Самые важные узлы. Узел самозатягивающийся - что это. Попробуем завязать португальский булинь

Вязать и распутывать узлы - занятие, достойное настоящего мужчины, причем как в прямом, так и в переносном смысле, но пригодится и женщинам. С детства мы слышим про мифические «морские узлы», вязать которые мало кто умеет, но вот сравниться с ними по прочности и сложности не могут никакие «бантики». И действительно, морская жизнь немыслима без знания определенного набора узлов, каждый из которых служит для определенной цели и может стать эффективным орудием в руках умелого узловязателя.

Когда-то мастерство такелажника ценилось наравне с опытными штурманами. За специалистами в узлах охотились морские компании, а на судне такой человек ценился куда больше обычного матроса. Сегодня, мастерство вязания узлов понемногу уходит в прошлое, однако даже самые базовые навыки этого старинного ремесла - вязания морских узлов - могут оказаться бесценными в разных ситуациях.

Перед вами 10 узлов, которые незаменимы и в морском переходе, и в обычной жизни.

Прямой узел
Этим узлом пользовались древние египтяне еще за три тысячи лет до нашей эры, а также древние греки и древние римляне. Прямой узел - это два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Если нагрузка на связанные тросы очень большая или тросы намокли, узел сильно затягивается, однако даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды.



Плоский узел
Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.


Восьмерка
Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.


Португальский булинь
Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.


Улучшенный кинжальный узел
Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра, так как весьма несложен по своей схеме и достаточно компактен, когда затянут. В затянутом состоянии два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел несложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.


Фламандская петля
Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.


Фламандский узел
Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел - один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Даже будучи сильно затянутым, он не портит трос, и его сравнительно легко развязать.


Стопорный узел
Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.


Удавка
Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу - не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

УЗЛЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы вились людьми и раньше, но, к сожалению, не сохранились.

Гибкие материалы были основным крепежным подспорьем, работая с которыми человек создавал изделия труда, оружие и различные приспособления. Умение вязать узлы одно из основных необходимых выживальщику после БП и в обычной жизни

Узлы рассортированы по алфавиту

1. Австрийский проводник (бергшафт, бабочка, альпийский мотыль, пчелка, ездовая петля) - узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Применяется в качестве промежуточной точки опоры или навески, опоры для блоков. С помощью это узла легко можно перевязать поврежденный участок веревки. Весьма надежен и допускает приложение нагрузки под углом к основному направлению усилия. Имеет два способа вязки. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.

2. Академический - усложненная разновидность прямого узла. Применяется для связывания двух веревок разного диаметра. При большой нагрузке не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать. Требует применения контрольных узлов.

3. Академический разнос - усложненная разновидность академического узла. Применим для крепления к веревке большего диаметра, двух веревок меньших диаметров.* 1994

4. Акулий - сложный узел, предназначенный исключительно для вязки на синтетических лесках. Отличается большой прочностью.

5. Амфорный - вяжется тонкой веревкой или шнуром на горловине сосуда с целью облегчения его переноски за образованные ручки. Для навязки на горловину хозяйственной стеклянной банки достаточно 1.3 м шнура. Применялся в античное время.

6. Английский (штык якорный, штык рыбацкий) - рыбацкий узел, усиленный полуштыком. Применяется для привязывания лодок и легких якорей, а также для подъема груза. Надежен при постоянном натяжении. При переменном характере нагрузки обязательны страховочные узлы или принайтовка. При завершении часто усиливается беседочным узлом.

7. Английская косичка (мартышкина цепочка) - вспомогательный узел (плетение). В туристской практике применяется для организации маятниковой переправы, подъема на небольшие отвесы в 2 - 4 м. Основное применение - временное укорачивание троса (из 4 м троса получается 1 м косички).

8. Апокрифический - декоративный узел. Рисунок этого узла использовался в качестве заставки в древнерусских рукописных текстах - апокрифах (тайных, сокровенных).

9. Аркан (лассо, хонда) - узел, образующий затягивающуюся петлю на конце веревки. Использовался с древних времен кочевыми народами. До сих пор этим видом петли пользуются ковбои Мексики и южных штатов США.

10. Армянский (полуштык) - узел служит для вспомогательной вязки на опорной нити. Выполнен на основе простого узла. Используется в технике плетения макроме.

11. Бабий (прямой ложный) - примитивный узел, твердо внедрившийся в наш быт как универсальный. Неправильная вязка прямого узла. За всю историю человечества его применение наделало много бед и даже унесло немало человеческих жизней. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным". Под нагрузкой саморазвязывается. В качестве рабочего узла к применению строжайше запрещен.

12. Бант (австрийская кокарда) - сбрасывающийся узел. Обычно завязывается на шнурках обуви, упаковках и декоративных лентах. Будучи не сильно затянутым самораспускается под нагрузкой.

13. Бахмана - узловое сочетание репшнура с карабином на основной веревке. Преимущество перед прусиком заключается в более простом способе перемещения по опоре. Для этого достаточно продеть в карабин большой палец руки. Одновременно возможно перемешать самохват по веревке или держаться за ступеньку тросовой лестницы. В случае срыва узел Бахмана предохраняет от падения. Вяжется на одинарной и на двойной веревке.

14. Батерфляй двойной - применим для вязки двойного проводника (двух фиксированных петель) на середине веревки.* 1993

15. Бегущий беседочный (бегущий булинь) - образует затяжную петлю. Редко используется вместо удавки. Хорошо держит при переменных нагрузках. В морском деле его применяют для вылавливания топляков, им ищут и поднимают оставленные на дне адмиралтейские якоря.

16. Бегущий простой - самый простой узел образующий затяжную петлю. При тяге за коренной конец петля затягивается, но ее можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от петли. Контрольный узел обязателен.

17. Беседочный - разновидность узла булинь, образующая фиксированную петлю. Из всех способов связывания тросов из различных материалов (пеньковый и стальной, дакроновый и манильский) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным, Является основой грудной обвязки. Из нескольких способов вязки самый рациональный позволяет завязывать узел одной рукой, одним непрерывным движением кисти за 2–3 секунды. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки на 44%.

18. Беседочный двойной (боцманский, воинский, петлевой) - узел, образующий двойную петлю как в середине, так и на конце троса. Не позволяет регулировать размер петель после затяжки узла. Используется в качестве беседки, а также для накладки петель на уду.

19. Беседочный с постромкой (пальстек с постромкой) - узел применяемый для швартовки лодок к причальным кольцам.

20. Беседочный русский - вспомогательный узел, образующий две фиксированные петли. Применяется в качестве беседки. Подобен испанскому узлу. Требует гораздо больше веревки на его выполнение, хотя несколько проще испанского.

21. Битенговый - морской узел. Применяется для швартовки небольших судов.

22. Бочечный - узел применяется при погрузке тары, имеющей цилиндрическую форму. Им можно быстро обвязать бидон или бак без ручки.

23. Брам-шкотовый - морской узел. Наравне со шкотовым применяется для сращивания двух веревок разного диаметра. Главное достоинство - сравнительная простота завязывания и развязывания при высокой прочности соединения.

24. Буксирный - морской узел. Используется для крепления на буксирном гаке или битенге. Им задерживают или стравливают буксирный конец.

25. Булинь - называют "королем узлов". Название произошло от английского термина (The Bowline), обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Несмотря на изумительную компактность, содержит элементы простого, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают булиню право называться универсальным. Главное преимущество - простота завязывания и развязывания после снятия нагрузки. Завязанный булинь имеет два свободных конца. Нагружать следует только тот, который образует в узле перехлестнутую, а не простую петлю. Этот узел применяется для обвязок и беседок (смотри беседочный узел) в том случае, если они завязываются из репшнура или двойной стропы грузового парашюта. Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он имеет тенденцию к распусканию. Во всех случаях булинь нужно затянуть. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 45,9–49,0% (при сухой веревке - 79,1 - 81,0%, мокрой - 76,9 - 78.1%; мерзлой - 54,1 −58.6% от прочности веревки без узла). Опасные ошибки: очень слабо затянут; очень сильно затянут; длинный свободный конец веревки - опасные переплетения петель; неправильно заложена петля узла - слишком короткие или длинные петли.

26. Булинь двойной - используется для соединения частей страховочной системы. Этот узел возможно завязать на середине веревки, например, при перестраховке основной линейной опоры (веревки) с помощью дополнительной опоры. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 45, 3 - 17,2% (на сухой веревке - 80.0 - 82.8%, мокрой - 78,7 - 80,6%, мерзлой - 54,7 - 60,5%). Опасные ошибки: те же, что и для узла булинь.

27. Бурлацкая петля (упряжковая петля, пушкарский узел) - узел, образующий незатягивающуюся петлю. Рассчитан на применение усилий в любую сторону. Он легко завязывается как на конце троса, так и на его средине. Несколько завязанных узлов образуют лестницу для подъема по свободно висящей опоре. Опасные ошибки: некрепко затянутые узлы. При резко приложенной нагрузке незатянутый узел имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса.

28. Вебеляйтен - сбрасывающийся выбленочный узел. Изображение узла Вебеляйтена встречается в морском справочнике Фальконье (XVIII век).

29. Ведерный - самосбрасывающийся узел. Под нагрузкой держит, после временного снятия нагрузки распадается. С его помощью можно спускать с высоты предметы, имеющие ручку.

30. Верблюжий - узел применяется для крепления тонкой веревки к другой, более толстой. Хорошо служит для тяги под любым углом.

31. Водяной - узел для прочного соединения двух тросов одинакового диаметра. При большой нагрузке затягивается. Развязать его очень трудно. Первое изображение этого узла относится к 1496 году.

32. Воинский (португальский) - разновидность беседочного узла. Позволяет подгонять размеры петель при посадке человека.

33. Воровской узел (злодейский) - похож на прямой, но ходовые концы выходят из него по диагонали. Пользоваться этим узлом не рекомендуется, так как он ненадежен. В английском флоте его завязывали на вещевом мешке, чтобы доказать факт хищения. Воры, в основном из числа новобранцев, завязывали ограбленный мешок прямым узлом или злодейским с нарушением верхнего и нижнего положения ходовых концов.

34. Восьмерка (савойский) - стопорный узел. Используется для закрепления в узких отверстиях (например, при безкарабинной навеске за шлямбурные крючья). При вертикальных спусках - в качестве страховочного на конце веревки. Равноценные узлы получают при вязке как с левого, так и с правого направления. Достаточно надежен и легко развязывается. Издавна считается символом меланхолии или печальной любви. Получил известность в качестве девиза Савойского Дома. Используется в плетении макроме. Узел снижает среднюю прочность веревки примерно на 20%.

35. Восьмерка односторонняя - узел образующий фиксированную петлю. Может быть нагружен только в одном направлении и применяется в основном как вспомогательный. В спелеотуризме используется для крепления на веревке транспортных мешков.

36. Восьмерка подвижная - вспомогательный узел для связывания веревок одинакового диаметра.

37. Восьмерка римская - идеальный узел для организации навески за дополнительную опору. Узел известен с античного времени.

38. Восьмерка скользящая - узел для связывания двух одинаковых по диаметру веревок. Развязывается легче плоского узла. Этот узел обязательно обтягивают и дополняют контрольными узлами.

39. Встречный - применяется для сращивания веревок, в том числе разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки. Применение контрольных узлов с обеих сторон обязательно.

40. Выбленочный (рапсовый) - вспомогательный узел. Используется для крепления веревки за круглую опору. Применяется в макроме. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 45%, полипропиленовой - на 49%.

41. Выбленочный со шлагом - аналогичен выбленочному узлу, но у него ходовой конец дополнительно зажимается шлагом. Для легкого развязывания заканчивают узел "шлагом с петлей".

42. Галстучный - наиболее популярный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука. Им пользуются миллионы мужчин каждый день.

43. Галстучный большой - крупный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука.

44. Гафельный - узел применяется для крепления веревки к предмету цилиндрической формы.

45. Гачный со шлагом - морской узел. Служит для поднятия грузов краном или на гаке.

46. Гачный - морской узел. Применяется для накладки троса на гак.

47. Голдобин - узел, применимый для соединения двух тросов одинаковой толщины.

48. Грейпвайн (двойной ткацкий) - наиболее надежный узел для связывания веревок одного диаметра, лент, вязки петель оттяжек, петель для закладок. Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки. Этим же узлом можно регулировать длину петли.

49. Гарда (петля Гарда) - вспомогательный, опорный узел. Выполняется с использованием двух альпинистских карабинов. Прекрасное средство для страховки. Практически не заменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен на мокрой и оглиняной веревке.

50. Двойной простой - стопорный узел.

51. Двуглавый мотыль - узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Разновидность альпийского проводника. Очень надежен. Применяется в качестве промежуточной точки опоры на траверсах, перильной навеске, обносе препятствий (водопады) на отвесах. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.

52. Двойной проводник (заячьи уши) - узел, образующий двойную фиксированную петлю. Используется для навески одновременно за две независимые опоры (шлямбурные крючья). Узел допускает подгонку и регулирование размеров петель до достижения равномерной нагрузки на обе опоры.

53. Двойной петлевой - рыбацкий узел. Применяется для сращивания двух шнуров петлями. Последние образованы хирургическими узлами по принципу дубовой петли.

54. Двойной стивидорный (стивидорная связка) - узел используется для сращивания рыболовных снастей. Вяжется из двух стивидорных узлов по принципу грейпвайна.

55. Девятка - узел, образующий фиксированную петлю на конце веревки. Используется для крепления с помощью карабина. *1968

56. Диаметральный проводник - служит для образования двух фиксированных петель в диаметрально противоположные стороны от направления коренного конца веревки.* 1997

57. Докерский - вспомогательный узел. Служит для связывания тросов разного диаметра.

58. Дубовый - узел, применимый лишь в исключительных случаях для связывания двух тросов. Единственное положительное качество - скорость завязывания и относительная надежность. Сильно ослабляет прочность веревки. Непригоден для связывания синтетических тросов и лесок.

59. Дубовая лестница - простая вязка серии дубовых узлов. Применяется в исключительных случаях для спуска или подъема на небольших отвесах. Обязательное условие - надежное закрепление ходового конца в нижней позиции после последовательного пропускания через дубовые петли. Единственное положительное свойство - скорость завязывания и относительная надежность. После применения развязать крайне проблематично. Дальнейшее применение использованной веревки в качестве рабочей запрещено по причине ее ослабления.

60. Жилковый - вспомогательный узел, служащий для надежной вязки на нейлоновых и др. лесках. Известен с XIX века.

61. Жилковая петля - узел, образующий фиксированную петлю на конце нити. Применяется для тонких рыболовных лесок.

62. Западная марка - один из надежных способов скрепления конца троса синтетической нитью.

63. Захватный - половинная разновидность змеиного узла. Применяется для связывания двух синтетических тросов. Он годится для любой лески и является надежным узлом.

64. Зигзаговый - вспомогательный узел. В основном применяется для закрепления и утягивания высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

65. Злодейский - узел, известный давно, в разных краях и под разными названиями. Может быть завязан вдвое сложенным тросом. Лучший среди схожих с ним разбойничьим и пиратским узлами.

66. Змеиный - служит для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов.

67. Испанский (боцманский) - вспомогательный узел, образующий две петли. Применяется в качестве беседки. Следует учитывать, что малые петли при обтягивании коренных концов могут протаскиваться через узел и нарушать его симметрию. Поэтому к испанскому-беседочному узлу всегда следует относиться с осторожностью.

68. Кабестововая петля - узел, имеющий два качества. При основной вязке образует затягивающуюся петлю. Но при дальнейшем формировании, сильном рывке за ходовой конец и противоположную от последнего сторону петли меняет свою характеристику и превращается в фиксированную петлю.

69. Казачий - разновидность калмыцкого узла. Надежный самозатягивающийся узел.

70. Калифорнийский - узел придумали в начале семидесятых годов XX столетия рыболовы-любители в Калифорнии для привязывания крючков, вертлюгов и грузил к нейлоновой леске.

71. Калмыцкий - практичный и надежный самозатягивающийся, сбрасывающийся узел. Он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошадей в конюшне. Применяется в практике российского флота. Калмыцкий узел быстро и легко вяжется, мгновенно развязывается.

72. Кандальный (двойной топовый) - узел, образующий две петли. Его название на английском языке обозначает "наручники". Узел может служить для тех же целей.

73. Капуцин ("кровавый узел", косичка стопорная) - стопорный узел. Используется для закрепления в узких отверстиях при безкарабинной навеске за шлямбурные крючья). Применяется при аварийных ситуациях. Узел достаточно надежен, легко развязывается. Число шлагов узла может быть увеличено до девяти, такие узлы применялись инками в качестве узелкового письма (кипу). В средние века их завязывали монахи капуцины на концах шнуров, которыми подпоясывали рясы. Во времена парусного флота и вплоть до 1944 г. в британской армии завязывались на концах косичек веревочных плеток (кошек), предназначенных для наказания. Часто используется как декоративный узел. Применяется в технике плетения макроме.

74. Карабинный узел - сочетание схватывающего узла с карабином. При снятии нагрузки легче перемещается по веревке, нежели узел бахмана. Хорошо работает на мокрой и обледенелой веревках. В случае срыва, карабинный узел задерживает движение карабина и предохраняет от падения. Вяжется на двойной и на одинарной веревках.

75. Качельный - самозатягивающийся надежный узел. Не распускается при многочисленных рывках. Прочность веревки снижает незначительно.

76. Кинжальный - один из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Его нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

77. Кнехтовый - морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.

78. Кнехтовый с петелькой - быстро сбрасываемый морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.

79. Кобра - незатягивающийся узел. Служит для сращивания двух тросов одинакового диаметра. Легко развязывается при снятии нагрузки. Пружинит при переменных нагрузках.* 1997

80. Коечный штык - незатягивающийся узел. Надежно держит, легко развязывается. Применялся во флоте для крепления подвесных коек.

81. Колышка (баранья нога) - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса. Прочен и надежен только под нагрузкой.

82. Колышка со сваечными узлами - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса. Более надежный, чем баранья нога.

83. Колышка Томаса (скрот) - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса на время, а также для исключения отрезка троса с сомнительной прочностью.

84. Комар - соединительный узел. Образует на месте соединения одинаковых в диаметре веревок две незатягивающихся петли. Вяжется сложенными вдвое ходовыми концами, уложенными навстречу друг другу.* 1993

85. Компромисс - узел, применяемый для связывания концов тросов разного диаметра.

86. Констриктор (удав) - служит для соединения веревки с предметом в две обхватывающие петли. Сильно затягивается. Плохо развязывается.

87. Констриктор двойной - служит для надежного соединения веревки с предметом в три обхватывающие петли. Сильно затягивается, очень трудно развязывается.

88. Констриктор супер - служит для надежного соединения веревки с предметом в четыре обхватывающие петли. Сильно затягивается. Развязать узел крайне проблематично.

89. Кордовый - вспомогательный и декоративный узел. Вяжется на одной веревке.

90. Коровий (перевернутый штык) - удачный узел для натягивания ограждений. Применяется в морском деле для крепления тросов под нагрузкой. 91. Королевский - стопорный узел.

92. Коронный (венок) - старинный декоративный узел. Последовательное наложение ряда коронных узлов образует круглую оплетку; поочередная смена направлений нитей дает граненую оплетку.

93. Короткий сплесень - наиболее прочное соединение двух концов тросов.

94. Коушный - морской узел, состоящий из двух частей. Применяется для крепления троса к кольцу.

95. Кошачья лапка - опорный узел. Применяется для закладки троса в гак. Не соскакивает после применения и снятия нагрузки. Крепко держит, если усилие ложится равномерно на обе его части. Известен с XVIII века.

96. Крабья петля (затяжной огон) - узел, имеющий два качества, как и кабестоновая петля. При основной вязке образует затягивающуюся петлю. При дальнейшем формировании сильным рывком за ходовой конец и диагональную от него сторону петли превращается в незатягивающуюся петлю.

97. Кунгурский - предназначен для простого сращивания концов веревок одного диаметра в сложных условиях (плохая видимость). Прост в исполнении, легко развязывается, не имеет крутых перегибов. Требует контрольных (страховочных) узлов.

98. Курьерский - узел рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Не рекомендуется использовать как самосбрасываемый. Этот узел сбрасывается трудней, чем другие.

99. Кучерский - узел хорошо известный транспортникам, возчикам и шкиперам мелких барок. Не заменим, когда возникает потребность крепления высоких штабелей на платформах, лодках и т. п. Просто отпускается и снимается.

100. Лепесток - образует петлю на середине веревки. Простота вязки и надежность сравнимы с ездовой петлей.

101. Лавковый - морской быстросбрасываемый узел. Применяется для крепления троса к доске.

102. Лиановый - надежный узел для связывания тросов. Крепко держит при очень большой нагрузке. Очень легко развязывается после снятия нагрузки, если сдвинул любую из петель вдоль соответствующего коренного конца. Держит на синтетической леске. Если при формировании узла попеременно рывком нагрузить коренные и ходовые концы, превращается в трудноразвязываемый узел, ослабляющий веревку, который называют "квадратным". Второй способ вязки лианового узла, предложенный в начале девяностых годов В. Голдобиным (Пермь), сначала формирует так называемый "трансформатор", а после затяжки за ходовые концы - классический лиановый.

103. Линьковая намотка - разновидность узла Прусика. Лучший узел для вязки растяжек, позволяет регулировать натяжку крепления. Применяется для обвязки упаковок.

104. Лисельный - применяется для крепления троса к круглому рангоутному дереву. Свое название получил от дополнительных парусов, которые ставились с каждой стороны прямых парусов.

105. Лососевый - узел для привязывания рыболовных крючков. Надежно держит на любых лесках.

106. Лотос (китайский, четырехсторонний японский) - декоративный узел. Применяется в технике плетения макроме. В отличие от кордового вяжется на двух веревках.

107. Лучниковый (турецкая петля) - узел для регулирования натяжения тетивы лука. Один из древнейших и удивительных узлов, придуманных человеком. Вяжется на петле тетивы особой дополнительной жилой за один из концов лука.

108. Маринера - специфичный сбрасываемый альпинистский узел. Применяется в сложных ситуациях для создания временной опоры для навески. Позволяет нарастить трос, находящийся под нагрузкой, закрепить за более надежную опору, заложить на лебедку и т. п. После выполнения операций с основной веревкой позволяет плавно, без рывков перенести нагрузку и быстро снять временную конструкцию узла.

109. Марка - вспомогательный узел. Применяется для скрепления веревки, уложенной в бухту, так называемая маркировка в классической манере.

110. Марка альпинистская - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревки длиной до 40 метров. Применяется для скрепления бухты одним из концов уложенной веревки.

111. Марка альпийская - вспомогательный узел. Служит для быстрого кайлания веревки.

112. Марка польская (марка транспортная) - специальный вспомогательный узел. Применяется для кайлания альпинистских веревок длиной свыше 40м. Первоначальная укладка проводится петлями в 2–3 м. Полученную бухту перед вязкой складывают вдвое. Из двух свободных концов вяжутся заплечные лямки.

113. Марка транспортная (марка по-французски) - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревки длиной до 80 м. Это специальная маркировка для переноса веревки на спине. Из двух свободных концов вяжутся лямки.

114. Марка челночная - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревок длиннее 60м. Дополняется (контруется) прямым узлом.

115. Мельничный - наиболее распространенный узел для завязывания мешков. Туго затягивается и быстро развязывается путем выдергивания петли ходового конца.

116. Мешочный - в Английском флоте этот узел служил для завязывания и переноски парусиновых вещевых мешков (кис).

117. Многократная восьмерка - применяется в случаях, когда требуется временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его из работы.

118. Мотыль артиллеристский (французский шкотовый) - вспомогательный узел, образующий незатягивающуюся одинарную петлю. Предназначен для вязки на конце троса в любую проушину. Более удобен для указанного применения, нежели бурлацкая петля или травяная петля.

119. Мокрый полуштык - узел, рассчитанный для сильной тяги и быстрой отдачи. Легко сбрасывается, будучи сильно затянутым и намокшим.

120. Наузел - новый узел. Применим для связывания веревок одинакового диаметра. * 1996

121. Наутилус - незатягивающийся узел. При снятии нагрузки легко развязывается. Служит для надежного сращивания двух тросов одинакового диаметра. Значительно меньше ослабляет прочность веревки, нежели аналогичные узлы. * 1995

122. Обезьяний кулак - вспомогательный узел. На флоте применяется для изготовления легкости на выброске. Утяжеляя легкость деревянным шаром или резиновым мячиком, увеличивают дальность броска при подаче выброски и улучшают плавучесть самой легкости, что особенно важно при оказании помощи упавшему за борт.

123. Обмоточный - один из схватывающих узлов. В туристской практике применяется на основной веревке при подготовке переправы.

124. Огоп с восьмеркой - вспомогательный узел, образующий незатяжную петлю. Применяется на очень эластичном и скользком синтетическом тросе. Имеет два способа вязки.

125. Односторонняя девятка - вспомогательный узел для жесткого шнура и синтетической лески. Может быть нагружен только в одном направлении.* 1976

126. Олимпийский - узел, состоящий из пяти закрытых петель. Служит для временного укорачивания троса. Является старинным морским узлом времен чайных, опиумных и шерстяных клиперов. Английское название узла переводится весьма образно - "два сердца, бьющиеся как одно".

127. Охотничий (крест) - соединительный узел. Отлично держит на всех тросах и на тонких синтетических лесках. Может служить для соединения середины двух веревок одинакового диаметра под углом 90°. Количество рабочих концов - 4.

128. Пакетный - напоминает травяной узел. Рассчитан на быструю вязку. Прочен. Применяется для упаковки.

129. Паловый - удобный узел для закрепления фаллиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.

130. Палевый штык - популярный в парусном спорте узел. Применяется для крепления троса на пал.

131. Пенберти - разновидность узла Прусика. Применяется польскими и английскими альпинистами и спелеологами аналогично основному узлу.

132. Петельный (горизонт) - вспомогательный узел. Применяется в технике макраме.

133. Петлевой - узел, позволяющий создать ряд петель на шнуре. Используется рыболовами при ловле сразу на несколько крючков.

134. Петля горская (петля с блокадой) - узел образует незатягивающуюся, подвижную петлю.

135. Пикетный - морской узел. Используется для закрепления троса за круглую опору.

136. Пиратский - сбрасывающийся узел. Состоит из петель, которые при нагрузке на коренной конец зажимают и держат друг друга. Если потянуть за ходовой конец, конструкция лишается стопорной петли и сразу распадается.

137. Питонов (каменщиков, океанский) - узел применяют для связывания двух поперечных реек. Им можно воспользоваться для сооружения изгороди. Соединения будут прочнее, чем на гвоздях.

138. Плоский (узел Жозефины) - узел, отличающийся симметрией. Применяется для связывания канатов и торосов разного диаметра. Он завязан правильно, если соединяемые концы переплетаются друг с другом в строгой последовательности, иными словами, идут через один под один. Название пришло из французского языка. В старину им завязывали галстуки, кушаки, декоративные элементы военной формы. Теоретически завязывать его можно по-разному, существует большое количество вариантов, в этом его опасность. Практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа завязывается по принципу плоского узла и будет надежно держать. При отсутствии контрольных узлов плоский узел меняет свою форму под большой нагрузкой и трудно развязывается.

139. Плоский двойной - применяется для прочного соединения тонких тросов.

140. Поводковый бегущий - узел крепления поперечного поводка к рыболовной леске.

141. Поводковый змеиный - рыбацкий узел. Используется для надежного крепления поперечного поводка к рыболовной леске.

142. Поводковый простой - рыбацкий узел. Позволяет быстро менять поперечные поводки на рыболовной леске.

143. Пожарная лестница (шкентель с мусингами) - прием одновременной вязки большого количества простых узлов. Применяется для быстрого спуска с борта в шлюпку, для помощи человеку, упавшему за борт, а также в других аварийных ситуациях. Прием заключается в укладке на ладони левой руки 5 - 7 колышек. Пропустив ходовой конец через петли, медленным, без рывков вытягиванием ходового конца образуют цепочку простых узлов. Этот способ часто используют иллюзионисты.

144. Полуштык рыбацкий - популярный узел среди яхтсменов. Вяжется на круглой опоре (пал).

145. Польский - узел, применяемый для связывания тонких тросов.

146. Португальский беседочный - узел, которым при необходимости заменяют настоящую беседку.

147. Проводник (дубовая петля) - образует фиксированную петлю на конце веревки. В практике туризма используется для крепления троса при помощи карабина. Не рекомендуется применять на середине веревки из-за значительного ослабления в месте нахождения узла и большой трудности его развязывания после приложения нагрузки. Известно два способа вязки: петлей и одним концом. Узел снижает среднюю прочность при сухой веревке на 78,3 - 80,75%; при мокрой - на 75,9 - 78,35%; при мерзлой на - 52,2 - 57,3%. Опасные ошибки: очень слабо затянут; очень сильно затянут; очень длинный свободный конец.

148. Простая марка - способ предохранения конца троса от распускания.

149. Пятигорский беседочный (проводник двойной) - надежный узел, образующий две фиксированные петли. Применим для спуска пострадавшего, а также для вязки двойной петли самостраховки. *1997

150. Простой (обыкновенный) - элементарный, универсальный узел. В древности назывался "калач". Старорусское название сохранилось за выпечкой из теста свернутой в виде этого узла. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым или правым. Левый узел ("через руку") считался символом сытой жизни. Применяется в качестве страховочного на ходовых концах тросов. Туристы называют этот узел "штык" - от искаженного английского "стек". При затягивании на середине троса сильно ослабляет веревку и развязывается с большим трудом, поэтому пользоваться им на рабочих тросах не рекомендуется. Если затянутый узел удается развязать, то ослабленное место на веревке сохраняется. Узел снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 63%, тириленновой - на 55%; полипропиленовой - на 57%.

151. Прямой (геркулесов) - вспомогательный узел. Применяется для связывания тросов одинаковой толщины при небольшой тяге. Считается правильным, когда концы каждой веревки идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу. Имеет тенденцию к саморазвязыванию, когда веревка нагружена. Связывание двух веревок разного диаметра прямым узлом запрещается, так как тонкая веревка под нагрузкой рвет толстую. На обоих концах обязательны контрольные узлы. Отличается симметрией. Используется в технике плетения макраме. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки примерно на 63%; териленновой - на 55%.

152. Прусик (узел Прусика) - завязывается репшнуром диаметром 6 - 7 мм вокруг 9 - 14 мм основной веревки. По мере подъема или спуска передвигается рукой. В случае срыва прусик затягивается на страховочной веревке и предохраняет от падения. Срабатывает при нагрузках в любом направлении. Кроме страховки прусик может быть применен и непосредственно при подъеме по веревке. Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 46,9 - 26,55 (при сухой веревке - 69.1 - 73.5%; при мокрой - 67,3 - 70,4%; при мерзлой - 53,1 - 54,3%). Опасные ошибки: второй виток идет в обратном направлении по отношению к первому; концы витков вспомогательной веревки не выходят из середины узла; вяжется из веревки большего диаметра, чем диаметр опорной.

153. Пьяный - узел, образующий две затягивающиеся петли. Когда тянут за ходовой и коренной концы, петли затягиваются. При приложении нагрузки на петли, узел распускается.

154. Разбойничий - сбрасывающийся узел. Им привязывали повод лошади. Принцип такой же, как у злодейского и пиратского узлов.

155. Развязывающаяся восьмерка - хороший быстросбрасываемый узел.

156. Развязывающийся бегущий простой - распространенный узел. Обладает свойствами затягивающего и быстросбрасываемого узла. Именно этим узлом привязывают уздечку лошади к коновязи.

157. Развязывающийся простой - простейший стопорный узел, который можно быстро отдать даже при натянутом тросе.

158. Развязывающийся Вебера (развязывающийся шкотовый, развязывающийся ткацкий) - производный от шкотового узла. Свое имя получил в 1794 году. Легко сбрасывается под нагрузкой.

159. Разносторонний - производный от узла булинь. Ходовые концы направлены в разные стороны. Служит для связывания двух веревок одинакового диаметра.

160. Рифовый - усложненная разновидность прямого узла. Легко сбрасываемый узел. Применяется для связывания тросов одинакового диаметра при небольшой тяге. При необходимости закрепление веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется и развязывается под значительной нагрузкой, надежно держит на сухих и не обледенелых веревках. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 46, 5 - 20,5% (при сухой веревке - 74,8 - 79,5%; при мокрой - 72,9 - 77,8%; при мерзлой - 53,5 - 57,2%). Опасные ошибки: концы соединены не в направлении длинных веревок, отдельные петли некачественно завязаны.

161. Рифовый двойной - усложненная разновидность рифового узла. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 45,0 - 20,0% (при сухой веревке - 76,0 - 80,0%; при мокрой - 70,4 - 79,6%; при мерзлой - 55,0 - 58,1%).

162. Роликовый - сочетание простого узла и многократной восьмерки. Узел применяется для привязывания поводка на леске.

163. Рыбацкая петля (английская петля, рыбацкий огон) - узел, применяемый рыболовами. Моряками используется вместо фабричного огона. При затягивании узлы нужно обязательно сблизить.

164. Рындбулинь - способ плетения в четыре стредни (кресты накладывают, чередуя левое и правое направления переплетений).

165. Самозатягивающийся - простейшая форма удавки из простого узла. Применять его нужно с большой осторожностью. Держит лишь тогда, когда завязывается вокруг бревна, и к коренному концу приложено постоянное усилие. Этим узлом подвешивают в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Выдернув вниз из-под зажима ходовой конец троса и потравив, подвешенный мешок можно плавно опустить.

166. Самозатягивающийся с полуштыком - редко применяемый самозатягивающийся узел. Более надежен, нежели предыдущий.

167. Сваечный (свайный) - крепежный узел. Используется, когда необходимо передать инструмент, имеющий рукоять, работающим наверху или внизу от подающего. Этим узлом крепят временное веревочное ограждение к столбам или кольям. Применяется в макраме.

168. Свастичный - декоративный узел.

169. Сезневочные штыки (сезенъ) - морской узел. Применяется для найтовки убранных парусов на баке к реленгам, на гафеле и гике. Такими же узлами паруса через люверсы на шкаторинах надежно пришнуровываются к рангоуту.

170. Силковый - затягивающаяся петля. Узел считается одним из наиболее плавно и легко затягивающихся. Силки, сделанные из конского волоса или самой тонкой нейлоновой лески с помощью такого узла, действуют безотказно.

171. Скаутский (Баден-Повеяла) - вспомогательный узел, применяется для связывания четырех шестов при сооружении шалаша или вигвама.

172. Скользящая восьмерка - сильно затягивающаяся петля. Плавно и равномерно затягивается при тяге за коренной конец.

173. Скользящая глухая петля - применяется для завязывания тюков, свертков и других упаковок.

174. Скорняжный - узел, рассчитанный для больших нагрузок. Служит для связывания синтетических тросов и лесок. Крепко затягивается, но без особого труда развязывается.

175. Совершенная петля (петля удильщика) - узел, образующий неподвижную петлю на конце троса. Не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Известен с 1870 года.

176. Сонный - узел может служить для связывания двух тросов одинакового диаметра. После снятия даже очень большой нагрузки легко развязывается.* 1996

177. Союзный - сочетание двух "вечных узлов" ("узлов счастья"). Почитался как символ супружества. Известен с III тысячелетия до н.э.

178. Стебельный - вспомогательный узел. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Надежен и легко развязывается. Разновидность травяного узла. * 1997

179. Стелинговый - морской узел. Применяется для крепления доски в качестве подвесной лавки или временной скамейки.

180. Стивидорный - стопорный узел значительного размера. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу. Узел получил известность благодаря руководству по вязке узлов выпущенному в XIX веке американской канатной фирмой "Стинидор роупс".

181. Стопорный - применяется для крепления одной веревки к другой, находящейся под нагрузкой, для переноса нагрузки на другое крепежное устройство. Предпочтительнее задвижного штыка. Быстрее и легче развязывается. При работе с веревкой под нагрузкой скорость часто играет решающую роль для удачи всей операции.

182. Стопорный Гондобина - узел с равным количеством петель и шлагов. Усложненная разновидность простого узла. Три петли и три шлага увеличивают размер по сравнению с одной петлей и одним шлагом, что позволяет надежно фиксировать веревку в довольно широких отверстиях.

183. Стопорный подвижный - последовательное сочетание двух узлов. Служит для подвязывания тонкого линя к вантам и другим натянутым тросам.

184. Ступенчатый - узел, напоминающий затягивающуюся удавку. Наиболее надежно крепит леску к кованному рыболовному крючку без ушка.

185. Стратим - вспомогательный симметричный узел. Вяжется в качестве центральной опоры (мусинга) на коротких отрезках веревки. * 1997.

186. Стремя - универсальный вспомогательный узел в сочетании с различной опорой. Его применяют как опору для стопы при подъеме по основной веревке с помощью самохватов или схватывающих узлов, завязываемых из репшнура. Под большой нагрузкой схватывает, но не затягивается. От выбленочного узла отличается только приемом вязки. Узел снижает среднюю прочность веревки до 40%. Опасные ошибки: излишне много витков веревки; неправильно сложены две петли.

187. Сумер - надежный узел для соединения двух тросов одинакового диаметра. Незначительно ослабляет прочность веревок.* 1997

188. Смертельный - неправильная вязка ткацкого (рыбацкого) узла. Создает видимость узлового соединения двух веревок.

189. Схватывающий - альпинистский узел. Легко перемещается по основной веревке, при легкой оттяжке "замка". Нагруженный на оба конца надежно зажимает (схватывает) основную веревку. Рабочий узел вяжется обязательно веревкой меньшего диаметра (репшнур) на веревке почти вдвое большего (основная). Коренной конец всегда должен быть по отношению к узлу со стороны приложения нагрузки. Опасные ошибки: те же, что и для узла Прусика.

190. Схватывающий косой австрийский - узел имеет схватывающие свойства. Вяжется обязательно веревкой меньшего диаметра на веревке почти вдвое большего. Первое описание относится к 1840 году.

191. Тарбука - узел, разработанный западными туристами для случаев переноса по частям тяжелых грузов.

192. Тещин - разновидность бабьего узла. В качестве рабочего узла к применению строжайше запрещен. Под нагрузкой не держит. Применять его ни в коем случае не следует, ни при каких обстоятельствах.

193. Тещер - усложненная конструкция тещиного узла. Может служить для сращивания тросов одинакового диаметра. Обязательно требует предварительной затяжки.*1996

194. Ткацкий (рыбацкий, лессовый, английский) - узел, известный с античного времени. Применяется для сращивания веревок одного диаметра при небольшой тяге. Контрольные узлы с обеих сторон обязательны. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 46,9 - 23,0% (при сухой веревке - 73,4 - 77,0%; при мокрой - 70,4 - 74,%; при мерзлой - 53,1 - 54,1%). Опасные ошибки: концы соединены не в направлении длинных веревок; отдельные петли некачественно завязаны.

195. Томаса (глупого Томаса) - ложный узел, которым скрепить что-либо невозможно.

196. Топовый (незатягивающееся стремя) - узел, применяющийся в качестве стремени при подъеме на схватывающих узлах. Лишен недостатка выбленочного узла (самораспускание при временном снятии нагрузки). Легко вяжется, а затем плотно обтягивается на ноге.

197. Топовый тройной - вспомогательный схватывающий узел, образующий три петли. Вяжется на конце шеста или бревна, приготовленного для вертикальной установки в качестве мачты или флагштока. Растяжки привязывают к петлям узла, а четвертой служит коренной конец, к которому накоротке вяжется ходовой,

198. Топовый четырехпетельный - вспомогательный узел, образующий четыре петли. Вяжется на конце шеста или бревна, приготовленного для вертикальной установки в качестве мачты или флаштока на четырех растяжках. Все четыре растяжки привязывают к петлям узла. *1997

199. Торцовый - вспомогательный узел. Вяжется на средине троса. Применим для подъема грузов. * 1998

200. Травяной - вспомогательный узел. Применяется для связывания плоских строп или ремней. Надежен и легко развязывается. Имеет два способа вязки.

201. Травяная петля - разновидность незатягивающейся одинарной петли. Так же, как бурлацкая и ездовая петля, рассчитана на тягу в любом направлении. Может быть завязана в середине троса.

202. Трансформатор - вспомогательный узел. Может принимать три различных формы. Трансформируется в зависимости от того, за какие концы рывком затянуть уже сформированный узел.

203. Трап (штормтрап) - способ вязки короткой подвесной лестницы. Трап длиной 2 м вяжется из 12 м троса диаметром 12–14 мм.

208. Тунцовый - лучший среди всех рыболовных узлов, предназначенных для синтетической лески.

209. Турецкий - декоративный узел. Часто вяжется двойной веревкой. Основа турецкой оплетки.

210. Удавка (Циммермана) - используется для крепления троса за опоры, главным образом деревья или бревна. Надежен, если постоянно натянута веревка (растяжки, переправы). При переменном характере нагрузки обязательны страховочные узлы или принайтовка. Отличается точностью фиксации. Применяется в оптике, когда надо привязать нить к строго определенному месту. Узел снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 45%; териленновой - на 35%; полипропиленовой - на 43%.

211. Удавка затягивающаяся (висельный, Джека Кеча) - морской узел, схожий с эшафотным. Получил печальную известность в связи с именем английского палача, умершего в 1680 году. Используется при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или за битенг. Этот узел имеет преимущество перед удавкой с полуштыком: ходовой конец не может выскользнуть из петли. На парусниках применялся для крепежа коренных концов марс-шкотов и марс-гитовах, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Число оборотов ходового конца варьирует от 7 до 13.

212. Удавка с полуштыками (лесной, бревенчатый) - проверенный многовековым опытом узел. Служит для безопасного подъема бревен и ронгаутного дерева. Вяжется всегда немного в сторону от середины бревна (трубы). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Полуштыки укладываются обязательно по ходу спуска троса.

213. УИАА (Баумгартнера) - узел, официально утвержденный в 1971 году решением Интернационального союза альпинистов. Применяется для динамической страховки через альпинистский карабин. Используется только на мягкой, эластичной веревке. При закладке в карабин витков троса строго учитывается направление возможного рывка.

214. Устричный - стопорный узел значительного размера. Особенность вязки - два приема: затяжка бегущего простого узла, вторая затяжка после пропуска ходового конца в петлю. Если узел затянуть в один прием, то он формируется неправильно. Благодаря своей симметрии используется для крепления струн музыкальных инструментов.

215. Ушковый - рыбацкий универсальный узел для лесок. Прочность соединения снижает на 96%.

216. Ушковый обратный - рыбацкий узел, усложненный способ крепления лески к ушку снасти.

217. Ушковый пропускной - рыбацкий узел. Применяется для крепления крупных крючков. Прочность соединения снижает на 85%.

218. Ушковый с оборотом - рыбацкий узел для крепления лески к ушку снасти. Прочность соединения снижает на 96%.

219. Фаловый - считается надежным узлом для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

220. Фламандский (встречная восьмерка) - применяется для сращивания веревок одного диаметра. Очень надежен, поэтому не требует страховочного узла. Просто завязывается и развязывается. Имеет два способа исполнения.

221. Фургонный - узел, основным элементом вязки напоминающий беседочный узел. Применяется в тех случаях, когда требуется с выигрышем в два раза в силе натянуть трос.

222. Францисканский - узел утяжеления конца троса. Популярен в парусном спорте при заброске швартовых. В прошлом монахи францисканцы завязывали эти узлы на концах поясных веревок.

223. Французский блокер (удавка французская) - альпинистский узел. Применяется в качестве надежной самостраховки на вертикальной опоре.

224. Французский топовый - морской узел. Образует на мачте судна две петли и два конца для крепления трех снастей стоячего такелажа.

228. Чешский - новый узел. Служит для соединения трех веревок одинакового диаметра.

229. Четырехпетельный - симметричный декоративный узел.

230. Шарнирный - вспомогательный узел. Может применяться для связывания веревок, как разных, так и одинаковых по диаметру.

231. Шахтерский - простой, надежный узел. Хорошо держит при постоянной нагрузке. Используется для крепления веревки к круглой опоре.

232. Швейцарский проводник (восьмерка двойная, фламандская петля) - образует петлю на конце веревки. Используется для крепления с помощью альпинистского карабина. Лишен недостатков узла с названием "проводник". Кроме легкого завязывания обладает повышенной прочностью (примерно на 10%), по сравнению со многими другими узлами. Применяется два способа вязки - петлей и одним концом.

233. Шкотовый - узел, встречающийся еще на древнеегипетских рисунках. Предназначен для связывания тросов или веревок разной толщины при небольшой тяге. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 47%, териленновой - на 51%, полипропиленовой - на 59%.

234. Шлаг с петлей (шлюпочный) - вспомогательный, простейший узел. Легко развязывается после снятия нагрузки. Используется в качестве временного крепления веревки к предметам при весьма умеренных нагрузках.

235. Шпульковый - узел для крепления ниток к шпульке и лесок к турели.

236. Штык двойной прямой (штык перехлестнутый рыбацкий) - узел для натягивания троса. Используется при необходимости обеспечить диагональное или горизонтальное перемещение человека или груза по туго натянутым перилам. Применяется для наведения растяжек.

237. Штык перевернутый - вспомогательный узел. Служит для подвязывания веревки к предмету. Ходовой конец после второй колышки идет в противоположную сторону и, как следствие, узел растягивается.

238. Штык простой - вспомогательный узел. Под нагрузкой сильно ослабляет веревку и развязывается с большим трудом. Если затянутый узел удается развязать, то ослабленное место на веревке сохраняется. Пользоваться им на рабочих веревках не рекомендуется. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 63%; тириленновой - на 55%; полипропиленовой - на 57%.

239. Штык задвижной (мачтовый штык) - надежный узел под постоянной нагрузкой. Используется для крепления веревки за опоры, главным образом деревья или бревна. При переменном характере нагрузки обязательно дополняется страховочньм узлом.

240. Штык со шлагом - разновидность простого штыка. Применяется для крепления веревки, главным образом за деревья или бревна. Надежен при постоянной нагрузке (растяжки, переправы). При переменном характере нагрузки на веревку обязательны страховочные узлы или принайтовка. В качестве рабочего узла используется крайне редко.

241. Штык обратный - вспомогательный узел. Применяется при швартовке судов, а так же для крепления троса к предметам, когда конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Находит применение для вязки троса к буксирному крюку некоторых марок автомобилей.

242. Штык мачтовый - комбинация двух узлов. Чтобы узел не получился затягивающимся, выбленку до конца не обтягивают.

246. Флажный - вспомогательный сбрасывающийся узел. Свернутый и связанный фалом сигнальный флаг поднимают и в нужный момент распускают и крепят. Таким способом никогда не поднимают флаги солидарности и морского этикета.

247. Фриволите (рымный) - исключительно вспомогательный опорный узел. Надежен под натяжением. Коренной конец всегда должен быть по отношению к узлу со стороны приложения нагрузки. Применяется на флоте, в технике плетения макраме. Название получил от старинного рукоделия - фривролите или челночного кружева.

248. Эскимосская петля - узел, образующий незатягивающуюся петлю. Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Размер петли можно изменять после того, как узел уже завязан.

249. Эшафотный (узел Линча) - вспомогательный узел, образующий затягивающуюся петлю.

250. Эшли (узел Ашлея, стягивающий) - вспомогательный узел. Не раздается после того, как его затянули, держит надежно без дополнительного обтягивания. Применяется для завязывания мешков, парусных сумок (кис), для накладывания марки или сезневки на скорую руку.

251. Южный крест (морской крест) - узел, образующий три петли и два конца вокруг круглой опоры. Применялся в старину для тех же целей, что и топовый. Моряки почитают этот узел в качестве талисмана.

252. Юферсный - морской узел. Используется для закрепления в узких отверстиях. Применяется при аварийных ситуациях. Фиксируется в трещинах или расселинах скал при спуске с отвесов. Вяжется в качестве страховочного на конце веревки. Достаточно надежен и легко развязывается. В парусном флоте этот узел вязали на конце талрепа, чтобы закрепить последний в отверстии юферса.

253. Ямполь - узел, образующий фиксированные петли как в середине, так и на конце троса. Повторяющимся приемом вязки можно получить от одной до четырех и более равноценных петель, при этом сохраняется единство узловой конструкции. * 1998

К атегория:

Строповка грузов

Типы узлов и их применение


При выполнении ремонтных и монтажных работ металлургического оборудования, а также при выполнении разовых подъемов и перемещений отдельных грузов изготовление специальных сложных приспособлений дорого, трудоемко и занимает значительное время.

При выполнении таких работ стропальщик, как правило, пользуется отрезками канатов или универсальными стропами, применяя для строповки груза различные узлы и петли.



Прямой узел употребляют при подъеме груза и для связывания концов строповых канатов одинаковой толщины. Для его увязки концы канатов обносят один вокруг другого, загибают в обратных направлениях и снова обносят тем же способом. Следует обращать внимание на правильность вязки узла: у правильно завязанного узла ходовой и коренной концы каждого каната должны находиться на одной стороне. Часто встречающейся ошибкой при вязке этого узла является неправильное направление второго обноса ходовых концов, в результате чего ходовые и коренные концы располагаются по разные стороны петель. Необходимо иметь в виду, что прямой узел при большом натяжении сильно затягивается и развязать его очень трудно. Для предохранения каната от резких перегибов и для удобства развязывания между петлями узла закладывают обрезок трубы или деревянный брусок. Нагруженные концы канатов при натяжении должны находиться на одной прямой, чтобы узел сращенных стальных канатов под нагрузкой самопроизвольно не развязывался, свободные концы крепят к коренным зажимам или привязывают проволокой:

Рифовый узел является разновидностью прямого. Он предназначен для вязки пеньковых канатов, веревок и шнуров, когда требуется быстрое его развязывание. При подъеме тяжелых грузов этот узел не применяют. Такой узел завязывают так же, как и прямой, но при этом один из свободных кондов каната вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое, что позволяет выдергиванием одного конца быстро развязать узел. При вязке рифового узла следует обращать внимание на правильное положение концов в петлях.

Рис. 1. Узлы обвязки грузов: а - прямой; б - рифовый; в - простой штыковый; г-штыковый с двумя шлангами; д - штыковый с обносом; е - штыковый с двумя шлагами и обносом; ж-морской (незатягивающаяся петля); з - плотничий узел (удавка); и - мертвая петля; к - плоский узел; л - укорачивающие петли для уменьшения длины стропов; (/-IV-последовательность позиций вязки узла)

Штыковый узел применяют при вязке стальных канатов, для привязывания растительных и стальных канатов к различным предметам, грузам, имеющим рымы, обухи, цапфы, стойки и др., когда не может быть применен прямой узел. Свободный конец каната крепят к коренному зажимами или проволокой. Простой штык вяжут следующим образом; ходовой конец, заведенный за рым или обведенный вокруг стойки, обносят вокруг коренной части каната и пропускают в образовавшуюся петлю. При этом образуется полуштык. Такую операцию повторяют 1-2 раза, а ходовой конец прочно прикрепляют к коренному мягкой проволокой. Штык с двумя шлагами применяют для крепления стальных канатов к другим предметам и в случаях, когда канат подвергается сильному натяжению. При завязывании узла свободный ходовой конец обносят вокруг предмета два раза и далее вяжут как простой штык, с креплением свободного конца к коренному. Штык с обносом используют в тех же случаях, что и штык с двумя шлагами. Однако для привязывания стальных канатов использовать его не следует из-за сильного излома в обносной петле.

Морской узел употребляют для образования временных незатягивающихся петель при подъеме, подвешивании на крюк, подтаскивания грузов, при закреплении канатов к деталям большого размера. Узел хорошо держит груз, легко и просто развязывается, свободный конец не требует специального крепления.

Плотничий узел - удавку - используют для вязки концов пеньковых канатов при подъеме легких грузов. Он крепко затягивается, хорошо держит, удобен при подъеме гладких предметов. Для его завязывания конец каната обносят вокруг предмета, огибают коренную часть (!) и, несколько раз оборачивая вокруг наложенного на предмет шлака, образуют узел (III ).

Для увеличения прочности узла его можно дополнить отдельным шлаком (IV). В этом случае узел именуют удавкой со шлагом.

Мертвую петлю используют при строповке различных тяжелых и легких грузов, малогабаритных и громоздких конструкций универсальными и облегченными стропами для подъема и перемещения. Мертвая петля крепко зажимает предмет, легко его поднимает, легко развязывается. Для подвешивания каната к крюку крана такую петлю не применяют, так как возможно ее самопроизвольное отцепление. При применении мертвой петли для строповки груза на одном конце каната петли его надо укладывать вплотную, оставляя свободный конец длиной не менее 20 диаметров каната.

Плоский узел служит для связывания канатов различной толщины (при соотношении диаметров 1:2), а также для связывания стальных канатов, так как в этом случае канат подвергается меньшим пережатиям’ и изломам, чем при других узлах. Завязывать этот узел удобнее, разложив концы канатов на ровной поверхности. Конец более толстого троса укладывают в виде петли, а более тонкого - подкладывают под петлю и последовательно проводят сверху коренного конца под ходовой конец толстого каната. Затем тонкий канат проводят сверху петли толстого каната, но под своей коренной частью. После этого ходовые концы канатов завязывают полуштыками (петлями вокруг коренных частей) и закрепляют тонкими линем или мягкой проволокой в случае стальных канатов.

Узел для уменьшения длины стропа. Вяжут узел следующим образом. Укорачиваемый строп укладывают на ровной поверхности и делают две петли (I), затем одну петлю обносят вокруг другой (II) и обе петли накладывают на крюк (III ). После этого строп оказывается укороченным на длину одной петли (IV). Узел развязывается сам после снятия петель с крюка.

Гачные узлы служат для присоединения свободного конца каната к крюку. Ходовой конец обводят вокруг спинки крюка, закладывают в зев и накрывают коренной частью каната (рис. 2, а). Оба конца каната скрепляют под крюком мягкой проволокой. Для лучшего удержания каната при вязке узла ходовой конец обносят вокруг спинки крюка дважды (рис. 2, б), а также заводят в зев крюка и накрывают коренной частью каната. Узел, завязанный таким образом, именуют гачным узлом со шлагом. После завязывания узлов обоими способами обязательно следует проверить положение коренной части каната, которая должна прижимать ходовой конец к крюку в его зеве.

Рис. 2. Гачные (крюковые) узлы: а - простой; б - крюковый с нахлесткой; в -- без петель с нахлесткой; г - без петель: д - двойной; е - без петель с простой накладкой на двурогий крюк; ж - то же, с перекрестной накладкой; з - без петель с перекрестной накладкой за веретено двурогого крюка; и-то же, с простой накладкой; к - без петель перекрестной накладкой с нахлесткой на двурогий крюк; л - без петель накладка ценных стропов на двурогий крюк (/ - до; // - после затяжки)

Крановые гачные узлы употребляют при надевании стропов на двурогие крюки кранов. Существует три способа завязывания узла. Во всех случаях стропы следует выравнивать при малых напряжениях. При простой накладке стропов на рога крюков (рис. 2, в-е) стропы под крюком для укорачивания и повышения безопасности проведения работ схватываются стопоркой, изготовленной из стального каната сплесниванием в форме кольца. Длина стопорки должна быть такой, чтобы при натянутых стропах она удерживала их и в то же время не могла быть оборвана при натяжении стропов. При перекрестной накладке (рис. 2, ж) стропы ложатся на противоположные рога крюка, при этом один из стропов прижимает другой.

Накладка на два рога крюка (рис. 2, з) наиболее надежна. Ее применяют в том случае, если возможно раскачивание груза. Стропы при этом заводят так, чтобы каждый из них охватывал веретено крюка и лежал на его обоих рогах При заводке стропы схватываются под крюком стопоркой.

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки. С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов. От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

В настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

  • «knot»;
  • «hitch»;
  • «bend».

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Булинь

Королем, среди узлов, называют . Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит , носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления . Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел - это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель . Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность - рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки .