Самуэль морзе что изобрел. Биография Морзе. История создания азбуки Морзе. Кто придумал шифры

Все слышали про азбуку Морзе. И вот хотя она уже давным давно стала неактуальной, почти каждый может припомнить хотя бы одно слово, вернее не слово, а просто сигнал - SOS. То есть это символ азбуки Морзе, который представляет собой последовательность «три точки - три тире - три точки», передаваемую без пауз между буквами.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Родился 27 апреля 1791, в Чарлстоне - умер 2 апреля 1872, в Нью-Йорке) американский художник и изобретатель. В 1837 изобрёл электромеханический телеграфный аппарат. В 1838 разработал для него телеграфный код (азбуку Морзе).

Родился в семье известного географа, священника-конгрегационалиста Джедедии Морзе (1761-1826). Учился в Йельском колледже (1807-1811) и проявил интерес к электричеству и к живописи, рисовал миниатюрные портреты. После окончания колледжа в 1810 Морзе стал клерком в Бостоне, но живопись оставалась его главным увлечением. В 1811 родители помогли ему поехать в Англию для изучения живописи, в том числе «исторического» стиля. Там он создал ряд исторических полотен.

Изучал живопись у Вашингтона Олстона. Морзе подавал большие надежды как художник, но его сковывало то обстоятельство, что он безоговорочно принял на веру модную тогда интеллектуальную концепцию, будто живопись, посвященная исторической старине, гораздо выше искусства, отображавшего жизнь современников.

Во время войны 1812 между Англией и США занял проамериканскую позицию. В 1815 он вернулся на родину, но американцы не оценили его исторические холсты. Для того, чтобы зарабатывать на жизнь, он вернулся к портретной живописи и работал в Новой Англии, Нью-Йорке и Южной Каролине. Среди его друзей были герой Американской войны за независимость маркиз Лафайет и романист Фенимор Купер.

В 1817 Морзе получал 60 долларов за портрет, а он мог писать четыре портрета в неделю. Он совершил поездку по Югу и в 1818 вернулся с тремя тысячами долларов, что позволило ему жениться на Лукреции Уокер из Конкорда.

С этим капиталом Морзе переехал в Чарльстон, штат Южная Каролина, забросил портреты и следующие полтора года посвятил работе над огромным историческим полотном для Палаты представителей в Вашингтоне. Картину продать не удалось. Деньги кончились, и он снова поехал в Нью-Йорк. В Нью-Йорке ему заказали большой портрет Лафайета, который совершал в то время поездку по Америке. Морзе написал два портрета. Во всех портретах работы Морзе чувствуется талант, но его «Лафайет» был уже творением зрелого и серьезного мастера. И все же Морзе не был удовлетворен, несмотря на то, что через несколько лет он был признан вождем молодых американских художников. В 1829 году он вновь отправился в Европу, чтобы продолжить занятия.

В 1826 Морзе основал Национальную академию рисунка и был ее первым президентом с 1826 по 1845.

В Америке художники, преданные избранным жанрам, были обречены на полуголодное существование или же, подобно Пилсу, открывали частные музеи, где наряду с всякими диковинами выставляли свои полотна. Опыт Пилса натолкнул Морзе на мысль написать картину, которая заинтересовала бы Америку, никогда не видевшую ни в подлиннике, ни в копии «Мону Лизу», «Тайную вечерю» и другие шедевры мирового искусства. Он написал картину «Лувр», на заднем плане которой изобразил столько шедевров, сколько могло вместить полотно. В 1832 Морзе, преисполненный надежд, упаковал холсты и вернулся в Америку на пакетботе «Сэлли». Он взошел на борт «Сэлли» художником, а высадился на берег изобретателем.

На борту зашел разговор о европейских опытах по электромагнетизму. Незадолго до того была опубликована книга Фарадея, а его опыты повторялись во многих европейских лабораториях. «Извлечение искр из магнита» было одним из чудес того времени. Морзе тут же высказал предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то, что ему были почти неизвестны даже самые основные правила электричества. Морзе в то время твердо верил, что американцы могут добиться чего угодно, стоит только крепко взяться за дело. Что из того, что нет специальных знаний и подготовки (бог вразумит!). Двадцать лет он потратил на изучение живописи; тем не менее, ему и в голову не приходило, что карьера изобретателя-электрика тоже требует подготовки.

За время месячного плавания Морзе набросал несколько предварительных чертежей. Следующие три года он потратил на безуспешные попытки построить по ним аппарат, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда. В довершение к полному невежеству в вопросах электричества у Морзе не было ни времени, ни душевного покоя. Скончалась жена, и на его руках осталось трое маленьких детей.

В 1834 у Морзе появился честолюбивый замысел написать исторические картины для четырех еще пустующих панелей Ротонды в здании Капитолия. Он обратился с просьбой к целому ряду конгрессменов, но Джон Квинси Адамс не поверил в то, что американский художник способен писать в нужном для подобной работы стиле. Отказ явился таким тяжелым разочарованием для Морзе, что он фактически забросил живопись, хотя ему было всего сорок три года и он находился в расцвете сил и таланта.

В следующем году он был назначен на пост профессора живописи и рисования в только что открытом Нью-йоркском университете, созданном силами таких просвещенных умов Нью-Йорка, как Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг и другие. Морзе получал небольшое жалованье, на которое, однако, можно было прожить. Он вернулся к работе над электромагнитным телеграфом.

Первую рабочую модель телеграфа он изготовил в 1835. В это время он еще посвящал большую часть своего времени живописи, преподаванию в Нью-Йоркском университете (где он в 1832 стал профессором живописи и скульптуры) и политике.

С 1837 основное внимание Морзе стал уделять своему изобретению. Один коллега по университету показал ему описание альтернативной модели, предложенной в 1831, а другой предложил строить его модели на металлургическом заводе его семейства. Оба они стали партнерами С. Морзе.

В 1838 он разработал систему точек и черт (тире) для кодированной передачи сообщений, которая стала известной во всем мире как азбука Морзе. В этом же году он предпринял попытку установить телеграфную линию в здании Конгресса, сделать это не удалось, но один из конгрессменов стал еще одним его партнером.

После неудачной попытки создать телеграфную линию в Европе в 1843 Морзе получил финансовую поддержку от Конгресса (30 тыс. долларов) для создания первой экспериментальной телеграфной линии в Соединенных Штатах, от Балтимора до Вашингтона. В 1844 линия была закончена, и 24 мая 1844 он послал первое телеграфное сообщение: «Чудны дела твои, Господи!».

В сентябре 1837 года Морзе демонстрировал свое изобретение в Нью-йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов. Среди приглашенных в зале присутствовал преуспевающий промышленник из Нью-Джерси Стефен Вейл, который согласился пожертвовать 2 тысячи долларов и предоставить помещение для опытов при условии, что Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Морзе согласился, и это был самый удачный шаг в его жизни. Альфред Вейл обладал не только настоящей изобретательностью, но и острым практическим чутьем. В течение последующих лет Вейл во многом способствовал разработке окончательной формы азбуки Морзе, введению телеграфного ключа вместо соединительного стержня и уменьшению размеров аппарата до компактной модели, которая стала общепринятой. Он изобрел также печатающий телеграф, который был запатентован на имя Морзе, в соответствии с. условиями контракта Вейла и Морзе.

Вскоре после встречи с Вейлом Морзе узнал о том, что правительство предложило материальную помощь изобретателю, который сможет соединить телеграфной связью все побережье. В декабре 1837 года он обратился за помощью к конгрессу. На председателя сенатского Комитета по делам коммерции Фрэнсиса О. Дж. Смита демонстрация аппарата Морзе произвела такое впечатление, что он оставил свой пост и стал партнером Морзе. Смит был нечистоплотным дельцом. Его дар публичной риторики и склонность к двурушничеству доставляли неприятности Морзе.

Паника 1837 заставила правительство отказаться от всяких субсидий. Смит отослал Морзе в Европу, чтобы получить там патенты на изобретение. В Англии Морзе сказали, что Уитстон уже изобрел электромагнитный телеграф, в чем он может убедиться, заглянув в ближайшую почтовую контору. На континенте Морзе стало известно, что электромагнитный телеграф уже изобрел Стейнхейл: «Можете пойти на ближайшую железнодорожную станцию и убедиться в этом!» Находясь во Франции, Морзе подружился с другим неудачливым изобретателем – Дагерром, который с не меньшим трудом, чем Морзе, пытался получить патент на открытый им способ фотографии. Товарищи по несчастью, они условились, что каждый из них будет отстаивать интересы другого в своей стране.

В России Морзе узнал, что барон Шиллинг, русский посол в Австрии, изобрел электромагнитный телеграф еще в 1825 году, но сама идея мгновенного сообщения между людьми в дальних концах страны показалась царю настолько крамольной, что он запретил даже упоминать об этом изобретении в печати.

Смит отправился в Вашингтон. Ни одна из иностранных систем телеграфа не была такой простой и удачной, как аппарат Морзе. Поэтому изобретатель не оставлял надежды, хотя его положение никогда не было столь отчаянным. Он решил немного подработать. С этой целью, помимо занятий живописью, он открыл маленькую студию фотографии по способу Дагерра. Но и это предприятие потерпело крах.

Вейл покинул Нью-Йорк и учительствовал где-то на Юге. Морзе в конце концов поехал в Принстон посоветоваться с Джозефом Генри.

Самого Генри не занимала разработка деталей электромагнитного телеграфа. После того как он изобрел реле, основная проблема была решена. И Генри занялся более волнующим и интересным исследованием. Он знал, что рано или поздно появится человек достаточно целеустремленный, чтобы довести работу до конца. Морзе показался ему именно таким человеком.

Генри понравилась одержимость Морзе, и он был готов помочь ему. Он терпеливо объяснил Морзе его ошибки и указал, что одна батарея, независимо от ее мощности, может послать электрический сигнал лишь на ограниченное расстояние.

Реле, изобретенное Генри шесть лет назад, могло разрешить проблему, перед которой стоял Морзе.

Цепь передатчика не соединялась непосредственно с приемным устройством. Вместо приемного устройства в цепь включался подковообразный сердечник из мягкого железа, обмотанный проводом. Между полюсами электромагнита помещался якорь. Когда оператор замыкал и размыкал цепь, посылая электрические импульсы через обмотку магнита, якорь притягивался к магниту или отходил от него. Якорь, в свою очередь, замыкал другую электрическую цепь с собственной батареей и электромагнитом, действовавшую точно так же, как первая цепь. Вторая цепь управляла третьей независимой электрической цепью. Таким образом можно было собрать бесконечную гирлянду электрических цепей. В каждой цепи был свой источник тока и реле.

Генри объяснил Морзе, что такая цепочная система может передавать электрические сигналы на тысячи миль, и на конце «гирлянды» сила импульса будет равна интенсивности переданного сигнала.

Морзе вернулся в Нью-Йорк и переделал свой аппарат в соответствии с наставлениями Генри.

Морзе впервые обратился за субсидией к правительству еще в 1837 году. Однако, несмотря на обещания, которые из месяца в месяц повторял экс-конгрессмен Смит, только в 1843 году просьба Морзе была удовлетворена.

Когда билль о субсидии, наконец, был представлен на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к нему как к забавной шутке. Магнетизм казался им чем-то вроде месмеризма. Пятидесятидвухлетний Морзе слушал с галереи для гостей плоские остроты депутатов и в отчаянии покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия кончала свою работу на следующее утро. Даже если билль будет принят, президент Тайлер не успеет подписать его.

Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка, после чего у него осталось всего тридцать семь центов. На следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием, что друзьям Смита удалось протащить билль без всяких глупых поправок, и Тайлер подписал его в полночь. Морзе был счастлив. Он обещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела твои, господи!»

Правительственную субсидию в тридцать тысяч долларов Морзе мог получить при условии, что будет установлена первая пробная линия протяженностью в 40 миль. Смит вознаградил себя тем, что взял контракт на постройку. Морзе и Вейл решили сделать подземную линию, поместив сложное устройство в свинцовой трубе. Инженер Эзра Корнелл сконструировал специальный плуг, который одновременно рыл траншею, укладывал кабель и закапывал траншею.

Смит истратил почти двадцать тысяч долларов на первые несколько миль. Морзе не находил себе места, сгорая от беспокойства. Корнелл по собственной инициативе подверг испытанию уже уложенный кабель и обнаружил, что линия парализована множеством коротких замыканий. Оказалось, что Смит решил не тратить драгоценных долларов на такую «безделицу», как изоляция.

Корнелл предложил подвешивать оголенные провода на столбах и таким образом обеспечить быструю и дешевую телеграфную связь с Балтиморой и избежать скандала. Но Морзе обуяла паника. Он снова отправился за консультацией к Генри. Генри поддержал Корнелла, и вся линия была подвешена на деревьях и столбах, причем в качестве изоляторов применялись горлышки бутылок. Прокладка была завершена, когда в Балтиморе собралась конвенция партии вигов для выдвижения кандидата в президенты.

Вейл отправился в Балтимору. Ему было поручено сразу же сообщить Морзе в Вашингтон обо всех событиях, происходящих на съезде.

Политики, спешившие из Балтиморы в столицу со срочными сообщениями, узнавали, что новости опередили курьерские поезда. Человек по имени Морзе говорил из Вашингтона с Балтиморой по проводам.

Будучи единственным хозяином телеграфа, Морзе со своими партнерами создал «Магнетик телеграф компании для прокладки линии между Нью-Йорком и Филадельфией. Компания являлась частным акционерным обществом.

К тому времени Морзе порвал с Вейлом и большинством других своих помощников.

Действительным организатором строительства линии от морского побережья до Миссисипи стал некий делец О"Рейли. Он был полным невеждой в вопросах телеграфа и техники, но зато умел торговать акциями. Каждый отрезок линии между двумя городами считался отдельным предприятием. Как искусный полководец О"Рейли высылал вперёд гонцов, извещавших о приближении «Говорящей молнии». Он собирал дань с такой же быстротой, как и тянул провода. Менее чем за два года он протянул тысячи миль проводов во всех направлениях, создав такое множество акционерных компаний, что владельцы патента буквально сбивались со счета.

Газеты быстро убедились в преимуществах телеграфа, и «Ассошиэйтед пресс» создало собственную телеграфную службу. К 1848 в маленьких селениях жители читали последние известия о войне в Мексике, только что переданные по «Говорящей молнии». Вскоре телеграф стали применять на железных дорогах для сигнализации, связи и блокировки. Владельцы товарных составов со скотом, предназначенным для экспорта, приближаясь к Нью-Йорку, по телеграфу предупреждали капитана судна о количестве голов. Он мог в соответствии с этим подготовить палубы для приема скота, и погрузка занимала не более получаса. Долгое время все телеграммы начинались с обращения «Дорогой сэр» и оканчивались словами «С глубоким уважением».

Первые линии постоянно выходили из строя в плохую погоду. Однажды было обнаружено сто семьдесят обрывов на протяжении тридцати миль. Медная проволока после испытания была отвергнута и заменена железной, а потом ее вытеснил плетеный кабель. Монтеры, следившие за линией, не знали покоя. Им противостояли не только силы природы, но и разгневанные фермеры, норовившие оборвать линию, потому что их раздражал гул в проводах.

Только в 1856, когда Хирам Сибли, про которого я уже раньше писал, организовал компанию «Вестерн Юнион», удалось навести кое-какой порядок. Возникали все новые и новые линии, и Морзе каждый раз платили за использование патента. Кончились дни лишений. Он провел старость в богатстве и славе. Морзе неоднократно судился с конкурентами и неизменно выигрывал дела, хотя однажды ради этого ему пришлось отрицать даже то, что он в свое время пользовался ценной помощью Джозефа Генри.

Морзе был немедленно вовлечен партнерами и конкурирующими изобретателями в патентные тяжбы, вел энергичную борьбу за свои права, которые в 1854 были признаны Верховным судом США. Позднее он экспериментировал с подводным телеграфным кабелем. Телеграфные линии были проведены по обе стороны Атлантики.
На склоне лет, будучи состоятельным человеком, Морзе занимался филантропической деятельностью - помогал колледжам, церквям и бедным художникам.

Не имея глубоких знаний по электронике, Сэмюэл Морзе после десяти лет упорного труда представил миру пишущий телеграфный аппарат, а еще через полгода телеграфную азбуку – знаменитую азбуку Морзе.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в американском городишке Чарзтаун штат Массачусетс в семье известного проповедника.

В 1805 году он поступил в Йельский университет. В университете преуспевал в физике и в частности в электричестве. Но, несмотря на это очень тяготел к изобразительному искусству.

В 1811 году Морзе, против воли родителей, отправляется в Европу, что бы изучать живопись. В 1813 году он рисует знаменитую картину “Умирающий Геркулес”, за которую получает золотую медаль от Лондонской королевской академии искусств.

Возвратившись в Америку, Сэмюэл Морзе в 1925 году основывает Национальную академию живописцев в Нью-Йорке.

В 1929 году он снова отправляется в Европу для изучения живописи и устройств рисовальных школ. В 1832 году возвращаясь на пароходе домой, он увидел фокус – вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к элементу питания. Это заинтересовало Морзе и вдохновило на создание устройства для передачи сигналов на расстояние по проводам.

Последующие десять лет, не имея глубоких знаний в электронике и специально оборудованной мастерской, Морзе упорно и целеустремленно работал над созданием своего электромагнитного телеграфа. Работая на чердаке в доме своего брата, Морзе пользовался подручными чаще всего саморобнымиприспособлениями.

В сентябре 1837 года в здании Нью-Йоркского университета Морзе продемонстрировал свой телеграф общественности. Телеграмма была передана на расстояние 1700 футов(500 метров), однако оказалась плохо читаемой потому, что слова в ней обозначались комбинациями зигзагообразных линий. Заслуга Морзе в том, что он пытался сконструировать пишущий телеграф, а его предшественники – стрелочные показывающие. Морзе для записи сигналов использовал электромагнит и прикрепленный к нему пишущим приспособлением.

Через полгода он полностью изменяет код записи сигнала и представляет его общественности. Созданная им азбука отображала буквы в виде набора коротких и длинных сигналов. К созданию своей азбуки Морзе подошел очень основательно. Проработав большое количество текстов, он вычислил частоту повторяемости всех букв. Наиболее повторяющиеся буквы он обозначил простыми комбинациями коротких и длинных сигналов. Наименее повторяющиеся – более сложными.

В 1838 году в том же Нью-Йоркском университете Сэмюэл Морзе демонстрирует передачу телеграммы на 15 км. с использованием нового кода. В 1840 он получает патент на свое изобретение.

В 1843 году Конгресс предоставил Морзе субсидию на сооружение 65-ти километровой телеграфной линии Вашингтон-Балтимор, которая в мае 1844 уже вошла в строй. После этого изобретатель стан национальным героем, получил широкую известность.

Азбука Морзе, в последствии была несколько модифицирована, но до сих пор используется по всему миру. Например, принятый в 1912 году единый сигнал бедствия «SOS » - три точки, три тире, три точки.

Современный вариант международного кода Морзе был принят в 1939 году.


Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений. Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?



Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.





Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.



В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».



Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.



Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.



Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.



Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.



А для некоторых ученых их открытия стали роковыми:

Что такое азбука Морзе – знает каждый. А вот об авторе ее известно не многим. Между тем Сэмюэл Финли Бриз Морзе – фигура необычная. Сын священника, ставший художником; художник, ставший изобретателем; изобретатель, ставший богачом; богач, ставший благотворителем, – все это о нем. Знакомьтесь, – тот самый Морзе!

ЖИВОПИСНОЕ НАЧАЛО

Отец Сэмюэла Морзе, Джежедия Морзе, очень интересовался географией, но служил в церкви священником. Преподобный Морзе не дожил до главного достижения своего сына. Но кое-каких успехов Морзе-младший достиг еще при жизни отца. В 1807 году Сэмюэл уехал из родного Чарльзтауна (штат Массачусетс, США) и поступил в Йельский колледж. Окончив его, Морзе устроился работать клерком в Бостоне. Но эта работа не занимала его так, как главное на тот момент его увлечение – живопись. Кроме желания писать картины, у Сэмюэла был талант художника. И он решил отправиться в Европу, чтобы взять там дополнительные уроки живописи.

Надо отдать должное Сэмюэлу Морзе: он никогда не думал и не жил так, будто достижения придут к нему сами собой. Этот человек намечал себе цель, а потом неуклонно шел к ней… И нужные для достижения цели знания, обстоятельства, люди неизменно появлялись на его пути. Первые серьезные успехи Морзе были связаны с живописью. В 1813 году он представил на суд Лондонской королевской академии художеств картину «Умирающий Геркулес» и был удостоен золотой медали. Вернувшись в Америку, Морзе стал писать 4 портрета в неделю, получая за каждый 60 долларов. Таким образом он за год заработал 3 тысячи долларов. Теперь Сэмюэл мог жениться, и в 1818 году он обвенчался с девушкой по имени Лукреция Уокер.

Уже через несколько лет талант Морзе оценили коллеги: он был признан лидером молодых американских художников. Сэмюэл написал множество портретов, среди его клиентов были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет и Президент США Мунро. В 1826 году Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее первым президентом.
Однажды, когда он очередной раз поехал подучиться живописи в Европу, Морзе написал там картину «Лувр». На заднем плане ее он которой изобразил целую галерею мировых шедевров: «Мону Лизу», «Тайную вечерю»… Таким образом он хотел познакомить американцев с великими произведениями, которых в Америке тогда еще не видели. Вдохновленный Сэмюэл упаковал свой холст и 1 октября 1832 г ступил на борт пакетбота «Сэлли», чтобы отправиться домой. Как сказал один из биографов Морзе, «он взошел на борт художником, а высадился на берег изобретателем».

ЕСЛИ ХОРОШЕНЬКО ВЗЯТЬСЯ…

Дело было так. На корабле знаменитый врач Чарльз Т.Джексон (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) демонстрировал пассажирам фокус-опыт: стрелка компаса, когда к нему подносили кусок провода, подсоединенного к гальваническому элементу, начинала вращаться. За опытом внимательно наблюдал Самюэл. Как раз в это время в Европе была опубликована книга М.Фарадея. «Извлечение искр из магнита» казалось чудом. Но Сэмюэл увидел в этом чуде начало другого, более полезного чуда: а что, если сочетание искр использовать как код, чтобы передавать сообщения по проводам? Идея полностью захватила его. Морзе не был специалистом в электричестве. Но он твердо верил, что можно добиться чего угодно, стоит только хорошенько взяться за дело: Бог вразумит!

За тот месяц, пока Морзе плыл домой, он даже набросал несколько чертежей. Однако три года усилий, которые Сэмюэл потратил на сбор аппарата по своим чертежам, не дали результата. Сказался недостаток знаний. Для Сэмюэла Морзе начался нелегкий период в жизни. Умерла его жена, на руках остались трое маленьких детей…В довершение зол, конгресс отверг кандидатуру Морзе, когда потребовалось написать исторические картины для американского Капитолия. Разочарование Морзе было настолько велико, что он поставил крест на своей карьере художника.
И хотя в 1835 году Морзе стал профессором живописи и рисования в только что открывшемся Нью-Йоркском университете, его внимание теперь все больше занимало новое дело: изобретение телеграфного аппарата.

«ГИРЛЯНДА»

В 1837 году Морзе продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной около 518м. Один из приглашенных на презентацию, промышленник Стив Вейл, согласился предоставить Морзе помещение для опытов и 2 тысячи долларов. Но с одним условием: Морзе должен был взять в компаньоны его сына, Альфреда Вейла. Морзе согласился, и Альфред, обладающий практической жилкой, оказал ему неоценимую помощь. В 1838 году Сэмюэл Морзе разработал систему сигналов – точек и тире – для кодирования передачи сообщений – знаменитую азбуку Морзе.

Но оставалась нерешенной одна проблема: как передавать сигналы на очень большие расстояния, чтобы можно было соединить телеграфной связью оба побережья Америки? Морзе поехал за советом к другому изобретателю, Джозефу Генри, который шестью годами раньше сконструировал реле. (Находить применение своему изобретению Генри предоставил другим, а сам занялся другими исследованиями). Генри посоветовал Морзе соединить множество электрических цепей в одну «гирлянду», вставив в каждую цепь свой источник тока и реле. «Гирлянда» позволяла передавать сигнал на большие расстояния по принципу эстафеты: каждая батарея могла передавать его лишь на ограниченное расстояние, но соединенные вместе, они доносили послание до финиша. Теперь можно было «сплести» такую «гирлянду» от Балтимора до Нью-Йорка и опробовать изобретение на деле. Для Сэмюэла начались хорошие времена. Дело сдвинулось с мертвой точки, и в 1843 году (после семилетнего ожидания) он получил от конгресса США 30 тысяч долларов на создание экспериментальной телеграфной линии в США.

ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАММА

Но даже в жизни целеустремленного Морзе был момент, когда он готов был сдаться. Это случилось незадолго до его победы. Дело было так. Когда билль о субсидии, наконец, представили на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к идее Морзе как к забавной шутке. Пятидесяти двухлетний изобретатель сидел в с галерее для гостей плоские остроты депутатов. В конце концов он в отчаянии покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия заканчивалась на следующее утро. Даже если билль был бы принят, президент Тайлер не успел бы его подписать… Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка. У него в кармане осталось всего тридцать семь центов.

Но на следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием: билль удалось «протащить», и Тайлер подписал его в полночь. Морзе был счастлив! Теперь у него появились деньги (те самые 30 тысяч долларов от конгресса), чтобы проложить пробную телеграфную линию. На радостях Морзе пообещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела Твои, Господи!»

«ГОВОРЯЩАЯ МОЛНИЯ»

27 мая 1844 года с помощью «морзянки» и телеграфного аппарата Морзе было послано первое телеграфное сообщение. Для передачи сигнала использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема – электромагнит, якорь которого управлял перемещением чернильного пера по бумаге. Когда Морзе смог через телеграф узнавать о событиях в столице в тот же день, когда они происходили (невиданное по тем временам явление!), его «говорящая молния» произвела сенсацию. А вскоре Морзе познакомился с талантливым дельцом О’Рейли, который спланировал и провел целую кампанию по оснащению телеграфом множества городов. «Говорящая молния» завоевала Америку… а затем и весь мир: в 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе над другими, и он нашел свое широкое применение.

Конечно, на пути идеи Морзе появлялись еще множество трудностей: первые кабели были несовершенны и выходили из строя в плохую погоду; фермеры, которых раздражал гул от телеграфной линии, грозились порвать провода; постоянно появлялись желающие оспорить авторские права на изобретение аппарата Морзе в суде. Но в конце концов все тяжбы были выиграны, и изобретатель наконец смог насладиться плодами своего упорного труда. Ему исправно платили за использование патента, и он стал богатым человеком. Сэмюэл Морзе уже при жизни смог убедиться в том, что его кредо было верным: всего можно добиться, если хорошенько взяться за дело. Сэмюэл Финли Бриз Морзе прожил 81 год. Чем он занимался на склоне лет? Экспериментировал с подводным телеграфным кабелем. А еще, как истинный сын священника, он занимался благотворительностью: помогал колледжам, церквам… и, конечно же, бедным художникам.

Телеграфная азбука, которую применяют сегодня, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году Сэмюэл Морзе. В первоначальной «морзянке» некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Это осложняло прием радиограмм. Например, латинская буква С шифровалась тогда как «две точки-пауза-точка», т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами. Современный вариант международного кода Морзе (International Morse) появился сравнительно недавно – в 1939 году, после окончательной корректировки. Но первоначальный вариант «морзянки» еще использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века.

Если спросить среднестатистического россиянина о том, каких американских художников он знает, то - в зависимости от эрудиции и сферы интересов - можно услышать в ответ имена самых разных людей: от Бориса Вальехо до Норманна Роквелла. Есть, однако, одно имя, которое известно всем - и при этом вряд ли прозвучит... А жаль.

Живописец и портретист


Сэмюэл Морзе. Автпортрет.

27 апреля 1791 года в городке Чарльзтауне близ Бостона (штат Массачусетс) в семье известного в Новой Англии христианского проповедника и автора первого американского учебника по географии родился первенец - Сэмюэл Финли Бриз Морзе.

Уже в раннем детстве у Сэмюэла обнаружились способности к рисованию. В школе ему доставалось от старого учителя за порчу классной мебели, которую он украшал изображениями людей и зверей, однако уже в пятнадцать лет Сэмюэл написал маслом картину, которая потом висела в городской ратуше.

По окончании школы 16-летний Сэмюэл поступил в Йельский университет, где продолжал увлеченно заниматься живописью. Его учителем и наставником стал Вашингтон Олстон, знаменитый американский художник и поэт.*

В 1811 году Сэмюэл отправился вместе с Олстоном в Старый Свет, чтобы изучать живопись и скульптуру в студиях крупных европейских мастеров. Вашингтон Олстон, профессор Лондонской королевской академии художеств, считал, что у его ученика из Нового Света блестящее будущее. Ведь именно Морзе был удостоен золотой медали за выпускную работу - картину "Умирающий Геркулес". Еще он замечательно писал портреты,

Портрет написан в 1822 году.

С этим капиталом Морзе переехал в Чарльстон (штат Южная Каролина), забросил портреты и следующие полтора года посвятил работе над огромным историческим полотном для Палаты представителей в Вашингтоне. Картину, впрочем, продать не удалось, деньги кончились - и Морзе снова отправился в Нью-Йорк.

Там ему заказали большой портрет Лафайета, который совершал в то время поездку по Америке. Надо отметить, что во всех работах Морзе чувствуется талант, но его «Лафайет» стал творением зрелого и серьезного мастера.

Морзе пишет портрет Лафайета.

Активный по натуре, Морзе был признанным лидером молодых американских художников. Он основал национальную академию рисования (National Academy of Design) и был ее первым и бессменным президентом с 1826 по 1845 год.

Сэмюэл считал, что молодые американские художники должны иметь возможность учиться живописи не только в богатой культурными традициями Европе, но и у себя на родине, в Америке. Поэтому в 1829 году он снова отправился в Европу для изучения организации школ рисования. Казалось бы, ничто не предвещало, что вполне состоявшийся зрелый человек, талантливый художник может оставить дело, в котором так преуспел. Впоследствии Морзе скажет: "Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа".
Итак, в 1829 году Морзе вновь едет в Европу. Он хотел создать картину, которая заинтересовала бы Америку, никогда не видевшую ни в копии, ни в подлиннике «Мону Лизу», «Тайную вечерю» и другие произведения искусства. Он написал полотно «Галерея Лувра», чрезвычайно интересное с точки зрения композиции - на заднем плане этой картины Морзе сумел разместить множество шедевров, так что зритель смотрел на одну картину, а видел сразу несколько живописных полотен.

Морзе высказал предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для переда­чи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то, что ему были почти неиз­вестны даже самые основные правила электри­чества. Морзе в то время твердо верил, что американцы могут добиться чего угодно, стоит только крепко взяться за дело. Что из того, что нет специальных знаний и подготовки (бог вразумит!). Двадцать лет он потратил на изучение живописи; тем не менее ему и в голову не приходило, что карьера изобретателя-элект­рика тоже требует подготовки.
Наброски, сделанные Морзе на «Салли», демонстрируют его мысль об использовании им­пульсов электрического тока для приведения в движение пера. На них видно также, что он не знал, каким образом из батареи полу­чается ток.

Итак, взойдя в Гавре на корабль художником, Морзе сошел с него в Нью-Йорке изобретателем. Что было потом? Потом было три года безуспешных попыток сделать по своим чертежам аппарат. Три года, проведенных на чердаке дома своего брата Ричарда. Три года, выброшенных на ветер, что совершенно естественно для человека, столь далекого от техники.

В эти дни неудачи преследуют Морзе во всем. У него умирает жена, и он остается с тремя детьми - без денег, душевного покоя и видов на будущее. Он получает отказ даже на предложение написать картину. Воспользовавшись былым знакомством с французским коллегой, художником Луи Дагером, изобретателем фотографии, он становится первым в истории Америки фотографом, но и это не приносит ему дохода.

От голодной смерти Морзе спасает место преподавателя эстетики и рисования, полученное им в только что открывшемся Нью-Йоркском университете. Спасением это оказалось и для его изобретения.
За месяц плавания он набросал предварительные чертежи, а затем соорудил импровизированную лабораторию на чердаке в доме своего брата, Ричарда Морзе. Сэмюэл решил ни много ни мало изобрести электромагнитный телеграф.

На самом деле телеграф существовал еще с XVII века - так называлась система башен-семафоров, выстроенных цепочкой в пределах прямой видимости друг от друга. Оптический телеграф Клода Шаппа был изобретен в 1792 году и долгое время использовался как в Старом, так и в Новом Свете.

Римскую Империю создали дороги. Империям нового времени требовалось нечто поважнее дорог - связь. Молодая северо-американская республика тоже осознавала эту потребность - прежде всего надо было объединить единой системой связи тысячу миль Атлантического побережья. Обычные семафоры не подходили, и правительство предложило награду в $30 тысяч тому, кто предложит наиболее удачный проект. Морзе счел это предложение весьма заманчивым и принялся за работу.

Мобильная установка телеграфа Шаппе, Крымская война 1853-1856 гг.
Азбука сигнальных костров.

Телеграф на рубеже веков

К тому времени, как появилась модель Морзе, уже существовало несколько разновидностей электрического телеграфа.

Первый аппарат Морзе весил 184 фунта.

Не стоит, однако, полагать, что Сэмюэл Морзе вот так просто взял и изобрел телеграф - увы, на это ему не хватало ни знаний, ни времени, ни душевного покоя. Лукреция Морзе скончалась, оставив на его руках троих маленьких детей.

Кроме того, Морзе любил живопись - в 1834 году у художника появился честолюбивый замысел написать исторические картины для четырех еще пустующих панелей Ротонды в здании Капитолия. Однако конгресс отказался субсидировать этот проект, что было для Морзе большим разочарованием. Впрочем, в следующем году Морзе получил пост профессора живописи и рисования в Нью-Йоркском университете. Определенная финансовая стабильность позволила ему вернуться к работе над электромагнитным телеграфом.

Много дней изобретатель безрезультатно бился над установкой.
В его распоряжении было несколько гальванических батарей, железных стержней и проволока. Он соединил их по схеме, которую сам начертил, и замкнул цепь. Никакого результата! Он сделал несколько переключений. Снова ничего! Много дней он безрезультатно бился над установкой. Наконец, отчаявшись, он обратился за помощью к коллеге с химического факультета Леонарду Гейлу. Гейл взглянул на беспомощную конструкцию Морзе и сжалился над ним. Морзе от кого-то слышал, что для того, чтобы сделать электромагнит, нужно обмотать проволокой подковообразный кусок железа. Гейл, который был знаком с работами Генри, объяснил Морзе, что обмотка сделана как попало, без всякой изоляции. Он показал Морзе, как производится намотка и как включать батарею в такую цепь. И тогда, наконец, аппарат Морзе подал признаки жизни.
Ранние проекты телеграфа Морзе были весьма наивны и чрезвычайно сложны.

Принцип был тот же, что у Генри. Оператор замыкал и размыкал электрическую цепь, так что серия электромагнитных импульсов посылалась по двум проводам к приемному устройству. Поздние модели телеграфа снабжались сигнальным ключом, при помощи которого замыкалась и размыкалась цепь.
Впрочем, до триумфа было еще далеко. Электричество в аппарате Морзе поставляли относительно маломощные гальванические батареи: чем длиннее был провод между передатчиком и приемником, тем больше батарей требовалось. Первоначальная схема (с одной батареей) позволяла послать разборчивое сообщение лишь на короткое расстояние. Морзе с помощью Гейла постепенно довел длину провода от двадцати футов до ста, а спустя некоторое время и до тысячи.

Точка и тире
Морзе решил поместить на приемной станции не стрелочный измерительный прибор, а самописец, «рисующий» полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте.

Что проще всего изобразить на бумаге? Точки и черточки. Все зависит только от того, сколько времени перо касается бумаги. А если пишет прибор, то перо при этом должно только подниматься и опускаться, а бумажная лента - двигаться. Надо только с помощью точек и черточек обозначить буквы алфавита, придумать комбинации для обозначения каждого знака.

Все великое просто, как прост и велик этот универсальный код, состоящий из точек и тире, всемирный телеграфный язык, посредством которого можно не только разговаривать, посылая электрические, световые, звуковые сигналы, как, например, перестукиваются заключенные, но даже миганием глаз нам может что-то сказать человек с парализованной речью. Летит над земным шаром морзянка, уже одним своим названием увековечившая имя своего создателя.

Их союз оказался на удивление плодотворным - Альфред Вейл обладал не только прекрасным инженерным мышлением, но и острым практическим чутьем. Он внес значительный вклад в создание азбуки Морзе и улучшение передатчика. Альфред предложил использовать телеграфный ключ вместо соединительного стержня и уменьшить размеры аппарата.

Павел Львович Шиллинг.
Телеграфный аппарат П.Л. Шиллинга.

Первые неудачи

Итак, 24 января 1838 года все в том же Нью-Йоркском университете состоялась вполне успешная передача телеграммы с применением нового кода.

Вскоре после встречи с Вейлом Морзе узнал о том, что правительство хочет соединить телеграфной связью все побережье. В декабре 1837 года он обратился за помощью к Конгрессу и продемонстрировал работу своего аппарата председателю сенатского Комитета по делам коммерции Френсису О. Дж. Смиту. Результат этой встречи был во многом парадоксален - расчетливый делец и опытный политик, Смит оставил свой пост и стал партнером Морзе.

Паника 1837 года заставила правительство отказаться от всяких субсидий, и Смит отослал Морзе в Европу, чтобы тот получил там патенты на свое изобретение. Но в Англии Морзе заявили, что электромагнитный телеграф уже изобрел Уитстон, в чем можно убедиться, заглянув в ближайшую почтовую контору. То же самое произошло и на континенте и в России, где Морзе узнал об экспериментах барона Шиллинга.

Находясь во Франции, Морзе подружился с другим неудачливым изобретателем - Дагером **, который пытался получить патент на открытый им способ фотографии. Товарищи по несчастью, они условились, что каждый из них будет отстаивать интересы другого в своей стране.

Морзе поспешил обратно в Америку с тяжелым сердцем. Ни одна из иностранных систем телеграфа не была такой простой и удачной, как аппарат Морзе, - и изобретатель не оставлял надежды, хотя его финансовое положение никогда не было столь отчаянным.

Генри приходит на помощь

«Человек своей эпохи» С.Ф.Б.Морзе.
Вторая жена Морзе Сара Элизабет Гризволд.

Творчество Вашингтона Олстона сравнивали с венецианскими художниками эпохи Возрождения. Его картины порой были насыщены драматизма и жизненности, переносящие своего зрителя в далекие времена пошлых веков. Работы Олстона значительно повлияли на дальнейшее развитие американской пейзажной живописи. Среди его самых ярких картин можно выделить картины «Florimell"s Flight», «Coast Scene on the Mediterranean», «Moonlit Landscape», «Storm Rising at Sea».

Вашингтон Олстон (Washington Allston)

Место рождения: Кормей-ан-Паризи, Франция

Место смерти: Бри-сюр-Марн

Гражданство: Франция

Луи́ Жак Манде́ Даге́р (фр. Louis Jacques Mandé Daguerre, встречается вариант транслитерации Дагерр; 1787-1851) - французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографи

***
Материал из Википедии

Род деятельности: изобретатель, предприниматель, филантроп

Место рождения: Нью-Йорк, США

Гражданство: американец