Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке. Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке Сценарий лекции концерта вальс сквозь века

Лекция – концерт «Вальс – как музыкальный жанр» Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. («Евгений Онегин» А.С. Пушкин) Возможно, благодаря этим строкам из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина вы догадались, что сегодняшняя наша встреча посвящена вечному символу романтизма, этому живому, полетному, поэтичному, гибкому, нежному танцу, под названием ВАЛЬС. Как музыкальный жанр вальс прожил богатую событиями жизнь. Сотни композиторов сочиняли вальсы, написано их много, десятки тысяч, может быть, даже миллион; никто и нигде этого не подсчитал. Но представим себе, что существует «музей вальса»; мы отправляемся туда на экскурсию, чтобы познакомиться с наиболее интересными, самыми разнообразными «экспонатами». Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедшие до нас творения живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танцевать без музыки – всё равно, что танцевать без воды. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественных церемониях. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреный аккомпанемент самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах в сопровождении труб, виол или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до наших дней. Интересна судьба австрийского танца Лендлера. Этот парный круговой 3хдольный танец получил свое название от австрийской области Ландаль. В начале XIX века он переселился из сельской местности Австрии и Германии в городские залы. Его стали танцевать на балах и постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый Вальс. Нет танцев вечных. Рано или поздно их ритмы отстают от стремительного бега жизни. Прошло и время вальса. Его совсем мало танцуют, и то не в быту, а как бальный танец. И всё же он жив. Его сохранила для человечества классическая музыка. Запечатлев, с помощью вальса свою эпоху – золотой для музыки XIX век, она подняла расхожие, бытовые его интонации на уровень высокого искусства, для которого смена эпох не только не страшна, но и помогает увидеть ценность его творений. Фортепианные вальсы Шопена, Шуберта, Листа, симфонические «Вальс – фантазия» Глинки, балетные и симфонические вальсы Чайковского и Прокофьева, а также различные обработки для многих популярных инструментов – всё это принадлежит сокровищнице музыкальной классики. Сейчас прозвучит вальс «Короля Венского Вальса» Иоганна Штрауса «Весенние голоса». 1. И.Штраус «Весенние голоса» Вальс – по-немецки «вальцер», что значит «вращательный», «танец – вращенец». У немцев в старину этот же танец назывался ещё и «роллер» «круженец» или «дреер» - «вертенец». Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что, по давнему своему происхождению – это немецкий крестьянский танец. Между прочим, его когда-то так и называли: «дойчер» - «немецкий» или «лендлер» - «крестьянский». Вот ещё два любопытных названия вальса: «шпиннер» - «прядильщик» и «шляйфер» «точильщик». Тоже ведь на вращательные движения намекают. Но в этих названиях интересная особенность есть – они подражательные. Движения вальса, выходит, когда-то подражали труду прядильщика, точильщика. Людям, оказывается, удовольствие доставляет повторять в танцах движения, которые они видят вокруг себя. В конце концов, все названия забылись, осталось одно – Вальс – танец, который танцуют парами, кружась, вращаясь. Давайте вместе с вами закружимся в этом нежном и поэтичном танце. Сейчас прозвучит русский вальс. Для русских композиторов вальс – это не только танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. Итак, звучит «Меланхолический вальс» А.Даргомыжского. 2. А.Даргомыжский «Меланхолический вальс» Путь вальса к всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню и прижимал к себе… Ужасно! Как сказал один французский журналист, «предел непристойности и скабрезности». Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене в первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс больше десяти минут. В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина Вторая, а при Павле Первом опубликовали полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе, как было сказано в одном трактате, «наподобие эпидемии насморка». Микроб вальса оказался ужасно заразным. Конец XVIII века. Вена – столица Австрии. На престоле – неважно, как звали императора, по-настоящему на престоле Вальс. Вальс танцуют все и везде. Великий композитор В.А. Моцарт, тоже венец, смеется «Забавно видеть, как люди начинают ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже вовсе не подходящий». Заезжий иностранец отмечает в дневнике: «Весь город от прачки до вельможи кружится, в вальсе какая – то танцевальная болезнь!». Вскоре, в XIX веке, эпидемия под названием «Вальс», охватила весь мир. Что чувствовали заболевшие вальсом? Легкое головокружение, ощущение счастья, какое-то поэтическое забытье. И упорное нежелание лечиться. Более того, нашлись композиторы, которые сделали всё возможное для всемирного распространения Вальса. Многие русские композиторы обращались к этому жанру. Он был частью светской жизни. Умение танцевать, и играть вальс было признаком хорошего воспитания. Вальс был настолько популярен, что сочинялся и исполнялся не только композиторами, но и поэтами. Образцом может служить «Вальс» русского драматурга, поэта и музыканта А.С. Грибоедова. По сути, этот вальс – первый русский инструментальный вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам. Он популярен, у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки. Итак, звучит «Вальс» А.Грибоедова. 3. А.Грибоедов «Вальс» Вот на часах истории новый рубеж: XX век, а с какой легкостью, с какой свежестью вальс ведет борьбу. Нашу программу продолжит старинный вальс «Осенний сон» английского композитора Арчибальда Джойса. Начав свою карьеру как танцор, он, организовав собственный танцевальный коллектив, ставший одним из самых популярных в стране, стал сочинять музыку. В основном это были вальсы, подарившие их автору почетный титул английского короля вальсов. В 1909 году Арчибальд Джойс совершил турне как дирижер по странам Европы. Вполне возможно, что именно тогда он побывал и в России, где его вальсы, особенно «Осенний сон», полюбились и запомнились. Многочисленные издания нот вальсов, пластинки с их записями выходили в России огромными тиражами. Тогда же, в дореволюционные годы, появились и первые песенные версии вальса «Осенний сон». Сейчас мы услышим этот вальс «Осенний сон» Арчибальда Джойса. 4. А.Джойс «Осенний вальс» В городском саду играет Духовой оркестр. (песня – вальс М.Блантера и А.Фатьянова «В городском саду») Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городских садах и парках играли в летнюю пору военные духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой «садовой музыки»: увертюры и сюиты, фантазии и марши, польки и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада. Особую прелесть этим концертам придавали так называемые «старинные русские вальсы», одним из популярнейших которых является вальс «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова. Это произведение написал военный дирижер Илья Алексеевич Шатров. После окончания Варшавской консерватории его назначили капельмейстером Мокшанского стрелкового полка. В 1904 - 1905 годах этот полк находился на фронтах русско-японской войны и принял участие в грандиозной битве под Мукденом, где потери русских войск были особенно значительны. Именно тогда и написал Шатров свой вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный памяти павших. И сейчас мы перенесемся с вами в тот сад, в тот год и послушаем тот самый вальс. 5. И.Шатров «На сопках Маньчжурии» Вероятно, это была первая в истории мировой культуры «эпидемия танца», охватившая мир на столь продолжительное время. Вальс закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. Жанр вальса настолько становится популярным, что проникает в разные национальные культуры. Так вальс появился и в татарской музыке. Образцом может служить «Вальс» татарского композитора Хуснуллы Валиуллина. 6. Х. Валиуллин «Вальс» В мире симфонической музыки мы можем встретить сравнительно несложные танцы, превращенные руками композиторов – мастеров в увлекательные оркестровые пьесы. Едва ли не первое место среди этих мастеров занимает знаменитый австрийский композитор, прозванный в свое время «королем вальсов» Иоганн Штраус – сын, чтобы не спутать со Штраусом – отцом, тоже Иоганном, тоже композитором, автором более 250 вальсов, полек и других танцев. Отец с сыном поделили между собой XIX век, отец творил в первой половине века, сын – во второй. Познавший не только славу, но и все превратности судьбы профессии музыканта, в ту пору не пользовавшейся большим уважением, Штраус – отец был против музыкальных занятий сына. Но Штраус – сын пошел против воли отца, и даже превзошел его по всем статьям: прожил на 30 лет дольше, был, вне всякого сомнения, значительно талантливее и сочинил вдвое больше танцев – почти 500. Популярность блестящих размашистых, увлекательных танцев, Иоганна Штрауса – сына была поистине невероятна. Его вальсы танцевали повсюду – в императорских дворцах и маленьких кабачках, танцевали в домах, на улицах и площадях. Вся Европа с ума сходила от штраусовских «Венских вальсов». Трудно назвать композитора, которому удалось увлечь своей музыкой аристократию и в то же время стать любимым композитором в самых широких кругах простого народа. При упоминании имени Штрауса всегда появляется улыбка на лице – люди ждут чего-то яркого, жизнерадостного, увлекательного. В заключение нашей встречи мы услышим «Вальс» Иоганна Штрауса из оперетты «Летучая мышь», увлекающий и разнообразием танцевальных ритмов и красотой мелодики. 7. И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Наша экскурсия по «музею вальса» подходит к концу. Хочется добавить к вышесказанному, что жанр вальса не устарел и в наше время. Каждый год в Вене устраиваются рождественские балы, на которых символом праздника является именно Вальс. Там собираются светские знаменитые люди из мира кино, театра, и являющиеся горячими поклонниками этого прекрасного танца. Мы надеемся, что и вы присоединяетесь к их числу. Спасибо за внимание.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №1 им. Э. Бакирова »

г. Елабуга

Методическая разработка

лекции-концерта

преподаватель Высшей квалификационной категории

Липатова М.Е.

    Введение 3

    Сценарий 4

    Заключение 13

Введение

«Приглашение к танцу» - это разработка комбинированного обобщающего урока в ДМШ. Диалогический метод ведения урока позволяет учителю в форме познавательной лекции представлять музыкальные номера, которые инструментально иллюстрируются учащимися класса. Такая форма лекции-концерта идеально подходит для проведения классных вечеров с родителями, для музыкальных лекториев. Разработка предназначена для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ.

Цели урока:

    Повысить положительную мотивацию к обучению, развить интерес учащихся ДМШ к инструментальной музыке.

    Обобщить и систематизировать знания по истории музыки и истории танца, связать их с практическим инструментальным музицированием.

    Научить учащихся применять полученные знания на практике,

развить у них навык сценической стабильности.

    Развить творческие и личностные качества учащихся

(воли, самостоятельности, самообладания, ответственности)

В задачи данной работы укрепление связей между преподаванием специальной гитары в ДМШ и традициями домашнего музицирования, которые в настоящее время значительно ослабли.

Использование современных инновационных технологий (например, медиапроектора для показа слайд-шоу) при исполнении концертных номеров превращают привычную форму концерта в красочный рассказ об истории развития танцевальной музыки.

Представление несложных танцевальных движений (русской плясовой, чешской польки, французского менуэта, европейского вальса) силами учащихся (например, хореографического отделения ДШИ или приглашёнными танцевальными коллективами) также обогатят рассказ ведущего.

Инструментальная танцевальная музыка на таком концерте становится ближе и понятнее. Благодаря экскурсу в историю, расширяются и актуализируются представления слушателей о развитии европейской культуры. Воспитывается не только публика. Дети, участвующие в таких концертах, обычно испытывают гордость музыкантов - просветителей, творящих красоту своим трудом и работой души. Для них это не просто личное выступление, а совместное (силами всех учащихся класса) построение крупной музыкально-сценической формы с важными для детей элементами синкретизма (нерасчленённости музыки, движения и зрительных образов).

Ведущий : С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя в торжественной церемонии.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра...

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в

которой родились, от времени своего рождения, от того, кто и где их исполнял.

Названия многих танцев произошли от глаголов, геометрических фигур, от названия животных

Бал – от лат. ballare «танцевать»,

Рил – от англ. «катушка»,

Менуэт – от франц. р as menu «маленький шаг, шажок»,

Болеро – от исп. valere «летать» (изобретен около 1780 года Себастьяном Соресом из Кадиса),

Вальс – от нем. valzen «кружиться»,

Галоп – от франц. galoper «скакать»,

Жига – от старофранц. giguer «танцевать»,

Сальтарелло – от итал. saltare «» прыгать,

Кадриль – от франц. quadrille «четырехугольник»,

Павана – от pavo «павлин».

Котильон – от названия нижней юбки во Франции.

Или от места происхождения:

Хабанера – Havana , о. Куба

Тарантелла – г. Таранто, Италия

Сицилиана – о. Сицилия, Италия

Бергамаска – г. Бергамо, Италия

Гавот – гавото, житель области Овернь во Франции

Чардаш – Венгрия («чарда» – «корчма» – «трактир»)

Чарльстон – г. Чарльстон, штат Южная Каролина, США

Ведущий : По весне, когда зеленью одевались луга и леса, в праздничный день народ выходил на гулянье. И звучали хороводные песни, и среди них эта, «ласковая, весёлая». Позже популярную в народе мелодию (сейчас бы ее назвали хитом!) использовали очень многие русские композиторы, а композиторы – народ серьезный.

П. И. Чайковский, слушая эту мелодию, радовался, как ребенок. Мелодия его подбадривала в трудные минуты жизни, словно говорила: «Если тебе грустно, смотри на других людей. Смотри, как они умеют веселиться…» Радостный голос народного веселья слышен с этой мелодии.

    Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»

исполняет Дмитриев - Лепихин Сергей

Ведущий : На протяжении столетий люди танцевал, аккомпанируя себе на разных инструментах: лютне, флейте, виоле, волынке, аккордеоне, балалайке.

Однажды, в середине XVII века царь Алексей Романович приказал показать (впервые в России!) модный тогда в Европе балет об Орфее и Эвридике, но запретил в нем танцевать под музыку. Плясать под музыку в России тогда считалось дело нечестивым, пристойным лишь скоморохам. Но просвещенные исполнители при дворе все же убедили царя, что балет без музыки немыслим, как плясуны без ног.

    Русскую народную плясовую «Подгорная» в обр. В Калинина

исполняет Прокопчук Павел

Ведущий : Полька – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую.

    В. Калинин. Полька.

Исполняет Галиев Айбулат

Это интересно :

Собачий вальс - это небольшая и предельно незатейливая пьеса для фортепиано. Но при этом, данная пьеса не является вальсом, в собственном смысле этого слова. Так как, она исполняется в не размере присуще вальсу 3/4 , а в размере 4/4 или 2/4. Намного ближе данная композиция к другим танцам - галопу или польке. А знаете ли Вы, что «Собачий вальс» на самом деле не всегда «собачий», так как в разных странах он имеет разное название?

В Германии, Нидерландах, Бельгии, Норвегии - Блошиный вальс. В Финляндии - Кошачья полька. В Болгарии - Кошачий марш. В Венгрии - Ослиный марш. Во Франции ее называют отбивной котлетой. В Дании - Принцессой двуногой или Фрикадельки убегают через забор. В Майорке - Полькой дураков. В Корее – Кошачий танец. В Мексике – Маленькие обезьянки. В Японии она имеет интересное название «Я наступил на кошку». В Китае – Марш воров. В Испании – Шоколадница (посуда). В Швейцарии – Котлетный вальс. В Швеции – Кале Юханссон. Заметьте, что в названиях данной пьесы преобладают направления - темы «блошиные», «кошачьи» и «котлетные». И в принципе, персонажи, фигурирующие в названиях пьесы, являются в свою очередь, очень веселыми и забавными персонажами интересных сказок и забавных историй (обезьянки, ослы, воры, дураки).

    Собачий вальс

Исполняет Шашерина Лида

Ведущий : А вот старинные европейские придворные танцы сформировались к концу XVI – началу XVII в. Аллеманда, баргамаска, бурре, гальярда, куранта, ригодон, павана воплотили в себе национальные особенности каждой страны. Старинный французский танец бурре возник около середины XV в. в провинции Овернь. Его характерной особенностью являются неожиданные или резкие прыжки.

    Л. Моцарт. Бурре.

« Ave music »

Ведущий : Например, модный в то время итальянский танец сицилиана имел пасторальный характер и минорный лад. Сицилиану использовали все знаменитые композиторы того времени: И.С. Бах, В.А. Моцарт и др.

    Л. Перголези. Сицилиана

Ave music »

Ведущий : Танцующим аккомпанировали музыканты на лютнях, флейтах, арфах, на духовых инструментах. Композиторами того времени впервые были изданы сборники танцевальной музыки. Дух времени в этой музыке чувствуется особенно ярко, её ни с чем не перепутаешь.

    Старинную лютневую мелодию «Зелёные рукава» исполнит

Усачёв Никита.

Ведущий : Бальные танцы требовали соблюдения целого набора правил.

Например, полонез – танец поистине рыцарский. Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом – парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки своеобразного, торжественного марша, но в трехдольном размере выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Цель полонеза – привлечь внимание к партнеру, к его красоте и щегольской осанке. Каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но не страстное, а сдержанное, исполненное внутреннего достоинства и такта. Этот танец появляется одним из первых в старинных сборниках лютневых пьес.

    И.С. Бах. Полонез

Исполняет Зяблицева Татьяна

Ведущий : Старинные танцы скорее представляли, чем танцевали.

Мужские костюмы шились из тяжелой золоченой парчи, венецианского бархата, атласа, украшались мягкими соболями. Дорогая обувь была или красной, или золотой, а сабли с золотыми насечками. Особым искусством было умение грациозно снимать и перекладывать из одной руки в другую шапку, в складках бархата которой сверкали алмазы.

Кадриль появляется в средние века, ее танцуют вооруженные всадники, участвующие в турнире.

Рыцари делились на 4 группы, которые пародировали, составляли поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма. Кадриль явилась преемницей старинного контрданса (танца – противопоставления двух двигающихся друг к другу линий танцующих) и стала любимым танцем на русских балах. Под кадриль танцевались все русские романсы, даже арии из серьезных опер превращались в кадрили.

В России балы появились лишь при Петре I.

На ассамблеях Петра танец – это некая повинность. В 1731 году в Шляхетском Кадетском корпусе танцы – обязательный предмет в обучении будущих офицеров армии (а также в Царскосельском Лицее, в Академии Художеств, в скромных коммерческих учебных заведениях). Екатерина I считала важным недостатком в воспитании неумение танцевать. Полная программа воспитания включала в себя верховую езду, фехтование, гимнастику, танцы, музыку.

Менуэт – прародитель вальса придворный танец французской знати.

Однако в середине XVIII века условность, жеманность и скованность движений этого танца порождает иронию современников.

    Робер де Визе. Менуэт.

Исполняет Шафигуллина Валерия

Ведущий : Духу Нового времени больше соответствует вальс.

Этот танец более способен выразить романтические идеалы, так как имеет душу, он выражает неподдельную страсть, подражая естественности природы.

Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как они его разрешают танцевать своим дочерям?»

Журналисты того времени сетовали: «Молодежь ставит ни во что утонченность, она с прославляемой простотой и страстностью танцует вальс». Наверное, по этой причине вальс в России при Павле Петровиче с 1805 года запрещен. Еще не так недавно, в начале VIII века, его дед Петр I запирал на замок ворота Летнего Сада и всех силой потчевал вином, а теперь его потомок уже борется с распущенностью нравов молодежи. Однако русские танцевали вальс несмотря ни на что и достигли определенных успехов.

Француз Пойль восклицает: «…для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и никто, кроме русских дам, не выдержит этих чересчур быстрых, воздушных летков – ни англичанка, ни немка, ни француженка».

Прежде для народных вальсов были характерны подпрыгивания и притоптывания, подбрасывание девушек парнями; на скользком паркете движение танца стало более плавным, осмотрительным, кругообразным. Не исчезло одно: это был любимый танец влюбленных пар.

    Х.Сагрерас. Вальс

Исполняет Шашерина Лидия

Это интересно

В настоящее время существует огромное количество вальсов (вальс-менуэт, вальс-мазурка, вальс-миньон, венский, английский, австрийский, немецкий, вальс-фантазия, вальс теней). Все они разные по темпераменту, по темпу, авторские или народные. Всех их объединяют поэтичные, изящные мелодии (композиторы Иоганн-отец и Иоганн-сын Штраусы, Ф. Крейслер, Л. Годовский, Ланнер, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский).

Конкуренцию вальсу в середине XIX века составила лишь полька, завоевавшая в 1839 году Вену, в 1840 году – Берлин.

Это интересно

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

    В.Козлов. Полька.

Исполняет Льдокова Мария

Ведущий : Можно с определенностью сказать, что каждый танец очень точно выражал правила поведения мужчин и женщин своего времени. Великосветский менуэт – чопорность, манерность (дотрагиваться до руки дамы нарушение норм морали!),

контрданс – это дух свободы от средневековых и феодальных предрассудков, вальс вообще считался танцем простолюдинов. Так, у В. Моцарта в его операх четко видна социология танцев: Дон Оттавио и Донна Анна танцуют менуэт, Дон Жуан и Церлина – контрданс, а слуга Лепорелло и Мазетто – вальс.



Невероятная мода на польские танцы – полонез, мазурку, краковяк, – танцы горделивые, символизирующие военную удаль, пришлась по нраву в России.

Изначально эти танцы предназначались для мужчин: рыцарей и их оруженосцев.

    В.Калинин.

Польский танец Мазурка

Исполняет Фомин Илья

Ведущий : А в России военные всегда были в моде у дам.

И популярные мужские танцы стали танцеваться с дамами. Только дама танцевала плавно и изящно, а кавалер – с резкими притоптываниями, позвякиванием шпор.

С налаживанием прочных торговых связей с Америкой в Европе установилась мода на латиноамериканские танцы: румбу, самбу, ча-ча-ча, хабанеру, босса-нову, танго. В 1915 году газета New York Times писала: «Опасность танго больше, чем немецкий империализм». Аргентинские мужское танго – парный мужской танец соперников за обладание любимой женщиной. Дело в том, что в Буэнос-Айресе на 9 мужчин-эмигрантов из Европы приходилась одна женщина, и мужчины порой ценой жизни в драках, порой мирно в танце выясняли отношения между собой. В интонациях танго всегда слышна тоска по покинутой Родине, стремление быть любимым, надежда. И все-таки латиноамериканские танцы – танцы откровенные, куда до них вальсу, который обвиняли в чрезмерной непристойности.

    Л. Иванова. Танго.

Исполняет Козырев Роман

Ведущий : Вопреки всеобщему мнению о том, что движения в румбе - это танцевальное воплощение эротических чувств, румба изначально была свадебным танцем.

15. В.Козлов. Румба.

Исполняет Мокшин Дмитрий

Ведущий : Особняком среди танцев стоят испанские танцы. Многие из них родились при слиянии латиноамериканских, африканских и европейских танцевальных мотивов. Так, песня-танец хабанера, родом с кубинской Гаваны, настолько давно и прочно прижилась в портовых кабаках Испании, что по праву может считаться испанской.


    Н.Роч. Хабанера.

Исполняет ансамбль гитаристов « Ave music »

Болеро – это танец-полет.

Танец скорее постановочный, театральный, зрелищный.

18. Б Калатаунд. Болеро

Исполняет Боярчук Евгений

Ведущий : Современный танец живет. Однако сценическая его жизнь не отражает реальную современную дискотеку. В 1960 году появление твиста фактически ознаменовало конец парных танцев. Появление моды на унисекс в одежде, поведении, манерах, сексуальной ориентации ускорило этот процесс. Хотелось бы, чтобы этот процесс не стал необратимым. Возможно, вернется мода на галантных, мужественных мужчин и изящных, нежных женщин и тогда к парным танцам вновь вернется интерес и желание их танцевать.


Вспомним, что даже вальс возник как обращение к XV веку и его фаворитки, мадам Помпадур. Причина возникновения вальса – ностальгия-ретро к трехдольному, кружевному менуэту.

    Кватро Мано.

Венесуэльский вальс

Исполняет ансамбль гитаристов

« Ave music »

Заключение

Тема классного вечера для учащихся средних и старших классов и их родителей – танцевальная музыка для гитары. Эта дожившая до нашего времени (благодаря нотным записям XVI-XVII веков) старинная лютневая музыка, музыка Нового времен – эпохи расцвета шестиструнной гитары, и, конечно же, современная музыка.

Танец в своем историческом развитии предстаёт перед слушателями: сначала это камерный лютневый аккомпанемент к придворным танцам и в завершении концерта искромётные латиноамериканские танцы и король танцев – вальс.

В рассказе преподавателя преподнесены интересные факты из истории народных танцев, впоследствии ставших церемониальными, светскими, бальными. Этот рассказ переплетен разнообразными музыкальными вставками – сольными и ансамблевыми пьесами в исполнении юных инструменталистов класса.

Активная концертная деятельность юных гитаристов всегда плодотворно влияет на их положительную мотивацию к обучению, на укрепление связей между детьми, их родителями и педагогами.

Для повышения эффективности

внеклассных мероприятий желательно:

    Приготовить и развесить заблаговременно объявление или красочную афишу.

    Придумать и изготовить оригинальные пригласительные билеты.

    Украсить концертное помещение детскими рисунками, цветами, рисованными декорациями и т.п.

    Использовать инновационные средства: интерактивные доски, медиапроектор. Красочные слайд-шоу способствуют созданию праздничного настроения, помогают в полной мере раскрыть содержание темы лекции - концерта.

    Позаботиться о том, чтобы у детей остались на память о проведенном вечере фотографии или маленький сувенир, которые будут еще долго напоминать о приятных минутах, проведенных в родной школе с учителями и одноклассниками.

    Использовать костюмы: это будоражит богатую детскую фантазию. Чем больше вы приятно удивите детей, тем ярче и долговременней будут их впечатления.

(Старинные европейские танцы XVI–XVIII века)

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера непринуждённо веселясь, или усаствуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудрённые звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, или оркестра. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Очень часто в истории и жизни танцев происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые из них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь Бальными . А как мы знаем, на балах свои законы, свой собственный этикет. Крестьянские танцы могли неузнаваемо измениться, ведь на балу важно было показать изящество манер, красоту поз. Многие старинные бальные танцы представляли собой торжественные шествия: аллеманда, сарабанда, павана, пассакалья, полонез.

Аллеманда - серьёзная и неторопливая. Как бытовой и придворный танец - аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звычавших при встрече высоких особ - князей, владетелей графств и герцогств. Размер 2/4, реже 4/4, начинается всегда характерным затактом.

Звучит Аллеманда Генделя в исполнении ученицы 5 класса Кузиевой Разии. Совсем иная сарабанда (от испанского zarabanda). Это тоже танец - шествие. Происхождение сарабанды связано с обрядовой музыкой: её исполняли во время траурных церемоний, при торжественных погребениях. Звучит сарабанда Генделя в исполнении ученицы 2 класса Талгат Махаббат. Множество чудесных танцев издавна бытует в Польше. Наиболее из них известны - полонез, краковяк, мазурка.

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался «Великим», или «Пешим танцем». Нынешнее его название французское, в переводе означает «польский». Полонезом - парадным шествием, в котором все гости должны были принять участие, открывались придворные балы. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша, но в трёхдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки.

Звучит полонез И. С. Баха в исполнении ученицы 3 класса Волощенко Аделины. Завершая обзор популярных в XVI–XVII веках старинных европейских танцев, мы перейдём к танцам так называемого «Нового века». В этот период из старинных галантных танцев некоторое время сохраняется лишь менуэт.

Менуэт - старинный придворный французский танец. Темп умеренный, размер ¾. Музыка полна вежливых поклонов и реверансов. Обратите внимание на иллюстрации баллов того времени. Посмотрите на костюмы мужчин и женщин, в большой степени определявшие стиль танца (у женщин - кринолины необъятно широкие, требовавшие плавных движений; у мужчин - обтянутые чулками ноги, в изящных туфлях на каблучках с красивыми подвязками - бантами у колен). Распорядитель на балах давал указания своим жезлом сделать реверанс, поменяться местами. Для передачи гибкости. Изящества, тонкости, нужно заострить внимание на исполнении штрихов (лиг, снятия рук в конце фраз, portamento, staceato).

Нежно играет нам кларнет,

В зале танцуют все менуэт.

Раз, два, три,

Наш танцмейстер так:

Раз, два, три,

Отбивает такт

Раз, два, три,

Знаем, он подскажет нам каждый шаг!

Слышно, как платья шуршат,

В зале, мерцая, свечи горят,

Стройно и в лад флейты звучат.

О, как прекрасен сказочный бал!

Раз, два, три,

Дам благодарить

Раз, два, три,

Я прошу всех вас,

Раз, два, три,

И прощальный сделать всем реверанс.

Звучит менуэт Моцарта в исполнении ученицы 2 класса Дорош Екатерины.

Решительному изменению вкусов европейского городского населения способствовали события Великой французской революции 1789 года. Широкое общеевропейское распространение получает с началом XIX века вальс, возникший из плавных народных танцев. Вальс - плавный, кружащийся, как бы «полётный» парный танец довольно быстрого движения в трёхдольном размере.

«Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро ухватил всю музыку Европы…», писал Б. Асафьев. Широкую известность получили вальсы Штрауса, Шуберта, Шопена, Чайковского, Листа.

Звучит вальс П. Чайковского из оперы «Е. Онегин» в исполнении ученицы 3 класса Разорёновой Ядвиги.

Из характерных для XIX века быстрых прыжковых танцев в двухдольном размере особенно популярны были полька и галоп. Изящные польки сочиняли: Глинка, Чайковский, Рахманинов.

Народный танец полька по созвучию многим кажется польским. Однако он принадлежит другому славянскому народу - чехам. Название его происходит от слова pülka - половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой, непринуждённый танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала деревенский бал, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Звучит полька М. Глинки в исполнении ученицы 4 класса Айтугановой Анелии.

Следует упомянуть и об контрдансе. Это круговой английский парный танец (или две линии танцующих пар). Темп подвижный, размер - 2/4 или 6/8.

Звучит контрданс Л. Бетховена в исполнении ученицы 2 класса Бобровой Полины.

Целое море танцевальной музыки окружает нас. И всё-таки главное в плясках - показ силы, удали, ловкости, фантазии. Оэтому они так часто превращаются в танцы - соревнования: кто кого перепляшет.

Звучит «Норвежский танец» Э. Грига в исполнении ученицы 6 класса Кузиевой Разии и «Венгерский танец» И. Брамса в исполнении ученицы 5 класса Низаметдиновой Ольги.

Эти танцы полны яркости, задора, энергии, тенмперамента.

Всех благодарю. Спасибо за внимание.

СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА «ВСЕ О ВАЛЬСЕ»

Составитель и ведущий Дегтярева О.А.

Откуда взялся вальс и как взошел на престол его король? Все знают, что вальс – это танец, который танцуют на « 1-2-3». Не все представляют себе, какую революцию в сознании людей, живших два столетия назад совершили эти три четверти, когда стали новой музыкальной модой.

Когда началась история вальса, никто и слова-то такого не знал: вальс. Вообще-то по -немецки оно всегда значило что-то вроде «вертушки» или «крутилки». А в языке танца оно появилось только во время наполеоновских войн начала Х1Х или чуть позже.

У всякой компании свои развлечения. Кто-то идет в кино, кто-то сажает розы на даче, кто-то посещает дорогие рестораны, а кто-то идет в филармонию слушать серьезную музыку. Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь.

Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм (не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец».) всемирно знаменитым, а их милый, неуклюжий топот после попойки превратит в мировую танцевальную индустрию, в целую музыкальную Империю Вальса.

До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. лендлер и ленчор. В лендлере кавалер. выбрав партнершу, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере 3\4 .Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения. И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов(2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название – вальс. Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.

В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой.

Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки – лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок.

Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано. Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде.

История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский». Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили.

Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов – и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму – страшно подумать, не то что сказать! – за талию. Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах – это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке. Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту.

Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать. Многие уже навострились писать вальсы для вечеринок, для домашнего воскресного музицирования и для салонов, и классики показали массу прекрасных образцов, которые всем понравились. К этому танцу приложили руку такие знаменитости, как Франц Шуберт, Джакоммо Мейербер, Гектор Берлиоз, Карл-Мария фон Вебер и Иоханнес Брамс. А живший в Париже «поэт фортепиано» Фридерик Шопен просто избаловал тамошнюю публику прихотливыми изгибами мелодий и изящными блестками своих маленьких шедевров. Вальс больше уже не выйдет из моды, он величина постоянная. Но тут возникает и новое имя, на сцену выходит основатель королевской «династии» - Иоганн Штраус(отец),а за ним и Иоганн Штраус(сын), которого именуют «королем венского вальса».Он оказал огромное влияние на развитие вальса, он автор 447 вальсов. Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Вальсы Штрауса первых 10-15-ти лет творчества во многом еще традиционны: «Ночная бабочка», «Радуйся жизни», «Полет Феникса», «Мечты и любовь». Многие были написаны на заказ: « Бал юристов», « Утренние листки», «Публицисты».

Не обошлось и без женских имен: «Александра-вальс», «Венская кровь», «Венский вальс». Но главное открытие, сделанное И.Штраусом-сыном, в том, что он симфонизировал вальс, что отразилось на 2-х подлинных шедеврах композитора, на вальсах «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты: широту и динамику, необычайную плавность и легкость. Танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Появились и существуют десятки танцев, которые связаны с вальсом: вальс-гавот, краковяк, вальс-мазурка, бостон, падекатр, миньон, медленный и английский вальс. Даже в такие, казалось бы, далекие от вальса танцы, как молдавская полька и подгорка, входят элементы вальса.

Вальс все; в чем секрет его успеха? Может быть, В ТОМ, ЧТО В ВАЛЬСЕ ТАК ОРГАНИЧНО СЛИЛИСЬ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино.

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

Польский композитор Фридерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений их 20.

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на различных поприщах: дипломатическом, комедиографическом и музыкальном. К великому сожалению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу, и для нас безвозвратно потеряно. Сохранилось лишь два вальса: «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс ми минор».

«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», - говорил Петр Ильич Чайковский.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского. Среди фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в музыкальную ткань которого вплетено пять вальсов.

Давайте вспомним русские вальсы: «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е.Дрейзина, «Над волнами» Росас, «Амурские волны» Кюсс.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. Вальс продолжается…

Муниципальное учреждение дополнительного

образования «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка

Наумовой Ларисы Витальевны

преподавателя по классу фортепиано

МУДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района

Сценарий лекции-концерта для

учащихся младших классов

отделения музыкального искусства

«Танец в музыке»

Познакомить детей с танцевальной музыкой разных стран композиторов 17-20 веков.

1. Приобщение детей к высокой музыкальной культуре.

2 .Расширение кругозора и развитие творческого потенциала учащихся.

3.Развитие творческого подхода, самостоятельности и ответственности учащихся.

4.Максимально задействовать всех участников в процессе (ведущих. выступающих, слушателей)

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего концерта. Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В нашем концерте принимают участие учащиеся музыкального отделения по классу фортепиано, гитары и баяна. Давайте поддержим наших участников аплодисментами и пожелаем им хорошего выступления.

С танцем по жизни шагать веселей,

Танец опять собирает друзей!

Что ж, будем их вместе сегодня играть

Улыбки дарить и не унывать!

Ведущий 2.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец-это искусство движений в определённом ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов каждой исторической эпохи. Танцевальная музыка – это музыка, предназначенная для сопровождения танцев. Для каждого танца создаются разнообразные по характеру музыки пьесы. Танцевальная музыка бывает вокальной и инструментальной. Уже в древности танцы зачастую объединялись в связанные с определённым сюжетом танцевального представления. Так из объединения нескольких танцевальных пьес сложилась старинная инструментальная сюита. Известны французские и английские сюиты, которые объединили несколько пьес разных по характеру и темпу. Это аллеманда, куранта, сарабанда, менуэт, буррэ, жига. Все танцевальные пьесы имеют свои национальные черты. С одним из них мы с вами познакомимся-это менуэт.

Ведущий 1.

Менуэт - танец французского происхождения, а в 17 веке-это придворный танец. Мода на менуэт возникла в 18 веке и просуществовала очень долго - до начала19 века. В начале 18 века менуэт появился в России, при дворе Петра 1 и считался «школой хороших манер». Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений, с характерными для него поклонами, приседаниями. Размер его 3\4.

«Менуэт» прозвучит в вокальном исполнении учащихся хорового класса.

« Менуэт» соль мажор для фортепиано исполнит ученица .

Ведущий 2.

Танцевальная музыка усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, её слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером являются «Норвежские танцы» Эдварда Грига, « Венгерские танцы» И Брамса.

Ведущий 1.

А сейчас прозвучит старинный танец « Контрданс». Этот танец возник в Англии в конце 17 начале 18 века, что означает по - русски «сельский танец». В дальнейшем он широко распространился во Франции, затем в Германии. Как бальный танец контрданс стал известен в Европе в 19 веке и слился с русской кадрилью. Танцующие разделены на пары, становящиеся друг против друга. Размер танца 2\4, 6\8. Много контрдансов было написано. Все они окрашены деревенским юмором.

Старинный танец « Контрданс» для фортепиано исполняет ученица .

Ведущий 2.

А вы знаете, что выражение юмора в музыке-от весёлой игры, шутки, до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих образов, композиторы называют просто Скерцо, что означает шутка. Это небольшое музыкальное произведение в живом, стремительном темпе с подчёркнутым ритмом, иногда составляющая часть симфонии, сонаты. В эпоху романтизма скерцо стало самостоятельной музыкальной пьесой, главным образом для фортепиано. Яркие образцы скерцо созданы известными композиторами, такими как Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, П. Чайковский, Ф. Мендельсон и другие.

А. Мюллер «Скерцо» для фортепиано в исполнении ученика Ведущий 1.

Танец, который прошел испытание временем и остаётся популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс. Вальс известен более двухсот лет. Название этого танца происходит от немецкого слова walzer «раскатывать». Вальс танцуют плавно кружащиеся пары, темп его бывает различным - от медленного до очень быстрого. Размер вальса трёхдольный, в характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда на слабых долях.

Поэтами немало написано стихотворений о вальсе.

в своей поэме « Евгений Онегин» так передал свои чувства.

Однообразный и безумный,

Рука взлетала, пальцы злились,

И звуки в воздухе носились,

Пассажей сыпалась капель.

И ноты баса чередуя

С полётом лёгких флажалет,

Смычок легчайший негодуя,

Держал мелодию и темп.

А в чёрном зеркале рояля

Мелькали колебанья рук.

Мелодию свою играя,

Глаза закрыл служитель мук.

И в этом чутком исполненье,

И в пляске пальцев, море нот

Слились уж в танго на мгновенье

Душа искусства и аккорд.

В заключение нашего концерта вы услышите композицию в стиле нового танго Астора Пьяцоллы – «Либертанго» для фортепиано в ансамблевом исполнении учащихся 7класса.

Ведущий 1

Вот и подошел к концу наш концерт. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

Вы услышали старинные танцы и узнали о бальных танцах 19 века, а так же услышали произведения в современных ритмах и музыку 30 годов.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!

Использованная литература:

1.узыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка»,2005

2.Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран:-М., «Музыка»,2002

3.Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры:-М., «Феникс»,2004

4.Зильберквит М. Мир музыки:-М «Детская литература», 1988

5. ,Казаринова А. С. “В мире музыки” 1997 г.