Самые выдающиеся произведения прозы 20 ого века. Атлант расправил плечи. Учебники, учебные пособия, хрестоматии

Очень приятно осознавать, что хорошую книгу можно найти не только среди трудов писателей 18-го и 19-го веков. Очень часто, чтобы найти достойный материал к чтению, мы обращаемся к трудам лучших писателей 20-го века.

Литература 20-го века

На сегодняшний день имеется возможность познакомиться практически с любой книгой, написанной одним из наиболее известных писателей 20-го века. Зарубежная литература манит своими фантастическими мирами и интригующими детективами. В то же время произведения отечественных авторов больше обращены к душе. Многие русские писатели 20 века имеют мировое имя. Вот кое-кто из зарубежных писателей, чей вклад в развитие литературы достойно оценён читателями.

Марк Миллар

Марк Миллар - любимый писатель множества тинэйджеров во всем мире. Это известный автор комиксов. Он уже порадовал мир своими известными произведениями: «Железный человек», «Особо опасен», цикл «Люди Икс» и многими другими. Почти все результаты его деятельности стали сюжетами для многих современных фильмов. Писатели 20 века приняли в свои ряды этого автора, а теперь он является одним из наиболее успешных писателей 21-го века.

Стивен Кинг

Стивен Кинг является одним из наиболее узнаваемых авторов ужасов. Конечно, этот американский писатель занимался написанием не только триллеров, но именно они принесли ему мировую славу. Книги, написанные Кингом, легко читаются и быстро втягивают в свою атмосферу. Один только «Ловец Снов» чего стоит. В любом случае писатели 20 века рады иметь в своих рядах такого меткого стрелка словами.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии 1954 года, Эрнест Хемингуэй является классиком жанра приключений. Шедевры автора часто фигурируют в школьной программе, а книги в немалом количестве украшают любую библиотеку. Он в значительной мере повлиял практически на всю литературу нашего времени. Многие писатели 20 века уважают этого автора и нередко считают его своим идеалом.

Артур Конан Дойл

Сегодня мы можем наслаждаться чтением мирового шедевра «Шерлок Холмс» благодаря писателю Артуру Конан Дойлу. Этот блестящий мастер пера, по уверениям многих, является лучшим, кого могут представить английские писатели 20 века. Писатель издал множество своих книг, среди которых есть такие знаменитые произведения, как «Ватерлоо», «Ангелы Тьмы» и многие другие. Писатель был другом Герберта Уэллса, но воспринимал его жанр как полностью противоположный тому, в котором работал сам. Тем не менее работы обоих великих писателей считаются мировым достоянием.

Русские писатели 20 века

В 20-м веке писателям в России пришлось тяжело. Эпоха не отличалась спокойствием. Она была преисполнена тревоги в предвкушении неизбежных перемен. Нелёгкие судьбы ожидали практически всех людей искусства, в том числе литераторов. Но даже

такое положение дел было использовано, чтобы передать переживания читателей. И это действительно сработало. На сегодняшний день можно насладиться разнообразием действительно хороших книг, авторами которых были писатели 20 века, жившие в России. Количество таких писателей действительно велико, и выделить кого-то сложно - ведь многие из них написали по-настоящему хорошие книги.

Александр Куприн

Хотелось бы остановиться на творчестве знаметиого русского писателя Александра Куприна. Большой успех имела его повесть «Поединок», которая была опубликована в самом начале 20-го века. Множество его произведений были собраны в сборники. Они пользуются немалой популярностью.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Прошедшее столетие подарило человечеству много талантливых авторов. Писатели 20 века творили в эпоху мировых социальных потрясений и революций, что неизбежно нашло свое отражение в их трудах. Любое историческое событие влияло на литературу - если вспомнить, то самое большое количество военных романов было написано в период Второй мировой войны и в последующие 15 лет.

Самые известные русские писатели 20 века - это Александр Солженицын и Михаил Булгаков. Солженицын открыл миру весь ужас советских лагерей в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ», за что подвергся жесточайшей критике и гонениям в нашей стране. Позже Солженицына выслали в ФРГ, и он долгое время жил и работал за границей. ему вернули лишь в 1990 году специальным указом президента, после чего он смог вернуться на родину.

Интересно, что в нашей стране 20 век стал эпохой писателей и поэтов в изгнании - за границей в разные годы оказались Иван Бунин, Константин Бальмонт, Раиса Блох и многие другие. Михаил Булгаков прославился на весь мир романом «Мастер и Маргарита» и повестью «Собачье сердце». Примечательно, что роман «Мастер и Маргарита» он писал более 10 лет - основа произведения была создана сразу, но правка продолжалась долгие годы, вплоть до смерти писателя. Смертельно больной Булгаков доводил роман до совершенства, но так и не успел закончить эту работу, поэтому в произведении можно найти литературные ляпы. И все равно роман «Мастер и Маргарита» стал, пожалуй, лучшим произведением этого жанра за весь 20 век.

Популярные 20 века - это, прежде всего, королева детектива Агата Кристи и создатель лучшей антиутопии «Скотный двор» Джордж Оруэлл. Англия во все времена дарила миру литературных гениев, таких, как Уильям Шекспир, Герберт Уэллс, Вальтер Скотт и многие другие. Прошлый век не стал исключением, и люди во всех странах теперь зачитываются книгами Пратчетта Терри, Джона Уиндома и

В целом писатели 20 века ничуть не походили на своих предшественников - авторов 19 века. стали более разнообразными, и если в 19-м веке существовало всего 3-4 основных направления, то в 20-м их стало на порядок больше. Стилистическое и идейное многообразие породило множество жанров и течений, а поиск нового языка подарил нам целую плеяду мыслителей и философов, таких, как Марсель Пруст и

Русские писатели 20 века ограничились в основном тремя стилистическими направлениями - реализмом, модернизмом и авангардом. Интересным явлением в русской литературе прошлого столетия стало возрождение романтизма в его первоначальном виде, наиболее полно этот факт отразился в трудах Александра Грина, произведения которого буквально пронизывает неискоренимая мечтательность и экзотичность.

Писатели 20 века оставили заметный след в мировой литературе, и нам остается надеяться, что и авторы двадцать первого века окажутся не хуже своих предшественников. Может быть, где-то уже творит новый Горький, Пастернак или Хэмингуэй.

Вниманию читателей представлены лучшие книги 20 века, рейтинг которых расположился ниже. В него вошли произведения второй половины прошлого столетия - период, ознаменованный в литературе, как постмодернистский.

Лучшие книги 20 века открывает роман «Над пропастью во ржи» (1951), написанный американским писателем Джеромом Сэлинджером. Главный персонаж произведения - шестнадцатилетний юноша по имени Холд. Читателю предстоит наблюдать за внутренним миром молодого человека, который отказывается принимать устоявшиеся каноны и мораль современного ему общества. У него на всё есть личное мнение, с которым он и предпочитает считаться. Творение Сэлинджера тесно переплетается с его биографией. Роман был переведен на все языки и снискал себе мировую славу, оказав огромное влияние на культуру 20 столетия. В США произведение неоднократно подвергалось критике из-за наличия нецензурных выражений. Книга вызывала либо восхищение, либо оставляла негативное впечатление среди литературных критиков, но равнодушных к труду американского писателя не нашлось.

В топ лучших книг 20 века входит научно-фантастический роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953), который принадлежит одному из самых популярных американских писателей Рэю Брэдбери. Название произведения как нельзя лучше отражает его суть. Именно при такой температуре способна воспламеняться бумага. Писатель описывает будущее планеты, где существует общество потребителей, которое не способно думать и чувствовать по-настоящему. Люди давно перестали читать, вместо этого они сутками смотрят интерактивное телевидение. Все книги, заставляющие мыслить, обязательно должны быть сожжены, читать их строго воспрещается. Люди, преступившие этот закон, преследуются правоохранительными органами. Власти порабощают людей, делая из них марионеток, которыми очень удобно управлять. Истинные ценности человеку подменяют материальными, а чувства - успокоительными таблетками.

Для русской классической литературы 20 век имеет важное значение. Он ознаменован появлением романа «Доктор Живаго» (1956), автором которого является один из лучших русских прозаиков и поэтов прошлого столетия - Борис Пастернак. Писатель наглядно показывает жизнь и судьбу русской интеллигенции, охватывая период с 1917 (Октябрьская революция) по 1939 годы (начало Второй Мировой Войны). В центре сюжета - Юрий Живаго, предстающий перед читателем с первых строк романа ещё маленьким, осиротевшим мальчиком. Затем появляются новые лица, которых соединят вместе дальнейшие разворачивающиеся события. На фоне политических бурь автор показывает изломанные человеческие судьбы, уродство и красоту человеческой души. Книга получила положительные оценки за рубежом, а Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако советское правительство враждебно отнеслось к роману, посчитав его антипатриотическим. Долгие годы одно из лучших художественных творений находилось под запретом на родной земле, в то время как по всему миру им восхищались.

Роман Джона Фаулза «Коллекционер» (1963) относится к лучшим литературным произведениям второй половины 20 века. В центре повествования застенчивый, глубоко закомплексованный молодой человек Фредерик Клегг. В свободное от работы время он занимается коллекционированием бабочек и наблюдает за девушкой, в которую давно влюблён. Случайно выиграв огромную сумму на скачках, главный герой решает перебраться жить в более тихое, спокойное место, и заодно прихватить с собой свой объект восхищения. Юноша со скудным внутренним миром и узким мировоззрением искренне уверен, что девушка сможет полюбить его, находясь в заточении. Благие намерения Клегга принимают маниакальный характер, и он превращается из влюблённого в беспощадного коллекционера, который хочет владеть ценным экземпляром любой ценой. Фаулз выступает здесь как тонкий психолог и знаток самых потаённых уголков человеческой души.

Роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967) - лучшее произведение 20 века в жанре магического реализма. Книга была удостоена испанской литературной премии Ромуло Гальегоса. Основная сюжетная линия романа связана с темой одиночества. Она прослеживается в событиях, поступках и мыслях главных героев, каждый из которых обречён быть одиноким в душе. Читателю предстоит наблюдать за судьбой нескольких поколений. Сейчас «Сто лет одиночества» является одной из самых читаемых книг в мире, которая переведена на многие языки.

«Мастер и Маргарита» (1967) Михаила Булгакова является лучшей книгой русской классики 20 века. Гениальному мастеру пера удалось воссоздать роман в романе. Одна сюжетная линия повествования связана с реальными людьми, которые становятся игрушкой в руках демонической силы. Другая линия повествует о библейском сюжете. Здесь тесно переплелись реальность с вымыслом, и порой трудно отличить одно от другого. При жизни Булгакова книга не вышла в свет, так как находилась в незавершённом виде. Редактированием черновиков занималась вдова покойного Елена Сергеевна, которая и опубликовала произведение в 1967 году.

Франсуаза Саган - одна из самых читаемых французских писательниц в мире, удостоенная премии Монако за вклад в литературу. Её дебютный роман «Здравствуй, грусть!» (1954) получил положительные отзывы от критиков и имел невероятный успех среди читателей. Но более поздний труд Саган под названием «Немного солнца в холодной воде» (1969) заслуживает не меньшего внимания. Эти две книги связывает между собой мотив смерти. Автор не видит другого выхода для своих героев и обрекает их на трагичный конец. Другая тема, также характерная для этих двух произведений - эгоизм главных персонажей, от которого страдают близкие им люди. Прозаику в тонких деталях удалось передать весь психологизм человеческой души. Несомненно, «Здравствуй, грусть» и «Немного солнца в холодной воде» заслуживают стоять на одной ступени - это лучшие книги мировой литературы 20 века.

Дебютный роман итальянского прозаика Умберто Эко «Имя розы» (1980) сразу после выхода приобрел популярность и стал одним из самых читаемых в мире. В центре повествования - Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, которым предстоит выяснить истинную причину гибели тибетского монаха. Логические умозаключения главных персонажей приведут к разгадке тайны, скрывающей цепочку убийств. Книга довольно сложная к прочтению и во многом отражает суть средневекового мировоззрения. На страницах произведения автор размышляет на многие философские и религиозные темы, характерные для того времени. «Имя розы» - это исторический детективный роман, который требует внимательного чтения.

«Невыносимая легкость бытия» (1984) - роман чешского писателя Милана Кундеры. Книга входит в список лучших произведений 20 века. Глубоко философское произведение поведает о любовных хитросплетениях, непростых взаимоотношениях между людьми и о двойственности, присущей человеческой натуре. Главные герои блуждают по лабиринту жизни в поисках себя и чего-то нового. Человеческое бытие заключает в себе невыносимую лёгкость, так как каждому дано только единственный раз пройти свой жизненный путь.

«Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Патрика Зюскинда - самый знаменитый роман 20 столетия, получивший мировую славу. В центре повествования - гениальный молодой человек Жак-Батист Гренуй, который полностью находится в плену окружающих его ароматов. С самого рождения он не имел собственного запаха, но был наделён самым утончённым обонянием, способным уловить едва заметные нотки непревзойдённых благоуханий. Именно они делают из юноши настоящего монстра и маниакального убийцу, который находится в поисках феноменального парфюма. С помощью незатейливой игры слов Зюскинд заставляет книгу источать различные ароматы - от божественных до омерзительных. И на протяжении всего повествования у читателя складывается впечатление, как будто он действительно слышит эти запахи.

«To Kill a Mockingbird». Harper Lee

Было, наверное, чрезвычайно легко написать роман о судебном процессе по изнасилованью белой женщины черным мужчиной, который разворачивается на глубоко расистском юге Соединенных Штатов Америки, с точки зрения маленькой девочки, полный слишком простых решений и киношных сантиментов. Но, к счастью, это не о романе Харпер Ли «Убить пересмешника ». Маленькая девочка – это любознательная и проницательная Скаут, а ее отец, который защищает обвиняемого – это бессмертный Аттикус Финч, который стал оплотом справедливости уставшего и изможденного городишки. За всем этим следуют, не простые и не сентиментальные, но ставшие классикой сложности моральных устоев, и нескончаемо возобновляемый источник мудрости в царстве природы человеческой благопристойности.

«1984». Джордж Оруэлл, 1949

«Nineteen Eighty-Four», George Orwell

Время – 13:00, дата не имеет значения, год не упоминается. Уинстон Смит, чиновник в Министерстве Правды, тяжко трудится днями и ночами на службе у Большого Брата, удаленного, лже-милостивого правителя этой мрачно знакомой дистопии. Роман Оруэлла является очерком всех возможных способов унижения нации правительством: духовно, физически, интеллектуально, посредством окружения, пыток, наблюдений и цензуры, до той степени, когда государство может манипулировать реальностью по своему желанию. Когда красивая участница сопротивления склоняет Смита к восстанию, «1984 » становиться чем-то большим – странной, трагичной и глубоко печальной историей любви. То, что роман является таким же пророческим, как и пессимистичным, стало триумфом Оруэлла и несчастьем столетия.

«Властелин Колец». Джон Рональд Руэл Толкин, 1954

«The Lord of the Rings», John Ronald Reuel Tolkien Tolkien

Когда домашний католик, курящий трубку профессор из Оксфорда по имени Джон Рональд Руэл Толкин сел за написание романа, никто и предположить не мог, что его бурная фантазия создаст целый континент, населенный эльфами, гномами, орками, волшебниками и ходячими деревьями. Толкин призвал свои глубокие познания древних языков и мифологии, а также свои мучительные воспоминания о битве на реке Сомма, чтобы создать сказку 20-го века о волшебстве и героизме, мглистых горах и мистических лесах, добродетели и соблазнах, где крохотный гномоподобный хоббит, Фродо, отправляется на поиски приключений с целью уничтожить Кольцо Всевластия – злобный артефакт, способный стать причиной гибели всего Средиземья. Являясь текстом-основателем современного стиля фэнтези, «Властелин колец » также несет в себе чрезвычайно мрачную тоску по пред-индустриальной Англии, навсегда потерянной в грязных окопах Первой мировой войны.

Над пропастью во ржи». Джером Дэвид Сэлинджер, 1951

«The Catcher in the Rye», J. D. Salinger

Сколько бы школьных учителей зарубежной литературы не пыталось «одомашнить» роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи » на уроках, он никогда в жизни не утратит своей сатиричной остроты. Когда Холден Колфилд узнает, что его исключили из очередной частной школы, он сбегает посреди ночи и отправляется в Нью-Йорк на несколько дней, встречаясь с девочками, вспоминая своего покойного брата, размышляя о том, куда же улетают утки зимой, прежде, чем сообщить родителям печальную новость. Время проходит в муках полнейшего равнодушия к радостям жизни, меняя только что повзрослевшего паренька. Это постоянное напоминание о сладости детства, о лицемерии мира взрослых и о странном промежутке между ними.

«Великий Гэтсби». Фрэнсис Скотт Фицджеральд, 1925

«The Great Gatsby», F. Scott Fitzgerald

Нет лучше вечеринок, чем у мультимиллионера Эпохи джаза, Джея Гэтсби. Ни у кого нет большего дома, или большего бассейна, и никто не ездит на более длинном, более сверкающем и более шикарном автомобиле. Одни его шелковые рубашки заставляют женщин плакать. Но, кто же он? От куда он? Как он заработал свое состояние? И почему каждую ночь он стоит на своем причале, протягивая руку навстречу зеленому фонарю, который светится на той стороне залива, напротив его великолепного особняка? «Великий Гэтсби » раскрывает пустое, трагичное сердце человека, добившегося всего своими собственными силами. Это не просто захватывающее чтиво о великом проигрыше. Это один из самых типичных американских романов когда-либо написанных.

«Гарри Поттер и философский камень». Джоан Роулинг, 1997

«Harry Potter and the Philosopher"s Stone», J. K. Rowling

Приключения юного волшебника и его друзей и их взаимосвязь с силами взросления и зла, сумели продать более 350 миллионов книг на 65 языках. У феномена Гарри Поттера есть свои недоброжелатели, но успех книг в особых обложках «для взрослых», позволяющих не смущаясь читать роман в метро и электричках, говорит сам за себя…

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери, 1943

«Le Petit Prince», Antoine de Saint-Exupéry

За 50 лет до появления «Гарри Поттера » и даже за 10 лет до написания «Над пропастью во ржи », был «Маленький принц », памфлет Антуана де Сент-Экзюпери , направленный против взрослых и их рационального мышления. Произведение пропитано чрезвычайной нежностью, поэзией и какой-то простой, но глубокой человеческой мудростью. Наивность, которую заметно на первый взгляд, на самом деле скрывает удивительный, тонкий юмор, а также грусть и трогательность.

«Гроздья гнева». Джон Стейнбек, 1938

«The Grapes of Wrath», John Steinbeck

Не успели успокоиться ураганы «Пыльного котла», как Стейнбек опубликовал «Гроздья гнева », роман, повествующий о семье обедневших «оки», Джоудах, которые отправляются на запад в погоне за миражом хорошей жизни, со своей разоренной фермы на Среднем Западе в Калифорнию. Джоуды находят лишь горечь, нищету и угнетение мигрирующих сельскохозяйственных рабочих, живущих в «Поселках Гувера», но их неудержимая сила перед лицом бедствий целого континента, делает эпос Стейнбека на много большим, чем изложение истории несчастливых событий. Книга является письменным свидетельством того времени так же, как и неизменным памятником человеческой настойчивости.

«451 градус по Фаренгейту». Рэй Брэдбери, 1953

«Fahrenheit 451», Ray Bradbury

Классика мировой научной фантастики – это роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту » (температура воспламенения бумаги), о пожарных, разжигающих пожары, вместо того, чтобы их тушить, о книгах, запрещенных к прочтению, и о людях, почти забывших, что значит быть человеком…

«Сто лет одиночества». Габриель Гарсиа Маркес, 1967

«Cien años de soledad», Gabriel García Márquez

Роман Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества » - это величайшее произведение, наиболее характерное для направления магического реализма. Эта страстная юмористическая история Макондо и его рода, семейства Буэндиа, имеет некую притягательную силу мифа.

«О дивный новый мир». Олдос Хаксли, 1932

«Brave New World», Aldous Huxley

Классический пример научной фантастики, который ставят наряду с «1984 » Джорджа Оруэлла . В далеком 1932 году Олдосу Хаксли удалось предугадать такие феномены современности, как клонирование, выращивание зародышей в пробирках, тоталитаризм, неофашизм и его искусственное обязательное счастье, материалистическую глобализацию и soft-идеологию.

«Унесённые ветром». Маргарет Митчелл, 1936

«Gone with the Wind», Margaret Mitchell

Это одна из самых продаваемых книг всех времен и народов, но не это делает впечатляющий сахарный книжный коктейль Маргарет Митчелл таким великим. Мощный, оригинальный и всеохватывающий исторический роман о мужественной Скарлетт О’Харе, плутоватом Ретте Батлере и романтичном, безгранично красивом Эшли Улксе, в мире, уничтожаемом катаклизмом гражданской войны. Как квинтэссенцией английского романа является «Властелин колец » Толкина , так квинтэссенцией американского является роман «Унесенные ветром ». Книга колоссально удобочитаема, поскольку любовные истории еще никогда не были более треугольными. Но это также и отличительная трактовка одной из основных американских мифологий – исчезновения, в крови и прахе, великого старого Юга.

«Повелитель мух». Уильям Голдинг, 1954

«Lord of the Flies», William Golding

Если бы роман был написан в 19-м веке, он был бы о радостной, причудливой и фантастической Нетландии, созданной мальчишками. Но в версии Голдинга , показная детская чистота быстро исчезает в отсутствии взрослых, сделав из мальчишек два враждующих племени, одно под предводительством праведника Ральфа и его астматического закадычного друга Пигги, второй – под руководством бывшего предводителя хора, Джека. Голдинг отслеживает падение этого нового Эдема с безжалостной, тщательной осторожностью и тотальной психологической ясностью. А в процессе этого он беспощадно разоблачает мифы и клише о детской невинности.

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Курт Воннегут, 1969

«Slaughterhouse-Five, or The Children"s Crusade: A Duty-Dance with Death», Kurt Vonnegut

Воннегут , наверное, до сих пор культовый писатель, но он заслуживает полных канонических наград за свою калейдоскопическую головоломку о Билли Пилигриме, человеке, который «вылетел из времени». Пилигрим беспомощно скачет из десятилетия в десятилетие, проживая эпизоды своей жизни без какой-либо последовательности, не исключая его собственной смерти, его захват пришельцами с планеты Тральфамадор, и его травматической службы во времена Второй мировой войны, где он пережил бомбежку Дрездена. «Бойня номер пять » - это циничный роман, но под горечью черного юмора лежит отчаянная, мучительно честная попытка столкнуться лицом к лицу с чудовищными преступлениями 20-го века.

«Лолита». Владимир Набоков, 1955

«Lolita», Vladimir Nabokov

Роман рождался в муках. Набоков практически сжег рукопись на полпути к завершению, а его первым издателем стало французское издательство, специализирующееся на порнографической литературе. Но «Лолита » превратился в величайший бестселлер, наиболее непохожий на американскую классику. Главный герой по имени Гумберт Гумберт – педофил. Это высококультурный и располагающе ироничный мужчина, который ненавидит себя так, как только способно ненавидеть человеческое существо, но он любит, и только может любить, хорошеньких маленьких девочек, которых он называет «нимфетками». «Лолита » - это история романа Гумберта с 12-летней девочкой по имени Долорес Гейз. Их история на столько отвратительна и недопустима, на сколько только можно себе представить, но голос Гумберта, бесконечно находчивый поток злых, понятных всем ругательств, поднимает ее до уровня трагического, запутанного эпоса.

«Над кукушкиным гнездом». Кен Кизи, 1962

«One Flew Over the Cuckoo"s Nest», Ken Kesey

Когда Кизи решил взяться за описание лицемерия, жестокости и принудительного повиновения современной жизни, он раскопал свой личный опыт объекта исследований в больнице для душевнобольных. В «Гнезде кукушки » необузданный пациент Рэндл Патрик Макмёрфи борется с холодной и недружелюбной, помешанной на власти сестрой Милдред Рэтчед, в попытке освободить, или, по крайней мере, вдохнуть немного жизни в раздавленных и запуганных пациентов, перед которыми она важничает, за чем и наблюдает безмолвный, с каменным видом, рассказчик, Вождь Бромден. Вмещая в себе две эти аллегории индивидуализма и разрывающей сердце психологической драмы, роману «Над кукушкиным гнездом » удается поднять настроение, не дав ни малейшего шанса излишним сантиментам.

«Автостопом по галактике». Дуглас Адамс, 1979

«The Hitchhiker"s Guide to the Galaxy», Douglas Adams

Изначально транслируемая на Radio 4, эта достойная цитирования комедия о злополучных приключениях простого англичанина и его друга-пришельца, является ярким примером того, что научная фантастика может быть умной и смешной одновременно.

«Посторонний». Альбер Камю, 1942

«L"Étranger», Albert Camus

Все помнят, как в школе усердно заставляли прочесть и понять произведения Альбера Камю . Тогда это было сделать практически нереально, а принуждение могло вызвать отторжение французского писателя на всю жизнь. Но повесть «Посторонний » действительно стоит перечитать сейчас. Опаленное отчаяние интеллигентного гуманизма Камю и его чёткая манера изложения просто неподражаемы.

«Американская трагедия». Теодор Драйзер, 1925

«An American Tragedy», Theodore Dreiser

Клайд Грифитс – амбициозный молодой человек. Он влюблен в богатую девушку, но забеременела от него бедная девушка, Роберта Олден, которая работает с ним на фабрике его дядюшки. Однажды он берет Роберту покататься на лодке по озеру с намерением убить ее. Отныне его судьба предрешена. Но к этому моменту Драйзер уже ясно дал понять, что судьба Клайда была предрешена еще до этого жестокостью и циничностью общества. Обычный критицизм Драйзера , строчка за строчкой, делают его самым слабым американским новеллистом. Он использует водопроводный подход в стиле написания, искусно соединяя каждое предложение. Но к концу произведения он выстроит их в мощный водопровод, пустив по нему какой-то очень существенный смысл.

«Старик и море». Эрнест Хэмингуэй, 1952

«The Old Man and the Sea», Ernest Hemingway

Давно никому не стоит объяснять, что повесть «Старик и море » - это современная классика, принесшая Эрнесту Хэмингуэю Нобелевскую премию. А основная мысль в истории простого рыбака Сантьяго, воплощающей непростую историю человека, вынужденного каждый день вести борьбу за жизнь и в то же время пытающегося сосуществовать в согласии с миром, давно стала крылатой, выступая девизом многих почитателей литературы, и не только: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».