Самые ужасные памятники на могилах. Необычные кладбища

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:

Нередко случается так, что родные и близкие покойного хотят увековечить память о нём каким-либо нетривиальным образом, стремясь как можно лучше подчеркнуть то, как много сделал он для них при жизни, и каким был замечательным человеком с многими талантами, отчего его уход из жизни переживается особенно остро. Впрочем, смерть родного, любимого и очень близкого человека всегда причиняет очень острую и мучительную боль независимо от того, кем он был. Это самая тяжелая потеря.

Тем не менее, иногда люди задумываются о том, что стандартный надгробный памятник не сможет выразить всю горечь их утраты и величину скорби, а вместе с тем не сможет воздать должное жизни покойного. Поэтому нам вполне понятно их желание оформить могилу покойного таким образом, чтобы это максимально соответствовало его прижизненным достижениям и деяниям. В таких случаях мы предлагаем семье покойного сложные, . У нас всегда имеются в наличие как уже готовые архитектурные решения особо красивых надгробных памятников , так все возможности для того, чтобы срочно изготовить необычные надгробные памятники .

Главная особенность таких надгробных памятников заключается в том, что их принято изготавливать из дорогих пород гранита и мрамора, имеющих уникальную расцветку. Естественно, что и работают над созданием таких памятников самые лучшие мастера, вкладывая в их создание всю свою душу, а не только талант и мастерство. Характерной чертой необычных надгробных памятников является, как их уникальная форма, так и то, что для создания таких ритуальных архитектурных комплексов используется камень нескольких цветов, а иногда и нескольких пород.

Помимо уникальных глыб камня, из которых создаются необычные красивые памятники на могилу , их также часто украшают литым металлическим декором, покрывают поверхность причудливой резьбой по камню, методом лазерной гравировки наносят красивые изображения, изречения, эпитафии и религиозную символику. Также необычные надгробия украшают скульптурными изображениями - барельефами, горельефами и объемной скульптурой на религиозные темы, а также на темы, олицетворяющие прижизненные деяния и достижения усопшего человека.

Наша компания «Центр изготовления памятников на Проспекте Мира» имеет огромный опыт по части изготовления эксклюзивных и необычных красивых памятников на могилу , которые наилучшим образом воплотят в жизнь все Ваши пожелания, направленные на увековечивание памяти покойного.

Полковник Джей ван Горкум(J.W.C van Gorcum), умерший в 1880 году, похоронен на протестантской части. А его жена, леди ван Эфферден(J.C.P.H van Aefferden) — на католической. Они поженились в 1842 году, когда ей было 22, а ему — 33.

Его жена, принадлежавшая к благородной семье, не пожелала лежать в фамильной гробнице, вместо этого она хотела быть ближе к мужу и попросила, чтобы ее похоронили как можно ближе к нему.

Ее желание было исполнено, и возлюбленные до сих пор держатся за руки.

Аргентинское кладбище Реколета — известное кладбище, расположенное в одноимённом районе Буэнос-Айреса — стало последним убежищем Евы Дюарты де Перон(Эвиты Перон) и не только. Здесь похоронены множество военных лидеров, президентов, ученых и поэтов.

Давид Аллено был итальянским иммигрантом и работал смотрителем кладбища 29 лет. Давид также мечтал, чтобы его тело лежало на этом кладбище. Он скопил деньги, чтобы купить себе место, и построил собственный надгробный камень. Он даже вернулся на родину, чтобы найти там художника-камнереза, кто воплотил бы его задумку в жизнь. Смотритель желал, чтобы резчик изобразил его с ключами, метлой и ведром с водой. Слухи твердят, будто бы Давид вложил собственную жизнь в эту работу, и, едва надгробный камень был завершен, он умер.

Другие возражают на это, что Давид умер только много лет спустя.

Бюст этой строгой женщины тоже расположен на кладбище Реколета. Каменная статуя мужчины, сидящего спиной к спине с дамой, — это никто иной, как ее муж. В отличие от очаровательной пары католички и протестанта, эти супруги не держатся за руки и даже не смотрят на друга.

Муж умер первым, спустя несколько лет скончалась и супруга. Они прожили вместе 30 лет. Не сказав друг другу ни слова.


Фернанд Арбело(Fernand Arbelot) был музыкантом и актером. Он умер в 1990 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез, а перед смертью он желал только одного — вечно смотреть в лицо своей жены.

Мальчик, который большую часть своей юной жизни провел в инвалидном кресле, после смерти смог разрушить эти границы и взлететь — теперь он свободен.


Парижское кладбище Пер-Лашез по праву может считаться одним из самых посещаемых кладбищ в мире, где многие из памятников — настоящие произведения искусства. Но, наверное, самый драматичный из всех принадлежит писателю, о котором большинство людей даже не слышали.

Жорж Роденбах(Georges Rodenbach) — бельгийский писатель XIX века, автор символической повести« Мёртвый Брюгге»(Bruges-la-Morte). Главный герой произведения — Юг Виан, вдовец, безутешно оплакивающий свою рано ушедшую жену.




Кладбище в селе Сэпынца жудеца Марамуреш, Румыния, известно своей жизнерадостной атмосферой. Наверняка те, кто просил похоронить их на этом кладбище, обладали неслабым чувством юмора.

Могилы отражают хобби людей при жизни. Одни были пастухами, другие — солдатами, а третьи любили вечеринки и поэзию. Некоторые надгробные камни повествуют историю смерти похороненных: кого-то убили воры, другие разбились в автомобильной аварии…

Идеальное чувство юмора


Джек Крауэлл(Jack Crowell) — владелец последней фабрики по производству деревянных прищепок в США. Он всегда хотел, чтобы на его могиле могли играть дети.


Когда Рэй Тсе Мл. умер в возрасте 15 лет, его старший брат, преуспевающий бизнесмен, решил сделать братишке, который всегда мечтал водить машину, посмертный подарок. Каменный автомобиль стоил $250 тысяч, но, быть может, сейчас Рэю хорошо за рулем собственного Mercedes Benz. Могила находится на Линденском кладбище в Нью-Джерси.


Наверное, второе по популярности французское кладбище Монпарнас, стало пристанищем изобретателя Шарля Пижона, который приподнимается на постели, где он лежал с женой, и оглядывается в поисках ангела.

Пойти на городское кладбище, чтобы поглядеть на необычные надгробия – это, пожалуй, последнее, что придет на ум. Однако, знакомство с ними может поведать многое о культуре народа и отдельных жителях страны, а также подарить незабываемые впечатления, причем не только жуткие, но и положительные.

Так на одних кладбищах можно найти настоящие шедевры, достойные стать музейными экспонатами. Другие интересны своей исторической ценностью. Если отбросить все суеверия и страхи, то можно открыть для себя что-то новое и расширить кругозор.

Самые необычные кладбища мира

Церковь Мертвых

В Урбании (Италия) расположена Церковь Мертвых, которая славится коллекцией из 18 мумий, относящихся к Средневековью и эпохе Возрождения. Когда-то церковь выполняла роль кладбища, но потом Наполеон приказал перехоронить тела за пределами города. Во время переезда было выявлено, что останки сами собой превратились в мумий.

Поначалу произошедшее приняли за чудо, но позже специалисты установили, что секрет такой естественной мумификации кроется в особой разновидности плесени, растущей в тех краях. Она высушила тела, вобрав из тканей влагу.

Выставленные за алтарем церкви «экспонаты» имеют каждый свою историю, например, там есть женщина, умершая при родах, а еще настоятель братства. Туристы с удовольствием приходят посмотреть на леденящее кровь зрелище. Что интересно – для жителей Урбании выставлять останки людей на всеобщее обозрение не считается чем-то аморальным. Наоборот – это почетно. Такой чести удостаивают только выдающихся личностей.

Обнаруженное в 1920-х годах перуанское кладбище Чаучилла относится примерно к I-II веку н.э., а значит некоторым останкам около 2000 лет. Вероятно, они принадлежат цивилизации Наска (те, которые создали на песке загадочные геоглифы).

Чаучилла включает тысячи захоронений, однако останки не закопаны, а уложены в сидячем положении в открытых гробницах, стены которых были выложены кирпичами. Еще удивляет «выражение лица» скелетов – они улыбаются. Улыбка иногда выглядит приветливо, а порой – жутко. Появляется ощущение, будто они ждут кого-то, приглашают присоединиться.

Тела Чаучиллы можно назвать «мечтой ученого». Они хорошо сохранились из-за сухого пустынного климата, а также благодаря особой технике погребения: умерших одевали в хлопковую одежду, затем поливали смолой.

Находка позволила больше узнать о народности Наска, но сохранность этого культурного наследия находится под угрозой. Погребальные сооружения частично разграбили и продолжают грабить «черные копатели». Их интересуют драгоценности и древние артефакты, которые хоронили с умершими.

Эта портальная гробница расположена в местности Буррен (Ирландия). Предположительное время ее создания – 4000-3000 гг. до н.э.

Дольмен Пулнаброн представляет собой такое себе надгробие из 2-х огромных каменных плит по 2 м, поверх которых лежит третья. Получается большущий каменный стол. В ходе реставраций под дольменом были найдены скелеты более 20-ти человек, включая новорожденного ребенка. Также в землю были закопаны разные вещи: оружие, посуда, предметы быта.

Висячие гробы – это скорее обычай, чем конкретный участок погребения. Он распространен в нескольких регионах: Китае, Индонезии и Филиппинах. Вместо того, чтобы закапывать гробы в землю, их подвешивают на скалах, высоко над землей.

Первоначально это делали, чтобы защитить тела от животных, но со временем подвешивание гробов стало традицией.

Ла Реколета

По этому некрополю в Буэнос-Айресе можно ходить часами, рассматривая тамошние сооружения. На кладбище Ла Реколета не обычные памятники, а большие мавзолеи, похожие на дома. Создается впечатление, что гуляешь по маленькому городу. Каждый из 6000 мавзолеев имеет индивидуальный стиль, подчас они напоминают готические капеллы или греческие храмы.

На Ла Риколета хоронили людей из высшего света – президентов, политиков, писателей, артистов, именитых врачей. Поэтому постройки выглядят так помпезно.

Мемориал Нептуна

Мемориал Нептуна был открыт в 2007 г. в заливе Бискейн, штат Флорида. Это первый подводный мавзолей, ставший местом упокоения тысячи умерших. Идея весьма оригинальная: на дне океана из смеси цемента и праха кремированных людей вылепили целый город с дорогами, скульптурами, скамейками. Напоминает Атлантиду.

Но это не просто строение, а искусственный риф. Таким образом чья-то смерть подарит новую жизнь. Кроме того, экономится площадь на суше.

На дорогах подводных улиц установлены мемориальные таблицы с именами покойников, захороненных там. Площадь рифа составляет 65 000 м 2 , но его продолжают расширять.

Получить место на кладбище Нептуна можно ни много ни мало за 7000 долл. Правда родственникам придется погружаться с аквалангом, чтобы посетить могилу близких.

Необычные кладбища и надгробия в России

Город мертвых

Часто называемая Городом мертвых, деревня Даргавс (Северная Осетия – Алания) считается одним из самых загадочных мест России. Этот древний некрополь, спрятанный в горах Кавказа, с первого взгляда похож на руины средневековой деревни. Склепы с останками покойников выглядят как белые домики с крышами. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это на самом деле.

По официальной версии жители долины хоронили там близких. У каждой семьи был отдельный склеп. Чем больше человек там похоронено, тем он выше. Некоторые источники утверждают, что старейшие склепы относятся к XVI веку, якобы в то время в соседних территориях буйствовала чума, и деревня стала местом захоронения погибших больных.

Интересный факт: недавно в Даргавсе планировались съемки нового фильма ужасов, но жители Республики восприняли эту новость негативно, так как для них некрополь священный. В результате съемку перенесли.

Это старый некрополь Москвы, содержащий большое количество надгробий, которые можно назвать произведениями искусства. В большинстве случаев они являются творениями выдающихся художников, архитекторов и других мастеров. Ваганьковское кладбище было основано в 1771 г. Поначалу оно служило для погребения больных, погибших от чумы, затем там хоронили бедняков.

Знаменитости появились здесь только в XIX веке. Сейчас на территории Ваганьковского некрополя можно найти захоронения знаменитых российских деятелей: Владимира Высоцкого, Александра Абдулова, Владимира Ворошилова, Булата Окуджавы, Олега Даля, Сергея Есенина. Чтобы посмотреть самые интересные места, можно заказать экскурсию у здешних гидов.

Особенно выделяется на Ваганьковском кладбище могила знаменитой преступницы Соньки «Золотой ручки». Считается, что она приносит удачу и материальную прибыль. Поэтому к ней приходят «паломники» (в основном – представители криминального мира, хотя есть и обычные люди). Свои просьбы они записывают на бумаге и оставляют возле Соньки. У статуи, между прочим, отсутствуют руки и голова. Говорят, ее отломал какой-то пьяный мужик, пытавшийся залезть, поцеловать своего кумира.

А вот к могиле Высоцкого приходят за вдохновением. Кое-кто даже утверждает, что поэт каким-то мистическим образом помогает им сочинять тексты песен, стихи. Его памятник тоже заслуживает внимания: скульптор изваял из бронзы Высоцкого, завернутого в своеобразную смирительную рубашку, и вырывающегося из пламя. Рядом с ним его вечный спутник – гитара.

Могила Есенина отличается печальной славой. Возле нее немало людей свели счеты с жизнью, беря пример с печально известного поэта. А началось все с его подруги Галины Бениславской. Она пришла к месту захоронения Есенина и выстрелила себе в голову из револьвера. Впоследствии ее похоронили по соседству с возлюбленным.

Ваганьковское кладбище хранит еще немало секретов. Оно достойно того, чтобы его посетить и ознакомиться с историей и легендами здешних «жителей».

Новодевичье кладбище

Еще одно популярное среди россиян кладбище, являющиеся объектом культурного наследия страны – Новодевичье. Все потому, что тут захоронено немало знаменитостей – Н.С. Хрущев, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, Н.В. Гоголь, В.И. Вернадский и др. Памятники, установленные в их честь, – истинные шедевры.

Одна из самых необычных могил Новодевичьего кладбища принадлежит Юрию Никулину – общеизвестному советскому актеру. Скульптура изображает Никулина, сидящего с сигаретой в руке. Она отображает простоту и душевность этого человека.

В память о Чехове установлена мраморная часовенка. А мемориал признанному хирургу А.Н. Бакулеву – основателю сердечно-сосудистой хирургии, выглядит, как две руки, удерживающие большой красный камень – символ сердца.

Оригинальные надгробия

Пер-Лашез – это крупный парижский некрополь, который посещают более 3 млн. туристов ежегодно. Чем он привлекателен? На Пер-Лашез нашли последнее пристанище огромное количество прославленных деятелей: от композитора Фредерика Шопена до писательницы Гертруды Штайн и музыканта Джима Моррисона.

Кроме того, каждая могила имеет собственный дизайн. Сверху некоторых установлены бюсты усопших, возле других стоят удивительные статуи. Например, над местом захоронения Оскара Уайльда возвышается сфинкс, вырезанный из 20-тонного куска дерева. Мемориал у могилы музыканта и актера Фернана Арбело изображает, как он держит лицо своей жены, чтобы он мог смотреть на ее лицо вечно.

Веселые надгробия

В румынской деревне Сэпынца существует кладбище, которое называют Веселым. Дело в необычных цветных надгробиях с изображениями сцен из жизни покойных и причудливой эпитафией.

Такие памятники превратили унылое место в нечто веселое, яркое. Хотя, если приглядеться к ним, то можно заметить, что рисунки и фразы, выгравированные на надгробных плитах, не такие радостные. К примеру, на одной из них изображен мужчина, попавший под грузовик. На другой содержится надпись «не тревожьте мою тещу, а то она откусит вам голову».

Памятники были вырезаны из дерева и расписаны вручную местным мастером. Он продолжал заниматься этим делом до своей смерти в 1977 г., успев сделать более 800 объектов. Теперь кладбище превратили в музей, который пользуется популярностью среди туристов.

Вполне естественно, что у Жюля Верна – отца научной фантастики, будет необычный памятник. Через 2 года после его смерти была установлена скульптура под названием «Vers l’Immortalité et l’Eternelle Jeunesse» («Навстречу бессмертию и вечной молодости»). Статуя изображает писателя, разбивающего надгробную плиту и выходящего из склепа.

Странное шествие, которое никогда не двигается

Удивительно, но этот монумент принадлежит могиле лишь одного человека – полковника Генри Г. Вулдриджа. Находится она на кладбище Мейплвуд, штат Кентукки. Статуи были построены под руководством военного еще при его жизни. 7 лет ушло, чтобы создать из камня всех дорогих ему людей, которых он потерял, включая маму, сестер, жену. Еще на могиле присутствует скульптура любимой лошади Генри Вулдриджа.

Плачущий ангел

Эта статуя установлена в воспоминание о Фрэнсисе Хасероте – предпринимателе из Сиэтла. Сидящий бронзовый ангел человеческого роста держит перевернутый факел – символ угасшей жизни. Мистичности ангелу добавляют черные «слезы», которые как бы текут из его глаз.

Необычные надгробия можно найти, наверное, на каждом кладбище. Люди устанавливают в честь близких или в память о самих себе не только красивые памятники, изображающие покоящегося под ним человека, но и статуи в виде машин, предметов мебели, театральной сцены, любимых животных. Есть даже надгробие с высеченным компьютером, а также сотовым телефоном!

Предлагаю совершить прогулку по Новодевичьему кладбищу, которое находится на территории ныне действующего Воскресенского Новодевичьего монастыря. О существовании Новодевичьего кладбища в Петербурге многие и не подозревают, считая, что кладбище и монастырь под таким названием есть только в Москве. Тем не менее, сегодня петербургское Новодевичье кладбище начинает возрождаться, здесь восстанавливают надгробия, проводят интересные экскурсии (как обычные туристические, так и специальные паломнические), и всё больше людей узнаёт об этом месте.

До революции Новодевичье кладбище было одним из самых дорогих и престижных в Петербурге и, хотя оно сильно пострадало в советский период, по сей день остаётся ценным историческим некрополем. Прогулка по Новодевичьему кладбищу будет интересна как любителям изучать биографии выдающихся людей, так и ценителям художественных надгробий. Есть тут и свои святыни, куда люди приходят помолиться или просто загадать желание. Об известных людях, похороненных на Новодевичьем кладбище, можно прочитать в отдельной заметке. А мы пока что расскажем о самых красивых и необычных надгробиях Новодевичьего кладбища, а также познакомимся с его историей (и историей самого монастыря).

Самые красивые и необычные надгробия Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге

Среди надгробий на Новодевичьем кладбище встречаются саркофаги, обелиски, плиты, стелы с крестами, постаменты, горки с крупными сколами, памятники в виде набегающей волны, часовенки, миниатюрные храмы... Попадаются и памятники с портретами усопших, однако их сохранилось достаточно мало, поскольку бюсты, барельефы и другие подобные детали страдали при разорении кладбища в первую очередь.


Хотя до наших дней значительная часть дореволюционных захоронений не сохранилась, мы и сегодня можем восхищаться уцелевшими памятниками XIX - начала XX века, представляющими несомненную историческую и художественную ценность.


Многие надгробия созданы из ценных материалов, включая редкие породы мрамора и гранита. На некоторых до сих пор можно прочитать имена владельцев мастерских, где они изготавливались.



С точки зрения художественных достоинств особенно выделяются семейные часовни-усыпальницы.


К сожалению, все они разорены и вряд ли смогут быть восстановлены в прежнем великолепии, однако и сегодня поражают качеством и разнообразием оформления.



Пожалуй, самой красивой является выполненная в стиле модерн усыпальница Лючии Гильзе Фан-дер-Пальс, урожденной Иогансен.



Массивная часовня с декоративным фризом представляет собой стилизацию под древнеегипетскую гробницу.


Усыпальница была сооружена в 1904 году по проекту архитектора В. Ю. Иогансена в мастерской Ю. П. Корсака. Ее стены сложены из радомского песчаника, цоколь сделан из гранита, а пол — мраморный.


Внутри усыпальницы уцелел мраморный барельеф работы пьемонтского скульптора Пьетро Каноника (Pietro Canonica) (1869-1959) (иногда его фамилию пишут «Каноник» или «Канонико»). За свою долгую жизнь мастер успел плодотворно поработать в России, Италии, Англии, Турции... Не все знают, что когда-то на Манежной площади в Петербурге стоял конный памятник великому князю Николаю Николаевичу работы Пьетро Каноника (1914). В 1918 году «уродливого истукана» снесли, однако в Доме-музее Каноника, что в парке Вилла Боргезе в Риме, по сей день можно увидеть созданные для памятника модели. Из других работ Каноники у нас известна скульптура монахини «После принятия обета» (в настоящее время один из вариантов экспонируется в петербургском Музее истории религии).


Похороненная в столь изысканной часовне Лючия (Люси) была дочерью датского профессора Санкт-Петербургской консерватории Юлия Иогансена и женой нидерландского консула, содиректора Российско-американской мануфактуры резиновых изделий (будущего «Красного треугольника»), благотворителя и мецената Генриха ван Гильзе ван дер Пальса. Многим знаком роскошный особняк Г. Г. Гильзе ван дер Пальса на Английском проспекте (нынешний военкомат). Особняк был построен братом Лючии, архитектором Вильямом Юльевичем Иогансеном (он же, как было сказано, проектировал это пышное надгробие). По старым фотографиям видно, что комнаты особняка украшали мраморные статуи работы Пьетро Каноника, в том числе упомянутая фигура монахини. Судя по всему, Гильзе ван дер Пальс был ценителем творчества Каноники, поэтому неудивительно, что он доверил ему скульптурное оформление могилы любимой жены.



Еще одно интересное с точки зрения художественных достоинств захоронение — могила генерала от артиллерии Дмитрия Сергеевича Мордвинова (1820-1894). Это, бесспорно, одно из самых известных и красивых надгробий петербургского Новодевичьего кладбища. К сожалению, боковые пластины с именем погребенного утрачены, но уцелела художественная металлическая ограда.


Наиболее примечательная деталь надгробия — бронзовая фигура сидящего ангела над мраморным саркофагом. В руку ангела часто вкладывают живой цветок.


Скульптура ангела была создана в мастерской французского скульптора и художника Шарля Берто (Карла Августовича Берто) (Charles Bertault). Петербургская бронзолитейная фабрика Берто (бывшая Ф. Шопена) специализировалась на производстве мелкой бронзовой пластики. За участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где изделия фабрики были отмечены золотой медалью, Берто получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Несмотря на это, по причине финансовых трудностей уже через два года ему пришлось закрыть дело и вернуться во Францию.


Скульптурные памятники с мраморными или бронзовыми фигурами ангелов, стоящих или сидящих у надгробия, были весьма распространены на рубеже XIX-XX веков, однако до наших дней таких примеров дошло немного. Поэтому, несмотря на то что перед нами всего лишь «типовой» образец, не связанный с индивидуальностью заказчика, надгробие воспринимается как большая ценность.

Что касается личности похороненного здесь Д. С. Мордвинова, то известно, что он с юных лет служил в артиллерии. В 1856 году был назначен начальником отдельной канцелярии Военного министерства, а еще через десять лет стал директором канцелярии Военного министерства, которой и посвятил почти половину своей многолетней службы. В 1872 году Мордвинов был пожалован в генерал-адъютанты к Его Императорскому Величеству; в 1881 году назначен членом Военного совета и пожалован алмазными знаками ордена Св. Александра Невского. В 1883 году Мордвинова произвели в генералы от артиллерии, а в 1889 году он отпраздновал 50-летний юбилей службы в офицерских чинах и получил орден Св. Владимира 1-й степени.

Стоит также обратить внимание на надгробие петербургского архитектора, который, правда, не слишком известен публике. Это Иван Денисович Черник (1811-1874), работавший в военном ведомстве и построивший, в частности, новый корпус Главного штаба и Крюковы (Морские) казармы.


Захоронение И. Д. Черника является одним из самых красивых сохранившихся памятников на Новодевичьем кладбище. Оно представляет собой великолепный беломраморный саркофаг на высоком пьедестале. Доска с эпитафией и фамилией усопшего не сохранилась, но уцелели барельефные портреты самого И. Д. Черника и его супруги (последний, к сожалению, поврежден вандалами и не подлежит реставрации из-за специфики каррарского мрамора.


Памятник выполнен в мастерской итальянского скульптора Доменико Карли (Domenico Carli) в Генуе (1878).


Одно из самых необычных по оформлению захоронений на Новодевичьем кладбище — могила математика, профессора Владимира Павловича Максимовича (1850-1889).



Максимович родился в Петербурге в дворянской семье и с ранних лет обладал выдающимися математическими способностями. Учился в Петербурге и Париже, работал в Казанском и Киевском университетах. В начале 1889 года у математика была обнаружена тяжелая душевная болезнь, и в том же году он скончался в возрасте 39 лет.


Надгробие Владимира Максимовича представляет собой каменную сферу в художественной металлической ограде. На сфере — изображения знаков зодиака и цитата из стихотворения Байрона «Эфтаназия» (Euthanasia) на английском языке («Count o"er the joys thine hours have seen.. .»).


Данное стихотворение известно в переводах И. Гольц-Миллера и В. Левика (в переложении последнего это четверостишие звучит так: «Он близок, день, зовущий к тризне, ||Сочти же блага прошлых дней, ||И ты поймёшь: кем ни был в жизни, ||Не быть, не жить — куда верней»).

Продолжение следует...