Русская культура XIX века. Русская культура XIX в Развитие русской культуры в 19 веке кратко

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.

2. Культурология как наука: методы и основные направления.

Тестовое задание

Используемая литература.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства .

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 - 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

В 40 - 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.

Работа Тона понравились Николаю 1. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.

В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка. В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 - 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере - «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.

Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики.

Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н.Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Впервой половине 19 в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И.Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.

2. Культурология как наука : методы и основные направления

Культурология (от латинского cultura и греческого logia) - наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в ХХ веке, хотя еще в ХIХ веке английский религиовед и антрополог Эдуард Бернетт Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». В 1871 году книга Тейлора «Первобытная культура» была прямо посвящена изучению культуры.

Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом В.Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться этот термин стал благодаря американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). Именно Уайт (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостным исследованиям культуры. В 1949 году в книге «Наука о культуре» он поставил вопрос о необходимости четкого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Культурология рассматривается сегодня как интегративной научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, теологии культуры, этнологии, истории культуры.

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей всё многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы.

Основные задачи культурологического исследования:

Анализ культуры как системы культурных феноменов.

Исследование ментального (мироощущение, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, сформированных на глубоком психологическом уровне сознания) содержание культуры.

Выявление типов связей между элементами культуры.

Исследование типологии культуры и культурных единиц.

Разрешение проблем социокультурной динамики.

Исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурологическое знание представляет собой целостный взгляд на бытие человека, т.е. каждый элемент имеет своё значение, функцию и содержание по отношению к целому. Раскрывая общие основы разнообразных фактов культуры, порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования культурологическое знание, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике.

Этимология термина «культура» восходит к античности и имеет латинское происхождение - cultura, что значит «возделывание», «обработка», «уход». Соответственно «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor - это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец.

Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное - воспитанность, просвещенность. Понятие культуры отождествлялось с понятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя (pais - ребенок), по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполнении общечеловеческом содержании.

Слово «культура» было метафорически соотнесено с разумностью. Римский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию. В работе «Тускуланские беседы» (Тускулан пригород Рима) Цицерон не только описал ряд явлений, но и попытался понять, в чем суть культуры, что отличает теорию от обыденных представлений. Именно в его работе намечается путь к классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв.

Слово «культура» имело и другой перевод - почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.

Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis - тайный, сокровенный).

В древнем Китае термин «культура» (вэнь) - культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. - является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.

Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат. civilis - гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства и политических учреждений.

В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление о рыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало, прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

Мировая культура- это синтез лучших достижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культур, в свою очередь, выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.

Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру. Актуальность культуры - это живой непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общие функции культуры:

Творческая - создание произведений культуры;

Познавательная - познание мира;

Трансляционная - передача культурных достижений;

Регулятивная - формирование норм поведения;

Ценностная или аксиологическая - создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;

Знаковая - создание языка культуры;

Синтезирующая - соединение больших масс населения в единое целое;

Смысловая - обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

3. Тестовое задание

1. Какой стадией культуры, по мнению Шпенглера, является цивилизация:

а) первой;

б) промежуточной;

в) последней.

2. Что является характерной особенностью первобытной культуры:

а) коллективизм;

б) синкретизм;

в) аполитичность.

3. Что представляет из себя Сфинкс:

а) изображение женщины;

б) голова человека и тело льва.

4. В какой стране были изобретены компас, сейсмограф, насос:

б) Месопотамия;

в) Китай.

5. Кем было начато книгопечатание в России:

а) А. Палицын;

б) А. Никитин;

в) Иван Федоров.

6. Какова, по мнению Данилевского, идея, воплощенная в славянской культуре:

а) идея всемирного господства;

б) мессианская идея возрождения культуры.

7. Чья письменность на Земле древнейшая:

а) египетская клинопись;

б) шумерская клинопись;

в) китайские иероглифы.

8. Какое из чудес света было достоянием культуры Древнего Египта:

а) «дворец» Семирамиды;

б) мавзолей Тадж-Махал;

в) пирамида Хеопса.

9. Какая религия на территории Индии была древнейшей:

а) индуизм;

б) буддизм.

10. Какая религия сменила в Древней Индии индуизм:

а) буддизм;

б) брахманизм.

11. Как звали великого врача Древней Греции:

а) Плутарх;

б) Гиппократ;

в) Демокрит.

12.Отметьте деятелей античной эпохи:

а) Рафаэль, Микеланджело, Ариосто;

б) Гиппократ, Пифагор, Архимед.

13. Кто такие трубадуры:

а) придворные певцы;

б) придворные танцоры;

в) придворные поэты, воспевающие любовь.

14. В какую эпоху в Европе были созданы порох, бумага, книгопечатание, очки, компас:

а) античная;

б) средневековье;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

15. Кто из российских писателей впервые поднял «крестьянский вопрос»:

а) Фонвизин;

б) Радищев;

в) Ломоносов.

16. Почему 19 век назван «Золотым веком» русской культуры:

а) прогресс в области научных знаний;

б) бурное развитие литературы;

в) большой вклад русской культуры в мировую культуру.

17. Какой философ о себе сказал «философ неприятных истин»:

а) Платон;

б) Шпенглер;

в) Ницше.

18. Какая черта была характерна для искусства Древнего Египта:

а) желание увековечить свою культуру;

19. Кто был основателем конфуцианства:

а) Конфуций;

б) Лао-Цзы;

20. Первоначальное значение термина «культура»:

а) возделывание почвы;

б) воспитание, обучение.

Используемая литература

Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа., 1999. - 511 с.

Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. - М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.- 288 с.

Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. ПРИОР, 2000. - 352 с.

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

Реферат
по истории на тему:
«Русская культура XIX века»

Введение.

XIX век- это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создает новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство.
Именно в XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Этот век действительно можно назвать золотым ведь происходит необычайный взлет российской культуры. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Глава 1.
Иностранное влияние на развитие культуры в России.
Россия волею исторических обстоятельств объединила сотню племен и народов, с непохожим историческим опытом, имеющих различные верования и этнические характеристики. Это предало ей весьма своеобразный культурный облик. В российских городах существовали бок о бок совершенно непохожие этнические общности, сохраняющие собственный исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.
Русский язык открывает пути к достижению определенных административных и ощутимых материальных преимуществ, а так же становится единственным средством межэтнического общения. Многие представители родовых и племенных элит еще до XIX века начинают инкорпорироваться в состав высшего привилегированного сословия. Множество известных аристократических фамилий имели помимо старославянских и европейских корней, имели тюркские, греческие, грузинские и армянские корни.
Полиэтничность государственного портрета России повлияла на весь культурный процесс. Среди выдающихся русских художников, поэтов, писателей и людей творческих существует немало представителей не чисто русских кровей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Рахманинов, Левитан…Само понятие «русскости» подразумевало под собой отражение духовного состояния, принадлежность к христианству, а не к чистой племенной родословной.
В последующие века Россия ощущала влияние как с Востока, так и с Запада. В России многое менялось и изменялось, но в национально-культурном отношении страна сохраняла свой «код самобытности». В первой половине XIX века Россия представляла собой образец сложной социокультурной амальгамы. Верхние слои общества жили в соответствии с западноевропейскими нормами и правилами. Они владели иностранными языками (чаще всего французским и немецким), что позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями, в том числе и художественного творчества. В страну ввозилось огромное количество книг и журналов, в которых рассказывалось о политической и общественной жизни дальних стран, важных событиях и открытиях. Наиболее состоятельные люди отправлялись в путешествия. Часть аристократии настолько европеизировалась, что французский язык стал для них фактически родным, владели им в совершенстве, в то время как родным языком многие пользовались с большим трудом. Некоторые дворяне перенимали так же образ мыслей иностранцев, вступали в масонские организации. В начале XIX века масонство стало модным увлечением русского дворянства. Элитарные слои были затронуты влиянием заподноевропейской буржуазной цивилизации, которая сформировала социоправовой строй экономически развитых европейских стран, где фетиши рационализма, прагматизма властвовали безраздельно. Однако в России они не приобрели должного влияния в общественном сознании.
Россию всегда волновал вопрос о смысле жизни, а в Европе главным вопросом была цель жизни человека. От этого и появлялась внутренняя психологическая напряженность русской культуры. Русская культура в это время становится практически светской, но сохраняет глубокую духовную интенцию. Нравственно-этические проблемы человеческого бытия всегда оставались в поле зрения культуры. Психологизм русских художественных творений нередко озадачивал иностранцев. Русское художественное действие - это решение философской дилеммы между «сущим» и «должным» бытия, постижения внутреннего мира человека. В силу этого персонажи русской литературы и драматургии значительно чаще размышляют и говорят, чем действуют. Ярким примером можно назвать литературные произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и пьесы Антона Чехова.
Сословная стратификация сходила на нет в храме, где все становились равными перед образом Бога. Православие остается мощным средством, сохраняющим различные элементы общественной среды в рамках единого народа. Процессы секуляризации разрушали это единение, но до самого падения монархической России православное понимание жизни было широко распространено.
До сих пор распространена точка зрения о том, что почти все исторические обретения России есть результат заимствования. Россия действительно заимствовала художественно-эстетические представления, технические новации и интитуциональные приемы у Запада, но все эти приобретения адаптировались к местным условиям и новый симбиоз современных форм и традиционных ценностей часто уже не имел ничего общего с первоисточником. Но даже в проявлениях, равнявшихся на запад, русская культура оставалась национальной. Если что-то и подрывало ценности в России, то это общий антихристианский дух западной буржуазной цивилизации, высказывавшей индивидуалистические принципы после французской революции 1789 года.
Православие придает всему процессу национально-созидательного развития специфический облик и не похожие на западноевропейские черты. Церковь, ее обряды, таинства, символы веры поднимали простых русских людей от повседневных забот и заставляли смотреть на мир по-другому. Простые люди, в отличие от дворян, которые уже к началу XIX века фактически порвали с церковью, сохраняли безусловную веру. Народ создавал замечательные сказки, былины, песни, изделия из кожи, дерева, льна, камня, металлов, строили деревянные жилища и церкви, отличавшиеся причудливостью форм и затейливостью оформления.
В первой половине XIX века привилегированные группы населения начинают осознавать значение культурной самобытности России. Происходит появление творцов, преодолевших старый культурный разрыв между «верхами» и «низами».

Глава 2.
Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века стала времени расцвета всех искусств, временем достижений в области архитектуры, театра, живописи и музыки.
В архитектуре господствует классицизм, для которого было характерно преклонение перед образцами искусства Древней Греции и Древнего Рима. Расцветает имперское монументальное искусство. Города и селения украшались сооружениями, посвященными героическим страницам истории.
С 1709 года появляется новое направление в изобразительном искусстве, искусство имперской монументальной пропаганды. В некоторых районах России начинают появляться памятники, не характерные для России: триумфальные арки, стелы, колонны, пирамиды, обелиски, статуи и скульптурные группы. Первым наиболее крупным и долговечным становится памятник Петру I, скульптор Э.Фальконе, памятник был установлен в 1782 году в центре Петербурга, данный памятник более известен, как «Медный всадник».
Храмовая и монументальная тенденция в русском изобразительном искусстве была направлена на увековечвание памяти героических потомков, прославивших Россию. В их числе: святой Владимир, Иван Сусанин, князь Потемкин и многие другие…
Так же стоит отметить, Исаакиевский собор в Петербурге, Александровскую колонну. Эта колонна посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном. В 1811 году архитектор Воронихин строит большой Казанский Собор. В XIX веке строится здание императорского Эрмитажа, по воле Николая I в 1852 году Эрмитаж становится первым общедоступным музеем в России.
В Москве в 1817 году появляется здание Манежа, предназначенное для проведения военных смотров, учений и парадов. В 1825 году появляется Большой Театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий. На Красной площади в 1818 году устанавливается первый московский памятник Минину и Пожарскому. Заканчивается строительство Странноприимного дома (более известный как Институт скорой медицинской помощи имени Склифосовского).
В XIX веке происходит становление отечественного общественного театра. Раньше театральные труппы существовали в усадьбах богатых дворян или при царском дворе. Располагались они в маленьких темных помещениях, которые не были рассчитаны на большое количество зрителей. Репертуар состоял из незатейливых водевилей, легких пьесок.
В Петербурге существовали французские и немецкие театры, выступали итальянские артисты. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры, ставятся отечественные пьесы, в которых затрагиваются большие серьезные общечеловеческие проблемы. Например, «Ревизор».
В 1832 году строится здание Александринского театра по проекту Карла Росси. Этот театр возник еще в середине XVIII веке, на его сцене стали известы имена таких русских актеров, как Ф.Г.Волков, И.Ф,Дмитриевский, В.Н.Асенкова., В.А. Каратыгин.
В Москве крупнейшим драматическим театром являлся Малый театр, в 1824 году для него строится здание, в котором и по сей день находится этот театр. М.С.Щепкин и П.М.Садовский прославились на сцене Малого театра. Вскоре Малый театр стали называть «Домом Островского», потому что произведения этого драматурга заняли доминирующее положение в репертуаре данного театра.
Наиболее заметных результатов в XIX веке занимает портретная живопись и эпические полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже распространяются пейзаж и жанровая живопись. С середины XIX века именно живопись приобретает направление критического реализма, вершиной которого становятся произведения художников-передвижников. В первой же половине XIX века изобразительное искусство было лишено ангажированной критической направленности, а главными критериями оставались красота и гармония. Среди портретистов наиболее известны Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, которых в началу века относили к числу лучших в России.
Стоит отметить К.П.Брюллова, написавшего «Последний день Помпеи», написанного в Италии по заказу богатого вельможи А.Демидова. Так же стоит поговорить о О.А.Кипренском, В.А.Тропинином и П.А.Федоровом. Первые два прославились портретами, а последний написал целую серию полотен, отражавших быт и нравы России XIX-ого века.
Что касается музыкальной культуры, в начале XIX века господствовали сочинения иностранных авторов. Но с 1830-х годов появляются крупные музыкальные произведения, в которых использовали национальные мотивы. Начало русской оперной традиции положил А.Н.Вертовский, чья опера «Аскольдова могила» была создана на основе русского фольклора и народных напевов.
М.И.Глинка совершает переворот в русской музыкальной культуре, он является родоначальником русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» кладет начало народно-музыкальной драмы, а опера «Руслан и Людьмила» опере-сказке.
Так же в XIX веке происходит грандиозное событие – написание русского гимна «Боже, Царя храни!». Создают его поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов. Впервые как гимн он звучит в 1834 году и до самого падения монархии в России (1917 год).

Глава 3.
Русская православная церковь.
Русская православная церковь возникла еще в 988 году, в 1721 года начинается синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший правительствующий синод, включавший видных церковных иерархов, решавший важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе стоял обер-прокурор Святейшего синода. Положение церкви и ее роль регулировались законом, по которому православная вера первенствующая и господствующая в России. Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
Приход - первичная церковно- административная единица, приход имел храм с причтом. Приходское духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Территория государства делилась на церковные округа – епархии. В среднем на одну епархию было около тысячи церковных приходов.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых - Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
В середине XIX
и т.д.................

Введение……………………………………………………………….…..3

1.Социально экономическое развитие России в 19 веке………….……6

1.1.Территория и административное деление……………………….…..6

1.2.Население и его сословная структура………………………….…….6

1.3.Сельское хозяйство…………………………………………………....7

1.4.Развитие капиталистического уклада в экономике России………..7

2.Культура России в 19 веке……………………………………………..11

2.1.Образование…………………………………………………………..11

2.2.Литература…………………………………………………………….17

2.3.Живопись и скульптура………………………………………………29

2.4.Музыка………………………………………………...………………32

2.5.Архитектура и градостроительство………………………………….35

2.6.Театр…………………………………………………………………37

2.7. Балет…………………………………………………………………38

Заключение


Введение

XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально – культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

Длительное время историографическая традиция изучения отечественной культуры исходила из конкретно-отраслевого, дифференцированного подхода, в основе которого лежало рассмотрение отдельной отрасли культуры и асксиологический принцип, подчеркивающий роль идеальной модели, должной быть в культуре. Но наряду с возможностью углубленного детального анализа той или иной области культуры такой подход не дает далеко не достаточно представления о культуре как целостной системе, определенной сфере общественной жизни, закономерностях развития историко-культурных явлений, факторах, влиявших на это развитие.

Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние изучения историко-культурных пожени, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к системному изучению истории культуры.

Важнейшей предпосылкой такого изучения является представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные эле­менты. Применительно к истории России XIX в. Такое прочтение напряженного, иногда конфликтного, а иногда взаимообогащающего диалога входящих в систему субкультур, реконструкция ее социального контекста может быть чрезвычайно плодотворной.

Интеграционный, или системно-функциональный, подход к изучению явлений культуры позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности «культурных вершин» не только их производство, но и распреде­ление, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни. Культура выступает как один из показателей общественного прогресса 1 .

Такой системно-функциональный подход является сравнительно новым в исследовании культуры. Однако в течение последнего времени интерес к нему проявляют не только культурологи, историки культуры, но и искусствоведы, литературоведы и т.д. Можно говорить о сложившихся центрах, где такой подход достаточно активно и плодотворно разрабатыва­ется. В течение последних десятилетий такие исследования ведутся в лаборатории русской культуры исторического факультета Московского университета. Широко известны работы по исто­рии отечественной культуры ученых московско-тартуской школы Ю.М. Лотмана.

Одним из аспектов системно-функционального подхода к культуре является изучение общественно-культурно и среды, или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов, его составляющих.

Общественно-культурная среда включает совокупность факторов, которые определяют наполненность и многообразие сферы духовной жизни общества, его интеллектуально-нравственный и социально-активный потенциал. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение и бережное отношение к традицион­ной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и культурно-просветительных учреждений, книга, периодика, культурно-информационная система как средство распространения знаний.

Культура XIX в., оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

В силу этого именно в XIX в. Происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры, возникает некий полифонизм, диалогичность культуры. Взаимовлияние сословных культур по-разному реализовалось в городе и деревне, столицах и провинции, в атмосфере «разряженного воздуха» усадьбы. Но именно в сочетаниях этих многочисленных тенденций и развивалась русская национальная культура.

Важнейшими социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала культура, пульсировала та или иная струя многоликого, противоречивого культурного потока, были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство.

Складывание культурной среды как определенной сферы существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно-экономического состояния региона, административного статуса города, связи с культурными дворянскими гнездами, усадебной культурой, близости к столичным центрам и т.д.

Наиболее интенсивно этот процесс протекал в пореформенное время. Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличива­ла социальные возможности для получения образования более широких слоев.

В этот процесс была активно вовлечена провинция. Более того, прежде всего там и происходили наиболее значительные изменения в общественно-культурной жизни. В пореформенное время в силу большей социальной мобильности по сравнению с предшествующими годами общее культурное движение в провинции захватило не только города, но и сельские регионы. Однако не следует преувеличивать степень и глубину этого движения и по существу, и по отношению к разным территориям. В России к началу XX в. Буржуазное общество как таковое, с присущей ему степенью демократизации общественной жизни и культуры еще не сложилось. Россия, по мнению некоторых современных исследователей, оставалась и в начале XX в. Страной двух цивилизаций европейски-городской и традиционно-деревенской 2 .

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит наиболее важная роль. Он был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной куль­туры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

Культура русского города XIX в. Сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах, источником печальной сатиры писателя.

Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Именно город обеспечил возможность духовной жизни интеллигенции через салон, университет, кружок, издание толстых журналов, т.е. через структуры, которые стимулировали развитие оппозиционных взглядов. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно" связанная с мещанской средой. В усложненной структуре городской жизни происходило порой неожиданное пересечение и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений.

В курсовой работе представлен материал который позволяет дать широкую картину состояния и развития русской культуры на протяжении первой половины XIX века.

Цели курсовой работы:

Изучить различные аспекты русской культуры в первой половине XIX века;

Выявить основные направления развития культуры;

Выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.