Сценарий путешествие по жанрам литературы. Сценарий квест-игры по литературе "путешествие по книжному океану". Станции литературного экспресса

Разработал

воспитатель Смирнова М.М.

Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».

Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.

Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился...

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка ")

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,

а зýбищи - я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? - спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).

Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.

Подведение итогов.

Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?

Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа­интернат № 1
Основного общего образования г. Томска
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
Составитель:
Беляева Ирина Ивановна,
воспитатель
МБОУ школы­интерната№1
1

г. Томск ­ 2013
«ЛИТЕРАТУРНАЯ КРУГОСВЕТКА»
Игра­путешествие
(для младшего и среднего школьного возраста)
Цель: Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие
любознательности, кругозора и интереса к чтению, развитие творческих и
сценических способностей, приобщение к миру любителей книг.
Оборудование:
 Красочные указатели: «Поляна сказок», «Замок сказок», «Бульвар
природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь друзей».
 Клубок ниток.
 Набор пакетиков из ткани или коробочки из киндер­сюрпризов с
разными наполнителями (пахучие травы, лавровый лист, чеснок и т.д.).
 Вязанные пальчиковые фигурки­персонажей к сказке «Рукавичка»
(украинская народная сказка).
 Разрезные картинки – слова «Названия сказки».
 Подборка небольших стихов о Томске.
 Подборка музыкального сопровождения.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада
вас приветствовать. Вокруг нас тысячи книг. И все они учат доброте и любви.
И сегодня мы с вами совершим кругосветное путешествие. А что вас ждет ­
интересно узнать? Вам очень хочется всё посмотреть?
Дети: Да.
Ведущий: Вас ожидает много интересного: «Поляна Сказок» и «Замок
Сказок», «Бульвар природы и экологии», «Река Поэзии и Песен», «Площадь
друзей». Книги нужны, чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать?
Давайте проверим готовы ли вы к путешествию, читаете ли вы?
Дети: Да!
Ведущий: Сейчас мы проведем небольшую викторину.
Викторина «Читаете ли вы?»
1. Что потерял ослик Иа­Иа? (Хвост).
2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный).
3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город? (Тотошка,
Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев).
4. Как звали девочку, которую нес в коробе Медведь? (Маша).
5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда).
2

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса).
7. Прикольная Бабушка, живущая в избушке на курьих ножках? (Баба­
яга).
8. Кто снес золотое яичко? (Курочка­Ряба).
9. Какое время года пропела попрыгунья – стрекоза? (Лето).
10.Большой овощ, который не мог вытянуть из земли дед? (Репка).
11.Как звали вожака стаи в «Маугли»? (Акела).
Ведущий: Молодцы, ребята! Я рада, что среди вас многие любят читать,
любят книги. Ребята, а вы, знаете, как надо с книгой обращаться?
Дети: Да!
Ведущий: Это мы сейчас проверим и за одно повторим правила обращения с
книгой. Предлагаю вам игру «Да – нет».
Игра «Да – нет»
Что любит книжка?
Обложку - Да.
Грязные руки - Нет.
Закладку - Да.
Дождик и снег - Нет.
Бережное отношение - Да.
Ласку - Да.
Яичницу -Нет.
Чистые руки -Да.
Валяться на полу - Нет.
Драться - Нет.
Жить на книжной полке - Да.
Любознательных читателей - Да.
Ведущий:
Теперь я точно знаю всё про вас:
Хорошие вы детки, много умниц среди вас.
Уж так и быть, дружить мы станем с вами,
Но прежде клятву верности должны нам дать.
Я буду вслух её читать, а вы за мною повторять.
­ Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!
­ Клянусь беречь, любить и уважать книги!
­ Знания, полученные при чтении книг, клянусь использовать только в добрых
делах, на благо людям!
­ Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Итак, вы готовы к путешествию? Тогда в путь.
Нас книжки в город пригласили.
3

Смекалку вы не позабыли?
Хочу предупредить заранее,
Что впереди ждут испытания.
До старта несколько минут,
В деревне Сказкино нас ждут.
Как тут не выбирай пути,
Ее никак не обойти.
Так поторопимся! Нас с вами
Ждет встреча с добрыми друзьями.
Давайте бросим вдаль клубок
И нет сомнений даже,
Что нужную из всех дорог
Он сразу нам укажет.
Счастливого пути!
А чтобы путь показался вам не таким далеким, давайте споем куплет из
песенки «Если с другом вышел в путь...».
(песня)
Ведущий: Много удивительных открытий,
невероятных приключений
переживет любознательный читатель. Нам предстоит совершить путешествие
по страницам литературных произведений.
Все девчонки и мальчишки
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни...
А чтоб было интересней,
Приглашаем поиграть,
Все заданья разгадать.
Ведущий: Первая остановка «Поляна сказок». Сказка! Она давно знакома вам.
Еще не умея читать, вы слышали эти завораживающие душу слова: «В
некотором царстве, в некотором государстве жил­был...». Сказка всегда
считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Вы хотите посмотреть на себя со
стороны и избавиться от недостатков, которых раньше не замечали? Прочтите
еще раз внимательно повесть­сказку Виталия Губарева «Королевство кривых
зеркал».
Внимание! Вопрос первый: В чем особенность имен всех главных героев этой
сказки?
Ответ детей: Имена читаются наоборот: Оля – Яло, Жаба – Абаж, Друг –
Гурд, Гадина ­ Анидаг.
Ведущий: С момента появления на свет человек начинает учиться. Его учат
солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая
песня, веселая игра и любимая книга. Быть незнайкой не только стыдно, но и
опасно. И вы в этом убедитесь, если познакомитесь с главным героем книги
Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витей Перестукиным.
4

Вопрос второй: Какой знак препинания больше всех был обижен Витей
Перестукиным?
Ответ детей: Запятая.
Ведущий: На «Поляне сказок» стоит «Замок Сказок». Вам необходимо пройти
через него, чтобы попасть на следующую остановку. И здесь вас ждут
следующие испытания:
 Из разрезанных слов составить правильное название сказки.
Игра «Собери название сказки»
Терем ­ теремок Муха – Цокотуха
Сивка – бурка Красная шапочка
Старик Хоттабыч Жар – птица
Сестрица Алёнушка Цветик – семицветик
Курочка ряба Лиса и заяц
Аленький цветочек Три медведя
Кот в сапогах Крокодил Гена.
Ведущий быстро задает вопрос, на который должен быть дан моментальный
ответ (Следует обратить внимание, что некоторые вопросы могут иметь
несколько вариантов правильных ответов).
«Блиц – опрос»
1. В какой сказке герой меняет свой голос, чтобы достичь цели? (Волк в
сказке «Волк и семеро козлят»).
2. Героя какой сказки похищают птицы? (Ванюшку в сказке «Гуси­лебеди»).
3. Кому стал тесен домик? (Зверятам в сказке «Теремок»).
4. Кого чуть не погубило любопытство? (Петушка в сказке «Петушок –
Золотой Гребешок», Машу в сказке «Три медведя»).
5. Кто пострадал из­за своей лени? (Поросята Ниф­Ниф и Нуф­Нуф в сказке
«Три поросенка»).
6. Кому помогло знание ботаники? (Мужику в сказке «Мужик и медведь»).
7. Герой какой сказки попадает в разные неприятные ситуации, потому что он
не пошел в школу? (Буратино в сказке «Золотой ключик»).
8. Какого героя спасли любовь и самоотверженность девочки? (Кая в сказке
«Снежная Королева»).
9. В каких сказках рыбы помогали людям? (Щука в сказке «По щучьему
велению», Золотая рыбка в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»).
10. Кого в русских сказках изображают хитрой? (Лису).
 Дети должны ответить на необычные вопросы.
«Викторина ­ уморина»
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
(Колобок).
5

2. Назовите героиню русской народной сказки,
которая была
сельскохозяйственным продуктом? (Репка).
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а
две лучше»? (Змей Горыныч).
4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья, говоря
умным, взрослым языком, проблемы жилищно­коммунального хозяйства?
(Теремок).
5. В какой русской народной сказке брат не слушался сестру, один раз
нарушил санитарно­гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
(«Аленушка и братец Иванушка», попил из лужи - превратился в
козленка).
6. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным
способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк,
опустив хвост в прорубь, говорил: «Ловись, рыбка, большая и маленькая).
7. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила).
8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной
сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее
звали? (Курочка Ряба)
Ведущий: Дальше покатился наш клубок. И наша следующая остановка
«Бульвар природы и экологии».
«Литературно­детективные загадки»
Ведущий: На этой остановке я предлагаю вам ребята стать юными
детективами. И для начала необходимо ответить на следующие вопросы.
Вопрос: Настойка из этого растения действует на человека как
успокаивающее средство, а кошки от него возбуждаются. Не случайно это
растение зовут кошачьим корнем. Читавшие «Приключение Тома Сойера»
Марка Твена, вероятно, помнят эпизод, когда Том угостил кота Питера
лекарственными каплями. «Он заплясал посреди комнаты в бешеном веселье,
склонив голову к плечу и всем выражая неукротимую радость. Потом он
помчался по всему дому, сея на своем пути хаос и разрушение». Из какого
растения была сделана настойка?
Ответ: Валериана.
Вопрос: В сказке Андерсена «Дикие лебеди» Элиза плела рубашки для своих
братьев. Из какого растения она это делала.
Ответ: Из крапивы.
Вопрос: В сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях» насекомое укусило сватью бабу Бабариху. Как называется
насекомое и куда оно укусило героиню?
Ответ: Шмель, в нос.
Вопрос: Цветочек для доброй, ласковой девочки.
6

Ответ: Аленький цветочек из сказки Аксакова.
Вопрос: Орех, с помощью которого можно было снять колдовство с
человека.
Ответ: Орех кракатук. Сказка А.Гофмана «Щелкунчик».
Вопрос: Какие птицы «спасли Рим»? Этих птиц используют для
предотвращения ограблений.
Ответ: Гуси. Произошло это, согласно преданию, следующим образом. В
ночной тьме вражеское войско галлов взбиралось на крепостные стены на
Капитолийском холме. Молчали собаки, ничего не заметила стража, и только
гуси, почуяв врага, разбудили своим тревожным гоготом римских воинов.
Дело в том, что гуси ­ птицы очень осторожные, и отдыхающая стая всегда
выставляет несколько недремлющих «часовых» на случай опасности.
Вопрос: Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает
множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не
захотели помочь хозяйке. Кто её выручил?
Ответ: Комар.
Ведущий: А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в детективную игру
«Узнай по запаху» (Для этой игры необходимо подобрать листочки полыни,
мяты, пижмы, ромашки пахучей, тимьяна, душистые плоды ягодных растений.
Можно добавить лук, небольшую веточку сосны, листья укропа и т.д. Каждый
образец помещают в баночку и закрывают крышкой с дырочками. Играющие
должны по запаху узнать, что это за растение).
Дальше наш путь лежит к «Реке Поэзии и Песен».
И широка, и глубока,
Переливается река,
Она то плавная течет,
То с гор стремглав несется,
И все богатство этих вод
Поэзией зовется.
Давайте вдоль реки шагать,
Туда лежит дорога,
Пришла пора стихи читать.
Вы знаете их много?
Ну, кто любимые сейчас
Стихи, друзья, прочтет для нас?
Ведущий: А теперь ребята, я предлагаю вам прочитать стихи о нашем городе.
Дети читают заранее разученные стихи о родном городе Томске.
(Приложение №1)
7

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс. Я буду читать
определение к детской песенке, вы угадываете ее, а затем все поют куплет
этой песни.
Конкурс «Все мы песни перепели»
1. Песенка о части суши, окружённой водой, жители которой счастливы от
постоянного поедания тропических фруктов («Чунга­Чанга»).
2. Песенка о средстве передвижения небесного цвета («Голубой вагон»).
3. Песенка о том, как лохматое существо исполняет музыкальную
композицию и одновременно принимает солнечные ванны («Я на солнышке
лежу»).
4. Песенка о растении, выросшем в условиях дикой природы и срубленном
мужичком («В лесу родилась елочка»).
5. Песенка о том, как весело маршировать с коллективом («Вместе весело
шагать»).
6. Песенка о маленьком существе­насекомом, по цвету напоминающем некий
овощ («В траве сидел кузнечик»).
7. Песенка о том, что плохие погодные условия не могут испортить праздник
(«Неприятность эту мы переживем»).
Ведущий: Прочитали стихи, спели песни, а наш клубок не сидит на месте, он
всё катится и катится. И прикатился он на «Площадь друзей».
На «Площади друзей» мы поиграем в интересную игру. Литературные герои
по очереди расскажут вам о своем друге, а вы, ребята, угадайте, кто говорит и
о каком друге идет речь.
Игра «Я расскажу о друге, а ты узнай кто я»
1. «Ох, много лет я строил домик. Каждый кирпичик доставался мне с
огромным трудом. И вот ко мне пришла страшная беда: мой домик сделали
будкой для злобного пса. И тогда мне помог мой друг. Находчивый и смелый,
он смог обхитрить пса и увез мой домик вместе со мной в лес, где врагам нас
не найти. Ох!» (Кум Тыква и Чиполлино. Дж. Родари «Приключения
Чиполлино»).
2. «На наших окнах цвели прекрасные розы. Мы жили весело и дружно. Но
однажды зимой мне в глаз попал осколок волшебного зеркала, и я стал видеть
все злым и безобразным. Я попал в королевство бездушной волшебницы и был
готов стать ее послушным слугой. Но смелая слабая девочка вызвала ее на бой
и одержала победу, чтобы спасти меня» (Кай и Герда. Г. X. Андерсен.
«Снежная королева»).
3. «Я мечтал, чтобы мне подарили собаку, верного друга. Но мама и папа
были почему­то против. И все же друг у меня появился – самый лучший друг
в мире, в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире знаток
паровых машин, рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель плюшек»
(Малыш и Карлсон, А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).
8

Ведущий: А сейчас я предлагаю встать в круг и немного отдохнуть. (Все
встают в общий круг и выполняют движения в соответствии с текстом)
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Ведущий: Отдохнули и незаметили, как наш клубок вновь привёл нас на
«Поляну сказок». А когда оживают сказки? Думаете только под Новый
год? А вот и нет. Сейчас мы с вами оживим одну сказку. Вы все знаете
русскую народную сказку «Теремок». А есть похожая по содержанию
украинская народная сказка «Рукавичка». И мы с вами сейчас поиграем в неё.
Вы согласны?
Дети: Да!
Ведущий:
Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
(Ведущий загадывает загадки про героев из сказки «Рукавичка», кто
отгадывает, тот и получает данную роль и слова которые он должен
будет произносить)
Загадки.
 Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она (Мышка).
 Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? … (Зайчишка).
 За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
9

Нет ни дыма, ни пожара (Лисичка).
 Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк).
 Веток хруст в лесу
То тут, то там.
Ищет жёлуди… (Кабан).
 Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь).
 Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи (Собака).
Инсценирование сказки «Рукавичка».
(Сценарий сказки смотрите в приложении №2).
Ведущий: А наше путешествие подошло к концу. Пусть с вами по жизни
шагают книги, дарящие радость, надежду, романтику и улыбку.
Звучит песня «Улыбка».
Приложение №1
СТИХОТВОРЕНИЯ О ТОМСКЕ
Это что такое - МИБС?
То ль загадка, то ли «икс»?
То ли лампочка в подъезде,
То ли яркий солнца диск?
­Это с детства нам дана необъятная
страна:
Двадцать пять библиотек!
Не забудем их вовек!
Мы с «Сибирской» начинаем -
По родной земле шагаем…
Час в «Центральной» посидим
И к «Фламинго» полетим -
Этой встрече каждый рад!
Дальше курс наш на «Фрегат»:
Нам расскажут, как сыны
Защищали честь страны…
Ну, а в «Эврике», друзья,
Чудо ждет нас, как всегда.
Мир прекрасного откроем
Томская зима
У природы свои права:
В Томске вновь наступила зима
И с улыбкой белой кружась
Осыпают снежинки нас.
А вчера закружилась метель,
Из сугробов лепила постель,
И над Томью смеялась она,
Ледяные плетя кружева.
Ты, Сибирь, для того рождена,
Чтоб любила тебя зима,
Чтобы снежную карусель
Ты кружила по самый апрель.
Анохин Кирилл
Томск
О, как в томском лесу чудесно!
Там очень прелестно!
Белочки в лесу живут.
10

И с писателем поспорим…
В общем, некогда скучать,
Если книги нам читать.
Такова система наша:
Никаких тебе поблажек!
Через запад, через юг
Возвратимся, сделав круг,
Как всегда, - к себе домой:
- «Кольцевая»! - дверь открой!
Напои горячим чаем,
на вопрос наш отвечая:
- В чем у Томской МИБС секрет?
- У нее - авторитет!
И в системе нет изъяна!
...Приезжали к нам титаны.
­ Все отлично! ­ нам сказали,
Опыт наш перенимали...
10 лет ей, как и мне, -
Этой солнечной стране!
Вечно с книгой вам шагать
И народ наш просвещать!
Стихотворение о МИБС участников
конкурса "Юные таланты старого
города 2008" . Авторы ­ учащиеся 4
класса школы­интерната № 1
Марина Бирюкова, Сергеева Аня,
Садовский Олег, Гайтур Иван и др.
10 лет. 3­е место
Люблю я свой Томск ненаглядный,
Люблю я в нём жить и творить,
Люблю города стародавние,
Люблю я по Томску ходить.
Томск ­ моя гордость,
Сила, свобода.
Томск ­ моя радость,
Любовь и забота.
В Томске живу я
И буду жить,
И никогда в нём
Орешки почти все время они грызут.
Еще ёжики есть в лесу.
А в окрестностях Томска ­ мишка,
который любит пчелу.
Очень редко в лесу волки
встречаются,
На глаза людям они не часто
попадаются.
Когда еще не было Томска, здесь
были они!
Растения воздух очищают,
Который, увы, люди загрязняют.
Еще некоторые растения для людей и
животных ­ еда.
Пусть не исчезнут с Земли они
никогда!
Анохин Кирилл
Томский рэп
Город Томск
Не хуже, чем Омск.
В этом городе
Счастья больше, чем ненастья.
Здесь природа ­ красота
И зимою и всегда.
Тут птицы летают
О гнездах мечтают.
Словом, томичи,
Ты Томск лечи!
Сафаров Эмиль
Мой таежный, Мой любимый,
Стародавний, Красочный.
Ты один такой в России,
Будто терем сказочный,
Весь в резьбе, как в паутинке,
Птиц на ставни выпускал,
На певучей берестинке
Тебя мастер высветлил,
Из травинок, из росинок
На досуге сотворил
И в счастливый час России
Это чудо подарил.
11

Не буду тужить!
Михаил Карбышев
Красивый мой город
Томск расписной ­
Доброй душою
Всегда молодой.
Город науки и город труда,
Город Сибирский, цвети же всегда!
Славят тебя люди труда,
В памяти нашей ты навсегда.
Неизвестный томский житель
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается
в веках.
Сергей Заплавный
Приложение №2
РУКАВИЧКА
украинская народная сказка
Действующие лица:
12
 Мышка
 Зайчик
 Лисичка
 Волк
 Кабан
 Медведь
 Собака
 Рассказчик
Рассказчик:

Люли­люли, тили­тили!
Зайцы по воду ходили
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка – невеличка.
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
(Из­за деревьев справа появляется Мышка).
Мышка:
Я под кустиком сижу.
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. Появляется Зайчик).
Зайчик:
Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?
(Зайчик подбегает к рукавичке.)
Зайчик:
Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?
(Мышка выглядывает из рукавички.)
13

Мышка:
Это Мышка – поскребушка!
Зайчик:
Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик – побегайчик!
Мышка:
Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. Появляется Лисичка).
Лисичка:
Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?

Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
Лисичка:
Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!
14

Зайчик:
Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Волк).
Волк:
На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.)
Зайчик:
Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
Волк:
Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!
Лисичка:
Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
15

Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!
(Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. Появляется Кабан).
Кабан:
Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Места здесь тебе не хватит!
Кабан:
Влезу я уж как­нибудь!
(Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Тесно здесь! Ну, просто жуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Выходит Медведь).
Медведь:
Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?
(Из рукавички выглядывает Мышка).
Мышка:
Я вот Мышка – поскребушка,
Длиннохвостая норушка!
(Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик).
Зайчик:
16

Я вот Зайчик – побегайчик,
В рукавичку залезайчик!
(Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!
(Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк).
Волк:
Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!
(Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан).
Кабан:
Ну а я кабан – клыкан,
Рукавичку затыкан!
Медведь:
Что­то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?
Кабан:
Нет!
Медведь (примирительно):
Да я уж как­нибудь!
(Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка).
Лисичка:
Негде здесь уже чихнуть!
(Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка).
Мышка (сердито):
Толстый, а еще туда же!
(Мышка прячется в рукавичку.)
17

Рассказчик:
Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!
(Появляется Собака и бежит к рукавичке.)
Собака:
Гав­гав­гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!
(Из рукавички по очереди выскакивают звери и убегают. Собака берет
рукавичку и уходит со сцены.)
Рассказчик:
Звери очень испугались,
Врассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
18

О.В. – Волгоград: Учитель, 2002.
1. Праздники круглый год: в учебное время и летом/Сост. Калашникова
2. Стрельникова Т. Мы путешествуем, друзья, по «Азбуке» от «А» до
«Я»: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению
работать с информацией. – М.: Школьная б­ка, 2005.
3. Сценарии школьных праздников/Сост.: Гребенкина Л.К., Жокина Н.А.,
4. Узорова О.В. Праздники в начальной школе. – М.: ООО «Издательство
5. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.:
Мартишина Н.В. и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Астрель», 2003.
Издательство «Первое сентября», 2001.
19

МБОУ «Новомитропольская средняя школа»

Внеклассное мероприятие

в начальной школе

Составитель: Козлова

Светлана Федоровна

Библиотекарь,

воспитатель группы

продленного дня

с. Новомитрополька

2015-2016 уч. год

Литературная игра « Путешествие по Стране Читалия»

ля 4-5 классов)

Цели: - развитие познавательных интересов учащихся;

- привитие любви к чтению книг

Оборудование:

На доске написаны плакаты с высказываниями о книгах и чтении: «Книга – жизнь нашего времени» (И.Г. Белинский), «Испокон века книга растит человека» (народная мудрость); «Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А.А. Блок ); «Каждую книгу нужно уметь читать» (Б. Паскаль), пословицы о книгах: « Книга твой друг, без неё как без рук», « Кто много читает, тот много знает», «Книги читай, да дела не забывай».

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по стране Читалия. В нашем путешествии мы будем останавливаться на различных станциях, и выполнять задания. В это путешествие отправятся две команды 4-5 классов.

Есть земля Австралия,
Есть страна Италия,
А еще на свете есть
Вот какое чудо!
Вовсе не Австралия,
Вовсе не Италия –
Есть страна Читалия!

    Остановка «Домашнее задание»

Ведущий: Вам дано было дома придумать название, девиз и выбрать капитана команды. Команды сейчас по - очереди будут представлять свое домашнее задание.

    Остановка «Любимые писатели»

Ведущий: Каждой команде дается листок бумаги, на котором написаны в два столбика названия произведений и писателей. Вам надо правильно стрелками соединит фамилию писателя и название произведения, которые он написал.

Ведущий: Каждой команде читается отрывок из произведения. Вы должны отгадать, что за произведение и кто его автор.

1. –Речка, матушка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька с молочком!

Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла её бережком. (Гуси-лебеди)

    Солнце высоко, колодец далеко, жара донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. (Иван-царевич и серый волк)

    « Деньги твои украли кот и лиса, сказала черепаха. – Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них…» (Толстой. Золотой ключик)

    «Но пчелы, как ни странно, жужжали все подозрительней. Многие из них даже вылетели из гнезда и стали летать вокруг Тучки, когда она запела второй куплет песни». (Милн Винни Пух и все-все-все)

    «Но тут у него прямо дух захватило, потому что от крыши вдруг отделилось и медленно полетело по темному небу небольшое, белое, круглое привидение. Его полет сопровождался тихой и печальной музыкой. Да, ошибки быть не могло, заунывные звуки «Плача малютки привидения» огласили темную, осеннюю ночь» (Линдгрен Малыш и Карлсон, который живет на крыше).

7. « Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

Куда ты собрался?

В школу.

Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу. » (Толстой. Филипок).

8. « Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу» (Пушкин. Сказка о золотой рыбке)

9. «У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учённый

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит» (Пушкин. Руслан и Людмила)

10. « Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала» (Крылов. Ворона и лисица)

Ведущий: Каждой команде дается конверт с разрезанными словами, из которых надо составить правильное название произведения.

Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

    Остановка «Литературная викторина»

Ведущий : Каждая команда по очереди отвечает на вопросы викторины. За правильный ответ один балл.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”? (“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве? (“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”? (“ Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

4. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

5. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала. (Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

6 . 28 лет провел на необитаемом острове? (Дефо. Робинзон Круза)
7. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

9. «Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина – Буратино)

10. Тот, кто дал Буратино мудрый совет. (Сверчок)

    Остановка «Художественная»

Ведущий: Каждая команда рисует фрагмент из любого произведения. Пока команды выполняют задания на вопросы викторины будут отвечать болельщики.

    Обладатель волшебной лампы из арабской сказки. (Аладдин)

    Девочка из сказочных повестей Л.Кэрролла, побывавшая в зазеркалье и стране Чудес. (Алиса)

    Пудель Мальвины из повести-сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Артемон).

    Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. (Аленушка).

Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

    Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч». (Борода).

    Пантера из книги Р.Киплинга «Маугли». (Багира)

    Отважная девочка из сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». (Герда)

    Волшебный музыкальный инструмент, который подарил Жене старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами из сказки В.Катаева. (дудочка)

    Остановка «Составь пословицу»

Ведущий: Каждая команда получает конверт с разрезанными на части пословицами. Вам надо из этих частей сложить пословицы.

1-ой команде: « Книга не пряник, а к себе манит».

2-ой команде: « Много прочел, да мало учел».

    Остановка «Кроссвордная»

По вертикали:

    Фрукты, которыми однажды объелся Чебурашка из повести-сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». (Апельсины)

    Волшебный предмет, который девочка из русской народной сказки «Баба-яга» бросила через правое плечо, и тотчас вырос дремучий лес. (Гребешок)

Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД.

    Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймов очки и Оле Лукойе. Кто автор этих сказок ? (Х.К.Андерсен).

    Место, где купила самовар героиня стихотворения К.Чуковского «Муха-Цокотуха». (Базар)

    Старуха, тянувшая вместе с дедом репку в русской народной сказке. (Бабка)

    Кто написал книгу «Приключение капитана Врунгеля»? (Некрасов)

    Волшебные волосы, которыми гордился герой сказочной повести Л.Лагина «Старик Хоттабыч», (Борода)

По горизонтали:

    Предводитель Стаи волков в сказочной повести Р.Киплинга «Маугли». (Акела)

    Как звали сестрицу братца Иванушки из русской народной сказки.(Аленушка)

    Яхта героя книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». (Беда)

    Деревянный предмет, в который бояре по царскому приказу посадили и пустили в Окиян героев «Сказки о царе Салтане..» А.С.Пушкина. (Бочка)

    Злой разбойник из книги К.Чуковского «Доктор Айболит». (Бармалей)

    Большой танцевальный вечер, на котором потеряла хрустальную туфельку героиня сказки Ш.Перро «Золушка». (Бал)

    Вещь, которую герой стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный» надевал вместо рубашки. (Брюки)

    Термометр, который доктору Пилюлькину не удалось поставить под мышку герою романа-сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Градусник)

Ведущий: На этом наше литературная игра « Путешествие по Стране Читалия» подошла к концу. В игре победила команда…

БУДЕМ С КНИГОЙ ДРУЖИТЬ

Т. Блажнова

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

Козлова Светлана Федоровна, библиотекарь, воспитатель ГПД

Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля». - страница №1/1

МОУ «НОРОВОРОТАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

Перов, Василий Григорьевич

Портрет В.И. Даля. 1872.

СЦЕНАРИЙ

ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
«Литературный дилижанс Даля».

(для учащихся 5-9 классов)

учитель русского языка и литературы

ХАУСТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.

С.ГЛАЗОВО

2008 -2009 учебный год

Ведущий 1: Игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля» посвящена русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного «Толкового словаря живого великорусского языка», за который он был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Ведущий 2: Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача.

Отец Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашён в Россию. После чего он вновь вернулся в Йенн, чтобы изучить медицину, затем вернулся в Россию лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

Мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери – была женщиной образованной.

Родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец Даля всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться Владимира отдали в морской кадетский корпус, где он подружился с Павлом Нахимовым. Там и появился у Даля интерес к языку, и он составил словарь кадетского жаргона из 34-х слов.

В марте 1819 года в звании мичмана был выпущен и отправлен служить в Николаев.

Ведущий 1: По пути к месту службы Даль остановился на почтовой станции. Ямщик его спросил:

Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

А доберёмся в такую пургу?

Не сомневайся.… Замолаживает.

Как это «замолаживает»?

Пасмурнеет. К теплу.

Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Так. Небо тучами заволакивает; к ненастью клонит.

Ведущий 2: Этот морозный мартовский день стал главным в жизни Даля. Он записал в свою тетрадь первое слово.

А в 1825 году Владимир Иванович вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

Ведущий 1: В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. А когда его спрашивали, что это он, улыбнувшись, записывает. Он отвечал: «Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки…»

Ведущий 2: Многое ему довелось услышать во время войны. Каждый день тетрадки наполнялись новыми записями. А однажды Владимир Даль стал сочинять сказки. Сначала страшновато ему было отдавать их на суд читателей. Но потом решился напечатать несколько, только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – казак Луганский (по месту рождения).

Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Многие из вас читали сказки «Медведь – половинщик», «Снегурочка», «Лиса – лапотница», но мало, кто знает, что принадлежат они перу Владимира Ивановича Даля.

Ведущий 1: Осенью 1832 года Даль собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и большой Морской, где в то время жил А.С.Пушкин. Тот принял его хорошо, сказал, что уже видел эту книгу и порадовался ей. Похвалил за сказки, но подсказал идти дальше – заняться составлением словаря. На сомнение Даля:

А осилю?

Гений ответил:

Непременно осилите!.. Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

И В.И.Даль с ещё большим рвением принялся за работу.

Ведущий 2: Осенью 1833 года Владимир Даль женился на девице Уолии Андре. Она родила ему сына и дочь, но вскоре, к несчастью, умерла.

Прошло время. Как-то во время операции Даль познакомился с героем Бородинского сражения отставным майором Соколовым. Впоследствии Владимир женился на его дочери, которая подарила ему ещё трёх девочек.

Зимой 1837 года семья жила в Петербурге, где Даль много общался с А.С.Пушкиным.

За несколько минут до смерти поэт подарил на память Далю простреленный сюртук и свой перстень с зелёным камнем.

Ведущий 1: С лёгкой руки Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53 лет. Труд Даля был удостоен Золотой медали от русского географического общества.

Ведущий 2: Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Так как считал, что народ владеет точным, выразительным словом. Где же нам учиться по-русски, если не у него?

Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

Ведущий 1: Уважаемые команды, наступила пора показать вам знания на станции «Автобиографической».

(Вспомните по очереди сведения о жизни и творчестве В.И.Даля. Кто больше назовёт – тот победил).

Слово жюри

Станция «Игровая»

После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем с вами в игру Даля «Полетушки».

Все участники обеих команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался поднять палец или «полетел» с нелетающим животным или транспортом (например, коровой или трактором) выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, выигрывает жеребьёвку и приносит своей команде право первой начать игру.

Слово жюри

Станция «Толковая»

Здесь ребята принимают участие в игре «Словарная уха». Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит), поочерёдно отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написаны слова из «Толкового словаря» Даля.

Участник, не поймавший рыбку-вопрос с первой попытки, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен найти нужный том словаря, нужное слово и дать ему толкование. Игрок, справившийся с заданием, приносит своей команде 1 балл.

Слова для поиска: календарь, мендрюга, пшеница, прыть, поминать, притурять, нахмарить, побаклушить и другие.

Слово жюри.

Станция «Загадкино».

На этой станции растёт Дерево Загадок, на его листочках написаны загадки из книги Даля, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. В этом конкурсе предусмотрена помощь зрителей-болельщиков, которые могут выручить свою команду и принести ей 1 балл за правильно отгаданную загадку.

Загадки:


  1. Что выше леса? (Солнышко).

  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).

  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).

  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).
Слово жюри.

Станция «Гора пословиц». Конкурс капитанов.

Нужно взять картинку-иллюстрацию из книги Даля, сделать копию, разрезать её на 8 равных квадратов. На обратной (чистой) стороне каждого квадрата написать продолжения пословиц, начало которых будет зачитывать ведущий. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав вторую часть, начинают составлять картинку по принципу детских кубиков. Если пословицы угаданы правильно, то, перевернув все 8 квадратиков, капитаны должны получить целую иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается по 1 баллу.

Пословицы:


  1. Под лежачий камень…(вода не течёт).

  2. Труд человека кормит… (а лень портит).

  3. Дело мастера…(боится).

  4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

  5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).

  6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

  7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

  8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).
Слово жюри.

Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.

Станция «Скороговоркино»

Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (из сборника Даля). Игроки, которые произносят скороговорку, приносят своей команде по 1 баллу.

Жюри подводит итоги игры.

Ведущий: Молодцы! Ребята, на этом наше путешествие «Литературный дилижанс Даля» подходит к концу и завершает сегодня Неделю детской и юношеской книги.


  1. Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведёт их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.


  1. Книги учат детей
Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


  1. Книги им помогают
Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.


  1. Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки

О дне настоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.


  1. В книгах знания, свет,
В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить,

Так давайте же будем

Их беречь и хранить!

Песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь…»

1). Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев: Что мне А,

Что мне Б,

Что мне А, Б, В,Г,Д,

Когда я знаю буквы все.

2). На уроках я всегда,

На уроках я всегда

Отвечаю чётко.

Книга - верная моя,

Книга - верная моя

Мне во всём подмога.

Припев.

3).И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья,

Книги вы любите!

Припев 2 раза .

Учитель: Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников, показавших свою любовь к книге, чтению, продемонстрировавших знания по русскому языку и литературе на литературном треке, посвящённом Неделе детской и юношеской книги.


(Вручение грамот и сувениров уч-ся и благодарность учителям-помощникам).

Цели: формирование у младших школьников интереса к чтению,

формирование умения использовать знания, полученные из книг, в решении поставленных задач.

Оборудование: мультимедиапроектор, магнитофон, фонограммы детских песен, костюмы сказочных героев-ведущих, шары для игры, предметы для сказочного сундука.

Ход игры:

Входит ведущий:

Здравствуйте, ребята. На урок сегодня я пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас подарок-сюрприз. Давайте вместе посмотрим, что это за конверт и что в нем находится.

(Дети сморят, читают)

(звучит фонограмма песни «Маленькая страна»)

Мне кажется это предложение очень заманчиво. Нам с вами нет 120 лет?

Тогда отправляемся?

Итак, нам с вами, командам «__» и «___» предстоит пройти по неведомым дорожкам Сказочного леса в Замок Литературной Сказки, где ждет нас фея Мудрости. Если мы справимся со сказочными заданиями, покажем знание сказок, а также ловкость, смекалку, находчивость, будем дружны, фея Мудрости откроет нам свой секрет.

Команды, возьмитесь за руки и хором повторяйте со мной волшебное заклинание:

Эски, фески, азки,

Отправляемся в мир сказки.

(Громче звучит мотив песни «Маленькая страна», появляется девочка, одетая в костюм Мальвины)

Ой, кто это? Кажется, в нашем Сказочном лесу гости? Решили попутешествовать?

Выполните мое задание, и я помогу вам в ваших приключениях.

А вот мои вопросы.

Вопрос первой команде: Какая сказка называется литературной?

Вопрос второй команде: Назовите авторов литературных сказок?

v Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я стал все видеть злым и безобразным».

(Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)

(Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»)

Мальвина: Ребята, вы молодцы. Вы хорошо знаете сказки, и это поможет вам в вашем путешествии. Желаю вам успеха. Я дарю вам карту Сказочно леса. С её помощью вы легко найдете Замок Литературной Сказки. Счастливого пути!

Ведущий: Давайте рассмотрим карту. Куда же нам идти? Что нас ждет?

Ребята: Столетний дуб.

Ведущий: Да, наш путь к столетнему дубу. (обратить внимание детей на слайд)

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм солдата)

Солдат: Здравствуйте, ребята. Узнаете ли вы, герой какой сказки я – бравый солдат. Расскажу вам свою историю: «Возвращаясь со службы, встретил я старую ведьму. Попросила она меня спуститься в дупло этого старого дуба.

Нашел я там много золота, серебра и меди, но старуха ведьма хотела получить из всех этих сокровищ лишь одну вещь. Что же это?

(Огниво. Сказка «Огниво» Г.-Х.Андерсена)

Молодцы, ребята. Получите и вы одно из сокровищ старого дуба, сказочную шкатулку и угадайте, что же там спрятано.

(Солдат держит шкатулку, ведущий открывает, заглядывая)

Ребята, мы должны по описанию догадаться, что же лежит в шкатулке.

В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе и её дочке.

(Подснежники. «Двенадцать месяцев».)

Команда 1, что это, о какой сказке идет речь?

Молодцы, догадались. А теперь очередь команды 2.

Здесь находится вещь, которую мальчик украл у женщины, причесывавшей волосы на берегу реки. Что это, как называется сказка и кто её автор?

(Золотой гребень. Г.Тукай «Су анасы».)

Солдат . Эх, и молодцы, же вы, ребятушки. Счастливого пути. Прощайте.

Ведущий: Вперед, ребята. Что нас ждет дальше?

Давайте хором ответим!

Ребята: Охотничья тропа.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм барона Мюнхгаузена).

Барон: Я приветствую вас, господа путешественники. Рад видеть вас, смелых, умных и ловких. Ведь я и сам такой же. Неутомимый путешественник, отличный наездник, меткий стрелок. Недавно пришлось мне слетать в лагерь неприятеля на пушечном ядре. Не хотите ли испытать свою смелость и ловкость и тоже полетать на ядре?

Ведущий: Конечно, барон Мюнхгаузен. Я просто уверена, что более ловких и смелых ребят вы не встретите на всем свете.

Ребята, становитесь в ряд (по 3 человека) , каждый из вас должен пролететь на ядре до крепости, вернуться обратно и передать ядро следующему участнику эстафеты. Но помните, что ядро может взорваться и тогда участник выбывает из эстафеты.

(Эстафета «Ядро барона Мюнхгаузена»).

(Ядром служит воздушный шарик . Участник должен «оседлать» ядро, зажав его между колен и придерживая руками. В таком положении он проделывает путь до указанного места и обратно, предаёт ядро следующему участнику. Если шарик лопается («ядро взрывается») – участник эстафеты выбывает).

Барон: Прекрасно исполнено, господа путешественники. Уверен, что вам будет сопутствовать удача. Позвольте мне проститься с вами, я отправляюсь на поиски оленя с вишневым деревом на голове. Он бродит где – то рядом.

Ведущий: Удачи вам, барон. Спасибо за добрые пожелания. Пора и нам в путь. А у нас впереди ……

Ребята: Цветочный город.

Ведущий : Да, Цветочный город, что находится в самом центре Сказочного леса.

(звучит музыка, появляется мальчик, одетый в костюм Незнайки)

Незнайка: Ребята! Как же я рад вас видеть! Помогите мне, пожалуйста. Я перепутал все сказки. Опять меня коротышки дразнить будут.

Ведущий: Поможем?

Ребята: Да!

Незнайка раздает вопросы (карточки)

Прочитайте, пожалуйста, и назовите сказки, которые «перепутались» и ошибочно попали не на свое место.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон…

Видно на море не тихо;

Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится на ней,

Поперек его лежит

Чудо-юдо Рыба-кит.

«Эко диво! – все кричали.-

Мы и слыхом не слыхали,

Чтобы льзя похорошеть!»

Царь велел себя раздеть,

И даёт такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах».

(«Конек- горбунок», «Спящая царевна».)

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью свет божий затмевает,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(«Сказка о царе Салтане…», «Конек – горбунок».)

Ей, в приданое дано

Было зеркальце одно.

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

(«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Незнайка: Спасибо, ребята. Выручили вы меня. Постараюсь не путать больше сказки. До свидания!

Ведущий: До свидания, Незнайка! Всего доброго! А мы продолжим свое путешествие.

(звучит музыка)

Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, какой густой лес. Мы не заблудились? Кто это?

Дети: Шурале.

Шурале: (подбегает к одним) Защекочу, (подбегает к другим) захохочу,

(всем вместе) берегитесь.

Ведущий: Не испугаются тебя ребята. Былтыр тебя обманул, и мы справимся.

Шурале: Люблю я людей пугать, и мои сказочные друзья тоже, узнайте их, я вас отпущу. Кто напугал героев следующих сказок?

Ведущий: А ну-ка, Шурале, покажи свои вопросы. Я думаю, мы легко с ними справимся.

(Берет у Шурале карточки, озвучивает вопросы)

Волки от испуга

Скушали друг друга,

Бедный крокодил

Жабу проглотил,

А слониха, вся дрожа

Так и села на ежа.

(Тараканище К.И. Чуковский «Тараканище».)

Испугался бесенок

Пошел рассказывать про такую победу.

Делать нечего –

Черти собрали оброк…

(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»,)

Шурале: Спасло вас знание сказок. В добрый путь.

Ребята: На поляну чудес.

(звучит музыка, появляется девочка, одетая в костюм лисы Алисы)

Лиса Алиса: Какие чудесные ребята, какие славные. С удовольствием с вами поиграю.

Мне нужны для игры 2 пары.

(Ребята играют парами. Один из них «Кот Базилио». «Кот Базилио» должен на одной ноге проскакать до намеченного места, «Лиса Алиса» ему помогает)

Ведущий: Один из вас будет лисой Алисой, а другой котом Базилио. А каким был кот Базилио?

Ребята: Хромым.

Ведущий: Кто первым прибежит, тот и победил.

Ведущий: Спасибо, лиса Алиса, за веселую игру.

(звучит музыка)

Ведущий: Ну что же, ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Я думаю, мы достойно справились со всеми заданиями.

(раздается крик, появляется девочка, одетая в костюм маленькой разбойницы)

Маленькая разбойница обегает вокруг детей, кричит: Как хорошо, что вы здесь появились. Не пущу вас никуда. Будете со мной играть.

Ведущий: Маленькая разбойница, мы не можем задерживаться. Наше время истекает, а мы ещё не видели фею Мудрости.

Маленькая разбойница: Ну, поиграйте со мной. Мне так скучно. Правда, Кай и Герда навещают меня, но не очень часто.

Ведущий: Ребята, задержимся ненадолго?

Маленькая разбойница: У меня рассыпались и перепутались иллюстрации к сказкам. Давайте их соберем.

(ребята соединяют разрезанные иллюстрации к сказкам)

Ведущий: Кто быстрее соберет и покажет, что у него получилось, тот и получит ещё одну звездочку.

Маленькая разбойница: Спасибо ребята. Приходите ещё.

(звучит мотив песни «Маленькая страна», входит фея Мудрости).

Фея Мудрости: Здравствуйте, дорогие ребята. Я наблюдала за вашими приключениями в волшебное зеркало и рада, что вы оказались такими знающими, смелыми, ловкими, веселыми, дружными. Я вижу это по вашим звездочкам. Покажите их.

Ведущий : Посмотрите, Фея. У команды 1 …. звездочек, у команды 2 - … .А вместе у них ….! Целый звездный дождь! Ребята очень постарались.

Фея: А за это я открою им свой секрет успеха.

В гостях вы были у друзей сердечных,

В чудесной сказке каждый побывал.

Мой юный друг!

Бери с собой в дорогу своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Ведущий: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Мне понравилось путешествовать с вами. Я рада, что вы оказались такими дружелюбными, веселыми, ловкими, и больше всего тому, что вы так хорошо знаете сказки. Это значит, вы любите читать. Я желаю вам на всю жизнь сохранить любовь к книге, потому что книги дарят нам свою мудрость, учат нас быть добрыми, верными, честными, находчивыми. Дружба с книгой поможет вам добиться новых успехов. Хочу закончить наше путешествие словами замечательного писателя К.Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги»