Возраст детей 5 – 7 лет
Под музыку дети входят в зал. (Музыка.)
Здравствуйте. (По коми.) Жизнь начинается с детства, с того места, где ты родился, где рос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком тебе каждый уголок. А родился ты на прекрасной Коми- земле, в далёком Коми - крае.
1. Что может быть родней родного
Отчизны, края, где живешь?
И дома отчего, святого,
Где жизнь по смыслу узнаешь.
2. Где снег особенный зимою,
И летний дождь душе милей.
Не зря зовем все то, родное
Мы малой родиной своей.
Сегодня мы вас пригласили
на праздник к нам неспроста
Все мы живём в Коми- крае
Здесь Родина наша и наша судьба.
И сегодня мы будем с вами говорить о крае родном,
О крае, в котором мы с вами живем.
Что мы родиной зовем?
Край, в котором мы растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Только в родимых краях бывает такое:
Солнце – самое яркое,
Небо – самое голубое,
Вода – самая чистая,
Звезды – самые лучистые.
Березки – самые тонкие,
Песни – самые звонкие!
Коми песня (на усмотрение музыкального руководителя).
Ведущая: У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные (слайд) Народные танцы Коми довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие отношение к происходящему ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи, строй.
У народа Коми много интересных игр. Давайте сейчас поиграем в игру «Воробей». (Пышкай.)
Ведущий: Попробуйте, ребятки, отгадать загадки.
- В Коми - крае мы живём, где суровы зимы,
Не страшны нам холода, мы наденем…(Пимы.)
- На шалаш он похож, только ростом выше,
Если дождь, не беда, не промокнет крыша.
Он стоит за бугром, дверь полы и стены
Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум.)
- Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень.)
- Там, где в тундре вьюга злится,
Где большой земли конец,
Там живет почти лисица,
Называется...
- Сине – зелёный мерцающий свет,
В северном небе - природный эффект. (Северное сияние.)
- В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень.)
- Лес не лес, туча не туча - то по тундре кочует, то на одном месте кружится. (Оленье стадо.)
- Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику всё расскажут. (Следы.)
- Олень от них убегает - а они не отстают. (Нарты.)
10. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Полярное сияние.)
Ведущая: Игра «Я еду на Север и беру с собой…» Предлагаю собрать вещи для поездки на север. Возьмите по одной картинке и объясните, для чего нужны эти предметы на Севере, со словами "для того, чтобы". Например, «Я возьму на Север…
Чемодан для того, чтобы сложить вещи;
Шубу для того, чтобы не замерзнуть;
Варежки для того, чтобы не замерзнуть;
Фонарь для того, чтобы осветить путь полярной ночью;
Лыжи для того, чтобы передвигаться по снегу
Очки с тёмными стеклами для того, чтобы снег не слепил глаза
Рюкзак для того, чтобы сложить в него продукты и т.д.
Ведущий: Коми край – богатый край.
Это всем известно.
И о нашем Коми крае
Есть немало песен.
К нам в гости пришли ребята из группы «Кэрпи» со своей песней, поприветствуем их!
Коми песня на усмотрение музыкального работника.
Ребёнок: Родилась я в Коми крае.
Это Родина моя.
Лучше края я не знаю,
Он всех дороже для меня.
Ребёнок: Что такое Родина?
Коми-край земля.
Что такое Родина?
Республика моя.
Поезда на север,
Поезда на юг.
Всюду дали светлые
Зовут меня вокруг.
Ведущий: А дети из группы « Кэрпи» расскажут нам стихи на коми языке, послушаем их?
(1-2 ребёнка читают стихи на коми языке.)
Ведущий: Игра «Исправь ошибки».
Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть.)
Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги.)
В чуме живут олени. (Оленеводы.)
Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься.)
Ведущий: Мы живём с вами в северном, крае. Наш край богат нефтью, углём, лесом. В обширных северных лесах водится много зверей, в реках – рыбы, в тундре разводят оленей. Издавна здесь жили сильные и смелые люди, они занимались охотой, рыбалкой, заготовкой ягод и грибов. А после тяжёлого, трудового дня собирались в избе, у тёплой печки, чтобы заняться рукоделием, поговорить, попеть песни. Кажется, я уже слышу песню, давайте послушаем песню на коми языке и посмотрим видео ролик о коми земле, ее природе, животном мире. (Дети смотрят ролик.)
Ведущий: А давайте ещё поиграем, хотите?
Коми игра «Медведь-бабушка»
Ведущий: Вот так на коми земле мы живем
Танцуем, играем и песни поем.
И наш Коми край самый лучший на свете,
Об этом скажут все наши дети!!!
Под музыку на коми языке дети выходят из зала.
Сценарий Дня поселка «С любовью к людям и земле» Галя: Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч Цепи гор стоят Великанами. Лера: По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. Посмотрю на юг: Нивы зрелые, Что камыш густой, Тихо движутся; Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах Наливается. Галя: Гляну к северу: Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух, Быстро кружится; Подымает грудь Море синее, И горами лёд Ходит по морю; И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу Непроглядную… Лера: Это ты моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, В красе царственной Развернулася! (звучит гимн Орла, поют дети) 18-00 Колокольный звон, встреча регаты хлебом с солью, благословление батюшки, Сударушка, коридор, приглашение гостей. Галя: Добрый день. Гости званные, желанные! Люди старые и молодые! Женатые и холостые! Милости просим на наш праздник! На праздник поселка Орел!! Звучат фанфары Галя: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.. Лера: Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был отдаю всегда Поселку я родному предпочтенье. Галя: И наш поселок – небольшой, неброский Мне не забыть, куда не денусь я … Бегут года. Как со свечки капли воска, Все это- жизнь, история моя.. Лера: На улицах проулках оживленье, И взгляды излучают добрый свет. И празднует поселок день рожденья И много радостных ему и долгих лет! Галя: Добрый день уважаемые Орляне и гости нашего праздника! Лера: (оба вместе) Здравствуйте!!! Галя: С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»! Лера: Здравствуйте, значит будьте здоровы. Галя: Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками! Лера: Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый орлянин, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе. Галя: Сегодня у нашего поселка праздник, а значит и наш с вами праздник тоже. Лера: С днем рождения, дорогой поселок и уважаемые земляки! (отбивка) Галя: Орлян и гостей праздника приветствует председатель поселкового совета Сергей Петрович Юшков. Для вас выступает образцово-показательный коллектив «Сударушка». Центр Славянской культуры предлагает посмотреть «Показательный бой» Лера: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»….Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Галя: Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей…. Лера: Иду по селу - мне навстречу улыбки, Знакомые, добрые лица, Сердца золотые- из золота слитки, Которыми можно гордиться. Галя: И каждом у- Здрасьте, и как дела, Знакомы мне многие с детства. С одними училась, с другими росла, С другими росла, или жила по соседству. Лера: Все дяди Вани и тети Даши, По детской привычке- без отчества. И все дорогие, родные все наши. И всех мне обнять так хочется. Вас поздравляет __________ Галя: Есть такая народная мудрость «Тот род хорош – где старикам уважение и почет … и тот праздник славен, где им главное место. Лера: На нашем сегодняшнем празднике нельзя не сказать о наших юбилярах. Они оставили яркий след в истории поселка. _________________________________ Галя: Мы желаем нашим юбилярам здоровья, благополучия, добра и мира. Галя: Слава людям, в труд влюбленным, Вдохновенным, окрыленным, Людям совести и чести, Чья работа всем видна. Так давайте нынче вместе Вспомним эти имена! Вручение благодарственных писем жителям села Лера: Давайте вспомним день вчерашний, Сегодня поглядим вокруг, Успехи ваши, счастье ваше – Все это дело ваших рук. Вокруг итог трудов упорных, А жизнь идет, а жизнь кипит, А сколько дел нерукотворных Еще вам сделать предстоит. Галя: Разве всех назовешь, кто у нас знаменит, Кто занят работой большой и серьезной. Всем тем, кто достиг этих славных побед, Наш низкий поклон и сердечный привет! (поклонились) Лера: А в подарок примите танец в исполнении _________________ Лера: Поселок Орел.Его не увидишь на карте мира, но оно так много значит для нас. Мы здесь живем, трудимся, справляем свадьбы, держим на руках своих первенцев, затем ведем их за руку в школу, а там внуки, правнуки. Такова жизнь. Галя: А детей – то у нас видимо – невидимо! Не знаешь, кто самый младший. Пока одного самым маленьким считаешь, глядь, уже другой народился, еще меньше. Прямо невозможно статистику вести! Лера: Вот сегодня у нас самых маленьких в поселке 13 человек Галя: Погодите, милые, я вот вас спросить хочу. Дитенок – то скоро разговаривать начнет, вопросы разные задавать, вы хоть книжки – то по педагогике читаете? А вот я сейчас проверю. А Винни – Пух – это свинья или кабан? (медвежонок) Она бывает в реке, в озере, в ухе, а в компоте не бывает. Что это? (рыба) Как маленькие дети называют нехорошую, противную вещь? (кака) Ладно, можно сказать, приготовились. Вот вам от нас подарочек, чтобы каки в доме небыло – младенцы этого не любят (пачка порошка ОМО). А ты, хозяйка энаешь хоть, почему этот порошок так называется? Нет? Слушай сюда, «Обувь Мой Отдельно», поняла? Ну, ступайте, с Галя: Жизнь Орлян многогранна: кто – то пишет стихи и музыку, кто – то, мастерит своими руками, а кто – то становится чемпионом, а кто – то устанавливает рекорды. И именно сегодня, в день посёлка, я предлагаю всем нам начать писать новую книгу рекордов. Но давайте назовём её не книга рекордов Гиннеса, а «Рекорд по – Орлински»! и сейчас у всех присутствующих на сегодняшнем празднике есть замечательная возможность осуществить свои мечты и разместить свои имена в нашей книге. Я думаю, что начать стоит с малого. Ну, например, с осиной талии. Кто хочет получить звание «Осиная талия» и побороться за статус «Мисс изящество» 2010 года, прошу подойти ко мне на нашу импровизированную сцену. Проводится конкурс на самую тонкую и толстую талию Орла. Измеряется сантиметром. Лера: Самое главное, что есть начало. Внимание, внимание! У кого из присутствующих самый большой размер ноги, тот получит наш приз и звание «Ножки мирового стандарта – 2010». Выбирают среди присутствующих победителя по самому большому размеру ноги. Галя: Нет, не мощная рука Без большого кулака! Давайте, узнаем, у кого из жителей нашего посёлка самый – самый большой кулак. Вы получаете звание «Кулачище 2010». По такому же принципу выбираются «Самый мощный торс», «Длинная коса», «Изящная ножка». Галя: А сейчас, я объявляю весёлые семейные старты и приглашаю на нашу сцену три спортивные семьи. Ну – ка, ребятишки, хватайте своих родителей и мигом сюда. (если родители не выходят, создать две команды по 7 человек). 1 этап: первый участник добегает до отметки, возвращаясь, берёт за руку второго участника. Вдвоём добегают и т.д. 2 этап: - Первый участник надевает обруч, бежит до отметки и обратно. К нему в обруч становится другой участник, затем третий и т.д. 3 этап: - Первый участник добегает до листа ватмана и рисует деталь на предложенную тему (велосипед). Возвращается к старту, передаёт фломастер, тот рисует следующую деталь и передаёт третьему и т.д. 4 этап: - Первый участник преодолевает этап на одной ноге, второй бежит с шаром, толкая его перед собой, третий катит мяч, не отрывая его от земли, четвёртый проходит этап с обручем. (Победившим вручаются призы) Галя: Дорогие земляки, уважаемые Орляне! Давайте останемся такими, какие мы есть, добрыми, отзывчивыми, с крепким характером, с большим трудолюбием и уважением к себе и ближним. Лера: Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наши, отцов и дедов наших, детей и внуков наших, а значит и дни рождения поселка, где мы родились, где мы живем и трудимся. Галя: Жива наша малая Родина, а значит вместе с ней и мы. Лера: Сколько хорошего узнали мы сегодня про земляков. Им улыбались, поздравляли, дарили море добрых слов Галя: Живем единою семьею мы здесь вторую сотню лет Национальностью любою гордится тельмановцев цвет. Лера: Дружны в краю нашем народы, мы убедились в том не раз. Не дни связали нас, а годы, сама земля сроднила нас. Галя: Пусть будут счастливы все люди, отцы. Детишки, старики. Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки. Галя: На этом праздник наш не заканчивается, но мы прощаемся с вами, до свидания, друзья, до новых встреч! Лера: Да ты чего, кто же так прощается?! Галя: А как? Лера: А вот так! В честь праздника нынче друзья развлечемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Клянемся! Лера: Но завтра с утра на работу вернемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: При встрече знакомым, друзьям улыбнемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: За повод хороший сегодня упьемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: На радость большую без драк разойдемся? Клянемся? ЗРИТЕЛИ: Лера: Данную клятву не забывать! За наше село – кубки поднять!
Цели:
Задачи
Ведущий 1
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Ведущий 2
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
Ведущий 1
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Ведущий 2
Ведущий 1
Ведущий 1
Дремлют горы, плещутся моря…
Нету слов дороже и чудесней,
Чем два слова: Родина моя!
Ведущий 2
Мне край мой Югорский дороже
Ведущий 1
Жили охотники и рыбаки,
Мягкий ясак и царю и Кучуму
Ведущий 2
Так хороши они для отделки…
Сообщение «О ханты»
Ведущий 1
Ведущий
Стихотворение Ширяевой Л.А.
Ведущий
Выступление О селе Шеркалы.
Презентация.
Ведущий
Ведущий
Ведущий 1
В мире много мест красивых,
В Сибири
Мой посёлок на Югре!
Ведущий 2
На высоком Обском берегу,
Где кедрач упирается в небо,
Ведущий 1
Глубже морей оно, выше небес
Ведущий
Стихотворение Ю. Сафронова
Живи, мой сын,
Трудись и знай:
в тебе и плоть,
И кровь России.
Храни ее, как пращуры
Хранили,
Трудом и хлебом,
Внуками прославь,
И чти отцов, они
Ступенью были,
С которой вы пошли
В иную явь.
Уходит век, прошедшим
Дышит в спину,
грядущим что-то
Выкинет свое.
Великой внукам
Передай её.
Ведущий
Решение.
Итоги.
Ведущий.
Ведущий.
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-краеведческой конференции
«Малая родина – сердца частица».
Цели:
1. Формирование патриотических чувств, воспитание любви к родному краю;
2. Привлечение внимания учащихся к исторической памятной дате -75- летию образования Октябрьского района.
Задачи
1.Расширить и углубить знания обучающихся о своем родном крае - малой родине.
2.Вызвать чувство толерантности и гордости за культуру и традиции народов, проживающих в Октябрьском районе.
3.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.
(Звучит песня «Россия – Родина» Константин Дерр).
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, которое посвящено самому дорогому – любви к родной земле.
Ведущий 1
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
Ведущий 2
Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
Ведущий 1
И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
Ведущий 2
«Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими, как сталь», - так сказал А.Н.Толстой
Ведущий 1
Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о родине, родной стороне, в которой мы живём, которую воспевают наши югорский поэты, о которой слагаются самые задушевные строки.
Ведущий 1
Вдаль бегут дороги, словно песня,
Дремлют горы, плещутся моря…
Нету слов дороже и чудесней,
Чем два слова: Родина моя!
Ведущий 2
Мне дорог любой на земле уголок,
Ведь все уголки чем – то схожи.
И всё ж, как берёзам их собственный сок,
Мне край мой Югорский дороже
Презентация «Наследие Югры» Сообщение «О ХМАО»
Ведущий 1
Жили охотники и рыбаки,
Ханты и манси сдавали долги –
Мягкий ясак и царю и Кучуму
Ведущий 2
Брали помногу: три соболя с чума,
Много лисиц, горностая, белки –
Так хороши они для отделки…
Сообщение «О ханты»
Ведущий 1
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветерок. Корни – это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в песнях и сказках.
Выступлениие «Так появился Октябрьский район».
Ведущий
Стихотворение Ширяевой Л.А.
Ведущий
Ученые давно обратили внимание на долговечность названий, многие из которых живут тысячелетиями. Вымирают народы, исчезают языки, а названия продолжают жить.
Географические названья занимают особое место среди самых драгоценных исторических памятников как живое эхо отдаленных времен. Они служат и неоценимым материалом для истории языка, донося до нас многие слова, формы и звуки.
Выступление О селе Шеркалы.
Презентация.
Ведущий
Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, появляется у человека с детства. Среди просторов нашей Родины есть край, где находится наш родной дом, наша родная земля – село Перегребное!
Ведущий
Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь всю жизнь. Да, родной край начинается с родного дома. Каждый из нас знает всех соседей и всех их друзей, каждый камушек на своей родной улице.
Ведущий 1
В мире много мест красивых,
Но одно милее всех – это дивный край
В Сибири
Мой посёлок на Югре!
Ведущий 2
Он стоит в тайге, в глубинке,
На высоком Обском берегу,
Где кедрач упирается в небо,
Где брусничник на каждом шагу…
Выступление О селе Перегрёбном Презентация
Ведущий 1
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
Ведущий
Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она..
Стихотворение Ю. Сафронова
Россия! Русь! Отчизна! Отчий край!
Слова с пелён для русича святые.
Живи, мой сын,
Трудись и знай:
в тебе и плоть,
И кровь России.
Храни ее, как пращуры
Хранили,
Трудом и хлебом,
Внуками прославь,
И чти отцов, они
Ступенью были,
С которой вы пошли
В иную явь.
Уходит век, прошедшим
Дышит в спину,
грядущим что-то
Выкинет свое.
«Люблю Россию, - говорю я сыну,-
Великой внукам
Передай её.
Ведущий
Тема родного края неисчерпаема. Нам еще многое предстоит узнать в будущем. А пока, заканчивая конференцию, слово предоставляем учителю русского языка и литературы.
Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. В настоящее время проблема воспитания гражданственности и патриотизма будущих поколений российских граждан возведена в ранг первоочередных государственных задач. А формирование патриотических чувств к своей стране начинается с любви к малой Родине, знания её истории, природы.
Судя по вашим выступлениям, вы настоящие патриоты своей маленькой родины – ХМАО, Октябрьского района.
Решение.
1.Продолжать заниматься исследовательской деятельностью учителям и ученикам, так как краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Изучение истории страны начинается с истории малой Родины, т. е. родного края.
2. Собрать дополнительные сведения о жизни школы в канун ее 80-летия.
3. Способствовать привлечению к краеведческой работе большего числа обучающихся, так как воспитание эстетического вкуса неразрывно с воспитанием нравственным. А настоящее хранение не может осуществляться без изучения; изучение же не может осуществляться без научных конференций.
Итоги.
Вручение Дипломов участникам конференции.
Ведущий.
У нашего района есть свои символы: гимн, герб, флаг, о которых вы узнали из выступлений. Предлагаю закончить конференцию гимном Октябрьского района.
Ведущий.
На выходе из зала положите карточку той стороной вверх, которая соответствует твоему настроению после нашей конференции. (Красный цвет – прекрасное; синий – плохое)
Введение.
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие - вот задача изучения истории родного края.
Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.
Пояснительная записка.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.
Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.
Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения краеведческих мероприятий в школе в занимательной форме. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства.
«Моя малая родина»
Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-8 классах.
Цель:
- Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
- Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
- Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Оборудование: наличие мультимедиапроектора
Моя малая Родина. My little Motherland
клип на песню Леонида Афанасьева "Земля моя родная" ("Как прекрасна жизнь") из т/ф "Вечный зов", в исполнении Галины Улетовой. My homemade movie. Music by Leonid Afanasiev, song "Land my dear", ("So beautiful life") from Soviet multi-part movie "Livelong call", singer Galina Ulyotova
Кстати, сам фильм "Вечный зов", рассказывает о событиях, которые происходили в тех местах, где я живу... А композитор Леонид Афанасьев - автор этой замечательной мелодии - мой земляк.
Описание и содержание конкурсов.
Приготовить: раздаточный материал: листы и ручки для команд, разрезанные карты, кроссворды с вопросниками, презентации.
Ход: дети делятся на три команды. Команды выбирают себе капитанов.
Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру «Моя малая родина». Сегодня встречаются три команды:1 команда - 6 класса, 2 команда - 7 класса и 3 команда – 8 класса. Для начала я бы хотела проверить: хорошо ли вы знаете своё село. Вам предлагается разгадать небольшой кроссворд. Разгадав все слова, вы получите по вертикали фамилию самого известного красноярского художника (Суриков).
Листы с вопросами и кроссвордами раздаются на столы командам.
1. Кроссворд.
Вопросник к кроссворду:
- Речное гребное и парусное судно, на котором осваивали наш край землепроходцы.
- Старое название эвенков.
- Самый большой полуостров края.
- Город, название которого, по легенде, произошло от имени первого жителя.
- Место, где кратчайшим путем перетаскивались (переволакивались) по суе суда и грузы с одной реки на другую.
- Заповедник нашего края, известный своими скалами.
- Самый известный красноярский писатель.
2. Викторина.
Ведущий задаёт вопросы, по ходу ответов учащихся на вопросы, на которые они не знают ответов, ведущий отвечает на вопросы сам.
- Как известно, географический центр России находится в Красноярском крае. Скажите, где именно? (озеро Виви в Эвенкии).
- Какое место занимает наш край по площади среди регионов России? (второе).
- Как называется самая северная точка нашего края, России и Азии? (мыс Челюскина).
- Что в переводе означает «Енисей»? («Большая вода»).
- Как звали первого губернатора Енисейской губернии? (А. П. Степанов).
- назовите самое старое в крае промышленное предприятие (Троицкий солеваренный завод).
- Назовите второй по величине город Красноярья, самый крупный в мире город, расположенный за Полярным кругом. (Норильск)
- Какой писатель, побывавший в конце 19 века в Красноярске, назвал его «самым лучшим и красивым из всех сибирских городов», а Енисей «могучим, неистовым богатырем»? (А. П. Чехов).
- Какое событие, произошедшее 30 июня 1908 в нашем крае, называют «загадкой 20 века»? (падение Тунгусского метеорита).
- Что означает название Красноярска? (красный – красивый, яр – берег,обрыв).
- Проект, какого сооружения в 1900 году на Всемирной выставке в Париже завоевал Гран – при и золотую медаль, разделив победу с Эйфелевой башней? (железнодорожный мост через Енисей, открытый в 1899 году).
- Когда был образован Красноярский край? (7 декабря 1934 года).
- Назовите главные притоки Енисея (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски).
- Какой из этих городов возник раньше – Минусинск, Енисейск, Красноярск? (Енисейск – 1619 год, Красноярск - 1628 год, Минусинск – 1739 год).
3. «Символы Красноярского края»
Это праздник нашей с вами Родины.
У каждого из нас есть две Родины: большая и маленькая.
Большая Родина - это наша страна Россия. А малая Родина - это то место, где человек родился, где живёт с мамой и папой, где находится его дом, где живут его друзья. Кто-то родился в огромном городе. А мы с вами родились в маленьком городке нашем - Аткарске. Поэтому каждый из нас может сказать, что его малая Родина – это город Аткарск.
Сегодня в такой праздник мы пришли с вами в музей, где собраны картины аткарских художников. Эти художники рисовали нашу малую родину – наш родной город Аткарск, аткарскую природу, своих друзей и ещё много что интересного и красивого. Хотите посмотреть на картины?
Мы сейчас обязательно их посмотрим. Но для начала отвечайте на вопрос – чем художники рисуют свои картины? (красками)
Конечно, красками. А теперь отгадайте загадку: «Над рекой повисло разноцветное коромысло. Что это такое? ». (радуга)
Правильно – это радуга, которая состоит из разноцветных красок.
И сегодня госпожа Радуга-дуга встречает вас здесь в этом зале, чтобы провести в мир волшебных красок и красивых картин. давайте её позовём.
Дети кричат дружно "Радуга приходи! ", выходит Радуга-дуга.
Радуга-дуга:
Я - Радуга-дуга, высока и туга.
Вся разноцветная - вот красота,
Смотрите, любуйтесь, какие цвета!
Вам хочу понравиться, и в пояс всем покланяться! (кланяется)
Сейчас, я проверю, знаете ли вы цвета красок. У меня в руках разноцветные шары – назовите, какие здесь цвета.
(Радуга-дуга указывает на воздушные шарики, а дети отвечают, какого они цвета)
А теперь, давайте посмотрим на картины и послушаем рассказ о нашей малой Родине – городе Аткарске, о людях, которые здесь живут. Расскажет нам обо всём этом аткарский художник Пётр Алексеевич Трущелёв.
Радуга-дуга:
Пётр Алексеевич, спасибо Вам за рассказ о замечательных наших аткарских художниках. В за рассказ, мы хотим от всех нашего детского сада подарить вам один большой букет цветов, но это не простой букет, а вот какой…
Выходят дети с цветами, сделанными из бумаги, каждый читает своё стихотворение о краске того или иного цвета и дарит художнику соответствующий цветок.
По - сыновьи влюблен
В мой, ничем не отмеченный,
Красноярский район.
Это - малая Родина,
К ней любовь горяча.
Свою песню - мелодию
Здесь поёт Кондурча.
Я всегда в окружении
И лесов, и полей,
Мой район от рождения
Стал судьбою моей.
Пусть дороги далекие
Меня вдаль позовут,
Часть души моей все-таки
Тут останется, тут.
И везде где бы ни был я,
Неизменно влюблен
В дорогой и любимый мой
Красноярский район.
Кл руководитель: - Послушайте, как о своей малой Родине отзывается наш местный поэт Шкода.
4 ведущий: - Читает стихотворение Шкоды (слайд о п. Коммунарском)
Кл руководитель
Прекрасно имя нашей Малой Родины - п. Коммунарский!! Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Кондурча. А самое главное твой родной отчий дом, твоя семья.
5 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)
Песня «Родительский дом» - заставка
6 ведущий: рассказ о своей семье (показ слайда)
Кл руководитель: - Ребята, кто еще может рассказать о своей семье, о ее традициях и обычаях? Можно рассказать о своих родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Ведь не случайно говорят семья - это семь Я.
(рассказы и презентации ребят, своих семей)
Кл руководитель: - Спасибо, ребята за интересные рассказы. Я вижу, что все вы знаете о традициях своей семьи, любите и почитаете своих родителей, бабушек и дедушек. И дай вам бог, чтобы вы пронесли эту любовь к родным и близким, любовь к своему Отечеству, к нашей Родине через всю свою жизнь.
Вот поэтому нашу страну мы зовем Отечеством, потому что в ней жили отцы и деды наши.
Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов.
- Вперёд >
Внекассное меропритие моя малая родина
Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина»
Разработано учителем истории МОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»
Цель мероприятия: -воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.
Задачи мероприятия: - формирование чувства принадлежности и гордости, за свою малую Родину, своё село. -углубить представления учащихся о родном крае; Участники: Учащиеся школы, родители, администрация села, педагогический коллектив, жители села.
Подготовительная работа. Работа творческих групп над поиском материала по истории села; её жителях. Участие в конкурсе сочинений о своей малой родине (родном поселке, о природе родного края)Работа группы по оформлению стенда «История моего села»Участие в конкурсе рисунков «Моё село» Подготовка фотографий «Природа родного края»
Оформление. При оформлении используются стенд по истории села, выполненная учащимися «Моя школа», плакаты с высказывания великих людей о Родине. Выставка рисунков «Моё село». Дополняет оформление компьютерная презентация. Ход мероприятия.
1. Вступительное слово 1-го ведущего: У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…2.
Слово 1-го ведущего: Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами поговорил о нашей малой родине о селе Анастасьино Калининского района Саратовской области. (слайд заставка). Слова ведущих сопровождаются слайдами презентации.
1- й ведущий: Давайте познакомимся с историей нашего села. (Ведущие читает информацию со слайдов)
2- ведущий . Цитирует информацию со слайдов. Рассказывает о роде Хоненевых. Знакомит с гербом рода, с его элементами и их обозначением.
1- й ведущий. Цитирует информацию представленную на слайдах.
2-й ведущий. Работает с картой. Рассказывает о месторасположении села, соседних деревнях.
1-й ведущий: Сообщает о строительстве церкви.
2-й ведущий. 1-й ведущий. Цитирует слайды о развитии животноводства и растениеводства в селе.(Слайды 12-16)
2-й ведущий. А сейчас мы хотели бы вал представить «старожилу» нашего села, который расскажет нам о его работе на сельской ферме. (Рассказ жителя).1-й ведущий. Цитирует слайды об учреждениях работающих в селе (школа, детский сад, дом культуры и др) .
Слайды (17-24) 2-й ведущий. После трудовых будней жители села любили устраивать праздники. В которых принимали все жители села от мала, до велика. (Слайды -25-36) Показ слайдов этого раздела сопровождается исполнением песни Слова В. Лебедева-Кумача, Музыка И. Дунаевского, исполняет ученица 10 класса.
2-й ведущий. Жители нашего села принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие из участников имели боевые награды. Слайды (37- 40)
1-й ведущий. Богата и разнообразна природа нашего края. В лесах много грибов и ягод. В водоёмах много рыбы. Слайды (41-50) Показ слайдов посвященных природе родного края сопровождаются стихами. Дети читают стихи.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
С. Есенин
В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему-то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.
Я. Козловский
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги - грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?
А. Плещеев
Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивает лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
1-й ведущий. А сейчас нам хотелось бы зачитать отрывки из сочинений, о родине, которые написали учащиеся нашей школы. 2- ведущий - Моя Родина -село Анастасьино. Здесь я родился и сделал свой первые шаги. С первых дней жизни меня окружает тепло и забота родных людей, согревают лучи жаркого солнца. И для меня нет места краше, чем мое село. Ведь здесь все мое, все равно.
Тараканов Н. 5 класс - Мы живем на земле, она наша кормилица. Большинство из нас после окончания школы должны оставаться в селе, приобретать сельскохозяйственную профессию. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. И эта ответственная задача ляжет на плечи нашего поколения. Мы должны учиться, трудиться, строить новую, счастливую жизнь. Я люблю свое село и с гордостью называю себя анастасинцем!
Осфальд А. 9 класс - Родина для меня - это память о истории моей страны. Родина для меня - это родная культура и стремление ее сохранить. И, конечно, родина - это моё родное село, его улицы и переулки, зимы и весны, его люди. Родина - это друзья и знаковые, моя семья. Родина - это память сердца обо всем, что было и со мной, и с моим народом.
Касимова Анна 10 класс
Заключительные слова ведущего.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"С. Есенин
Ведущий: Эти стихотворением великого русского поэта нам хотелось бы закончить наше мероприятие.
Рефлексия. В заключении всем зрителям предлагается записать свои замечания и предложения по мероприятию и вложить их в урну. Так же предлагается зрителям проголосовать за лучший рисунок выставки «Моё село».
Моя малая РОДИНА - Ынырга
160 лет отметило мое село Ынырга Чойского района Республики Алтай