Сценарий о малой родине. Сценарий "день родины". Внекассное меропритие моя малая родина

Возраст детей 5 – 7 лет

Под музыку дети входят в зал. (Музыка.)

Здравствуйте. (По коми.) Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок. А родился ты на прекрасной Коми- земле, в далёком Коми - крае.

1. Что может быть родней родного

Отчизны, края, где живешь?

И дома отчего, святого,

Где жизнь по смыслу узнаешь.

2. Где снег особенный зимою,

И летний дождь душе милей.

Не зря зовем все то, родное

Мы малой родиной своей.

Сегодня мы вас пригласили

на праздник к нам неспроста

Все мы живём в Коми- крае

Здесь Родина наша и наша судьба.

И сегодня мы будем с вами говорить о крае родном,

О крае, в котором мы с вами живем.

Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

Только в родимых краях бывает такое:

Солнце – самое яркое,

Небо – самое голубое,

Вода – самая чистая,

Звезды – самые лучистые.

Березки – самые тонкие,

Песни – самые звонкие!

Коми песня (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные (слайд) Народные танцы Коми довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие отношение к происходящему ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи, строй.

У народа Коми много интересных игр. Давайте сейчас поиграем в игру «Воробей». (Пышкай.)

Ведущий: Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.

  1. В Коми - крае мы живём, где суровы зимы,

Не страшны нам холода, мы наденем…(Пимы.)

  1. На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум.)

  1. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

  1. Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Называется...

  1. Сине – зелёный мерцающий свет,

В северном небе - природный эффект. (Северное сияние.)

  1. В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень.)

  1. Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо.)
  1. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы.)
  1. Олень от них убегает - а они не отстают. (Нарты.)

10. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Полярное сияние.)

Ведущая: Игра «Я еду на Север и беру с собой…» Предлагаю собрать вещи для поездки на север. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере, со словами "для того, чтобы". Например, «Я возьму на Север…

Чемодан для того, чтобы сложить вещи;

Шубу для того, чтобы не замерзнуть;

Варежки для того, чтобы не замерзнуть;

Фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;

Лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу

Очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза

Рюкзак для того, чтобы сложить в него продукты и т.д.

Ведущий: Коми край – богатый край.

Это всем известно.

И о нашем Коми крае

Есть немало песен.

К нам в гости пришли ребята из группы «Кэрпи» со своей песней, поприветствуем их!

Коми песня на усмотрение музыкального работника.

Ребёнок: Родилась я в Коми крае.

Это Родина моя.

Лучше края я не знаю,

Он всех дороже для меня.

Ребёнок: Что такое Родина?

Коми-край земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Поезда на север,

Поезда на юг.

Всюду дали светлые

Зовут меня вокруг.

Ведущий: А дети из группы « Кэрпи» расскажут нам стихи на коми языке, послушаем их?

(1-2 ребёнка читают стихи на коми языке.)

Ведущий: Игра «Исправь ошибки».

Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть.)

Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги.)

В чуме живут олени. (Оленеводы.)

Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься.)

Ведущий: Мы живём с вами в северном, крае. Наш край богат нефтью, углём, лесом. В обширных северных лесах водится много зверей, в реках – рыбы, в тундре разводят оленей. Издавна здесь жили сильные и смелые люди, они занимались охотой, рыбалкой, заготовкой ягод и грибов. А после тяжёлого, трудового дня собирались в избе, у тёплой печки, чтобы заняться рукоделием, поговорить, попеть песни. Кажется, я уже слышу песню, давайте послушаем песню на коми языке и посмотрим видео ролик о коми земле, ее природе, животном мире. (Дети смотрят ролик.)

Ведущий: А давайте ещё поиграем, хотите?

Коми игра «Медведь-бабушка»

Ведущий: Вот так на коми земле мы живем

Танцуем, играем и песни поем.

И наш Коми край самый лучший на свете,

Об этом скажут все наши дети!!!

Под музыку на коми языке дети выходят из зала.

Сценарий Дня поселка «С любовью к людям и земле» Галя: Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч Цепи гор стоят Великанами. Лера: По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг: Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Галя: Гляну к северу: Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Лера: Это ты моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, В красе царственной Развернулася! (звучит гимн Орла, поют дети) 18-00 Колокольный звон, встреча регаты хлебом с солью, благословление батюшки, Сударушка, коридор, приглашение гостей. Галя: Добрый день. Гости званные, желанные! Люди старые и молодые! Женатые и холостые! Милости просим на наш праздник! На праздник поселка Орел!! Звучат фанфары Галя: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.. Лера: Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был отдаю всегда Поселку я родному предпочтенье. Галя: И наш поселок – небольшой, неброский Мне не забыть, куда не денусь я … Бегут года. Как со свечки капли воска, Все это- жизнь, история моя.. Лера: На улицах проулках оживленье, И взгляды излучают добрый свет. И празднует поселок день рожденья И много радостных ему и долгих лет! Галя: Добрый день уважаемые Орляне и гости нашего праздника! Лера: (оба вместе) Здравствуйте!!! Галя: С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»! Лера: Здравствуйте, значит будьте здоровы. Галя: Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками! Лера: Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый орлянин, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе. Галя: Сегодня у нашего поселка праздник, а значит и наш с вами праздник тоже. Лера: С днем рождения, дорогой поселок и уважаемые земляки! (отбивка) Галя: Орлян и гостей праздника приветствует председатель поселкового совета Сергей Петрович Юшков. Для вас выступает образцово-показательный коллектив «Сударушка». Центр Славянской культуры предлагает посмотреть «Показательный бой» Лера: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»….Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Галя: Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей…. Лера: Иду по селу - мне навстречу улыбки, Знакомые, добрые лица, Сердца золотые- из золота слитки, Которыми можно гордиться. Галя: И каждом у- Здрасьте, и как дела, Знакомы мне многие с детства. С одними училась, с другими росла, С другими росла, или жила по соседству. Лера: Все дяди Вани и тети Даши, По детской привычке- без отчества. И все дорогие, родные все наши. И всех мне обнять так хочется. Вас поздравляет __________ Галя: Есть такая народная мудрость «Тот род хорош – где старикам уважение и почет … и тот праздник славен, где им главное место. Лера: На нашем сегодняшнем празднике нельзя не сказать о наших юбилярах. Они оставили яркий след в истории поселка. _________________________________ Галя: Мы желаем нашим юбилярам здоровья, благополучия, добра и мира. Галя: Слава людям, в труд влюбленным, Вдохновенным, окрыленным, Людям совести и чести, Чья работа всем видна. Так давайте нынче вместе Вспомним эти имена! Вручение благодарственных писем жителям села Лера: Давайте вспомним день вчерашний, Сегодня поглядим вокруг, Успехи ваши, счастье ваше – Все это дело ваших рук. Вокруг итог трудов упорных, А жизнь идет, а жизнь кипит, А сколько дел нерукотворных Еще вам сделать предстоит. Галя: Разве всех назовешь, кто у нас знаменит, Кто занят работой большой и серьезной. Всем тем, кто достиг этих славных побед, Наш низкий поклон и сердечный привет! (поклонились) Лера: А в подарок примите танец в исполнении _________________ Лера: Поселок Орел.Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. Галя: А детей – то у нас видимо – невидимо! Не знаешь, кто самый младший. Пока одного самым маленьким считаешь, глядь, уже другой народился, еще меньше. Прямо невозможно статистику вести! Лера: Вот сегодня у нас самых маленьких в поселке 13 человек Галя: Погодите, милые, я вот вас спросить хочу. Дитенок – то скоро разговаривать начнет, вопросы разные задавать, вы хоть книжки – то по педагогике читаете? А вот я сейчас проверю. А Винни – Пух – это свинья или кабан? (медвежонок) Она бывает в реке, в озере, в ухе, а в компоте не бывает. Что это? (рыба) Как маленькие дети называют нехорошую, противную вещь? (кака) Ладно, можно сказать, приготовились. Вот вам от нас подарочек, чтобы каки в доме небыло – младенцы этого не любят (пачка порошка ОМО). А ты, хозяйка энаешь хоть, почему этот порошок так называется? Нет? Слушай сюда, «Обувь Мой Отдельно», поняла? Ну, ступайте, с Галя: Жизнь Орлян многогранна: кто – то пишет стихи и музыку, кто – то, мастерит своими руками, а кто – то становится чемпионом, а кто – то устанавливает рекорды. И именно сегодня, в день посёлка, я предлагаю всем нам начать писать новую книгу рекордов. Но давайте назовём её не книга рекордов Гиннеса, а «Рекорд по – Орлински»! и сейчас у всех присутствующих на сегодняшнем празднике есть замечательная возможность осуществить свои мечты и разместить свои имена в нашей книге. Я думаю, что начать стоит с малого. Ну, например, с осиной талии. Кто хочет получить звание «Осиная талия» и побороться за статус «Мисс изящество» 2010 года, прошу подойти ко мне на нашу импровизированную сцену. Проводится конкурс на самую тонкую и толстую талию Орла. Измеряется сантиметром. Лера: Самое главное, что есть начало. Внимание, внимание! У кого из присутствующих самый большой размер ноги, тот получит наш приз и звание «Ножки мирового стандарта – 2010». Выбирают среди присутствующих победителя по самому большому размеру ноги. Галя: Нет, не мощная рука Без большого кулака! Давайте, узнаем, у кого из жителей нашего посёлка самый – самый большой кулак. Вы получаете звание «Кулачище 2010». По такому же принципу выбираются «Самый мощный торс», «Длинная коса», «Изящная ножка». Галя: А сейчас, я объявляю весёлые семейные старты и приглашаю на нашу сцену три спортивные семьи. Ну – ка, ребятишки, хватайте своих родителей и мигом сюда. (если родители не выходят, создать две команды по 7 человек). 1 этап: первый участник добегает до отметки, возвращаясь, берёт за руку второго участника. Вдвоём добегают и т.д. 2 этап: - Первый участник надевает обруч, бежит до отметки и обратно. К нему в обруч становится другой участник, затем третий и т.д. 3 этап: - Первый участник добегает до листа ватмана и рисует деталь на предложенную тему (велосипед). Возвращается к старту, передаёт фломастер, тот рисует следующую деталь и передаёт третьему и т.д. 4 этап: - Первый участник преодолевает этап на одной ноге, второй бежит с шаром, толкая его перед собой, третий катит мяч, не отрывая его от земли, четвёртый проходит этап с обручем. (Победившим вручаются призы) Галя: Дорогие земляки, уважаемые Орляне! Давайте останемся такими, какие мы есть, добрыми, отзывчивыми, с крепким характером, с большим трудолюбием и уважением к себе и ближним. Лера: Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наши, отцов и дедов наших, детей и внуков наших, а значит и дни рождения поселка, где мы родились, где мы живем и трудимся. Галя: Жива наша малая Родина, а значит вместе с ней и мы. Лера: Сколько хорошего узнали мы сегодня про земляков. Им улыбались, поздравляли, дарили море добрых слов Галя: Живем единою семьею мы здесь вторую сотню лет Национальностью любою гордится тельмановцев цвет. Лера: Дружны в краю нашем народы, мы убедились в том не раз. Не дни связали нас, а годы, сама земля сроднила нас. Галя: Пусть будут счастливы все люди, отцы. Детишки, старики. Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки. Галя: На этом праздник наш не заканчивается, но мы прощаемся с вами, до свидания, друзья, до новых встреч! Лера: Да ты чего, кто же так прощается?! Галя: А как? Лера: А вот так! В честь праздника нынче друзья развлечемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Клянемся! Лера: Но завтра с утра на работу вернемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: При встрече знакомым, друзьям улыбнемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: За повод хороший сегодня упьемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: На радость большую без драк разойдемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: Данную клятву не забывать! За наше село – кубки поднять!

Цели:

Задачи

Ведущий 1

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

Ведущий 2

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной

Ведущий 1

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущий 1

Дремлют горы, плещутся моря…

Нету слов дороже и чудесней,

Чем два слова: Родина моя!

Ведущий 2

Мне край мой Югорский дороже

Ведущий 1

Жили охотники и рыбаки,

Мягкий ясак и царю и Кучуму

Ведущий 2

Так хороши они для отделки…

Сообщение «О ханты»

Ведущий 1

Ведущий

Стихотворение Ширяевой Л.А.

Ведущий

Выступление О селе Шеркалы.

Презентация.

Ведущий

Ведущий

Ведущий 1

В мире много мест красивых,

В Сибири

Мой посёлок на Югре!

Ведущий 2

На высоком Обском берегу,

Где кедрач упирается в небо,

Ведущий 1

Глубже морей оно, выше небес

Ведущий




Стихотворение Ю. Сафронова

Живи, мой сын,

Трудись и знай:

в тебе и плоть,

И кровь России.

Храни ее, как пращуры

Хранили,

Трудом и хлебом,

Внуками прославь,

И чти отцов, они

Ступенью были,

С которой вы пошли

В иную явь.

Уходит век, прошедшим

Дышит в спину,

грядущим что-то

Выкинет свое.

Великой внукам

Передай её.

Ведущий

Решение.

Итоги.

Ведущий.

Ведущий.

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-краеведческой конференции

«Малая родина – сердца частица».

Цели:

1. Формирование патриотических чувств, воспитание любви к родному краю;

2. Привлечение внимания учащихся к исторической памятной дате -75- летию образования Октябрьского района.

Задачи

1.Расширить и углубить знания обучающихся о своем родном крае - малой родине.

2.Вызвать чувство толерантности и гордости за культуру и традиции народов, проживающих в Октябрьском районе.

3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

(Звучит песня «Россия – Родина» Константин Дерр).

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, которое посвящено самому дорогому – любви к родной земле.

Ведущий 1

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

Ведущий 2

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной

Ведущий 1

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

Ведущий 2

«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как сталь», - так сказал А.Н.Толстой

Ведущий 1

Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о родине, родной стороне, в которой мы живём, которую воспевают наши югорский поэты, о которой слагаются самые задушевные строки.

Ведущий 1

Вдаль бегут дороги, словно песня,

Дремлют горы, плещутся моря…

Нету слов дороже и чудесней,

Чем два слова: Родина моя!

Ведущий 2

Мне дорог любой на земле уголок,

Ведь все уголки чем – то схожи.

И всё ж, как берёзам их собственный сок,

Мне край мой Югорский дороже

Презентация «Наследие Югры» Сообщение «О ХМАО»

Ведущий 1

Жили охотники и рыбаки,

Ханты и манси сдавали долги –

Мягкий ясак и царю и Кучуму

Ведущий 2

Брали помногу: три соболя с чума,

Много лисиц, горностая, белки –

Так хороши они для отделки…

Сообщение «О ханты»

Ведущий 1

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветерок. Корни – это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в песнях и сказках.

Выступлениие «Так появился Октябрьский район».

Ведущий

Стихотворение Ширяевой Л.А.

Ведущий

Ученые давно обратили внимание на долговечность названий, многие из которых живут тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить.

Географические названья занимают особое место среди самых драгоценных исторических памятников как живое эхо отдаленных времен. Они служат и неоценимым материалом для истории языка, донося до нас многие слова, формы и звуки.

Выступление О селе Шеркалы.

Презентация.

Ведущий

Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, появляется у человека с детства. Среди просторов нашей Родины есть край, где находится наш родной дом, наша родная земля – село Перегребное!

Ведущий

Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь. Да, родной край начинается с родного дома. Каждый из нас знает всех соседей и всех их друзей, каждый камушек на своей родной улице.

Ведущий 1

В мире много мест красивых,

Но одно милее всех – это дивный край

В Сибири

Мой посёлок на Югре!

Ведущий 2

Он стоит в тайге, в глубинке,

На высоком Обском берегу,

Где кедрач упирается в небо,

Где брусничник на каждом шагу…

Выступление О селе Перегрёбном Презентация

Ведущий 1

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес

Ведущий

Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она..

Стихотворение Ю. Сафронова

Россия! Русь! Отчизна! Отчий край!

Слова с пелён для русича святые.

Живи, мой сын,

Трудись и знай:

в тебе и плоть,

И кровь России.

Храни ее, как пращуры

Хранили,

Трудом и хлебом,

Внуками прославь,

И чти отцов, они

Ступенью были,

С которой вы пошли

В иную явь.

Уходит век, прошедшим

Дышит в спину,

грядущим что-то

Выкинет свое.

«Люблю Россию, - говорю я сыну,-

Великой внукам

Передай её.

Ведущий

Тема родного края неисчерпаема. Нам еще многое предстоит узнать в будущем. А пока, заканчивая конференцию, слово предоставляем учителю русского языка и литературы.

Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. В настоящее время проблема воспитания гражданственности и патриотизма будущих поколений российских граждан возведена в ранг первоочередных государственных задач. А формирование патриотических чувств к своей стране начинается с любви к малой Родине, знания её истории, природы.

Судя по вашим выступлениям, вы настоящие патриоты своей маленькой родины – ХМАО, Октябрьского района.

Решение.

1.Продолжать заниматься исследовательской деятельностью учителям и ученикам, так как краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Изучение истории страны начинается с истории малой Родины, т. е. родного края.

2. Собрать дополнительные сведения о жизни школы в канун ее 80-летия.

3. Способствовать привлечению к краеведческой работе большего числа обучающихся, так как воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным. А настоящее хранение не может осуществляться без изучения; изучение же не может осуществляться без научных конференций.

Итоги.

Вручение Дипломов участникам конференции.

Ведущий.

У нашего района есть свои символы: гимн, герб, флаг, о которых вы узнали из выступлений. Предлагаю закончить конференцию гимном Октябрьского района.

Ведущий.

На выходе из зала положите карточку той стороной вверх, которая соответствует твоему настроению после нашей конференции. (Красный цвет – прекрасное; синий – плохое)


Введение.

Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.

Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие - вот задача изучения истории родного края.

Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.

Пояснительная записка.

Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.

Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.

Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения краеведческих мероприятий в школе в занимательной форме. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства.

«Моя малая родина»

Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-8 классах.

Цель:

  • Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
  • Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Оборудование: наличие мультимедиапроектора

Моя малая Родина. My little Motherland

клип на песню Леонида Афанасьева "Земля моя родная" ("Как прекрасна жизнь") из т/ф "Вечный зов", в исполнении Галины Улетовой. My homemade movie. Music by Leonid Afanasiev, song "Land my dear", ("So beautiful life") from Soviet multi-part movie "Livelong call", singer Galina Ulyotova

Кстати, сам фильм "Вечный зов", рассказывает о событиях, которые происходили в тех местах, где я живу... А композитор Леонид Афанасьев - автор этой замечательной мелодии - мой земляк.

Описание и содержание конкурсов.

Приготовить: раздаточный материал: листы и ручки для команд, разрезанные карты, кроссворды с вопросниками, презентации.

Ход: дети делятся на три команды. Команды выбирают себе капитанов.

Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру «Моя малая родина». Сегодня встречаются три команды:1 команда - 6 класса, 2 команда - 7 класса и 3 команда – 8 класса. Для начала я бы хотела проверить: хорошо ли вы знаете своё село. Вам предлагается разгадать небольшой кроссворд. Разгадав все слова, вы получите по вертикали фамилию самого известного красноярского художника (Суриков).

Листы с вопросами и кроссвордами раздаются на столы командам.

1. Кроссворд.

Вопросник к кроссворду:

  1. Речное гребное и парусное судно, на котором осваивали наш край землепроходцы.
  2. Старое название эвенков.
  3. Самый большой полуостров края.
  4. Город, название которого, по легенде, произошло от имени первого жителя.
  5. Место, где кратчайшим путем перетаскивались (переволакивались) по суе суда и грузы с одной реки на другую.
  6. Заповедник нашего края, известный своими скалами.
  7. Самый известный красноярский писатель.

2. Викторина.

Ведущий задаёт вопросы, по ходу ответов учащихся на вопросы, на которые они не знают ответов, ведущий отвечает на вопросы сам.

  1. Как известно, географический центр России находится в Красноярском крае. Скажите, где именно? (озеро Виви в Эвенкии).
  2. Какое место занимает наш край по площади среди регионов России? (второе).
  3. Как называется самая северная точка нашего края, России и Азии? (мыс Челюскина).
  4. Что в переводе означает «Енисей»? («Большая вода»).
  5. Как звали первого губернатора Енисейской губернии? (А. П. Степанов).
  6. назовите самое старое в крае промышленное предприятие (Троицкий солеваренный завод).
  7. Назовите второй по величине город Красноярья, самый крупный в мире город, расположенный за Полярным кругом. (Норильск)
  8. Какой писатель, побывавший в конце 19 века в Красноярске, назвал его «самым лучшим и красивым из всех сибирских городов», а Енисей «могучим, неистовым богатырем»? (А. П. Чехов).
  9. Какое событие, произошедшее 30 июня 1908 в нашем крае, называют «загадкой 20 века»? (падение Тунгусского метеорита).
  10. Что означает название Красноярска? (красный – красивый, яр – берег,обрыв).
  11. Проект, какого сооружения в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевал Гран – при и золотую медаль, разделив победу с Эйфелевой башней? (железнодорожный мост через Енисей, открытый в 1899 году).
  12. Когда был образован Красноярский край? (7 декабря 1934 года).
  13. Назовите главные притоки Енисея (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски).
  14. Какой из этих городов возник раньше – Минусинск, Енисейск, Красноярск? (Енисейск – 1619 год, Красноярск - 1628 год, Минусинск – 1739 год).

3. «Символы Красноярского края»

Это праздник нашей с вами Родины.

У каждого из нас есть две Родины: большая и маленькая.

Большая Родина - это наша страна Россия. А малая Родина - это то место, где человек родился, где живёт с мамой и папой, где находится его дом, где живут его друзья. Кто-то родился в огромном городе. А мы с вами родились в маленьком городке нашем - Аткарске. Поэтому каждый из нас может сказать, что его малая Родина – это город Аткарск.

Сегодня в такой праздник мы пришли с вами в музей, где собраны картины аткарских художников. Эти художники рисовали нашу малую родину – наш родной город Аткарск, аткарскую природу, своих друзей и ещё много что интересного и красивого. Хотите посмотреть на картины?

Мы сейчас обязательно их посмотрим. Но для начала отвечайте на вопрос – чем художники рисуют свои картины? (красками)

Конечно, красками. А теперь отгадайте загадку: «Над рекой повисло разноцветное коромысло. Что это такое? ». (радуга)

Правильно – это радуга, которая состоит из разноцветных красок.

И сегодня госпожа Радуга-дуга встречает вас здесь в этом зале, чтобы провести в мир волшебных красок и красивых картин. давайте её позовём.

Дети кричат дружно "Радуга приходи! ", выходит Радуга-дуга.

Радуга-дуга:

Я - Радуга-дуга, высока и туга.

Вся разноцветная - вот красота,

Смотрите, любуйтесь, какие цвета!

Вам хочу понравиться, и в пояс всем покланяться! (кланяется)

Сейчас, я проверю, знаете ли вы цвета красок. У меня в руках разноцветные шары – назовите, какие здесь цвета.

(Радуга-дуга указывает на воздушные шарики, а дети отвечают, какого они цвета)

А теперь, давайте посмотрим на картины и послушаем рассказ о нашей малой Родине – городе Аткарске, о людях, которые здесь живут. Расскажет нам обо всём этом аткарский художник Пётр Алексеевич Трущелёв.

Радуга-дуга:

Пётр Алексеевич, спасибо Вам за рассказ о замечательных наших аткарских художниках. В за рассказ, мы хотим от всех нашего детского сада подарить вам один большой букет цветов, но это не простой букет, а вот какой…

Выходят дети с цветами, сделанными из бумаги, каждый читает своё стихотворение о краске того или иного цвета и дарит художнику соответствующий цветок.

По - сыновьи влюблен

В мой, ничем не отмеченный,

Красноярский район.

Это - малая Родина,

К ней любовь горяча.

Свою песню - мелодию

Здесь поёт Кондурча.

Я всегда в окружении

И лесов, и полей,

Мой район от рождения

Стал судьбою моей.

Пусть дороги далекие

Меня вдаль позовут,

Часть души моей все-таки

Тут останется, тут.

И везде где бы ни был я,

Неизменно влюблен

В дорогой и любимый мой

Красноярский район.

Кл руководитель: - Послушайте, как о своей малой Родине отзывается наш местный поэт Шкода.

4 ведущий: - Читает стихотворение Шкоды (слайд о п. Коммунарском)

Кл руководитель

Прекрасно имя нашей Малой Родины - п. Коммунарский!! Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Кондурча. А самое главное твой родной отчий дом, твоя семья.

5 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)

Песня «Родительский дом» - заставка

6 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)

Кл руководитель: - Ребята, кто еще может рассказать о своей семье, о ее традициях и обычаях? Можно рассказать о своих родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Ведь не случайно говорят семья - это семь Я.

(рассказы и презентации ребят, своих семей)

Кл руководитель: - Спасибо, ребята за интересные рассказы. Я вижу, что все вы знаете о традициях своей семьи, любите и почитаете своих родителей, бабушек и дедушек. И дай вам бог, чтобы вы пронесли эту любовь к родным и близким, любовь к своему Отечеству, к нашей Родине через всю свою жизнь.

Вот поэтому нашу страну мы зовем Отечеством, потому что в ней жили отцы и деды наши.

Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.

  • Вперёд >

Внекассное меропритие моя малая родина

Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина»

Разработано учителем истории МОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»

Цель мероприятия: -воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

Задачи мероприятия: - формирование чувства принадлежности и гордости, за свою малую Родину, своё село. -углубить представления учащихся о родном крае; Участники: Учащиеся школы, родители, администрация села, педагогический коллектив, жители села.

Подготовительная работа. Работа творческих групп над поиском материала по истории села; её жителях. Участие в конкурсе сочинений о своей малой родине (родном поселке, о природе родного края)Работа группы по оформлению стенда «История моего села»Участие в конкурсе рисунков «Моё село» Подготовка фотографий «Природа родного края»

Оформление. При оформлении используются стенд по истории села, выполненная учащимися «Моя школа», плакаты с высказывания великих людей о Родине. Выставка рисунков «Моё село». Дополняет оформление компьютерная презентация. Ход мероприятия.

1. Вступительное слово 1-го ведущего: У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…2.

Слово 1-го ведущего: Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорил о нашей малой родине о селе Анастасьино Калининского района Саратовской области. (слайд заставка). Слова ведущих сопровождаются слайдами презентации.

1- й ведущий: Давайте познакомимся с историей нашего села. (Ведущие читает информацию со слайдов)

2- ведущий . Цитирует информацию со слайдов. Рассказывает о роде Хоненевых. Знакомит с гербом рода, с его элементами и их обозначением.

1- й ведущий. Цитирует информацию представленную на слайдах.

2-й ведущий. Работает с картой. Рассказывает о месторасположении села, соседних деревнях.

1-й ведущий: Сообщает о строительстве церкви.

2-й ведущий. 1-й ведущий. Цитирует слайды о развитии животноводства и растениеводства в селе.(Слайды 12-16)

2-й ведущий. А сейчас мы хотели бы вал представить «старожилу» нашего села, который расскажет нам о его работе на сельской ферме. (Рассказ жителя).1-й ведущий. Цитирует слайды об учреждениях работающих в селе (школа, детский сад, дом культуры и др) .

Слайды (17-24) 2-й ведущий. После трудовых будней жители села любили устраивать праздники. В которых принимали все жители села от мала, до велика. (Слайды -25-36) Показ слайдов этого раздела сопровождается исполнением песни Слова В. Лебедева-Кумача, Музыка И. Дунаевского, исполняет ученица 10 класса.

2-й ведущий. Жители нашего села принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие из участников имели боевые награды. Слайды (37- 40)

1-й ведущий. Богата и разнообразна природа нашего края. В лесах много грибов и ягод. В водоёмах много рыбы. Слайды (41-50) Показ слайдов посвященных природе родного края сопровождаются стихами. Дети читают стихи.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин

В поле звон раздается лазоревый,

Льется с птичьими трелями в лад.

Почему-то в России особенно

Колокольчики нежно звучат.

Я. Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!

Вон вдали соломой крытые избушки,

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

Белые березки, жидкие осины,

Пашни да овраги - грустные картины!

Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо

Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.

Хвойной позолотой взвенивает лес.

Тенькает синица меж лесных кудрей,

1-й ведущий. А сейчас нам хотелось бы зачитать отрывки из сочинений, о родине, которые написали учащиеся нашей школы. 2- ведущий - Моя Родина -село Анастасьино. Здесь я родился и сделал свой первые шаги. С первых дней жизни меня окружает тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца. И для меня нет места краше, чем мое село. Ведь здесь все мое, все равно.

Тараканов Н. 5 класс - Мы живем на земле, она наша кормилица. Большинство из нас после окончания школы должны оставаться в селе, приобретать сельскохозяйственную профессию. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. И эта ответственная задача ляжет на плечи нашего поколения. Мы должны учиться, трудиться, строить новую, счастливую жизнь. Я люблю свое село и с гордостью называю себя анастасинцем!

Осфальд А. 9 класс - Родина для меня - это память о истории моей страны. Родина для меня - это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, родина - это моё родное село, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина - это друзья и знаковые, моя семья. Родина - это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.

Касимова Анна 10 класс

Заключительные слова ведущего.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою"С. Есенин

Ведущий: Эти стихотворением великого русского поэта нам хотелось бы закончить наше мероприятие.

Рефлексия. В заключении всем зрителям предлагается записать свои замечания и предложения по мероприятию и вложить их в урну. Так же предлагается зрителям проголосовать за лучший рисунок выставки «Моё село».

Моя малая РОДИНА - Ынырга

160 лет отметило мое село Ынырга Чойского района Республики Алтай