Русские композиторы XX века. Русские композиторы XX века Сообщение о творчестве композитора а к лядова

Анатолий Константинович Лядов родился в Петербурге в 1855 году . Композитор творил и работал в родном городе. Его любовь к музыке далеко не случайна. Семья Лядова была связана с музыкой. Отец Анатолия работал в Мариинском театре где был дирижёром. Игре на фортепиано юного Толика научила тетя. Жизнь композитора складывалась непросто. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Отец начал вести разгульную жизнь. Это, скорее всего, и стало причиной формирования некоторых негативных личностных качеств, таких как безволие и несобранность.

С 1867 по 1878 годы Лядов учился в консерватории родного города . Его преподаватели были знамениты на весь мир. Окончил обучение композитор на отлично. Его хвалили все педагоги и возлагали на юношу огромные надежды. Один из учителей Лядова помог юношевлиться в «Могучую кучку» - содружество композиторов. Однако, в скором времени, данное сообщество распалось. Появилось новое «Беляевский кружок» , в которое и вступил Анатолий. Вместе с другими композиторами Лядов включился в работу и руководство колективом. Он отбирал, редактировал и издавал новые сочинения.

Личная жизнь Анатолия Константиновича Лядова

Свою личную жизнь композитор не выставлял напоказ. Он старался максимально скрыть ее от лишних и назойливых глаз. Лядов не хотел акцентировать внимание свою свадьбу с Толкачевой , что даже не поделился этим радостным событием с близкими людьми. Вскоре у них появился ребенок.

Жена Лядова практически никогда не выходила с ним в свет. Однако, это не помешало отношениям. Он прожил с ней счастливую и долгую жизнь. Они стали родителями и воспитали двоих чудесных детей, которые впоследствии стали их самой большой радостью в жизни.

Творчество композитора

Современники иногда говорили, что Лядов очень мало пишет. Возможно, это можно оправдать тем, что финансовое положение композитора было очень трудным . Ему приходилось зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью. Композитор много времени уделял педагогике.

В конце семидесятых годов девятнадцатого века Лядова приглашают на работу в консерваторию профессором . Работа была на первом месте у композитора. Там Анатолий и задержался до конца дней. Однако, он нашел и дополнительный заработок. Лядовпреподавал в певческой капелле при дворе.

Как-то раз композитор признался, что сочиняет очень мало и только в перерывах между преподаванием. Цикл «Бирюльки» оказался наиболее оригинальным и востребованным из раннего творчества Лядова. К концу восьмидесятых композитор проявляется себя как мастер миниатюры. В промежутке с 1887 по 1890 годы Лядов написал три тетради «Детских песен». Позже Лядов увлёкся русским фольклором .

Последние годы жизни Анатолия Лядова

Именно в эти годы появились шедевры, созданные Лядовым.

В первое десятилетие двадцатого века Анатолий создал такие произведения как «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга». В симфонической музыке последним произведением стала «Скорбная песнь».

В августе 1914 года композитор умер .

    Анатолий Лядов Анатолий Константинович Лядов (29 апреля (4 мая) 1855, Санкт Петербург 15 (28) августа 1914, усадьба Полыновка, близ Боровичей, ныне Новгородская область) русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории … Википедия

    Лядов, Анатолий Константинович - Анатолий Константинович Лядов. ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855 1914), композитор, дирижер, педагог. Преемственно связан с композиторами “Могучей кучки”. Входил в так называемый Беляевский кружок (смотри М.П. Беляев). Тяготел к жанру миниатюры … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор, дирижёр, педагог. Происходил из семьи музыкантов. В 1878 окончил Петербургскую… … Большая советская энциклопедия

    - (род. в 1855 г.) один из наиболее талантливых современных композиторов. Сын Константина Николаевича Л. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории, ученик Римского Корсакова. С 1878 г. преподает теорию музыки в консерватории. Написал… … Большая биографическая энциклопедия

    Лядов Анатолий Константинович - (1855—1914), композитор, дирижёр, педагог, музыкально общественный деятель. Родился в Петербурге, в 1878 окончил консерваторию по классу композиции у Н А. Римского Корсакова, с того же года преподавал в ней (с 1886 профессор), с 1884… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1855 1914) российский композитор, дирижер. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепианной миниатюры. Симфонические картины Баба Яга (1904), Кикимора (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки русских народных песен.… … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Лядовы (семейство музыкантов) … Биографический словарь

    - (1855 1914), композитор, дирижёр, педагог, музыкально общественный деятель. Родился в Петербурге, в 1878 окончил консерваторию по классу композиции у Н А. Римского Корсакова, с того же года преподавал в ней (с 1886 профессор), с 1884… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1855 1914), композитор, дирижёр. Ученик Н. А. Римского Корсакова. Участник Беляевского кружка. Мастер симфонической и фортепьянной миниатюры. Симфонические картины «Баба Яга» (1904), «Кикимора» (1909) и др. (на сказочные сюжеты), обработки… … Энциклопедический словарь

    - (11 V 1855, Петербург 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.) ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры фортепианной и оркестровой и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного… … Музыкальный словарь

Книги

  • Избранные легкие произведения для фортепиано. Ноты , Лядов Анатолий Константинович , А. К. Лядов (1855-1914) - непревзойденный мастер фортепианной миниатюры. Его творчество стало рубежным в истории русской музыки. Настоящий сборник содержит опусы, доступные пианистам… Категория: Музыка Серия: Издатель: Лань ,
  • Парафразы на неизменяемую тему. Для фортепьяно. Ноты , Бородин Александр Порфирьевич , Кюи Цезарь , Лядов Анатолий Константинович , "Парафразы на неизменяемую тему"-сборник, состоящий из 24 вариаций и 17 пьес, созданных композиторами балакиревского кружка, Щербачевым и Листом. В основе каждой пьесы - простейшая тема,… Категория: Литература для музыкальных школ Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель:

Биография
Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А. Антиповой. Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Анатолий Константинович- выходец из семьи профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами своего времени), он с ранних лет воспитывался в музыкальном мире. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру».
Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора - уже в середине 70-хгг. он вошел в состав «Могучей кучки» как младший представитель (вместе с А.К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», а вначале 80-х гг. - Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность. Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878г. он стал педагогом Петербургской консерватории. Среди его выдающихся учеников - Прокофьев, Асафьев, Мясковский, Гнесин, Золотарев, Щербачев. А с 1884 года он преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов). Одна из причин этого – материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени» и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось!»
До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не программные миниатюры – прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса «Музыкальная табакерка», а также фортепианный цикл «Бирюльки». В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны музыке Глинки и Бородина.
Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика. Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами – жемчужинами сердца».
Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством М.П.Мусоргского (в частности, циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни.
В конце 1890 -начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.
Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Новое качество приобрела малая форма: его симфонические миниатюры при всей сжатости композиции - не просто миниатюры, а сложные художественные образы, в которых концентрировано выражено богатое музыкальное содержание. В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма - одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века.
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Скорбная песнь» (1914 год)связана с образами Метерлинка. Она оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». Этой "исповедью души" завершился творческий путь Лядова, композитор умер 28 августа 1914 года.
В течение своего творческого пути Лядов оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности музыкальной мысли. Но вместе с тем, он живо откликнулся на эстетические устремления своего времени, сблизился и вошел в творческие контакты с представителями новейших литературных и художественных течений (поэт С.М. Городецкий, писатель A. M. Ремизов, художники Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, театральный деятель С. П. Дягилев). Но неудовлетворенность окружающим миром не побуждала композитора к социальной проблематике в творчестве, искусство олицетворялось в его сознании с замкнутым миром идеальной красоты и высшей истины.

Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию в классы фортепиано и скрипки. Вскоре Лядов заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в консерватории, где и работал до самой смерти. А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

А. К. Лядов был известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Так Сергей Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда он задержал выполнение заказа, Дягилев был вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большим поклонником творчества А. К. Лядова и специалистом по его музыкальному наследию был композитор и педагог Н. Н. Вилинский, также написавший «Четыре миниатюры памяти А. Лядова», соч. 40 (1956).

Преподавал в Петербургской консерватории, причем преподавательская деятельность композитора началась сразу по его окончании этой же консерватории. Среди учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, Майкапар и другие.

Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры - многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут (Музыкальная табакерка).

Среди самых известных сочинений Лядова - симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».

Лядов также известен как фольклорист - он составил несколько сборников русских народных песен. Для голоса и ф-но: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и др. Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен», 10 переложений из Обихода и т. д.

Источник: ВИКИПЕДИЯ Свободная энциклопедия

Анатолий Константинович ЛЯДОВ: О Музыке

Анатолий Константинович ЛЯДОВ (1855 - 1914) - русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории

Услышать музыку композитора на нашем сайте Вы можете в разделе

"На столе перед нами лежала тетрадь Шопена", — вспоминал ученик А.К. Лядова А.В. Оссовский о весеннем экзамене в Петербургской консерватории в 1897 г. — "Я делал изустный гармонический анализ. А.К. Указал концом карандаша на какую-то ноту.

— А это что за нота? — Тон, чуждый аккорду. Да. Капризная нотка. И какая вкусная! Вся ведь прелесть искусства в умелом нарушении правил, в этих капризах фантазии".

Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.

М. Горький сказал: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их...».

Вторая половина XIX - начало XX вв. — период небывалого расцвета русской культуры. Народность и реализм отличают творчество писателей Л. Толстого, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова; художников Перова, Крамского, Репина, Шишкина; музыкантов Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева.

В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.

Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.

Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепьянные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.

Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы. Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе.

Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам».

А когда дети подросли насколько, что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова.

Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница».

Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными. Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...».

К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила» , сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки».

Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов. Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «... появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории... Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…»
В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.

Об отношении Лядова к своим ученикам Е. Браудо в статье «А.К. Лядов» писал: «... наблюдательность и психологическое чутье позволяли Лядову совершенно безошибочно определять музыкальную индивидуальность своих учеников. И никто в такой мере, как он, не умел развивать в них чувство изящного, благородство вкуса».

А вот как охарактеризовал учителя одни из учеников Лядова: «... Огромный и ясный теоретический ум, с ясно осознанными принципами и планом преподавания, меткость, точность и изящество объясняющих формул, мудрая сжатость изложения”

В 80-90-х гг. Анатолий Лядов, помимо преподавательской и сочинительской деятельности не раз выступал как дирижёр в концертах Петербургского кружка любителей музыки, в «Русских симфонических концертах ». По поводу одного из таких концертов музыкальный критик В.В. Стасов писал: «... нельзя не упомянуть, с глубокой благодарностью, о прекрасном дирижировании А.К. Лядова, который, мало того, что приготовил хор и оркестр и вообще вел все дело, но первый подал мысль устроить концерт в память Мусоргского. Честь и слава молодому талантливому музыканту, жаждущему почтить публично талантливого своего предшественника».

В 1889 г. на всемирной выставке в Париже сочинения Лядова в числе прочих исполнялись в двух симфонических концертах, составленных из произведений русских композиторов.

Кроме этого, Лядов по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, которые были высоко оценены исследователями русского фольклора.

В 1909 г. балетный импресарио С.П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет был передан молодому композитору Игорю Стравинскому.

...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.
Б. Асафьев

А. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы; в его произведениях встречаются элементы жанровой характеристичности и комизма. Музыке Лядова свойственны светлое уравновешенное настроение, сдержанность в выражении чувства, лишь иногда прерываемые страстным, непосредственным переживанием. Большое внимание Лядов уделял совершенствованию художественной формы: непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность - вот его высшее критерии художественности. Идеалом ему служило творчество М. Глинки и А. Пушкина. Он подолгу обдумывал во всех подробностях создаваемые им произведения и потом записывал сочиненное начисто, почти без помарок.

Излюбленная музыкальная форма Лядова - небольшая инструментальная или вокальная пьеса. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения - это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме. Творчество Лядова невелико по объему, кантата, 12 сочинений для симфонического оркестра, 18 детских песен на народные слова для голоса с фортепиано, 4 романса, около 200 обработок народных песен, несколько хоров, 6 камерно-инструментальных сочинений, свыше 50 пьес для фортепиано.

Лядов родился в музыкальной семье. Его отец был дирижером Мариинского театра. Мальчик имел возможность слушать в концертах симфоническую музыку, часто бывать в оперном театре на всех репетициях и спектаклях. «Глинку он любил и знал наизусть. „Рогнедою“ и „Юдифью“ Серова восхищался. На сцене он участвовал в шествиях и толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана или Фарлафа. Певцов, хора и оркестра он наслушался вдосталь», - вспоминал Н. Римский-Корсаков. Музыкальная одаренность проявилась рано, и в 1867 г. одиннадцатилетний Лядов поступает в Петербургскую консерваторию. Практическим сочинением он занимался у Римского-Корсакова. Однако за пропуски занятий и недисциплинированность в 1876 г. он был исключен. В 1878 г. Лядов вторично поступает в консерваторию и в этом же году блестяще сдает выпускной экзамен. В качестве дипломной работы им была представлена музыка к заключительной сцене «Мессинской невесты» Ф. Шиллера.

В середине 70-х гг. Лядов знакомится с членами балакиревского кружка. Вот что писал Мусоргский о первой встрече с ним: «...Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант...» Общение с крупнейшими музыкантами оказало большое влияние на творческое формирование Лядова. Расширяется круг его интересов: философия и социология, эстетика и естествознание, классическая и современная литература. Насущной потребностью его натуры было размышление. «Клюйте из книги то, что Вам нужно , и развивайте это на свободе , и тогда Вы узнаете, что значит думать », - писал он позже одному из своих друзей.

С осени 1878 г. Лядов становится педагогом Петербургской консерватории, где ведет теоретические дисциплины у исполнителей, а с середины 80-х гг. преподает и в Певческой капелле. На рубеже 70-80-х гг. Лядов начал дирижерскую деятельность в Петербургском кружке любителей музыки, а позже выступил как дирижер в общедоступных симфонических концертах, учрежденных А. Рубинштейном, а также в Русских симфонических концертах, основанных М. Беляевым. Его дирижерские качества высоко ценили Римский-Корсаков, Рубинштейн, Г. Ларош.

Музыкальные связи Лядова расширяются. Он знакомится с П. Чайковским, А. Глазуновым, Ларошем, становится участником «беляевских пятниц». В это же время он приобретает известность и как композитор. С 1874 г. выходят в свет первые произведения Лядова: 4 романса ор. 1 и «Бирюльки» ор. 2 (1876). Романсы оказались единственным опытом Лядова в этом жанре, они были созданы под влиянием «кучкистов». «Бирюльки» - первое фортепианное сочинение Лядова, представляющее собой серию мелких разнохарактерных пьес, объединенных в законченный цикл. Уже здесь определяется лядовская манера изложения - камерность, легкость, изящность. До начала 1900-х гг. Лядовым было написано и издано 50 опусов. Большинство из них - небольшие фортепианные пьесы: интермеццо, арабески, прелюдии, экспромты, этюды, мазурки, вальсы и др. Широкую популярность завоевала «Музыкальная табакерка», в которой с особой тонкостью и изысканностью воспроизводятся образы кукольно-игрушечного мирка. Из числа прелюдий особенно выделяется Прелюдия си минор ор. 11, мелодия которой очень близка народному напеву «И что на свете прежестоком» из сборника М. Балакирева «40 русских народных песен».

К наиболее крупным произведениям для фортепиано относятся 2 вариационных цикла (на тему романса Глинки «Венецианская ночь» и на польскую тему). Одной из известнейших пьес стала баллада «Про старину». Это сочинение близко эпическим страницам оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Богатырской» симфонии А. Бородина. Когда в 1906г. Лядов сделал оркестровую редакцию баллады «Про старину», В. Стасов, услышав ее, воскликнул: «Настоящего баяна Вы тут вылепили».

В конце 80-х гг. Лядов обратился к вокальной музыке и создал 3 сборника детских песен на тексты народных прибауток, сказочек, припевок. Ц. Кюи назвал эти песни «крошечными жемчужинами в самой тонкой, законченной отделке».

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Особенно выделяются 4 сборника для голоса с фортепиано. Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань).

К началу XX в. Лядов становится одним из ведущих и авторитетных русских музыкантов. В консерватории к нему переходят специальные теоретические и композиторские классы, среди его учеников С. Прокофьев, Н. Мясковский, Б. Асафьев и др. Смелым и благородным можно назвать поведение Лядова в 1905г., в период студенческих волнений. Далекий от политики, он безоговорочно примкнул к передовой группе преподавателей, протестовавших против реакционных действий РМО. После увольнения из консерватории Римского-Корсакова Лядов вместе с Глазуновым заявил о своем выходе из состава ее профессоров.

В 1900-х гг. Лядов обращается преимущественно к симфонической музыке. Он создает ряд произведений, продолжающих традиции русской классики XIX в. Это оркестровые миниатюры, сюжеты и образы которых подсказаны народными источниками («Баба-Яга », «Кикимора ») и созерцанием красоты природы («Волшебное озеро »). Лядов называл их «сказочными картинками». В них композитор широко использует колористические и живописные возможности оркестра, следуя по пути Глинки и композиторов «Могучей кучки». Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы - эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.

В эти годы Лядов проявлял живейший интерес к новым литературным и художественным течениям, и это нашло отражение в его творчестве. Он пишет музыку к пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», симфоническую картину «Из Апокалипсиса» и «Скорбную песнь для оркестра». В числе последних замыслов композитора - балет «Лейла и Алалей» и симфоническая картина «Купальская ночь» по мотивам произведений А. Ремизова.

Последние годы жизни композитора были омрачены горечью утрат. Лядов очень остро и тяжело переживал потерю друзей и соратников: один за другим ушли из жизни Стасов, Беляев, Римский-Корсаков. В 1911 г. Лядов перенес тяжелую болезнь, от которой уже не смог оправиться полностью.

Ярким свидетельством признания заслуг Лядова явилось празднование в 1913 г. 35-летнего юбилея его творческой деятельности. Многие его сочинения и поныне пользуются широкой популярностью и любовью слушателей.