библиополе. - 2009. - № 1. - С. 7-10.
33. Тикунова И.П. Сельская библиотека? центр жизни местного сообщества // Экология культуры: инф. бюл. ? 2003. ? № 3 (31). ? С. 112-116; То же [Электронный ресурс]. - URL: ni/sel_bib.htm (10.09.2015).
34. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, 2010. - 546 с.
35. Хамер Г.В. Модернизация муниципальной сельской библиотеки в центр общественного доступа / Г.В. Хамер, Р.В. Корнеева // В мире науч. открытий. - 2014. - № 7.3 (55). - С. 1176-1192.
36. Щирикова, Людмила Дмитриевна. Социально-ориентированная проектная деятельность в библиотеке: научно-практическое пособие / Л. Д. Щирикова, Н. В. Яценко. - Москва: Литера, 2010. - 96 с. - («Современная библиотека»; вып. 89).

Нестерова И.А. Роль сельской библиотеки // Энциклопедия Нестеровых

Уникальность роли сельских библиотек в общественной жизни страны подчеркивается за счет усложнения задач информационно-библиотечной деятельности, которая предопределяет необходимость разработки новых подходов к управлению библиотеками. Прежние методы управления этой сферой, изначально нацеленные на решение проблем ее выживания, уже неэффективны. В последние годы отмечена возрастающая роль сельских библиотек в жизни местного сообщества.

Деятельность сельской библиотеки

Успешное решение задач построения социального государства, формирования регионального социально-культурного пространства требует активного участия библиотек в этих процессах. Отсюда и необходимость изучения особенностей деятельности сельских библиотек в современных российских условиях.

Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующий общественное пользование произведениями печатного издания. Библиотека обеспечивает сельским жителям свободный доступ к информации, знаниям. В обслуживании граждан библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивает доступ в глобальное информационное пространство, содействует формированию информационного общества. Библиотека заботится о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке.

Однако, в последние годы прослеживается печальная тенденция согласно которой количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч .

Сегодня мы все чаще говорим о сельской библиотеке как учреждении, которое выполняет социальные функции, работает с группами людей, нуждающихся в социальной поддержке: ветеранами войны и труда, инвалидами, безработными.

В своей деятельности сельские библиотеки опираются на федеральные и локальные нормативно-правовые акты.

  • Гражданский кодекс РФ
  • "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"
  • Модельным стандартом деятельности Общедоступной библиотеки
  • Федеральный закон N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
  • Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  • Федеральный закон "О некоммерческих организациях"
  • Постановления, приказы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность библиотек на определенной территории.

Деятельность сельских библиотек осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Согласно данному закону, сельские библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Закон четко регламентирует недопустимость государственной или иной цензуры, которая могла бы ограничить права пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах. Однако, исключение составляют те случаи когда сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Кроме того, закон настаивает на том, что все библиотеки, в том числе и сельские, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

В случае если в фондах библиотеки имеются книжные памятники, то учреждение обязано обеспечивать их сохранность и несёт ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников .

В настоящее время библиотеки в сельской местности стали не только центрами чтения и общения, но и "центрами притяжения" увлеченных и любознательных людей, местных авторов – сочинителей и рукодельниц – мастеров прикладного искусства.

Роль сельской библиотеки в жизни местного сообщества

В последние годы не утихают споры о дальнейшей судьбе библиотек из-за падения посещаемости. Сторонники реформ предлагали повысить популярность библиотек путём проведения развлекательных мероприятий, однако эта позиция была раскритикована специалистами и общественностью, которые настаивают, что библиотеки должны сохранить культурно-просветительную функцию и заявляют, что переведение библиотек в торгово-развлекательную сферу погубит саму суть библиотек, как мест для культурного развития и совместного творчества.

Общественности частично удалось отстоять роль библиотек, как собирателей и хранителей наследия, и в январе 2015 года Министерство культуры РФ приняло Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, в котором была прописана культурно-просветительная и образовательная функция .

Однако не следует забывать, что библиотеки – это древнейший институт общества, выполняющий широкий спектр разнообразных функций и играющий огромную роль в жизни общества. В наши дни библиотека- это социальный институт, который играет огромную роль в жизни людей, особенно в отдаленных уголках нашей страны и в селах. Современная библиотека включает в себя информационные и культурные компоненты .

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют ключевые элементы библиотечного дела, представленные разными авторами и на которых базируется роль библиотек в обществе:

  • структурно-функциональная: библиотека представляет "документальный ресурс", а не информационный;
  • когнитивная: предмет труда библиотекарей – "знание";
  • информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему.

Библиотеки являются центрами исторической и духовной памяти, культурно-краеведческими и просветительскими центрами. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

В последние годы пристальное внимание уделяется вопросам формирования экологической культуры. Поэтому одним из направлений работы сельских библиотек стало экологическое воспитание и образование, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы. Комплектуются и постоянно пополняются фонды экологической литературы, организуются экологические клубы и кружки для детей, клубные объединения для взрослой аудитории. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи:

  • формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу;
  • преодоление потребительского отношения к природе;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • воспитание любви к природе.

Особая категория читателей сельских библиотек – инвалиды, им уделяется повышенное внимание. Библиотекари, используя всевозможные формы работы, стараются поддерживать эти категории населения, помогать им адаптироваться в обществе, не чувствовать себя одинокими. На фоне многочисленных проблем российского села такая помощь является актуальной и своевременной .

Среди жителей современных сел много безработных – как среди людей предпенсионного возраста, так и среди молодежи. Библиотеки, опираясь на свой потенциал, предоставляют им полезную информацию о возможностях получения образования, переподготовки, о наличии рабочих мест как в районе, так и в крае.

В последние годы за сельской библиотекой все больше закрепляется статус не только образовательного, информационно-культурного, но и социального учреждения. Социальное партнерство – залог реализации одного из приоритетных направлений в работе библиотеки: "Культурно-досуговая деятельность пожилых людей".

Неоценима роль книги в деле духовно-нравственного воспитания и становления человека. Неоспорима необходимость с детских лет прививать любовь к книге, к постоянному общению с накопленными человечеством знаниями через чтение.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Через несколько лет от него будет зависеть, какое место и какую роль займет книга в обществе.

Своей деятельностью сельские библиотеки помогают людям познать прошлое своей территории, оценить сегодняшний день, не утратить связь времён.

Совершенствование деятельности сельской библиотеки

Библиотека на селе является центром не только культурной жизни, но и центром общения сельчан. Сюда приходят за духовной пищей, за советом, с пользой провести свободное время.

Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека .

Именно взаимодействие сельских библиотек с новейшими технологиями является индикатором успешного развития библиотеки и уровня её продвижения литературы "в народ". Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.

При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.

Однако информатизация библиотечных процессов требует развитой материальной базы: компьютеров, сканеров, принтеров, презентационного оборудования, цифровой видеотехники.

В последние годы в работе любой сельской библиотеки возросла роль и значение досугового направления деятельности. Востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам.

Во всех сельских библиотеках должны быть стенды с актуальными для жителей села подборками нормативно-правой информации. Для повышения популярности и роли сельской библиотеки нужно особое внимание уделить развитию традиций семейного чтения. Рекомендуется реализовать программы семейного чтения с различной тематикой. Например: "Взрослые читают детям, дети читают взрослым", "Возьмите книгу в круг семьи", "Современная семья выбирает книгу", "Дружим с книгой всей семьей". Благодаря этому, библиотекарь сможет привлечь к активному сотрудничеству взрослых в плане привития и поддержки интереса к книге и чтению их детей и внуков, проводя совместные мероприятия, поможет посредством литературы воспитать и развить ребенка.

В рамках государственной программы доступная среда рекомендуется провести мероприятия совместно с СДК ориентированные на людей с ограниченными возможностями. Необходимо оказать посильную помощь нуждающимся посредством духовного обогащения и исцеления. В этом помогут мероприятия из серии "Через книгу – к добру и свету", "Без друзей меня чуть-чуть".

Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать общесельские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотеки.

Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению. Ориентировочная тематика социологических исследований: "Поговорим о чтении", "Что значит чтение в вашей жизни", "Современный читатель. Каков он?", "Молодежь и чтение в современной библиотеке", "Чтение в кругу семьи", "Читаем классику", "Художественная литература: что читает провинция". Популярными могут стать рейтинговые опросы на лучшую книгу, самую любимую книгу.

Литература

  1. Минкультуры РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек // URL: http://special.tass.ru/kultura/3328627
  2. Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 N 78-ФЗ // Справочная правовая система Гарант
  3. Верина Т.В. Об опыте работы библиотек по "модельному стандарту деятельности" // Официальный ресурс министерства культуры РФ URL: http://mincult12.ru›sites/default/files/doc/plan…8).docx
  4. Информатизация сельских библиотек: проблемы и пути их решения (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение Выпуск № 2 (14) / 2014. С. 54-62
  5. Кузоро К.А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 41-45.
  6. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: науч.-практ. пособие / Ю.П. Мелентьева. – М.: Литера, 2009.
  7. Фонотов Г.П. Организатор и теоретик библиотечного дела // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2004. – N 2. – С. – 84

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.*
Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.
Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.
Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.
Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы.
Интерес у широких слоев населения вызывают и презентации отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.
Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.
Очевидно, что такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.
Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.
Приоритетным вниманием пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.
В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.
Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.
Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.
В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:
– поиск правовых актов в электронных базах данных;
– предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
– выдача справки о месте и времени опубликования документа;
– тематические справки;
– предоставление текста документа;
– перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
– поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
– прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
– подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
– выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
– предоставление периодических изданий во временное пользование;
– предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
– предоставление правовой информации на CD-ROM;
– сканирование;
– компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
– доступ к правовым сайтам Интернет;
– ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
– оперативное информирование о новых поступлениях;
– резервирование издания для конкретного пользователя;
– предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
– «ночной абонемент»;
– открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
– консультирование по правовым вопросам;
– составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
– консультирование по вопросам поиска правовой информации;
– предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
– консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;
– быстрый поиск в присутствии заказчика;
– текущие адресные справки;
– ретроспективный поиск;
– формирование пакета документов по запросу пользователя;
– предоставление реквизитов юридических служб;
– предоставление текстовых и табличных редакторов;
– поиск информации по предварительному заказу;
– предоставление ПК для самостоятельной работы;
– создание титульного листа для письменных работ;
– создание объявлений;
– распечатка с дискеты и др.
Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.
Многие из этих услуг предоставляются бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.
Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.
К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.
Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.
Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.
В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.
НТЦ «Система» регулярно формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.
Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.
Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!
Информационные продукты для правовых центров предоставляют и фирмы, специализирующиеся в области правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.
Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие организации как агентства по распространению юридической и правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.
Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.
Тесные связи сложились у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.
Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.
В сельской местности такой взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.
Огромную роль в продвижении правовых знаний населению играет созданный недавно Молодежный союз юристов РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в обществе как роль активных просветителей в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз» между Молодежным союзом юристов РФ, районной управой и правовыми центрами.
Члены Молодежного союза юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).
В Москве члены Молодежного союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.
Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров при сельских библиотеках имеют договоры с отделениями Молодежного союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в сельской глубинке, что является чрезвычайно важным, особенно для всех жителей села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.
Многие правовые центры на периферии, в сельской местности становятся координационным центром по работе с местными депутатами.
Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.
Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.
Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны – деятельность правового центра находит освещение в их изданиях. В целом, за последнее время было опубликовано около 120 печатных материалов и сделано около 80 теле- и радиорепортажей, освещающих деятельность центров правовой информации при библиотеках разного уровня, в том числе и сельских.
Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Краеведческая работа

Одним из традиционных направлений работы муниципальной (публичной) библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».
Однако, следует заметить, что долгие годы краеведческая работа вообще, и краеведческая работа библиотек, в частности, не поощрялась властями. Существовавшие с дореволюционных времен историко-краеведческие общества были распущены еще в конце 30-х годов, и только с наступлением социально-политических перемен в стране стремление широких слоев населения узнать свою подлинную историю начало встречать поддержку.
Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов. Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их: собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д.

Конференция «Проблемы местной культуры в контексте государственной культурной политики»
(Котлас, Архангельская обл., 11-15 ноября 2002 г.)

Сельская библиотека − центр жизни местного сообщества [Текст] / И.П. Тикунова // Экология культуры: инф. бюллетень. − 2003. − № 3 (31). − С. 112-116 .

В условиях формирования информационной цивилизации одной из главных составляющих успешного социально-экономического развития любого общества становится свободный доступ к информации всех его граждан. Информированность граждан важна для обеспечения любого аспекта их жизнедеятельности: для поддержания здоровья и для развития творческих способностей, для правильного выбора жизненного пути и для получения образования, для производственной деятельности и для ведения домашнего хозяйства, для участия в управлении государством и местным сообществом. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре отношения к образованию, информации, культуре, возрастает значение правового воспитания и просвещения граждан, обучения их основам организации местного самоуправления, привития правовой и информационной культуры.

Из всех существующих социальных институтов муниципальная библиотека наиболее готова обеспечить реализацию этих потребностей общества. Огромная сеть муниципальных публичных библиотек была специально создана в советское время для доведения политики партии до каждого жителя страны. И сегодня эти библиотеки обслуживают основную часть всего населения страны в городах и деревнях. «Являясь для местных жителей одной из главнейших предпосылок непрерывного образования, самостоятельного принятия решений и культурного развития личности и социальных групп» (Манифест ЮНЕСКО о публичной библиотеке, 1994) библиотеки способны исполнять в обществе роль социального гаранта реализации демократических прав граждан. Особенно это важно в условиях небольшого городка или села.

Сельская библиотека, как правило, оказывается единственным окном в мир знаний, информации, культуры и духовной «отдушиной» для людей. Она максимально приближена к людям и включена в жизнь местного сообщества. Это обеспечивает ей прекрасное знание интересов и потребностей своих пользователей. В связи с распадом социальной и культурной инфраструктуры на селе библиотека нередко берет на себя функции других, оказавшихся не способными социальных институтов, объединяется с другими учреждениями культуры.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных сообществ, расширением функций и диапазона предоставляемых услуг. Значительно усложнились их функции. Наряду с традиционной просветительской и информационной деятельностью сельская библиотека оказывается вовлеченной в решение, на первый взгляд, несвойственных непосредственно для нее задач.

Одна из новых функций - сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, обеспечение преемственности, олицетворение памяти поколений. Даже самая малая сельская библиотека собирает и хранит местную историю, годами накапливает местный интеллектуальный и информационный потенциал, создавая важнейший ресурс местного сообщества. Если село принято считать создателем культуры народа, его духовных национальных корней и традиций, то библиотека становится собирателем, хранителем и проводником культурных традиций

Другая функция - участие в культурной реабилитации социально незащищенных людей. Оставаясь гарантом права граждан России на свободный доступ к информации, на бесплатность основных библиотечных услуг, сельская библиотека продолжает традиции просветительства, способствует социально-культурной адаптации таких групп, как дети, молодежь, безработные, пенсионеры.

Содействие развитию местного самоуправления и формированию местного сообщества . В рамках этой функции сельский библиотекарь не только реальный помощник сельского руководителя, но порой инициатор и организатор участия местного населения в решении социальных проблем территории.

Опосредованное участие в повышении культурных потребностей и в усвоении жизненных ценностей. Воплощение этой функции предполагает развитие библиотеки в качестве важного социального ресурса в реализации государственных и региональных программ, направленных на повышение информационной, правовой, экологической культуры населения.

Социально важной функцией библиотек является создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе. Продолжая оставаться местом для интеллектуального общения, сельская библиотека способствует росту культурного уровня местного населения, способствует развитию и реализации интеллектуального потенциала своих читателей, организует деятельность по продвижению чтения и книги в обществе, привлекает к этому движению местную творческую интеллигенцию.

Такая миссия библиотеки невольно заставляет задуматься о возможностях сельской библиотеки достойно выполнять эту роль. Библиотека в сельской местности в большей степени ощущает тяжесть экономических и социальных проблем, препятствующих модернизации сельских библиотек. Из 111 сельских библиотек Архангельской области телефонизировано только 38, имеют компьютеры - 7 библиотек, подключение к сетям Интернет - 4 библиотеки. Устаревшие библиотечные фонды, отставание в области компьютеризации и модернизации снижают качество культурного и информационного обслуживания населения. Отсутствуют возможности актуализировать профессиональные знания сельских библиотекарей. Профессиональное общение сотрудников сельских библиотек сведено к минимуму, отсутствует эффективная система повышения квалификации библиотечных специалистов. Библиотекари села практически не участвуют в профессиональных мероприятиях регионального и межрегионального уровня.

Существующие проблемы невозможно решить без привлечения общественности, органов власти, самих жителей и библиотекарей. Отрадно, что на них обратили внимание на самых верхних уровнях власти: в рамках целевой Федеральной программы «Культура России. (2001-2005гг.)» реализуются проекты, нацеленные на создание на базе сельских библиотек информационных центров по вопросам развития местного самоуправления. Проблемы сельских библиотек активно обсуждаются в профессиональной среде: им посвящены статьи на страницах профессиональной печати, целые конференции и отдельные заседания секции сельских библиотек Российской библиотечной ассоциации.

В ходе дискуссий, а также из современной библиотечной практики вырисовались несколько перспективных решений, обеспечивающих создание условий для реализации современной миссии сельских библиотек. Среди них:

Укрепление правовой базы деятельности библиотек на региональном и муниципальном уровнях, разработка региональных социальных программ, предполагающих включение в их реализацию сельских библиотек;

Актуализация профессиональных знаний библиотечных специалистов села, организация системы их профессиональной адаптации путем объединения местных образовательных ресурсов, реализация отдельных образовательных проектов;

Модернизация и информатизация сельских библиотек за счет средств учредителей, спонсоров, грантодателей или финансирования из других источников;

Укрепление сетевого взаимодействия в создании и использовании региональных и сетевых ресурсов (например, электронного корпоративного краеведческого каталога «Русский Север»), подключение к существующим моделям информационного обслуживания населения (например, межбиблиотечный абонемент, система информирования специалистов сферы культуры «АОНБ - центральная районная библиотека - пользователь»), участие в реализации корпоративных проектов, инициируемых Архангельской областной научной библиотекой им.Н.А.Добролюбова, выступающей в качестве регионального библиотечно-информационного ресурсного центра;

Развитие социального партнерства путем включения библиотек в реализацию региональных социальных программ и проектов, установления партнерских связей с различными информационными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;

Использование в библиотечной практике современных управленческих технологий (проектное управление, маркетинг, PR-деятельность), помогающих так строить свою деятельность, чтобы быть понятными, открытыми местному сообществу, больше привлекать ресурсов и значит эффективно удовлетворять их информационные образовательные и культурные потребности.

Реализация перечисленных задач позволит превратить сельскую библиотеку в необходимый обществу социальный институт, составляющий основу единого национального информационного пространства России и обеспечивающий реализацию прав граждан на свободный доступ к информации для образования, культурного и духовного развития.