«Русские сезоны» в Париже. «Русские сезоны» Сергея Дягилева Русские сезоны в париже были организованы


Чуть более ста лет назад Париж и вся Европа были ошеломлены яркими красками, красотой и конечно же талантом актёров «Русского балета». «Русские сезоны», как их ещё называли, несколько лет оставались непревзойдённым событием в Париже. Именно в это время сценическое искусство возымело такое большое действие на моду.


Костюмы, сделанные по эскизам Бакста, Гончаровой, Бенуа и многих других художников, их декорации отличались яркостью, оригинальностью. Это повлекло взрыв творческого энтузиазма в создании роскошных тканей и костюмов, определило даже дальнейший стиль жизни. Восточная роскошь охватила весь модный мир, появились прозрачные, дымчатые и богато вышитые ткани, тюрбаны, эгреты, перья, восточные цветы, орнаменты, шали, веера, зонтики, – всё это воплотилось в модных образах предвоенного времени.


«Русский балет» буквально вызвал революцию в моде. Разве могла сравниться откровенная нагота Маты Харри или едва прикрытая Айседора Дункан с фантастическими костюмами русского балета? Спектакли буквально потрясли весь Париж, для которого открылся новый мир.



Королева косметики того времени, всю свою жизнь вспоминала спектакли «Русского балета», после посещения которых однажды, едва вернувшись домой, она сменила всё убранство своего дома на яркие блестящие тона. Гениальный импресарио С. Дягилев определил стиль жизни парижского общества. Фейерверк «Русского балета» на сцене вдохновил знаменитого Поля Пуаре на создание ярких красочных одежд. Восточная экзотика и роскошь нашла своё отражение и в танцах того времени, к которым в первую очередь относится танго.


Сергей Дягилев – бывший издатель журнала в России «Мир искусства» в канун революционных событий 1905 года основал новую театральную компанию, в которую вошли художники Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих, композитор Игорь Стравинский, балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, танцор Вацлав Нижинский и хореограф Михаил Фокин.


Затем к ним присоединились ещё многие другие талантливые художники и танцоры, которых объединило умение С. Дягилева видеть и находить эти таланты и, конечно же, любовь к искусству. Многочисленные связи С. Дягилева с коммерческим и художественным миром помогли организовать новую труппу, которая и прославилась под названием «Русских балетов».




Михаил Фокин, бывший ученик гениального Мариуса Петипа, в начале ХХ века стал развивать собственные идеи балетной хореографии, которые весьма прекрасно сочетались с идеями С. Дягилева.


Среди выдающихся художников, собравшихся вокруг Дягилева, особое мировое признание завоевали работы Льва Бакста. В журнале «Мир искусства» Бакст был главным графиком. Окончив учёбу в Императорской академии искусств, художник рисовал портреты и ландшафты, а затем заинтересовался сценографией. Уже в 1902 году он начал разрабатывать декорации для Императорского театра, и уже здесь проявил себя как способный художник-новатор.


Бакст был увлечён сценографией, он много размышлял о том, как сделать балет, способный выражать мысли и чувства. Он путешествовал по Северной Африке, был на Кипре, в , изучал древнее искусство Средиземноморья. Лев Бакст ознакомился с работами русских исследователей-искусствоведов, хорошо знал работы западноевропейских художников.


Так же, как и Михаил Фокин, он следовал и стремился к эмоциональному наполнению спектакля. И для передачи чувств и эмоций он развил собственную теорию цвета, которая совершила фейерверк в «Русском балете». Бакст знал, где и какие цвета можно использовать, как сочетать их, чтобы передать в балете все эмоции и воздействовать на зрителей посредством цвета.


Бакст создавал роскошные декорации и костюмы, а в то же время Вацлав Нижинский завоёвывал зрителей своим танцем, он заставлял сердца трепетать. Рецензент французской газеты Le Figaro написал, что «… любовь к восточному искусству была завезена в Париж из России через балет, музыку и декорации…», русские актёры и художники «стали посредниками» между Востоком и Западом.




Большинство европейцев и тогда, как впрочем и сейчас, считали Россию частью Востока. На сцене была музыка русских композиторов, декорации русских художников, либретто, костюмы и танцоры – русские. Но композиторы сочиняли созвучия азиатской музыки, а Бакст, Головин, Бенуа и другие художники изображали пирамиды египетских фараонов, гаремы персидских султанов.


На сцене произошло соединение Запада и Востока, а Россия была одновременно и тем и другим. Как говорил Бенуа, что с первых спектаклей он почувствовал, что «скифы» представили в Париже, «столице мира», лучшее искусство, которое доселе существовало в мире.


Фейерверк красок «Русского балета» заставил посмотреть на мир другими глазами, и это было принято парижанами с восторгом.


Князь Пётр Ливен писал в своей книге «Рождение русского балета»: «Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…»




Костюмы «Русского балета» способствовали изменению реальной жизни женщины, освобождению её тела от корсета, предоставили ей большую подвижность. Фотограф Сесил Битон писал впоследствии, что после спектаклей на следующее утро каждый обнаружил себя в городе, утопающем в роскоши Востока, в струящихся и ярких нарядах, которые отражали новую и быструю поступь современной жизни.


Новая мода коснулась и мужских образов. Хотя они и не переоделись в шаровары и , но из моды мужчин вышла некоторая жёсткая элегантность с высоким воротничком и цилиндром, появился новый силуэт – узкий торс, завышенная талия, низкие воротнички и котелки, почти надвинутые на глаза.


Новые образы и силуэты привлекли внимание модельеров, которые начали изучать работы Бакста и других художников «Русского балета». А Поль Пуаре в 1911 – 1912 году отправился в Россию, где встретился с Надеждой Ламановой и другими русскими модельерами, и признал влияние русской моды.


Дизайнеры и художники текстиля и по сей день вспоминают и разыгрывают вариации на тему «Русских сезонов». Модельеры возвращаются к образам яркой экзотики, мотивам фольклора, к русским, индийским или арабским традициям орнаментики. Они искусно варьируют культурными формами Востока, соединяя его с Западом. Под знаменем русских художественных традиций произошло объединение европейской и русской культур.














Каждое посещение Парижа открывало передо мной что-нибудь новое, словно неведомый режиссер своей рукой намечал главную тему и ставил увлекательный спектакль, с одному ему известной тайной расстановки мизансцен.
В тот погожий, по осеннему красочный день, освещенный нежаркими лучами ласкового парижского солнца, мне бросилось в глаза обилие названий улиц, площадей и прочих городских достопримечательностей, носящих имена, так или иначе связанные с русской культурой.
Стоя перед таким известным всему миру зданием парижской Гран- Опера, я неожиданно вспомнила, что в 2009 году мировая культурная общественность отмечала 100-летие «Русских балетных сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Согласитесь, культурное событие, которое выдержало столетний испытательный срок, уже о многом говорит.
К тому же, в молодости я увлекалась балетом, знала почти все балетные постановки Большого театра в исполнении выдающихся представителей этого вида искусства: Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Раисы Стручковой, Натальи Бессмертновой, Майи Плисецкой и др. Но потом проза жизни увела меня в сторону: работа, семья, быт…
И вот, спустя много лет, в Париже мне как будто нарочно стали попадаться на глаза знакомые имена:
– Площадь Дягилева (позади здания Гран Опера)
– Улица Георгия Баланчина
– Аллея Нежинского
– Улица Сергея Прокофьева
– Аллея Римского-Корсакова
– Площадь Игоря Стравинского.
Оказывается, усилия Сергея Дягилева по пропаганде русской культуры во Франции и его деятельность, охватывающая широкую гамму художественной жизни России начала XX века (живопись, музыку, оперные и балетные постановки) остались не только в сердцах благодарных парижан, но и в названиях парижских площадей, улиц, садов и т.п.
А как же всё начиналось?
Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) – неоднозначная, весьма противоречивая фигура, противоречивый характер... И все же друзья его любили и многое ему прощали. Если же оценить его деятельность по пропаганде русского искусства за рубежом, в первую очередь, во Франции и благотворное влияние, которое это искусство оказало на всю театральную жизнь Франции, да и Западной Европы в целом, то его историческое значение для искусства окажется гораздо более весомым, чем все шероховатости его личности.
Сергей Дягилев происходил из обедневшего дворянского рода. В детстве он жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли. Большое влияние на него оказала его мачеха – Е.В.Панаева. В ее гостеприимном доме устраивались музыкальные вечера, ставились целые оперы. Сергей Дягилев свободно говорил по-французски и по-немецки, музицировал. У него была изысканная внешность, что-то барственное чувствовалось во всей его фигуре.
В 1890 г по окончании пермской гимназии С.Дягилев приезжает поступать в санкт-петербургский университет. Здесь через своего двоюродного брата он знакомится с группой молодых художников, некоторые из которых (Александр Бенуа, Лев Бакст) разделят с ним его увлеченность театром на долгие годы.
Не все могли выдержать «горячечный темп его работы». Но он умел добиваться того, к чему стремился. Дягилев был великим мастером «ласкового натиска», он умел «почувствовать человека» и встряхнуть своих сотрудников.
Обновление балета зародилось в среде художников. Их идеалы касались всего искусства. Созданный ими журнал так и назывался: «Мир искусства». Он просуществовал до 1904 года.
Перед поездкой во Францию Дягилев организовал, и с успехом, несколько художественных выставок в России. И вот, наконец, Париж!
1906 год. С.Дягилев вместе с А.Бенуа и Львом Бакстом устраивает грандиозную выставку при Осеннем Парижском салоне в залах Большого дворца. В 12 залах была широко представлена русская живопись XVIII и начала XIX века. (Передвижники в этом салоне не участвовали).
На выставку приехали: Кандинский, Петров-Водкин. Сомов и Врубель. Особый успех выпал на долю «Принцессы Грезы» М. Врубеля и его «Демона».
1907 год. В мае Дягилев организует в Гран Опера в Париже 5 концертов русской камерной музыки с участием композиторов: Н. Римского-Корсакова, Р. Рахманинова, А. Глазунова и знаменитого певца Федора Шаляпина. 16 мая 1907 г. Шаляпин впервые в Париже спел с триумфальным успехом арию Князя Игоря Бородина. Эти концерты стали настоящим откровением для парижан.
1908 год. При поддержке великого князя Владимира Александровича Дягилев привез в Париж постановку оперы «Борис Годунов» с Ф.Шаляпиным в главной роли. Декорации – Александра Головина и Александра Бенуа.
До этого целый год Дягилев ездил по русским деревням, собирал настоящие сарафаны, бисер и старинные вышивки. Впоследствии он передал все эти костюмы и декорации Гран-Опера.
Дягилев очень любил Мусоргского и хотел познакомить мир с этим русским композитором. Декорации писались в Петербурге и прибыли в Париж только за 5 дней до генеральной репетиции.
Александр Бенуа писал в своих «Воспоминаниях»: «На свете нет места, которое было бы мне дороже Парижа, этого «гениального города», в котором вот уже столько столетий не переводится и бьющая ключом жизненная энергия, и удивительное чувство красоты, и всевозможное откровения науки, и романтика общественных идеалов...»
1909 год. К опере Дягилев впервые присоединяет балет, в котором он видел синтез живописи, музыки и танца. Отсутствие средств чуть не сорвало эту поездку. Пришлось даже собирать деньги по подписке, чтобы снять в Париже театр Шатле.
В репертуаре были:
«Павильон Армиды» Н.Н.Черепнина.
«Половецкие пляски» из Князя Игоря» Бородина.
«ПИР» – дивертисмент, русские народные танцы в постановке Петипа на музыку Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского, Глинки и Глазунова.
«Клеопатра» А. Аренского.
«Сильфиды» Ф. Шопена.
«Борис Годунов» М. Мусоргского.
«Псковитянка» («Иван Грозный») Н. Римского-Корсакова.
1 акт «Руслана и Людмила» М. Глинки.
Над декорациями к «Половецким пляскам» работал Н.К.Рерих.
Какие театральные развлечения знал Париж в конце 19 века? Парижские кабаре, кафешантаны, театрики... Гастроли иностранных трупп. Балеты обычно давались после опер, как второе отделение. Балет был царством женщин. Завсегдатаи считали для мужчин позорным танцевать. Да и в оперу ходили не ради самого спектакля, а чтобы посмотреть на «милых дам». Отсюда, весь стиль балетных спектаклей носил несколько фривольный характер.
В Париже балет уже давно казался пережитком. О самостоятельном мужском танце давно забыли. И вдруг – русские балеты, где все необычно: и декорации, и музыка, и балерины, и «человек-птица» – В. Нежинский...
Дягилевские сезоны встряхнули всю культурную жизнь не только Франции, но и всей Европы. С них как бы начинается новая эра в европейском театральном искусстве. Русская «дикая примитивность», простота и даже наивность покорили «салонную приторность Парижа».
Именно поэтому Русские сезоны (постановка, музыка, замечательные артисты) явилось для Парижа буквально шквалом свежего воздуха и завоевало себе самых искренних поклонников среди парижан. Русские сезоны были приняты, как откровение и самое крупное событие в мировой художественной жизни начала ХХ века. Шесть недель продолжалось «Русское чудо». Спустя четверть века Ж.Кокто писал: «Дягилевские спектакли перевернули Францию». Газеты писали о балерине Карсавиной: «Это танцующее пламя, это рисунок воздушной пастели». Откровением явился и русский кордебалет с его психологической экспрессивностью.
В том году русские артисты выступали в театре Шатле (ныне Музыкальный театр Парижа с великолепно оборудованной сценой и перестроенным залом). Но в 1909 году всё было по-иному. Приехавшие весной артисты обнаружили, что сцена не приспособлена для тех эффектов, которые были доступны для них в Москве и Петербурге.
Хорошо, что Дягилев привез с собой и русских плотников, которые разобрали весь пол сцены, т.к. нужно было срочно строить специальные люки и сменить всю систему подвески декораций. А приехавшие из России швеи спешно доканчивали удивительные по своей красоте театральные костюмы. Так что капризная мода Парижа тоже испытала на себе немалое влияние от соприкосновения с русским искусством.
В 1911 Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 и получила название «Русский балет Дягилева». Благодаря гастролям его труппы балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
Впервые Европа увидела, благодаря ему, пленительный танец Анны Павловой, необыкновенную выразительность Вацлава Нежинского, познакомилась с хореографическим гением Михаила Фокина.
Шумным успехом пользовались «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» и «Вакханалия» на музыку Глазунова из балета «Времена года» в постановке М.Петипа.
На время войны 1915-1916 гг. сезоны в Париже прекратились. Труппа распалась. Дягилев вынашивал грандиозные планы организации фестивалей, выставок, но они остались незавершенными.
О его последних спектаклях, которые временами эпатировали публику, писали «странный», «экстравагантный» и даже «отталкивающий». Вместо хореографии – атлетизм или даже акробатизм. Некоторые критики называли Стравинского «акробатом звуков». Появление в труппе Сергея Лифаря, а в 1925 году – нового балетмейстера Георгия Баланчина позволило продолжить Парижские сезоны. Но казалось, сам Дягилев терял интерес к своему детищу, его бурная энергия постепенно исчезала, а творческое окружение покидало его.
"Русские сезоны" просуществовали до 1929-го года. В разное время над их реализацией работали такие художники, как Андре Дерен, Пикассо, Анри Матисс, Хуан Миро, Макс Эрнст, композиторы Жан Кокто, Клод Дебюсси, Морис Равель и Игорь Стравинский, танцоры Серж Лифарь, Антон Долин и Ольга Спесивцева. И даже Коко Шанель создавала костюмы для балета «Аполлон Мусагет»...
* * *
Под вечер дела привели меня на площадь Шатле. Площадь возникла в начале 19 века на месте старинной крепости с тем же названием. А в 1862 году архитектор Габриель Давю строит здесь два удивительных однотипных театра в стиле итальянского Ренессанса, один напротив другого. Один – Городской театр, больше известный среди парижан, как Театр Сары Бернар, и Музыкальный театр, бывший Театр Шатле. В 1909 году на сцене этих театров ставились неповторимые русские балеты, пел Ф.Шаляпин в «Князе Игоре» и «Иване Грозном». Сейчас внутреннее устройство этих театров переделано, оснащено вращающейся сценой и современным оборудованием.
Всё-таки удивительный город этот Париж! Он с редким постоянством собирает и хранит воспоминания ушедших эпох, бережно вписывает в свою топонимику имена людей, оставивших славные страницы в истории мировой культуры. И от этого только молодеет и открывает новые горизонты для новых талантов, новых имен, новых свершений. Были бы таланты! А История никого из них не забудет…

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 20

Тема: «Русские сезоны» в Париже.

Цели урока: исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении); творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Познакомить с историей русского балета; развивать умение определять главные отличительные особенности сценического жанра - балет.

Материалы к уроку: портреты, фото композиторов, хореографов, танцовщиков, музыкальный, иллюстративный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»...
(А. С. Пушкин)

Сообщение темы урока:

Итак, ребята, сегодняшний урок мы с вами вновь посвящаем замечательному жанру - балету. Давайте вспомним, что это за жанр? (Балет - музыкальный спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство...)

Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания, традициях.

Работа по теме урока.

1. Из истории русского балета.

Учителями русских танцовщиков были хореографы из Франции и Италии, приглашённые работать в Петербург и Москву в XVIII веке.

Так, в Шляхетном корпусе (самом «престижном» учебном заведении Петербурга первой половины XVIII века) танцы преподавал французский балетмейстер Ж.-Б. Ланде. В 1738 году он открыл Танцевальную школу, которая со временем превратилась в знаменитую Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. Балетная школа открылась в 1773 году и в Москве при Воспитательном доме. Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.

Уже в 40-е годы XVIII века в балетных спектаклях стали участвовать русские танцовщики, обученные секретам профессионального мастерства. Балет превратился в любимое придворное зрелище. Сюжеты балетов были мифологическими, историческими или сказочными. Постановки отличались роскошью костюмов и декораций.

На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь землю» или, наоборот, «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в сказочных «полётах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета.

Во второй половине XVIII века профессионализм русских танцовщиков уже не уступал мастерству западных.

«Золотым веком» балета в России стал XIX. Русский балет стремительно развивался и во многом стал превосходить западный. Славу ему создавали талантливые балетмейстеры и танцовщики. Такими были Шарль Дидло, современник Пушкина, и его ученики, среди которых выделялась Авдотья Истомина, воспетая в пушкинских строках:

...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.

* Эол - бог ветров в древнегреческой мифологии.

XIX век внёс много нового в искусство балета. В балете, как и в литературе, музыке, живописи, возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроений, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме.

Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы-ремесленники, а подчас и рядовые оркестранты. Музыка даже одного спектакля часто напоминала пёстрое лоскутное одеяло, «сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое неравноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера - композитор и балетмейстер .

В истории русского балета творчество М. Петипа (1818 - 1910) стало целой эпохой. Он, знаменитый французский танцовщик, ещё молодым приехал в Россию и отдал служению своей второй родине 60 лет жизни. За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов (не считая множества балетных эпизодов в русских и западных операх).

Петипа создал петербургский классический стиль «больших балетов». В них сочетались высочайшее техническое мастерство, строгий расчёт и поэтическая одухотворённость. Вершинами творчества Петипа считаются «Дон-Кихот», «Баядерка», «Раймонда» и балеты, поставленные на музыку Чайковского.

Сочиняя либретто балетов, танцы для спектаклей, Петипа придерживался традиционных схем, выработанных французской школой.

Балеты Чайковского, созданные совместно с Петипа, наполненные глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. Из искусства развлекательного балет превратился в искусство глубокое и серьёзное.

Отныне композиторы придавали балетной музыке такое же значение, как и оперной и симфонической. Пётр Ильич писал: «Балет - та же симфония».

2. «Русские сезоны» в Париже.

Медленно, нехотя уходил 19 век, «золотой век» русского искусства, открывший миру Толстого и Достоевского, Чайковского и Мусоргского, Репина и Сурикова. На смену шёл новый век, полный предчувствий перемен в социальной и художественной жизни России.

В начале ХХ века Европа была покорена самобытностью и художественным совершенством русского искусства. Триумф «Русских сезонов» стал плодом усилий талантливых художников, композиторов, хореографов, танцовщиков, объединить которых в единое целое сумел выдающийся меценат и антрепренёр, неординарная творческая личность .

«В истории театра есть спектакли, громадный, шумный успех которых, являясь выражением глубинных процессов в жизни искусства, сразу поднимает их до уровня этапных событий,- пишет М. Пожарская. - Их хранят в памяти, как народы помнят о великих битвах, очевидцы рассказывают о них своим детям и внукам, превращая быль в легенды». Эти слова о «Русских сезонах» в Париже - гастролях русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах, «Русские сезоны» стали подлинным триумфом национального балета, показав всему миру, на какой уровень может быть поднято искусство, создаваемое в содружестве выдающихся композиторов, художников-живописцев и исполнителей.

Среди великих создателей «Сезонов» композиторы , И. Стравинский, солисты , художники А. Бенуа, Н. Рерих, А. Головин, К. Коровин.

Взгляните на эти изображения и вы почувствуете огромный мир подлинного искусства, о котором выдающаяся танцовщица Айседора Дункан сказала: «Это целый храм эстетических радостей, и каждая подробность этого храма полна красоты и интереса».

«Истинной и непревзойдённой» вершиной признают ценители музыки балет «Петрушку» Игоря Фёдоровича Стравинского.

«Петрушка» второй из ряда удивительных балетов, которые Стравинский написал для балетной компании Дягилева, в его премьере, состоявшейся в Париже 1911 года, участвовал знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

Действие балета происходит во время масленицы - праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Все, что связано с этим праздником - и народные гулянья, и ярмарки, и балаганы, и пляски,- все зазвучало в музыке балета, такого истинно и глубоко русского.

На фоне широкого праздника масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в изящную Балерину. Однако красавица равнодушна к страданиям жалкого паяца, предпочитая ему самодовольного Арапа. Эта драма кукол в интерпретации Стравинского приобрела характер психологического гротеска.

В «Русском танце» куклы, повинуясь кукловоду, танцуя, выходят из своих коробок, привлекая внимание зрителей.

«У Петрушки» целиком посвящена характеристике Петрушки - маленького уродливого человечка, жестоко страдающего от неразделённой любви. Ряд коротких мотивов - как бы пронзительно вскрикивающих, безвольно скользящих, порывистых и застывающих, изображает движения ошарашенного и постепенно приходящего в себя Петрушки. Затем появляется светлая, слегка меланхолическая тема (Петрушка предаётся мечтам) с оттенком иронии, гротескной причудливости.

С появлением Балерины (Allegro) музыка становится стремительно порывистой и звонко-блестящей по колориту. Завершающее картину резкое звучание труб как бы подчёркивает роковую недостижимость для Петрушки счастья.

Слушание: И. Стравинский. Фрагменты «Русская» и «Петрушка» из балета «Петрушка».

Что вы можете сказать о прослушанных музыкальных произведениях? (Первый фрагмент из балета «Петрушка» И. Стравинского звучал празднично, ярко, быстро, красочно - он рисовал широкий праздник - Масленицу. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов, ярмарки, народных гуляний. Фрагмент называется «Русская», наверное, потому, что здесь звучат чисто русские весёлые, зажигательные интонации праздника.

Следующий фрагмент рисовал одного из самых любимых персонажей русского театра - Петрушку. Музыка звучала необычно, в ней слышны игривые интонации, было ощущение, что кто-то от кого-то убегал, прятался, вновь появлялся.)

О чём же идёт речь в балете «Петрушка»? (Во время Масленицы, замечательного русского праздника, разворачивается целая драма. Петрушка, влюблённый в балерину, узнаёт, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Это своеобразная драма кукол, которая изображает людей.)

Смысл балету, как это ни странно, придаёт слово. Без слова, оказывается, не может обойтись и такое, самое бессловесное, искусство. И не только потому, что в нём иной раз участвует хор, певец или мастер художественного слова, поясняющие происходящие события. Связи балета с литературой гораздо глубже. Ведь создание любого балета чаще всего начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а с либретто. Что же это такое? (Либретто - это литературный сюжет оперы...)

И балета. В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованы характеры героев, их взаимоотношения и роль в основном конфликте.

Балет - это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Равно важны в балете три составные части – классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец - тот, что в основных чертах сложился ещё в XVII веке во Франции - очень красив, грациозен.

Сольный танец в балете называется вариациями. Он похож на оперную арию, потому что как бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Широко известны вариации Китри из балета Минкуса «Дон Кихот».

Таким же сольным номером в балете является адажио. Ярким образцом является знаменитое Адажио из балета Чайковского «Лебединое озеро». И вариации и адажио могут входить в ансамблевые танцы.

Часто главные герои балета танцуют вдвоём. Такой танец называется па-де-де. Это танцевальные дуэты героев. В них чередуются совместный танец и сольные танцы (вариации) танцовщика и танцовщицы. Конечно, вы видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из балета Чайковского «Лебединое озеро», Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля из «Дон Кихота» Минкуса.

Па-де-труа - танец троих героев. Па д"аксьон - действенный танец - основан на выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

В балете тоже есть свой «хор» - большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах. Эту группу называют кордебалет.

Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в него. Очень часто они основаны не на классическом балете. Примерам могут послужить «Испанский» и «Неаполитанский» танцы из балета «Лебединое озеро», основанные на движениях народных танцев. Такие танцы в балете называют характерными.

Ещё один компонент балета - пантомима. С её помощью передаётся в балете содержание спектакля, развитие его сюжета. Ведь слово «пантомима» в переводе с греческого означает «всё воспроизводящий подражанием». Пантомима - это жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.

Итак, мы перечислили основные составляющие классического балета. Современный балет, который сегодня также пользуется большой популярностью, наряду с элементами классического танца, широко применяет движения гимнастические и акробатические. Именно они очень часто делают его современным.

Итог урока:

Подведём итог нашей беседы о балете.

Балетная музыка обнаруживает тесную связь не только с литературой, но и изобразительным искусством. Это - действительно синтетический вид искусства, полноценное восприятие которого возможно только в единстве всех элементов сценического жанра. Однако при всей яркой изобразительности балетной музыки мы все же не должны забывать, что её источником, как источником большинства других сценических произведений, почти всегда было литературное произведение. И если художественный мир литературы рождает все новые и новые произведения, вдохновляет поэтов, музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик, поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.

Вопросы и задания:

  1. Что такое балет?
  2. Какими качествами, по-твоему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете?
  3. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром?
  4. Перечислите сольные и ансамблевые номера в балете.
  5. Что такое пантомима?
  6. Как называют танцоров, участвующих в массовых сценах?
  7. Дневник музыкальных наблюдений, стр. 20.

Краткое содержание балета И. Стравинского «Петрушка»

Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумлённой толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделён ими Петрушка: он и страдает больше, чем и Балерина, и Арап.

Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удаётся, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окружённый толпой гуляк. Фокусник, приведённый будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 28 слайдов, ppsx;
Звуки музыки:
Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка», mp3;
Стравинский. «Русская» из балета «Петрушка», mp3;
Стравинский. «У Петрушки» из балета «Петрушка», mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

«Русские сезоны» – такое название получили ежегодные зарубежные (в Париже, Лондоне, Берлине, Риме, Монте-Карло, США и в Южной Америке) гастроли русских артистов, организованные талантливым антрепренёром Сергеем Павловичем Дягилевым, начиная с 1907-го и до 1929-го года.

на фото: Эскиз Леона Бакста к костюму Иды Рубинштейн в балете "Клеопатра". 1909

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Изобразительное искусство

Предтечей "Русских сезонов" стала выставка русских художников в парижском Осеннем салоне, привезённая Дягилевым в 1906-м году. Это был первый шаг 20-летнего пути мощной и изящной пропаганды русского искусства в Европе. Через несколько лет знаменитые европейское балерины будут брать русские псевдонимы, лишь бы танцевать в "Русских сезонах" Сергея Дягиева.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Музыка

Далее, в 1907-м году при поддержке императорского двора России и влиятельных лиц Франции Сергей Дягилев организовывает в парижской Гранд-Опера пять симфонических концертов русской музыки - так называемые «Исторические русские концерты» , где играли свои произведения Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов и др., а также пел Фёдор Шаляпин.

Участники «Русских исторических концертов», Париж, 1907

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Опера

В 1908-м году в рамках "Русских сезонов" парижской публике впервые была представлена русская опера «Борис Годунов». Но, несмотря на успех, этот жанр искусства на «Русских сезонах» присутствовал лишь до 1914-го года. Оценив предпочтения публики, чуткий антрепренёр Сергей Дягилев пришёл к выводу, что более рентабельно ставить балет, хотя лично он сам относился к балету пренебрежительно из-за отсутствия в нём интеллектуальной составляющей.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Балет

В 1909-м году Сергей Дягилев начинает подготовку к следующему "Русскому сезону" , собираясь делать акцент на выступлении русского балета. Ему в этом помогали художники А. Бенуа и Л. Бакст, композитор Н. Черепнин и другие. Дягилев и его команда стремились достичь гармонии художественного замысла и исполнения. Кстати, балетную труппу составили ведущие танцоры Большого (Москва) и Мариинского (Петербург) театров: Михаил Фокин, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская, Вацлав Нижинский и другие. Но подготовка первых балетных сезонов чуть не была сорвана из-за спонтанного отказа российского правительства поддерживать "Русские сезоны" финансово. Ситуацию спасли влиятельные друзья Дягилева, собрав нужную сумму. Впоследствии "Русские сезоны" будут существовать именно благодаря поддержке меценатов, которых находил Сергей Дягилев.

Дебют "Русских сезонов" в 1909-м году состоял из пяти балетов: «Павильон Артемиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Сильфида» и «Клеопатра». И это был чистый триумф! Имели успех у публики как танцоры - Нижинский. Карсавина и Павлова, так и изысканные костюмы работы Бакста, Бенуа и Рериха, и музыка Мусоргского, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова и других композиторов.

Афиша "Русских сезонов" в 1909 году. Изображена балерина Анна Павлова

"Русские сезоны" 1910-го года проходят в парижском оперном театре Гранд-опера. К репертуару добавились балеты «Ориенталии», «Карнавал», «Жизель», «Шехерезада» и «Жар-птица».

Л. Бакст. Декорации к балету "Шахерезада"

Подготовка к "Русским сезонам" 1911-го года проходит в Монте-Карло, там же и состоятся выступления, в том числе 5 новых балетов Фокина («Подводное царство»), «Нарцисс», «Призрак Розы», «Петрушка» (на музыку Игоря Стравинского, который тоже стал открытием Дягилева). Также в этом "Сезоне" Дягилев поставил в Лондоне «Лебединое озеро». Все балеты имели успех.

Вацлав Нижинский в балете "Шахерезада", 1910

Из-за новаторских экспериментов Дягилева "Русские сезоны" 1912-го были приняты парижской публикой негативно. Особенно резонансным стал балет «Послеполуденный отдых фавна» в постановке В. Нижинского, его публика освистала за «отвратительные движения эротической животности и жесты тяжкого бесстыдства». Более благосклонно балеты Дягилева были восприняты в Лондоне, Вене, Будапеште и Берлине.

1913-й год ознаменовался для "Русских сезонов" формированием постоянной балетной труппы под названием "Русский балет" , которую, правда, покинул М. Фокин, а позже - и В. Нижинский.

Вацлав Нижинский в балете "Синий бог", 1912

В 1914-м году новым фаворитом Дягилева ставится молодой танцор Леонид Мясин. К работе в "Русских сезонах" возвращается Фокин. В подготовке декораций для балета «Золотой петушок» берёт участие русская художница-авангардистка , и «Золотой петушок» становится самым успешным балетом сезона, вследствие чего Гончарова привлекалась к созданию новых балетов не единожды.

Анна Павлова в балете "Павильон Артемиды", 1909

Во время Первой мировой войны "Русские сезоны" Дягилева идут с переменным успехом, гастролируя по Европе, в США и даже в Южной Америке. Многие хореографические и музыкальные новшества его балетмейстеров и композиторов публику отпугивают, но, случается, что один и тот же спектакль зритель воспринимает куда лучше спустя несколько лет после премьеры.

Таким образом "Русские сезоны" существуют до 1929-го года. В разное время над их реализацией работают такие художники, как Андре Дерен, Пикассо, Анри Матисс, Хуан Миро, Макс Эрнст и другие художники, композиторы Жан Кокто, Клод Дебюсси, Морис Равель и Игорь Стравинский, танцоры Серж Лифарь, Антон Долин и Ольга Спесивцева. И даже Коко Шанель создавала костюмы для балета «Аполлон Мусагет», где солировал Серж Лифарь.

Серж Лифарь и Алисия Никитина на репетиции балета "Ромео и Джульета", 1926

Поскольку именно Сергей Дягилев был движущей силой "Русских сезонов" , то после его смерти в августе 1929-го года труппа "Русский балет" распадается. Правда, Леонид Мясин создаёт «Русский балет в Монте-Карло» - труппу, которая продолжает традиции Дягилева. А Серж Лифарь остаётся во Франции, солирует в Гранд-опера, чем делает необычайный вклад в развитие французского балета.

Ольга Спесивцева в балете "Кошечка", 1927

За 20 лет упорной работы "Русских сезонов" и лично Дягилева традиционное отношение общества к искусству театра и танца кардинально изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе и во всём Западном мире, в целом повлияв на художественный процесс ХХ века.

Давайте разберемся, что же такое знаменитый «русский балет». Ведь если для отечественного сознания это «Лебединое озеро» в восторженном восприя-тии иностранцев, то для осталь-ного мира — вовсе нет. Для остального мира «Лебединое» — это «Bolshoi» либо «Kirov» (так там все еще зовут Мариинку), а словосочетание «русский балет» говорит не о воспроизведении незыблемой классики, а об эффектном выходе за пределы классической культуры в первой трети ХХ века. Русский балет — это такое художественное пространство, где на одном полюсе — ориентальная, языческая или же связанная с европейской стариной экзотика, а на другом — самый острый, самый радикальный ультра-современный эксперимент. Иными словами, «русский балет», как эти слова понимают в мире, — не вечная бале-рина в пачке, но нечто острое, непредска-зуемое, демонстративно меняющее формы и опасно провокативное. И нео-буз-данно живое.

Этому не совсем привычному для нас образу русский балет обязан, конечно же, антрепризе Сергея Павловича Дягилева, за которой закрепилось название «Рус-ские сезоны». Или же «Русские балеты», «Ballets russes», как было напи-сано на их афишах.

Программы дягилевской антрепризы сметали границы между культурами Востока и Запада. Мирискуснический XVIII век «Павильона Армиды» и шопе-новский романтизм «Сильфид» (так у Дягилева назывался балет, который в России известен как « ») соседствовал с дикими «Половецкими плясками», шумановский «Карнавал» — с « », а все вместе оказы-вались неожиданным переплетением Европы и Востока. Старинной Европы и несколько фантастического, универсального Востока, органично включаю-щего в себя и половцев, и Жар-птицу, и «Шехеразаду», и трагических марио-не-ток « », и Клеопатру, которой был отдан танец семи бакстов-ских покрывал (в балете — двенадцати) из спектакля о Саломее, который в Петер-бурге был запрещен цензорами Священного синода.

«Команда» Русских сезонов была блистательна, и все, что она делала, как нельзя лучше отвечало духу времени. Балеты первого сезона 1909 года были поставлены Михаилом Фокиным, оформлены Львом Бакстом, Александром Бенуа или Николаем Рерихом, исполнялись легендарными Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Вацлавом Нижинским, а также Идой Рубинштейн, кото-рая в программках значилась «первой мимисткой» труппы, а по сути была пер-вой «дивой» балета. «Чаровница, гибель с собой несущая» — так называл ее Бакст. «Она просто оживший архаический барельеф», — поражался Вален-тин Серов, писавший в Париже ее знаменитый портрет . Известны также его вос-хищенные слова, что в ней «столько стихийного, подлинного Востока».

В начале ХХ века Россия воспринимала себя как сугубо европейскую страну. Однако ее образ, внедренный Дягилевым в сознание европейцев, оказался парадоксально неевропейским. С легкой руки великого антрепренера все эти гипнотические ориенталии, красочные славянские древности, мистика ба-лагана и театра масок, все, что так волновало русских художников, стало для Запада ликом самой России. Вряд ли Дягилев ставил перед собой такую задачу. Его целью было пропиа-рить — здесь этот современный термин вполне уме-стен — новейшее русское искусство. Но в сознании западного зрителя специ-фическая эстетика этих первых, предвоенных Русских сезонов крепко связалась с обра-зом русского балета и смоделировала представления о стране.

Антреприза Дягилева, возникшая в конце 1900-х годов, была неотъемлемой частью той утонченной эпохи, которая позднее получила название «Сере-бряный век». Именно Серебряному веку с его стилем модерн и « » пониманием прекрасного, принадлежало то новое русское искусство, которым Дягилев взорвал Париж. Но парадокс в том, что в свою очередь Сере-бряный век был тоже лишь частью дягилевской антрепризы. И как предпри-ятие, и как художественное явление, «Русские балеты» оказались и шире, и ди-намичнее, и долговечнее этого хрупкого феномена российской предвоен-ной культуры. Война и русская революция положили Серебряному веку конец. А история «Русских балетов» лишь разделилась на две части: довоенную и послевоенную, да и это произошло не столько по внешним, политическим причинам, сколько по внутренним — художественным.

Антреприза Дягилева началась за 5 лет до войны, которую тогда называли Великой, и закончилась — со смертью Дягилева — за 10 лет до другой войны, после которой ту, прежнюю, Великой называть перестали. Вместо Великой она стала просто Первой мировой, потому что Вторая была еще страшнее. И в этой смене прежнего пафосного названия на новое прозаическое, уникаль-ного — на порядковый номер (что предполагает открытый ряд), в этой неволь-ной смене имени заключена проекция тех страшных изменений, которые проис-ходили тогда с миром и человечеством.

В этом мире и в этом молодом, пока еще самонадеянном ХХ веке, который бездумно и быстро шел сначала к одной, потом ко второй войне, — в нем-то и расцвел феномен дягилевской антрепризы, главным свойством которой была способность дышать в унисон с веком, чутко реагируя на каждый запрос вре-мени, на малейшее дуновение перемен. В этом смысле история дягилевской антрепризы была прямой проекцией эпохи. Или ее портретом, метафори-че-ским, но и документально точным, как слепок. Или, если хотите, — идеальным ее конспектом.

Что же касается вопроса о влиянии «Русских балетов» на мировую культуру, то этот вопрос отнюдь не абстрактен. Во-первых, вопреки расхожему представ-лению, что Русские сезоны — это Париж, сугубо парижским был лишь самый первый, 1909 год. Дальше каждый из сезонов превращался в развернутое международное турне. Русские балеты вживую видели в двадцати городах одиннадцати стран Европы, а также в обеих Америках. Кроме того, русский балет, в ту эпоху и в той антрепризе, действительно стал частью мировой культуры, причем одной из важнейших ее частей, ее передовым отрядом. И, хотя сам образ передового отряда применительно к новым концепциям искусства, и вообще само это слово как термин («передовой отряд» на фран-цузский переводится как avant-garde ), возникли несколько позже и связаны для нас с другим пластом искусства, антреприза Дягилева по сути всегда именно передовым отрядом и была.

Начнем хотя бы с того, что с самого начала здесь рождались и проверялись на прочность передовые идеи в области музыки, обнародовались новые, сложные произведения. Достаточно сказать, что именно здесь еще перед войной прошли мировые премьеры трех первых балетов Игоря Стравинского, который вскоре станет одним из важнейших композиторов ХХ века.

Конечно, новые художественные идеи рождались не только под началом Дяги-лева. В те же годы, в том же Париже, независимо от него возникли и существо-вали великие модернистские школы в искусстве: например, так называемая Парижская школа живописи, которая объединяла живущих в Париже худож-ников из разных стран. Или модернистская композиторская школа, из которой выделилась группа «Шестерка» («Les six») — по аналогии с русской «Пятеркой», как во Франции называют «Могучую кучку». Но именно Дягилев сумел объеди-нить все это у себя. Почти купеческая пред-при-имчивость, бульдожья хватка, безукоризненная коммерческая интуиция и столь же безукоризненная инту-и-ция художественная позволяли ему угады-вать, находить, увлекать, направ-лять по самому экстремальному пути и в одно-часье делать знаменитыми самых ярких и перспективных художников.

Впрочем, Дягилев не только ангажировал и продвигал — он стал создавать художников сам, сочиняя каждого из них как проект. Термина этого — проект — тоже еще не было, но подобной концепцией Дягилев пользовался вовсю. И сами «Русские балеты» были грандиозным проектом, и каждый из найденных и выдвинутых Дягилевым артистов — каждый танцовщик, художник, композитор, хореограф — был таким проектом.

Затем, получив от каждого из них то, что считал нужным, Дягилев безжалост-но сворачивал сотрудничество, освобождая место для следующего проекта. До войны этот процесс — смены артистов и команд — шел медленнее: среди художников здесь все годы доминировал Бакст, которого время от времени лишь оттеняли Бенуа, Рерих или Анисфельд, а среди хореографов безраздельно царил Михаил Фокин. До тех пор, пока в 1912 году Дягилев внезапно не запу-стил проект «Нижинский-хореограф». Автор всех тех балетов, которыми Дягилев с ходу завоевал Париж, Фокин был глубоко оскорблен, когда по воле Дягилева (или, как он считал, по грязному произволу Дягилева) рядом с его, Фокина, стильными, красивыми, умными сочинениями оказался пластически косноязычный «Послеполуденный отдых фавна», поставленный фаворитом хозяина. Разумеется, Фокин не отрицал гениальности Нижинского как тан-цов-щика, но к сочинению танцев он считал его патологически неспособным.

Фокин так никогда и не смог признать, что «Фавн» был предвестником новой эпохи, а «неестественность» и «архаизм поз» — не «фальшью», а новыми выразительными средствами. Зато это отлично понимал Дягилев.

Блистательный, но короткий век Фокина в «Русских балетах» закончился в 1914 году. А вскоре закончился и век Бакста — в 1917-м. Вслушайтесь в эти даты: хотя вовсе не война и не русская революция были причиной их отставки, рубеж обозначен четко. Именно тогда Дягилев резко меняет курс в сторону модернизма.

Мирискусников стремительно вытесняет скандальная аван-гар-дистка Гонча-рова, затем ее муж Ларионов и, наконец, художники парижской школы. На-чи-нается новая, захватывающая эпоха в истории дягилевской антрепризы. И если в первый период Дягилев знакомил Европу с Россией, то теперь его зада-чи глобальнее. Теперь Дягилев знакомит Европу с Европой.

Его сцено-графами поочередно становятся ведущие живописцы новых направ-лений: Пикассо, Дерен, Матисс, Брак, Грис, Миро, Утрилло, Кирико, Руо. Этот проект можно назвать «Скандальная живопись на сцене». Сценография «Рус-ских балетов» по-прежнему на равных соперничает с хореографией. Этот проект не только обогащает дягилевские спектакли серьезным изобра-зительным искусством, но придает новое направление развитию самой евро-пейской живописи, посколь-ку в круг интересов крупнейших художников-модернистов включа-ется театр. Так Дягилев начинает формировать пути мирового искусства.

Одновременно он одного за другим приглашает и радикальных французских композиторов — круга той самой «Шестерки» и Аркёйской школы, от Жоржа Орика до Франсиса Пуленка, а также их наставника и предводителя Эрика Сати. Причем если ангажированные Дягилевым художники были уже далеко не мальчики и не девочки, то из музыкантов взрослым был только Сати, а остальные принадлежали к отчаянному поколению двадцатипятилетних. Молоды были и новые хореографы Дягилева. Их, в отличие от художников и композиторов, Дягилев по-прежнему искал среди соотечественников.

Хореографов в 1920-е годы у него было три. Причем какое-то время все трое — Леонид Мясин, Бронислава Нижинская, Жорж Баланчин — работали у него практи-чески одновременно, в очередь. Это придавало художественному процессу небывалую интенсивность, поскольку все трое были очень разными. Ни один из них не повторял другого, и, более того, ни один из них не повторял самого себя. Повторение было для Дягилева самым большим грехом. Его хрестома-тийная фраза — «Удиви меня!» — как раз об этом.

Первым созданным им хореографом стал Леонид Мясин. Забрав к себе маль-чика из московского кордебалета, Дягилев стал последовательно растить из него балетмейстера, который должен был заменить самого Фокина (сначала Дягилев, как помним, делал ставку на Нижинского, но тот, создав два великих и два не-великих балета, выдохся, заболел психически и сошел с дистанции навсегда). С 1915 по 1921 год юный Мясин был единственным хореографом Русских сезонов; в 1917 году именно он поставил легендарный балет «Парад», на музыку Эрика Сати, по замыслу Жана Кокто и в безумном оформлении Пабло Пикассо. Мало того, что декорации были кубистические, Пикассо заклю-чил двоих персонажей (так называемых Менеджеров) в кубистические же костюмы-коробки, которые почти полностью сковывали танцовщиков. Поэт Гийом Аполлинер, посмотрев спектакль, назвал тогда Мясина самым смелым из хореографов. А в 1919 году именно Мясин создал балет на испанскую тему, внедренную в дягилевский репертуар тем же Пикассо.

Затем в 1922 году к Дягилеву вернулась Бронислава Нижинская, сестра Вац-лава. Дягилев предложил ей ставить — и не ошибся. Ее «Свадебка» на музыку Стравинского — мощный конструктивистский отклик на столь же мощный примитивизм Гончаровой, которая оформляла спектакль. При этом в других бале-тах — например, в «Ланях» и «Голубом экспрессе» — Нижинская была изящна и иронична.

И наконец, в 1924 году в труппе появляется двадцатилетний и бесстрашный Жорж Баланчивадзе, у которого за плечами был уже вполне серьезный опыт работы в авангадистском послереволюционном Петрограде, а в основе — академичнейшая из школ. Дягилев придумывает ему новое яркое имя — Баланчин — и почти сразу дает ставить.

Самая значительная художественная судьба, больше всех повлиявшая на пути мирового искусства — и балета, и музыки, — ждала именно его. Самый осле-пительный, но и самый независимый из дягилевской когорты хореографов, после смерти Дягилева он не пытался стать продолжателем дела «Русских балетов», как Мясин и отчасти Нижинская, и никогда не считал себя наслед-ником этого дела. Он создал свой, и свой, полностью лишенного литературного сюжета и построенного по законам музыки. Он создал блистательную школу балета на пустом месте — в США, куда его забросила судьба через 5 лет после смерти Дягилева. И за свою жизнь поставил несколько сот балетов, совершенно непо-хо-жих на то, с чего он начинал и чего ждал от него Дягилев.

Но не та ли прививка модернизма, которую он получил в «Русских балетах» в 1920-х годах, позволила ему создать столь живое и новое искусство на безу-пречно классической базе? Потому что Баланчин в своем творчестве, напол-ненном самой современной энергией, был модернистом до мозга костей. И, кстати, не Дягилев ли продемонстрировал ему, как выживает частная труппа — в любых условиях? Годы спустя Баланчин восстановил в своем — а значит, и в мировом — репер-туаре два своих дягилевских балета: « » на музыку Стравин-ского, где он убрал весь декор, оставив лишь чистый танец, и «Блуд-ный сын» на музыку Прокофьева — балет, который в 1929 году стал последней премьерой дягилевской антрепризы. Здесь Балан-чин не тронул практически ничего, возоб-новив его как памятник Дягилеву: со всеми мимическими мизансценами, с декорациями и костюмами Жоржа Руо, которым Сергей Павлович, как всегда, придавал большое значение.

Судьбы хореографов, использованных Дягилевым (это жесткое слово здесь вполне уместно), складывались по-разному. Фокин так и не оправился от травмы, остался навсегда обиженным и после ухода от Дягилева ничего значительного уже не создал. Для Баланчина, наоборот, дягилевские годы стали отличным трамплином к блестящей и масштабной деятельности. Фокин был человеком Серебряного века; Баланчин, в год рождения которого Фокин уже пытался реформировать балет и слал в дирекцию Императорских театров письма-манифесты, целиком принадлежал следующей эпохе.

Дягилев же был универсален — он вобрал в себя все: и «серебряное» вступление в новый ХХ век, и сам этот век, который, по ахматовскому летосчислению, «начался осенью 1914, вместе с войной». И то, что на бытовом уровне казалось чередой преда-тельств, цинизмом ком-мер-санта или потаканием очередному фавориту, на более глубоком уровне было результатом вслушивания в эпоху. Поэтому в широком смысле влияние Дягилева на мировую культуру анало-гич-но тому, как на эту культуру влияло само время. А в более конкретном смысле это влияние — а точнее, воздействие — заключалось в том, что через горнило «Русских балетов» прошли те, кто определил пути мирового искусства. А еще Дягилев продемонстрировал великую и чисто художественную силу прагма-тичного: соединения высокого, каким считалось искусство, и низкого, каким многие из художников считали коммерческий расчет.