Самые необычные музыкальные инструменты в мире

Сегодня ребята мы окунёмся в мир музыки и музыкальных инструментов. Знаете ли вы, что такое музыкальные инструменты?
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Спектр музыкальных инструментов очень велик: это всем известные пианино, рояль, духовые инструменты, орган, гитара, баян, аккордеон гармошка, и даже ложки и более современные электронные синтезаторы.
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, все правильно, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания - чем не ударные звуки?
Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопанием в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.
Изначально музыка была только церковная и исполнялась в храмах. Несмотря на запреты церкви, наряду с церковными обрядами, церковной музыкой, пением существовали обрядовые народные действа, сопровождаемые песнями, плясками, игрой на народных музыкальных инструментах.
Первыми профессиональными актерами на Руси были скоморохи. Они выступали и как певцы, музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI. Представители духовенства и власти всячески изгоняли скоморохов, так в 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича, выходит запретительная грамота, о том, чтобы скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали. А в 1649 году вышел указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе, в котором предписывалось подвергать скоморохов наказанию, а их инструменты уничтожать.
В Древней Руси, есть упоминания не только о скоморохах, но и о музыкальных инструментах, таких как труба и гусли. Во время многочисленных войн труба и бубны использовались русскими войсками как сигнальные инструменты.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
При раскопках на Украине ученым удалось обнаружить две костяные колотушки и шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин, которые представлялись, как музыкальные инструменты того времени.
Духовые музыкальные инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. Такие народные духовые музыкальные инструменты как свистулька и свирель стали прообразами современных флейт.
Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов: ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей, струнные из натянутой тетивы лука, духовые из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.
Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки
Первым клавишным инструментом был клавикорд, который является древним прародителем фортепьяно.
Первое изображение гитары было изображено еще в древних временах на камнях египетских пирамид, древние египтяне называли этот инструмент набла. Гитара струнный щипковый музыкальный инструмент испанского происхождения, представляющий собой плоский корпус с глубокими вырезами по бокам и деками, из которых верхняя имеет резонаторное отверстие, шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, а также головки с колками, которыми регулируется натяжение струн, чаще всего металлических или нейлоновых гитары. Гитары бывают шести и семи струнные. Бас-гитара - электрогитара, имеющая вместо акустического корпуса доску и гриф с тонкой шейкой, на котором расположено 20 ладов.Эта модель была разработана вначале пятидесятых годов, наиболее распространенная - четырехструнная, однако бывают пяти-, шести- и восьмиструнные.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Славяне играли на гуслях ещё в XI веке. Гусли бывают: звончатые, щипковые и клавишные.
Домра - прообраз русской балалайки. В семейство домр входят: домра пикколо, домра малая 3-х струнная, домра малая 4-х струнная, домра альт, домра бас и домра контрабас (встречается крайне редко).
Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века. Современную балалайку, а вернее все семейство балалаек, изготовили Андреев совместно с Пасербским и Налимовым.. Балалайка является истинным символом русского народа.
Скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент. История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало" (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират. Первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.
Простейшую гармонь отделяют от современного баяна лишь несколько десятилейтий. Название произошло от имени легендарного древнерусского певца, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». Баян относится к большой группе инструментов - гармоник. Хроматическая гармоника была изготовлена на рубеже XVIII-XIX веков, которую и назвали баяном.
Аккордеон - это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа. Во многих странах особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки. В некоторых странах аккордеонами принято называть все ручные гармоники - и с клавишами, и с кнопками язычковый музыкальный инструмент. Имеет две клавиатуры: правую - фортепианную и левую - кнопочную (с системой басов и аккордов) для аккомпанемента.
Первые упоминания игры на рожках относятся к XVII веку. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный.
Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная.
Свирель - русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века.
Кларнет- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Кувиклы (кугиклы, кувички) - русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая - пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой.
Окарина - род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки.
Бамбула - ударный музыкальный инструмент музыкальный инструмент афро-американского происхождения, широко распространен у чернокожих жителей Нового Орлеана в первой половине XIX века, представляет собой барабан, в виде бамбукового бочонка, с натянутой на нем воловьей кожей, из семейства мембранофонов.
Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент, вывезенный в конце XVI в. из Западной Африки в южные штаты США, представляет собой небольшой плоский барабан с прикрепленным к нему удлиненным грифом, на который натянуты струны.
Количество струн может быть от 4 до 9.
Барабан - ударный музыкальный, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей, на которых находятся винты, регулирующие высоту звука. Бас-саксофoн - впервые применен в двадцатые годы Адрианом Роллини. Бич-хлопушка - ударный деревянный музыкальный инструмент, состоит из двух узких дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая, прижатая с помощью пружины к первой, нижним концом закреплена над рукояткой на шарнире. Бонги - ударный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения,
состоит из двух плотно соединенных между собой деревянной колодкой односторонних маленьких барабанчиков различного диаметра, но одинаковых по высоте, что определяет разную высоту их звучания.
Бубенцы - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой полые круглые металлические колокольчики из тонкой латуни до 8 см в окружности, прикрепленные к проволочному кольцу или рукоятке.
Внутри каждого колокольчика находится какой-либо свободно перекатывающийся там предмет (горошинка, свинцовая дробинка, круглый камешек). При встряхивании бубенцы издают высокое, светлое позвякивание. Валторна - медный духовой музыкальный инструмент.
Вибрафон - ударный металлический музыкальный инструмент состоит из двух рядов металлических пластин, смонтированных на специальном высоком столе по принципу фортепианной клавиатуры с хроматическим звукорядом.
Под каждой пластиной находится металлический цилиндр-резонатор, внутри которого помещается крыльчатка, приводимая в движение электромотором. Звук извлекается ударом камышовых палочек длиной 35- 40 сантиметров с резиновыми, фильцевыми или войлочными головками. Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Гонг - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства азиатского происхождения, представляет собой выпуклый, большого диаметра диск из специального сплава с отогнутыми под прямым углом краями, свободно подвешенный на шнурке к стойке или раме. Играют на гобое специальной колотушкой с войлочным наконечником.
Горн - общее название медных духовых инструментов. Губная гармоника - духовой язычковый музыкальный инструмент, сконструированный в 1821 году берлинским мастером музыкальных инструментов Францем Бушманом. Гуйро -ударный деревянный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод продолговатой тыквы с нарезанными сверху поперечными насечками и отверстием снизу для звукового резонанса, также изготавливается из рога животных, плотных сортов дерева или другого твердого материала. Звук извлекается при помощи тоненькой граненой деревянной палочки. Деревянная коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент китайского происхождения, представляет собой небольшой прямоугольный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева с выемкой в виде продольной щели на длинной боковой стенке. Играют на деревянной коробочке палочкой от малого барабана. Джаг - примитивный негритянский музыкальный инструмент, представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используют в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту. Кабаца - ударный деревянный музыкальный инструмент афро-бразильского происхождения, он вдвое больше маракаса и представляет собой высушенный плод тыквы или полый шар, обвитый сеткой с нанизанными на нее бусами.
Играют лишь на одном инструменте, держа его за рукоятку в левой руке и ударяя по нему полуоткрытой правой ладонью, или же прокручивают касательным движением ладони сетку с бусами. В Бразилии используется вместо маракасов. Кастаньеты - ударный деревянный музыкальный инструмент мавро-андалузского происхождения, состоит из двух раковинообразных пластинок, из твердой породы дерева, неплотно соединенных шнурком,.. пропущенным через дырочки в верхней части.
Из этого же шнурка делается петля, в которую просовывается большой палец руки, а остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. Ков Белл - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства латиноамериканского происхождения, представляет собой обычный коровий колокольчик, имеет вид продолговатого, немного приплюснутого колокольчика без язычка длиной 10-15 сантиметров, изготовленного из латуни или листовой меди.
Колокольчики - ударный металлический музыкальный инструмент азиатского происхождения, представляет собой двухрядный набор дюралюминиевых или стальных пластинок разной длины, настроенных по принципу фортепианной клавиатуры и свободно закрепленных на деревянной раме, которая помещена в небольшой плоский ящик, чаще всего трапециевидной формы. Играют на колокольчиках двумя деревянными, металлическими или пластмассовыми молоточками. Конга - ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука семейства мембранофонов африканского происхождения, имеет форму либо удлиненной бочки, немного суженной книзу, либо постепенно суживающегося книзу цилиндра с натянутой сверху кожей.
Высота конга - 70-80 сантиметров, диаметр-22-26 сантиметров. Играют на этом инструменте пальцами или ладонями, подвесив через плечо при помощи ремня. Контрабас - струнный смычковый музыкальный инструмент, является аккомпанирующим инструментом, выполняет функцию басового голоса.
Ксилофон - ударный деревянный музыкальный инструмент, представляет собой набор палисандровых пластинок различной длины, расположенных по контуру трапеции и настроенных по принципу фортепианной клавиатуры. Пластинки соединены между собой жилкой или шелковым шнуром и при игре размещаются на специальном столе.
Играют на ксилофоне, ударяя по пластинкам специальными легкими палочками. Литавры- ударный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства мембранофонов, представляет собой алюминиевый, латунный или медный корпус в форме котла, на который при помощи обруча натянута кожа. Настройка инструмента осуществляется 6 винтами, находящимися на обруче. Играют на литаврах легкими палочками, которые заканчиваются головками из ваты, губки или пробки.
Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод кокосового ореха, тыквы или маленькой дыни с рукояткой и наполненный камешками, сухими зернами маслин или песком. Современные маракасы изготавливают из тонкостенных деревянных, металлических или пластмассовых шаров и наполняют горохом или дробью. Звук извлекается встряхиванием и характеризуется острым шуршанием.
Маримба - ударный деревянный музыкальный инструмент африканского происхождения, представляет собой разновидность ксилофона и имеет металлические резонаторные трубки. Играют на нём палочками из палисандра с твердыми, средними и мягкими головками. Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент. Считается, что орган (гидравло - «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 - 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Пандейра-ударный музыкальный инструмент, состоит из четырехугольной деревянной рамки с рейкой посредине, переходящей в ручку. Между боковыми сторонами рамки и рейкой вставлены 4-8 пар латунных тарелочек диаметром 4-5 см, насаженных на металлические стержни.
Плектр (медиатор), - деревянная, костяная, металлическая или пластмассовая пластинка, при помощи которой извлекают звук на щипковых инструментах. Свисток - музыкальный инструмент, состоящий из металлической трубки, на одном конце которой находится мундштук, а с другой стороны вставлен поршень с рукояткой. При движении поршня изменяется высота извлекаемого звука. Синтезатор - универсальный электронный музыкальный инструмент, представляет собой сложное сочетание множества функциональных узлов, которыми исполнитель управляет при помощи специального электронного устройства, вырабатывающего сигналы и состоящего из клавиатуры и пульта. Он позволяет имитировать звучание различных инструментов.
Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона: имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета, одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму.
Тамбурин - ударный музыкальный инструмент, состоящий из узкой деревянной обечайки в виде обруча шириной около 5 сантиметров обтянутого с одной стороны кожей и маленьких, свободно болтающихся тарелочек (реже бубенцов или звоночков), расположенных попарно, которые насажены на металлические стержни и закреплены в прорезях обруча. При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, ритмично позвякивая.
Там-там - ударный металлический музыкальный инструмент разновидность гонга, азиатского происхождения. Тарелки - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой монолитные округленной формы диски, сделанные из специального сплава, с выпуклостью в виде чашечки посредине, в центре которой находится небольшое круглое отверстие. Секретом изготовления настоящих турецких тарелок владеет уже более 350 лет турецкая семья, основавшая музыкальную фирму. Тарелки устанавливаются в свободно подвешенном состоянии на специальных кронштейнах, прикрепленных к большому барабану, или на подставках. Играют на тарелках палочками от малого барабана, а также литавр или метелками.
Темпл-блок - ударный деревянный музыкальный инструмент, изготовляется из твердых пород дерева, имеет округлую, грушевидную форму, внутри полый, с глубоким характерным щелевидным разрезом посередине.
Тимбалес - ударный музыкальный инструмент, представляет собой два небольших, напоминающих бонги, односторонних барабана, одинаковых по высоте и разных по размеру с латунным или медным корпусом. Барабаны соединены между собой небольшой колодкой и укреплены на вертикальном держателе. Играют на тимбалесе палочками от малого барабана и пальцами. Том-том - ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов китайского происхождения, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей с находящимися на них винтами, которыми регулируется высота звука. В отличие от малого барабана, том-том всегда без пружин, но чаще всего имеет глушитель. На том-томе играют палочками от малого барабана, палками с мягкими колотушками или метелками.
Треугольник - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой прут из железа или хромированной стали с сечением около 1 сантиметра, согнутый в виде незамкнутого равностороннего треугольника. Треугольники подвешивается в свободном состоянии за крючок на леске или держится в левой руке. Играют на треугольнике стальной палочкой без рукоятки длиной 22 сантиметра, которую держа её в правой руке.
Трещотка - ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянное зубчатое колесо, насаженное на деревянный или металлический стержень (соединенный с одной стороны с рукояткой) и помещенное в небольшую деревянную коробочку.
Звук извлекается путем вращения Перескакивая с одного зубца на другой, пластинка издает характерный сухой треск. Тромбон - медный духовой музыкальный инструмент, Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, получая хроматический звукоряд. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны». Основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.
Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Трубчатые колокола - ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука, состоящий из двух рядов латунных, медных или стальных небольшого диаметра и разной длины, свободно подвешенных на специальной раме и расположенных в хроматической последовательности. Звук извлекается ударом по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молоточком с бочкообразной головкой, обтянутой кожей или резинок. Туба - медный духовой музыкальный инструмент, выполняющий функцию баса. Первые попытки создать медный духовой инструмент низкого регистра относятся ко второй четверти XIX века. До этого такую функцию выполнял серпент (серпент означает "змея"). Первый инструмент, похожий на тубу, был изготовлен в Берлине в 1835 Морицем, по указаниям придворного музыканта В. Випрехта. Современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет после своего создания «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту необходимые мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился великолепной звучности.
Тубафон - ударный музыкальный инструмент, по конструкции похож на колокольчики, но вместо пластин источником звука являются металлические трубочки разной величины, расположенные на соломенных валиках и соединенные между собой жилкой, струнами или шелковым шнуром. определенной высоты звука. Появился почти одновременно с вибрафоном.
Укулеле - струнный щипковый музыкальный инструмент, впервые появившийся на Гавайских островах. Представляет собой маленькую четырехструнную гитару.
Уошборд - ударный инструмент, представляющий собой обычную стиральную доску. Играют на уошборде пальцами, на которые надеты наперстки.
Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 - 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Праобразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным. Флексатон - ударный металлический музыкальный инструмент.
Появился в начале двадцатых годов ХХ века во Франции. Он представляет собой небольшую стальную, суженную к концу, пластинку на проволочной раме. Узкий конец пластинки отогнут, и к нему с обеих сторон прикреплены плоские стальные прутья, на конце которых свободно колеблются два твердых деревянных или металлических шарика.
Флюгельгорн - медный духовой музыкальный инструмент. Фортепиано - струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент, выполняющий мелодическую, гармоническую и ритмическую функции.
На рубеже XIX- XX веков фортепианная музыка становится очень популярной в барел-хаузах, где играли многие талантливые пианисты, впоследствии - известные джазовые музыканты. Наиболее интенсивного расцвета фортепианное искусство достигает во второй половине двадцатых годов. И в наше время фортепьяно является самым распространённым музыкальным инструментом.
Цилиндрическая коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент представляющий собой полую деревянную трубку с прорезями по краям. Посредине трубка охвачена металлической муфтой со струбциной, при помощи которой инструмент крепится к большому барабану, играют на ней палочками от малого барабана.
Чарльстон - ударный металлический музыкальный инструмент, изобретённый
ударником Виком Бертоном и сконструированный Кайзером Маршаллом во второй половине двадцатых годов. Чарльстон представляет собой специальное приспособление, установленное на треножное устройство, наверху которого одна под другой прикреплены в горизонтальном положении тарелки (диаметром около 35 сантиметров), обращенные внутренними сторонами друг к другу. Нижняя тарелка неподвижно прикреплена к металлическому стержню, пропущенному через трубу длиной 70 сантиметров и соединенному внизу с педалью. Челеста - ударно-клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный корпус (похожий на маленькое пианино), в который вмонтирован фортепианный механизм с обтянутыми фильцем молоточками.
Чокало - ударный металлический музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства, представляющий собой цилиндр, наполненный каким-либо сыпучим материалом - дробью или зернами.
При игре чокало держат обеими руками в вертикальном или горизонтальном положении и встряхивают, вращают или постукивают по корпусу пальцами. Электроинструменты - музыкальные инструменты, в которых звуковые колебания, полученные механическим путем, усиливаются и затем поступают в акустическую систему. Идея создания электроинструментов принадлежит советскому ученому Льву Термену, сконструировавшему такой инструмент еще в 1920 году. Первым электроинструментом, получившим практическое применение, был орган, сконструированный американцем Лоуренс Хаммонд в 1929 году, а массовое производство огранов началось с 1935 года.
Во второй половине тридцатых годов появилась электрическая гитара, а затем скрипка, бас-гитара и пианино, рояль и с развитием электроники, появляются всё новые и новые музыкальные инструменты со стереоэффектами и объёмным звучанием и огромным спектров воспроизводимых звуков.

Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка - это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.

Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения» . Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Балалайка.

Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин (1712-1785) - Член Санкт-Петербургской академии наук с 1738 г. - посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века» . Он называл балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и приписывал ей славянское происхождение. Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента. «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению, то обстоятельство, что его можно самому изготовить» .

Позднее А. Новосельским в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов» написано о том, что балалайка - это видоизмененная домра. Треугольный кузов которой в кустарном изготовлении более прост и удобен. Он дает еще более упрощенное толкование: «... под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой. Так из азиатской домры получилась русская балалайка» .

Много произведений в литературе посвящено балалайке. Это и пословицы, и поговорки, и загадки.

Вот, например, загадки:

Всех игрою весели!
А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?

Это наша… (балалайка)

Струн дано мне очень мало,
но пока что мне хватало?
Струны ты мои задень
и услышишь: длень, длень, длень.

Ну-ка кто я? Угадай-ка? – ну, конечно… (балалайка) .

В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары.

Гитара – один из самых распространённых инструментов. Родина гитары неизвестна. Предполагают, что возникла она в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании где уже в 8 – 9 веках получила широчайшее распространение.

Гитара – струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струйные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семи- струнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента. Шестиструнная гитара тоже стала сольным инструментом.

По мнению учёных, домра чужеземный инструмент, а по убеждению других он существовал ещё до образования общерусского государства.

Исследователи сходятся между собой в названии «домра» . Вероятно, термин «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домра) .

Инструменты подобного типа появились в те далекие времена не только на Руси, но и в других сопредельных государствах, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими народами и народами Востока. Претерпевшие с течением времени существенные изменения, инструменты эти у разных народов стали называться по-разному: у грузин - пандури и чонгури, таджиков и узбеков - думбрак, туркмен и узбеков - дутар, киргизов - комуз, азербайджанцев и армян - тар, саз, казахов и калмыков - домбра, монголов - домбур, украинцев- бандура и т. д., однако все они сохранили много общего в контурах формы, способах звукоизвлечения, устройстве и т. д.

Известно, что упоминания о домре встречаются в указах, грамотах, посланиях 16 -17 в. как об инструменте скоморохов. Именно с домрой по городам и сёлам ходили весёлые балагуры – музыканты – скоморохи лет 400 тому назад. Однако как выглядела домра того времени точно сказать нельзя, потому что в 1648 году была объявлена бесовским инструментом.

Домра имеет корпус в форме полушария, состоящего из кузова (нижней части корпуса) и деки, которая прикрывает кузов сверху. Дальше тянется длинная шейка, а на конце винтики, к ним струны крепятся. Над грифом, который соединяется с корпусом, натянуты струны.

Домра – душа оркестра русских народных инструментов. Она так же неотразима здесь, как скрипка в симфоническом оркестре. Сегодня в оркестрах русских народных инструментов именно домры ведут самые главные мелодии. Группа трехструнных домр включает семь инструментов: домру пикколо, домру малую, домру альтовую, домру меццо-сопрановую, домру теноровую, домру басовую и домру контрабасовую.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Значение скрипки понимали ещё в 17в, и говорили: «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный» .

Все вы, наверное, видели скрипку кто – то наяву, кто – то на картинке. А теперь представьте себя самого. Похожа скрипка на человека? Да, похожа. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, какая тонкая «талия» . Вот видите, как интересно. Когда - то человек создал совершеннейшее из своих созданий - скрипку и сделал её похожей на совершеннейшее создание природы - самого себя.

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Свято хранили итальянцы – скрипичные мастера семейств Амати, Гварненри и Страдивари – секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Смычок это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча.

Клавишными струнными инструментами являются пианино и рояль.

Фортепиано.

Клавишные струнные музыкальные инструменты - пианино и рояль - называют одним словом «фортепиано» (от ит. forte - «громко» и piano - «тихо» ) .

Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески один, chorde- струна) . Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной.

Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis - ключ) . Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты - металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать.

Этот инструмент стал называться клавикордам (от латинского clavis и греческого chorde) . Его должны были ставить на стол и играть стоя. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться.

Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых.

Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Од-новременно с ним возник и развивался другой, похожий на него клавесин.

Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения.

Звук клавесина – довольно слабый, не очень – то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы включали множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче - piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента - пианофорте, а позднее- фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано) .

Духовые музыкальные инструменты.

Саксофон.

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. Своё название саксофон получил от имени изобретателя – бельгийского мастера Адольфа Сакса.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно стали вводить а оперный и симфонический оркестры. Но полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в 20 веке его звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали её в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в 15 веке. Композиторов привлекало её напевное звучание. Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо. Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше.

Клавишно-духовые инструменты.

Баян и аккордеон.

Баян и аккордеон – это разновидности гармоники. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Она родственница самого величественного музыкального инструмента – органа. Все разновидности гармоники – тоже клавишно – духовые инструменты. Только у аккордеона с одной стороны, а у баяна с обеих сторон клавиши не такие, как на рояле, а в виде кнопок.

Особенность ещё и в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у неё нажатием одной кнопки – клавиши для левой руки извлекается не звук, а целый аккорд. Это делает более лёгким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев, но делает невозможным исполнение классической музыки.

Лишь один из этих инструментов. Так называемый «выборный» баян имеет в басу не только заготовленные заранее аккорды, но и полный, как на рояле, звукоряд. На таком баяне играют сложные классические произведения.

Гвидо д’Ареццо обучает игре на монохорде епископа Теобальда. Миниатюра из кодекса XI века. Фото – Wikimedia Commons

Струна Пифагора, гвидонова рука, скрипка, фортепиано, метроном, граммофон и теории, без которых классическая музыка в ее сегодняшнем виде не состоялась бы.

Около V века до н. э.

Изобретение монохорда

Изобретение инструмента для точного построения музыкальных интервалов приписывается Пифагору. Впервые его принцип действия был описан Евклидом полтора столетия спустя, но вплоть до эпохи Возрождения монохорд оставался главным инструментом теоретиков.

Он представлял собой одну-единственную струну с подвижным зажимом, который двигался на нижней оси, параллельной струне, вдоль всей ее длины сообразно нанесенной на основании шкале делений. Инструмент часто даже не имел резонатора.

В отличие от других музыкальных инструментов античности он никогда не звучал в храмах и на площадях. Однако именно ему было суждено сыграть судьбоносную роль в истории музыки.

Дело в том что с помощью этого нехитрого прибора пифагорейцы впервые установили математические основания музыкальной гармонии. По мнению греков, музыкальная гармония являлась частью всеобщей гармонии мира, в основании которой лежат числа. С помощью этого прибора были рассчитаны математические соотношения музыкальных интервалов в натуральном строе и разработана теория музыкальных ладов.

1027 год

Появление прообраза современной линейной нотации

Появление прообраза современной линейной нотации и сольмизации (сольфеджио) итальянским ученым, композитором и педагогом Гвидо д’Ареццо в первую очередь было шагом к ликвидации разрыва между теорией и практикой того времени.

Гвидонова рука из итальянского литургического сборника. Кодекс 1450–1499 годов. Фото – Ms. Coll. 1468. Kislak Center for Special Collections / Rare Books and Manuscripts / University of Pennsylvania

Линейная нотация явилась важнейшим шагом вперед, если сравнивать ее с более старой, так называемой невменной нотацией, использовавшейся в Европе начиная с IX столетия.

Новую систему записи дополняла специальная мнемотехническая система, называемая гвидоновой рукой, где порядок следования звуков определялся по костяшкам и кончикам пальцев. Звуки впервые были отделены от слогов пропеваемого текста и получили универсальные названия, взятые, впрочем, тоже из начальных слогов гимна святому Иоанну . Музыкальное обучение, таким образом, встало на научную основу. Оно резко упростилось, покончив с изустной передачей колоссальных объемов информации.

Также необходимо уточнить, что Гвидо открыл только сам принцип: до создания нотных символов в том виде, к которому мы привыкли, оставалось еще целых шесть столетий. Да и названий нот у Гвидо было всего шесть - седьмая была прибавлена позднее (это была нота си, дополнявшая гамму до полного диапазона октавы; во времена Гвидо использовалась шестиступенная система).

1481 год

Впервые использован печатный станок для тиражирования нот

Это сделал итальянец Оттавиано Скотто, напечатав миссал с деревянных досок (миссал - богослужебная книга Римско-католической церкви, содержащая последования мессы с сопутствующими текстами).

Ровно 20 лет спустя, в 1501 году, его соотечественник Оттавиано Петруччи (1466–1539) впервые применил наборный шрифт для печати нот и получил от Венецианской республики 20-летнюю монополию на их издание (имя Оттавиано Петруччи получила в наше время крупнейшая сетевая нотная библиотека , по аналогии с проектом «Гутенберг»).

Первым нотным изданием Петруччи стал сборник «Harmonice musices odhecaton» («Сто сладкогласных песен»), в котором были опубликованы светские многоголосные сочинения выдающихся композиторов того времени - Обрехта, Окегема, Депре, Тинкториса и других.


Cтраницы сборника «Сто сладкогласных песен» Оттавиано Петруччи. Венеция, 1501 год. Фото – Museo internazionale e Biblioteca della musica di Bologna

Вплоть до изобретения грамзаписи и радио нотная печать стала главным и чуть ли не единственным средством распространения музыки в Европе.

1580–90-е годы

Изобретение равномерной темперации

Со времен Пифагора (см. Монохорд) музыка пользовалась натуральным строем. Однако человеческий слух устроен таким образом, что в условиях многоголосия (когда некоторые интервалы берутся певцами или певцом и инструментом совместно) или при переходе из одной тональности в другую мы будем воспринимать некоторые сочетания как фальшивые (ведь все интервалы в ладу будут иметь разные соотношения частот, а самый мелкий - полутон, или малая секунда, - целых три: 15:16, 128:135, 24:25).

Во времена господства вокальной одноголосной музыки все эти перерасчеты в основном оставались на бумаге, но с прибавлением к хору органа, требовавшего точной настройки, начались первые проблемы. С развитием инструментальной музыки в эпоху Возрождения фальшь стала невыносимой. Изобретались различные способы исправления «ошибки природы» - в частности, за счет варьирования ширины основных интервалов. Эта ширина просто-напросто усреднялась до определенного приемлемого значения. Так и родилось понятие темперации, что в переводе с латыни означает «успокоение».

Имелось в виду не столько успокоение как уменьшение числа биений в неприятных на слух диссонансах («как будто воет ужасный волк» - распространенная метафора музыкальных мастеров эпохи Возрождения), сколько успокоение человеческого слуха. Выбирался опорный интервал, чаще всего квинта, и для разных квинт (всего их получается двенадцать) рассчитывалось свое соотношение с оптимальным числом биений, а потом к этой системе приспосабливали и все остальные интервалы.

Примерно в такой последовательности и по сей день работают настройщики. Однако в конце XVII века сразу несколько крупных ученых поставили вопрос о создании такого строя, в котором бы все интервалы воспринимались слухом как равные между собой, начиная с самого мелкого - полутона (то есть 1/12 части октавы). Нельзя с точностью сказать, кто был автором формулы расчета равномерной темперации, так как мы встречаем ее у разных авторов.

Как и в случае с другими изобретениями, рассчитанными на унификацию той или иной музыкальной технологии, равномерная темперация дала мощный толчок композиторам, которые стали использовать систему равных полутонов для получения самых смелых звукосочетаний . С другой стороны, равномерная темперация вызвала законные возражения музыкантов-исполнителей, в первую очередь струнников, справедливо утверждавших, что естественные тяготения тонов в строе с равномерной темперацией друг к другу в мелодиях звучат беднее и суше.

По последним данным, еще Бах использовал разные системы неравномерной темперации. Однако все конструкции музыкальных инструментов начиная с середины XVIII столетия строились с учетом темперации равномерной, кроме струнных смычковых, конструкция которых в принципе к этому строю не может быть приспособлена. Последними «натуральными» инструментами симфонического оркестра оставались медные (местами до начала ХХ века), но дальнейшее усовершенствование их устройства также не оставило им шанса. Только в вокальной музыке (везде в фольклоре и иногда в церкви) уцелел натуральный строй.

1560-е годы

Инструменты скрипичного семейства

Вопреки еще недавно широко распространенному мнению, скрипка не являлась продуктом спонтанного усовершенствования и гибридизации ранее существовавших смычковых (различных виол, фиделя или ребека), а была сознательным изобретением принципиально нового инструмента, соответствовавшего самым свежим (к середине XVI века) данным из области физики и акустики.

Струнные смычковые инструменты из трактата Афанасия Кирхера «Musurgia universalis». 1650 год. Фото – Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg

Четыре струны, настроенные по квинтам, давали возможность быстрой и удобной унификации положения пальцев на грифе. По сравнению с виолой скрипка обладала гораздо более мощным и насыщенным звуком.

Как и в случае с аналогичными изобретениями, у этого было сразу несколько авторов (предположительно, Микели Пеллегрино, Николо Фонтана и Андреа Амати), а развитие и совершенствование скрипичного строительства в XVII веке привело к появлению в первой половине XVIII века знаменитых инструментов Страдивари и Гварнери. Инструменты виольного семейства получили мощный конкурирующий клан, борьба с которым была проиграна как раз к эпохе Гварнери (вторая четверть XVIII века).

Все скрипичное семейство было создано сразу целым комплектом, первоначальный состав которого был такой: сопрановая скрипка, альтовая, теноровая, басовая. Диапазон инструментов приблизительно соответствовал диапазонам певческих голосов - абсолютное господство вокальной музыки и аккомпанирующая роль инструментов в XVI веке все еще были суровой реальностью. Позднее тенор выпал из этого комплекта, зато появился контрабас, созданный Микеле Тодини сто лет спустя (правда, об этом изобретении забыли вплоть до времени формирования классического оркестра (1750-е годы).

В отличие от многих других инструментов, инструменты скрипичного семейства не претерпели практически никаких изменений в конструкции (не считая конструкции смычка, а также других мелочей вроде формы подставки или замены жильных струн на стальные в ХХ веке).

1709 год

Изобретение фортепиано


Большое фортепиано Бартоломео Кристофори. Флоренция, 1720 год. Фото – The Crosby Brown Collection of Musical Instruments / Metropolitan Museum of Art

Бартоломео Кристофори изобретает фортепиано, принципиально изменив конструкцию известного с XV века клавесина.

В клавесине при нажатии клавиши на струну ее задевало специальное перышко, что не давало возможности управлять силой звука и протяженностью. Единственным выразительным средством клавесинистов была артикуляция, а также применение огромного количества мелодических украшений (мелизмов), призванных в первую очередь продлить или акцентировать тот или иной звук (например, трель). Для того чтобы разнообразить динамику и характер звука, подключались другие наборы струн, управлявшиеся с другой клавиатуры (как в органе).

В инструменте Кристофори по струне ударял молоточек, сила удара которого зависела от силы нажатия клавиши. Поэтому он и получил название «клавесин с тихим и громким звуком» (по-итальянски di piano e forte, откуда произошло современное название фортепиано). Колебания струны можно было гасить глушителем (демпфером), а можно было оставлять звучать, нажимая на педаль или отпуская ее.

Усовершенствования механики и резонансной части начали появляться уже в первое десятилетие существования новинки, а к 1858 году этот инструмент приобрел свой современный вид. За это время фортепиано стало самым массовым инструментом, которым и продолжает оставаться до сих пор, впрочем сдавая свои позиции электропианино.

1722 год

Появление функциональной гармонии

Первоначально европейская профес­сиональная музыка была одноголосной и модальной, то есть основанной на том или ином ладу, с единствен­ным устоем, звучащим только в начале и в конце сочинения.

«Трактат о гармонии, сведенной к ее природным принципам» Жана Филиппа Рамо. 1722 год. Фото – Bibliotheque Nationale de France

С развитием многоголосной музыки независимые линии голосов стали образовывать аккорды, но аккорд еще долго не воспри­нимался отдельно от голо­совых линий, что довольно сложно понять современному слушателю, привыкшему воспри­нимать музыку как последовательность аккордов. (На отбор устойчивых, эффектных и запоминающихся последователь­ностей аккордов ушел весь XVII век.) Более того, четыре из шести наиболее употребительных ладов просто исчезли из обращения и сменили названия. Теперь для нас это мажор и минор.

Французский композитор и теоретик эпохи барокко Жан Филипп Рамо в своем «Трактате о гармонии, сведенной к ее природным принципам» ввел иерархию ступеней, оставшихся в употреблении ладов. Первые три аккорда из этой системы - тоника, субдоминанта и доминанта  - «три блатных аккорда», известных любому гитаристу, пробующему свои силы в подворотне. (В галантные времена Рамо они носили название системы «тройной пропорции».) Рамо обосновывает понятие тональности как «систему иерархически централизованных функциональных отношений, где тоника пронизывает всю гармоническую структуру». Кроме того, аккорды, согласно Рамо, теперь должны были расставляться в строго отведенных местах.

Таким образом, утверждался новый музыкальный синтаксис, в котором остановка на доминанте означала нечто вроде запятой в сложном предложении, а остановка на тонике - точку. Локализация царства тоники, доминанты или других функций становится неотъемлемой и узнаваемой чертой более крупных разделов форм. Все без исключения формы классиков  и романтиков - от маленькой шопеновской прелюдии до колоссальной симфонии Брукнера - основывались на противопоставлении более близких к тонике и более далеких от нее функций.

В XIX веке размножение принципа «тройной пропорции» на другие ступени лада привело к отяжелению системы, размыванию границ мажора и минора (например, у Вагнера), созданию крайне протяженных синтаксических структур колоссальной сложности (например, у Брамса).

Импрессионист Клод Дебюсси и вовсе стал любоваться отдельными красивыми аккордами, рассыпая их целыми гроздьями по всем группам оркестра или фортепианным регистрам, а эксцентричный композитор и пианист Эрик Сати пошел еще дальше, нарушая все подряд правила гармонии уже из принципа. В последней трети ХХ века массовая музыка под влиянием блюза и фольклора вернулась на модальную основу, и в настоящее время изобретение Рамо реально используют только в учебной практике и для стилизаций.

1815 год

Изобретение метронома

Немецкий механик, пианист и педагог Иоганн Непомук Мельцель получил патент на свое изобретение 5 декабря.

Метроном Иоганна Непомука Мельцеля. Фото – Musikinstrumenten-Museum des Staatlichen Instituts für Musikforschung – Preußischer Kulturbesitz / Oliver Schuh

Его конструкция метронома завоевала особую популярность, хотя в начале XIX века у Мельцеля было множество конкурентов, так как идея «музыкального хронометра» носилась в воздухе. Это изобретение не только служило учебным целям, отбивая абсолютно ровные доли такта или целые такты, но и было призвано фиксировать авторскую волю в отношении темпа исполняемого сочинения.

До изобретения метронома композитор указывал только характер (весело, живо, широко), а примерный темп зависел от длительности долей такта (так, allegro, то есть «весело» на три восьмых полагалось играть быстрее, чем на три четверти), но к 1815 году темп все чаще зависел от индивидуальных и даже региональных предпочтений, не говоря уже об акустике помещения.

Бетховен был горячим пропагандистом нового изобретения, посвятил Мельцелю канон «Та-та-та» и имитировал звучание метронома во второй части Восьмой симфонии . Однако метрономические указания стоят в малой части всего каталога бетховенских сочинений, а в разных источниках - разные метрономические числа.

Другим любителем метрономических чисел был Игорь Стравинский, но его собственные записи одних и тех же сочинений, сделанные в разные годы (1925–1965), также демонстрируют совершенно разные числа. Более того, как показывает история исполнительства в грамзаписи, темпы исполнения тех же симфоний Бетховена (а тем более Мендельсона, Шумана и других романтиков) менялись через каждые 20 лет под влиянием моды, новых возможностей акустики концертных залов, звукозаписи и так далее. Но считать метроном бесполезным изобретением нельзя: это лучшее доказательство того, что музыкальное время, как и любое другое, является довольно условной и субъективной категорией.

1877–1900 годы

Изобретения в области механической грамзаписи

(1877 год - изобретение фонографа, 1898 год - граммофона, 1900 год - механического фортепиано)

Акустические исследования 1860-х годов закономерно увенчались изобретением машины, позволявшей не только получать визуальное изображение звука, но и воспроизводить его.

Томас Эдисон рядом с фонографом, 1877 год. Фото – Library of Congress

Сегодня, в эпоху электронной революции, можно утверждать, что и то и другое оказалось равно важным для музыки будущего, однако именно возможность воспроизводить записанный звук, а также тиражировать его оказалась равновеликой усилиям Петруччипо изобретению нотного набора. Нотный лист утратил свою монополию на право быть единственным носителем музыкальной информации.

Французский поэт и изобретатель-любитель Шарль Кро заявляет в 1877 году об изобретении палефона, идея которого ему пришла в голову при работе над созданием цветной мультипликации. Кро не запатентовал это устройство, а Эдисон через месяц патентует свое с формулировкой «усовершенствование инструмента для контролирования и воспроизводства звуков». (Промышлен­ные образцы реально работающих фонографов, записывающих звук на цилиндрические восковые валики, появились только через десять лет после появления экспериментального образца, в котором иголка, создававшая звуковые колебания в прикрепленной к ней мембране, ходила вверх-вниз. Ассистент Эдисона Эмиль Берлинер перевернул систему на 45 градусов: его игла совершала колебания влево-вправо.)

Американский изобретатель Эмиль Берлинер назвал свое устройство граммофоном и наладил их промышленное производство в Великобритании в 1898 году. Парадоксально, но первоначально пластинки и фонографы не рассматривались для фиксации процесса индивидуального музыкального исполнения - на каталогах и этикетках пластинок были только название сочинения и состав инструментов (качество было таким, что это пояснение могло быть необходимым).

Только звукорежиссер и продюсер фирмы «Граммофон» Фред Гайсберг догадался делать записи выдающихся певцов и инструменталистов. Первыми звездами звукозаписи стали Карузо, Шаляпин, Баттистини и Мельба. В 1910 году совокупный тираж пластинки с записью ариозо Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы» в исполнении Карузо достиг миллиона.


Эмиль Берлинер с моделью первого изобретенного им граммофона, 1910–1929 года. Фото – Library of Congress

Граммофон перевернул социальную функцию музыки, потеснив домашнее музицирование вместе с пианолой - механическим фортепиано, появившимся в 1900 году. Механическая грамзапись взбудоражила умы изобретателей, резонно решивших, что раз пластинка может воспроизводить записанный звук, то, значит, на ней можно выгравировать звук собственного изобретения.

Эта мысль появляется уже в 1907 году у русского футуриста Николая Кульбина, однако она была реализована только 20 лет спустя на основе оптической записи. Повторы этой мысли можно было встретить в авангардистских журналах вплоть до 1926 года, когда идея «рисованного звука» витала в воздухе. Музыка же для механического фортепиано, не исполнимая ни на чем другом, начала создаваться уже в 1910-е годы: самый известный пример - «Механический балет» Ман Рэя и Джорджа Антейла для кинопроекции, ансамбля пианол и шумовых инструментов 1924 года.

1923 год

Изобретение додекафонии

После распада функциональной системы композиторы стали искать способы новой тональной организации, способной противостоять хаосу звуков.


Отто Клемперер, Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Герман Шерхен. Донауэшинген, Германия, 1924 год. Фото – Arnold Schönberg Center

Некоторые композиторы обратились к гармонии высших обертонов натурального ряда (например, Скрябин), но равномерная темперация мешала им довести эти опыты до конца, а выход за ее пределы на тот момент оказался преждевременным. Многие композиторы попробовали вернуться к модальности и стали создавать новые лады на основе числовых закономерностей (Мессиан) или наблюдений над народными ладами (Барток).

Австрийские композиторы стали отталкиваться от важнейших классических принципов, таких как единство материала, возможность его варьирования и его повторность, - на протяжении десяти лет Арнольд Шёнберг и его ученики, Антон Веберн и Альбан Берг, старательно разрабатывали принципы работы с самыми элементарными частями музыкальной речи: мотивом, интервалом, аккордом.

Попутно они были вынуждены обратить внимание на существенную роль других акустических параметров музыки, ранее считавшихся просто декоративными: в первую очередь на тембр и динамику. При всей своей изощренности принципы этой так называемой атональной музыки (сами они ее определяли как внетональную) были слишком хрупкими и не давали возможности создавать большие контрасты (исключение составляла вокальная музыка). Нужна была какая-то тотальная система, которая бы заменила функциональную тональность, но была бы более гибкой и всеобъемлющей. И такая система была найдена.


Приоритет в открытии додекафонии до сих пор оспаривается, так как поисками такой системы были независимо друг от друга озабочены сразу несколько композиторов в разных странах. Но только Шёнбергу удалось построить стройную и непротиворечивую систему из 12 тонов, в которых каждый следующий тон связан только с предыдущим. Это означает полную ликвидацию понятия устоя и центра, то есть формирование не вертикально, а горизонтально организованной (наподобие интернета или тайных обществ, где каждый участник знает только членов своей ячейки) системы.

Последовательность из этих тонов называется серией (Шёнберг писал «ряд»). Внутри серии ни один звук не повторяется. Число 12 (по-гречески «додека») соответствует количеству полутонов в октаве, а следовательно, звуков хроматической гаммы. Серия из 12 звуков становится основным строительным материалом додекафонной музыки. Естественно, что пока в изложении не появятся один за другим все 12 звуков в заданной последовательности, повторять ни один из них нельзя, иначе это станет началом возвращения к прежнему хаосу.

Таблица рядов Третьего струнного квартета, op. 30, Арнольда Шёнберга. 1927 год. Фото – Universal Edition A.G., Wien/PH 228
www.universaledition.com

Серия не является ни мелодией (хотя вполне может приобрести ее форму), ни аккордом (хотя частями или целиком может быть взята одновременно), а скорее, звуковым полем, то есть принципиально новым состоянием звуковой материи. Ни один из звуков серии, в том числе начальный и конечный, не является центром тяготения, как в модальной или тональной музыке. Ведь все звуки серии являются связанными только друг с другом.

Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию. Предлагаем ознакомиться с десяткой наиболее интересных музыкальных инструментов мира.

Вистл

Этот музыкальный инструмент – основа ирландской культуры. Редко когда ирландская музыка обходится без звучания этого аутентичного инструмента: веселые мотивы джиги, быстрые польки, душевные эйры – в каждом из представленных направлений чувствуется голос вистлы.

Инструмент представляет собой продолговатую флейту со свистком на одном из концов и 6 отверстиями на лицевой стороне. Как правило, изготавливают вистлы из жести, но инструменты из дерева, пластика и серебра также имеют право на существование.

История появления вистла уходит далеко в 11-12 век. Именно этими временами датируются первые воспоминания о данном инструменте. Вистл легко сделать из подручных материалов, именно поэтому инструмент особо ценился среди простого народа. Ближе к ХIХ веку установился общий стандарт для вистла – продолговатая форма и 6 отверстий, используемых для игры. В развитие инструмента наибольший вклад сделал англичанин Роберт Кларк: он предложил изготавливать инструмент из легкого металла – белой жести. Благодаря хрипловатому и задорному звучанию, вистл очень полюбился ирландскому народу. С тех пор этот инструмент стал самым узнаваемым народным инструментом.

Принцип игры на вистле очень прост, причем настолько, что даже если вы никогда не брали в руки этот инструмент, после 2-3 часов усердных тренировок сможете сыграть свою первую мелодию. Вистл одновременно простой и сложный инструмент. Сложность заключается в его чувствительности к дыханию, а простота – в легком достижении аппликатуры.

Варган

Этот древнейший язычковый инструмент за века своего существования практически не изменился внешне. От старославянского «варги» означают «уста». Именно в названии инструмента скрывается способ извлечения звуков из инструмента. Наиболее варганы распространены среди народов севера: эскимосов, якутов, башкиров, чукчей, алтайцев, тувинцев и бурятов. С помощью этого необычного инструмента местные жители выражают свои эмоции, чувства и настроения.

Варганы изготавливают из дерева, металла, костей и прочих экзотических материалов, которые по-своему влияют на звучание инструмента. От используемого материала также зависит надежность и долговечность варгана.

Описать звучание инструмента практически невозможно – лучше раз услышать его мелодию, чем 10 раз читать ее описание. Но все же можно уверенно сказать, что мелодия, исходящая от игры на варгане, бархатная, успокаивающая, настраивающая на раздумья. Но научиться играть на варгане не так просто: чтобы из инструмента извлечь мелодию, необходимо научиться управлять своей диафрагмой, артикуляцией и дыханием. Ведь в процессе игры звучит не сам инструмент, а тело музыканта.

Стеклянная гармоника

Пожалуй, один из самых редких музыкальных инструментов. Представляет собой конструкцию из стеклянных полусфер разного диаметра, нанизанных на стержень из металла. Конструкция закреплена в ящике-резонаторе. Играют на стеклянной гармонике слегка увлажненными подушечками пальцев трением или постукиванием.

Первые сведения о стеклянной гармонике известны с середины 17 века. Тогда инструмент представлял собой набор из 30-40 стаканов, на которых играли, нежно прикасаясь к их краям. В процессе игры музыканты извлекали настолько необычные, захватывающие звуки, что казалось, будто сотни стеклянных шариков падают на землю.

После грандиозного турне ирландца Ричарда Пакрича по территории Англии в 1744 году инструмент стал настолько известен и желаем, что обучаться игре на нем стали и другие знаменитые музыканты. Более того, великие композиторы того времени Моцарт, Бетховен и Рихард Штраус, плененные красотой звучания гармоники, специально для этого инструмента писали лучшие композиции.

Однако в те времена считалось, что звучание стеклянной гармоники негативно влияет на психику человека: нарушает душевное состояние, вызывает преждевременные роды у беременных, приводит к расстройству рассудка. В связи с этим в некоторых немецких городах инструмент запретили на законодательном уровне. А в начале ХХ века искусство игры на стеклянной гармонике было забыто. Но все хорошо забытое когда-нибудь возвращается. Так произошло и с этим чудесным инструментом: Виктор Крамер, питерский режиссер, в опере Глинки, представленную в Большом театре, успешно использовал стеклянную гармонику, вернув ее на законное место в современном искусстве.

Ханг

Удивительный музыкальный инструмент, одно из новейших изобретений современности. Ханг был изобретен в Швейцарии в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Создатели инструментов утверждают, что основой игры на экзотическом ударном инструменте является чувство, ощущение музыки и самого инструмента. Да и музыкальный слух у обладателя ханга должен быть идеальным.

Ханг состоит из пары металлических полушарий, вместе образующих диск, схожий с летающей тарелкой. Верхнюю часть (она же лицевая) ханга называют DING, на ней располагаются 7-8 тональностей, заключенных в музыкальный круг. Обозначены они небольшими впадинами, и чтобы получить определенную тональность мелодии, нужно ударить по той или иной впадине.

Нижнюю часть инструмента называют GU. В ней предусмотрено глубокое отверстие, в котором должен находиться кулак музыканта. Строение этого диска выступает в качестве резонанса и модуляции звука.

Бонанг

Бонанг – индонезийский ударный музыкальный инструмент. Состоит из набора бронзовых гонгов, которые шнурами закреплены и горизонтально расположены на деревянной подставке. Сверху в центральной части каждого гонга имеется выпуклость – пенча. Именно она издает звук, если стучать по ней деревянной палочкой с обмоткой на ее конце из хлопчатобумажной ткани или веревки. В качестве резонаторов часто выступают шарики из жженой глины, подвешенные под гонгами. Бонанг звучит мягко и певуче, его звук угасает медленно.

Казу

Казу – народный инструмент Америки. Применяется в музыке стиля скиффл. Представляет собой небольшой цилиндр, сужающийся к концу, из металла или пластика. В середину инструмента вставлена металлическая пробка с мембраной, изготовленной из папиросной бумаги. Играть на казу очень просто: достаточно петь в казу, а папиросная бумага сделает свое дело – изменит голос музыканта до неузнаваемости.

Эрху

Эрху – струнный смычковый музыкальный инструмент, он же древняя китайская двуструнная скрипка, в которой используются металлические струны.

Точно сказать, где и когда был создан первый инструмент эрху, ученые не могут, так как он является кочевым инструментом, а это значит, что он менял свое географическое местоположение вместе с кочевыми племенами. Установлено, что примерный возраст эрху – 1000 лет. Инструмент стал популярным во времена правления династии Тан, припавшие на 7-10 век нашей эры.

Первые эрху были несколько короче современных: их длина составляла 50-60 см, а сегодня – 81 см. Состоит инструмент из корпуса (резонатора) шестигранной или цилиндрической формы. Корпус изготавливают из высококачественного дерева и мембраны из змеиной кожи. Шейка эрху – место, где крепятся струны. Вверху шейки находится изогнутая головка с парой колков. Струны эрху обычно металлические или из жил животных. Смычок делают изогнутой формы. Струну для смычка изготавливают из конского волоса, а остальную часть – из бамбука.

Главное отличие эрху от других скрипок – смычок следует крепить меж двух струн. Таким образом смычок становится единым целым и неразделимым с основой инструмента. Во время игры эрху удерживают в горизонтальном положении, уперев ножкой инструмента себе в колено. Смычком играют правой рукой, а в это время пальцами левой руки нажимают струны так, чтобы они не касались шейки инструмента.

Никельхарпа

Никельхарпа – шведский народный музыкальный инструмент из разряда струнных смычковых. За счет того, что его развитие продолжалось более 600 лет, инструмент имеет несколько модификаций. Первое упоминание, свидетельствующее о существовании никельхарпы, находится на воротах, ведущих к церкви Щелюнге на острове Готланд: на них изображены двое музыкантов, которые играют на этом инструменте. Изображение это было создано в далеком 1350 году.

Современная модификация никельхарпы имеет 16 струн и порядка 37 деревянных клавиш, скользящих в процессе игры под струнами. Каждая клавиша двигается по салазкам вверх, где, достигая своей вершины, зажимает струну, меняя ее звучание. Играющий коротким смычком проводит по струнам, а левой рукой нажимает клавиши. Никельхарпа позволяет разыгрывать мелодии в диапазоне 3 октав. Ее звучание схоже с обычной скрипкой, вот только звучит она с гораздо большим резонансом.

Укулеле

Одним из наиболее интересных музыкальных инструментов является укулеле – струнный щипковый инструмент. Укулеле представляет собой миниатюрную гавайскую гитару с 4 струнами. Появилась она еще в 1880 году благодаря трем португальцам, прибывшим на Гавайи в 1879 г. (так гласит легенда). В целом укулеле – следствие развития португальского щипкового инструмента кавакиньо. Внешне напоминает гитару, с единственным отличием – уменьшенной формой и наличием всего 4 струн.

Различают 4 вида укулеле:

  • сопрано – длина инструмента 53 см, наиболее распространенный вид;
  • концертный инструмент – 58 см длины, немного крупнее, звучит громче;
  • тенор – относительно новая модель (создана в 20-х годах прошлого века) длиной 66 см;
  • баритон – самая крупная модель длиной 76 см, появилась в 40-х годах прошлого века.

Существуют также нестандартные укулеле, в которых 8 струн разбивают по парам и настраивают в унисон. В итоге получается полное, объемное звучание инструмента.

Арфа

Пожалуй, самым удивительным, интересным и мелодичным инструментом является арфа. Сама по себе арфа крупногабаритна, но ее звучание настолько захватывающее, что порой просто не понимаешь, как она может быть настолько восхитительной. Чтобы инструмент не казался неряшливым, его раму украшают резьбой, делают ее изящной. Струны разной длины и толщины натягивают на раму так, чтобы они образовали сетку.

В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – богословов и монахов, затем ее причисляли к аристократическим пристрастиям, а на сегодняшний день она считается великолепным инструментом, на котором можно исполнять абсолютно любые мелодии.

Звучание арфы не сравнить ни с чем: оно глубокое, будоражащее воображение, неземное. Благодаря возможностям инструмента, арфа является незаменимым участником симфонических оркестров.

Удивительных музыкальных инструментов в мире существует немало. И все они звучат по особенному, создавая мелодии, трогающие душу. Каждый из инструментов, представленных выше, безусловно, заслуживает внимания. Но все же не стоит забывать о хорошо знакомых нам скрипках, гитарах, фортепьяно, флейтах и прочих не менее прекрасных и интересных инструментах. Ведь они – основа человеческой культуры и лучший способ выражения чувств и эмоций.

Изобретатели, дизайнеры и музыканты время от времени представляют миру удивительные музыкальные инструменты. Среди них чаще всего встречаются струнные, духовые и клавишные инструменты.

Самые удивительные струнные инструменты

Струнные инструменты всегда были одними из наиболее популярных, среди них есть и весьма необычные. Рассмотрим ТОП наиболее удивительных струнных инструментов. ESCOPETTARA – гитара, сделанная на основе автомата Калашникова. Такая гитара хороша в качестве неординарного презента. Она находится на первом месте рейтинга.

Stratocaster – гитара, в которой семьдесят две струны. Для её создания фрик-художник Йошико Сато разобрал двенадцать гитар. Глядя на такую необычную гитару, создаётся впечатление, что играть на ней сможет только многорукий монстр.

Экстравагантный музыкальный мастер Кен Батлер в 1998-ом году изобрёл скрипку-телефон. А канадский мастер по изготовлению гитар Линда Манзер на протяжении двух лет работала над созданием психоделической гитары – «Гитары Пикассо». Она оснащена четырьмя грифами и сорока двумя струнами. Инструмент был изготовлен по заказу гитариста Пэта Метени. «Гитара Пикассо» занимает четвёртую строчку в десятке необычных струнных инструментов.


Известная японская компания в 1997-ом году создала удивительно простой инструмент CASIO DG-10. Это пластиковая гитара с пластиковыми струнами. От силы удара по струнам зависит громкость звучания. Играть на ней может даже тот, кто обладает нулевым уровнем подготовки.


На шестой строчке рейтинга – нано-гитара. Она изготовлена в корнельском университете. Это самый миниатюрным музыкальный инструмент в мире. Эта гитара меньше, чем толщина человеческого волоса, её размер – менее двух микрон. Она вырезана высокоточным лазером из силикона.

В 1918-ом году инженер Бэйтс изобрёл арфогитару. Её соорудил в 1936-ом году анонимный мастер для чикагской ярмарки. Инструмент LONG STRINGED INSTRUMENT находится на десятой позиции рейтинга необычных струнных инструментов. Он не имеет корпуса и представляет собой натянутые струны, длина которых двадцать один метр. Его изобретатель - Эллен Фулман. Чтобы извлечь звук, достаточно провести по струнам рукой, покрытой канифолью.


Подробнее о дорогих музыкальных инструментах можно .

Необычные духовые инструменты

Можно привести пример нескольких неординарных духовых инструментов. Сделанными из дерева альпийскими рожками на протяжении веков пользовались не только в Альпах и Швейцарии, но и во многих горных областях Европы.


Из рогов скота или из металла изготавливают инструменты, носящие название «вакрапуку». Этот духовой музыкальный инструмент появился ещё в доколумбовый период. В Австралии есть инструмент «диджериду». Его делают из проеденного термитами эвкалипта. Диджериду издаёт неповторимое жужжание. Инструменту около полутора тысяч лет.

В ирландской музыкальной культуре присутствует иллианская волынка. От шотландской версии волынки этот инструмент отличается тем, что не нужно дуть в трубы. Вместо этого музыканты управляют мехами с помощью правого локтя, накачивая мешок у левого. Так для семи труб инструмента подаётся воздух.


Музыканты Армении, Болгарии, Греции, Азербайджана, Македонии, Южной Сербии, Румынии и Турции знакомы с таким типом флейты, как кавал.

Ещё один редкий духовой инструмент – бомбарда. Она напоминает габой. Её родина – северная Франция. Музыкант, играющий на бомбарде должен прилагать немалые усилия, поэтому каждые десять секунд требуются передышки. Извлекаемый звук – очень громкий.

Древний музыкальный инструмент Окарина появился около двенадцати тысяч лет назад в Китае. Европейцы открыли его в шестнадцатом веке после завоеваний Южной и Центральной Америки. Первое время Окарина считался детским музыкальным инструментом, но после того, как в девятнадцатом веке в Италии была создана современная версия, инструмент получил более широкое развитие.

Самые необыкновенные клавишные инструменты

Клавишные музыкальные инструменты появись гораздо позднее ударных, струнных и духовых. Среди необычных можно назвать клавикорд, изобретенный в четырнадцатом веке. В Средние века он был особенно популярен. В середине девятнадцатого века о клавикордах практически забыли, однако в начале двадцатого инструмент вновь возродился.


Клавесин известен с конца четырнадцатого века. Впервые он появился в Италии. В шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия пользовался популярностью такой клавишный инструмент, как Меллотрон. Он был разработан на основе Чемберлина в Англии. Небольшим клавишным струнным инструментом является Мюзелар.

Самый необычный музыкальный инструмент в мире

Странных музыкантов и необычных, иногда существующих в единственном экземпляре, музыкальных инструментов в мире немало. Некоторые инструменты кажутся невероятными. Выбрать какой-то самый необычный сложно. На это звание могут претендовать несколько уникальных музыкальных инструментов.


Один из них – «барсучница». Он представляет собой закреплённый в чучеле барсука музыкальный инструмент теремин. Обладатель «барсучницы» - Дэвид Крэмнер.

Самым необычным можно именовать музыкальный дом, построенный архитектором Дэвидом Хэноэлтом. Этот дом и есть музыкальный инструмент, действующий по принципу византийской арфы. Сквозь стены дома и сквозь комнаты пропускается ветер, в результате чего слышатся мелодичные приятные звуки.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен